Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА / ГАРАНТИИ ПРАВ ИНВЕСТОРА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крохина Юлия Александровна

В статье рассматриваются инвестиционные взаимоотношения Китая и Россия в период введенных антироссийских экономических санкций. В условиях неправомерных ограничений основной удар пришелся на торговый оборот сырьевыми товарами, в частности на российский экспорт нефти и газа в Европу, что привело к серьезному повышению цен на энергетические ресурсы и глобальному росту инфляции. Вся мировая экономика испытывает множество трудностей по организации транспортировки продукции, эксплуатации предприятий, туристической логистике и др. Необоснованные ограничения вынудили крупные иностранные компании по идеологическим или политическим причинам уйти с российского рынка, что привело к перестройке многих ключевых поставок. Таким образом, поддержание стратегического партнерства развитие инвестиционного взаимодействия между Россией и Китаем в современных условиях является первостепенной задачей. В статье рассматривается правовое регулирование российскими нормативными актами международных инвестиций. Показаны преимущества губкой формы регулирования инвестиционных отношений посредством межгосударственных соглашений. Дан критический анализ юридическому закреплению прав и гарантий иностранных инвесторов, предложено авторское определение термина «дружественное государство». Предложены варианты совершенствования российского инвестиционного законодательства в части страхования, налогообложения и повышения стандарта гарантий иностранных капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AS A WAY OF LEVELING ECONOMIC SANCTIONS

The article discusses the investment relationship between China and Russia during the period of anti-Russian economic sanctions. Under the conditions of undue restrictions, commodity trade, in particular Russia's oil and gas exports to Europe, have been hit hardest, leading to serious increases in energy prices and global inflation. The entire world economy is experiencing many difficulties in organizing the transportation of products, operating enterprises, tourism logistics, etc. Unreasonable restrictions forced large foreign companies to leave the Russian market for ideological or political reasons, which led to the restructuring of many key supplies. Thus, maintaining a strategic partnership and developing investment cooperation between Russia and China in modern conditions is a paramount task. The article deals with the legal regulation of international investment by Russian regulations. The advantages of the sponge form of regulation of investment relations through interstate agreements are shown. A critical analysis of the legal consolidation of the rights and guarantees of foreign investors is given, the author's definition of the term "friendly state" is proposed. Options for improving the Russian investment legislation in terms of insurance, taxation and raising the standard of guarantees for foreign investment are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_137

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Legal regulation of investment interaction between Russia and the People's Republic of China as a way to level economic sanctions

КРОХИНА Юлия Александровна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: jkrokhina@mail.ru;

Krokhina Yulia A.,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Legal Disciplines of the Higher School of Public Audit (Faculty),

Lomonosov Moscow State University.

119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1.

E-mail: jkrokhina@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются инвестиционные взаимоотношения Китая и Россия в период введенных антироссийских экономических санкций. В условиях неправомерных ограничений основной удар пришелся на торговый оборот сырьевыми товарами, в частности на российский экспорт нефти и газа в Европу, что привело к серьезному повышению цен на энергетические ресурсы и глобальному росту инфляции. Вся мировая экономика испытывает множество трудностей по организации транспортировки продукции, эксплуатации предприятий, туристической логистике и др. Необоснованные ограничения вынудили крупные иностранные компании по идеологическим или политическим причинам уйти с российского рынка, что привело к перестройке многих ключевых поставок. Таким образом, поддержание стратегического партнерства развитие инвестиционного взаимодействия между Россией и Китаем в современных условиях является первостепенной задачей. В статье рассматривается правовое регулирование российскими нормативными актами международных инвестиций. Показаны преимущества губкой формы регулирования инвестиционных отношений посредством межгосударственных соглашений. Дан критический анализ юридическому закреплению прав и гарантий иностранных инвесторов, предложено авторское определение термина «дружественное государство». Предложены варианты совершенствования российского инвестиционного законодательства в части страхования, налогообложения и повышения стандарта гарантий иностранных капиталовложений.

