Обзор законодательства о коммерческих договорных инвестициях в объекты капитального строительства
Л.Г. Кропотов
юрист международной юридической компании DLA Piper, аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург)
Леонид Григорьевич Кропотов, [email protected]
Законодательство о коммерческих1 договорных2 инвестициях в объекты капитального строительства на федеральном и региональном уровнях, с одной стороны, существенным образом отличается друг от друга, а с другой, как отмечают некоторые авторы (см., например [11, с. 20]), представляет собой определенное единство.
Отдельно, на наш взгляд, в связи с этим следует упомянуть о правовом регулировании и стимулировании инвестиций в общем виде на уровне субъектов Российской Федерации. Если на федеральном уровне у законодателя возникали и возникают существенные сложности в формировании стройной и непротиворечивой системы правового регулирования инвестиционных процессов, то на региональном уровне такая задача долгое время представлялась вообще сложновыполнимой. Более того, долгое время в силу различных причин инвестиционное законодательство на уровне субъектов Российской Федерации вообще не рассматривалось в качестве определяющего критерия для привлечения и стимулирования инвестиций. Однако впоследствии должная важность этого аспекта инвестиционного климата (в особенности в отношении привлечения инвестиций предпринимателей в объекты капиталь-
ного строительства) каждого конкретного региона была осознана, что отразилось на динамике принятия и совершенствования нормативных актов регионального значения.
Так, в частности, Правительство Российской Федерации в пункте 3 постановления от 13 октября 1995 года № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Российской Федерации» рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать «региональные программы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с учетом положений Комплексной программы, местных условий и накопленного опыта в сфере инвестиционного сотрудничества» [34]. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестициях) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, реализуется в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а согласно статье 10 этого
1 Во избежание сомнений под коммерческим характером инвестиций понимается их предпринимательская направленность, цель извлечения прибыли.
2 В литературе правовые формы инвестиций в самом общем виде делят на корпоративные и договорные (см., например: Доронина Н. Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 49).
В настоящей статье автор рассматривает только договорные инвестиции и потому не затрагивает инвестиции на рынке ценных бумаг и соответствующее правовое регулирование.
закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут взаимодействовать в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях) субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Также согласно статье 17 Закона об иностранных инвестициях субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, реализуемого иностранным инвестором.
Как указывает Н.М. Мухетдинова, «в последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень» [13, с. 25]. Если в 1994 году лишь три первых российских региона приняли свои законы об инвестициях, то в 1998 году их насчитывалось уже 79 [13, с. 26].
В связи с этим следует отметить, что в нашей стране ведется, хотя и неофициальный, но от этого не менее информативный, рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в котором находят свое отражение различные факторы, влияющие на инвестиционный климат на конкретной территории3. Органы государственной власти в полном соответствии с современной парадигмой развития, основанной на конкуренции и открытости деятельности государственных органов,
учитывают такого рода сравнительные исследования и стремятся к привлечению новых инвесторов за счет популяризации результатов, достигнутых ими на ниве формирования инвестиционного климата соответствующего региона (см., например [37-40]).
Одним из факторов, существенным образом влияющих на инвестиционную привлекательность той или иной территории, является нормативная среда, в которой приходится действовать инвестору (см., например [41-42]). Этот тезис находит поддержку и в научной литературе. Так, Н.М. Мухетдинова указывает, что «одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность» [13, с. 25]. Региональное инвестиционное законодательство может являться как мощнейшим стимулом, так и существенным сдерживающим фактором для вложения инвестиций, что в настоящее время уже осознается большинством субъектов Российской Федерации. В то же время их нормотворчество в сфере инвестиционных отношений, с юридической точки зрения, порождает значительное число вопросов о корреляции региональных и федеральных законодательных актов. Так, С.Е. Нарышкин пишет: «не до конца разработанным остается вопрос об условиях и инструментах привлечения иностранных инвестиций в экономику российских регионов, в частности, применительно к специфике регионов различного типа, а также с учетом имеющихся у них возможностей регулирования и поддержки иностранных инвестиций» [14, с. 5].
В рамках настоящей статьи предлагается сосредоточиться на рассмотрении законодательства различных уровней о коммерческих инвестициях в объекты капитального строительства. При этом региональное законодательство мы рассмотрим на примере города федерального значения Санкт-Петербурга.
