Научная статья на тему 'Современное китайское общество: специфика духовно-нравственных ценностей'

Современное китайское общество: специфика духовно-нравственных ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2908
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВ НО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цырендоржиева Д. Ш., Ринчинова Т. М.

В статье отмечается, что в условиях происходящих сегодня в Китае процессов модернизации и уверенного вхождения страны в число передовых держав современного мира, происходит трансформация духовно-нравственных ценностей китайского общества. Но вместе с тем традиционные духовно-нравственные ценности продолжают играть важную роль в жизнедеятельности современного китайского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное китайское общество: специфика духовно-нравственных ценностей»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

УДК 177

СОВРЕМЕННОЕ КИТАИСКОЕ ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Бурятский

государственный

университет

Д. Ш. ЦЫРЕНДОРЖИЕВА Т. М. РИНЧИНОВА

В статье отмечается, что в условиях происходящих сегодня в Китае процессов модернизации и уверенного вхождения страны в число передовых держав современного мира, происходит трансформация духовно-нравственных ценностей китайского общества. Но вместе с тем традиционные духовно-нравственные ценности продолжают играть важную роль в жизнедеятельности современного китайского общества.

e-mail:

dari145@mail.ru

Ключевые слова: нравственность, духовность, ценности, духовно-нравственные ценности, китайское общество, современность.

В происходящих сегодня огромных переменах по превращению КНР в могучую мировую державу, определенную роль играют и духовно-нравственные ценности китайского общества. Изучение роли духовно-нравственных ценностей в становлении сильного и процветающего государства стало назревшей необходимостью для современной научной мысли.

На наш взгляд, большое значение для определения сущности и роли ценностей, в частности духовно-нравственных ценностей Китая, в развитии общества имеют исследования, представленные в работах Л.В. Васильева, В.В. Малявина, Л.Е. Янгутова и других1. Данные авторы отмечают, что система духовно-этических представлений играет главную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации. Следовательно, определяет силу духа и стимулы людей, направляющих их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для развития общества и государства.

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, считаем, что развитие духовной культуры современного китайского общества продолжает основываться на важнейшей сфере жизнедеятельности человека и общества - духовно-нравственной культуре. И далее выдвигаем тезис о значимости именно ценностных составляющих данной культуры. На наш взгляд, особая роль духовно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена ее сущностной природой и функциональной направленностью как идеальной формы сохранения, воспроизводства и развития социального и духовно-нравственного опыта, способностью быть универсальным способом обеспечения исторической преемственности, как на уровне индивидуального бытия, так и на уровне существования социальных организмов.

Как известно, особую актуальность проблема морали и нравственного поведения приобретает именно в условиях переходного периода общественного устройства. На наш взгляд, о сегодняшней ситуации в китайском обществе как раз можно говорить как о переходном периоде развития. Необходимо отметить, что этот период, как правило, сопровождается пересмотром привычного образа жизни, сравнением его с культурными традициями и обычаями других эпох и стремлением в результате интенсивных поисков формирования новых форм и путей к реализации своих потребностей и желаний. Подобная проблема, происходящая в современном китайском обществе, исследуется в трудах китайских ученых Чжан Бо-дуаня, Чэн Чжунъ-ина и других. Они говорят о неоднозначном влиянии национальных духовно-нравственных ценностей в современном становлении китайского общества2.

1 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.; Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции // Проблемы Дальнего Востока. 1995. №5. -С. 106-115; Янгутов Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: БГУ, 2007.