Abstract. The article discusses the investment relationship between China and Russia during the period of anti-Russian economic sanctions. Under the conditions of undue restrictions, commodity trade, in particular Russia's oil and gas exports to Europe, have been hit hardest, leading to serious increases in energy prices and global inflation. The entire world economy is experiencing many difficulties in organizing the transportation of products, operating enterprises, tourism logistics, etc. Unreasonable restrictions forced large foreign companies to leave the Russian market for ideological or political reasons, which led to the restructuring of many key supplies. Thus, maintaining a strategic partnership and developing investment cooperation between Russia and China in modern conditions is a paramount task. The article deals with the legal regulation of international investment by Russian regulations. The advantages of the sponge form of regulation of investment relations through interstate agreements are shown. A critical analysis of the legal consolidation of the rights and guarantees of foreign investors is given, the author's definition of the term "friendly state" is proposed. Options for improving the Russian investment legislation in terms of insurance, taxation and raising the standard of guarantees for foreign investment are proposed.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, международные соглашения, прямые иностранные инвестиции, экономические санкции, дружественные государства, гарантии прав инвестора, капиталовложения.

Keywords: foreign investment, international agreements, foreign direct investment, economic sanctions, friendly states, investor rights guarantees, investment.

Для цитирования: Крохина Ю.А. Правовое регулирование инвестиционного взаимодействия России и Китайской народной республики как способ нивелирования экономических санкций // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 137-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_137.

For citation: Krokhina Yu. A. Legal regulation of investment interaction between Russia and the People's Republic of China as a way to level economic sanctions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 137-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_137.

Статья поступила в редакцию: 23.07.2023

Несомненным преимуществом правового обеспечения иностранных инвестиций международными соглашениями является гибкая форма соглашений, которая дает возможность большей детализации необходимых вопросов, а также возможность адаптироваться под быстро изменяющиеся реалии1. Положительной является тенденция по включению в такие договоры условий, предусматривающие обязательный учет не только интересов инвесторов, но и государства, которое принимает инвестиции, что позволяет защитить национальные интересы государства и избежать в дальнейшем внешнеполитического давления2. Нельзя не согласиться с И. Фархутдиновым, который отмечает высокую актуальность для правового регулирования зарубежных капиталовложений выработку мер по созданию процедуры допуска иностранных инвестиций и установлению юридических гарантий 3.

Заключение подобных соглашений регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций»4, который отменил дей-

1 Доронина Н. Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129

Викторова Н. Н. Эволюция правового понятия «Иностранная инвестиция» в условиях сетевого общества // Lex Russica. 2019. № 11 (156). С. 92; Протопопова, П. О. Двусторонние инвестиционные договоры / П. О. Протопопова // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2016. № 2. С. 58

3 Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 119.

4 О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций: постановление Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. № 992 // СЗ РФ. 2016. № 41. С. 5836

ствие Постановления Правительства от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»1, на основании которого было заключено большинство соглашений Российской Федерации с дружественными и недружественными государствами. В обоих документах отражены два основополагающих вопроса: порядок проведения переговоров и определение целесообразности заключения договора, а также непосредственно его условия.

В отличие от нового Постановления, предыдущее прямо устанавливало типовое соглашение, включавшее в себя 12 статей, содержащих условия о режиме и защите капиталовложений, об экспроприации, о порядке выплаты компенсаций и возмещения ущерба и другие вопросы. Типовая модель соглашения предусматривала установление национального режима, режима наибольшего благоприятствования и гарантии при экспроприации (национализации) и другие гарантии.

В настоящее время Постановление 2016 года содержит менее конкретизированные. рамочные подходы к заключению договоров, что дает основания на практике применять форму типового соглашения, содержащуюся в Постановлении 2001 года. Официально причина кардинальной смены механизма заключения международных инвестиционных соглашений не была озвучена, однако можно предположить, что с 2016 года большее внимание стало уделяться характеру индивидуальных двусторонних отношений России и контрагента, в частности факт осуществления каких-либо недружественных действий в отношении нашего государства. При заключении двусторонних инвестиционных договоров важнейшим вопросом является определение их целесообразности и соответствия экономическому интересу Российской Федерации, а именно необходимо понять, заинтересованы ли российские инвесторы в заключении такого договора, каковы объемы потенциальных инвестиций и каков непосредственно инвестиционный климат государства, с которым планируется его заключить, что довольно сложно и требует оценки десятков политических, юридических и экономических критериев.

