ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ
УДК 321.01
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОСЛАНИЕ
ГУБЕРНАТОРА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРГЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА СИТНИКОВА
Уважаемые коллеги!
В последнее десятилетие ключевым фактором, определяющим динамичное развитие экономики любого региона, являются инвестиции. При этом для них присущи такие понятия как высокая затратность, значительные риски, отсутствие быстрых результатов.
Инвесторы крайне чутко реагируют на экономическую и политическую ситуацию в регионе и поэтому наша с вами задача создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса. При этом должен быть обеспечен баланс интересов жителей региона и предпринимателей. Необходим комплексный подход в развитии экономики и социальной сферы. В сегодняшнем инвестиционном послании я более подробно остановлюсь именно на этих моментах.
****
Костромская область серьезно отстает от таких общепризнанных лидеров в сфере привлечения инвестиций, как Калужская, Ульяновская, Белгородская области, республика Татарстан и другие.
На протяжении последних пяти лет темпы роста инвестиций в основной капитал в регионе были незначительны. Наибольший рост был достигнут в 2010 году. Он составил 33%. Но это после «провального» 2009 года, когда снижение достигло 32,7%. В 2012 году темпы роста составили 20%.
Если приводить абсолютные цифры, то объем инвестиций по итогам 2012 года превысил 21 миллиард рублей. Это больше прогнозных показателей на 700 миллионов рублей.
По средним темпам прироста за последние пять лет на уровне 11%, а также по такому показателю, как объем инвестиций на душу населения в размере 32 тысяч рублей, Костромская область отстает от среднероссийского уровня и многих субъектов Российской Федерации.
Как результат, мы имеем достаточно невысокую среднемесячную заработную плату по экономике региона. За 2012 год она составила 17 тысяч 100 рублей.
Причины сложившейся ситуации всем извест-
ны. На протяжении последних лет бизнес в Костромской области испытывал чрезмерное давление. Это и излишние административные барьеры, завышение ставок по отдельным видам ресурсов, хаотичное выделение земли под строительство.
Сегодня развитие экономики региона наблюдается лишь в отдельных отраслях, таких как машиностроение, деревообрабатывающая и ювелирная промышленность. Недостаточные темпы развития в агропромышленном комплексе, пищевой, легкой и текстильной промышленности.
Таким образом, мы можем констатировать, что экономика Костромской области получает импульс пока только точечно.
Поэтому перед администрацией региона стоит задача коренным образом изменить ситуацию, сделать область привлекательной для вложения средств как в уже существующие производства, так и новые. Понимаем, что этот далеко не простая задача.
Чтобы достичь цели мы должны руководствоваться пятью правилами успеха.
Первое - необходимо диверсифицировать экономику региона, и в качестве основного инструмента использовать внешние инвестиции. При этом со счетов ни в коем случае нельзя сбрасывать средства, которые вкладывают в модернизацию и обновление действующие предприятия.
У нас есть производства, где эти процессы идут планово, ежегодно. Недавно концерн «Медведь» открыл новый литейный цех, оснащенный импортным оборудованием. Компанией «Пегас» организовано уникальное производство бортовой кабельной сети для гражданских самолетов «Сухой Superjet-100». «Галичский автокрановый завод» уже вложил более 130 миллионов рублей в реализацию проектов по выпуску автокранов-многотонников. И это далеко не полный перечень.
Придание импульса подъему экономики невозможно без второй составляющей - создания ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ.
Наиболее перспективной формой комплексного развития территорий Костромской области явля-
© Ситников С.К. 2013
Экономика образования ♦ № 4, 2013
ется организация технопарков и агротехнопарков, возможно кластеров.
Несомненным плюсом существования подобных территорий является интеграция науки и бизнеса. И, конечно, наличие таких положительных эффектов, как рост занятости, повышение экономической отдачи и загрузки производственных мощностей. Необходимо создать условия для максимально комфортной работы резидентов парков, предусмотрев меры налогового стимулирования и упрощенный порядок регистрации.
