Научная статья на тему 'К вопросу о самоидентификации личности в современном китайском обществе'

К вопросу о самоидентификации личности в современном китайском обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
801
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самоидентификация / национальная идентичность / социокультурные характеристики / культурные ценности / традиционное общество / социальное поведение. / Self-identification / national identity / socio-cul- tural characteristics / cultural values / traditional society / social behavior.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шаренкова Татьяна Аркадьевна

В статье рассматривается назревшая в современном мире проблема самоидентификации и самопонимания личности в условиях быстро меняющегося мира. Актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности. Феномен идентичности вызывает сильный личностный и социальный интерес: идентичность есть решение проблемы определенности человека в мире. Эта проблема существует для самого человека, который по ряду причин должен и стремится знать о себе: кто он, где он и зачем он. Но она не менее остра и для других людей, которым нужно понимать, кто и зачем этот человек, который становится участником, условием или решающим фактором ситуации их собственной жизни. Можно сказать, что проблема идентичности начинается тогда, когда реально появляются многочисленные (как индивидуальные, так и групповые) субъекты социального бытия. Это проблема определенности человека в мире, которая настоятельно требует разрешения, поскольку мир становится гораздо более полусубъектным, чем раньше. В глубоко традиционных обществах нормы оказывают сильное влияние на современного человека, однако социальные перемены приводят к тому, что традиционные духовные ценности и моральные постулаты подвергаются жесткой трансформации. В связи с этим самоидентификация отдельного человека как субъекта в условиях современного постиндустриального или информационного общества вызывает большой интерес западных, российских и азиатских ученых, тем более в таких глубоко традиционных обществах, как, например, китайское. B современном Китае всё чаще говорят об исчезновении высоких идеалов и объединяющих целей, нуллификации семейных ценностей, а также о стремлении к гедонистическому образу жизни и т.д. Таким образом, найти свою идентичность, самоидентифицироваться для человека, подвергающего сомнению постоянно трансформирующиеся в современных условиях устои общества, представляется крайне сложным. Автором делается вывод о том, что конфуцианство как основа морально-этических норм, даосизм и традиционная китайская культура в целом являются своеобразным ориентиром, алгоритмом социального поведения человека и основополагающей базой в формировании самоидентификации современного китайца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Self-Identity Issue in Modern Chinese Society

The article discusses the problem of self-identification and «self-understanding» of an individual in a rapidly changing modern world. The actualization of the subject’s understanding of certain identity aspects is connected with the demands of a sociocultural community. The phenomenon of identity causes a strong personal and social interest: identity is the solution of the problem of human uncertainty in the world. This problem is internal for the person, who, for a number of reasons, wants and seeks to know who he is, where he is and why he is. But it is no less important for other people who need to understand more about this person who becomes a participant, a condition or a decisive factor in their own lives. It can be said that the problem of identity starts when numerous (both individual and group) subjects of social existence really appear. This is the problem of human uncertainty in the world, which requires urgent solution, as the world is becoming much more poly-subject than before. In deeply traditional societies, the influence of traditional norms has a strong impact on a person, but social changes lead to a rigid transformation of traditional spiritual values and moral tenets. In this regard, self-identity of an individual as a subject in the conditions of a modern post-industrial or information society is of great interest to Western, Russian and Asian scientists, especially one in deeply traditional societies such as, for example, that of China. In modern China, they are increasingly talking about the disappearance of high ideals and unifying goals, the nullification of family values, as well as about the desire for a hedonistic lifestyle, etc. Thus, it is extremely difficult to identify oneself for a person who doubts the constantly transforming foundations of society in modern conditions. The author concludes that as a basis of moral and ethical standards, Confucianism, Taoism and traditional Chinese culture as a whole is a peculiar guideline, «algorithm» of social behavior and a fundamental basis for the formation of the identity of a modern Chinese citizen.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самоидентификации личности в современном китайском обществе»



УДК 159 (510)