3 См., например: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 2009-2010 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА». Ш1_: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2010 (дата обращения: 29.04.2011).
Федеральное законодательство о коммерческих инвестициях в объекты капитального строительства
Инвестиционная деятельность включает в себя два элемента: инвестиционные отношения и отношения публичного характера, сопутствующие инвестиционным4. В связи с этим с существенной долей условности можно разделить действующие федеральные нормативные акты на акты, затрагивающие преимущественно инвестиционные отношения по поводу объектов капитального строительства, то есть направленные на регулирование частноправовых аспектов инвестиционной деятельности, и законодательство, посвященное публичным, организационным отношениям, которые сопряжены с инвестиционными отношениями. И те и другие представляют собой комплексные нормативные акты, включающие в себя как нормы частного, так и публичного права, а вместе составляющие инвестиционное за-конодательство5.
К системообразующим актам в области регулирования коммерческих инвестиционных отношений по поводу объектов капитального строительства можно отнести Закон об инвестициях и Закон об иностранных инвестициях с оговоркой о том, что в дополнение к ним субсидиарно также применяется Закон Российской Федерации от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестици-
онной деятельности в РСФСР». Указанные законы, по сути, представляют собой общие положения, применяемые к национальным и иностранным инвестициям в различных формах. В то же время нельзя не отметить, что такие нормативные акты содержат во многом декларативные и отсылочные нормы, не предусматривающие специального правового регулирования инвестиционных отношений. Так, например, статьи 5-17 Закона об иностранных инвестициях закрепляют различные гарантии для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, которые в общем виде сводятся к предоставлению национального правового режима и, соответственно, отсылают к различным элементам такого правового режима законодательства Российской Федерации. Также, как уже упоминалось, статья 8 Закона об инвестициях закрепляет правило о том, что отношения в процессе инвестиционной деятельности осуществляются на основании договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Статьи 15-18 Закона об инвестициях посвящены гарантиям прав субъектов инвестиционной деятельности, которые сводятся к признанию возможности защиты и обеспечения интересов таких субъектов способами и в порядке, предусмотренном существующим законодательством.
Таким образом, упомянутые законы выступают своеобразной общей частью
Следует различать инвестиционные отношения и инвестиционную деятельность. Последняя является более широким понятием. На наш взгляд, можно говорить о том, что в рамках инвестиционной деятельности объединяются как частноправовые, так и публично-правовые элементы, которые связаны с инвестициями. Под частноправовыми элементами здесь понимаются собственно инвестиционные отношения, имеющие гражданско-правовую природу, публичный же аспект проявляется в публичной организации и участии государства в таких отношениях. В этом плане нам представляется близкой позиция В.Ф. Попондопуло относительно понимания предпринимательских отношений и предпринимательской деятельности (см. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник : в 2-х т / под ред. В. Ф. Попондопуло. М. : Проспект, 2009. Т. 1 (автор главы - Попондопуло В. Ф.).
Отнесение нормативных актов публично-правовой направленной к инвестиционному законодательству поддерживается в литературе. См., например: Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право : учебник. М. : Эксмо, 2006. С. 128-131;
Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право : учебно-практическое пособие. М. : Волтерс Клувер, 2006. С. 103;
Касенова М. Б. Соотношение публичных и частных начал в российском инвестиционном праве // Адвокат. 2006. № 8. С. 77;
Коммерческое (предпринимательское) право. Т. 2. С. 105. (автор главы - Скворцов О. Ю);
Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М. : Волтерс Клувер, 2006. С. 36.
В то же время некоторые авторы занимают позицию, согласно которой инвестиционное законодательство следует отграничивать от законодательства, регулирующего публичные отношения. См., например, Астапов К. Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. 2004. № 5. С. 23.
4
5
федерального законодательства о коммерческих инвестициях по поводу объектов капитального строительства, которая, впрочем, оставляет регулирование большинства юридических вопросов на усмотрение других отраслей законодательства (соответствующего специального законодательства).
