Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2011. Вып. 3
Л. Г. Кропотов*
ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Инвестиции и инвестирование в последние 20 лет в России представляют собой один из ключевых элементов экономики. С переходом от плановой к рыночной экономике на привлечение инвестиций и инвестиционные процессы возлагаются огромные надежды. Законодательство на федеральном уровне и на уровне субъектов совершенствуется с целью привлечения инвестиций, ведется учет инвестиционной привлекательности тех или иных территорий нашей страны. Сторонники рыночного устройства экономики рассматривают институт инвестирования как естественный закономерный процесс в любом обществе и видят в инвестициях саму суть капитализма, ориентированного на движение капиталов.
В нашей стране феномен инвестиций имеет определенную историю как с точки зрения правового регулирования, так и с точки зрения теоретического осмысления. Современное регулирование и понимание инвестиций не может и не должно находиться вне исторического контекста. Как справедливо отмечает Н. В. Курысь, «нельзя забывать о нашей, российской инвестиционной истории, которая во многом богаче и самобытнее западной».1 В связи с этим представляется целесообразным кратко рассмотреть инвестиционную историю России, с тем чтобы вычленить предпосылки современных реалий в области инвестирования.
История общественных отношений, ныне именуемых инвестициями, в нашей стране начинается в дореволюционной России. По мнению некоторых исследователей,2 она берет начало в XVI в. с использования опыта и знаний иностранцев в области горного дела. Другие авторы указывают на конец XVII — середину XVIII в.3 В этот период при Петре I были приняты первые законодательные акты, регулирующие порядок предоставления участков недр для разведки и добычи полезных ископаемых и развития инвестиционной деятельности в сфере недропользования, а при Екатерине II имели место первые иностранные займы. Существует в литературе и точка зрения, согласно которой подлинный прогресс в инвестиционной деятельности начался позже, с XIX в., когда Россия встала на капиталистический путь развития и мелкокустарная отечественная экономика начала постепенно вытесняться средним и крупным промышленным производством.4
* Кропотов Леонид Григорьевич, аспирант кафедры коммерческого права юридического Факультета СПбГУ.
E-mail: [email protected]
© Л. Г. Кропотов, 2011
1 Курысь Н. В. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование). СПб., 2003. С. 15.
2 Там же. С. 14.
3 См., напр.: Мороз С. П. Теоретические проблемы инвестиционного права (гражданско-правовой аспект): Дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2005. С. 100; Рокецкая Г. А. Российская и зарубежная практика инвестиционных процессов. СПб., 2000. С. 30-31; Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: Учебник. М., 2006. С. 11.
4 Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 49.
Какая бы точка отсчета ни была взята, дореволюционная Россия двигалась по пути капиталистического развития весьма продолжительное время, и в XIX в. в нашей стране было уже достаточное количество юридических механизмов для осуществления и привлечения инвестиций как внутри страны, так и из-за ее пределов. Действовавшее законодательство допускало учреждение частных компаний в виде акционерных обществ, посредством создания которых происходило инвестирование в различные производства и отрасли экономики. Активно привлекались иностранные инвестиции как в форме займов, так и путем создания иностранных обществ на территории царской России, полностью или частично принадлежавших иностранным предпринимателям.
И. З. Фархутдинов и В. А. Трапезников по этому поводу пишут: «С помощью железнодорожных займов к началу XX в. в России было построено 35 тыс. из 50 тыс. верст путей, или 70 % их общей протяженности... Введенные в силу в 1873 г. правила о нефтяном бизнесе способствовали значительному притоку иностранного капитала в нефтяную отрасль России, главным образом в месторождения на Кавказе».5
Н. Н. Вознесенская в связи с этим указывает: «В 1914 г. нефтью в России торговали 300 нефтяных компаний, большинство из которых контролировалось иностранным капиталом. В тот период на долю иностранных компаний приходилось 54 % добычи нефти, 75 % торговли нефтепродуктами».6
С. П. Мороз, в свою очередь, освещая историю возникновения и развития инвестиционного законодательства в дореволюционной России, указывает на бурное развитие инвестиционной деятельности за счет привлечения преимущественно иностранных инвестиций в сферу недропользования.7
Иностранные капиталовложения в промышленность России до 1913 г. составили 1 343 451 тыс. рублей.8 А по оценке В. С. Зива, общая сумма иностранных инвестиций в экономику дореволюционной России до 1917 г. составляла около 2007 млн руб.9
Таким образом, в царской России к концу XIX — началу XX в. сформировалась определенная система инвестиционных отношений и их правового регулирования. Инвестициям и инвестиционной деятельности было посвящено немало трудов ученых-правоведов, таких как Б. Ф. Брандт, Л. Н. Воронов, В. С. Зив, Г. М. Колоножников.10 В то же время, как справедливо указывает А. А. Деревякин, многие авторы того периода в исследованиях, посвященных смешанным проблемам, касались правового регулирования капиталовложений, участия государства в осуществлении капиталовложений, деятельности акционерных компаний. Среди них работы В. Н. Лешкова, С. Ю. Витте, Г. Вольтке, С. Зена, И. М. Кулишера, И. И. Любименко, Г. Ф. Шершеневича.11
5 Там же. С. 50.