2 Чжан Бо-Дуань. Главы о прозрении истины (У Чжэнь Пянь); пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994; Чэн Чжунъ-ин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии; пер. с англ. А. Ломанова // Проблемы Дальнего Востока. 1995. №6. - С. 105-106.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Промышленное и торгово-экономическое развитие Китая в XX веке создало благоприятные условия для становления частного предпринимательства и проникновения в Китай соответствующих западных принципов и институтов. Однако приспособление мощной традиционной структуры к этим новшествам шло замедленными темпами и встречало яростное сопротивление. Нельзя не видеть и другого: в ходе длительного и болезненного приспособления старого Китая к новым условиям существования в стране многое менялось. Новые, в том числе заимствованные извне институты, нормы, стереотипы поведения постепенно усваивались, порой в весьма трансформированном виде. Менялась традиционная система образования, ориентированная теперь на европейские стандарты. Это влекло за собой изменения в образе жизни, мышления и ценностях новых поколений грамотного и образованного слоя людей. Развивались города, превращаясь в центры современной промышленности и культуры. Экономика Китая, несмотря на все потрясавшие ее войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, не только не разваливалась, но даже постепенно укреплялась, что во многом достигалось за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, традиционной культуры труда населения. Развивалась инфраструктура современного типа. Так, традиционно практичный и прагматичный Китай как бы интуитивно, порой вопреки его признанным лидерам, усваивал все то, полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны.

Как отмечает китайский исследователь Дунцзян Цзяо, Китай уже миновал стадию приоритетного роста экономики, который был призван заложить материальную базу для последующего социального и духовного роста общества3. Он отмечает, что страна вступила в фазу, на которой экономика и общество с его духовно-нравственными ценностями должны развиваться параллельно и согласованно. В свою очередь существующие в социальном развитии проблемы отрицательно влияют на повышение качества жизни народных масс и сдерживают более здоровое, устойчивое и качественное развитие экономики.

Если говорить о духовной составляющей жизнедеятельности общества, то необходимо отметить, что без нравственной основы невозможно гармоничное и полноценное осуществление любой деятельности людей. Голая социально-экономическая система с установленными правилами и условиями является лишь механизмом, а работу данного механизма осуществляют все-таки люди, имеющие собственные желания и мысли. Для высоких уровней нравственных установок и принципов поведения представителей общества характерны успешные социальные взаимоотношения и высокая производительность труда.

Сложившиеся в древнем Китае духовно-этические и социально-политические идеи и институты, которые на тысячелетия определили сущность, характер и формы социальной структуры, государственного устройства, идеологии, психологии, словом, всего «китайского образа жизни», принято соотносить прежде всего с конфуцианством, а также в некоторой степени с легизмом, даосизмом и буддизмом. Социально-политические концепции теорий традиционных учений китайцев соответствовали историческим реалиям жизни китайского общества, поэтому они, и особенно конфуцианство и легизм, получили широкое распространение и стали основой политического и социокультурного развития. Поскольку в даосизме и буддизме основной акцент делался на духовном освобождении человека, в том числе и путем «ухода» от злободневных социальных проблем, то во многих областях общественной жизни они уступали первенство конфуцианству и легизму.

С помощью этико-гуманитарных идей традиционных учений формировались основные подходы к управлению страной, осуществлялся контроль над властью и обществом, утверждались нормы гражданской морали, формировались единые правила воспитания на основе уважения старших, добродетельного поведения, подавления эгоистических устремлений, гармоничного отношения между различными слоями общества, честности и бескорыстности, лояльности к властям; гуманитарные ценности конфуцианства в значительной мере сформировали менталитет китайской нации, составляя важную черту национального характера.

3 Дунцзян Цзяо. Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества; автореф. дис. на соиск уч. степ. канд. культур. наук: 24.00.01.- М., 2001.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

В конфуцианской теории (и в реальной жизни традиционного китайского общества) семья была не только базовой социальной группой, но и прототипом отношений в иных социальных организациях. Отношения родства стали, таким образом, основой для построения всей совокупности отношений в обществе. Социум уподоблялся семье, он, как и семья, имел черты единого, целостного организма. Конфуцианство как идеология с ее культами божественной власти «сына Неба», авторитета старших, с ее приверженностью к традициям и консерватизму нормировало и контролировало духовную жизнь китайского общества. Большинство традиционных конфуцианских культов и торжественная пышность их обрядов стали популярными и признанными практически среди всего населения и по сегодняшний день.

