Научная статья на тему 'Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества'

Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1141
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННОСТЬ / MORAL / SPIRITUALITY / VALUES / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / CHINESE SOCIETY / PRESENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цырендоржиева Дари Шойбоновна, Ринчинова Татьяна Мункобаировна

В статье отмечается, что в условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в Китае, традиционные духовно-нравственные ценности продолжают играть важную роль в жизнедеятельности современного китайского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SPimiUAL AND MORAL VALUES IN ACTIVITY OF MODERN CHINESE SOCIETY

In article it is noted that in the conditions of globalization and the modernization, occurring today in China, traditional spiritual and moral values continue to play important role in activity of modern Chinese society.

Текст научной работы на тему «Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества»

Литература

1. Климент Александрийский. Строматы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mystudies.narod.m/library/c/clem_alex/3strom/3st0 6.htm.

2. Константин Петраке. Аскеза в современной семье [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/jumal/50610.htm.

3. Кирилл, патриарх. Божественное установление // Православная беседа. 2010. - № 6. - С. 2-7.

4. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tscrkov/duhovnaya_zhizn/molitva/uchenie_o_ molitve-01-all. shtml.

5. Софроний, архимандрит. - О молитве [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/safroniy_o_ molitve l-all.shtml.

6. Полный православный богословский энциклопедический словарь [Репринтное издание]. - М., 1992.-Т. 1.

Носов Сергей Константинович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, e-mail: sknalt@rambler.ru. Nosov Sergey Konstantinovich, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Gorniy Altay State University, Gorno-Altaysk, e-mail: sknalt@rambler.ru.

УДК 177 © Д.Ш. Цырендоржиева, T.M. Ринчинова

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье отмечается, что в условиях глобачизации и модернизации, происходящих сегодня в Китае, традиционные духовно-нравственные ценности продолжают играть важную роль в жизнедеятельности современного китайского общества.

Ключевые слова: нравственность, духовность, ценности, духовно-нравственные ценности, китайское общество, современность.

D.Sh. Thyrendorzhieva, T.M. Rinchinova ROLE OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN ACTIVITY OF MODERN CHINESE SOCIETY

In article it is noted that in the conditions of globalization and the modernization, occurring today in China, traditional spiritual and moral values continue to play important role in activity of modern Chinese society.

Key words: moral, spirituality, values, spiritual and moral values, Chinese society, present.

В происходящих сегодня глобальных переменах, касающихся превращения КНР в могучую мировую державу, определенную роль играют и духовно-нравственные ценности китайского общества. Изучение роли духовно-нравственных ценностей в становлении сильного и процветающего государства стало назревшей необходимостью для современной научной мысли.

На наш взгляд, большое значение для определения сущности и роли ценностей (в частности духовно-нравственных) в развитии общества Китая имеют исследования, представленные в работах Л.В. Васильева, А.Е. Лукьянова,

В.В. Малявина, Л.Е. Янгутова и других [1; 3; 11]. Данные авторы отмечают, что система духовно-этических представлений играет главную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации. Следовательно, определяет силу духа и стимулы людей,

направляющие их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для развития общества и государства.

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, считаем, что развитие духовной культ\ ры современного китайского общества продолжает основываться на важнейшей сфере жизнедеятельности человека и общества -духовно-нравственной культуре. И далее, выдвигаем тезис о значимости именно ценностных составляющих данной культуры. На наш взгляд, особая роль духовно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена ее сущностной природой и функциональной направленностью как идеальной формы сохранения, воспроизводства и развития социального и духовно-нравственного опыта, способностью быть универсальным способом обеспечения исторической преемственности, как на уровне

индивидуального бытия, так и на уровне существования социальных организмов.

Как известно, особую актуальность проблема морали и нравственного поведения приобретает именно в условиях переходного периода общественного устройства. О сегодняшней ситуации в китайском обществе как раз можно говорить как о переходном периоде развития. Необходимо отметить, что этот период, как правило, сопровождается пересмотром привычного образа жизни, сравнением его с культурными традициями и обычаями других эпох и стремлением в результате интенсивных поисков к формированию новых форм и путей реализации своих потребностей и желаний. Подобная проблема, существующая в современном китайском обществе, исследуется в трудах китайских ученых Чжан Бо-дуаня, Чэн Чжунъ-ина и других. Они говорят о неоднозначном влиянии национальных духовно-нравственных ценностей на современное становление китайского общества [9; 10].