К вопросу о самоидентификации личности в современном китайском обществе

Аннотация. В статье рассматривается назревшая в современном мире проблема самоидентификации и самопонимания личности в условиях быстро меняющегося мира. Актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности. Феномен идентичности вызывает сильный личностный и социальный интерес: идентичность есть решение проблемы определенности человека в мире. Эта проблема существует для самого человека, который по ряду причин должен и стремится знать о себе: кто он, где он и зачем он. Но она не менее остра и для других людей, которым нужно понимать, кто и зачем этот человек, который становится участником, условием или решающим фактором ситуации их собственной жизни. Можно сказать, что проблема идентичности начинается тогда, когда реально появляются многочисленные (как индивидуальные, так и групповые) субъекты социального бытия. Это проблема определенности человека в мире, которая настоятельно требует разрешения, поскольку мир становится гораздо более полусубъектным, чем раньше. В глубоко традиционных обществах нормы оказывают сильное влияние на современного человека, однако социальные перемены приводят к тому, что традиционные духовные ценности и моральные постулаты подвергаются жесткой трансформации. В связи с этим самоидентификация отдельного человека как субъекта в условиях современного постиндустриального или информационного общества вызывает большой интерес западных, российских и азиатских ученых, тем более в таких глубоко традиционных обществах, как, например, китайское. B современном Китае всё чаще говорят об исчезновении высоких идеалов и объединяющих целей, нуллификации семейных ценностей, а также о стремлении к гедонистическому образу жизни и т.д. Таким образом, найти свою идентичность, самоидентифицироваться для человека, подвергающего сомнению постоянно трансформирующиеся в современных условиях устои общества, представляется крайне сложным. Автором делается вывод о том, что конфуцианство как основа морально-этических норм, даосизм и традиционная китайская культура в целом являются своеобразным ориентиром, алгоритмом социального поведения человека и основополагающей базой в формировании самоидентификации современного китайца.

Ключевые слова. Самоидентификация, национальная идентичность, социокультурные характеристики, культурные ценности, традиционное общество, социальное поведение.

Т.А. Шаренкова

Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 01.10.2018

Дата принятия к печати: 06.11.2018

© Шаренкова Т.А., 2018

185

T.A. Sharenkova

2018^11^60

В5

№^ттшщттт±шттотт^т,1ыт штштттттж-тш.тттшттт

АШШЙШо

On the Self-Identity Issue in Modern Chinese Society

T.A. Sharenkova

Chita Institute of Baikal

State University,

Chita, the Russian Federation

Received: October 01, 2018 Аccepted: November 06, 2018

Abstract. The article discusses the problem of self-identification and «self-understanding» of an individual in a rapidly changing modern world. The actualization of the subject's understanding of certain identity aspects is connected with the demands of a sociocultural community. The phenomenon of identity causes a strong personal and social interest: identity is the solution of the problem of human uncertainty in the world. This problem is internal for the person, who, for a number of reasons, wants and seeks to know who he is, where he is and why he is. But it is no less important for other people who need to understand more about this person who becomes a participant, a condition or a decisive factor in their own lives. It can be said that the problem of identity starts when numerous (both individual and group) subjects of social existence really appear. This is the problem of human uncertainty in the world, which requires urgent solution, as the world is becoming much more poly-subject than before. In deeply traditional societies, the influence of traditional norms has a strong impact on a person, but social changes lead to a rigid transformation of traditional spiritual values and moral tenets. In this regard, self-identity of an individual as a subject in the conditions of a modern post-industrial or information society is of great interest to Western, Russian and Asian scientists, especially one in deeply traditional societies such as, for example, that of China.

In modern China, they are increasingly talking about the disappearance of high ideals and unifying goals, the nullification of family values, as well as about the desire for a hedonistic lifestyle, etc. Thus, it is extremely difficult to identify oneself for a person who doubts the constantly transforming foundations of society in modern conditions. The author concludes that as a basis of moral and ethical standards, Confucianism, Taoism and traditional Chinese culture as a whole is a peculiar guideline, «algorithm» of social behavior and a fundamental basis for the formation of the identity of a modern Chinese citizen.

Keywords. Self-identification, national identity, socio-cultural characteristics, cultural values, traditional society, social behavior.

