Научная статья на тему 'Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества'

Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1396
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНФУЦИАНСТВО / ДАОСИЗМ / БУДДИЗМ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / VALUES / RELIGIOUS AND MORAL VALUES / CHINESE COMMUNITY / CONFUCIANISM / DAOISM / BUDDHISM / SPIRITUAL SPHERE / PROCESS OF GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ринчинова Татьяна Мункобаировна

Традиционные религиозно-нравственные ценности китайского общества и сегодня значимы в совершенствовании духовной сферы, которая выполняет функции регулирования поведения каждого индивида, тем самым укрепляя само общество. Современное китайское общество успешно развивается, опираясь на традиционный религиозно-нравственный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, при этом оно сохраняет свое национальное своеобразие и успешно интегрирует в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE OF RELIGIOUS AND MORAL VALUES OF THE CHINESE COMMUNITY

Traditional religious and moral values of the Chinese community are still very significant in the process of improvement of the spiritual sphere, which carries out regulative functions of the behavior of each individual, and by that enforces the community. Modern Chinese community successfully develops basing on traditional religious and moral potential of culture and using progressive foreign experience. At the same time it saves its national originality and interfuses in the world community.

Текст научной работы на тему «Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества»

УДК 316.3

ТМ Ринчинова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Традиционные религиозно-нравственные ценности китайского общества и сегодня значимы в совершенствовании духовной сферы, которая выполняет функции регулирования поведения каждого индивида, тем самым укрепляя само общество. Современное китайское общество успешно развивается, опираясь на традиционный религиозно-нравственный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, при этом оно сохраняет свое национальное своеобразие и успешно интегрирует в мировое сообщество.

Ключевые слова: ценности, религиозно-нравственные ценности, китайское общество, конфуцианство, даосизм, буддизм, духовная сфера, процесс глобализации.

T.M. Rinchinova

MODERN STATE OF RELIGIOUS AND MORAL VALUES OF THE CHINESE COMMUNITY

Traditional religious and moral values of the Chinese community are still very significant in the process of improvement of the spiritual sphere, which carries out regulative functions of the behavior of each individual, and by that enforces the community. Modern Chinese community successfully develops basing on traditional religious and moral potential of culture and using progressive foreign experience. At the same time it saves its national originality and interfuses in the world community.

Key words: values, religious and moral values, Chinese community, confucianism, daoism, buddhism, spiritual sphere, process of globalization.

В современном мире на фоне интенсивной глобализации и информатизации происходит резкое усиление не только положительных, но и негативных социокультурных тенденций, прежде всего таких, как опасность утраты культурной самобытности народов и стран. Если говорить о современном Китае, то страна переживает большие перемены во всех областях жизни в связи с процессами модернизации и укреплением позиций на мировой арене и в связи с переходом Китая на новый путь развития государственности и общества с его устремленностью на строительство «социализма с китайской спецификой». Суть данных перемен сводится к созданию общества «малого благодействия» - «сяо кан», при этом происходит активный поиск наиболее оптимальных моделей соотношений традиционнодуховных ценностей с современными принципами общественного взаимодействия.

В последние годы все чаще звучит мысль о том, что китайское общество столкнулось с проблемами, связанными с реальной угрозой разрушения духовного здоровья нации. Ряд китайских ученых считает, что интенсивные процессы глобализации могут отрицательно повлиять на китайскую культуру, так как способствуют ее вестернизации, которая не всегда соответствует, а порой и противоречит традиционным нормам и идеалам китайского общества, задает некие унифицированные образцы дальнейшего развития общества. Для современного китайского общества назревшей необходимостью стал поиск ответов на ключевой вопрос - как в условиях неодно-

значности и противоречивости социокультурных процессов в современном Китае сохранить нравственно и этически развитую личность, ориентированную на лучшие образцы национальной и мировой культуры, реализующую в своей деятельности выработанные тысячелетним опытом китайской культуры ценности, в частности, религиозно-нравственные ценности, а также стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сегодня, на наш взгляд, изучение трансформации религиозно-нравственных ценностей современного китайского общества является одной из сложнейших и актуальных проблем, так как область духовных поисков и способов самоутверждения общества заключается не только в совершенствовании экономических и политических сфер жизнедеятельности, но и, что не менее важно, в укреплении национально-культурной, духовно-нравственной сферы. Так, на пути к цели - созданию процветающей и успешной страны - важным фактором является благополучное состояние духовной, нравственно-этической сферы жизни общества.

Очевидно, что на современном этапе в качестве одной из важнейших задач китайского общества выступает создание таких условий, которые смогли бы максимально эффективно актуализировать и транслировать религиознонравственный, человекотворческий потенциал традиционного общества. Несомненно и то, что сохранение морально-нравственных ценностей есть главная предпосылка и условие духовной

безопасности общества, поскольку культурная самобытность является основой сохранения национальных сообществ и цивилизации в целом.

