Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития и концепции становления правового регулирования инвестиционной деятельности России'

Исторические аспекты развития и концепции становления правового регулирования инвестиционной деятельности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1132
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Редькин Игорь Александрович

Автором рассмотрены основные исторические этапы возникновения и развития правового регулирования инвестиционной деятельности в России, изучены подходы ученых и практиков по данному вопросу. С учетом проведенного анализа предлагается своя периодизация этапов истории развития правового регулирования инвестиционной деятельности. Кроме того, автор данной статьи выдвигает идею наличия историко-философских концепций, объясняющих процесс создания такой обширной отрасли и сферы ее регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития и концепции становления правового регулирования инвестиционной деятельности России»

УДК: 346.1

Редькин Игорь Александрович

аспирант. Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) redkmia@gmail. com Igor A. Redkin Graduate student.

International independent ekologo-politological university (MNEPU Academy) redkinia@gmail .com

Исторические аспекты развития и концепции становления правового регулирования инвестиционной деятельности России

Historical aspects and formation conceptions of legal regulation of the investment activities in Russia

Аннотация. Автором рассмотрены основные исторические этапы возникновения и развития правового регулирования инвестиционной деятельности в России, изучены подходы ученых и практиков по данному вопросу. С учетом проведенного анализа предлагается своя периодизация этапов истории развития правового регулирования инвестиционной деятельности. Кроме того, автор данной статьи выдвигает идею наличия историко-философских концепций, объясняющих процесс создания такой обширной отрасли и сферы ее регулирования.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, правовое регулирование, исторические этапы развития, концепции правового регулирования.

Annotation. The author examines basic historical backgrounds of appearance and formation of legal regulation of the investment activities in Russia, scrutinizes the theoretical and practical approaches on such problem. Taking into consideration the accomplished analyze the author suggests his own variant of periodization the historical formation of legal regulation of the investment activities. Besides that in the article we can find the idea about the existing of historical and philosophic conceptions which could explain the process of creation and regulation the sphere of investment activity.

Key words: investment activity, legal regulation, historical backgrounds of development, conceptions of legal regulation.

Инвестиционную привлекательность Российской Федерации в немалой степени формируют объемы ресурсов, добыча и переработка которых ориентирована на последующий экспорт, в свою очередь обеспечивающий поступление доходов в бюджет страны. Приток капиталов способствует не только восполнению недостатка финансовых ресурсов на внутреннем рынке страны, но и во многом решает ряд стратегических важнейших для России задач, таких как структурная перестройка всего народнохозяйственного комплекса, повышение его эффективности, создание условий для перехода к устойчивому экономическому росту, передача передовых технологий, создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитие отсталых регионов.

У инвесторов, аккумулирующих свое влияние в сырьевом секторе и стремящихся укрепить свои позиции в этой области, сформулированы вполне определенные цели и задачи, однако при этом следует обязательно исходить из необходимости защиты и недопущения утраты контроля над экономикой России. Обеспечить это призваны современные правовые механизмы и необходимый объем норм, определяющие сферу проникновения инвестируемого капитала и указывающие приоритеты ряда направлений деятельности инвесторов. С помощью правовых средств государство воздействует на инвестиционный процесс, устанавливая для инвесторов гарантии, а также ограждая национальные и деловые интересы от несправедливых на них посягательств.

Право в аспекте научной теории следует обобщенно рассматривать как особый социальный регулятор, некий специфический инструмент социального управления, посредством которого через установление дозволений и запретов, стимулов и наказаний происходит регулирование общественных отношений.

Особое значение в развитии современного государства приобретает проблема правового регулирования экономических отношений, являющих собой базисную основу и во многом определяющих принципы функционирования самого государства. Важнейшей составляющей экономических отношений являются отношения инвестиционные, выражающиеся в тесном социальном взаимодействии между уполномоченными субъектами по вопросу вложения денежных средств, ценных бумаг, иного имущества в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения и приращения прибыли и (или) достижения иного, зачастую экономически выгодного, эффекта.