6 Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2002. С. 23.
7 Мороз С. П. Теоретические проблемы инвестиционного права (гражданско-правовой аспект). С. 100-102.
8 Донгаров А. Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 21.
9 Зив В. С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1: Германские капиталы. Пг., 1915. С. 132.
10 См., напр.: Брандт Б. Ф. Иностранные капиталы в России. Их влияние на экономическое развитие страны. Ч. 2: Металлургическая и каменноугольная промышленность. СПб., 1899; Воронов Л. Н. Иностранные капиталы в России. М., 1901; Зив В. С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1: Германские капиталы; Колоножников Г. М. Облигации торгово-промышленных акционерных товариществ. Ч. 1. Условия выпуска облигаций. М., 2004.
11 Деревякин А. А. Правовое регулирование инвестиционных отношений в России: Историко-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 4.
17
Не останавливаясь подробно на особенностях инвестиций в России до революции и их правовом осмыслении, укажем на следующий нюанс, представляющий интерес для понимания предпосылок современных подходов к инвестированию в нашей стране. Укрупненно, инвестиции в России до революции развивались по двум пересекающимся направлениям: инвестиции в добычу ресурсов и иностранные инвестиции. Как упоминалось, инвестиции привлекались в первую очередь в те области, которые представляли повышенный интерес для иностранных инвесторов и государства. По мнению некоторых авторов, в отдельные годы иностранные инвестиции в России составляли более половины всех новых капиталовложений в промышленность, а некоторые отрасли в значительной степени создавались иностранными фирмами.12
Упомянутую тенденцию отражает и направленность правовых исследований тех лет. В доктрине усилия исследователей были сосредоточены именно на иностранных инвестициях.13
Данная специфика в изучении феномена инвестиций, определяющаяся в первую очередь экономическими особенностями развития нашей страны, представляет собой, на наш взгляд, первую доминанту в исторических подходах к инвестициям в России.
На первых этапах существования советского государства частные инвестиции и инвестирование в тех или иных формах допускались. Так, в годы нэпа основной формой привлечения иностранного капитала стали концессионные договоры с иностранными ин-весторами.14 Было возможно также привлечение иностранного капитала путем создания смешанных предприятий в СССР15 в качестве альтернативы концессии, если государство и предприниматели не сходились в условиях при заключении концессионных договоров.16 Сформировавшаяся в обществе тенденция по привлечению иностранных инвестиций в СССР 20-х годов находила свое отражение и в юридической литературе. Существенное количество правовых исследований в области инвестиций было сосредоточено именно на иностранных инвестициях.17
Однако с конца 20-х и до 80-х годов XX в. официальное отношение к иностранному капиталу в СССР было сугубо отрицательным.18 Фактически после периода нэпа
12 См., напр.: Чекунова С. А. Правовое положение иностранных инвестиций в России // Законодательство и экономика. 2003. № 5. С. 30; Курысь Н. В. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование). С. 92-93.
13 См., напр.: Брандт Б. Ф. Иностранные капиталы в России. Их влияние на экономическое развитие страны. Ч. 2: Металлургическая и каменноугольная промышленность; Воронов Л. Н. Иностранные капиталы в России; Зив В. С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1: Германские капиталы; Колоножников Г. М. Облигации торгово-промышленных акционерных товариществ. Ч. 1. Условия выпуска облигаций.
14 См., напр.: Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. С. 61; Курысь Н. В. Иностранные инвестиции: российская история (правовое исследование). С. 130-132.
15 Кабалкина Е. Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях (основные исторические этапы) // Юрист. 2005. № 5. С. 21.
16 Курысь Н. В. Иностранные инвестиции: российская история (правовое исследование). С. 203.
