DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_123
ИНВЕСТИЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ САНКЦИОННОМУ РЕЖИМУ Investment and legal mechanism for countering the sanctions regime
КРОХИНА Юлия Александровна,
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: [email protected];
Krokhina Yulia A.,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Legal Disciplines
of the Higher School of Public Audit (Faculty), Moscow State University of M.V. Lomonosov.
119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В условиях неправомерных экономических санкций в отношении Российской Федерации чрезвычайное значение приобретает регулирование иностранных инвестиций в рамках международных соглашений с дружественными государствами. Качественным изменением политико-правового обеспечения таких соглашений следует считать включение в них условий, предусматривающие обязательный учет интересов как инвесторов, так и государства, которое принимает инвестиции. Обосновано, что подобные правила позволяют защитить национальные интересы государства и избежать в дальнейшем внешнеполитического давления. В условиях антироссийских санкций сохраняет высокую актуальность для правового регулирования зарубежных капиталовложений выработка мер по созданию процедуры допуска иностранных инвестиций и установлению юридических гарантий. Аргументирована позиция о том, что Российская Федерация должна развивать взаимодействие со странами Евразийского экономического союза, которые являются дружественными юрисдик-циями, относятся к одной правовой семье, во многом схожи в правовом и правоприменительном регулировании. Не менее важен и факт совместного исторического развития этих государств, благодаря чему доктринальные и легальные понятия об иностранных инвестициях довольно схожи. На примере инвестиционного взаимодействия России с Республикой Армения и Республикой Казахстан показаны особенности сложившегося политико-правового механизма сотрудничества и перспективы его совершенствования. Предложены правовые способы повышение эффективности инвестиционных отношений России с дружественными юрисдикциями в целях нивелирования негативных последствий экономических санкций.
Abstract. In the context of unlawful economic sanctions against the Russian Federation, the regulation of foreign investment within the framework of international agreements with friendly states is becoming extremely important. A qualitative change in the political and legal support of such agreements should be considered the inclusion in them of conditions that provide for the mandatory consideration of the interests of both investors and the state that accepts investments. It is substantiated that such rules allow protecting the national interests of the state and avoiding further foreign political pressure. In the context of anti-Russian sanctions, the development of measures to create a procedure for admitting foreign investment and establishing legal guarantees remains highly relevant for the legal regulation of foreign investment. The position is argued that the Russian Federation should develop cooperation with the countries of the Eurasian Economic Union, which are friendly jurisdictions, belong to the same legal family, are largely similar in legal and law enforcement regulation. No less important is the fact of the joint historical development of these states, due to which the doctrinal and legal concepts of foreign investment are quite similar. On the example of Russia's investment interaction with the Republic of Armenia and the Republic of Kazakhstan, the features of the existing political and legal mechanism of cooperation and the prospects for its improvement are shown. Legal methods are proposed to improve the efficiency of Russia's investment relations with friendly jurisdictions in order to level the negative consequences of economic sanctions.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционное взаимодействие, экономические санкции, ЕАЭС, дружественные страны.
Keywords: foreign direct investment, investment interaction, economic sanctions, EAEU, friendly countries.
Для цитирования: Крохина Ю.А. Инвестиционно-правовой механизм противодействия санкционному режиму // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 123-127. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_123.
For citation: Krokhina Yu. A. Investment and legal mechanism for countering the sanctions regime // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 123-127. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_123.
Статья поступила в редакцию: 30.07.2023
Несомненным преимуществом правового обеспечения иностранных инвестиций международными соглашениями является гибкая
форма соглашений, которая дает возможность большей детализации необходимых вопросов, а также возможность адаптироваться под быстро
изменяющиеся реалии1. Положительной является тенденция по включению в такие договоры условий, предусматривающие обязательный учет
не только интересов инвесторов, но и государства, которое принимает инвестиции, что позволяет защитить национальные интересы государства
и избежать в дальнейшем внешнеполитического давления2. Нельзя не согласиться с И. Фархутдиновым, который отмечает высокую актуальность
для правового регулирования зарубежных капиталовложений выработку мер по созданию процедуры допуска иностранных инвестиций и уста- 3
новлению юридических гарантий .
