13.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Никитин Владимир Валерьевич, адвокат, кандидат политических наук, преподаватель
Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в строительстве. Предпринята попытка выявить правовую природу инвестиционной деятельности в строительстве. Дана авторская трактовка инвестиционного договора и его отражения в законодательстве. Указаны отдельные проблемы в связи с участием в инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, сделан вывод о значимости правовой определённости в регулировании таких отношений.
Ключевые слова: правовое регулирование, инвестиционная деятельность, строительство, иностранный инвестор, законодательство.
LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES IN CONSTRUCTION: SOME CURRENT ISSUES
Nikitin Vladimir V., lawyer, PhD, lecturer
Work place: The Russian Presidental Academy of National Economy and the Public Administration (RANEPA).
Annotation: the article considers problems of legal regulation of investment activities in construction. The author's interpretation of the investment contract and its reflection in the legislation. Specific problems in connection with participation in the investment activity of foreign investors, the conclusion about the importance of legal certainty in the regulation of such relations.
Keywords: legal regulation, investment activities, construction, foreign investor, legislation.
Деятельность строительных организаций, связанная с созданием и реконструкцией зданий и сооружений, ведется на основе портфельных инвестиций, которые в экономическом смысле являются капитальными вложениями. Как источник капитала инвестор является необходимым участником строительного процесса (понимаемого в широком значении последнего)1,2.
1 Коммерческое право: Учебник /Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998, с. 294.
В роли инвестора могут выступать как отечественные, так и иностранные предприниматели, юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не обладающие статусом юридического лица. Применительно к таким субъектам инвестиционной деятельности в строительстве реализация принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, закрепленная в части 1 статьи 1 ГК РФ отнюдь не является абсолютной.
В конкретных ситуациях, с которыми сталкивается правоприменитель, правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве сопряжено с рядом проблем, истоки которых предположительно кроются:
- в сложном, комплексном характере инвестиционных отношений и инвестиционных обязательств, где дополнительную сложность привносит технология выполнения работ;
- регулятивным наследием советского периода, проблемами трансформации корпуса регулирующих документов советского права в строительной отрасли в современной российской правовой системе.
Эти причины препятствуют развитию инвестицион-
3
ной деятельности, в том числе, в строительстве , усложняя законодательство, создавая противоречия, привнося неопределенность в толкования и относя фактически значительную часть регулирования на уровень ведомственных подзаконных актов.
Понимая, что в небольшой по объему статье невозможно рассмотреть весь спектр разнообразных вопросов, связанных с правовым регулированием инвестиционной деятельности в строительстве (этому посвящены монографические и диссертационные ис-
4,5,6,7 ,
следования, в частности и др.), поставим задачу выделить здесь отдельные, относящиеся к рассматриваемой теме, узловые проблемы.
Проблема выявления правовой природы инвестиционной деятельности в строительстве и реализующих её правовых форм. В российском законодательстве легально определено понятие «инвестиционная деятельность»: согласно ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ в форме капитальных вложений» под таковой понимается вложение инвести-
2 Ласковый В.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2004, с. 3-4.
3 Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) [Электронный ресурс]. М.: Волтерс Клувер, 2007. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
4 Антипова О.М. Указ. соч.
5 Кропотов Л.Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование [Электронный ресурс]. М., 2012. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
6 Ласковый В.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
7 Фарухтдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и
практика применения. М., 2007.
Никитин В. В.
ций и осуществление практических действий, направленных на извлечение прибыли и (или) достижение другого социально полезного эффекта. В свою очередь, инвестиции в строительство рассматриваются в качестве капитальных вложений в основные средства (в соответствии с Классификацией, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 г. № 1, здания, сооружения, объекты жилищного строительства относятся к числу основных средств; коды: 110000000; 120000000; 130000000).
Исходя данных нормативно-правовых положений следует, что инвестиционная деятельность не всегда связана целью извлечения прибыли. Наряду с «классическими» (созданными для осуществления коммерческой деятельности) предпринимателями, инвесторами могут выступать государство (например, при строительстве жилья для государственных нужд, иных стратегически значимых объектов капитального строительства), общественные объединения, граждане (в том числе, при долевом строительстве жилья).
Следующим отсюда вопросом становится вопрос о правовой природе инвестиционных обязательств и правовых механизмов, оформляющих эти обязательства.
