DOI: 10.24412/2072-4098-2023-11266-95-106 Основные тенденции становления законодательства об иностранных инвестициях в Российской Федерации
Р.И. Ситдикова доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань) Ю.М. Федянин соискатель кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета, директор ООО «Специализированный Застройщик «РАДИАНТ» (г. Казань)
Юрий Михайлович Федянин, [email protected]
Эффективная инвестиционная деятельность имеет важное значение для развития экономики государства, и инвестиционная политика России направлена на поддержку экономического роста, привлечение в экономику страны иностранных инвесторов и создание благоприятных условий для развития бизнеса. В то же время в условиях современных реалий усиливается контроль государства за осуществлением иностранных инвестиций. Так, в апреле 2023 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 645 1, расширившее полномочия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В настоящее время привлечение иностранных инвестиций ориентировано в большей мере на развитие высокотехнологичных производств и инновационных технологий. Правительством Российской Федерации предоставляются различные преференции и льготы для инвесторов, в том числе в нефтегазовом секторе как одном из ведущих направлений привлечения инвестиций в реальный сектор экономики нашей страны. Грамотное правовое регулирование отно-
шений, складывающихся вокруг инвестиционной деятельности, играет ключевую роль в эффективности достижения поставленных задач.
Обратимся к ретроспективе их становления и к началу развития законодательства в этой сфере в рамках Союза Советских Социалистических Республик. Следует отметить, что в период СССР иностранные инвестиции имели характер капитальных вложений в реальные материальные активы и в целом были ограничены. На этапе формирования СССР для восстановления разрушенной экономики страны в 1920-е годы иностранный капитал привлекался на основании Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 марта 1922 года «О внешней торговле» в виде существования смешанных акционерных предприятий». В конце 1920-х годов было принято постановление Совета народных комиссаров СССР от 31 мая 1927 года «О приобретении акций иностранных акционерных обществ и участии в иного рода иностранных предприятиях». Затем вплоть до 1980-х годов отношение к иностранным инвестициям было отрицательным, политика была ориентирована на самодостаточ-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 года № 645 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».
ную систему плановой экономики, и лишь сам СССР выступал в качестве иностранного инвестора за рубежом.
Подход к инвестиционной политике государства изменили принятые 19 августа 1986 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» и № 992 «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами». Е.Е. Кабалкина отмечает, что на их основе Союзом ССР были заключены межправительственные международные соглашения с такими социалистическими странами, как Венгрия, Чехословакия, ГДР, Болгария, Монголия, Вьетнам, о порядке учреждения и принципах деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций 2.
В 1980-е годы в СССР систему источников правового регулирования иностранных инвестиций представляли различные правовые акты, в основном ряд постановлений правительственных органов, устанавливающих правила и порядок привлечения иностранных капиталов и регламентирующих положение совместных предприятий. Но принимались они в первую очередь в рамках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, форм и органов управления». В Указе определялись основные условия иностранного инвестирования в СССР, такие как налогообложение совместных предприятий, условия пользования ими землей, недрами, другими природными ресурсами, прибыль иностранных инвесторов, условия разрешения инвестиционных споров. В развитие Указа были приняты постановления Совета Ми-
нистров СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» и от 13 января 1987 года № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». Постановление № 49 стало основным нормативным регулятором комплекса отношений, возникающих в связи с прямым иностранным инвестированием в форме создания совместных предприятий.
Согласно нормативным актам СССР того времени иностранные инвесторы имели право на получение доходов от своих инвестиций, а также на участие в управлении предприятиями, но при этом в них указывались ряд ограничений для иностранных инвесторов. Большинство инвестиций поступали на уровне государственных контрактов в основном из других социалистических стран. Тем не менее речь о развитии прямых иностранных инвестиций и их привлечении не шла, экономика государства была ориентирована на самодостаточность. Иностранные инвесторы не имели права участвовать в стратегически важных отраслях экономики.