Заключение подобных соглашений регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций»4, который отменил действие Постановления Правительства от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и пра-
1 Доронина Н. Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129
Викторова Н. Н. Эволюция правового понятия «Иностранная инвестиция» в условиях сетевого общества // Lex Russica. 2019. № 11 (156). С. 92; Протопопова, П. О. Двусторонние инвестиционные договоры / П. О. Протопопова // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2016. № 2. С. 58
3 Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 119.
4 О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций: постановление Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. № 992 // СЗ РФ. 2016. № 41. С. 5836
вительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»1, на основании которого было заключено большинство соглашений Российской Федерации с дружественными и недружественными государствами. В обоих документах отражены два основополагающих вопроса: порядок проведения переговоров и определение целесообразности заключения договора, а также непосредственно его условия.
В отличие от нового Постановления, предыдущее прямо устанавливало типовое соглашение, включавшее в себя 12 статей, содержащих условия о режиме и защите капиталовложений, об экспроприации, о порядке выплаты компенсаций и возмещения ущерба и другие вопросы. Типовая модель соглашения предусматривала установление национального режима, режима наибольшего благоприятствования и гарантии при экспроприации (национализации) и другие гарантии.
В настоящее время Постановление 2016 года содержит менее конкретизированные. рамочные подходы к заключению договоров, что дает основания на практике применять форму типового соглашения, содержащуюся в Постановлении 2001 года. Официально причина кардинальной смены механизма заключения международных инвестиционных соглашений не была озвучена, однако можно предположить, что с 2016 года большее внимание стало уделяться характеру индивидуальных двусторонних отношений России и контрагента, в частности факт осуществления каких-либо недружественных действий в отношении нашего государства. При заключении двусторонних инвестиционных договоров важнейшим вопросом является определение их целесообразности и соответствия экономическому интересу Российской Федерации, а именно необходимо понять, заинтересованы ли российские инвесторы в заключении такого договора, каковы объемы потенциальных инвестиций и каков непосредственно инвестиционный климат государства, с которым планируется его заключить, что довольно сложно и требует оценки десятков политических, юридических и экономических критериев.
С юридической позиции одним из важных факторов, влияющих на регулирование инвестиционного взаимодействия является сопоставимость правовых категорий в ином договаривающемся государстве. Например, схожесть в правовом закреплении таких основополагающих институтов как инвестиции, инвесторы, гарантии прав инвесторов, капиталовложения. Несомненно, более продуктивными и понятными для российского инвестора являются те нормы, которые схожи с российским регулированием и не имеют оценочных понятий, не окрашены политическими, экономическими или социальными особенностями государства - контрагента. Поскольку наличие подобных специфик создает в статусе сторон инвестиционного договора неопределенность 2. Так, в Индии для того, чтобы юридическое лицо было признано инвестором и соответственно пользовалось всеми гарантиями, установленными законом или инвестиционными соглашениями, оно должно осуществлять «существенную коммерческую деятельность», что является крайне субъективным критерием. Помимо этого, индийское право не относит к инвестиционной деятельность филиалов и представительств 3.
В этой связи Российская Федерация должна развивать взаимодействие со странами Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, которые не только являются дружественными юрисдикциями, но также относятся к одной правовой семье, во многом схожи в правовом и правоприменительном регулировании. Не менее важен и факт совместного исторического развития этих государств, благодаря чему доктринальные и легальные понятия об иностранных инвестициях довольно схожи.
На сегодняшний день довольно сложно справедливо оценить существующий инвестиционный климат, так как в отношении Российской Федерации искусственным образом были созданы барьеры, ограничивающие доступ зарубежных инвесторов, что никоим образом не свидетельствует об ухудшении инвестиционной привлекательности нашего государства. Помимо этого, сама Российская Федерация была вынуждена применить меры, которые тем или иным образом привели к ограничению доступа инвесторов из недружественных государств на российский рынок с целью защиты государственного суверенитета. Несмотря на это инвестиционное взаимодействие активно осуществляется с дружественными
4
государствами .
Взаимоотношения нашего государства с Республикой Армения и Республикой Казахстан основаны на многочисленных соглашениях в сфере торгово-экономического взаимодействия, а также на традиционно активном взаимном участии этих государств в экономике друг друга 5. Исторические, политические и географические причины также являются одними из ключевых при принятии решения о сотрудничестве этих государств в сфере инвестиций. Такое сотрудничество основано на их геополитическом и экономическом положении. Как известно, Российская Федерация совместно с Республикой Армения и Республикой Казахстан состоит в Евразийском экономическом союзе и других международных организациях, имеют совместную историю экономического и правового развития. Также их взаимодействию способствует географическое расположение государств. Республика Армения в данном списке государств является представителем Закавказья или Южного Кавказа, в развитии отношений с которым Российская Федерация имеет как политические, так и экономические интересы. Республика Казахстан в свою очередь, географически расположена в Центральной Азии, что делает ее выгодным связующим звеном между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем.
