Литература
1. ВЦИОМ Пресс-выпуск №799.:
http://wciom.com/archives/thematic-archive/info-material/single/9047.html?L[0]=1&cHash=1707213807(дата обращения 24.03.2010).
2. Молодежь в политике
URL:http://bd.fom.ru/report/cat/polit/yong_pol/d082024 (дата обращения 24.03.2010).
3. Головков А. На пороге заказных переворотов / Политический журнал. - № 47. - 2004. - С. 45-54.
4. Кондов Д. Ценз на политику / Досье на цензуру. - № 23. - 2006.
5. Кудинов О.П. Большая книга выборов: как проводятся выборы в России. - М.: Арт Бизнес Центр, 2003. - С. 117-118.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. -М., 1975. - 2-е изд. - Т. 26. Кн. 2. - 571 с.
7. Минзарипов Р. Университет - среда социализации молодежи // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.
- С. 97-99.
8. Тарасов А. Молодежные движения: методы контроля: URL: http://scepsis.ru/library/id_1527.html (дата обращения 24.03.2010).
9. Тайсунов М.У. Противоречия как процесс. - Ростов н/Д, 1991 - С. 125.
10. Каландаришвили Н. Особенности влияния института образования на процесс формирования правовой социализации молодежи // Философия образования. - 2008. - №
2. - С. 76-80.
Сведения об авторах Мазный Юрий Владимирович - ассистент кафедры истории и политологии Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск, e-mail: [email protected].
Data on authors Maznyi Yury Vladimirovich - assistant, department of history and political science, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, e-mail: [email protected].
УДК: 316.4 (510) Т.Н. Кучинская
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КИТАЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается социокультурная идентичность как базис консолидации современного китайского общества в условиях глобализации. Автор раскрывает сущность и специфику социокультурной идентичности Китая как сложной многоуровневой конструкции, выявляет основные факторы ее формирования и ключевые элементы. Особо выделяется значение культурных ценностей в процессе формирования и сохранения китайской социокультурной идентичности.
Ключевые слова: социокультурная идентичность, Китай, консолидация общества, национализм, патриотизм, коллективизм, социокультурные ценности, идеология.
T.N. Kuchinskaya
SOCIOCULTURAL IDENTITY OF CHINA IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION
In the article the sociocultural identity as a basis of modern Chinese society consolidation in the context of globalization is considered. The author reveals the nature and specific character of China sociocultural identity as a complex multilayered system, the basic factors of its formation and its key elements. The special accent is done to the significance of cultural values in the process of formation and preservation the Chinese sociocultural identity.
Keywords: sociocultural identity, China, consolidation of society, nationalism, patriotism, collectivism, sociocultural values, ideology.
Существенное повышение интереса исследователей различных направлений к проблемам китайской идентичности имеет теоретические, социально-исторические и практические обоснования. Во-первых, речь идет о необходимости комплексного анализа феномена идентичности в силу его многоплановости и все более усложняющейся сущности в условиях трансформации. Во-вторых, проблемы идентичности приобретают ключевое значение в переходные эпохи, связанные с трансформацией общественного развития и определением вектора социокультурной динамики. Также особую значимость приобретают практические механизмы сохранения
идентичности как консолидирующего элемента общества, способного функционировать и развиваться в условиях становления новой социокультурной реальности.
Китайская цивилизация в XXI в. оказалась перед рядом фундаментальных вызовов, связанных и с определением ее места в мировом сообществе, и с защитой собственной самобытности в условиях интенсификации глобальных финансово-экономических, культурно-
информационных, политических процессов. Развитие современных информационных технологий, расширение культурного диалога и углубление межкультурного взаимодействия раз-
2011/14
мывают понятие национальных границ. Социокультурная идентичность сегодня выступает своеобразным базисом консолидации общества, сохранения государственности и самобытности, способным определить рамки его жизненного пространства и обеспечить устойчивое гармоничное развитие.