Правовое регулирование этого вида общественных отношений представляет собой совокупность взаимосвязанных средств и методов, оказывающих правовое воздействие на поведение субъектов инвестиционной деятельности, а также систему, включающую средства и методы правового регулирования, юридические процедуры, в рамках которых реализуют свои принципы действия регулятивные механизмы. Формальное отражение все вышеперечисленные инструменты воздействия находят в формах закрепления регулятивных норм, а именно источниках права, ныне представляющих собой объем узко ориентированной законодательной базы, формировавшейся весьма продолжительное время. На сегодняшний день в научной литературе нет однозначного мнения по поводу выделения этапов развития современного инвестиционного законодательства в России. Так, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина выделяют три этапа: [4]

Первый этап протекал до экономической реформы, начавшейся в 1990 году. Содержание этого этапа, длившегося с 1980 по 1990 годы, связывают с созданием в национальной правовой системе необходимых условий для международного экономического сотрудничества;

Второму этапу, по мнению указанных ученых, соответствует начало перехода к рынку и рыночным отношениям 1990 - 1999 годы. В это время были приняты первые законы об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности;

Третий - современный этап развития законодательства являет создание правового регулирования инвестиций, соответствующего рыночному характеру экономических отношений.

H.H. Вознесенская же, напротив, полагает, что до принятия Закона РСФСР от 04.07.1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» вовсе отсутствовало регули-

рование этих отношений, при этом она связывает начало процесса инвестирования с серединой XIX века[2]. По мнению автора данной статьи, периодизация истории развития правового регулирования инвестиционной деятельности обобщенно вполне может представлять собой следующую структуру.

Первый этап - XV век - первая половина XVIII века. Основным лейтмотивом данного периода был поиск на законотворческом уровне адекватных и грамотных решений, позволивших сформировать надежную правовую основу инвестиционных процессов, протекающих в экономике. Несмотря на не совсем успешные попытки создания регламентирующих основ, хозяйственные общества все же смогли создать эффективно функционирующий механизм капиталовложений в сферу промышленных разработок, опираясь на существующую базу законодательства.

Второй этап (середина XVIII века - начало XIX века) обуславливается постепенным развитием в стране казенных мануфактур, фабрик и заводов в целях удовлетворения потребностей государства, в связи с чем государственные инвестиции приобретали черты производственного характера. С созданием государственных банков была получена возможность осуществлять не только государственные капитальные вложения, но и финансовые вложения.

Третий этап ознаменовался окончанием революционного времени и продолжился до 30-х годов XX века. Главным же явилось законодательное оздоровление отрасли в период НЭПа. Наблюдается активное распространение деятельности хозяйственных обществ, вновь был возрожден и оздоровлен рынок заимствований. А базой этим процессам явился принятый Гражданский кодекс РСФР и немалый пласт подзаконных актов, созданных во исполнение и в дополнение кодексу. Происходит зарождение инвестиционного (концессионного) законодательства и формирование юридических основ функционирования иностранного капитала в социалистической экономике.

Четвертый этап, длящийся вплоть до экономической реформы 90-х годов, непосредственно связан с провозглашением политики индустриализации. На данном этапе происходит формирование административно-командной системы управления экономикой и инвестиционной деятельностью. Для данного временного отрезка характерна работа, направленная на создание необходимых правовых условий для международного сотрудничества в сфере инвестиционной деятельности.

Заключительный пятый этап зарождается с периодом перестройки и продолжается по настоящее время. Это время пропитано наиактивнейшим законотворческим всплеском, появлением новых механизмов инвестирования, формированием адекватной, не расходящейся с политическим курсом правовой базой. В этот период были приняты первые законы об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности, которые определили правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Современный этап развития инвестиционного законодательства принято рассматривать как время поиска наиболее подходящих правовых моделей, отождествленных со сложившейся практикой. Этап характеризуется созданием широкой правовой базы для регулирования инвестиционных процессов как составной части рыночной экономики.

Осуществленный выше анализ исторических этапов, характеризующих процесс становления и развития законодательства об инвестиционной деятельности в России как планомерной трансформации методов и форм правового регулирования в данной сфере, позволяет рассуждать о наличии, в первую очередь концепций историко

- философского характера, объясняющих процесс создания такой обширной отрасли и сферы ее регулирования.