Политико-правовой основой внешнеэкономического сотрудничества России со странами ЕАЭС является Договор о ЕАЭС, который
1 О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений: постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 // СЗ РФ. 2001. № 25. С. 2578
2 Фархутдинов И.З. Государственная принадлежность иностранного инвестора: проблемы определения // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 4 (24). С. 177-185.
3 Абдуллин А. И., Яхваров С. Д. Сравнительно-правовой анализ особенностей заключения двусторонних инвестиционных соглашений России и зарубежных стран // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-osobennostey-zaklyucheniya-dvustoronnih-investitsionnyh-soglasheniy-rossii-i-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 18.04.2023)
4 Мигранян А.А. Эффекты антироссийских санкций на постсоветском пространстве // Геоэкономика энергетики. 2023. № 1 (21). С. 141 -162.
5 Карнаухова О.С., Пономарева Ю.В. Экономическая дипломатия Армении и Казахстана в контексте теории взаимозависимости // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 71-79.
был подписан в городе Астане 29 мая 2014 года. Данный договор регулирует важнейшие вопросы таможенного регулирования, внешнеторговой политики, макроэкономической и валютной политики, регулирования финансовых рынков, налогообложения, правил конкуренции, промышленной политики и многие другие вопросы, создающие базис для дальнейшего регулирования инвестиционной деятельности на национальном уровне и на уровне двусторонних отношений государств-членов ЕАЭС.
По данным Евразийской экономической комиссии в России по различным категориям инвестиций в страны ЕАЭС сложилось положительное сальдо, что свидетельствует о том, что сохраняется тенденция оттока прямых инвестиций из России 1.
Евразийский банк развития в 2022 году подвел итоги Мониторинга взаимных инвестиций, проводившегося с 2016 года, и представил результаты в соответствующем докладе. В соответствии с последним, был сделан вывод о том, что в рассматриваемый период Россия являлась главным трансграничным инвестором в числе государств ЕАЭС и СНГ, а ее доля в структуре экспорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составила 79,2%. На конец 2021 г. накопленный экспорт ПИИ из России составил 399,3 млрд долл. При этом лидером среди получателей взаимных ПИИ являлся Казахстан. Особый интерес представляет Российская Федерация в роли импортера инвестиций. На основании приведенных в докладе статистических данных, можно прийти к выводу о том, что Россия, являясь в 2016 году одним из лидеров по импорту ПИИ после Казахстана, в 2022 году существенно снизила свои позиции на 4 пункта (с 12,8% до 3,9%)2. На конец 2021 г. накопленный объем ПИИ в Россию из Казахстана составил 3,1 млрд долл., а из Армении - 604 млн долл. накопленных в России ПИИ 3.
По итогам мониторинга был сделан вывод о потенциале роста ПИИ с Китаем, Ираном и государствами арабского мира, в частности, на данный момент имеется более 170 действующих проектов на общую сумму свыше 75 млрд долларов. Помимо этого, происходит активный рост дгеепАеИ-проектов. Они составляли 32% во взаимных инвестициях стран ЕАЭС на середину 2022 года. За последние несколько лет объем таких проектов увеличился более, чем вдвое.
Отраслевые приоритеты взаимных инвестиций ЕАЭС представлены в следующей последовательности: добыча металлических руд, которая занимает первое место, транспортная сфера, финансовые услуги, добыча нефти и газа, розничная торговля, металлургия, производство химических веществ и продуктов и другие отрасли.
Одну из важнейших ролей в рамках прямых иностранных инвестиций в странах ЕАЭС составляют банковские ПИИ 4. Например, «ВТБ» имеет собственные дочерние структуры в Армении, в которой собственный капитал составляет 121 млн долл., и в Казахстане - 79 млн долл. В Армении выделяются такие банки с российским капиталом, как «Ардшинбанк» (295 млн долл.), «Америабанк» (175 млн долл.) и «Эвокабанк» (70 млн долл.).