Таким образом, в закрытой системе экономики СССР инвестиционная политика, традиционно присущая капиталистическим обществам, не была актуальна и свое развитие получила в период социальных и экономических трансформаций. 17 августа 1990 года Совет Министров СССР в составе пакета законов, касающихся перехода на регулируемую рыночную экономику, подготовил и направил в Верховный Совет СССР проект закона «Об иностранных инвестициях СССР», основными идеями которого были:
• предоставление иностранным фирмам и гражданам права 1 00-про-
2 Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях (основные исторические этапы) // Юрист. 2005. № 5. С. 21-23.
центного владения предприятиями в СССР;
• возможность функционирования иностранного капитала в экономике страны в акционерной форме;
• допуск иностранных инвесторов не только в производственную, но и в финансовую сферу 3.
Опираясь на указанные принципы, ознаменовал переход к новому этапу правового регулирования иностранных инвестиционных отношений Указ Президента СССР от 26 октября 1990 года № УП 942 «Об иностранных инвестициях в СССР». Он приравнял правовой режим иностранных инвестиций к национальному правовому режиму для инвестиций советских физических и юридических лиц. В соответствии с Указом иностранный частный капитал допускался не только в виде долевого участия в совместных предприятиях, также допускалось создание предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранным инвесторам.
Вслед за Указом Президента СССР были приняты сначала Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 года, затем Основы законодательства СССР об иностранных инвестициях от 5 июля 1991 года. Так, в последние месяцы существования СССР в стране впервые инвестициями были признаны все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект (статья 1 Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР). Таким было общее начало формирования правового регулирования инвестиционной деятельности в союзных республиках.
Для осуществления инвестиций на территории России 26 июня 1991 года был принят первый закон № 1488-1 «Об инве-
стиционной деятельности в РСФСР», он не противоречил законодательству СССР, был принят на его основе и устанавливал общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности на принципах рыночной экономики. 4 июля 1991 года был принят Закон № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». При этом, как уже отмечалось, 5 июля 1991 года в СССР применительно к иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР № 2302-1. Указанные законы, принятые в соответствии с общим законодательством СССР, в дальнейшем и составили нормативную базу в области иностранных и отечественных инвестиций республик, вышедших из состава СССР, по сути, предоставили для иностранного капитала доступ к закрытым ранее рынкам СССР. В юридической литературе также отмечается, что на начальном этапе формировавшееся законодательство об инвестициях на постсоветском пространстве было подвержено влиянию идеи о необходимости создать привлекательные условия в первую очередь для иностранных, а не отечественных инвесторов 4.
Также к нормативной базе России начала 1990-х годов можно отнести следующие документы. 11 июня 1992 года Правительством Российской Федерации принимается постановление № 395 «О заключении соглашений Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», которым, по сути, было сформулировано обязательство государства обеспечить защиту иностранному инвестору посредством обращения к международно-правовому механизму разрешения инвестиционных споров. В юридической литературе отмечалось, что основной целью
3 См. Закон об инвестициях: инофирмы на общих правах // Коммерсантъ Власть. 1990. 20 августа. URL: https://www.kommersant.ru/doc/266453
4 См. Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 35.
этого постановления было обеспечение прозрачности внешнеэкономической политики российского правительства в части привлечения иностранных инвестиций 5.