С юридической позиции одним из важных факторов, влияющих на регулирование инвестиционного взаимодействия является сопоставимость правовых категорий в ином договаривающемся государстве. Например, схожесть в правовом закреплении таких основополагающих институтов как инвестиции, инвесторы, гарантии прав инвесторов, капиталовложения. Несомненно, более продуктивными и понятными для российского инвестора являются те нормы, которые схожи с российским регулированием и не имеют оценочных понятий, не окрашены политическими, экономическими или социальными особенностями государства - контрагента. Поскольку наличие подобных специфик создает в статусе сторон инвестиционного договора неопределенность 2. Так, в Индии для того, чтобы юридическое лицо было признано инвестором и соответственно пользовалось всеми гарантиями, установленными законом или инвестиционными соглашениями, оно должно осуществлять «существенную коммерческую деятельность», что является крайне субъективным критерием. Помимо этого, индийское право не относит к инвестиционной деятельность филиалов и представительств 3.

На сегодняшний день довольно сложно справедливо оценить существующий инвестиционный климат, так как в отношении Российской Федерации искусственным образом были созданы барьеры, ограничивающие доступ зарубежных инвесторов, что никоим образом не свидетельствует об ухудшении инвестиционной привлекательности нашего государства. Помимо этого, сама Российская Федерация была вынуждена применить меры, которые тем или иным образом привели к ограничению доступа инвесторов из недружественных государств на российский рынок с целью защиты государственного суверенитета. Несмотря на это инвестиционное взаимодействие активно осуществляется с дружественными

4

государствами .

Необходимо определиться с терминами «дружественное государство» или «дружественная страна», которые не так давно начали активно использоваться в подзаконном регулировании и научной литературе 5. Представляется, что в подобных целях корректным будет использование метода «от противного», так как подразумевается, что все государства, не вошедшие в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия к Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, являются дружественными государствами. «Дружественность» этих государств проявляется, в том числе, в поддержании стабильных экономических отношений с Россией в рамках существующих геополитических условий как в двустороннем порядке, так и в рамках существующих международных организаций.

В условиях обострения внешнеполитической обстановки, связанной с санкционной и информационной войнами и беспрецедентным давлением стран Запада на Россию, важно сохранять стабильность ближайших союзников и экономических партнеров, объединённых совместной историей и культурой.

Российская Федерация на сегодняшний день заинтересована в поддержании устойчивых отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом. Политика экспортного энергетического поворота в сторону Азии активно проводится российским правительством после эскалации санкций в 2014 году и далее будет являться одним из приоритетных направлений торговых отношений и двусторонних отношений в сфере прямых иностранных инвестиций.

1 О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений: постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 // СЗ РФ. 2001. № 25. С. 2578

2 Фархутдинов И.З. Государственная принадлежность иностранного инвестора: проблемы определения // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 4 (24). С. 177-185.

3 Абдуллин А. И., Яхваров С. Д. Сравнительно-правовой анализ особенностей заключения двусторонних инвестиционных соглашений России и зарубежных стран // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-osobennostey-zaklyucheniya-dvustoronnih-investitsionnyh-soglasheniy-rossii-i-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 18.04.2023)

4 Мигранян А.А. Эффекты антироссийских санкций на постсоветском пространстве // Геоэкономика энергетики. 2023. № 1 (21). С. 141 -162.

5 Матвеевский С.С.,Надтока А.Э., Коленко А.М.. Экономические кризисы в России 2014 и 2022 годов: причины и перспективы восстановления // Финансовые рынки и банки. 2023. № 4. С. 9 - 15; Сапунов А.В. Перспективы развития экономики в России в период экономических санкций // Economy and Business: Theory and Practice, vol. 4-2 (98), 2023. С. 136 - 139; Ахунова М.А. Стратегия Российской Федерации на финансовом рынке в контексте санкционных ограничений // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-1 (80), 2023. С. 187 - 190.

В современных условиях одним из факторов адаптации российской экономики к неправомерным санкциям недружественных стран является выстраивание взаимовыгодных инвестиционных отношений с КНР.