По сравнению с концом 2016 г. взаимные ПИИ стран ЕАЭС увеличились к концу первого полугодия 2022 г. на 19%. Официальные статистические данные государств-членов ЕАЭС демонстрируют их позитивную динамику. По итогам 2021 г. накопленные взаимные ПИИ ЕАЭС оценены в 18 млрд долл. против 16,2 млрд долл. в конце 2020 г. Важно также отметить, что преобладают инвестиции со 100%-м частным капиталом, - их доля на середину 2022 года составляла 56%.
Одним из важнейших вопросов при изучении двусторонних отношений России с Арменией и Казахстаном является многовекторность этих государств. И Армения, и Казахстан активно сотрудничают с ближними и дальними зарубежными партнерами. Концепция многовекторности с 1995 года позиционировалась как сотрудничество со странами бывшего СССР и странами Запада и Востока. Однако со временем стала четко проявляться приоритетность государств Запада в рамках внешнеполитического сотрудничества, что объяснялось, прежде всего, масштабными инвестициями, поступающими из стран ЕС и США 5. Сегодня данная тенденция укрепляется, в том числе из-за высоких рисков инвестиционного взаимодействия с Российской Федерацией. Так, для инвестора стало затруднительным планирование инвестиций в ситуации непредсказуемости сроков действия санкционных ограничений, а также неопределенные перспективы развития экономики, нестабильный курс национальной валюты. В данным обстоятельствах сложно прогнозировать окупаемость вложений. При этом Россия в качестве экспортера ПИИ все так же является заинтересованным контрагентом стран ЕАЭС.
Россия и Казахстан наращивают динамику и объём торговли и инвестиций, несмотря на все трудности, исходящие из современных геополитических реалий. В настоящий момент между Казахстаном и Россией действует около 400 различных договоров, в частности, заключенных в рамках энергетического партнерства, сотрудничества в сфере космоса и промышленной кооперации 6. Правовую основу инвестиционных взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан составляет, в первую очередь, «Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве»7. Декларация имеет большую политическую значимость, в ней лидеры Казахстана и России подтвердили, что оба государства являются приверженцами партнерских и дружеских отношений и обязательств, а «укрепление добрососедских отношений, многопланового взаимодействия между Казахстаном и Россией отвечает коренным интересам народов двух
1 Динамика прямых иностранных инвестиций https://eaeu.economy.gov.ru/investment
2 Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР 2022 / Евразийский Банк Развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/d2b/EDB_2022_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf (дата обращения: 10.07.2023)
3 Центральный Банк РФ. Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию: входящие остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности). 7 сентября. [Электронный ресурс]: http://cbr.ru/vfs/ statistics/credit_statistics/direct_investment/10-dir_ ^^^ (дата обращения: 10.07.2023)
4 Аветисян А.М. Инвестиционная политика Армении в области привлечения прямых иностраннных инвестиций // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 32 - 35.
5 : Эламирян Р. Г. Россия и ЕС на постсоветском пространстве: в поиске сотруднического сосуществования (на примере Армении). Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 3. С. 405-412.
6 : Наговицына Э. В., Тусин Д. С. Обеспечение экономической безопасности России на основе привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4 (131). С. 90-102; Петров А.В., Байнова М.С., Жаркын Жалгас. Особенности осуществления российских и китайских прямых инвестиций в Казахстан // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 1. С. 148 - 167.
7 Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие // Дипломатический курьер [журнал]. 2000. Сентябрь. Спецвыпуск № 2.
государств, служит делу международного мира и безопасности».
Помимо этого, 25 мая 1992 года, президенты России и Казахстана подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан», который стал базой для дальнейших соглашений, регулирующих данную сферу. В преамбуле к документу говорится, что он стал плодом прочных связей между двумя постсоветскими странами, а укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между двумя историческими и географическими соседями «отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности».
Еще одним источником инвестиционных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией является Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций от 6 июля 1998 года1. Статьей 3 данного соглашения предусмотрен национальный режим инвестиций и важность поощрения инвесторов из государства-контрагента. 11 ноября 2013 года между государствами было заключено еще одно соглашение - «Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке», закрепляющий основы в том числе инвестиционных взаимоотношений, а также укрепивший дружественные и союзнические отношения, установленные в вышеназванных международных договорах, которые, тем не менее, были заключены еще в конце XX века.