И сегодня многие традиционные социокультурные обычаи и духовно-нравственные ценности прошлого прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Например, в феодальном Китае вся китайская нация, называвшаяся «сто семейством», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновнею любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохраняется и поныне. Данная традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, а также на работе. Она помогает сегодня начальнику или директору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение технологических процессов на производстве и на развитие в целом всего китайского общества.

Так, именно традиционная духовно-нравственная культура Китая, представленная философскими и этическими учениями, оказывала во все времена наибольшее влияние на формирование специфики поведенческих стереотипов китайского народа. Духовно-нравственные ценности данных учений и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества.

С каждым годом Китай расширяет связь с мировым сообществом в развитии всех сфер жизнедеятельности: вступление во Всемирную торговую организацию, проведение Олимпиады, проведение международных фестивалей, увеличение числа пользователей глобальной информационной сетью Интернет и т.д. В своей политике правительство умело сочетает национальные особенности, выраженные в форме традиционных духовно-нравственных ценностей и специфике мышления с принципами и нормами современных реалий, что послужило основой быстрых и кардинальных преобразований в стране. Так, в целом уважение и любовь к историческому прошлому своего государства, к духовному началу становления своего общества играют роль стабилизатора и гаранта спокойствия и уверенного развития Китая.

Важно отметить, что ценностное отношение к миру побуждает человека, представителя любого национального сообщества, к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей в обществе системой ценностей, а также сообразно собственным ценностным ориентациям. В связи с этим ценности могут выступать как идеалы, цели, средства деятельности, как критерии человеческих поступков в целях совершенствования социальной, экономической и духовно-нравственной сфер жизнедеятельности общества. В Китае же именно конфуцианские ценности заметно окрасили в свои тона всю национальную культуру страны, национальный характер его населения, составили важную часть китайского менталитета. Многие воспитанные конфуцианством черты национального характера китайцев - социальная дисциплина в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие, упорство, любовь и стремление к знаниям, к истине, к постижению нового и умению использовать это новое во имя упрочения устоявшегося старого; постоянный импульс к самоусовершенствованию; крепость социально-семейных связей, перерастающая в прочность связей дело-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

вых в современном мире, то есть вся совокупность ценностей духовной культуры - активно способствовали тому феномену, который проявил себя сегодня в современном развитии китайского государства.

Таким образом, оставленные великими китайскими мудрецами философские учения и принципы жизни, ставшие духовно-нравственными ценностями для миллионов китайцев, служат целью и опорой в жизни. Несмотря на широкие связи с разными странами, китайцы в большинстве случаев сохраняют свою самобытность, оберегая и поддерживая чувство принадлежности к великой, древней цивилизации. Это является условием самоуважения и идентичности большинства представителей китайского общества, которое, в конечном счете, переходит в патриотические чувства и уважение к культурным ценностям своего народа. Благодаря такому бережному отношению традиционным духовным ценностям произошло возрождение былого могущества Китая.

Промышленное и торгово-экономическое развитие Китая в XX веке создало благоприятные условия для становления частного предпринимательства и проникновения в Китай соответствующих западных принципов и институтов. Развивались города, превращаясь в центры современной промышленности и культуры. Экономика Китая, несмотря на все потрясавшие ее войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, не только не разваливалась, но даже постепенно укреплялась, что во многом достигалось за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, традиционной культуры труда населения. Развивалась инфраструктура современного типа.