Современный кризис самоидентификации личности имеет свои сущностные особенности, поскольку происходит на фоне глобального кризиса культуры и духовных ценностей в целом. Деструктивным явлениям подвержены все сферы: искусство, наука, религия, право, политика. Социальные перемены привели к тому, что традиционные духовные ценности и моральные постулаты подвергаются жесткой трансформации. По мнению А.Е. Разумова, ценности являются опорой для ориентации в социальных и иных мирах, они встраиваются в человеческие отношения и руководят поведением отдельных лиц и социальных групп — от семьи до наций и государств [1]. В связи с этим самоидентификация отдельного человека как субъекта в условиях современного постиндустриального или информационного общества особенно важна, этой проблематикой в настоящее время занимаются российские и зарубежные философы и культурологи, педагоги, социологи и психологи. Как формируется личность, что влияет на ее формирование? Как отмечает И.В. Лысак, одним из основных условий самоидентификации человека является его общественно-культурный мир. А самоидентификация личности становится возможной при условии понимания этой личностью культурных и информационных отличий. Лишь противопоставляя собственные ценности и нормы иной нравственно-ценностной системе определенной социокультурной общности происходит их принятие и усвоение [2]. Активно взаимодействуя с обществом, человек осознает свои черты, приобщается к ценностям, либо принимая, либо отторгая их, тем самым формируя уникальный контур персональной идентичности [3]. Э.Д. Дряева полагает, что конструирование персональной идентичности, постоянно трансформируясь, зависит как от усилий самого

человека, так и от внешнего социального мира. Человек социализируется в определенном обществе, одновременно принимая правила этого общества, а именно общепринятые традиционные ценности, нравственные устои, социальные константы.

Если говорить о таких глубоко традиционных обществах, как, например, китайское, то традиционные нормы, конфуцианские постулаты, моральные законы в Китае оказывают все еще достаточно сильное влияние на современного человека в процессе его самоидентификации. В условиях традиционного общества самоидентификация не вызывала особых затруднений и потому не являлась предметом обсуждения. Одним из наиболее тяжелых последствий процессов модернизации и глобализации в Китае стали не только экономические проблемы, но и проблемы социального, политического и циви-лизационного развития. В условиях перехода к рыночной экономике рост уровня безработицы, социальное расслоение общества, неравномерное развитие регионов, отставание системы социального обеспечения и т.д. привели к духовной «ломке» в обществе. Субъективное сознание личности, вышедшее из рамок коллективистского, в большой мере раскрепостило личность, но и одновременно оказало влияние на ценностное восприятие, аннулировало многие нравственные ограничения. B современном Китае все чаще говорят об исчезновении высоких идеалов и объединяющих целей, нуллификации семейных ценностей, а также о стремлении к гедонистическому образу жизни. Все эти явления приводят к духовному кризису. Таким образом, найти свою идентичность, самоидентифицироваться для человека, подвергающего сомнению постоянно трансформирующиеся в современных условиях устои общества, представляется

крайне сложным. Огромный груз требований со стороны социума обнаруживает неустойчивое взаимодействие внутренних свойств человека с внешним миром, что приводит человека к кризисному состоянию.

Сравнивая себя с определенной социокультурной общностью, человек должен иметь четкое представление об окружающем его мире, для того чтобы самоопределиться в нем. При разрушении привычных социокультурных устоев возникает кризис самоидентификации.

В современных исторических условиях древняя китайская цивилизация переживает значительную трансформацию, великое возрождение китайской нации стало общей мечтой и целью всего китайского народа. Экономические преобразования в Китае привели к возникновению среднего класса и существенной дифференциации китайского общества, которое объективно несет в себе элементы западной идентичности. По мнению Е.Н. Грачикова, это явилось основной причиной возникновения так называемой новой китайской идентичности [4].