Ясно, что общество как целостный организм функционирует согласно определенным законам, которые изменяются в соответствии с конкретно-историческими условиями, формами организации социума, и что самое главное, -духовно-нравственными составляющими. Если говорить о сегодняшнем китайском обществе, то оно представляет собой многоукладное по экономической структуре, разнородное по социальному положению населения (например, существенная разница в доходах сельских и городских жителей, жителей приморских и отдаленных районов и т.д.) социальное образование.

В свою очередь, экономические процессы и реформы существенно влияют на общественный уклад и во многом определяют состояние всех сфер жизнедеятельности людей. В современном китайском обществе материальное положение становится определяющим фактором в формировании нового общественного устройства, где доминирующим показателем становится уровень развития социально-экономической и политической сфер, что, в конечном счете, оказывает значительное влияние на духовно-культурную и морально-этическую стороны жизни общества.

Промышленное и торгово-экономическое развитие Китая в XX в. создало благоприятные условия для становления частного предпринимательства и проникновения в Китай соответствующих западных принципов и институтов. Однако приспособление мощной традиционной структуры к этим новшествам

шло замедленными темпами и встречало яростное сопротивление. И все-таки нельзя не видеть и другого: в ходе длительного и болезненного приспособления старого Китая к новым условиям существования в стране многое менялось. Новые, в том числе заимствованные извне институты, нормы, стереотипы поведения постепенно усваивались, порой в весьма трансформированном виде. Менялась традиционная система образования,

ориентированная теперь на европейские стандарты. Это влекло за собой изменения в образе жизни, мышления и ценностях новых поколений грамотного и образованного слоя людей. Развивались города, превращаясь в центры современной промышленности и культуры. Экономика Китая, несмотря на все потрясавшие ее войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, не только не разваливалась, но даже постепенно укреплялась, что во многом достигалось за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, традиционной культуры труда населения. Развивалась инфраструктура современного типа. Так, традиционно практичный и прагматичный Китай как бы интуитивно, порой вопреки его признанным лидерам, усваивал все то полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны.

Как отмечает китайский исследователь Дунцзян Цзяо, Китай уже миновал стадию приоритетного роста экономики, который был призван заложить материальную базу для последующего социального и духовного роста общества [3]. Он отмечает, что страна вступила в фазу, на которой экономика и общество с его духовно-нравственными ценностями должны развиваться параллельно и согласованно. В свою очередь, существующие в социальном развитии проблемы отрицательно влияют на повышение качества жизни народных масс и сдерживают более здоровое, устойчивое и качественное развитие экономики.

Отставание социального развития от экономического существенно дестабилизирует обстановку в стране. Сегодня остро стоят вопросы занятости и безработицы, проблемы низких доходов крестьян, которые составляют основную массу китайского общества. В китайском обществе не полностью удовлетворяется потребность населения в социальной защите, в получении квалифицированных медицинских,

образовательных и иных услуг. Наблюдается большая разница в доходах, имущественном

положении, социальном статусе разных групп общества, что все более углубляет и потенциально угрожает социальной и политической стабильности в обществе. Так, исследователь Мэн Нань выделяет следующие направления, способствующие дестабилизации современного китайского общества:

1) расслоение между городами;

2) расслоение в структуре собственности и имущественном праве;

3) процессы, происходящие в проблеме занятости населения;

4) расслоения, идущие внутри общественных структур;

5) расслоение между регионами страны [7, с. 72].