Наиболее логически выстроенной представляется историческая концепция, объясняющая процесс создания нормативно-правовой базы сферы инвестиционной деятельности постепенным и планомерным развитием государства. С появлением государства, зарождением экономических отношений, налаживанием и развитием внешних связей возникла необходимость притока капитала в различные сферы деятельности в целях достижения эффективного результата развития страны. Данная область не могла оставаться неурегулированной долгое время ввиду достаточно активного процесса инвестиционного обмена, возникающих между субъектами-участниками данных правоотношений. Принято считать, что именно постепенное развитие и выход на уровень внешнеэкономических инвестиционных сделок предопределили истоки и развитие объема законодательной базы данной области отношений.

С предметом и сущностью инвестиционной деятельностью следует связать и экономическую концепцию. Именно уровень развития экономики согласно данному подходу стимулирует совершенствование правовой сферы регулирования. Хозяйственно-экономические отношения предопределили способы государственных вложений, для регулирования которых и были необходимы правовые механизмы осуществления инвестиционной деятельности. На протяжении истории Российского государства реализация государственных капитальных вложений осуществлялась либо хозяйственным способом, либо через систему подрядов и поставок. К примеру, первый способ предопределен деятельностью государства, а именно выполнение работ по строительству и реконструкции новых зданий и сооружений проводилось собственными силами с помощью государственных органов. Второй способ традиционно применялся казной, передающей работы такого вида на определенных условиях частным лицам. Исторически первой формой строительства казенных сооружений был хозяйственный способ. Параллельное с ним развитие получила система так называемых «откупов», выступающая ныне современной формой государственного заказа. Первое законодательное закрепление и регулирование хозяйственные способы получили в 1649 го-

ду[8].

Особо необходимо отметить стремление реформировать имеющиеся механизмы как правового, так и экономического характера. Ярким примером может служить экономическая реформа СССР 1965 года, заложившая основы современных принципов регулирования инвестиционно-экономических отношений. В целях совершенствования всей системы планирования и экономического стимулирования промышленного производства были разработаны и внедрены новые Правила финансирования строи-тельства[6], установившие правовой режим средств, предназначенных для выполнения капитальных работ, определяющие права заказчика как главного распорядителя этих средств, функции финансирующих банков, источники финансирования, условия его осуществления. В частности, регламентировалась деятельность Стройбанка СССР и Государственного банка СССР, имеющие целью своего создания финансирование и кредитование капитальных вложений предприятий, промышленности, транспорта, услуг связи, строительной индустрии, торговли, просвещения, науки, культуры, здравоохранения, жилищного и коммунального хозяйства.

Думается, вполне способна найти поддержку среди ученых и

концепция промышленного развития, открывшая экономике инвестиционную деятельность как процесс. Вторая треть XVII века в России ознаменовалась созданием первых в стране казенных мануфактур, фабрик и заводов, чье появление было обусловлено целями удовлетворения потребностей государства. Рост промышленности и, как следствие, внедрение новых технологических методов явились предпосылкой к созданию и извлечению ранее неизвестных объектов собственности страны, позволивших вести открытый экономический диалог с внешними партнерами. Получили развитие как внутренние так и внешние инвестиционные процессы с неизменным участником отношений - государством. Основная идея концепции находит свое историческое подтверждение в событиях и фактах, относящихся к эпохе правления Петра I.

В 1723 году получили правовой статус казенные заведения, учреждаемые казенным иждивением или приобретаемые казной от частных лиц или обществ, принадлежащих казне на праве собственности. Постепенное развитие промышленного сектора неизменно способствовало активизации законотворческой деятельности органов государственной власти, отвечающих за регулирование и распределение извлеченного продукта из объектов промышленности.