Воспроизводство общественно-политической и социокультурной жизни в Китае неразрывно связано с дихотомией «традициона-
лизм/модернизация». В конце прошлого столетия в условиях вызовов и угроз, культивируемых как процессом глобализации, так и внутренней социальной нестабильностью, перед китайским руководством остро встал вопрос о том, как правильно и выгодно для своей нации использовать все «новое», пришедшее с Запада и не забывать прошлое, традиционное начало. Перед лицом угроз XXI в. в Китае вырабатываются новые стратегии национального и регионального развития, призванные как сохранить «индивидуальность» китайской культуры (национальную идентичность), так и «модернизировать» ее.
Складывающаяся в КНР общественная система демонстрирует свою жизненность — она в состоянии обеспечить себе легитимность, успешно отвечает на внешние и внутренние вызовы и, наконец, обладает системой воспроизводства. При этом, нельзя, конечно, утверждать, что в Китае не осталось нерешенных проблем, а тем более не появятся новые, но это уже вопросы, касающиеся деталей, а не принципиальной модели общественного развития.
Процесс модернизации общественной системы КНР направлен на ее адаптацию к новым внутрирегиональным и глобальным условиям. При этом китайское руководство однозначно отрицает путь слепого копирования каких бы то ни было моделей, и стремится создать свою собственную модель глобализирующегося развития с учетом специфических условий развития страны, не «форсируя перемены».
Особая роль в процессе внутренней и внешней регионализации в КНР отводится ее культурным ценностям. Причем, в этом контексте ценности предстают как императивы, то есть повелевающие, требующие, предписывающие каждому действовать по этическим правилам.
Вхождение Китая в глобализационный процесс свидетельствует о коренных изменениях в сфере экономики, политики, информационном пространстве общества. Другая сторона этого противоречивого процесса затрагивает вопросы
определения сущности так называемой «китай-скости» (англ. СЫпе88пе88), вопросы самоопределения китайского человека, системы его базисных конфуцианских ценностей, являющихся ядром социокультурного строя и определяющих облик китайской цивилизации, культуры и национальной идентичности. В результате глобализационных воздействий на социокультурные основы китайского общества подвергаются трансформации фундаментальные, культурноцивилизационные ценности, духовный мир человека, культурно-цивилизационная идентичность, менталитет.
Это обусловливает процесс культурной регионализации, в рамках которого актуализируются и трансформируются проблемы национально-цивилизационной идентичности китайского общества, унификации культуры. Сконцентрированные в различных сферах общества и общественном сознании конфуцианские ценности становятся целью и императивами процесса регионализации. Региональное структурирование китайского пространства влечет за собой активное включение регионов в экономическую, политическую, социально-культурную жизнь на национальном (внутреннем) и наднациональном (внешнем) уровнях.
Любой «внутренний регион Китая», как и «китайский регион» в его государственном и надгосударственном представлении становится структурно-функциональным образованием, в рамках которого КНР активно решает проблему исторической, нормативно-ценностной, культурной самоидентификации, тем самым обеспечивая эффективность развития экономической, политической, социальной, культурной сфер, определяя внутреннее и внешнее направление своего устойчивого развития и безопасного международного сотрудничества [1].
В зависимости от уровня рассматриваемого региона («внутренний регион Китая» или «китайский регион» как система или подсистема системы международных отношений), объектом нашего внимания выступает либо региональная (этническая) в рамках национальной, либо национальная идентичность. При этом, когда мы говорим о регионе-системе (регионе-государстве) и надгосударственном регионе, региональная идентичность соотносится с национальной, либо национальная идентичность выступает частью наднациональной региональной (межкультурной) идентичности [2].
С точки зрения социального конструктивизма, национальная и этническая идентичности являются составляющими социальной идентичности. Также очень часто этническую идентичность смешивают с национальной, однако, данные понятия уместно разводить. Самосознание индивидов в качестве членов определенной нации может формироваться на сверхэтнической основе (китайцы, россияне, американцы и т.д.) -национальная идентичность предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом [3]. Поскольку большинство современных государств, в том числе и КНР, являются полиэтническими, гражданско-политическое и культурное измерение национальной идентичности имеет приоритет над ее этническим измерением [4].