Все это можно назвать явлениями деструктивного характера, вызванными в период реформ и сопровождающими модернизационные процессы. Они являются побочными результатами рыночных отношений и широкой предпринимательской и коммерческой деятельности лиц, наделенных деньгами и властью. На начальных этапах реформирования общества предприниматели стремились быстрее приумножить свое материальное положение и не желали вкладывать свои средства в трудоемкие и долгосрочные проекты. Политические и социально-экономические изменения,

затронувшие китайское общество, с исторической точки зрения, произошли в сравнительно небольшой отрезок времени. Особенность социализма с китайской спецификой заключается в двухколейном подходе к развитию экономической системы страны, когда сосуществуют и рыночная экономика, и государственная собственность.

Если говорить о духовной составляющей жизнедеятельности общества, то необходимо отметить, что без нравственной основы невозможно гармоничное и полноценное осуществление любой деятельности людей. Голая социально-экономическая система с установленными правилами и условиями является лишь механизмом, а работу данного механизма осуществляют все-таки люди, имеющие собственные желания и мысли. Для высоких уровней нравственных установок и принципов поведения представителей общества характерны успешные социальные

взаимоотношения и высокая

производительность труда.

Соответственно, проблемы нравственности и духовности, как мы ранее отмечали, становятся еще более актуальными и важными в период

переустройства общества, при определении новых путей и способов формирования социально-экономических и социально-политических отношений. В такие периоды происходит переоценка ценностей, жизненных ориентиров и принципов.

Сложившиеся в древнем Китае духовно-этические и социально-политические идеи и институты, которые на тысячелетия определили сущность, характер и формы социальной структуры, государственного устройства, идеологии, психологии, словом, всего «китайского образа жизни», принято соотносить, прежде всего, с конфуцианством, а также в некоторой степени с легизмом, даосизмом и буддизмом. Социально-политические концепции теорий традиционных учений китайцев соответствовали историческим реалиям жизни китайского общества, поэтому они, и особенно конфуцианство и легизм, получили широкое распространение и стали основой политического и социокультурного развития. Поскольку в даосизме и буддизме основной акцент делался на духовном освобождении человека, в том числе и путем «ухода» от злободневных социальных проблем, то во многих областях общественной жизни они уступали первенство конфуцианству и легизму.

С помощью этико-гуманитарных идей традиционных учений формировались основные подходы к управлению страной, осуществлялся контроль над властью и обществом, утверждались нормы гражданской морали, формировались единые правила воспитания на основе уважения старших, добродетельного поведения, подавления эгоистических устремлений, гармоничного отношения между различными слоями общества, честности и бескорыстности, лояльности к властям; гуманитарные ценности конфуцианства в значительной мере сформировали менталитет китайской нации, составляя важную черту национального характера.

В конфуцианской теории (и в реальной жизни традиционного китайского общества) семья была не только базовой социальной группой, но и прототипом отношений в иных социальных организациях. Отношения родства стали, таким образом, основой для построения всей совокупности отношений в обществе. Социум уподоблялся семье, он, как и семья, имел черты единого, целостного организма. Конфуцианство как идеология с ее культами божественной власти «сына Неба», авторитета старших, с ее приверженностью к традициям и консерватизму нормировало и контролировало

духовную жизнь китайского общества. Большинство традиционных конфуцианских культов и торжественная пышность их обрядов стали популярными и признанными практически среди всего населения и по сегодняшний день.

И сегодня многие традиционные социокультурные обычаи и духовно-нравственные ценности прошлого прочно вошли в жизнь современного Китая, стали ее неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Например, в феодальном Китае вся китайская нация, называвшаяся «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновнею любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохраняется и поныне. Данная традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе. Она помогает сегодня начальнику или директору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение технологических процессов на производстве и на развитие в целом всего китайского общества.

Традиционные этико-философские учения являются основой китайской духовной культуры: под их влиянием закрепились фундаментальные этические принципы китайского общества, они во многом определили особенности мировосприятия и норм поведения китайцев. Кроме того, традиционные учения китайского народа, благодаря ориентированности на социальные реалии и развитие конкретных социокультурных институтов, смогли транслировать свои ценности на протяжении многих веков развития китайской культуры, в значительной степени определяя способы организации стабильного и жизнеспособного общества. Теоретические доктрины данных учений оказались законченными, способными к взаимодействию с другими философскими системами, а социокультурная практика наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы.