Любые общественно-полезные преобразования принято связывать с происходящими политическими событиями внутри страны. В этой связи актуален вопрос о рассмотрении политической концепции правового регулирования инвестиционных отношений. Первым историческим фактом, подтверждающим существование данной концепции является проведение Императором Александром I административной реформы в начале XIX века с целью выправить тяжелое положение государственных финансов. Вместе с реформой модернизации подверглась вся система государственного управления публичными финансами. С 1810 года общий надзор возлагался на вновь образованный государственный совет, а Министерство финансов получила в ведение управление государственными доходами, государственным имуществом, составление государственной сметы доходов и расходов, горное и монетное дело.

В этот же период по инициативе государственного секретаря М. М. Сперанского преобразованию подверглась и финансовая система, состоящая из двух частей: устройство финансов на текущий год и постоянное устройство финансов на будущее время.

Анализ данных преобразований позволяет судить о комплексной выработке кардинально нового подхода к принципам вложения государственного капитала в создание и эксплуатацию казенных фабрик и заводов в целях окупаемости и прибыльности государственных вложений.

Данные выработанные подходы послужили фундаментом развития как принципов инвестиционной деятельности, так и правовых рамок, устанавливающих пределы осуществления данных процессов, находящих отражение в законодательных актах и правоприменительной практике и по сей день.

Прямым подтверждением существования политической концепции происхождения правового регулирования инвестиционной деятельности является и современная политическая обстановка в аспекте взаимоотношений с Украиной. Стоит признать, что вводимые против нашей страны санкции со стороны иных государств негативным образом отражаются на проводимой внутренней и внешней инвестиционной политике государства.

Отдельного внимания заслуживает концепция институционального развития правового регулирования инвестиционной деятельности. Концепция представляет собой становление и развитие финансово-кредитных институтов, необходимых для инвестиционных операций. Примечательно, что ни создание, ни дальнейшее их функционирование не могло проходить обособленно от правовых основ. Создаваемые в начале XX века банки, специализированные по отраслевому принципу, сохранили свою аутентичную природу до 30-х годов, до момента проведения кредитной реформы. С ее реализацией банки, по сути, перестали иметь статус кредитных учреждений. За ними была закреплена роль распорядителей бюджетных средств, а впоследствии были возложены полномочия по финансовому контролю за использованием государственных средств, отпускаемых на государственное строительство.

В 1932 году в целях увеличения финансирования капитального строительства и усиления контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств в системе Народного комиссариата финансов СССР создаются четыре специальных банка долгосрочных вложений (спецбанки) - Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекобанк [7]. Их функция заключалась в осуществлении финансирования государственного капитального строительства в соответствии с утвержденными годовыми планами работ с распределением по отдельным министерствам и ведомствам. В целях централизованного финансирования капитальных вложений все средства, предназначенные на капитальное строительство, полностью концентрировались в спецбанках.

Середина 50-х годов XX века, период послевоенного времени предопределили необходимость совершенствования установившейся системы финансовых институтов. Правовые основы модернизации основных производственных фондов содержались в Постановлении Совета Министров СССР от 24 августа 1955 года № 1552 «Об упорядочении планирования, укреплении хозяйственного расчета, финансовой дисциплины и улучшении сметного дела в строительстве» [1]. Денежные средства, предназначаемые на капитальные вложения, по-прежнему, сосредотачивались в спецбанках, на счета которых перечислялись бюджетные ассигнования, предусмотренные планами финансирования, целевые амортизационные взносы, вложения хозорганов за счет прибылей и средства из прочих источников.

Современный этап характеризуется массовым применением средств и способов инвестирования посредством большого числа финансовых институтов. Данные организации проводят узко направленную инвестиционную политику, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня их рискованности и ликвидности баланса. Основной целью деятельности финансовых институтов страны является достижение высокого уровня инвестиционной привлекательности внутренней и внешней сферы экономического оборота, а также основы для взаимодействия с частными субъектами инвестиционных отношений.

История развития правового регулирования инвестиционной деятельности была бы неполной без анализа внешнеэкономических отношений, взявших свое начало во времена СССР, с социалистическими и капиталистическими странами. Оказывалась интенсивная материальная поддержка в виде льготных краткосрочных и долго-

срочных финансовых и коммерческих кредитов, строительства объектов на их территории, создания совместных предприятий. Отношения осуществлялись с использованием механизма двусторонних договоров международного характера.