Обоснованно отмечается отсутствие законодательного определения понятия инвестиционного обязательства в строительстве8. Между тем, справедливо замечает Л.Г. Кропотов, инвестиции в строительство являются одним из локомотивов развития отечественной экономики, их правовое регулирование динамично, в правоприменительной практике возникают новые правовые формы,
опосредующие отношения с участием инвесторов и дру-
9 Г!
гих участников строительной деятельности . В литературе по предпринимательскому праву обращается внимание на то, что особое место среди субъектов инвестиционной деятельности занимают девелоперы - коммерческие организации, вкладывающие средства в строительство, и, одновременно, в ряде случаев, совмещающие
функции инвестора с правами и обязанностями участни-
10
ков непосредственно строительной деятельности .
Как известно, ключевым основанием обязательств в сфере гражданского оборота выступает договор. Инвестиции в строительство редко осуществляются посредством вступления в простые абсолютные (вещно-правовые) правоотношения, поскольку, объектами капитального строительства выступают сложные инженерные сооружения, создание которых предполагает выполнение работ, требующих высокой специальной квалификации, привлечение значительных ресурсов.
8 Фролкина Е.Н. Гражданско-правовая ответственность в области инвестиционно-строительной деятельности [Электронный ресурс] //Журнал российского права. 2007. № 4. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
9 Кропотов Л.Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование [Электронный ресурс]. М., 2012. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
10 Занковский С.С. Предпринимательские договоры. М., 2004, с 156.
Инвестиционная деятельность в строительстве оформляется посредством договорных форм, при этом в литературе эти формы нередко объединяются
11 Г!
в тип инвестиционного договора . В правовой науке наблюдается разнообразие подходов к оценке правовой природы инвестиционного договора и его месте в системе договоров. Так, некоторые авторы (Б.В. Муравьев, П.В. Сокол, и др.) полагают, что инвестиционный договор является новым видом непоименованного в ГК РФ гражданско-правового договора; ряд ученых (М.И. Брагинский, А.В. Майфат, и др.) высказывается в пользу отнесения инвестиционных договоров к различным гражданско-правовым договорам (в зависимости от конкретных обязательств сторон, это может быть договор купли-продажи, поставки, простого товарищества); наконец, высказано мнение о том, что термин «инвестиционный договор» является собирательным, обозначающим группу гражданско-правовых договоров, имеющих инвестиционный характер (Л.Г. Сайфулова, Е.В. Лапутева, О.М. Антипо-ва); подробнее об этом12.
Специфика инвестиционной деятельности (её цель и содержание, особенности субъектного состава) не позволяет сводить инвестиционный договор к какому-то поименованному в ГК РФ виду гражданско-правового договора. В сфере строительства, инвестиционное обязательство представляет собой правоотношение, возникающее и развивающееся в ходе подверженной государственному регулированию инвестиционной деятельности в строительстве, суть его заключается в том, что инвестор несет обязательство по передаче в распоряжение заказчика инвестиции, а заказчик за вознаграждение обязуется их принять и использовать непосредственно в строительстве, и далее (после приёмки в эксплуатацию) передать инвестору возведённый (реконструированный) объект13.
В большинстве случаев инвестиционный договор (если только его стороной не является обычный гражданин, участвующий в долевом строительстве жилья, однако здесь мы сталкиваемся с не имеющей пока в науке единого понимания проблемой разграничения собственно инвестиционного договора и до-
14
говора долевого строительства жилья является предпринимательским (категория предпринимательского договора получила разработку в трудах в сфере
15 \
предпринимательского права ).
В этой связи нельзя не согласиться с высказанной в литературе критикой ряда решений Высшего Арбит-
11 Лисица В. Инвестиционный договор // Закон. 2003. N 6, с.113-114.
12 Антипова О.М. Указ. соч.
13 Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001., с. 87.
14 Бунина Н.В. Договор участия в долевом строительстве и инвестиционный договор: общее и особенное в правовом регулировании // Нотариус. 2009. № 1, с. 37-39.
15 Занковский С.С Предпринимательские договоры. Указ. соч.
ражного суда РФ, в которых была дана трактовка инвестиционной деятельности и инвестиций в целом, как не имеющих «собственного строгого или общепризнанного юридического содержания», и содержались разъяснения, ориентирующие на применение к инвестиционным отношениям конструкций ряда поименованных в ГК РФ договоров, в принципе отличающихся от рассматриваемого типа договора (соответственно, Постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 12444/12 по делу № А32-24023/2011 // Вестник ВАС РФ. 2013. № 7; Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 //Вестник ВАС РФ. 2011. № 9; об этом16,17).