Содержательным ориентиром

реформирования современного китайского общества стало соответствие смысла и содержания развития общества сущностным

характеристикам традиционной духовной культуры, базирующейся, прежде всего, на духовно-нравственных ценностях. В современном обществе большую актуальность приобретают идеи конфуцианства, поскольку именно в конфуцианстве делался акцент на групповых ценностях и интересах государства, а следование этим ценностям и интересам было важнейшим критерием воспитания идеальной личности. Благодаря гибкости и ориентированности на социальные реалии традиционные духовно-нравственные ценности этико-философских учений китайской цивилизации продолжают в определенной мере влиять на социальный уклад общественного развития современного китайского общества.

Так, именно традиционная духовно-нравственная культура Китая, представленная философскими и этическими учениями, в первую очередь конфуцианством, а также легизмом, даосизмом и буддизмом, оказывала во все времена наибольшее влияние на формирование специфики поведенческих стереотипов китайского народа. Духовно-нравственные ценности данных учений и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров совершенствования духовной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества.

Современное реформирование китайского общества в условиях глобализации и модернизации, опираясь на национальный духовно-нравственный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.

На пленуме XVI съезда КПК (14.11.2002 г.) было принято решение внести поправки в Конституцию страны. «Прозвучавший в речи Ху Цзиньтао призыв к КПК «следовать помыслам народа, помышлять об интересах народа и заполучить сердца народа» стоит ближе к традиционным конфуцианским представлениям о гуманном правлении на основе человеколюбия и справедливости, нежели чем к западным представлениям о представительной

демократии, провозглашения которой ждут от Ху Цзиньтао зарубежные наблюдатели» [6, с. 37]. Данное обращение руководителей государства к своим национальным, традиционным ценностям, проповеданным

великими китайскими мудрецами, сегодня благотворно сказывается на общем состоянии общества. Сохранение преемственности и грамотное сочетание традиций и новаций в реформировании государства становится характерной особенностью системы управления Китая.

С каждым годом Китай расширяет связь с мировым сообществом в развитии всех сфер жизнедеятельности: вступление во Всемирную торговую организацию, проведение Олимпиады, проведение международных фестивалей, увеличение числа пользователей глобальной информационной сетью Интернет и т.д. В своей политике правительство умело сочетает национальные особенности, выраженные в форме традиционных духовно-нравственных ценностей и специфике мышления, с принципами и нормами современных реалий, что послужило основой быстрых и кардинальных преобразований в стране. Так, в целом уважение и любовь к историческому прошлому своего государства, к духовному началу становления своего общества играют роль стабилизатора и гаранта спокойствия и уверенного развития Китая.

Таким образом, оставленные великими китайскими мудрецами философские учения и принципы жизни, ставшие духовно-нравственными ценностями для миллионов китайцев, служат целью и опорой в жизни. Благодаря бережному отношению к традиционным духовным ценностям произошло возрождение былого могущества Китая.

Важно отметить, что ценностное отношение к миру побуждает человека, представителя любого национального сообщества, к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей в обществе системой ценностей, а также сообразно собственным ценностным ориентациям. В связи с этим ценности могут выступать как идеалы, цели, средства деятельности, как критерии человеческих поступков в целях совершенствования социальной, экономической и духовно-нравственной сфер

жизнедеятельности общества. В Китае же именно конфуцианские ценности заметно окрасили в свои тона всю национальную культуру страны, национальный характер его населения, составили важную часть китайского менталитета. Многие воспитанные

конфуцианством черты национального характера китайцев - социальная дисциплина в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать;

трудолюбие, упорство, любовь и стремление к знаниям, к истине, к постижению нового и умению использовать это новое во имя упрочения устоявшегося старого; постоянный импульс к самоусовершенствованию; крепость социально-семейных связей, перерастающая в прочность связей деловых в современном мире, то есть вся совокупность ценностей духовной культуры — активно способствовали тому феномену, который проявил себя сегодня в современном развитии китайского государства.