В современном дискурсе официального национализма в КНР пропагандируется национальная идентичность китайцев как осознание единства общей судьбы китайских граждан; причем в этом процессе необходимо учитывать ключевую роль влияния идеологии КПК [5]. Современная китайская идентичность видится как «многоуровневая сложная система» - включающая глобальный, цивилизационный, национальный, этнический, региональный, личностный уровни. По сферам жизнедеятельности и ключевым факторам формирования выделяют различные виды идентичности - культурноцивилизационную, социальную, культурную, идейно-политическую (так называемую «социалистическую») и т.д., которые в совокупности образуют социокультурную идентичность современного китайского общества, представляющую таким образом комплекс взаимодействующих сложных многоуровневых элементов. Так, например, национальная идентичность и экономические успехи в сознании китайцев сливаются и служат для объяснения друг друга: экономический успех объясняется формированием национальной идентичности, а возникновение идентичности - экономическими достижениями [6].
Современная китайская идентичность носит многоплановый характер. Китайская специфика (идентичность) выражается в конфуцианских ценностях, идеалах гармонии (внутренней и внешней), формируя культурно-
цивилизационную идентичность, в патриотизме и социализме с китайской спецификой, являющихся основой идейно-политической идентич-
ности; в политике «выхода вовне» и политике реформ и открытости, концепции гармоничного мира, влияющих на формирование национальноэкономической и межкультурной идентичности
[7].
В разное время и в различных условиях отдельные элементы китайской идентичности играют свою роль. В изменяющемся, глобализирующемся и регионализирующемся мировом пространстве китайская идентичность все больше опирается на государственные политические и экономические стратегии развития, использующие традиционные культурные ценности в качестве императивов развития. Как одна из форм социальной идентичности национальная китайская идентичность — это трансформирующийся в течение всей истории развития китайской цивилизации феномен, результат социального воспроизводственного процесса. Рассматриваемая проблема — это проблема появления «гибрида» как результата глобальных трансформаций. Согласно социальной теории идентичности, китайская национальная специфика представлена сложной конструкцией, с множеством элементов, некоторые из которых сложились несколько тысяч лет назад, другие генерированы совсем недавно [8].
Другой аспект китайской идентичности -идентичность политических элит. Основными задачами ее первоначально выступали распространение коммунистической идеологии и поддержание авторитета власти с самого образования КНР [9]. При такого рода радикальном и скоротечном процессе формирования «социалистической» идентичности с безусловностью преобладала идентичность этническая (региональная), что при впечатляющем количестве наций и народностей, включенных в китайскую империю создавало более чем реальную угрозу целостности Китая в условиях отсутствия внутренних консолидационных успехов, и неизбежном после возникновения эпохи НТР перспективном наличии соответствующих экономических успехов соседей. Консолидационные же успехи в «стартовый период» возможны были только на пути авторитаризации режима. Демократия, как правило, связанная с меритократиче-ской системой ценностей, способствует скорее возникновению межнациональных трений и конфликтов, нежели их разрешению, особенно в немодернизированном обществе [10].
Интерпретации десятилетия культурной революции как периода радикальных, но вполне
2011/14
выверенных мероприятий по воспроизводству нового поколения в рамках новой социалистической идентичности, включающих в себя в том числе и ликвидацию любых иных институализированных ценностных систем и их элементов, зачастую вместе с их физическими носителями, представляется адекватной. Культурная революция довершила проект создания «социалистической идентичности», ликвидируя шансы воспроизводства любой иной альтернативы и создавая «полностью социалистическое» новое поколение [11].
Необходимо также отметить, что «социалистическая идентичность» в китайских реалиях в отличие от российского советского периода, не насаждалась взамен традиционной, а впитала в себя значительную часть традиционных и конфуцианских представлений. Так, по мнению китайского ученого Сяо, коллективная социалистическая идентичность зиждется на тройственном представлении о коллективизме в Китае: коллектив как «семья» в ее традиционном понимании, коллектив как «поднебесная» в конфуцианском представлении и, наконец, коллектив как «государство», формируемое идеологией КПК [12].