В 1996 г. двусторонние отношения между рассматриваемыми странами были повышены до уровня «партнерских стратегического взаимодействия, ориентированных на XXI век». Это означало, что обе стороны не только сотрудничают стратегически, но и дополняют друг друга в конкретной деятельности, преследуя общие интересы развития, региональной стабильности и мира во всем мире. 16 июля 2001 г. был подписан «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем», действие которого в июне 2021 года по итогам переговоров в формате онлайн Председателя КНР Си Цзиньпина и Президент РФ В. В. Путина был продлено 1. Тем самым обе стороны успешно разрешили остававшиеся десятилетиями территориальные вопросы, устранив важное препятствие на пути дальнейшего экономического развития и укрепления двусторонних инвестиционных отношений.

Инвестиционные взаимоотношения между Россией и КНР основаны на многочисленных соглашениях в сфере торгово-экономического взаимодействия, а также на традиционно активном взаимном участии этих государств в экономике друг друга. Исторические, политические и географические причины также являются одними из ключевых при принятии решения о сотрудничестве этих государств в сфере капиталовложений.

18 октября 2021 года Евразийская экономическая комиссия предоставила экспресс-информацию, в которой были приведены сведения о сальдо по категориям инвестиций в страны ЕАЭС. При этом было отмечено, что в России сложилось положительное сальдо, что свидетельствует о том, что сохранилась тенденция оттока прямых инвестиций из России. По итогам мониторинга был сделан вывод о потенциале роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с Китаем, Ираном и государствами арабского мира, в частности, на данный момент имеется более 170 действующих проектов на общую сумму свыше 75 млрд долларов. Помимо этого, происходит активный рост дгеепАеИ-проектов. Они составляли 32% во взаимных инвестициях стран на середину 2022 года.

Россия, являясь двухконтинентальной державой, с давних пор поддерживает взаимовыгодные финансовые отношения с Китаем 2. Между государствами было заключено Соглашение от 1 мая 2009 года о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Соглашение урегулировало такие основополагающие вопросы в сфере ПИИ, как поощрение и защита капиталовложений, режим капиталовложений, вопросы экспроприации, возмещение ущерба инвестору, беспрепятственный перевод платежей, а также порядок разрешения споров между сторонами. Россия и Китай на сегодняшний день сталкиваются со сложностями в плане доступа к передовым западным технологиям, в этих условиях две страны могли бы активно сотрудничать в научно-технологической сфере. В соответствии со статистическими данными внешнеторгового оборота двух держав, КНР уже с 2010 года является главным контрагентом России, чего нельзя сказать об инвестиционном взаимодействии государств. Доля прямых иностранных инвестиций из Китая в Россию не превышает 2,5%3. Причинами такого дисбаланса часто считают несколько факторов -модель, по которой Китай осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность, а именно покупка уже готовых брендов и рынков сбыта, а также ориентация на долгосрочное инвестирование. Помимо этого, диспропорция прослеживается в секторах инвестирования, большую часть которых составляют сырьевые отрасли. Еще одну диспропорцию составляет географическая направленность инвестиций Китая. С 2020 года 20% ПИИ стали направляться в Южный федеральный округ, а именно в сельское хозяйство, строительство и обрабатывающую промышленность 4.

В 2011 году, до введения санкций, Российская Федерация и Китайская Народная Республика подписали двустороннее валютное соглашение. Благодаря договору государства начали осуществлять платежи и торговые расчеты с использованием национальных валют, то есть без валют-посредников в виде доллара и евро. Этот шаг явился базисом для независимой внешнеэкономической деятельности и сотрудничества с дружественными государствами, что снизило риск колебаний обменного курса, а также внесло значительный вклад в глобализацию национальных валют. В результате между Китаем и Россией в 2014 году была заключена крупнейшая энергетическая сделка на сумму $ 400 млрд, благодаря этому значительно снизилась зависимость России от экспорта газа в Европу.

Как уже было сказано, основной отраслью иностранных инвестиций в России является добыча полезных ископаемых, в частности, металлических руд. В связи с этим для России важна такая направленность китайских инвестиций, как перерабатывающая промышленность, в особенности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Прежде всего это сферы газо- и нефтехимии, производство продуктов питания, производство стройматериалов. Также в России наиболее привлекательными для китайских инвесторов являются лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство и туристическая отрасль 5. Помимо этого, в последние годы прослеживалась активность Китая в инвестировании в сферу программного обеспечения и ИТ-услуг6. Однако, очевиден тот факт, что с момента введения экономических санкций многие компании, осуществляющие свою деятельность в сфере информационных технологий, в той или иной степени вывели свои активы из Российской Федера-

1 Когалов Ю. Путин: «Отношения РФ и КНР стабилизируют ситуацию на международной арене» // Российская газета. 2021. 23.12; Li Yan. China and Russia. Cooperation in the field of security // Theatrum mundi. 2022. № 2. P. 91 - 106.