В этой ситуации у китайцев значимым становится их материальное положение. Если в середине прошлого столетия основной их заботой были развитие и процветание страны, то к концу века деньги начинают принимать форму одной из их целей. Деньги приобретают лидирующее положение среди социальных ценностей, деньги воспринимаются как способ выживания, источник счастья и достижения личных целей. Особенно молодое поколение осознает связь денег с возможностью удовлетворения потребностей. Материальное благополучие становится важной ценностью, преобладающей над морально-нравственной ценностью. Данное превосходство вызывает настороженность у китайского общества, так как оно, в конечном счете, приводит к росту преступности, жестокости и других негативных явлений.

Действительно, сегодня необходимо констатировать, что процессы модернизации современного китайского общества сопровождаются трансформацией его духовно-нравственных ценностей. Так, разрушение традиционных основ китайской семьи приводит к ослаблению культа сыновней почтительности, молодые люди быстро усваивают западные ценности в отношении родителей. Материальные блага и деньги как ценность начинают занимать одно из лидирующих положений в потребностях современного представителя китайского общества, преобладая над морально-этическими и нравственными критериями. В решении социальных проблем наблюдается преобладание индивидуалистического подхода над коллективистическим. В связи с коренными изменениями отношения к предпринимательству и торговле, считавшихся в традиционном обществе непрестижными видами деятельности, ценными стали такие качества, как независимость, решительность, инициативность, целеустремленность, личная самодостаточность, несвойственные индивиду традиционной китайской культуры.

Но вместе с тем необходимо отметить, что традиционные духовно-нравственные ценности продолжают иметь непреходящее значение в жизнедеятельности современного китайского общества. Ведь духовно-нравственные ценности в китайском обществе традиционно играли важную роль в расцвете и укреплении государства, как основного социального института. Сегодня в большинстве случаев такая же направленность существования духовно-нравственных ценностей все-таки остается. Однако в современном китайском обществе достаточно сложно неукоснительно следовать традиционным ценностям. Поэтому ученые и исследователи говорят о важности поиска компромисса и разумного сочетания традиционных и модернизированных духовных ценностей.

Ясно, что современное китайское общество столкнулось с реальной трудностью в определении места и значения традиционных духовно-нравственных ценностей в новых модернизационных условиях. С точки зрения социально-философского осмысления проблема преобразования духовно-нравственных ценностей носит глубокий характер. Мно-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

гие ученые и политики КНР приходят к выводу, что традиционные духовные ценности необходимо поддерживать в соответствии с современными моральными критериями и с учетом принципов гуманизма, уважения прав и достоинства каждого человека. Такой подход к сохранению духовно-нравственных ценностей, по нашему мнению, является наиболее приемлемым с точки зрения благоприятного функционирования и развития общества. Ведь благополучие общества связано, в первую очередь, с благоприятным положением в духовной сфере жизнедеятельности населения страны.

Традиционные духовно-нравственные ценности и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества. Современное реформирование китайского общества в условиях глобализации и модернизации, опираясь на национальный духовно-нравственный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.

1. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 197°. 484 с.

2. Малявин, В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 5. С. 106-115.

3. Янгутов, Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: БГУ, 2007. 272 с.

4. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У Чжэнь Пянь); пер. с кит., предисл. и ком-мент. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. 346 с.

5. Чэн Чжунъ-ин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии; пер. с англ. А. Ломанова // Проблемы Дальнего Востока. 1995. №6. С. 105-106.

6. Дунцзянь Цзяо. Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества; автореф. дис. на соиск уч. степ. канд. культур. наук: 24.00.01. М., 2001. 24 с.

Список литературы

MODERN CHINESE SOCIETY: SPECIFICS OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Buryat state university

D.S. THYRENDORZHIEVA T.M. RINCHINOVA

In the article it is noted that in the conditions of processes of modernization occurring today in China and sure entry of the country into number of the advanced powers of the modern world, there is a transformation of spiritual and moral values of the Chinese society. But at the same time traditional spiritual and moral values continue to play important role in activity of modern Chinese society.

e-mail:

dari145@mail.ru

Key words: moral, spirituality, values, spiritual and moral values, Chinese society, present.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.