Экономическое развитие стало существенной частью китайской национальной специфики в эпоху Дэн Сяопина и еще более усилило свое влияние после. Политика открытости внешнему миру выступает в качестве новой демонстрации китайской национальной специфики. Она более отражена в понятии государства, чем нации, или цивилизации.
Хотя многие западные авторы определяют приоритет политического и экономического факторов в процессе воспроизводства современной китайской идентичности, нельзя не учитывать роль культурно-цивилизационных ценностей в данном процессе [13]. Китай в своем историческом развитии нашел свой, китайский, выход из дилеммы необходимой «незыблемости» ценностно-нормативного контекста и необходимости его периодической модернизации в зависимости от происходящих количественных и качественных изменений внутренней и внешней социальной среды. Трансформирующиеся ценности рассматриваются как культурные императивы внутренней и внешней стратегии развития Китая. Стратегии направлены на обеспечение национальных интересов, целостности, стабильности, повышение комплексной мощи и
безопасности китайского государства в динамично изменяющихся условиях глобализации и регионализации.
Анализ китайской литературы по исследуемой тематике показывает растущий интерес китайских ученых к проблемам культуры, развитию культурной индустрии в Китае, разработке культурных брендов с целью распространения китайской культуры, как внутри страны, так и за ее пределами. Определенный интерес представляют исследования нового феномена - «китайской мягкой силы» (ФШ^^Л). В современных условиях социокультурные ресурсы развития нации-государства не менее важны, чем экономическая мощь, политическая власть и военная сила.
Профессор Цзя [14], специалист в области теории коммуникации, отмечает наличие трех подходов к проблемам социокультурной динамики модернизирующегося китайского общества - западничество, национализм и движение «самоусиления» или ^ ШШШ). Пред-
ставители одного течения выступают за модернизацию китайского общества в русле копирования западных моделей развития и отрицания традиционных китайских ценностей. Другие (представители школы культурного национализма) выступают за поддержание «чистоты» китайской нации и китайской культуры в контексте идей противостояния вестернизации. Приверженцы последнего призывают «сохранять все китайское и заимствовать у Запада только то, что необходимо»
®^^^), то есть одновременно признается исключительность китайской культуры, необходимость сохранения китайской культурной идентичности и возможность заимствования научно-технических новшеств с Запада для развития и укрепления национальной мощи китайского государства [14].
Невзирая на поляризованность взглядов, официальной идеологией процесса модернизации современного китайского общества является политика построения гармоничного общества. Идеалы гармонии очень тесно переплетаются в Китае с идеями национального сплочения и взаимовыгодного сосуществования и обогащения культур [15]. Другими словами правительство, КНР, подчеркивая гармонию в национальном и международном развитии, идеи диалога
Т.Б. Цыренова. К вопросу об организационной структуре института уполномоченных правительства Российской Федерации и правительства Монголии по охране и использованию трансграничных вод
культур, транскультурализма и мультикультура-лизма в формировании новой китайской идентичности, стремится обеспечить будущее устойчивое гармоничное развитие в условиях глобализации. Новая китайская идентичность, основанная на традиционных ценностях и заимствованных модернизационных элементах, формирует сегодня новый облик глобализирующегося Китая.
Литература
1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. - М., 2010. - 240 с.
2. Кучинская Т.Н. Воспроизводство китайской идентичности в условиях глобализирующейся регионализации КНР / Актуальные проблемы развития современного китайского общества: материалы I Междунар. науч.-практич. конференции. - Чита, ЧитГУ, 2009. - С. 73-79.
3. Ишутина Ю.А. К вопросу о формировании этнической идентичности китайцев // Россия и АТР: научный журнал / Институт истории, археологии и этнографии ДВО рАн. - Владивосток, 200б. - № 3 (53). - С. 67-71.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995.