Ценностное отношение к миру побуждает человека, представителя любого национального сообщества, к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей в обществе системой ценностей, а также сообразно собственным ценностным ориентациям. В связи с этим ценности могут выступать как идеалы, цели, средства деятельности, как критерии человеческих поступков в целях совершенствования социальной, экономической и духовнонравственной сфер жизнедеятельности общества.

Важно отметить, что понятие «ценность» во все времена и во всех странах мира занимало и занимает важное место в определении религиозно-нравственных норм и принципов поведения, которые непосредственно влияют на уклад жизни и образ мышления людей в конкретных общественных системах. Таким образом, на наш взгляд, понятие «ценность» становится самой значимой категорией для анализа религиознонравственной культуры общества. Под религиозно-нравственной культурой обычно понимают систему знаний и мировоззренческих идей, которая является ядром жизнедеятельности любого культурно-исторического сообщества и содержит в себе важнейшие компоненты, отличающие культуры разных народов, такие как ценности, мировоззрение, картина мира.

В связи с этим, вполне понятно, что проблема ценностей является важной составной частью человеческого бытия, требующей всестороннего познания. В настоящее время во многих философских работах актуализируется роль ценностей в развитии общества. Так, по мнению философа Г. Риккерта, которое мы разделяем, «сущность ценностей состоит в их значимости» [1,36]. Иными словами, ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Человек отличается от всех остальных существ тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит собственную жизнь, ориентируясь на личное решение вопроса о том, что есть благо. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру.

Большое значение для определения сущности ценностей, особенно религиозно-нравственных ценностей Китая, имеют исследования, представленные в работах Л.В. Васильева, А.Е. Лукь-

янова, В.В. Малявина, Л.Е. Янгутова и других. Данные авторы отмечают, что система религиозно-нравственных ценностей в сфере этических представлений играет главную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей к достижению поставленных задач и целей по созданию условий для развития общества и государства[2;3; 4] .

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, мы считаем, что развитие духовной культуры современного общества КНР продолжает основываться на важнейшей сфере жизнедеятельности человека и общества - религиознонравственной культуре и ее ценностных составляющих. Особая роль религиозно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена ее сущностной природой и функциональной направленностью как идеальной формой сохранения, воспроизводства и развития социального, религиозного и духовно-нравственного опыта, способностью быть универсальным способом обеспечения исторической преемственности как на уровне индивидуального бытия, так и на уровне существования социальных организмов.

Как известно, особую актуальность проблемы морали и нравственного поведения приобретают именно в условиях переходного периода общественного устройства. Этот период, как правило, сопровождается пересмотром привычного образа жизни, сравнением его с культурными традициями и обычаями других эпох и стремлением в результате к более интенсивным поискам формирования новых форм и путей к реализации своих потребностей и желаний. Подобная проблема, существующая в современном китайском обществе, исследуется в трудах китайских ученых Чжан Бо-дуань Чэн Чжунъ-ин и др. Они рассматривают проблемы глобализации и модернизации и их неоднозначное влияние на духовнонравственные национальные ценности китайского общества [5; 6].

На наш взгляд, каждое этническое общество характеризуется некоторыми специфическими особенностями трансформации основной системы духовных ценностей, выработанных в течение длительного исторического периода развития социально-этнической общности в сфере морально-этических представлений. Определение особенностей трансформации китайской системы религиозно-нравственных ценностей будет способствовать более углубленному пониманию специфики китайских реформ и путей к реализации поставленных перед государством и обществом задач и целей.

Сложившиеся в Китае религиозно-этические и социально-политические идеи и институты,

которые на тысячелетия определили сущность, характер и формы социальной структуры, государственного устройства, идеологии, психологии, словом, всего «китайского образа жизни», принято соотносить прежде всего с конфуцианством, а также в некоторой степени с даосизмом и буддизмом. Социально-политические концепции теорий традиционных религиозных учений китайцев соответствовали историческим реалиям жизни китайского общества, поэтому они, особенно конфуцианство, получили широкое распространение и стали основой социокультурного развития. Даосизм и буддизм получили значительное распространение в Китае после эпохи династии Восточной Хань. Но поскольку в них основной акцент делался на духовном освобождении человека, в том числе и путем «ухода» от злободневных социальных проблем, то во многих областях общественной жизни господствовало именно конфуцианство. Оно в большей степени отражало потребности традиционного китайского общества, поэтому играло существенную роль в его стабилизации, укреплении феодального строя, развитии экономики и культуры. Как официальная идеология с ее культами божественной власти «сына Неба», авторитета старших, с ее приверженностью к традициям и консерватизму, конфуцианство по существу нормировало и контролировало духовную жизнь общества в целом. Большинство традиционных конфуцианских культов и торжественная пышность их обрядов стали популярными и признанными практически среди всего населения и по сегодняшний день.