В настоящее время понятие инвестиционного договора сформулировано в подзаконном нормативном правовом акте, а именно, в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505, посвященном регламентации действий федеральных органов исполнительной власти в связи с согласованием сделок по привлечению инвестиций в государственные объекты недвижимого имущества; согласно п. 2 данного Постановления инвестиционным является договор, устанавливающий комплекс прав и обязанностей, связанных с инвестированием бюджетных средств в строительную деятельность, причем вне зависимости от наименования договора (так, может использоваться термин «инвестиционный договор», «договор на реализацию инвестиционного проекта», «договор простого товарищества» и др.). Однако, как справедливо отмечают исследователи, подобное определение носит собирательный характер18, то есть не является концептуальным, не указывает на место инвестиционного договора в системе договорных обязательств, оформляющих отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Представляется, что данная ситуация с определением инвестиционного договора не может быть признана удовлетворительной, принимая во внимание значение инвестиционной деятельности, в том числе, в строительстве, необходимость законодательного упорядочения её отношений. По всей видимости, концептуальное определение инвестиционного договора как самостоятельного договорного типа организации отношений сторон инвестиционной деятельности должно найти своё место в законе; при этом в целом обоснованно высказанное Е.Б. Козловой суждение о законодательном конструировании инвестиционного договора как самостоятельного типа договорного обязательства с
16Ершов О.Г. О конструкции инвестиционного договора в строительстве // Право и экономика. 2013. № 12, 38.
17 Споры о будущей недвижимости - дело прошлого? (комментарии экспертов) // Закон. 2011. № 9, 21-40.
18 Козлова Е.Б. Инвестиционный договор как нетипичная договорная конструкция [Электронный ресурс] //Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
разделением по видам19. Следует также согласиться с профессором С.С. Занковским, который отмечает необходимость обновления и упорядочения российского
а 20
законодательства об инвестициях .
Проблема поиска баланса в правовом регулировании участия иностранного инвестора в инвестиционной деятельности в строительстве. Следует учитывать «молодость» российского законодательства в инвестиционной сфере, в том числе, в вопросах регулирования иностранных инвестиций, по сравнению с развитыми зарубежными правопорядками; отражение в нём проблем и противоречий переходного этапа в развитии отечественной экономики; влияние на него, а также и в целом на «инвестиционный климат» разнообразных экономических и политических факторов21. Характеризуя российское инвестиционное законодательство, следует обратить внимание, во-первых, на его разнородность (наличие в нём норм гражданского, финансового, валютного, налогового, таможенного и иного законодательства), во-вторых, на параллельное развитие в нём двух направлений, а именно, правового регулирования инвестиций в сфере капитального строительства и специального законодательства об иностранных инвестициях. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает комплекс гарантий для иностранных инвесторов. При этом многие вопросы, непосредственно связанные с инвестиционной деятельностью (в частности, вложениями иностранного капитала в банки, страховые организации) регулируются не данным Федеральным законом, а нормами специального (банковского, страхового) законодательства. Как полагает профессор С.С. Занковский, основной недостаток Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» заключается в установлении соответствующих льгот и гарантий только для иностранных инвесторов, в то время как, инвесторы, независимо от
государственной принадлежности, должны быть по-
22
ставлены в равные условия . В определённой степени данный недостаток «сглаживается» Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющим правовые и экономические основы данной деятельности на территории РФ, и устанавливающим гарантии равной защиты прав и законных интересов
19 Козлова Е.Б. Инвестиционный договор как нетипичная договорная конструкция. Указ. соч.
20 Занковский С.С. Энергетическая безопасность России: правовые проблемы [Электронный ресурс] //Энергетическое право. 2006. № 2. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
21 Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2004., с 329-330.
22 Занковский С.С. Энергетическая безопасность России. Указ. соч.
Никитин В. В.
инвесторов, как российских, так и иностранных. Вместе с тем, постановка вопроса о том, что процесс формирования и реализации инвестиционных проектов должен быть урегулирован в едином законе, который распространял бы своё действие на всех инвесторов23, выглядит вполне обоснованной. При этом принципиально важно обеспечить стабильность инвестиционной деятельности (особенно, связанной с реализацией приоритетных проектов, в том числе, в строительстве), что, в свою очередь, предполагает совершенствование инвестиционного законодательства, включение в него реальных норм, обеспечивающих действие стабилизационной («дедушкиной») оговорки (о защите инвестора от ужесточения национального законодательства в течение определенного периода времени); регулирование инвестиционных отношений преимущественно на законодательном, а
24
не на подзаконном уровне .