Определяющее значение для регулирования коммерческих инвестиционных отношений по поводу объектов капитального строительства имеет и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), на что справедливо указывают некоторые исследователи (см., например [18, с. 100]). Как в силу норм Закона об инвестициях (пункт 1 статьи 8) и Закона об иностранных инвестициях (абзац 3 статьи 2, пункт 2 статьи 5, пункт 1 статьи 20), так и в силу природы инвестиционных отношений6 ГК РФ и гражданское законодательство в целом регулируют инвестиционные отношения как в части общих положений о гражданско-правовых отношениях, так и в части специальных норм, посвященных конкретным договорным формам коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства. Так, например, такие договорные формы инвестиций в объекты капитального строительства, как договор купли-продажи недвижимости или договор строительного подряда, прямо поименованы во второй части ГК РФ и подробно урегулированы именно в этом нормативном акте.
Среди действующих специальных законов, посвященных конкретным группам коммерческих инвестиционных отношений по поводу объектов капитального строительства, можно выделить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 29 октября 1 998 года № 1 64-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строи-
тельстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Указанные нормативные акты регулируют такие договорные формы коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства, как концессионные соглашения, договор лизинга, договор об участии в долевом строительстве. В них достаточно подробно рассматриваются различные аспекты отношений по такого рода договорам, и они являются основными нормативными актами, регулирующими такие группы отношений. В то же время каждый из указанных законов содержит общее положение о том, что вопросы, прямо в них не затронутые, регулируются соответствующими положениями гражданского законодательства, например пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 13, пункт
2 статьи 18 Федерального закона «О концессионных соглашениях», пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», пункт 3 статьи 6, пункт 1 статьи 11, пункт 9 статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Также следует отметить, что указанные законы имеют отчасти комплексный характер, закрепляя не только те или иные правила в отношении коммерческих инвестиционных отношений по поводу объектов капитального строительства, но и правила в отношении публичных отношений, сопутствующих инвестиционным, в частности, правила о государственной регистрации соответствующих договоров, гарантии, предоставляемые государством, и т. п.
Таким образом, сфера регулирования перечисленных нормативных актов ограничивается соответствующими договорными формами коммерческих инвестиций
6 В связи с этим следует отметить, что существует живая дискуссия о понятии инвестиций и инвестиционных отношений в праве. Не останавливаясь на ней подробно, оговоримся, что автор разделяют точку зрения сторонников рассмотрения инвестиций, инвестиционных отношений в качестве гражданско-правовых отношений. Более подробно в отношении позиции автора по этому вопросу и ее обоснования см.: Кропотов Л. Г. Понятие инвестиций: от экономических аспектов к правовым // Российский ежегодник коммерческого (предпринимательского) права. 2010. № 4. СПб., 2011. С. 602-625.
в объекты капитального строительства с оговоркой о том, что субсидиарно к ним применяются и положения гражданского законодательства в части, прямо не затронутой специальными нормами.
Также к числу специальных законов, посвященных инвестиционным отношениям по поводу объектов капитального строительства, можно отнести и Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 1 78-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В нем устанавливаются особенности купли-продажи государственного и муниципального имущества в рамках разнообразных процедур приватизации (статья 13, главы 1У-У). Предметом регулирования этого закона является среди прочего приватизация объектов капитального строительства и некоторые ее процедуры. При этом прямо предусматривается, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества в части, не урегулированной этим законом, применяются нормы гражданского законодательства (пункт 3 статьи 3).
Помимо этого, представляется целесообразным выделить еще один специальный федеральный закон, устанавливающий особый правовой режим коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства и инвестиционной деятельности, на который указывают некоторые авторы (см., например [7, т. 2, с. 120-125; 11, с. 29;
14, с. 26]). Речь идет о Федеральном законе от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этот нормативный акт регулирует различные аспекты инвестирования предпринимателями на территории особых экономических зон, создаваемых Правительством Российской Федерации, в том числе в объекты капитального строительства. В нем устанавливаются правила создания особых экономических зон (глава 2), типы таких зон (статья 4), правовой режим деятельности инвесторов на их территории и порядок их регистрации в качестве резидентов (статьи 9 и 10), положения о заключении соглашения о ведении деятельности на ее территории (главы 5, 6.2). При этом в качестве существенных особенностей пра-
вового режима деятельности резидентов на территории соответствующих зон является предоставление специального налогового и таможенного преференциального режимов (глава 8). Что же касается чисто имущественных отношений резидентов таких зон в процессе осуществляемой ими деятельности, то никакого специального правового регулирования не предусмотрено.