«...Проводимая Китаем мирная и дружественная внешняя политика одобряется международным сообществом. КИР

поддерживает хорошие отношения с сопредельными странами, ее влияние и роль на региональной и международной арене непрерывно повышаются, все это предоставляет внешние гарантии китайской политике реформ и открытости» [5].

Тем не менее, несмотря на широкие связи с разными странами, китайцы в большинстве случаев сохраняют свою самобытность, оберегая и поддерживая чувство принадлежности к великой, древней цивилизации. Это является условием самоуважения и идентичности большинства представителей китайского общества, которые, в конечном счете, переходят в патриотические чувства и уважение к культурным ценностям своего народа.

Сегодня китайское общество формирует новое понимание соотношения между традициями и новациями. На первую позицию выходят духовно-нравственные ценности, поддерживающие порядок и стабильность в стране, помогающие дальнейшему развитию общества. Здесь надо отметить два основных моральных принципа традиционного китайского общества: сыновней почтительности «сяо» и лояльности «чжун». Первый принцип определяет отношение индивида к своей семье, второй - отношения в сферах, находящихся вне семьи.

Действительно, в китайском обществе «одним их основных элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате продолжительного трудового процесса учебы и воспитания, в соответствии с такими представлениями; укрепление, стабилизация и совершенствование всего общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной семьи» [4, с. 33]. «Китайское правительство стремится к поддержанию

социальной стабильности и согласия, а также национальной сплоченности, что создает благоприятные условия для экономического строительства и повышения народного благосостояния» [8].

Все это приводит к тому, что сегодня у китайцев значимым становится их материальное положение. Если в середине прошлого столетия основной их заботой были развитие и процветание страны, то к концу века деньги начинают принимать форму одной из их целей. Деньги приобретают лидирующее положение среди социальных ценностей, деньги воспринимаются как способ выживания, источник счастья и достижения личных целей. Особенно молодое поколение осознает связь денег с возможностью удовлетворения потребностей. Материальное благополучие становится важной ценностью, преобладающей над морально-нравственной ценностью. Данное превосходство вызывает настороженность у китайского общества, так как оно, в конечном счете, приводит к росту преступности, жестокости и других негативных явлений.

Для традиционного общества были характерны коллективистические ценности, а у современного общества преобладает личный интерес и индивидуалистический подход к решению поставленных задач. Таким образом, происходит трансформация внутреннего мира представителей общества и перестройка их морально-этических ценностей.

Конечно же, наиболее восприимчивой и открытой к новым изменениям является молодежь, и те морально-нравственные ценности, которые примет она, станут основой духовной жизни будущего китайского общества. Тем более, не все традиционные ценности и поведенческие стереотипы принимаются молодежью и расцениваются ими как соответствующие современным реалиям. По этой причине для китайского общества важно, чтобы молодое поколение правильно сделало выбор в направлении совершенствования социальных отношений на основе разумного применения традиционной культуры народа.

Формирование духовно-нравственных

ценностей у современного человека возможно, на наш взгляд, на основе приобщения к активной творческой деятельности, основанной на выработанных обществом законах, национальных традиционных ценностях и нормах поведения. Духовно-нравственные ценности занимают центральное место в процессе социализации личности, так как становление духовно развитого индивида

начинается с осознания необходимости непрерывного «самотворения».

Цивилизационная ситуация, существующая в современном китайском обществе, а также и в других современных обществах, не только требует переориентации общественного сознания с материальных ценностей на духовные и нравственные. Необходимо новое мировоззрение, основанное на

«человекоориентированной» составляющей культуры, на высоком уровне развития духовных потребностей индивида и интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

Все эти обстоятельства объективно выдвигают в качестве одной из важнейших задач китайского общества, которая заключается в создании таких моделей воспитания и образования подрастающего поколения, которые смогли бы, опираясь на традиции и опыт отечественного и мирового сообщества, максимально эффективно востребовать и транслировать духовный, человекотворческий потенциал духовно-нравственной культуры, в первую очередь, национальной. Несомненно и то, что сохранение морально-нравственных ценностей есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, поскольку культурная самобытность является основой сохранения в современном мире национальных сообществ и цивилизации в целом. Для гармоничного развития личности,

последующего всестороннего развития духовно-нравственной культуры, сохранения

национальных особенностей необходима соответствующая работа руководства страны и китайского общества в целом.