17 См., напр.: Бернштейн И. Н. Очерк концессионного права СССР // М.; Л., 1930; Богданов Н. П. Профсоюзы и концессионные предприятия. М., 1928; Бутковский В. П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. М., 1928; Ландау Б. А. Концессионное право Союза ССР. М., 1925; Эвентов Л. Я. Иностранные капиталы в русской промышленности. М.; Л., 1931.
18 См., напр.: Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). С. 26; Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: Учебник. С. 18-21; Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. С. 63; Мороз С. П. Теоретические проблемы инвестиционного права (гражданско-правовой аспект). С. 103.
от инвестиций (в классическом их понимании) в целом и от иностранных инвестиций в частности государство отказалось. Термин «инвестиции» практически не использо-вался.19 Базисным понятием деятельности, ныне понимаемой как инвестиционная, являлось понятие «капитальные вложения». Впоследствии термин «инвестиции» получил более широкое распространение, однако использовался преимущественно для обозначения капитальных вложений, в первую очередь, в материальные активы. В сущности, инвестиции сводились к реальным инвестициям20 в их западном понимании.21 Причем речь шла о сугубо внутренних вложениях государства, без привлечения иностранных субъектов или капиталов.
В качестве правовой формы осуществления капитальных вложений использовался договор подряда на капитальное строительство. Под таким договором понимался «плановый договор, заключенный между социалистическими организациями, в силу которого одна сторона, подрядчик, обязуется построить и в установленный срок отдать предусмотренный планом объект, а другая сторона, заказчик, обязуется оказывать возложенное на нее содействие строительству, принять и оплатить выполненные строительные работы».22 По этому поводу следует согласиться с Н. Г. Семилютиной, которая справедливо указывает, что акцент в данном случае ставится на результате (построение объекта), а вопросы движения капитала (собственно инвестирования) остаются за скобками, вне правового регулирования.23
Соответственно, говорить о вложениях частных лиц, движении капитала в процессе инвестирования в современном его понимании не приходилось. Извлечение прибыли в условиях плановой экономики также не могло рассматриваться в качестве целевого ориентира вложений. Тем не менее по своей сути рассматриваемые процессы являлись именно вложением тех или иных ресурсов (пускай не денег, но материальных ценностей) в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Таким образом, общественные отношения, которые рассматриваются в настоящей статье в качестве инвестиций, в советское время складывались в обществе в достаточно специфическом виде, с поправкой на особенности существовавшей экономической системы. Правовое регулирование таких отношений также отличалось от принятых в капиталистическом обществе моделей. Однако, на наш взгляд, нельзя согласиться с Н. Г. Дорониной и Н. Г. Семилютиной, которые указывают, что «законодательство советского
19 См., напр.: Игонина Л. Л. Инвестиции: Учеб. пособие. М., 2005. С. 20; Воробьев П. В., Иванов В. В., Лялин В. А. Инвестиции: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2003.С. 17; Иванов Н. И., Калужин А. В. Экономическая оценка инвестиций. СПб., 2008. С. 10.
20 В экономической литературе инвестиции принято делить на реальные инвестиции (real investments) и финансовые инвестиции (financial investments). Первые обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Вторые представляют собой «контракты, записанные на бумаге», такие как обыкновенные акции и облигации (см., напр.: Шарп У. Ф., Александр Г. Д., Бейли Дж. В. Инвестиции. М., 1999. С. 1; Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. [и др.]. Инвестиции: Учеб. пособие. М., 2006. С. 9; Вахрушева Е. А., Никитин К. Е. Иностранные инвестиции. Комсомольск-на-Амуре, 2003. С. 4). Данное деление может быть воспринято и в сфере юриспруденции, однако с учетом существующей юридической терминологии и специфики используемых финансистами понятий.
21 Антипова О. М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М., 2010. С. 16-17.
22 Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 435.
23 Семилютина Н. Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 35.
социалистического периода не содержит правовых норм, касающихся правовых форм движения денежного капитала, осуществления инвестиций».24 Представляется, что инвестиции в модификации, актуальной на тот момент времени, складывались в обществе и соответствующим образом регулировались законодателем.
В правовой доктрине вслед за экономическими реалиями также разрабатывались проблемы реальных инвестиций внутри страны, капитальных вложений.25
По мнению таких западных экономистов, как У. Ф. Шарп, Г. Д. Александр, Дж. В. Бей-ли, в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями.26
Однако в случае с советской экономической моделью причиной того, что речь шла только о реальных инвестициях, являлась существовавшая система хозяйствования. В условиях плановой экономики говорить об инвестициях в те или иные финансовые инструменты, ценные бумаги не приходится в связи с отсутствием рынка денежных ка-питалов,27 ограничением полномочий юридических и физических лиц по распоряжению активами и круга объектов, в которые могли быть направлены вложения.