5. Сяо Сяосуй «Цзутичжуи» жэньтундэ хуаюй цзянь-гоу = Дискурсивное построение «коллективной идентичности» // Квавэньхуа цзяоцзи юй чуаньцаньчжундэ шэнь-фэньжэньтун (Ч.1): лилунь шицзяо юй цинцзин цзяньгоу = Идентичность и межкультурная коммуникация: Теоретическая и контекстуальная конструкции / Под. ред. Дай Сяо-дун, С.Дж. Кулич. - Шанхай: Шанхай вайюй цзяоюй чу-баньшэ, 2010. - С. 299-314.
6. Ишутина Ю.А. Формирование и репрезентация национальной идентичности тайваньцев: автореф. дис. ... канд. культурологии по специальности: 24.00.01 - История и теория культуры. - Владивосток: ДВГТУ, 2006. URL: http://www.fentu.ru/index2.php?option=com_docman&task=do c_view& [Электронный ресурс] / Я.Бутаков. - Режим дос-тупа:gid=117&Itemid=36.
7. Zhang, Yunying. Chinese National Identity Constructed During SARS Crisis A Comparative Study of Newspaper News and Online. Paper presented at the annual meeting of the NCA 93rd Annual Convention, Nov 14, 2007. - 2008-11-25. - URL: http://www.allacademic.com/meta/p195776_index.html.
8. Townsend J. Chinese nationalism. - New York: An East Gate Book, 1996.
9. Jia Wenshan Competing Construction of Chinese Identity at the turn of the Third Millennium - A Comprehensive Analysis of Three Divergent Streams of Discourse on China’s Beijing 2008 Olympic Games / Identity and Intercultural communication (I) Theoretical and contextual construction / Ed. by the SISU Intercultural Institute. 2010. P.341-352.
10. Коктыш К. Современная китайская идентичность и европейские идеологемы [Электронный ресурс] // Наше Мнение. URL: http://www.nmnby.org/pub/0709/14m.html.
11. Межевич Н.М. Региональная идентичность: теоретическое содержание и методология // Основные направления региональной политики Российской Федерации: учеб. пособие / СПб гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. - Ч.2. Механизмы региональной политики
- URL: http://www.dvo.sut.ru/libr/history/i299mez2/2.htm.
12. Сяо Сяосуй Дискурсивное построение «коллективной идентичности» // Идентичность и межкультурная коммуникация: Теоретическая и контекстуальная конструкции / под. ред. Дай Сяодун, С. Дж. Кулич. - Шанхай: Шанхай вайюй цзяоюй чубаньшэ, 2010. - С. 299-314.
13. Scalapina, A. Robert China Multiple Identities in East Asia: China as a Regional Force // China's Quest for National Identity ed. by Lowell Dittmer, Samuel S. Kim. - Cornell University Press, Ithaca and London: Cornell University Press, 1993. - 305 p.
14. Jia Wenshan Competing Construction of Chinese Identity at the turn of the Third Millennium - A Comprehensive Analysis of Three Divergent Streams of Discourse on China’s Beijing 2008 Olympic Games / Identity and Intercultural communication (I) Theoretical and contextual construction / Ed. by the SISU Intercultural Institute. 2010. P.341-352.
15. Кучинская Т.Н. Брендинговые стратегии развития «китайского региона»: «гармония» внутри и вовне // Кула-гинские чтения: материалы IX Всероссийской науч.-практ. конф.- Чита: ЧитГУ, 2009. - 4.V. - С. 45-48.
Сведения об авторах Кучинская Татьяна Николаевна - кандидат политических наук, доцент кафедры востоковедения Забайкальского государственного университета, г. Чита, e-mail: [email protected].
Data on authors Kuchinskaya Tatyana Nikolaevna - candidate of political science, associate professor, department of oriental studies, Zabaikalsky State University, Chita, e-mail: ku-chinskaya_t @ mail.ru.
УДК 347.795 Т.Б. Цыренова
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОНГОЛИИ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОД
В статье рассматриваются вопросы, связанные с природой и характером организационной структуры главного политического института российско-монгольского межгосударственного взаимодействия в области охраны и использования трансграничных вод.
Ключевые слова* российско-монгольские отношения в области охраны и использования трансграничных вод; политический институт; организационная структура