Еще одним нормативным актом, принятым в России в начале 1 990-х годов, стал Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», явившийся ключевым для создания правовых основ для привлечения иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья. Этот Указ положил начало формированию законодательства об инвестиционной деятельности в форме соглашений о разделе продукции. Ранее Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» уже заложил правовые основы разработки недр иностранными инвесторами - в главе 6 предусматривалась возможность приобретения иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями права пользования землей и других имущественных прав, а в статье 40 уточнялось, что права на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляе-мых природных ресурсов могли предоставляться в форме концессионных соглашений инвесторов с государством. С принятием 21 февраля 1992 года Закона Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» появилась возможность осуществлять пользование недрами не только на основании концессионных договоров, но и в соответствии с другими видами договоров, и большая часть нефтегазовых месторождений на территории Российской Федерации стала осваиваться на основе системы лицен-
зионного договора. Согласно указанному Закону иностранные инвесторы получают право пользования недрами на основании лицензии, полученной в результате участия в конкурсе или аукционе, инвестор добывает полезные ископаемые и платит при этом налоги (в том числе налог, уплачиваемый за единицу добытой продукции), отношения между пользователем недр и государством, опосредованные лицензией, имеют административный характер, что обеспечивает возможность одностороннего изменения их законодательной основы со стороны государства 6. Указанное обстоятельство оценивалось потенциальными инвесторами как один из основных факторов нестабильности, изменение государством в одностороннем порядке условий добычи полезных ископаемых могло повлечь, по мнению специалистов, понижение доходности проекта или же полное его закрытие 7. В это же время разными политическими группами готовились законопроекты о концессионных соглашениях. При этом и закон, подготовленный и принятый Верховным Советом 21 июля 1993 года, но не вступивший в силу из-за наложенного Президентом Российской Федерации вето, и законопроект Министерства внешнеэкономических связей от 30 апреля 1994 года были направлены на скорейшую реализацию норм статьи 40 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», предусматривающих возможность предоставления права пользования участком недр иностранным инвесторам, содержали положения, согласно которым иностранным инвесторам предоставлялись определенные преференций по сравнению с российскими инвесторами. Поскольку эти
5 См. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129.
6 Подробнее смотри:
РатЙ. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер. 2008;
Теплов О.М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. № 3.
7 Подробнее см.:
KonoplyanikA.A. The Russian Oil Industry and Foreign Investments // International Oil and Gas Investment - Moving Eastward? / Walde T. and Ndi G. (Editors). P. 181, 192-194;
РатЙ. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2008. 288 с.
проекты так и не были окончательно согласованы, Президентом Российской Федерации был принят Указ от 24 декабря 1993 года № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» с целью скорейшего устранения правовых препятствий, ущемляющих права иностранных инвесторов. Практически одновременно с его принятием Комитетом Государственной Думы по экономической политике в начале 1994 года была создана рабочая группа для разработки собственного законопроекта о концессионных соглашениях.
Несмотря на то, что Указ Президента Российской Федерации № 2285 имел промежуточный характер, он установил возможность заключения соглашений о разделе продукции между иностранными инвесторами и Российской Федерацией в сфере поиска, разведки и добычи полезных ископаемых. Это форма договорных отношений, предусматривающая раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющая взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующими нормами законодательства обязательных платежей (далее - налоги), за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами (пункт 1 Указа). Сохранность инвестиций также гарантировалась следующей оговоркой: если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения. Согласно пункту
2 Указа стороной соглашения выступает от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен участок недр, или уполномоченные им органы. При этом нормой пункта 7 Указа инвестору позволялось вывозить минеральное сырье, поступающее по условиям соглашения в собственность инвестора, из Российской Федерации в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, а также допускалось для предприятий, не имеющих право на безлицензионный вывоз продукции собственного производства за пределы Российской Федерации, установление в соглашении долгосрочных квот на вывоз такого сырья. Как в дальнейшем отмечалось в юридической литературе, исполнительной власти фактически предоставлялась возможность передачи принадлежащего Российской Федерации права регулирования потоков сырья на мировые рынки в руки частных компаний 8. Также отмечалось, что вкупе с законопроектом «О соглашениях о разделе продукции», принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года 9 это лишало Россию возможности ограничивать поставки недропользователем его доли из прибыльной части сырья, причем согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации № 2285 и статье 17 законопроекта внесение изменений в соглашение допускалось лишь по взаимному согласию сторон, что противоречило статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств) 10.