Сегодня необходимо констатировать, что процессы модернизации современного китайского общества сопровождаются трансформацией его духовно-нравственных ценностей. Так, разрушение традиционных основ китайской семьи приводит к ослаблению культа сыновней почтительности, молодые люди быстро усваивают западные ценности в отношении родителей. Материальные блага и деньги как ценность начинают занимать одно из лидирующих положений в потребностях современного представителя китайского общества, преобладая над морально-этическими и нравственными критериями. В решении социальных проблем наблюдается преобладание индивидуалистического подхода над коллективистическим. В связи с коренными изменениями отношения к

предпринимательству и торговле, считавшихся в

традиционном обществе непрестижными видами деятельности, ценными стали такие качества, как независимость, решительность, инициативность, целеустремленность, личная самодостаточность, несвойственные индивиду традиционной китайской культуры.

Но вместе с тем, необходимо отметить, что традиционные духовно-нравственные ценности продолжают иметь непреходящее значение в жизнедеятельности современного китайского общества. Ведь духовно-нравственные ценности в китайском обществе традиционно играли важную роль в расцвете и укреплении государства, как основного социального института. Сегодня в большинстве случаев такая же направленность существования духовно-нравственных ценностей все-таки остается. Однако в современном китайском обществе достаточно сложно неукоснительно следовать традиционным ценностям. Поэтому ученые и исследователи говорят о важности поиска компромисса и разумного сочетания традиционных и модернизированных духовных ценностей.

Ясно, что современное китайское общество столкнулось с реальной трудностью в определении места и значения традиционных духовно-нравственных ценностей в новых модернизационных условиях. С точки зрения социально-философского осмысления, проблема преобразования духовно-нравственных

ценностей носит глубокий характер. Многие ученые и политики КНР приходят к выводу, что традиционные д^овные ценности необходимо поддерживать в соответствии с современными моральными критериями и с учетом принципов гуманизма, уважения прав и достоинства каждого человека. Такой подход к сохранению духовно-нравственных ценностей, по нашему мнению, является наиболее приемлемым с точки зрения благоприятного функционирования и развития общества. Ведь благополучие общества связано, в первую очередь, с благоприятным положением в духовной сфере жизнедеятельности населения страны.

В целом, традиционно практичный и прагматичный Китай, несмотря на все потрясавшие его войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, и именно благодаря традиционным ценностям населения, во все периоды своего существования усваивал все то полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны. Именно система духовно-нравственных ценностей

играла и играет важную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей, направляющих их на достижение поставленных задач и целей для построения сильного и процветающего государства.

Традиционные духовно-нравственные

ценности и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества. Современное

реформирование китайского общества в условиях глобализации и модернизации, опираясь на национальный духовно-нравственный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.

Литература

1. Васильев J1.C. Культы, религии, традиции в Китае. -М.: Наука, 1970.-484 с.

2. Дунцзянь Цзяо. Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества / автореф. дис. на соиск уч. степ. канд. культур, наук. - М., 2001 - 24 е.; Чжан Сянго. Формирование идеи политической модернизации в современном Китае. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2000. - 97 с.

3. Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. — 1995. — № 5. - С. 106-115.

4. Кокарев К.А. О влиянии политической культуры на режим правления в Китае // Китай на пути реформ модернизации: сборник ИДВ РАН. -М., 1996. - С. 30-37.

5. Ксиндавонг В. Правильная линия обеспечивает КНР блестящие чепехи // Жэньминь жибао. - 2011. - 29 июня. -[Электр. рес\рс]. URL: http:. \vwu./zc.edii.cn/\cb/\uanchuangongzuo.htm (дата обращения 15.07.2011).

6. Ломанов А. Политические инновации КПК в контексте идейно-теоретических дискуссий в Китае (к итогам 3-го пленка ЦК КПК 16-го созыва) / А. Ломанов. О. Борох / Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №1. - С. 30-47.