Среди нормативных актов, посвященных публичным отношениям, сопутствующим коммерческим инвестиционным отношениям по поводу объектов капитального строительства, в самом общем виде можно выделить Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), Таможенный кодекс Российской Федерации (далее -ТК РФ), Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
НК РФ закрепляет многочисленные нормы об уплате налогов и сборов хозяйствующими субъектами, в том числе осуществляющими инвестиционную деятельность (статья 2, пункты 1-3 статьи 1). При этом важно отметить, что НК РФ как устанавливает правила об уплате и исчислении налогов и сборов на федеральном уровне, так и определяет общие положения о налогах и сборах на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне (пункты 4 и 5 статьи 1, разделы IX и X). Помимо прочего, НК РФ предусматриваются случаи и основания для предоставления налоговых льгот и преференций различным субъектам предпринимательской деятельности (статья 56). В частности, НК РФ предусматривает возможность предоставления инвестиционного налогового кредита (статьи 66-68). Таким образом, НК РФ является базовым нормативным актом, регулирующим налогообложение хозяйствующих субъектов в процессе инвестиционной деятельности, в том числе по поводу объектов капитального строительства.
ТК РФ определяет правила и основания взимания таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (раздел 2), меры таможенного контроля (раздел 3) и различные таможенные операции и процедуры (разделы 4-6). В нем также регулируются
вопросы, касающиеся таможенного оформления ввозимых товаров. В ТК РФ в том числе предусматриваются различные таможенные режимы, предполагающие те или иные льготы и преференции в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров (раздел 7). Таким образом, в нем устанавливаются основополагающие принципы и нормы таможенного регулирования, определяющие таможенное бремя для предпринимателей в процессе инвестиционной деятельности, в том числе по поводу объектов капитального строительства, в случае если она предполагает ввоз на территорию Российской Федерации тех или иных товаров.
Наконец, можно выделить ГрК РФ, устанавливающий правила о проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 4). В частности, ГрК РФ регулирует порядок застройки территорий исходя из градостроительного зонирования и планировки территории (главы 4 и 5). Также в нем устанавливается порядок подготовки и утверждения различной проектной и строительной документации в процессе строительства и реконструкции объектов капитального строительства (глава 6). В то же время следует отметить, что ГрК РФ закрепляет и ряд норм, имеющих не только публичный характер. Так, в частности, статьей 46.2 предусматривается возможность заключения такого рода договоров, как договор о развитии застроенной территории. По такому договору частное лицо обязуется своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц:
• подготовить проект планировки застроенной территории;
• создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории;
• уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома;
• осуществить строительство на соответствующей застроенной территории.
Другая же сторона по договору, орган местного самоуправления, обязуется создать необходимые условия для выполнения таких обязательств частным лицом, в том числе:
• утвердить проект планировки застроенной территории;
• принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома;
• предоставить указанному лицу без проведения торгов для строительства в границах застроенной территории земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам.
Договор о развитии застроенной территории, по сути, регулирует инвестиционные отношения, однако в силу действующих норм ГрК РФ в качестве одного из элементов сложного юридического состава является и основанием для возникновения публичных отношений между частным лицом и местными органами власти, сопутствующих инвестиционным отношениям по такому договору.
Соответственно, можно говорить о том, что Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляет прежде всего
основные правила публичного характера по поводу создания новых и реконструкции старых объектов капитального строительства в связи с инвестициями в такие объекты. Однако в нем также регулируются и инвестиционные отношения по поводу объектов капитального строительства в форме особого типа инвестиционного договора, имеющего комплексный характер, - договора о развитии застроенной территории.
Также следует отметить, что существует большое число федеральных нормативных актов различного уровня, которые прямо не связаны с инвестиционными отношениями по поводу объектов капитального строительства как таковыми, но неизбежно сопутствуют им. К их числу может быть отнесено и законодательство, касающееся разрешения споров, и нормативные акты, регулирующие земельные отношения, и законодательство о валютном регулировании. Перечислять их не имеет смысла, однако важно помнить, что, как указано в Законе об инвестициях (статьи 15-18), все они определяют правой режим, возможности защиты и обеспечения интересов инвесторов в процессе инвестиционной деятельности. Причем по общему правилу к инвестиционным отношениям применяются общие положения об имущественных отношениях, однако не исключена и возможность законодателя предусматривать различные изъятия из такого правила применительно к определенным группам инвестиционных отношений.