2 Su Shuai. Chinese-Russian Media Forum as a Platform for the Development of Diplomatic Relations. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2023, vol. 43, pp. 63-70. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.43.63.

3 Бризицкая А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-problemy-i-napravleniya-razvitiya (дата обращения: 19.04.2023)

4 Лексютина Я. В. Китай на Южном Кавказе: масштабы экономического присутствия. Постсоветские исследования. 2022;1(5):57-72.

5 Ло Сии. Международное сотрудничество Китая и России в условиях трансформации глобальных политических процессов 2019 - 2022 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2022.№ 5. С. 177-181.

6 Китай занял второе место по динамике инвестиций в Россию // [Электронный ресурс] URL: https://sputniknews.cn/economics/202007061031753703/ (дата обращения: 18.03.2023)

ции и перешли в другие юрисдикции. В связи с этим на данный момент сложно утверждать, будут ли отрасли для китайского инвестирования расширяться дальше или наоборот со временем будут вновь сужаться до сырьевых отраслей1.

Объем китайских инвестиций достиг своего пика в 2018 году, когда Китай инвестировал в 19 проектов в России, а затем значительно

годы вектор немного изменился и Китай начал вкладывать средства в наукоемкие, высокотехнологические сферы.

Справедливо отметить, что более активному инвестиционному взаимодействию России и Китая способствует деятельность Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (далее - РАСПП), которая сопровождает проекта, осуществляет их оценку, помогает в разработке бизнес-модели, а также способствует привлечению инвесторов. Также между Россией и Китаем действует межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству, на последнем заседании которого представители России и Китая договорились о выделении $1,3 млрд в новые проекты.

Еще одной платформой инвестиционного взаимодействия двух государств является центр стратегического развития Российско-Китайской Палаты совместно с Комитетом по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно с Центром делового сотрудничества «Москва-Пекин» МРООО «Деловая Россия», ООО «РС ЭКСПО» в феврале 2023 года провели конференцию на тему: «Сотрудничество России и Китая в сфере сельского хозяйства. Инвестиции, импорт, экспорт».

Что касается российских инвестиций в Китай, то происходит интеграция российских компаний, в первую очередь, в сфере алюминиевой промышленности, а также контрактное производство, логистика. Отдельно стоят российские инвестиции в китайские технологические старта-

4

пы .

В существующих условиях одной из главных целей Российской Федерации в рамках ее внешнеэкономической деятельности является поиск новых партнеров и привлечение капитала, однако партнерство сопровождается существенными диспропорциями. Их причины кроются в первую очередь в политической ориентации Китая на мировое лидерство, в том числе с использованием «мягкой силы», что не может не сокращать уровень доверия России при взаимодействии с Китаем в сфере инвестирования, в особенности в отрасли, которые являются стратегически важными для государства.

Проведенное исследование показывает, что сегодняшнее положение инвестиционных отношений между Россией и КНР остается сложным и неоднозначным. С одной стороны, Россия продолжает привлекать иностранные инвестиции в различные секторы экономики, такие как энергетика, транспорт, 1Т-технологии и другие. С другой стороны, международные санкции и непредсказуемость политической ситуации в стране могут отталкивать потенциальных инвесторов. Наметившиеся позитивные тенденции экономического взаимодействия России и КНР требуют законодательного совершенствования в целом финансовых отношений и инвестиционных в частности.

В научной литературе предлагаются различные пути повышения эффективности законодательного обеспечения иностранных капиталовложений в Российской Федерации. Так, обосновано мнение о необходимости введения режима чрезвычайной экономической ситуации и применять к иностранным инвесторам из недружественных государств суровые меры, вплоть до конфискации инвестиционных активов, в случае если будет установлено, что мотивами вывода активов инвестора являлись политические или идеологические причины 5. Представляется, что такое жесткое регулирование будет подрывать доверие к надежности и легальности российской инвестиционной инфраструктуры. Принятые на сегодняшний день ответные санкции в достаточной мере ограничивают доступ иностранных инвесторов из недружественных государств на российский рынок, и в данный момент необходимо сфокусировать усилия государства на налаживании инвестиционного климата для инвесторов из дружественных государств.

Вместе с тем, двустороннее инвестиционное регулирование с дружественными государствами требует нормативного обновления, особенно в части расширения и уточнения необходимых гарантий, таких как, установление конкретных сроков предоставления компенсации инвестору в случае проведения экспроприации собственности инвестора, что создало бы относительную определенность в современных турбулентных условиях.

Со стороны Российской Федерации представляется целесообразным разработать и законодательно закрепить концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций, поскольку внешнеполитические проблемы значительно увеличили риски сохранности капиталовложений других государств. Важно привести в соответствие с нуждами инвесторов, как внутренних, так и внешних, налоговое законодательство (например, в части снижения фискального бремени).

Предлагаемые меры в числе прочих позволят укрепить и углубить взаимные инвестиционные взаимоотношения между Россией и дружественными странами будут способствовать улучшению инвестиционного климата.

снизился в 2 раза к 2019 году . В эти годы китайским инвестициям в Россию была характерна направленность в основном на лизинг, бизнес

услуги, и производство автомобилей, электрооборудования и химической продукции, а также оптовую и розничную торговлю . В последующие

1 Станиславчик Е. Н. Управление инвестиционными проектами // Бизнес-план. 2018. С. 120

2 Бризицкая А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. С. 43 -57.

3 Воловик Н.П. Страны Центральной Азии укрепляют сотрудничество с Китаем // Экономическое развитие России. Том 30. № 5. 2023. С. 37 - 50.

4 Цзян Сыюань, Ло Лань. 2021. «Торговая деятельность и инвестиции в рамках Шанхайской организации сотрудничества: пути и способы защиты прав и законных интересов предприятий». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 4: 1137.

5 Яровова В. В. Инвестиционное обеспечение развития международной деятельности российских предприятий // Экономика устойчивого развития. 2022. № 1(49). С. 150

Библиография:

1. Li Yan. China and Russia. Cooperation in the field of security // Theatrum mundi. 2022. № 2. P. 91 - 106.

2. Su Shuai. Chinese-Russian Media Forum as a Platform for the Development of Diplomatic Relations. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2023, vol. 43, pp. 63-70.

3. Абдуллин А. И., Яхваров С. Д. Сравнительно-правовой анализ особенностей заключения двусторонних инвестиционных соглашений России и зарубежных стран // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 17 - 28.

4. Ахунова М.А. Стратегия Российской Федерации на финансовом рынке в контексте санкционных ограничений // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-1 (80), 2023. С. 187 - 190.

5. Бризицкая А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1.

6. Бризицкая А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. С. 43 -57.

7. Викторова Н. Н. Эволюция правового понятия «Иностранная инвестиция» в условиях сетевого общества // Lex Russica. 2019. № 11 (156). С. 92; Протопопова, П. О. Двусторонние инвестиционные договоры / П. О. Протопопова // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2016. № 2. С. 58.

8. Воловик Н.П. Страны Центральной Азии укрепляют сотрудничество с Китаем // Экономическое развитие России. Том 30. № 5. 2023. С. 37 - 50.

9. Доронина Н. Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129.

10. Когалов Ю. Путин: «Отношения РФ и КНР стабилизируют ситуацию на международной арене» // Российская газета. 2021. 23.12.

11. Лексютина Я. В. Китай на Южном Кавказе: масштабы экономического присутствия. Постсоветские исследования. 2022;1(5):57-72.

12. Ло Сии. Международное сотрудничество Китая и России в условиях трансформации глобальных политических процессов 2019 - 2022 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2022.№ 5. С. 177-181.

13. Матвеевский С.С.,Надтока А.Э., Коленко А.М.. Экономические кризисы в России 2014 и 2022 годов: причины и перспективы восстановления // Финансовые рынки и банки. 2023. № 4. С. 9 - 15.

14. Мигранян А.А. Эффекты антироссийских санкций на постсоветском пространстве // Геоэкономика энергетики. 2023. № 1 (21). С. 141-162.

15. Сапунов А.В. Перспективы развития экономики в России в период экономических санкций // Economy and Business: Theory and Practice, vol. 4-2 (98), 2023. С. 136 - 139.

16. Станиславчик Е. Н. Управление инвестиционными проектами // Бизнес-план. 2018. С. 120

17. Фархутдинов И.З. Государственная принадлежность иностранного инвестора: проблемы определения // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 4 (24). С. 177-185.

18. Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 119.

19. Цзян Сыюань, Ло Лань. 2021. «Торговая деятельность и инвестиции в рамках Шанхайской организации сотрудничества: пути и способы защиты прав и законных интересов предприятий». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 4: 1137.

20. Яровова В. В. Инвестиционное обеспечение развития международной деятельности российских предприятий// Экономика устойчивого развития. 2022. № 1(49). С. 150.

References:

1. Li Yan. China and Russia. Cooperation in the field of security // Theatrum mundi. 2022. No. 2. P. 91 - 106.

2. Su Shuai. Chinese-Russian Media Forum as a Platform for the Development of Diplomatic Relations. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2023, vol. 43, pp. 63-70.

3. Abdullin A. I., Yakhvarov S. D. Comparative legal analysis of the features of concluding bilateral investment agreements in Russia and foreign countries // Legal Policy and Legal Life. 2023. No. 1. P. 17 - 28.

4. Akhunova M.A. Strategy of the Russian Federation in the financial market in the context of sanctions restrictions // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-1 (80), 2023. S. 187 - 190.

5. Brizitskaya A. V. Investment cooperation between Russia and China: problems and directions of development // Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 1.

6. Brizitskaya A. V. Investment cooperation between Russia and China: problems and directions of development // Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 1. S.

43-57.

7. Viktorova N. N. Evolution of the legal concept of "Foreign investment" in a network society // Lex Russica. 2019. No. 11 (156). S. 92; Protopopova, P. O. Bilateral investment agreements / P. O. Protopopova // Skif. Issues of student science. 2016. No. 2. S. 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Volovik N.P. Central Asian countries strengthen cooperation with China // Economic development of Russia. Volume 30. No. 5. 2023. P. 37 - 50.

9. Doronina N. G. The significance of bilateral agreements on the protection of capital investments and the prospects for their improvement / N. G. Doronina, N. G. Semilyutina // Journal of Russian Law. 2017. No. 9. P. 119-129.

10. Kogalov Yu. Putin: "Relations between the Russian Federation and China stabilize the situation in the international arena" // Rossiyskaya Gazeta. 2021. 23.12.

11. Leksyutina Ya. V. China in the South Caucasus: the scale of economic presence. Post-Soviet Studies. 2022;1(5):57-72.

12. Lo Xi. International cooperation between China and Russia in the context of the transformation of global political processes in 2019-2022 // Social and humanitarian knowledge. 2022. No. 5. S. 177-181.

13. Matveevsky S.S., Nadtoka A.E., Kolenko A.M. Economic crises in Russia in 2014 and 2022: causes and prospects for recovery // Financial Markets and Banks. 2023. No. 4. P. 9 - 15.

14. Migranyan A.A. Effects of anti-Russian sanctions in the post-Soviet space // Geoeconomics of Energy. 2023. No. 1 (21). pp. 141 -162.

15. Sapunov A.V. Prospects for the development of the economy in Russia during the period of economic sanctions // Economy and Business: Theory and Practice, vol. 4-2 (98), 2023, pp. 136 - 139.

16. Stanislavchik E. N. Management of investment projects // Business plan. 2018. P. 120

17. Farkhutdinov I.Z. Nationality of a foreign investor: problems of definition // Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan. 2011. No. 4 (24). pp.

177-185.

18. Farkhutdinov I.Z. Access and protection of foreign investments in international law // Journal of Russian law. 2005. No. 2. P. 119.

19. Jiang Siyuan, Luo Lan. 2021. "Trade Activities and Investments under the Shanghai Cooperation Organization: Ways and Means of Protecting the Rights and Legitimate Interests of Enterprises." Bulletin of St. Petersburg University. Right 4: 1137.

20. Yarovova VV Investment support for the development of international activities of Russian enterprises// Economics of sustainable development. 2022. No. 1 (49). S.

150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.