Следующее обстоятельство, на которое нужно обратить внимание, касается допуска иностранных инвесторов в отдельные сферы отечественной экономики. Профессор Е.П. Губин обращает внимание на острый характер этих вопросов, радикальные изменения подхода отечественной государственной политики к их решению: от полного запрета до всеобщей либерализации иностранных инвестиций, а затем к ограничению участия иностранного капитала в отдельных
25
отраслях экономики .
Действующий с 2008 г. Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», выделяет среди российских юридических лиц определенные хозяйственные общества, контролируемые иностранными инвесторами, и подчиняет их деятельность специальному правовому режиму иностранных инвестиций. Как полагает профессор Н.Г. Доронина, данный Федеральный закон предусматривает конкурентные условия для российских и иностранных предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, причем наряду с выполнением задачи привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, также обеспечивает защиту национальных интересов и безопасности страны26.
23 Там же.
24 Занковский С.С Правовые риски кредитования инвестиций в основные фонды [Электронный ресурс] //Налоги (газета). 2006. № 11. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
25 Губин Е.П. Рецензия на монографию М.Г. Дораева «Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы)» // Предпринимательское право. 2012. № 4, с.50.
26 Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: современные тенденции развития // Гражданское право и современность: сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского [Электронный ресурс] / С.С. Алексеев, Ф.О. Богатырев, Б.А. Булаевский и др.; под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; Институт законодательства и
Некоторыми авторами были высказаны критические замечания в адрес данного закона, в частности, указаны противоречия его положений с нормами других законодательных актов, сделан вывод о том, что положения Закона № 57-ФЗ, по всей видимости, не будут применяться иностранными судами и арбитражами, соответственно, будут применяться лишь рос-
27
сийскими судами .
Как представляется, подход разумного протекционизма согласуется с суверенным правом государства устанавливать с учетом национальных интересов, в рамках параметров, определённых его законодательными актами и международными обязательствами, меры защиты собственной экономики; сегодня разумный протекционизм, как отмечают исследователи, широко применяется, в том числе, экономически раз-
28,29
витыми государствами .
Вместе с тем, следует учитывать, что вводимые законом ограничения свободы предпринимательской деятельности должны отвечать ряду требований (в числе которых, как это следует из позиций Конституционного Суда РФ: соразмерность, справедливость, адекватность, пропорциональность, отсутствие обратной силы, формальная определённость, не допускающая расширительное толкование и произвольное применение такого рода ограничений. - См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П // Российская газета. 09.04.2003. N 67; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П // Российская газета. 31.10.2003. № 221).
Нельзя отрицать, что рассматриваемый Закон не лишен спорных моментов, на которые указывает, в том числе, бизнес-сообщество. Так, в Меморандуме европейского бизнеса в России (весна - лето 2012) отмечались следующие проблемные моменты:
1) чрезмерно широкий перечень видов деятельности, затрагивающих оборону и безопасность страны (стратегические отрасли);
2) необходимость более четкого определения доли корпоративного участия, рассматриваемого в качестве установления контроля над хозяйственным об-
30
ществом; и др.
сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Статут, 2013.
Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
27 Жильцов А.Н., Карабельников Б.Р. Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии? // Вестник гражданского права. 2009. № 4, с. 141-162.
28 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004., с.7.
29 Дораев М.Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы). М.: Инфотропик Медиа, 2012.
30Степанченко А.В. Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики: некоторые проблемы применения Закона о стратегических иностранных инвестициях // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 1., 78-84.
Закон, как отмечает А.В. Степанченко, содержит ряд не вполне четких с формально-юридической точки зрения положений, что, в свою очередь, негативно сказывается на практике (автор приводит ряд примеров, когда нечеткость формулировок данного Закона приводила к невыполнению субъектами предпринимательской деятельности обязательств, не получению инвестиций31). Разделяя данные критические замечания, касающиеся необходимости уточнения отдельных формулировок рассматриваемого Закона, добавим, что предусмотренные российским законодательством протекционистские ограничения в ряде случаев сдерживают иностранных инвесторов, что, в свою очередь, не способствует притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.
Обобщение изложенного позволяет сделать следующие выводы.
1. Инвестиционная деятельность в строительстве носит в целом предпринимательский характер и её правовое регулирование должно строиться с учетом этого обстоятельства, а также отличительных признаков инвестиционных обязательств, прежде всего, их содержания и направленности. В настоящее время назрела необходимость систематизации инвестиционного законодательства в форме создания единого, имеющего базовый характер федерального закона, устанавливающего правовые и экономические основы для инвестиционной деятельности с участием как отечественных, так и иностранных лиц. В Законе об инвестиционной деятельности следовало бы закрепить концептуальное определение инвестиционного договора как самостоятельного договорного типа, а также выделить его виды.
2. При установлении государством оправданных интересами национальной безопасности ограничений и изъятий, касающихся допуска иностранных инвесторов в российскую экономику (её стратегические отрасли), необходимо при помощи юридической техники обеспечивать определённость законодательных положений, исключая тем самым, их расширительное толкование и произвольное применение. Такой подход, в свою очередь, будет способствовать упорядочению отношений в сфере инвестиционной деятельности, привлечению иностранных инвестиций.
Список литературы:
1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) [Электронный ресурс]. М.: Волтерс Клувер, 2007.
2. Бунина Н.В. Договор участия в долевом строительстве и инвестиционный договор: общее и особенное в правовом регулировании // Нотариус. 2009. N 1
3. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004.
31Там же.
4. Губин Е.П. Рецензия на монографию М.Г. Дораева «Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы)» // Предпринимательское право. 2012.
5. Дораев М.Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы). М.: Инфотропик Медиа, 2012
6. Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: современные тенденции развития // Гражданское право и современность: сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского [Электронный ресурс] / С.С. Алексеев, Ф.О. Богатырев, Б.А. Булаевский и др.; под ред. В.Н. Литовки-на, К.Б. Ярошенко; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Статут, 2013
7. Жильцов А.Н., Карабельников Б.Р. Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии? // Вестник гражданского права. 2009. № 4
8. Занковский С.С. Правовые риски кредитования инвестиций в основные фонды [Электронный ресурс] //Налоги (газета). 2006. № 11
9. Занковский С.С. Предпринимательские договоры. М., 2004
10. Занковский С.С. Энергетическая безопасность России: правовые проблемы [Электронный ресурс] // Энергетическое право. 2006. № 2
11. Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004
12. Ершов О.Г. О конструкции инвестиционного договора в строительстве // Право и экономика. 2013. N 12
13. Козлова Е.Б. Инвестиционный договор как нетипичная договорная конструкция [Электронный ресурс] //Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1
14. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондо-пуло, В.Ф Яковлевой. СПб., 1998.
15. Кропотов Л.Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование [Электронный ресурс]. М., 2012.
16. Ласковый В.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2004
17. Ласковый В.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004
18. Лисица В. Инвестиционный договор // Закон. 2003. N 6
19. Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001
20. Споры о будущей недвижимости - дело прошлого? (комментарии экспертов) // Закон. 2011. N 9
21. Степанченко А.В. Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики: некоторые проблемы применения Закона о стратегических иностранных инвестициях // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. N 1
22. Фарухтдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007.
23. Фролкина Е.Н. Гражданско-правовая ответственность в области инвестиционно-строительной деятельности [Электронный ресурс] //Журнал российского права. 2007. № 4.
Никитин В . В .
РЕЦЕНЗИЯ
на статью В. В. Никитина «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: некоторые актуальные вопросы» В рецензируемой работе ставится актуальная проблема правового регулирования инвестиционной деятельности в строительстве, в том числе, с участием иностранного капитала.
Отмечается, что регулирование такой деятельности сопряжено с рядом проблем, истоки которых связаны с комплексным характером инвестиционных отношений и инвестиционных обязательств, где дополнительную сложность привносит технология выполнения работ.
Рассматривается вопрос поиска баланса между рестрик-тивными нормами в сфере предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала, и нормативными актами, главной задачей которых является обеспечения развития предпринимательства и гарантий инвесторов.
В статье затрагиваются аспекты правовой природы инвестиционного договора - темы дискуссионной и находящейся в фокусе исследований в последнее время и в то же время темы, по которой взгляды различных исследователей далеки от консенсуса. В этой связи обращение к ней представляет несомненный интерес. Выводы о необходимости систематизации инвестиционного законодательства, а также о целесообразности с помощью юридической техники обеспечивать более высокую определенность законодательных положений, носят актуальный характер.
Использованы необходимые литературные источники и относящийся к теме работы нормативный материал.
Статья «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве: некоторые актуальные вопросы» отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, в том числе, требованиям оригинальности и новизны, и может быть рекомендована к печати в журнале «Проблемы российского законодательства».
доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором предпринимательского права Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт государства и права Российской академии наук.
Занковский Сергей Сергеевич