Региональное законодательство о коммерческих инвестициях в объекты капитального строительства на примере города федерального значения Санкт-Петербурга
Законодательство на уровне субъектов Российской Федерации весьма многообраз-
но, и его конкретные формы ограничиваются лишь усмотрением законодательных органов в соответствующих регионах. Важно отметить и то, что у субъектов Российской Федерации в отношении инвестиций в объекты капитального строительства в сравнении с другими группами инвестиционных отношений, например на рынке ценных бумаг, существует значительно больше возможностей для правотворчества и построения сравнительно индивидуальной системы правового регулирования соответствующей группы инвестиционных отношений. В то же время в законодательствах о коммерческих инвестициях в объекты капитального строительство различных субъектов Российской Федерации существует достаточное число сходств, определяющихся в первую очередь теми направлениями и рамками, которые централизовано устанавливаются на федеральном уровне в отношении региональных нормативных актов.
Обратимся к законодательству о коммерческих инвестициях в объекты капитального строительства одного субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга. Нормативная среда, в том числе в отношении инвестиций, в Санкт-Петербурге является одной из самых развитых7, поэтому те или иные выводы в отношении этого субъекта Российской Федерации, на наш взгляд, могут быть с определенными оговорками применимы и к иным регионам.
Следуя принятому нами ранее условному делению, остановимся сначала на законодательстве Санкт-Петербурга, основным предметом регулирования которого являются именно коммерческие инвестиционные отношения по поводу объектов капитального строительства.
В качестве основного акта здесь следует выделить Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находя-
7 Так, в частности, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 2008-2009 и 2009-2010 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» риск инвестиций в Санкт-Петербурге, с точки зрения законодательства, оценивается как наименьший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Ш1_: http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2010/tab2 (дата обращения: 29.04.2011);
Ш1_: http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2009/tab5 (дата обращения: 29.04.2011).
щихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».В разделе 9 статьи 2 этого закона закрепляется понятие инвестиционных условий, под которыми понимается совокупность прав и обязанностей Санкт-Петербурга и инвестора при предоставлении объектов недвижимости, которые конкретизируются применительно к определенным правовым формам инвестиций в объекты капитального строительства. Далее в законе устанавливается целый ряд договорных форм, в рамках которых может осуществляться инвестирование в объекты капитального строительства на территории Санкт-Петербурга. Так, в разделе 6 статьи 2 закрепляется понятие инвестиционного договора, под которым понимается сделка, направленная на осуществление инвестиционной деятельности и представляющая собой смешанный договор, содержащий обязательства сторон по выполнению условий застройки земельного участка, проведения реконструкции, завершения строительства объекта недвижимости (иных инвестиционных условий). При этом в законе указывается, что под инвестиционным договором понимаются в том числе:
• соглашения собственников объекта недвижимости (собственников помещений в объекте недвижимости) о порядке осуществления инвестиционной деятельности в отношении объекта недвижимости;
• соглашения о застройке земельного участка;
• договоры о развитии застроенных территорий, заключаемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также инвестирование в объекты капитального строительства в соответствии с рассматриваемым нормативным актом возможно в рамках договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, под которым понимается смешанный договор, направленный на осуществление инвестиционной деятельности в отношении земельного участка и содержащий обязательства сторон по аренде земельного участка, его застройке и выполнению иных
инвестиционных условий (раздел 7 статьи 2). Инвестор может заключить и договор купли-продажи земельного участка, под которым понимается сделка по возмездному отчуждению находящегося в государственной собственности земельного участка, предназначенного для строительства, и выполнению инвестиционных условий (раздел 8 статьи 2). В рассматриваемом законе также устанавливаются основания для заключения упомянутых инвестиционных договоров, порядок и особенности их заключения.
Таким образом, в законе № 282-43 закрепляются и регулируются различные формы построения инвестиционных отношений с участием города Санкт-Петербурга в отношении объектов капитального строительства, находящихся в его собственности.