Особенности инвестиционного взаимодействия Российской Федерации и Республики Армения обусловлены спецификой правового регулирования. В Республике Армения действует Закон РА «Об иностранных инвестициях», принятый в 1994 году, который определяет правовые основы инвестиционной деятельности в стране и регулирует отношения между инвесторами и государством. Закон устанавливает равные права и обязанности для всех инвесторов, независимо от их гражданства или места нахождения. Он также определяет условия и порядок предоставления льгот и гарантий инвесторам. В соответствии с Законом, иностранные инвестиции могут осуществляться в любой форме, включая создание совместных предприятий, приобретение акций и других ценных бумаг, а также вложение капитала в другие формы бизнеса. Закон также определяет порядок регистрации инвестиционных проектов и предоставления инвестиционных гарантий со стороны государства. Он также устанавливает правила охраны интеллектуальной собственности и защиты прав инвесторов в случае нарушения законодательства. В целом, законодательство Республики Армения создает благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли экономики страны.
Основанием для взаимных инвестиций является двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения 2, устанавливающее основные принципы взаимного инвестирования. Также правовое регулирование данной сферы включает в себя множество соглашений по конкретным инвестициям в проекты, имеющие значение для договаривающихся сторон. Например, в 2010 году между Россией и Арменией было заключено Соглашение о сотрудничестве в строительстве новых энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Армения, целью которого является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и непосредственно инвестиции в реализацию проекта.
В 2022 году Российская Федерация и Республика Армения отметили 30-летие установления дипломатических отношений и 25-летие базового Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В числе наиболее значимых событий российско-армянских отношений - подписание Межправительственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Россией и Арменией до 2025 года.
Важную роль в формировании повестки двусторонних отношений между Россией и Арменией играет Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Армения. В конце 2022 года было проведено очередное заседание комиссии, на котором обсуждались вопросы двустороннего экономического, инвестиционного сотрудничества за предыдущий год, а также шаги, которые предпринимаются для предотвращения негативных последствий состояния мировой экономики. На заседании была отмечена необходимость дальнейшего углубления инвестиционного сотрудничества России и Армении в рамках Делового совета. На данный момент российские инвестиции в Армению составляют почти 40% (2 млрд долларов) от общего объёма, в частности, на территории Республики действуют более 40 крупных российских компаний -ЗАО «Газпром Армения», ООО «ГеоПроМайнинг Голд», ЗАО «МТС Армения», «РЖД», «Росатом» и др.
Сравнительный анализ политико-правовых условий деловой активности показывает, что Армения и Казахстан стимулируют рост иностранных инвестиций посредством:
1. Законодательства, которое обеспечивает защиту прав инвесторов и гарантирует их права на получение доходов от инвестиций.
2. Наличия специальных экономических зон и зон свободной торговли, которые предоставляют инвесторам налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин и другие преимущества.
3. Развития инфраструктуры, которая обеспечивает удобство и безопасность для иностранных инвесторов.
4. Наличия специальных агентств и организаций, которые оказывают поддержку иностранным инвесторам в процессе регистрации и запуска бизнеса.
5. Привлечения иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики, такие как энергетика, транспорт, телекоммуникации и
другие.
6. Установления долгосрочных партнерских отношений с иностранными инвесторами, которые обеспечивают стабильность и надежность в бизнес-отношениях.
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций // Собрание законодательства Российской Федерации». № 20. 15.05.2000. Ст.2106
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о поощрении и взаимной защите капиталовложений - Текст: электронный // Государственная система правовой информации: официальный интернет-портал правовой информации. - 11Р1_: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=7&nd=201033983&collection=1 (дата обращения: 02.12.2022)
7. Проведения международных конференций и форумов, которые привлекают внимание иностранных инвесторов к потенциалу страны и возможностям для инвестирования.
В целом, политико-правовой режим Армении и Казахстана создает благоприятную среду для привлечения иностранных инвестиций, что способствует росту экономики и улучшению жизни населения этих государств.