В последнее время в Китае отмечается «впитывание» китайской молодежью западных ценностей, рост гражданского самосознания и осознания своих прав и свобод. Опрос, проведенный китайскими исследователями, показал, что принятие традиционных ценностей среди разных возрастных групп составляет: 7,7 % — моложе 25 лет, 53,7 % — в возрасте 25-45-60 лет [5]. Китайская молодежь в принципиально иных условиях — экономических и политических реформ — переживает процесс трансформации семейно-брачных и демографических, общественных ценностей. На первый план выходит стремление к самореализации в условиях рыночной экономики. Надо сказать, что данное предпочтение не противоречит традиционным конфуцианским постулатам, являющимся основами морально-этических норм всей китайской нации. Анализируя совокупность социокультурных «конфуцианских» характеристик личности в традиционном китайском обществе, можно сказать, что идеальная личность законопослушна, рациональна, ответственна, обладает прагматизмом, имеет чувство долга и дисциплины. Это гармонично развитая личность, рефлексирующая и рациональная, обладающая самодисциплиной, стремлением к знаниям, постоянной работе над собой. Пассивность, леность, завистливость, лживость и другие негативные характеристики не входят в арсенал идеальной личности [6]. Данные качества помогают современному человеку

освоиться в социуме и проявить себя согласно требованиям рыночной экономики. Однако если раньше самореализация личности рассматривалась с учетом коллективных интересов общества, во благо общества, то в настоящее время вектор все больше склоняется к индивидуальным, личностным интересам, а именно к построению успешной карьеры и достижению материальной обеспеченности, наблюдается так называемая экономическая ценность.

Обратимся к докладу председателя Коммунистической партии Китая на XIX съезде КПК от 17 октября 2017 г. Поскольку проблемы самоидентичности перемещаются в сферу общественного сознания, Си Цзиньпин обратился к теме возрождения великой китайской нации, и это красной нитью проходит через всю речь руководителя страны. Выражение «возрождение великой китайской нации» прозвучало около 20 раз, тем самым вызывая чувство гордости за свою страну и внушая любовь к ней. Данная концепция, неоднократно артикулированная в выступлении китайского лидера, воспроизводит основную мысль, неизменно повторяемую целыми поколениями китайских мыслителей.

Делая ставку в первую очередь на молодежь, генеральный секретарь Си Цзиньпин сказал: «Если молодежь растет и развивается, то и государство будет процветающим, если молодежь наливается силой, то и государство станет могучим. Если у молодого поколения есть высокие идеалы и большие умения, если оно смело возлагает на себя ответственность, то страну ожидает светлое будущее, а нацию — прекрасные перспективы. Китайская мечта — это мечта историческая, мечта современная, а также и мечта будущих поколений, она принадлежит нам — этому поколению, но более всего она принадлежит молодому поколению. Благодаря борьбе молодежи, словно эстафете, передающейся из поколения в поколение, китайская мечта о великом возрождении китайской нации в конце концов станет реальностью» [7].

Следовательно, наиболее важными являются ценности патриотизма и любви к малой и большой родине. Патриотизм рассматривается как основополагающее ядро, как духовная сила, объединяющая китайский народ. Китайцы патриотичны. Легко расселяясь по всему миру, они возвращаются на историческую родину с нажитым материальным и духовным капиталом и жизненным опытом. Так, более 90 % студентов готовы принять участие в жизни страны и действовать в интересах общества [8].

Доминирующими факторами, порождающими национальную идентичность Китая, являются не только конфуцианство как основа морально-этических норм всей китайской нации, не только язык как компонент единения нации, не только образ мышления китайцев, представляющий своеобразный код нации, но и великая культура живописи, прозы, поэзии, музыки [4].

В докладе Си Цзиньпина огромная роль отводится традиционной китайской культуре, которую можно и нужно рассматривать в качестве основного инструмента в формировании самоидентификации китайцев. На протяжении тысячелетий в Срединном государстве прочность и незыблемость китайской государственности поддерживались не его могуществом, а именно культурой, обеспечивающей гармонизацию миропорядка и нахождение компромиссов во имя самосохранения в любой ситуации. Учение Конфуция (Л?, 551-479 гг. до н. э.) стало смысловым основанием этой культуры, осью морально-этических ценностей и эпидемией этнополитической идентичности Китая. Несмотря на более чем пя-титысячелетнюю историю выдающейся китайской культуры, Си Цзиньпин призвал пробуждать в сфере культуры инновационную и творческую энергию нации. Твердо стоя на позиции сохранения китайской культуры, исходя из реалий современного Китая, т.е. в увязке с условиями современной эпохи, китайские лидеры считают, что следует развивать национальную, научную и массовую социалистическую культуру, обращенную к модернизации, внешнему миру и будущему, способствовать согласованному развитию социалистической духовной и материальной культуры. Поскольку ценностные ориентиры обычно зарождаются в рамках ментальности образованной части общества, а впоследствии постепенно проникают в образ мыслей народа, то образованию как наиважнейшему транслятору культуры отводится приоритетная роль. Часто встречающаяся в докладе терминология — «цифровой Китай», «умное общество», «держава образования» — говорит сама за себя. Именно посредством образования планируется повышать личностные качества населения страны и, следовательно, формировать современную идентификацию граждан. Перманентно подчеркивается китайская специфика. Особый акцент делается на сочетании образовательной модели и образовательной философии самосовершенствования как основного конфуцианского постулата. Самосовершенствование и самореализацию личности можно отнести к кодам иден-

тификации как обязательное условие, заявленное еще в конфуцианской идеологии. Постоянно совершенствуясь и развиваясь, современный человек соответствует духу времени, реформам и инновациям, с ними связанным.

Современное китайское духовное образование в основном воплощено в характеристиках использования западных ценностей «в китайском стиле». Как считает А.И. Кобзев, китайским преобразователям удалось весьма плодотворно реализовать концепцию крупного ученого конца империи — Чжан Чжи-дуна (1837-1909): «Китайские учения — для фундаментальной основы, западные — для прикладного применения» [9]. Основная цель—установить подобный подход китайского духовного образования на национальном, социальном и индивидуальном уровнях, в традиционных и современных, доминирующих и субъективных, идеальных и реалистичных, национальных и открытых, систематических и других аспектах. По мнению исследователей в области образования, необходимо установить основную направленность китайского духовного образования, опираясь на историю, национальные условия, партийные установки и ситуацию в мире в целом, для типичных групп, таких как подростки, члены партии, работники средств массовой информации, новые экономические организации и т.д. [10-13]1. Именно духовный детерминант стал главным, основополагающим в устройстве китайской цивилизации на всем протяжении ее развития.

Кроме того, традиционная китайская культура и философия по своей сущности являются экологичными. Экологическая этноэтика, вопросы взаимосвязи природы, общества и человека содержатся в конфуцианских и даосских текстах, а также в писаниях китайских буддистов. Поскольку в китайской культуре человек неотрывно связан с природой, является ее неотъемлемой частью, следует, как отмечено в докладе Си Цзиньпина, обеспечивать гармоничную синергию человека и природы, формировать экологическую цивилизацию, внедрять в жизнь концепцию «^ЖЩЩ» — «зеленые горы и изумрудные воды». Анализируя последние мероприятия в экологической сфере, можно сделать вывод о том, что уверенность в необходимости гармоничного сосуществования с природой начинает крепнуть не только на уровне руководства стра-

1 2007-2010^Щ^ЩШШ Новые

проблемы новой эпохи: обзор исследований молодежи в 2007-2010 гг. // 2011. № 3. Ш 2007-

2010 ^ ЩЙ

ны и интеллигенции, но и на уровне сознания народных масс. Согласно теории даосизма человек, природа и космос для китайского мировоззрения являются одной сутью, а каждая часть этого единства определяет суть всеобщего. Данная кодировка, в свою очередь, также влияет на самоощущение китайцев в современном мире. Экологическое сознание современных китайцев коррелирует с осознанием себя как неотъемлемой части окружающего мира.

Таким образом, мировоззренческая основа китайцев формируется через представление о ценностях, а основными кодами идентификации современной личности в Китае можно назвать следующие аспекты. Во-первых, это духовная сила — «китайский дух», который связан не только с историей и культурными традициями, но и с реформами и современным развитием, а также отражает не только дух и волю развития страны, но и опыт китайской цивилизации в полной мере и духовный мир личного роста. Патриотизм рас-

сматривается как органичное проявление китайского духа, повсеместно делается акцент на глубоко самобытных чувствах китайцев, прежде всего на чувстве национального достоинства.

Во-вторых, это духовное образование личности. Исходя из мудрости Конфуция, человек должен самообучаться, устранить в себе все недостатки, осуществлять самоконтроль, и тогда весь мир будет чист [14]. Что касается мировоззренческих установок даосизма, то они сформировали мировосприятие не только китайца прошлых веков, но и современного жителя Поднебесной, определяя суть бытия человека. Современный китаец воспринимает себя как часть мира, у него формируется целостное понимание себя и природной среды в ее формировании и развитии, а традиционная культура Китая была и остается своеобразным ориентиром, алгоритмом социального поведения человека и основополагающей базой в самоидентификации современного китайца.

Список использованной литературы

1. Разумов А.Е. Ценности, воображение, личность (социальное и индивидуальное) / А.Е. Разумов // Философские науки. - 2016. - № 11. - С. 122-135.

2. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества / И.В. Лысак // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. — № 6 (43). — C. 37-42.

3. Дряева Э.Д. Проблема личностной идентичности: две стратегии исследования / Э.Д. Дряе-ва // Философские науки. — 2016. — № 10. — С. 41-53.

4. Грачиков Е.Н. Проблемы новой формирующейся идентичности Китая в мировой политике [Электронный ресурс] / Е.Н. Грачиков. — Режим доступа: https://www.geopolitica.ru/article/ problemy-novoy-formiruyushcheysya-identichnosti-kitaya-v-mirovoy-politike.

5. Я^. ^ФШЛЙЖиШ. ФШ^ШТУ. 2017. 32 (2). Цзо Бин. Культурная идентичность современного китайского народа / Цзо Бин, Вэн Фанфан // Бюллетень Академии наук Китая. — 2017. — № 32 (2). — С. 175-187.

6. Шаренкова Т.А. Гуманистическая составляющая современного образовательного процесса в КНР и России (из опыта сравнительного анализа) / Т.А. Шаренкова // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. — 2011. — № 19. — С. 123.

7. Си Цзиньпин. Полный текст доклада на 19-м Всекитайском съезде КПК от 18 окт. 2017 г. [Электронный ресурс] / Си Цзиньпин. — Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm?from=singlemessage&isappinstalled=0.

8. Троцук И.В. Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере и положение молодых специалистов на рынке труда КНР / И.В. Троцук, М.П. Скрынникова, Цзи Цзиньфэн // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 12. — С. 41-46.

9. Кобзев А.И. Великий китайский путь / А.И. Кобзев // Литературная газета. — 2011. — 31 авг. (№ 34 (6335)).

10. Wei Yong'an. Zhongguo jingshen jiaoyu yanjiu. Вэй Юнань. Чжунго цзиншень цзяоюй яньцзиу. Исследование духовного образования в Китае [Электронный ресурс] / Вэй Юнань. — Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbco de=CDFD&dbname=CDFDLAST2018&filename=1017714001.nh&v=MDUyNDV4WVM3RGgxVDNxVH JXTTFGckNVUkxLZmJ1ZHJGeWpuVmJ2S1ZGMjZHYlM1R3RITXJwRWJQSVI4ZVgxTHU=.

11. Просеков С.А. Менталитет китайцев и реформы Дэн Сяопина / С.А. Просеков // Философские науки. — 2015. — № 1. — С. 86-98.

12. Шарипова Р.Х. Самоидентификация российских и китайских студентов / Р.Х. Шарипова // Социологические исследования. — 2014. — № 3. — С. 88-93.

13. Корсун В.А. Идентичность «с китайской спецификой» / В.А. Корсун // Полис. Политические исследования. - 2008. - № 3. - С. 68-79.

14. Любимов А.П. Конфуцианство как этико-социально-политическое учение и его место в современном государственном и международном праве / А.П. Любимов // Философские науки. — 2015. — № 3. — С. 71-77.