На основании Указа Президента № 2285 были заключены три соглашения о разде-
8 См. Болдырев О.Ю. Коррупция, суверенитет и конституционная политическая экономия // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 23-30.
9 Проект федерального закона № 94801413-1 «О соглашениях о разделе продукции» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 24 февраля 1995 года).
10 Там же.
ле продукции: «Сахалин-1», «Сахалин-11» в Охотском море и «Харьяга» в Ненецком автономном округе. В дальнейшем в Отчете Счетной палаты Российской Федерации от 2000 года (абз. 4 п. 1 выводов отчета) укажут, что соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» фактически были заключены бессрочно в нарушение статьи 10 Закона Российской Федерации «О недрах» и статьи 40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», действовавших на момент заключения этих соглашений 11.
Риски, заложенные в Указе Президента № 2285 и положениях законопроекта «О соглашениях о разделе продукции», были отмечены и на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету, финансам, таможенному и налоговому регулированию 3 июля 1995 года, и 3 октября 1995 года законопроект был отклонен Советом Федерации, а в 1996 году и сам Указ был отменен Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 года № 1275.
Регулятором правовых основ отношений, возникающих в процессе осуществления российскими и иностранными инвесторами разработки недр на территории Российской Федерации, стал Федеральный закон от 30 декабря 1 995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Несмотря на то, что в отличие от Указа Президента № 2285 в этом законе содержалось положение, обязывающее государство выдавать лицензию на разработку недр, а также им предоставлялась возможность передачи лицензии иностранным компаниям (ранее государство имело право отказать в выдаче лицензии даже после подписания соглашения), по мнению иностранных инвесторов, им не гарантировалась стабильность, на которую они рассчитывали. В то же время парламент был не готов ввести
нормы, ограничивающие суверенитет Российской Федерации, поэтому на основании этого закона новые соглашения о разделе продукции не заключались 12. Такая ситуация существовала вплоть до финансового кризиса 1998 года, изменения в закон «О соглашениях о разделе продукции» не вносились, парламент был настроен консервативно и блокировал внесение поправок, предоставляющих большие гарантии и свободы инвесторам, несмотря на давление со стороны Правительства Российской Федерации. Поправки в закон были приняты после кризиса 1998 года 13.
Параллельно с описанными процессами происходило становление гражданского законодательства. 13 октябре 1995 года Правительством Российской Федерации было принято специальное № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Российской Федерации». В нем отмечалось, что для противодействия вхождению экономики России в длительную депрессию необходимо повысить инвестиционную активность. Также отмечалось, что поскольку основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной деятельности, уже приняты, ставилась задача проводить указанные решения в жизнь посредством усовершенствования инвестиционного законодательства и увеличения объема инвестиций. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата признавалось обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке (включая личную безопасность и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков). Помимо этого, в принятой программе отмечалось, что привлечение иностранных инвестиций не способно компенсировать недостаток отечественных инвестиций, активизация ино-
11 См. Отчет Счетной палаты по результатам проверки реализации Соглашений о разделе продукции на Сахалине, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 6 (198) // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2000. № 8 (32).
12 Подробнее см. Рат Й. Указ. соч.
13 См. Федеральный закон от 7 января 1999 года № 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».
странных инвесторов возможна при условии активизации деятельности отечественных инвесторов и предоставления иностранным инвесторам национального режима.
В связи с этим можно сказать, что на основании указанной программы начала проводиться реформа ранее принятого инвестиционного законодательства, подверженного идее необходимости создавать более привлекательные условия для иностранных, а не собственных отечественных инвесторов. Так, 25 февраля 1999 года был принят Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а 9 июля 1999 года - Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», заложивший в том числе принцип соответствия российского законодательства международным инвестиционным обязательствам 14. Тогда же были приняты федеральные законы от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и от 23 июня 1 999 года № 1 1 7-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Указанные законы и составили основу действующей нормативной базы, регулирующей инвестиции и инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации.