Еще одним нормативным актом, регулирующим рассматриваемые отношения, является Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Предметом его регулирования является установление порядка и условий участия Санкт-Петербурга в государственночастных партнерствах путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных (статья 1). При этом под государственно-частным партнерством понимается крайне широкий круг отношений города Санкт-Петербурга с инвесторами, определяемых как взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с частными лицами в реализации социально значимых проектов, проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в Санкт-Петербурге (абзац 2 пункта 1 статьи 4).
Формами же такого сотрудничества могут являться различные отношения по предоставлению партнеру земельных участков, на которых располагается объект соглашения, и иного недвижимого имущества, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в целях создания партнером объекта недвижимого имущества, право
собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает или не передает его в собственность Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 5). Также сотрудничество возможно и в иных формах, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», законами Санкт-Петербурга, а также нормативными правовыми актами правительства Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 5). В рассматриваемом законе, помимо этого, устанавливаются условия таких соглашений с партнерами (статья 7), порядок их заключения (статьи 10-15), условия и формы финансирования государственно-частных партнерств Санкт-Петербургом (статья 8).
Примечательно, что, как указывают А.Е. Постников, А.В. Павлушкин, А.Е. По-мазанский, на сегодняшний день специальные законы, посвященные государственночастному партнерству, приняты в нескольких субъектах Российской Федерации [16, с. 24].
Таким образом, Закон Санкт-Петербурга № 627-100 затрагивает инвестиционные отношения между инвесторами и городом Санкт-Петербургом по поводу объектов капитального строительства в различных правовых формах: как предусмотренных федеральным законодательством (например Федеральным законом «О концессионных соглашениях»), так и не предусмотренных им8.
Еще одним нормативным актом, заслуживающим упоминания, является Закон Санкт-Петербурга от 30 июня 2004 года № 334-51 «О доверительном управлении имуществом Санкт-Петербурга». В нем урегулированы вопросы предоставления
имущества Санкт-Петербурга, включая объекты капитального строительства, в доверительное управление частным лицам (статья 1). В частности, устанавливается порядок передачи имущества в доверительное управление, в том числе порядок заключения договора доверительного управления (статьи 4 и 5) и его содержание (статья 6), а также особенности передачи в доверительное управление объектов коммерческой недвижимости (статья 7).
Также можно выделить Закон Санкт-Петербурга от 10 марта 2005 года № 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга». В нем регулируются вопросы планирования приватизации имущества Санкт-Петербурга (статья 3), порядка принятия решений о приватизации (статья 4), информационного обеспечения приватизации (статья 5) и т. д. При этом указанный закон закрепляет приоритет федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения приватизации, перед законами Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, регулирующими отношения в сфере управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга (статья 1). В частности, способы приватизации, а также различные элементы процедуры приватизации определяются федеральными нормативными актами (пункты 2 и 8 статьи 4).
Среди нормативных актов, посвященных публичным отношениям в рассматриваемой сфере, также следует выделить несколько законов Санкт-Петербурга комплексного характера, в которых закрепляются различные меры административного характера, призванные стимулировать инвестиции в объекты капитального строительства и направленные на снижение административной нагрузки на инвесторов, а также предо-
8 Более подробно в отношении проблем государственно-частного партнерства см., например: Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 21. С. 21-25;
Лисица В. Н. Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. № 3. С. 31-43;
Попондопуло В. Ф. Концессионное соглашение - правовая форма государственно-частного партнерства // Правоведение. 2007.№ 6. C. 255-268;
Хатаева М. А., Цирин А. М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 156-166.
ставление им гарантий со стороны города Санкт-Петербурга.
Одним из основополагающих актов в этой области является Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 года № 185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно статье 2 этого закона он регулирует отношения между органами государственной власти Санкт-Петербурга и инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность на территории Санкт-Петербурга, и устанавливает формы государственной поддержки Санкт-Петербургом инвестиционной деятельности, а также порядок и условия их применения. Если обратиться к конкретным нормам, то отчетливо видно, что в нем регулируются вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга, в том числе в следующих основных формах:
• предоставление инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств для осуществления инвестиционной деятельности (глава 3);
• предоставление инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с налоговым законодательством (глава 5);
• предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества (глава 6);
• предоставление инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях (статья 4);
• осуществление поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга (глава 4).