Развитие инвестиционного взаимодействия в ЕАЭС требует дальнейшего научного осмысления и законодательного оформления. Эффективное политико-правовое регулирование рассмотренных вопросов позволит достичь устойчивого экономического роста государств-членов за счет реализации их конкурентных преимуществ.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) целесообразно усилить меры по привлечению иностранных инвестиций в страны-члены. В частности, создать единое инвестиционное пространство, которое должно обеспечить свободное движение капитала и инвесторов внутри союза. Кроме того, в ЕАЭС следует разработать общие правила и стандарты защиты прав инвесторов и обеспечения стабильности бизнес-отношений. Таким образом, развитие политико-правовых механизмов поддержки иностранных инвестиций в странах ЕАЭС является важным направлением для укрепления экономического потенциала региона и несет серьезный потенциал противодействию неправомерным экономическим санкциям относительно Российской Федерации.
Библиография:
1. Абдуллин А. И., Яхваров С. Д. Сравнительно-правовой анализ особенностей заключения двусторонних инвестиционных соглашений России и зарубежных стран // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1.
2. Аветисян А.М. Инвестиционная политика Армении в области привлечения прямых иностраннных инвестиций // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 32 - 35.
3. Викторова Н. Н. Эволюция правового понятия «Иностранная инвестиция» в условиях сетевого общества // Lex Russica. 2019. № 11 (156). С. 92.
4. Доронина Н. Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129
5. Карнаухова О.С., Пономарева Ю.В. Экономическая дипломатия Армении и Казахстана в контексте теории взаимозависимости // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 71-79.
6. Мигранян А.А. Эффекты антироссийских санкций на постсоветском пространстве // Геоэкономика энергетики. 2023. № 1 (21). С. 141 -162.
7. Наговицына Э. В., Тусин Д. С. Обеспечение экономической безопасности России на основе привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4 (131). С. 90-102.
8. Петров А.В., Байнова М.С., Жаркын Жалгас. Особенности осуществления российских и китайских прямых инвестиций в Казахстан // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 1. С. 148 - 167.
9. Протопопова, П. О. Двусторонние инвестиционные договоры / П. О. Протопопова // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2016. № 2. С. 58.
10. Фархутдинов И.З. Государственная принадлежность иностранного инвестора: проблемы определения // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 4 (24). С. 177-185.
11. Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 119.
12. Эламирян Р. Г. Россия и ЕС на постсоветском пространстве: в поиске сотруднического сосуществования (на примере Армении). Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 3. С. 405-412.
References:
1. Abdullin A. I., Yakhvarov S. D. Comparative legal analysis of the features of concluding bilateral investment agreements in Russia and foreign countries // Legal Policy and Legal Life. 2023. No. 1.
2. Avetisyan A.M. Investment policy of Armenia in the field of attracting foreign direct investment // Innovations and investments. 2023. No. 5. S. 32 - 35.
3. Viktorova N. N. Evolution of the legal concept of "Foreign investment" in a network society // Lex Russica. 2019. No. 11 (156). S. 92.
4. Doronina N. G. The significance of bilateral agreements on the protection of capital investments and the prospects for their improvement / N. G. Doronina, N. G. Semilyutina // Journal of Russian Law. 2017. No. 9. P. 119-129
5. Karnaukhova O.S., Ponomareva Yu.V. Economic diplomacy of Armenia and Kazakhstan in the context of the theory of interdependence // News of universities. North Caucasian region. Social Sciences. 2023. No. 1. S. 71 -79.
6. Migranyan A.A. Effects of anti-Russian sanctions in the post-Soviet space // Geoeconomics of Energy. 2023. No. 1 (21). pp. 141-162.
7. Nagovitsyna E. V., Tusin D. S. Ensuring the economic security of Russia based on attracting investments in the development of the agro-industrial complex. Vestnik NGIEI. 2022. No. 4 (131). pp. 90-102.
8. Petrov A.V., Bainova M.S., Zharkyn Zhalgas. Features of the implementation of Russian and Chinese direct investments in Kazakhstan // Spatial Economics. 2022. V. 18. No. 1. S. 148 - 167.
9. Protopopova, P. O. Bilateral investment agreements / P. O. Protopopova // Skif. Issues of student science. 2016. No. 2. S. 58.
10. Farkhutdinov I.Z. Nationality of a foreign investor: problems of definition // Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan. 2011. No. 4 (24). pp.
177-185.
11. Farkhutdinov I.Z. Access and protection of foreign investments in international law // Journal of Russian law. 2005. No. 2. P. 119.
12. Elamiryan R. G. Russia and the EU in the post-Soviet space: in search of cooperative coexistence (on the example of Armenia). Bulletin of the Kemerovo State University. 2022. V. 24. No. 3. S. 405-412.