Действительно, социокультурные традиции и обычаи прошлого прочно вошли в жизнь современного Китая, стали ее неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Например, согласно религиозно-нравственной культуре древних китайцев небо считалось владыкой мира, источником активного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, то оно даровало власть правителю, который управлял подданными по «небесному велению», считался исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном Неба.

В феодальном Китае вся китайская нация, называвшаяся «сто семейство», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохрани-

лась и поныне. Так, традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной дома, в школе, в обществе, а также на работе. Это помогает начальнику организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение технологических процессов на производстве и на развитие в целом всего китайского общества.

Традиционные религиозные учения являются основой китайской духовно-нравственной культуры: под их влиянием закрепились фундаментальные этические принципы китайского общества, они во многом определили особенности мировосприятия и норм поведения китайцев. Кроме того, религиозные учения китайского народа благодаря ориентированности на социальные реалии и развитие конкретных социокультурных институтов смогли транслировать свои ценности на протяжении многих веков развития китайской культуры, в значительной степени определяя способы организации стабильного и жизнеспособного общества. Теоретические доктрины данных учений, особенно конфуцианства, оказались законченными, способными к взаимодействию с другими философскими системами, а социокультурная практика наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы.

Содержательным ориентиром реформирования современного китайского общества стало соответствие смысла и содержания развития общества сущностным характеристикам традиционной духовной культуры, базирующейся прежде всего на религиозно-нравственных ценностях. В современном обществе большую актуальность приобретают идеи конфуцианства, поскольку именно в конфуцианстве делался акцент на групповых ценностях и интересах государства, а следование этим ценностям и интересам было важнейшим критерием воспитания идеальной личности. Благодаря гибкости и ориентированности на социальные реалии традиционные религиозно-нравственные культуры китайской цивилизации продолжают в определенной мере влиять на социальный уклад общественного развития современного китайского общества.

Так, именно традиционная религиознонравственная культура Китая, представленная философскими и религиозными учениями, в первую очередь конфуцианством, а также даосизмом, буддизмом, оказывала во все времена наибольшее влияние на формирование духовности и специфики поведенческих стереотипов китайского народа. Религиозно-нравственные ценности и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовно-нравственной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирова-

ния поведения каждого индивида общества, тем самым укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества.

Современное реформирование китайского общества в условиях глобализации и модернизации, опираясь на национальный религиознонравственный, духовный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.

Литература

1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. -М.: Наука, 1970. - 484 с.

2. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. - М.: ИНСАН; РМФК,

1992. -160 с.

3. Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // ПДВ. - 1995. - № 5. -С. 106-115.

4. Риккерт Г. О системе ценностей // Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998. - С. 365.

5. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У Чжэнь Пянь) / пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. -СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. - 346 с.

6. Чэн Чжунъин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии / пер. с англ. А. Ломанова // ПДВ. -1995. - №6. - С. 105-106.

Ринчинова Татьяна Мункобаировна, ассистент Агинского филиала Бурятского госуниверситета.

Rinchinova Tatyana Munkobairovna, assistant of Aginskiy department of Buryat State University.

E-mail: zhimbaeva@mail.ru

УДК 316.33 (510)

В. С. Морозова

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И КНР

(на примере Забайкальского края)*

* Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363)

В статье рассматривается приграничное сотрудничество РФ и КНР в контексте межкультурного взаимодействия. Автор исследует процессы трансформации региональной культуры, выдвигает гипотезу о формировании новой социокультурной идентичности рассматриваемых регионов.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, региональная культура, социокультурная идентичность.

V.S. Morozova

TRANSFORMATION OF THE REGIONAL CULTURE AND FORMATION OF A NEW SOCIAL-CULTURAL IDENTITY IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CHINA (on the example of Zabaikalskiy region)

The article deals with the cross-border cooperation of Russia and China in the context of intercultural interaction. The author examines the processes of transformation of regional culture; propose a hypothesis about the formation of a new social-cultural identity of the above mentioned regions.

Key words: cross-cultural interaction, regional culture, social-cultural identity.

Вопросы региональной культуры отдельных территорий являются в настоящее время предметом исследования (как в России, так и за рубежом) во многих областях знаний, в том числе в таких междисциплинарных науках, как культурология, регионоведение. Выстроена теоретическая база изучения общекультурных процессов территорий; ведущие философы, социологи, культурологи обращают внимание на необходимость исследования региональных культур.

Термин «региональная культура» подразумевает совокупность культурных явлений региона

как социально-исторического опыта живущих на конкретной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий. На протяжении многих веков на региональном уровне идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения разнообразных культур.

Тем не менее на сегодняшний день в науке еще не сложилась четкая концепция региональной культуры как целостного социокультурного, философского и историко-культурного феномена, оказавшего значительное влияние на формирование социокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.