Примечательно, что 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете России, фактически провозгласившая верховенство ее законов над союзным законодательством, а после распада СССР Россия, в порядке правопреемства государств, стала полноправным субъектом международного права, что повлекло за собой необходимость создания новой полноценной законодательной базы для развития соответствующих отношений [3]. Концепция международного развития правового регулирования инвестиционной деятельности в большей мере ориентирована на современное восприятие нынешней обстановки. Именно в настоящее время широко востребован и развит диалог с международными партнерами, а сфера правового регулирования представляет собой широкий пласт норм от международных конвенций и соглашений до норм федерального законодательства.

В заключении необходимо отметить, что становление и развитие института правового регулирования инвестиционной деятельности государства непосредственно осуществлялось в рамках эволюционного развития законодательства о финансировании строек и объектов для государственных нужд и законодательства о государственном долге, где государство выступало непосредственно кредитором, впоследствии трансформируясь в механизм финансово-экономического взаимодействия отношений субъектов инвестиционного процесса. При этом, как проведенный сравнительный анализ взаимосвязи этапов исторического становления и развития специального правового регулирования инвестиционной деятельности позволяет сделать вывод о том, что даже в дореволюционный период в России законодательное регулирование рассматриваемой сферы попросту отсутствовало. Со временем инвестиции перестали отождествлять только с деятельностью государства, тем самым расширилась сфера их применения, и реализовалась возможность их выпуска в свободное обращение между различными субъектами.

С расширяющейся практикой совершенствования механизмов инвестирования все нового уровня развития достигала и база нормативно правового регулирования. Однако следует констатировать, что в настоящее время ни в экономической, ни в правовой науке не выработано единого подхода к определению инвестиционной деятельности в силу широты круга охватываемых данным понятием отношений.

Литература:

1. Барышев М.А., Инвестиционная деятельность государства: проблемы финансово-правового регулирования, дисс. канд. юрид. наук, Саратов, 2010, С. 34;

2. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001, С. 21-28;

3. Декларация о государственном суверенитете Россиийской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990// Ведомости СНД и ВС РСРФСР. 1990. № 2. Ст. 32;

4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003, С. 40;

5. Керимов Д.А., Философские проблемы права. М., 1972;

6. Постановление Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. № 746 «Об утверждении Правил финансирования строительства» // СП СССР. 1965. № 21. Ст.156;

7. Постановление ЦИК СНК СССР от 5 мая 1932 года «Об организации специальных банков долгосрочных вложений»// СЗ ССС. 1932. № 31. Ст. 191;

8. Соборное Уложение Алексея Михайловича от 29 октября 1649 г., П. 67 Гл. XVIII // ПЗСРИ. Т. 1, № 1;

9. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А., Инвестиционное право. М., Волтерс Клувер, 2006.

Literature.

1. Baryshev M.A., Investment activity of the state: problems of financial regulation, dissertation of candidate of legal Sciences, Saratov, 2010, p. 34;

2. Voznesenskaya N.N., Foreign investment: Russia and the world experience, M., 2001, p. 21-28;

3. The Declaration on state sovereignty Russian Soviet Federative Socialist Republic (RSFSR) on 12 June 1990// Vedomosti SND and VS RSFSR. 1990. № 2, article 32;

4. Doronina N.G., Semilyutina N.G., The government and regulation of investments, M., 2003, p. 40;

5. Kerimov D.A., Philosophical problems of law. M., 1972;

6. Resolution Of The Council Of Ministers of the USSR on 8 October 1965 № 746 « About the statement of Rules offinancing of construction»// SP USSR. 1965. № 21. article 156;

7. The CEC resolution SNK on 5 May 1932 «About organization special of banks long-term investments»// SZ SSS. 1932. № 3. article 191;

8. Sobornoye Ulozhenie by Alexei Mikhailovich on 29 October 1649, p. 67 Ch. XVIII // PZSRI. Т. 1, № 1;

9. Farhutdinov I.Z., Trapeznikov V.A., Investment law. M., Wolters Kluwer, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.