Таким образом, устанавливается возможность инвесторов претендовать на
те или иные льготы и преференции в части различных платежей в бюджет Санкт-Петербурга, на предоставление гарантий со стороны Санкт-Петербурга возврата инвесторами заемных средств, а также финансирования из бюджета города в той или иной форме различных инвестиционных проектов. Следует отметить, что предоставление налоговых льгот и преференций отмечается в качестве эффективного способа стимулирования инвестиций в различных субъектах Российской Федерации (см., например [3, с. 21; 17, с. 20]) и применяется достаточно активно (см., например [8, с. 23;
13, с. 25]).
Закон Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 года № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» устанавливает возможность придания тому или иному инвестиционному проекту и инвестору (партнеру) статуса стратегического, в случае если такой проект или инвестор (партнер) отвечает установленным в законе критериям (статьи 3 и 4). Признание стратегического статуса проекта или инвестора (партнера) оформляется соответствующим решением правительства Санкт-Петербурга и заключением соглашения в отношении такого проекта или с таким инвестором (партнером).
В то же время рассматриваемый закон не устанавливает содержание такого соглашения и не регулирует вопросы государственной поддержки стратегических проектов или инвесторов (партнеров), ее конкретных форм. В нормативном акте лишь устанавливается общее правило о том, что условия сотрудничества регулируются в таком соглашении и для целей его исполнения могут предоставляться те или иные объекты недвижимости в соответствии с существующим законодательством, в частности, в соответствии с упоминавшимся Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».
Также среди нормативных актов Санкт-Петербурга, регулирующих рассматриваемые публичные отношения, можно выде-
лить Закон Санкт-Петербурга от 12 июля 2002 года № 316-28 «Об инвестиционном налоговом кредите». В нем в развитие упоминавшихся положений Налогового кодекса Российской Федерации об инвестиционном налоговом кредите закрепляется, что инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций может быть предоставлен организации, реализующей инвестиционный проект, предусматривающий расходы, направленные на финансирование вложений в основные средства и нематериальные активы, использующиеся при производстве продукции на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше трех миллионов рублей (пункт 1 статьи 1). В законе устанавливаются и условия предоставления такого налогового кредита (статья 2).
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге действуют и иные нормативные акты различного уровня, которые прямо не связаны с инвестиционными отношениями по поводу объектов капитального строительства как таковыми, однако неизбежно сопутствуют им. К их числу могут быть отнесены, например, многочисленные нормативные акты, регулирующие земельные отношения и вопросы градостроительства в городе Санкт-Петербурге. Они также определяют правовую среду, в которой складываются инвестиционные отношения по поводу объектов капитального строительства. При этом речь идет как об имущественных отношениях по поводу объектов капитального строительства в целом, так и о специальных нормах в отношении определенных групп инвестиционных отношений и их форм.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Астапов К. Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. 2004. № 5.
2. Белицкая А. В. Государственночастное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права.
2010. № 21.
3. Бубенщиков А. Д. Проблемы финан-
сово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. № 4.
4. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право : учебник. М. : Эксмо, 2006.
5. Доронина Н. Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики // Журнал российского права. 2011. № 1.
6. Касенова М. Б. Соотношение публичных и частных начал в российском инвестиционном праве // Адвокат. 2006. № 8.
7. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник : в 2-х т. / под ред. В. Ф. Попондопуло. М. : Проспект, 2009.
8. Коссов В. В. Потребность субъектов Российской Федерации в привлечении инвестиций // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №. 4.
9. Кропотов Л. Г. Понятие инвестиций: от экономических аспектов к правовым // Российский ежегодник коммерческого (предпринимательского) права. № 4. 2010. СПб.,
2011.
10. Лисица В. Н. Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. № 3.
11. Лисица В. Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Новосибирск, 2010.
12. Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М. : Волтерс Клувер, 2006.
13. Мухетдинова Н. М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 4.
14. Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России : ав-тореф. дис. ... докт. экон. наук. СПб., 2010.
15. Попондопуло В. Ф. Концессионное соглашение - правовая форма государственно-частного партнерства // Правоведение. 2007. № 6.