Таким образом, следует констатировать, что в советский период в нашей стране первоочередной интерес вызывали именно реальные инвестиции. При этом инвестиции не включали в себя иностранные инвестиции, привлечение которых было невозможно.
Представляется, что здесь усматривается вторая историческая доминанта, определяющая современное осмысление идеи инвестиций в отечественной теории права, законодательстве и практике правоприменения.
Вектор развития с акцентом на реальном секторе экономики, заданный в советское время, является одним из основных факторов, влияющих на экономические процессы и в настоящее время. Именно поэтому исторически и экономически нельзя не учитывать основную тенденцию вложения капиталов в нашей стране именно в сфере реальных инвестиций. Без сомнения, такая тенденция прослеживается и по сегодняшний день, что не может не отражаться на специфике правового регулирования инвестиций и их понимании в теории и на практике.
С переходом к рыночной экономике российские экономисты и юристы стали говорить об инвестициях в широком смысле, включая в это понятие вслед за западными экономистами и финансовые инвестиции. В то же время нельзя сказать, что финансовые инструменты и инвестиции получили повсеместное распространение и вышли на первое место в сравнении с реальными инвестициями. Не анализируя причины такого явления, отметим лишь, что как потребности современной российской экономики, так и корреспондирующие им усилия властей в существенной своей части сконцентрированы вокруг реального сектора экономики.
В конце 80-х годов XX в. в процессе разгосударствления экономики инвестиции стали пониматься шире не только с точки зрения направленности инвестиций на реальные
24 Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003. С. 31.
25 См., напр.: Венедиктов А. В. Новая система управления промышленностью // Правовые вопросы управления промышленностью и строительством в СССР: Сб. статей. М., 1960. С. 3-53; Кабатов В. А. Некоторые правовые вопросы дальнейшего совершенствования управления капитальным строительством // Правовые вопросы управления промышленностью и строительством в СССР: Сб. статей. М., 1960. С. 285-302.
26 Шарп У. Ф., Александр Г. Д., Бейли Дж. В. Инвестиции. С. 1.
27 Strange S. States and markets. An Introduction to International Political Economy. London, 1988. P. 94.
20
или финансовые инструменты, но ив плане привлечения иностранного элемента. К иностранным инвестициям вернулись как к одному из серьезных ресурсов для «подпитки» экономики страны. При этом именно с него и началась смена основополагающих отечественных подходов к вложению капитала, что в скором времени привело к глобальным реформам в области экономики, в том числе в отношении инвестиций. Здесь мы видим возврат к тем процессам, которые активно шли в конце XIX — начале XX в., когда подъем экономики страны связывался с привлечением иностранных капиталов.
Таким образом, инвестиционная история России до современного этапа сводится к смене подходов в понимании инвестиций, исходя из политических установок, господствовавших в тот или иной момент времени, и экономических реалий соответствующего периода. Тем не менее мы полагаем, что могут быть усмотрены две исторически сложившиеся основополагающие доминанты в отечественном осознании инвестиций: это реальный характер инвестиций (с уклоном во вложение капиталов в добычу ресурсов) и акцент на иностранных инвестициях. Представляется, что они определяют основные тенденции в развитии современной отечественной теории и практики права в области инвестиций.
Переходя к современному этапу развития инвестиций в России и действующему правовому регулированию, следует обозначить основные вехи в смене советского подхода к инвестициям на существующий сейчас.
Начало преобразований связывают с Постановлением Совета Министров СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» от 13 января 1987 г. № 49,28 которым была закреплена возможность создания на территории СССР совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран на основе договоров, заключаемых участниками таких предприятий. Далее было принято Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. № 1405,29 которое сняло ряд значительных ограничений на осуществление иностранных инвестиций в СССР. Наметился бурный рост совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Как указывает С. П. Мороз, по данным на октябрь 1987 г. в СССР было создано 12 совместных предприятий, а на 15 мая 1989 г. зарегистрировано уже 448 совместных предприятий (из них 386 — с участием фирм капиталистических и развивающихся стран), 22 международных объединения, 2 совместные организации и 49 филиалов совместных хозяйственных организаций.30
Одновременно с этим в международно-правовой сфере также происходят кардинальные изменения. СССР начинает заключать двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений (двусторонние инвестиционные соглашения). С 1989 по 1990 год было заключено 14 таких соглашений с иностранными государствами.
Далее принимаются Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. «Об иностранных инвестициях в СССР» № УП-94231 и 10 декабря 1990 г. Основы законодательства об
28 Свод законов СССР. Т. 9. 1990.
29 Там же.
30 Мороз С. П. Теоретические проблемы инвестиционного права (гражданско-правовой аспект. С. 110).
31 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 44.
21
инвестиционной деятельности в СССР № 1820-1,32 закрепляющие национальный режим иностранных инвестиций и целый ряд иных ключевых положений в отношении иностранных инвестиций.
26 июня 1991 г. принимается Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1,33 4 июля 1991 г. — Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» № 1545-1,34 5 июля 1991 г. — Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР № 2302-1.35 Правительство РФ принимает Постановление «О заключении соглашений Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» от 11 июня 1992 г. № 395.36 24 декабря 1993 г. принимается Указ Президента РФ «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» № 2285.37
Указанными актами формируется комплексная нормативная база в области иностранных и отечественных инвестиций на первую половину 90-х годов. При этом, как отмечают некоторые авторы, законодательство об инвестициях «первой волны» было подвержено существенному влиянию идеи необходимости создать привлекательные условия для иностранных, а не собственных отечественных инвесторов.38
Далее параллельно с кардинальными политическими и экономическими реформами происходит становление гражданского законодательства России, в частности, принятие первой39 и второй40 частей Гражданского кодекса РФ 30 ноября 1994 г. и 26 января 1996 г. соответственно, Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.41 Закрепляются основополагающие нормы, регулирующие имущественные отношения. Формируется правовое регулирование предпринимательских отношений. Продолжают заключаться многочисленные соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений (двусторонние инвестиционные соглашения). 30 декабря 1995 г. принимается Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ.42
13 октября 1995 г. Правительство РФ принимает Постановление «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Российской Федерации» № 1016.43 На фоне продолжающегося общеэкономического и производственного спада, дефицита государственного бюджета в нем ставятся задачи по совершенствованию действующего инвестиционного законодательства, улучшению инвестиционного климата, увеличению объема инвестиций.
В связи с этим проводится реформа инвестиционного законодательства «первой волны», выразившаяся в принятии Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от
32 Там же. № 51.
33 Там же. 1991. № 29.
34 Там же.
35 Там же. № 31.
36 Деловой мир. 1992. № 118.
37 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1.
38 Семилютина Н. Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования. С. 35.
39 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
40 Там же. 1996. № 5. Ст. 410.
41 Российская газета. 1995. 29 дек.
42 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
43 Там же. 1995. № 43. Ст. 4069.
22
25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ44 и Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ,45 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ46 и Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ.47 С принятием этих нормативных актов формируется ядро действующей на настоящий момент нормативной базы, регулирующей инвестиции и инвестиционную деятельность.
Интересно отметить, что действующее законодательство хотя и содержит существенное число общих норм гражданского и, в частности, коммерческого права,48 однако не предусматривает какого-либо единого акта, регулирующего инвестиции и инвестиционную деятельность. Дискуссии по поводу того, необходим ли такой законодательный акт и мог бы он способствовать систематизации и упорядочиванию правового регулирования инвестиционной деятельности в нашей стране или нет, продолжаются.49 Однако в историческом контексте интерес представляет следующее. Два ключевых действующих нормативных акта в области инвестирования посвящены реальным инвестициям (в форме капитальных вложений) и иностранным инвестициям. Представляется, что именно в этом прослеживаются ранее обозначенные исторические доминанты в понимании и регулировании инвестиций, существующие в нашей стране.
44 Там же. 1999. № 9. Ст. 1096.
45 Там же. № 28. Ст. 3493.
46 Там же. № 10. Ст. 1163.
47 Там же. № 26. Ст. 3174.
48 Не углубляясь в дискуссию о месте коммерческого (предпринимательского) права, автор исходит из того, что коммерческое право есть функциональная подотрасль гражданского права (более подробно об этом см., напр.: Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. / Под ред. В. Ф. Попондопуло. Т. 2. М., 2009. С. 19-24).
49 См., напр.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2009. С. 120; Ершов Ю. А. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: Законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 6. С. 43; Гусева К. Н., Данилов Ю. А., Медведева Т. М. и др. Правовое обеспечение экономических реформ. Инвестиции. М., 2000. С. 22-23.
23