Сегодня на федеральном уровне нет отдельного законодательного акта, регулирующего деятельность технопарков. Однако это не должно быть «тормозом» развития данной темы в Костромской области. Поэтому необходимо ускорить принятие регионального закона «О промышленных округах», где должны быть определены порядки их создания и меры государственной поддержки участников.
У администрации области есть видение, что в качестве первых звеньев в цепочке промышленных округов региона должны стать технопарк «Индустриальный», расположенный на площадке бывшего завода «Мотордеталь», а также индустриальный парк в Волгореченске. Здесь уже сформированы площадки с готовой инфраструктурой и удобной логистикой, есть высококвалифицированные и экономически активные кадровые ресурсы.
Деятельность технопарка будет направлена на развитие металлургической промышленности и машиностроения. Все это позволит в максимально короткие сроки обеспечить запуск новых инвестиционных проектов.
Говоря о развитии экономики Костромской области, особый акцент необходимо сделать на традиционных для региона отраслях, где есть высокий потенциал роста за счет имеющихся трудовых, природных, климатических и иных ресурсов.
Наш регион имеет выгодное транспортно-гео-графическое положение. Находясь в центре европейской части России, мы можем стать центром, обеспечивающим межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и другим.
Через территорию региона проходят основные железнодорожные, водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации. Благодаря этому, а также богатым природным ресурсам, Костромская область является перспективным регионом для инвестиционного развития.
И мы должны грамотно использовать свой ПОТЕНЦИАЛ. Это будет еще одно ключевое правило на 2013 год.
Четвертое правило или приоритет, о котором я
хочу сказать в послании - это ПОДДЕРЖКА, государственная поддержка участников инвестиционной деятельности.
Инвестору должны быть гарантированы как возможность получения налоговых льгот и других преференций, так и финансирование строительства инфраструктуры, необходимой для реализации проекта. Я говорю о средствах Инвестиционного фонда, который мы создали в Костромской области.
Безусловно, финансовая поддержка является востребованной и очень важной составляющей инвестиционной привлекательности региона, но это не самое главное. Необходимо грамотно организовать работу по сопровождению инвестиционных проектов буквально на каждом этапе их реализации.
Для этого надо коренным образом изменить отношение к партнерам. Любой компании, принявшей решение вложить средства в экономику Костромской области, должны быть обеспечены гарантии прав на принципах равенства и недескримина-ции по ведению предпринимательской деятельности.
Необходимо в максимально короткие сроки принять новый закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона взамен морально устаревшего закона от 1997 года. В новой редакции должны быть закреплены основные способы защиты прав инвестора, гарантии неухудшения его положения, новые формы и механизмы государственной поддержки.
Ну и Пятый, обязательный элемент всей этой системы - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Грамотное привлечение инвестиций может обеспечить только профессиональная управленческая команда как на региональном, так и муниципальном уровне.
Существующий уровень профессиональной подготовки государственных, муниципальных, да зачастую и федеральных служащих в части использования имеющихся инструментов для привлечения инвестиций достаточно низкий, не хватает компетенции в принятии решений по отдельным вопросам.
Поэтому задача на 2013 год - повышение квалификации, профессионализма государственных и муниципальных служащих.
В этом году в регионе должны быть внедрены ключевые показатели эффективности, так называемые КР1, для глав муниципальных образований и всех сотрудников муниципальной и государственной власти, участвующих в процессе привлечения инвестиций, и увязка их с моделью компетенций (знаниями, навыками, ценностями).
Считаю, что целевыми показателями должны стать прирост валового регионального продукта, объема промышленного производства и инвестиций, создание новых предприятий и, обязательно,
доходов на душу населения, поскольку наша конечная цель - это повышение качества жизни костромичей!
В конце года необходимо проанализировать эффективность работы каждого руководителя департамента, главы муниципалитета, а также их вклад в улучшение инвестиционного климата региона.