16. Постников А. Е., Павлушкин А. В., Помазанский А. Е. О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере инвестиционной
деятельности // Журнал российского права. 2010. № 7.
17. Потапова Ю. В. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
18. Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право : учебно-практическое пособие. М. : Волтерс Клувер, 2006.
19. Хатаева М. А., Цирин А. М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права. 2008. № 10.
20. О доверительном управлении имуществом Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от 30 июня 2004 года № 334-51 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2004. № 16.
21. О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от 10 марта 2005 года № 59-15 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2005. № 5.
22. Об инвестиционном налоговом кредите : Закон Санкт-Петербурга от 12 июля
2002 года № 316-28 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2002. № 15.
23. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 года № 185-36 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 1998. № 12.
24. О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от
3 декабря 2008 года № 742-136 // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. № 233.
25. О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции : Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года № 282-43 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2004. № 15.
26. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ // Парламентская газета. 2002. № 19.
27. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 2009-2010 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА». URL: http://www.raexpert. ru/ratings/regions/2010 (дата обращения:
29.04.2011).
28. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 1998-1999 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА». URL: http://www.raexpert.ru/ ratings/regions/1999/table14 (дата обращения: 29.04.2011).
29. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 2008-2009 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА». URL: http:// www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/ region_climat/2009/tab5 (дата обращения:
29.04.2011).
30. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации в 2009-2010 годах рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА». URL: http:// www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/ region_climat/2010/tab2 (дата обращения:
29.04.2011).
31. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах : Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года № 627-100 // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. № 244.
32. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1096.
33. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3493.
34. О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1016 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 43, ст. 4069.
35. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный за-
кон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.
36. Об инвестиционной деятельности в РСФСР : Закон Российской Федерации от 26 июня 1991 года № 1488-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, № 29, ст. 1005.
37. иии http://komi.gks.ru/press/html/ 2002_11_20.01.asp (дата обращения:
29.04.2011).
38. иии http://www.krasnodar.rU/content/2/ show/25449 (дата обращения: 29.04.2011).
39. иии http://invest.ivanovo.ru/novosti/ novosti_regiona/oblastj_uluchshila_pozicii_v_ rejtinge_investicionnoj_privlekateljnosti_ regionov (дата обращения: 29.04.2011).
40. иии http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/ news/index.php?idxShowNew=26c43d49a67 272633eca47582960080a (дата обращения:
29.04.2011).
41. URL:http://www.raexpert.ru/rankingtable/ ?table_folder=/region_climat/2010/tab2 (дата обращения: 29.04.2011);
42. URL:http://www.raexpert.ru/rankingtable/ ?tabіe_foіder=/region_climat/2009/tab5 (дата обращения: 29.04.2011).
43. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.
44. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
45. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.
46. Таможенный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 28 мая
2003 года № 61-ФЗ.
47. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
48. О концессионных соглашениях : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.
49. О финансовой аренде (лизинге) : Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ.
50. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.
ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
3 декабря ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОБСТВЕННИКА И РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ ПО ДОЛГАМ КОМПАНИИ: новеллы законодательства о банкротстве
5-6 декабря ТАМОЖЕННЫЕ НОВАЦИИ 2011: практика работы в новых условиях
СТАТУТ
ШКОЛА ПРАВА
ТЕЛЕФОН:
436-08-65
E-MAIL:
INTERNET:
www.statut.ru
5-9 декабря КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО:
комментарий законодательства и анализ судебной практики
5-16 декабря Программа повышения квалификации
СПЕЦИАЛИСТ ПО СДЕЛКАМ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
6-7 октября ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: правовое регулирование и судебная практика
7-8 декабря ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
12-16 декабря ДОГОВОРНОЕ ПРАВО: актуальные вопросы судебной практики
15-16 декабря ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ:
комментарий изменений законодательства и практика применения
16 декабря ДОГОВОРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: правовое регулирование и арбитражная практика
19-20 декабря ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ: профессиональный комментарий судебной практики
19-23 декабря СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ и особенности РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Обзор практики рассмотрения споров
20-23 декабря ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий разработчиков IV Части Гражданского кодекса РФ
21-23 декабря ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ и КРЕДИТНЫЕ ДОГОВОРЫ:
особенности применения законодательства