7. Мзнь Нань. Факторы нестабильности и их влияние на обстановку на материке // Государство и общество в Китае на пороге XXI века. - Вып. 8. - М, 2000. - С. 71-75.

8. Тан Кай Хи. Видные зарубежные политики и ученые об успехах, достигнутых китайским народом под руководством КПК в строительстве общества // Ж:шьминь жибао. - 2011. - 29 июня. - [Электр, ресурс]. URL: http://w\vAv.zzc.edu.cn/xcb/xaanchuangongzuo.htm (дата обращения 15.07.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У Чжэнь Пянь) / пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. -346 с.

10. Чэн Чжунъ-ин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии / пер. с англ. А. Ломанова // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. -№6. - С. 105-106.

11. Янгутов JI.E. Философское учение школы Хуаянь. -М.: Наука, 1982.- 144 с.

12. Янгутов, JI.E. Традиции праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ: БГУ, 2007. - 272 с.

Цырендоржиева Дари Шойбоновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, заведующая кафедрой философии Бурятского

государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

Ринчинова Татьяна Мункобаировна, ассистент Агинского филиала Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Tsyrendorzhieva Darie Shoybonovna, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, head of the department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: bsu.philos@mail.ru. Rinchinova Tatyana Munkobairovna, assistant, Aginsky Branch of the Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 1(1-87) ©Хао Цзюй

О РЕЛИГИОЗНОМ И ФИЛОСОФСКОМ ДАОСИЗМЕ

В статье рассматриваются религиозные и философские аспекты даосизма. Анализируются истоки становления религиозного и философского направлений в даосизме, дается характеристика их основных принципов.

Ключевые слова: даосизм, религия, философия, шаманизм, инь, ян.

Нао Tszyuy

ABOUT RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL TAOISM

The article deals with religious and philosophical aspects of Taoism. Examines the origins of the formation of religious and philosophical trends in Taoism, a characteristic of their basic principles.

Key words: Taoism, religion, philosophy, shamanism, у in, yang.

Даосизм, как одно из основных идеологических течений Китая, рассматривается в научной литературе и как религиозное учение и как философское. При этом зачастую оба эти аспекта не различаются. Говоря о религиозном даосизме, многие авторы излагают философско-мировоззренческую систему даосизма, изложенную в трактатах Лао-цзы и Чжуан-цзы, а характеризуя философский даосизм, привносят в него религиозно-мистические элементы, что искажает наше представление об этом учении, которое является важнейшей составной частью духовной культуры Китая. Поэтому необходимо дать четкое разграничение религиозным и философским аспектам даосизма.

Принято считать, что изначально в даосизме получили свое развитие два течения. Первое было связано с первобытными верованиями, магией и гадательней практикой, второе с мировоззренческими представлениями. Первое легло в основу формирования религиозных представлений, второе - философских.

Известный российский ученый Е.А. Торчинов, ссылаясь на работы китайских исследователей Сюй Дишаня и Фу Цзин-цзя, а

также японской исследовательницы Идзуцу Тосихико, пишет, что «представляется возможным выделить в истории даосской традиции два основных этапа: этап возникновения и становления даосской традиции и этап эволюции развитого даосизма» [1, с. 210]. Далее Е.А. Торчинов отмечает, что китайские и японские исследователи прослеживают генетическую связь даосских истоков с шаманскими верованиями (прежде всего царств Чу, Ци, и Янь), но при этом даосские религиозные верования не приравниваются к шаманским. С ссылкой на другого японского исследователя Фукунага Мицуцзи Е.А. Торчинов пишет: «термин «гуй дао» («Путь демонов») - одно из первых названия даосизма, исходно означал шаманскую практику (первоначальный субстрат даосизма), к которой позднее (при Поздней Хань) добавилась философия Лао-цзы (учение о дао) и учение о духе (шэнь), идущее от «И цзина» [1, с. 210].

Шаманизм, наряду с анимизмом, фетишизмом и тотемизмом - это «древнейшая религия человечества, уходящая своими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.