Выше я обозначил направления инвестиционного развития Костромской области, а теперь хочу перейти к задачам.
Первая и основная задача - это продолжение активной работы по привлечению новых инвесторов на территорию региона. В 2012 году заключено 9 соглашений общим объемом инвестиций 17,7 миллиарда рублей. Проекты, реализуемые в рамках соглашений, включены в Реестр инвестиционных проектов Костромской области с предоставлением налоговых льгот и иных форм государственной поддержки.
В 2013 году наша задача увеличить долю инвестиций в валовом региональном продукте с 17 до 20 процентов. Напомню, что в соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации к 2018 году регионы должны обеспечить увеличение инвестиций до 27 процентов валового внутреннего продукта.
Понимаю, что рост инвестиций не может быть обеспечен без создания соответствующих условий и, прежде всего, строительства инфраструктуры. Это вторая задача и она не менее емкая, чем первая.
В этом направлении в 2012 году наметилось определенное движение. Так, Костромская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла нормативную базу и предусмотрела финансирование на создание регионального инвестиционного фонда. На сегодняшний день Законом об областном бюджете на 2013 год на эти цели предусмотрено 28 миллионов рублей.
Нельзя не отметить, что одним из основных сдерживающих факторов при выборе территории для реализации проекта является уровень подготовленности инвестиционной площадки с точки зрения наличия инфраструктуры. Поэтому планируем, что сумма инвестиционного фонда в текущем году будет увеличена.
Как я уже говорил в послании, нам необходимо начать работу по созданию зон перспективного развития, так называемых промышленных парков.
Конечно, просто выбрать территорию и назвать ее технопарком или кластером недостаточно, нужна ясная стратегия ее развития, понимание целесообразности создания.
В связи с этим в самое ближайшее время дол-
жен быть разработан наглядный план перспективного развития инфраструктуры в регионе. Своего рода пособие для инвестора о наличии всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах в разрезе муниципальных образований.
В том числе с использованием государственно-частного партнерства, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и предприятий с государственным участием.
Соответствующее поручение исполнительным органам государственной власти я подпишу на этой неделе.
Считаю, также необходимо еще раз пересмотреть сроки прохождения административных процедур. Это еще одна стратегическая задача. В прошлом году нам удалось сократить сроки по административным регламентам в среднем на треть. Однако я уверен, что они еще далеки от совершенства. Нам необходимо оперативно, без «проволочек» решать вопросы, которые ставит инвестор. Органы местного самоуправления должны активно подключиться к этому процессу.
Ключевым словом в инвестиционной политике является «сотрудничество». Надо быть партнерами, легко идти на контакт, совместно разрабатывать нормативные правовые документы, сокращать административные процедуры, подбирать удобные инвестиционные площадки, решать проблемы по организации инфраструктуры и прочее.
Например, с городом Волгореченском и Островским районом у нас проблем нет: вопросы решаются оперативно, информация предоставляется качественно и вовремя. К сожалению, не все муниципалитеты сегодня готовы работать также конструктивно. В некоторых этот процесс идет достаточно «туго» и неохотно. Зачастую присутствует формальный подход. В частности, в Нерехтском муниципальном районе. И это не единичный случай. Пора менять отношение к делу! Хочу прямо сказать, вектор развития всегда остается за руководителем муниципального образования.
Или другой пример - время прохождения совершенно одинаковых административных процедур.
В муниципалитетах они разительно отличаются. Возьмем Парфеньевский и Поназыревский районы. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием там происходит в течение 128 и 119 дней соответственно. В городе Костроме - 129 дней. И это не считая проведения кадастровых работ, которые в среднем занимают от двух до шести месяцев. В то же время в городе Галич эта процедура осуществляется за 79 дней. Такой «разброс» в сроках недопустим. Все работают в рамках одного законодательства, однако в отдельных муниципали-
тетах бюрократизм, проволочки в решении вопросов очень мешают работе. Считаю, что необходимо детально разобраться в причинах таких отклонений и принять жесткие меры.
В 2012 году Костромская область взяла на себя обязательства по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В нем присутствует 15 обязательных условий. Если оценивать ситуацию на сегодняшний день, то в той или иной мере мы выполнили 12 обязательств.
Работа предстоит большая. На сегодняшний день составлена Дорожная карта, где отражены пошаговые действия исполнительных органов власти, определены конкретные мероприятия по реализации требований Стандарта. Сформирован состав Экспертной группы по мониторингу, апробации и внедрению Стандарта, которая будет проводить общественную экспертизу выполнения всех требований.
Большое значение, на мой взгляд, имеет качественное внедрение в Костромской области механизмов оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
Мы должны выстроить конструктивный диалог между властью и бизнес-сообществом по всем этим вопросам. Должно быть понимание, что все это работает на конкретную цель - привлечение инвестиций.
Еще одна тема, на которой хотел бы остановиться - это государственная поддержка при реализации инвестиционных проектов. Речь идет не только о предоставлении льгот по налогам.
В регионе должен быть создан механизм сопровождения проектов по принципу «одного окна». В прошлом году была разработана Памятка инвестора, где отражена вся необходимая информация о структуре органов власти Костромской области, нормативной правовой базе, сроках прохождения административных процедур, а также контактные телефоны, позволяющие оперативно решать возникающие вопросы. Это правильно и актуально, поскольку в каждом регионе есть свои особенности.
Инвестору должно быть все понятно на любых стадиях: куда ему обращаться, с кем контактировать, чтобы в минимальные сроки получить консультацию и сопровождение по проекту, начиная от идеи, заканчивая практической реализацией его планов.
В администрации области в 2013 году для этих целей было создано управление инвестиционной и промышленной политики, которое должно быть координатором данной работы и своего рода «про-
водником» для инвестора. Считаю, что ответственных необходимо назначить в каждом отраслевом департаменте, а также в муниципалитетах.
В своем выступлении на Госсовете по привлечению инвестиции 27 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал «... инвестор решает свои проблемы с конкретными людьми, которые могут найти тысячи способов, если захотят объяснить и свое бездействие, и крючкотворство». Очень надеюсь, что такие «истории» для Костромской области будут нехарактерны.
Еще раз подчеркиваю, инвестор приходит в муниципалитет и ему там должно быть комфортно в части реализации проектов. Надо учиться выстраивать диалог и при необходимости помогать. К сожалению, есть такие примеры, когда выстроенная цепочка достаточно легко «рвется» в результате недоброжелательного и неумелого диалога со стороны местных органов власти.
Считаю, что на вооружение должна быть взята положительная практика Калужской области, где выверены все шаги, назначены ответственные за реализацию конкретных проектов. Такая система успешно работает и в других регионах.
Кроме того, необходимо подумать какие новые «инструменты» поддержки область может предложить инвестору. Сейчас это льготы по налогу на прибыль и имущество организаций. В 2012 году мы их предоставили в сумме порядка 70 миллионов рублей в отношении 12 организаций. Начиная с этого года, мы будем осуществлять финансирование расходов из Инвестиционного фонда Костромской области на создание объектов энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры по двум проектам: ООО «НОВ Кострома» и ООО «Фромад-жерия».
Также мы изменили действующее земельное законодательство в части предоставления, начиная с 1 января текущего года, льгот по аренде земли в отношении проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области. Все эти меры направлены на повышение инвестиционной привлекательности региона.
Надо проанализировать практику других субъектов Российской Федерации и, исходя из возможностей областного бюджета, внедрить их положительный опыт.
При этом вся необходимая для инвестора информация должна быть размещена в открытом доступе.
В качестве такой платформы предлагаю использовать многоязычный инвестиционный портал Костромской области, который мы запустили в декабре 2012 года.
Обозначу еще одну задачу (шестую), которая лежит в основе привлечения инвестиций - это кадры.
Инвестор, выбирая площадку для реализации проекта, одним из основных вопросов перед властью ставит - кадровый. Возможность обеспечения квалифицированными специалистами, отвечающими всем требованиям современного производства, владеющими иностранными языками. При подписании инвестиционного соглашения администрация области берет на себя ответственность в содействии подготовки кадров для его реализации.
В ближайшей перспективе нам потребуются рабочие кадры для машиностроения: это сварщики, слесари, электрики, монтажники, операторы станков с ЧПУ, специалисты инженерных и финансовых служб, а также специалисты пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Кроме того, специалисты необходимы и для расширения производства на действующих промышленных предприятиях.
Общая потребность по области на 2013-2017 годы по всем уровням образования составляет свыше 6 тысяч человек.
Считаю, что учебные заведения региона, как высшего, так и среднего профессионального образования, должны максимально быстро «перестраивать» свои учебные планы под потребность экономики.
Для этого предлагаю в отдельных учреждениях среднего специального и начального профессионального образования опробовать систему государственных контрактов. Профильные исполнительные органы государственной власти, а также местного самоуправления должны координировать эту работу, поскольку заказ на специалистов учебным заведениям предстоит формировать именно им. Опыт госконтрактов достаточно успешен в странах Европы.
Сейчас предприятия региона крайне остро нуждаются в кадрах рабочих и инженерно-технических специальностей. Однако наши выпускники школ предпочитают получать профессии юристов, экономистов, бухгалтеров, дизайнеров. В то же время регион переполнен такими специалистами. В службе занятости населения на их долю приходится более 20 процентов граждан, ищущих работу.
Повышение престижа рабочих специальностей должно стать ключевой задачей на 2013 год. Это про-фориентационная работа со школьниками, проведение конкурсов мастерства, информирование о профессиях, получаемых в учреждениях профессионального образования, а также о социальных воз-
можностях и гарантиях, предоставляемых предприятиями.
Кроме того, необходимо возобновить практику наставничества в коллективах, а также заключения трехсторонних договоров обучения: студент - образовательное учреждение - предприятие. Возможно заключение таких договоров и на последних курсах обучения, когда у выпускника уже сложилось окончательное мнение о выбранной профессии.
Седьмая задача, о которой нам не надо забывать - это продвижение региона. Необходимо повысить информационную открытость области в части создания положительного инвестиционного имиджа. Мы должны максимально широко рассказать о регионе, его возможностях и потенциале. Для этого есть масса инструментов: презентации региона, в том числе за рубежом, выставочно-ярмарочная деятельность, пресс-туры для журналистов, интернет-конференции, размещение информационных материалов и интервью об инвестиционном потенциале Костромской области в печатных СМИ и интернет-изданиях.
Ряд таких мероприятий в этом году мы уже провели.
Считаю, что вектор выбран правильный. С их помощью мы пытаемся привлечь потенциальных инвесторов, и на положительной практике реализации крупных проектов показать надежность вложения инвестиций в Костромскую область.
Хочу обратить внимание, что привлечение инвестиций в регион - это задача всех ветвей власти. Здесь не должны стоять в стороне и наши народные избранники - депутаты.
Без лишней «изобретательности», придирок должны выполнять свои контрольно-надзорные функции территориальные федеральные органы власти в отношении инвесторов. Порядок, безусловно, необходим, но без бюрократии, издевательства над здравым смыслом.
В завершении инвестиционного послания я хотел бы отметить, что в работе с инвесторами нет мелочей. Только кропотливой, ежедневной работой в этом направлении регион может достичь результатов. Костромская область не использует принцип избирательности в отношении инвесторов. Региону важен каждый! Поэтому отмеченные в послании задачи должны стать основой инвестиционной политики на 2013 год и ближайшую перспективу
От редакции
Публикуя инвестиционное послание губернатора Костромской области редакция решает задачу информирования всех причастных к сфере образования о тех проблемах, решение которых во многом зависит от качества образования.
Sitnikov S.K.
INVESTMENT MESSAGE