Сегодня выявляется тенденция к установлению ограничений для иностранных инвесторов в национальных интересах государств, стремящихся к сохранению экономической и политической независимости. В частности, следует отметить, что вопрос предоставления национального режима для иностранных инвесторов не раз поднимался в юридической литературе. В 2000-х годах Т.Н. Нешатаева в своих работах подчеркивала, что исходя из норм двусторонних
соглашений и международных договоров в России установлен режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов 15, а уже в 2010-х годах авторы приходили к мнению о том, что в России одновременно имеют место и режим наибольшего благоприятствования, и национальный режим 16.
В настоящее время в России из общего национального режима изъяты вопросы осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. 29 апреля 2008 года был принят ключевой закон, которым был установлен специальный правовой режим, а именно Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», нормами которого были установлены изъятия ограничительного характера в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами (ст. 1). Как отмечается в юридической литературе, указанный закон начал разрабатываться Правительством Российской Федерации с 2005 года, после того как Федеральная антимонопольная служба отказала немецкой компании Siemens, которая намеревалась приобрести акции «Силовых машин» - крупнейшего в России предпри-
14 См. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: учебник. М.: Эксмо, 2006. С. 125.
15 См. Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика. М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 28-44.
16 См., например, Веселкова Е.Е. Об общих положения правового регулирования иностранных инвестиций в России // Современная наука. 2016. № 1. С. 7-15.
ятия, выпускающего энергетическое оборудование 17.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе становления правового регулирования иностранных инвестиций в России с самого начала его формирования возникала проблема обеспечения национального режима для иностранных инвесторов с одновременным условием сохранения национальных интересов государства.
Законодатель в процессе формирования нормативной базы, регулирующей инвестиционную деятельность в России, вынужден был балансировать между национальными интересами государства, его заинтересованностью в привлечении иностранных инвесторов с целью развития внутреннего производства и при этом недопустимости потери сфер влияния в области обеспечения безопасности государства и с учетом частных интересов инвесторов, которые требовали гарантий стабильности и перспективы получения прибыли от вложенных капиталов.
Отметим, что на территории нашей страны действуют множество нормативных правовых актов (как федеральных, так и региональных), регулирующих инвестиционную деятельность. Субъекты Российской Федерации в пределах своих компетенций также стремятся создавать благоприятный инвестиционный климат на своей территории, принимая соответствующие нормативные акты на региональном уровне. В основном это локальные нормативные акты, опреде-
ляющие формы государственной поддержки, детализирующие предлагаемые льготы для инвесторов на территориях конкретных регионов 18.
В настоящее время в России функционирует комплекс мер, развивающих экономику посредством привлечения отечественных и иностранных инвестиций, предоставляя ряд преференций в целях развития регионов и стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств.
Важным является то, что перспективы развития инвестиционного законодательства напрямую зависят от происходящих изменений геополитической ситуации и эффективности внешнеторговых и финансовых отношений с дружественными странами. С учетом этих обстоятельств ставятся новые задачи в сфере развития законодательства, регулирующего российский финансовый рынок, - необходимо создание новых стимулов для привлечения инвесторов из дружественных к России стран. В марте 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило перечень иностранных государств и территорий, которые совершают в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия 19. При этом, как сообщалось в сентябре 2022 года изданием Frank Media, на недружественных нерезидентов приходится порядка 74 процентов российского рынка акций. Также и отмечалось, что остальные 26 процентов разделены между резидентами и дружественными нерезидентами 20. Таким обра-
17 См. Инвестиции. Еженедельник промышленного роста. 2007. № 3. С. 8. URL: https://www.minprom.gov.ru
18 См., например:
Закон города Москвы от 7 октября 2015 года № 54 «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности» // Ведомости Московской городской Думы, 2015, № 9, ст. 237;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года № 118 «Об утверждении Регламента взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по содействию в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан по принципу «одного окна». URL: http:// pravo.tatarstan.ru
19 См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
20 См. Романова Л. Власти готовят стимулы для привлечения инвесторов из дружественных стран на российский финрынок. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/10/958417-vlasti-gotovyat-stimuli-dlya-investorov
зом, потребовалась усиленная трансформация российской экономики.
