ТЕМА НОМЕРА:
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ
Ю.В. Осинцев
Государственно-частное партнерство: стратегия развития в России
В статье изложены основные принципы организации государственно-частных партнерств в России; показаны преимущества этой формы организации бизнеса, прежде всего в социально значимых сферах. Определено место Министерства регионального развития Российского Федерации, а также субъектов федерации и органов местного самоуправления в процессе создания ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, компонент, модернизация, муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Инфраструктура проблем
Современная эффективно функционирующая городская инфраструктура является важнейшей материальной предпосылкой экономического роста и повышения благосостояния населения. Несмотря на то что в инфраструктурную отрасль Российской Федерации направляются значительные ресурсы, ее нынешнее состояние отстает от потребностей быстро растущей экономики и не позволяет достичь целей инновационного развития нашей страны, прописанных в «Стратегии-2020».
Положение осложняется старением основных фондов инфраструктуры, значительная часть которых была создана десятки лет назад. Курс правительства на сокращение присутствия государства в экономике и снижение налогового бремени не позволяет выделять из бюджета средства, достаточные для ликвидации нарастающего «инвестиционного разрыва» в инфраструктурной отрасли.
Ситуация усугубляется низкой эффективностью использования имеющихся в инфраструктуре мощностей и ресурсов вследствие недостаточных стимулов к эффективной работе, слабого менеджмента и неспособности либо нежелания искоренить бесхозяйственность и коррупцию. Перечисленные проблемы требуют принятия срочных и действенных мер — в противном случае нарастающий дефицит
© Осинцев Ю.В., 2010
инфраструктуры станет преградой экономическому росту и обесценит достижения экономической политики последних лет по развитию частного сектора, улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, достижению макроэкономической стабильности.
Жилищно-коммунальное хозяйство России представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд, многопрофильную транспортную и инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и другие функции. Одной из наиболее важных проблем является развитие городской социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе модернизация стареющей, обветшавшей инфраструктуры. Многолетний дефицит финансовых средств стал главной причиной, по которой в отрасли ЖКХ до сих пор не удается снизить остроту проблемы критического износа основных фондов. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в целом по России физический износ объектов коммунального хозяйства в среднем достигает более 50%, а по отдельным муниципальным образованиям до 90%.
Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), которое позволит преодолеть «двойной дефицит», возникший в инфраструктурной отрасли, во-первых, нехватку ресурсов и, во-вторых, недостаточную эффективность их использования.
Международный опыт и «узкие места» развития ГЧП
В настоящее время во всем мире признано, что одним из действенных инструментов взаимодействия государства и бизнеса, переросшего из простой схемы привлечения инвестиций в эффективную форму управления социально-экономическими процессами, является государственно-частное партнерство. Public Private Partnership (PPP), что в переводе с английского означает сотрудничество государственного и частного секторов с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач.
Государственно-частное партнерство — это долгосрочное сотрудничество, закрепленное договором, который позволяет сосредоточить в единое целое необходимые ресурсы (например, ноу-хау в области современных высоких технологий, финансовые средства, персонал и др.) и минимизировать риски за счет их равномерного распределения между партнерами. Это могут быть различные формы кооперации. Сюда относятся, прежде всего, проекты социального назначения: жилищное и коммунальное хозяйства, энергетика, транспортная инфраструктура. Также немаловажными являются социальная сфера: туризм, культура, защита окружающей среды, здравоохранение, школы, детские сады, общественная безопасность и другие.
Опыт стран Европейского союза в реализации проектов ГЧП в области строительства показал, что при реализации проектов частными фирма-
ми эффективность их стала более высокой. Затраты на сооружение объекта становятся более низкими. Эффективность проектов ГЧП в среднем на 10—20% выше, чем по альтернативным бизнес-моделям, за счет оптимизации общих затрат на протяжении всего жизненного процесса проекта. Адекватное разделение рисков — сердцевина любого проекта ГЧП. Именно этим они отличаются от прочих форм взаимодействия государства и бизнеса, например от государственных закупок. Идея ГЧП была выдвинута и первоначально реализована в промышленно развитых странах, но вскоре оказалась подхваченной и в развивающихся государствах, которые испытывали острую потребность в расширении и модернизации инфраструктуры, но не располагали необходимыми для этого бюджетными средствами и не могли обеспечить в рамках государственного сектора должную эффективность инфраструктурной отрасли.
В целом идея ГЧП оправдала ожидания. Опыт свидетельствует о значительном потенциале и жизнеспособности модели ГЧП. Об этом свидетельствуют внушительные масштабы реализации этой модели в странах-лидерах, таких как Бразилия, Аргентина, Китай, Малайзия, Индия, Филиппины, Турция и других. Частные инвесторы сумели расширить доступность инфраструктуры, так, например, в странах Латинской Америки доступ к водопроводу и канализации после внедрения ГЧП увеличился в диапазоне от 5 до 30%, а к электросетям — от 15 до 40%, добиться более эффективного использования ресурсов, сократить потери и радикально повысить качество и надежность услуг. Успешно реализованные проекты ГЧП оказали благотворное влияние на государственные финансы, позволив снизить бюджетные расходы на инфраструктуру, в том числе за счет отказа от субсидий, и вдобавок пополнить бюджет налогами, выплачиваемыми частными провайдерами.
Что касается тарифов на услуги, то они, как правило, вырастали в случае ликвидации глубоких субсидий; если же субсидии до приватизации были не слишком велики, то, обеспечивая экономию издержек от 10 до 30%, ГЧП позволило в ряде случаев добиться снижения цен, особенно при конкурсном выборе частного оператора. Выгода от реализации ГЧП затронула все, в том числе малообеспеченные, слои населения.
Вместе с тем при реализации модели ГЧП в развивающихся странах возникали и серьезные препятствия, следствием которых стал спад частных инвестиций в инфраструктуру, пришедший на смену «буму» начала 90-х годов. Широкие масштабы принял пересмотр контрактов ГЧП через два-три года после их заключения. Отчасти такая нестабильность объяснялась чрезмерной детализацией заключенных соглашений. Не доверяя органам государственного регулирования и институтам разрешения споров в развивающихся странах, инвесторы стремились прописать в контрактах все подробности проекта.
Извлекая уроки из проблем, с которыми столкнулись более ранние проекты ГЧП, инвесторы сейчас уделяют особое внимание сокращению
финансовых и иных рисков и стремятся вкладывать средства туда, где они с большей гарантией могут быть возвращены. Признаки защиты от рисков усматриваются в наметившихся в последние годы структурных сдвигах в сфере ЖКХ. Так, до 60% новых проектов ГЧП реализуются в телекоммуникационной отрасли, где проще установить рыночные тарифы, полностью возмещающие издержки.
Вторая стратегия минимизации рисков состоит в том, что частные инвесторы предпочитают контракты, в которых за услуги инфраструктуры рассчитывается государство, а не сами потребители. Наконец, увеличивается популярность проектов ГЧП на началах аренды, где инвестиционная компонента играет сравнительно скромную роль или вовсе отсутствует.
ГЧП: путь России
В каждой стране модель ГЧП реализуется по-своему и Россия — не исключение. Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП на текущий момент являются:
1) инвестиционный фонд;
2) банк развития;
3) другие государственные корпорации;
4) особые экономические зоны;
5) российская венчурная компания;
6) концессия.
Основная функция банковского финансирования инфраструктурных проектов по модели ГЧП в 2008 году была передана Внешэкономбанку (ВЭБ), которому поставлена задача к 2012 году довести долю финансируемых ГЧП-проектов до 30% кредитного портфеля банка. С целью реализации этой задачи в структуре Внешэкономбанка был создан Центр государственно-частного партнерства. К настоящему моменту ВЭБ заключил десятки соглашений с субъектами Российской Федерации, в том числе направленных на развитие ГЧП в регионах. Анализ препятствий к более массовому внедрению ГЧП в России выявляет ряд «узких мест», в том числе пробелы в законодательстве, ряд серьезных институциональных ограничений, недостаток опыта равноправного сотрудничества государственных органов и частных предприятий, несовершенство процедур конкурсного отбора и нерешенные проблемы при составлении и исполнении контрактов ГЧП.
Понимая это, Министерство регионального развития Российской Федерации продолжает свою работу по совершенствованию законодательной базы и механизмов взаимодействия государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП, по созданию специальных институтов в поддержку ГЧП и разработку механизмов финансовой поддержки, а также по совершенствованию взаимодействия по вертикали (между центром и регионами) и по горизонтали (между различными ведомствами).
Это необходимо, прежде всего, для оптимального распределения рисков между государственными и частными партнерами, что в конечном счете снизит стоимость проекта для налогоплательщиков и потребителей (Межведомственная группа). Большая роль в реализации данных программ отводится Агентствам государственно-частных программ городского развития. Примером может служить успешная работа аналогичных структур в Череповце (Вологодская область) и Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область). Это те города, где собственник градообразующего предприятия с большей долей ответственности эффективно подходит к реализации социально-экономических программ развития города на благо его жителей. Основными функциями данных агентств является: организация бизнес-инкубаторов и технопарков; содействие развитию малого и среднего бизнеса; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров; обеспечение занятости и развитие самозанятости населения; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства качественных товаров и услуг в объеме продукции, производимой предприятиями города.
Сейчас существует наиболее заинтересованный спрос на развитие инструментов ГЧП на уровне муниципалитетов и регионов. Основной сектор для развития ГЧП — это инфраструктура, в первую очередь коммунальная, социальная и транспортная, строительство зданий различного назначения, в том числе и «интеллектуальных» и «комфортных» домов, прокладка коммуникаций и дорог. Реализация проекта зависит не от наличия или отсутствия финансирования в стране во время или вне кризисных явлений, а от качества его подготовки.
С учетом административного деления, принятого в Российской Федерации, и опираясь на Федеральный закон «О муниципальном самоуправлении» от 06 октября 2003 года № 131-Ф3, а также на Федеральный закон «О малом и среднем бизнесе» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, все вопросы создания ГЧП лучше всего решать на уровне муниципального образования. Муниципально-частное партнерство (МЧП) — объединение материальных и нематериальных ресурсов органов местного самоуправления и партнеров на долговременной и взаимовыгодной основе для решения вопросов местного значения муниципального образования: создания общественных благ или оказания общественных услуг.
Основными формами муниципально-частного партнерства являются: концессия; финансирование части расходов на реализацию социальных программ и инвестиционных проектов; предоставление муниципального имущества в пользование. Двигаясь по пути реализации ГЧП, важен взвешенный поиск баланса интересов, необходимый для реализации общественно значимых инфраструктурных проектов и программ.
Примерами успешного партнерства муниципальной власти и частного бизнеса является работа в области организации музейного дела. Можно
перечислить наиболее интересные реализованные проекты в Угличе. Это и Музей городского быта XIX века, Музей православного искусства «Под Благодатным Покровом», Музей гидроэнергетики России, Музей старинных музыкальных инструментов, историко-музыкальный музей «Угличские звоны», Музей мифов и суеверий русского народа, Музей детства, Музей истории Угличского машиностроительного завода, Музей часов часового завода «Чайка» и другие.
На сегодняшний день положительный опыт реализации программ социально-экономического развития регионов в формате муниципально-частного партнерства демонстрирует муниципальное образования «Ярце-во» (Смоленская область).
Можно также отметить Усольское районное муниципальное образование Иркутской области. Оно стало «пилотной» территорией в рамках работы по реализации основных принципов комплексного планирования социально-экономического развития территорий Сибирского федерального округа. В рамках развития государственно-частного партнерства ежегодно проводится планомерная работа с крупными, средними предприятиями и администрациями муниципальных образований по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Благодаря эксперименту (по сути — созданию концессии) в Куйтунском районе Иркутской области в частное управление были переданы 11 муниципальных теплоисточников. Это дало быстрый и качественный результат: повысилось качество коммунальной услуги, а собираемость платежей выросла с 35 до 92%.
Считаю, что успешная реализация проектов в сфере государственно-частного партнерства на местном уровне будет способствовать укреплению доверия между государством и бизнесом. А это очень важный момент, так как это доверие является не только фундаментом модернизации нашей экономики, но и создания точек эффективного инновационного и высокотехнологического роста и развития территорий, формирования центров достойной и благополучной жизни населения.
Пять компонентов стратегии развития ГЧП
Основная цель стратегии — укрепление потенциала Российской Федерации в области государственно-частного партнерства, включая совершенствование правовой базы, внедрение современных управленческих и финансовых инструментов в сфере ГЧП, развитие потенциала существующих и вновь создаваемых центров ГЧП и реализацию демонстрационных проектов в отдельных регионах России.
Стратегия предусматривает реализацию следующих взаимоувязанных пяти компонентов.
Компонент 1. Разработка национальной политики в сфере ГЧП и совершенствование федерального и регионального законодательства.
Основные задачи:
• разработка национальной политики в сфере ГЧП;
• анализ российского федерального и регионального законодательства;
• разработка предложений по совершенствованию законодательства на основании лучшего международного и российского опыта;
• разработка типовых (в том числе отраслевых) моделей ГЧП.
В рамках совершенствования законодательства необходимо пересмотреть принципы и возможности участия субъектов и муниципальных образований в проектах ГЧП, особенно в области транспортной и социальной инфраструктуры, где в сегодняшних условиях реализация ГЧП-проектов крайне затруднена. Одним из вариантов реализации таких проектов может являться строительство инвестором объекта инфраструктуры с условием выкупа в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования в течение 15—25 лет. Любые инвестиции на территории порождают поток налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а если строительство транспортной инфраструктуры связано еще и с освоением природных богатств, то это будет носить мультипликативный эффект.
При этом необходимо законодательно закрепить сохранение дополнительно полученных бюджетных средств всех уровней в результате реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством данных объектов, за бюджетом, осуществляющим выкуп, в течение всего срока выкупа объекта. Такой подход откроет широкие возможности для реализации ГЧП во многих отраслях экономики Российской Федерации.
В процессе совершенствования законодательства надо уделить пристальное внимание изменению системы тарифообразования, в части перехода к долгосрочным тарифам и переформатированию инвестиционных составляющих в тарифах с учетом интересов государства, а также отмене платы за технологическое присоединение к любым сетям как несправедливому перераспределению собственности в пользу инфраструктурных компаний.
Компонент 2. Подготовка конкретных проектов ГЧП с перспективой дальнейшего их финансирования Внешэкономбанком.
Реализация ряда региональных «пилотных» проектов является ключевым компонентом. Каждый региональный «пилотный» проект будет направлен на подготовку не менее чем одного регионального проекта государственно-частного партнерства для дальнейшего финансирования Внешэкономбанком или другим финансовым институтом.
Подготовка каждого регионального «пилотного» проекта будет, в том числе, включать следующие мероприятия: разработка и принятие региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, необходимой для развития ГЧП-проектов, запуск ГЧП-проекта, его разработка и структурирование, а также переговоры со всеми заинтересованными сторонами.
Предполагается, что демонстрационные проекты будут реализованы в следующих сферах регионального и муниципального хозяйства:
• водоснабжение и водоотведение;
• управление отходами производства и потребления;
• энергоэффективность (в т.ч. тепло-, малая электроэнергетика и энергосбережение);
• развитие транспортной инфраструктуры;
• строительство и обслуживание объектов социальной инфраструктуры.
Одним из направлений реализации «пилотных» проектов в области транспортной инфраструктуры могут стать несколько проектов строительства мостов в моногородах (проезд на платной основе).
Отбор регионов и демонстрационных проектов будет осуществляться совместно Министерством регионального развития Российской Федерации и Внешэкономбанком на основе согласованных сторонами критериев. Реализация отраслевых региональных проектов будет включать следующие этапы:
• содействие разработке отраслевых долгосрочных целевых программ на принципах ГЧП;
• разработка предложений по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры реализации проектов ГЧП;
• содействие организации и проведению инвестиционных конкурсов;
• содействие подготовке документации для подачи заявок для дальнейшего финансирования ГЧП-проектов Внешэкономбанком.
Подготовка региональных проектов ГЧП будет осуществляться совместно партнерами-бенефициарами, включая федеральные министерства и ведомства, органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления, а также некоммерческие организации и частный бизнес.
Сегодня в качестве «пилотных» регионов рассматриваются муниципальные образования из Свердловской, Мурманской, Челябинской, Ярославской, Костромской, Волгоградской областей и Республики Татарстан.
Итогом реализации демонстрационных проектов должны стать следующие результаты:
• разработка и принятие отраслевых долгосрочных целевых программ развития, учитывающих мировой управленческий, технологический опыт;
• разработка и принятие регионального законодательства, позволяющего использовать инструмент ГЧП для реализации долгосрочных целевых программ;
• представители органов власти, коммунальных предприятий, частного бизнеса, участвующие в реализации проектов, получают достаточно знаний и приобретают навыки разработки ГЧП-проектов;
• разработка процедуры и документации по привлечению операционных компаний (инвесторов/операторов) к реализации ГЧП-про-ектов;
• проведение инвестиционных конкурсов, заключение инвестиционных контрактов с победившими инвесторами (операторами);
• операторы ГЧП-проектов получают доступ к кредитным ресурсам Внешэкономбанка.
Компонент 3. Содействие развитию сети региональных центров ГЧП и потенциала региональных и муниципальных властей в совместной разработке экономически обоснованных проектов ГЧП.
Основные задачи:
• создание и развитие региональных центров ГЧП, осуществляющих методологическую и экспертную поддержку деятельности региональных и муниципальных органов власти при организации проектов ГЧП;
• создание Банка городского развития как базового инструмента при реализации проектов ГЧП в муниципальных образованиях (корпорация городского развития).
Итогом реализации компонента должны стать следующие результаты:
• анализ лучших практик существующих центров ГЧП в мире, в особенности изучение опыта создания центров ГЧП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
• содействие развитию аналитического потенциала региональных центров ГЧП в России;
• повышение уровня осведомленности и понимания принципов ГЧП в России, в частности, среди потенциальных клиентов и партнеров (например, региональных органов власти, муниципалитетов, частных компаний), а также средств массовой информации;
• создание и развитие Банка городского развития.
Министерство регионального развития Российской Федерации видит
необходимость создания условий для устойчивого развития внутригородских территорий, повышения объемов жилищного строительства, ускорения темпов роста модернизации инженерной и социальной инфраструктуры.
Динамичное и эффективное развитие городских территорий должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в городах производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного сокращения бедности и повышения уровня жизни населения страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
При этом представляется, что это может потребовать формирования специального института для поддержки городского развития — Банк городского развития (далее — Банк) аналогично тому, как с учетом специ-
фики сельского хозяйства сформирован Россельхозбанк как специализированный институт развития.
Основной целью Банка городского развития будет обеспечение внебюджетного финансирования городского развития в части модернизации социальной (школы, детские сады, больницы) и инженерной инфраструктуры на базе ГЧП, а также контроль за расходованием бюджетных средств, направляемых на инфраструктурное развитие.
При этом основными задачами Банка должны стать:
• организация финансирования проектов реконструкции, модернизации транспортной, коммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры малого и среднего бизнеса — в муниципальной (региональной) собственности, капитального ремонта, модернизации и строительства жилой недвижимости во взаимодействии с объединениями управляющих компаний;
• построение эффективной системы формирования рынка инвестиционных проектов на базе ГЧП (детские сады, школы, больницы и т.д.), их отбор, экспертиза, финансирование и мониторинг реализации мер в сфере жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;
• разработка эффективных механизмов финансирования проектов на принципах государственно-частного партнерства;
• развитие комплексной системы управления рисками в сфере жилищного строительства и ЖКХ;
• организация выпуска проектных муниципальных облигаций;
• расчетно-кассовые операции предприятий и организаций, коммунальных предприятий и управляющих компаний, развитие системы учета коммунальных ресурсов на базе единой муниципальной информационной базы.
Добиться этого возможно только при наличии специальной правоспособности Банка, которая могла бы включать в себя поддержку государством его кредитоспособности по обязательствам, принятым для гарантии исполнения долгосрочных контрактных обязательств муниципалитетов, освобождение от регулирования Центральным банком Российской Федерации, возможности распределения средств государственной поддержки в виде грантов или субсидий, регулирование процентной ставки через изменение инструментов Инвестиционного фонда, а также заключения договоров с региональными или муниципальными администрациями без конкурса (аналогично деятельности международных финансовых институтов развития Российской Федерации).
Создание такого Банка дало бы возможность продолжения деятельности, осуществляемой в рамках подпрограмм «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем молодых семей», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и при участии Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства, Фонда содействия жилищному строительству, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию уже на новой платформе, базирующейся на возвратной и экономически обоснованной основе.
Компонент 4. Обмен передовым опытом реализации проектов ГЧП и привлечение международных экспертов для подготовки и реализации проектов ГЧП.
Обмен передовым опытом реализации проектов ГЧП должен включать:
• проведение ежегодной международной конференции по ГЧП;
• проведение семинаров с привлечением международных специалистов по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП;
• изучение передового мирового опыта и адаптация лучших практик реализации проектов ГЧП по отраслям;
• проведение круглых столов в демонстрационных регионах с участием ведущих экспертов ГЧП, представителей местных и региональных органов власти и бизнес-сообщества.
Результатом деятельности по данному компоненту является:
• обобщение опыта разных стран мира в обучении кадров и развитии потенциала ГЧП;
• распространение опыта и знаний в области ГЧП в России;
• обмен опытом между специалистами ГЧП в России и за рубежом;
• привлечение международных экспертов для подготовки и реализации проектов ГЧП в России.
Компонент 5. Подготовка кадров и разработка программы обучения и повышения квалификации персонала и руководителей государственных и частных структур, участников рынка ГЧП.
Компонент по подготовке кадров ГЧП будет включать:
• разработку программ обучения и повышения квалификации;
• обучение различных групп участников рынка ГЧП;
• распространение и внедрение программ обучения ГЧП в российских вузах.
В рамках проекта предусматриваются такие направления деятельности, как обучение и повышение потенциала центров ГЧП; создание аналитических и образовательных продуктов, содействующих развитию ГЧП; информационная поддержка и выработка рекомендаций в области законодательства, содействующего развитию ГЧП; и содействие развитию региональных центров ГЧП в России и странах СНГ.
Обучающие мероприятия должны учитывать опыт реализации демонстрационных проектов, использовать методику обучения путем вы-
полнения конкретных заданий по практической разработке и реализации ГЧП-проектов.
На наш взгляд, выполнение в ближайшие годы данных пяти компонентов поможет совершить качественный рывок в развитие ГЧП в России и сможет стать заметным явлением как в экономике, так и в практике государственного управления.
Пока же можно говорить лишь о начале формирования практики его применения. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможно.
Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов, позволит достичь качественных результатов в реализации в России модели государственно-частного партнерства.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 4 декабря 2007 года).
2. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «О муниципальном самоуправлении».
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
5. «О малом и среднем бизнесе» Материалы к заседанию Экспертного совета по законодательству о ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Москва, 28 апреля 2010 г.
6. Проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов разработан Минфином России в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010—2012 годах».