References

1. Razumov A.E. Values, Imagination, Personality (Social and Individual). Filosofskie nauki = Russian journal of philosophical sciences, 2016, no. 11, pp. 122-135. (In Russian).

2. Lysak I.V. The peculiarities of self-identification of a man in terms of modern society. Guman-itarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki = The humanities and social-economic sciences, 2008, no. 6 (43), pp. 37-42. (In Russian).

3. Dryaeva E.D. The Problem of Personal Identity: Two Research Strategies. Filosofskie nauki = Russian journal of philosophical sciences, 2016, no. 10, pp. 41-53. (In Russian).

4. Grachikov E.N. Problems of a New Developing China Identity in the World Politics. Available at: https://www.geopolitica.ru/article/problemy-novoy-formiruyushcheysya-identichnosti-kitaya-v-miro-voy-politike. (In Russian).

5. ^ФШЛЙЖиВД. ФШ^ШТУ. 2017, 32 (2). Zuo Bin, Wen Fangfang. Cultural Identity of Contemporary Chinese People [J]. Byulleten' Akademii nauk Kitaya = Bulletin of Chinese Academy of Sciences, 2017, 32 (2), pp. 175-187.

6. Sharenkova T.A. Humanitarian Constituent of the Modern Educational Process in PRC and Russia (from the comparative analysis experience). Nauchnyi vestnik Baikal'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta ekonomiki i prava = Scientific Bulletin of Baikal State University of Economics and Law, 2011, no. 19, p. 123. (In Russian).

7. Si Tszin'pin. The Full Version of the Report at the 19th National Congress of the Communist Party of China on the October, 18, 2017. Available at: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299. htm?from=singlemessage&isappinstalled=0. (In Russian).

8. Trotsuk I.V., Skrynnikova M.P., Ji Jinfeng. Priorities of the Chinese youth in the professional field and the position of young specialists in the labor market of China. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2014, no. 12, pp. 41-46. (In Russian).

9. Kobzev A.I. The Great Chinese Way. Literaturnaya Gazeta, 2011, August 31. (In Russian).

10. Ш'^оФШЮТ^^Я^о^ЖА^ Wei Yong'an. Zhongguo jingshen jiaoyu yanjiu. Вэй Юнань. Чжунго цзиншень цзяоюй яньцзиу. Available at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.as-px?dbcode=CDFD&dbname=CDFDLAST2018&filename=1017714001.nh&v=MDUyNDV4WVM3RG-gxVDNxVHJXTTFGckNVUkxLZmJ1ZHJGeWpuVmJ2S1ZGMjZHYlM1R3RITXJwRWJQSVI4ZVgxTHU=.

11. Prosekov S.A. Chinese Mentality and Reforms of Deng Xiaoping. Filosofskie nauki = Russian journal of philosophical sciences, 2015, no. 1, pp. 86-98. (In Russian).

12. Sharipova R.Kh. Self-identification of Russian and Chinese students. Sotsiologicheskie issledo-vaniya = Sociological Studies, 2014, no 3, pp. 88-93. (In Russian).

13. Korsoun V.A. Identity with Chinese Specificity. Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political studies, 2008, no. 3, pp. 68-79. (In Russian).

14. Liubimov A.P. Confucianism as an Ethical and Socio-Political Doctrine and Its Place in Today's State and International Law. Filosofskie nauki = Russian journal of philosophical sciences, 2015, no. 3, pp. 71-77. (In Russian).

Информация об авторе

Шаренкова Татьяна Аркадьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: academy@narhoz-chita.ru.

шшштт

Tatiana A. Sharenkova —

^,$igMlP^ig56-§-,iPii:academy@narhoz-chita.ru0

Author

Tatiana A. Sharenkova — PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin St., 672000, Chita, the Russian Federation, e-mail: academy@narhozchita.ru.

Для цитирования

Шаренкова Т.А. К вопросу о самоидентификации личности в современном китайском обществе / Т.А. Шаренкова // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 3-4 (3). — С. 185192.

For Citation

Sharenkova T.A. On the Self-Identity Issue in Modern Chinese Society. Rossiisko-Kitaiskie Issledo-vaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 3-4 (3), pp. 185-192. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.