В декабре 2022 года Правительством Российской Федерации была принята Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, согласно которой ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций. В качестве льгот и преференций предлагаются:
• создание благоприятных налоговых условий обслуживания нерезидентов брокерскими и управляющими компаниями;
• упрощенный порядок взаимодействия российских финансовых посредников с иностранными эмитентами и инвесторами;
• развитие выпуска ценных бумаг в России эмитентами из дружественных юрисдикций.
Основным механизмом развития финансового рынка России была названа разработка законов и законодательных инициатив, которые являются одним из ключевых инструментов реализации принятой Стратегии. При этом важными направлениями законодательной деятельности являются совершенствование существующей нормативной базы и создание законов, регулирующих принципиально новые сферы и направления деятельности. Наряду с нормотворчеством важным механизмом реализации стратегии развития являются установление органами государственного регулирования требований к поднадзорным организациям, применение к ним мягких и косвенных мер регулирования в форме рекомендаций, писем с разъяснениями, стандартов саморегулируемых организаций, кодексов и других форм.
В настоящее время при взаимодействии с дружественными иностранными инве-
сторами возникают такие проблемы, как, например, низкая ликвидность российского рынка и подсанкционность транзакций с рядом отечественных финансовых организаций. Представляется, что для укрепления экономики необходимо привлекать инвестирование в российские компании на длительный срок. При этом в качестве стимулов возможны установление для них дополнительных налоговых льгот, снижение административных барьеров при вводе иностранного капитала, повышение защиты активов иностранных инвесторов и информационной открытости.
Таким образом, выявлены тенденции перехода инвестиционной политики от режима наибольшего благоприятствования для иностранных инвестиций к установлению ограничений для иностранных инвесторов в национальных интересах государства ввиду перехода российской экономики на на внутренние источники финансирования инвестиций. Сделан вывод о том, что развитие инвестиционного законодательства в том числе зависит от эффективности внешнеторговых и финансовых отношений с дружественными странами. С учетом этих обстоятельств в сфере развития законодательства, регулирующего российский финансовый рынок, ставятся новые задачи, в частности, создание новых стимулов для привлечения инвесторов из дружественных к России стран.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 года № 645. и^: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202304250018
2. О внешней торговле» в виде существования смешанных акционерных предприятий : Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 марта 1922 года // Собрание узаконений и
распоряжений РСФСР, 1922, № 24, ст. 266.
3. О приобретении акций иностранных акционерных обществ и участии в иного рода иностранных предприятиях : постановление Совета народных комиссаров СССР от 31 мая 1927 года // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик, 1927, № 56, ст. 561.
4. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями : постановление ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР от 1 9 августа 1 986 года № 991 // Собрание постановлений Правительства СССР 1986, № 4, ст. 29.
5. О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 года № 992 // Собрание постановлений Правительства СССР 1986, № 4, ст. 29.
6. Кабалкина Е. Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях (основные исторические этапы) // Юрист. 2005. № 5. С. 21-23.
7. О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, форм и органов управления : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1987, № 49.
8. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ : постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 года № 48 // Свод законов СССР, т. 9, с. 50-9.
9. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран : постановление Совета Министров
СССР от 13 января 1987 года № 49 // Свод законов СССР, т. 9, с. 50-20.
10. Закон об инвестициях: инофирмы на общих правах // Коммерсантъ Власть. 1990. 20 августа. и^: https://www.kommersant.ru/ ^с/266453
11. Об иностранных инвестициях в СССР : Указ Президента СССР от 26 октября 1990 года // Ведомости Верховного Совета СССР, 1990, № 27, ст. 132.
12. Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР : приняты Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 года № 1820-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1990, № 51, ст. 1109.
13. Основы законодательства СССР об иностранных инвестициях от 5 июля 1991 года № 2302-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 880.
14. Об инвестиционной деятельности в РСФСР : Закон РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1005.
15. Об иностранных инвестициях в РСФСР : Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1008.
16. Семилютина Н. Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 30-42.
17. О заключении соглашений Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений : постановление Правительством Российской Федерации от 11 июня 1992 года № 395 // Деловой мир. 1992. № 118.
18. Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 119-129.
19. Вопросы соглашений о разделе про-
дукции при пользовании недрами : Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2285 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 1, ст. 3.
20. О недрах : Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823.
21. Рат Й. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М. : Волтерс Клувер, 2008. 288 с.
22. Теплов О. М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 27-30.
23. Konoplyanik А.А. The Russian Oil Industry and Foreign Investments // International Oil and Gas Investment - Moving Eastward? / Walde T. and Ndi G. (Editors). P. 181, 192-194.
24. Болдырев О. Ю. Коррупция, суверенитет и конституционная политическая экономия // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 23-30.
25. О соглашениях о разделе продукции : проект федерального закона № 94801413-1 : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 24 февраля 1995 года. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
26. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Отчет Счетной палаты по результатам проверки реализации Соглашений о разделе продукции на Сахалине : утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 6 (198) // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2000. № 8 (32).
28. О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2285 «Вопро-
сы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» : Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 года № 1275 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 36, ст. 4201.
29. О соглашениях о разделе продукции : Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 18.
30. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» : Федеральный закон от 7 января 1999 года № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 246.
31. О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1016 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 43, ст. 4069.
32. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон от 25 февраля 1 999 года № 39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1096.
33. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3493.
34. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право : учебник. М. : Эксмо, 2006. С. 125. 688 с.
35. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг : Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 10, ст. 1163.
36. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг : Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, № 26, ст. 3174.
37. Нешатаева Т. Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика М. : ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 28-44.
38. Веселкова Е. Е. Об общих положения правового регулирования иностранных инвестиций в России // Современная наука. 2016. № 1. С. 7-15.
39. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1940.
40. Инвестиции. Еженедельник промышленного роста. 2007. № 3. С. 8. URL: https:// www.minprom.gov.ru
41. Об утверждении перечня иностран-
* *
ных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц : распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 11, ст. 1748.
42. Романова Л. Власти готовят стимулы для привлечения инвесторов из дружественных стран на российский финрынок. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2023/01/10/958417-vlasti-gotovyat-stimuli-dlya-investorov
43. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 4355-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 1 (часть III), ст. 476.
Окончание. Начало на с. 43
Отдельно специалисты отмечают безопасность инвестиций в цифровые метры: денежные средства инвесторов защищены эскроу-счетом, а право собственности регистрируется в распределенном цифровом реестре, администрируемым инвестиционной платформой под надзором ЦБ РФ. Старший юрист GMT Legal Денис Поляков предупреждает, что, поскольку каждый выпуск ЦФА связан с конкретным объектом строительства, необходим глубокий анализ перспектив объекта с учетом его расположения, инфраструктуры, а также состояния рынка недвижимости на момент покупки. Он также раскрыл механизм инвестирования в квадратные метры с использованием информационной платформы и личного кабинета инвестора.
Преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Дмитрий Кириллов отмечает, что купленный токен не дает права на конкретный квадратный метр. «Такой токен, по сути, является долговым обязательством эмитента перед инвестором - владельцем токена, - пояснил он. И добавил: - Стоимость токена привязана к стоимости квадратного метра в объекте недвижимости, который на собранные средства будет возводить эмитент».
Принятие и вступление в силу закона «О цифровых финансовых активах» в июле прошлого года способствовало появлению нововведения - использования токенов на покупку жилья. По словам председателя Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолия Аксакова, закон не ограничивает возможности покупки жилья за токены.
Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru