Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне'

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3249
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приходько Д.Ю.

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне с учетом тенденций развития национальной экономики. Особое внимание уделяется нормативно-правовым и административным регуляторам, обеспечивающим инвестиционное развитие регионов в современный период. Предлагаются меры государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES AT THE REGIONAL LEVEL

The article discusses the features of state regulation of investment activity at the regional level, taking into account trends in the development of the national economy. Particular attention is paid to the legal and administrative regulators, providing investment development of regions in the modern period. Available measures of state support in the implementation of investment projects at the regional level.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне»

УДК 330.3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES AT THE

REGIONAL LEVEL

Приходько Д.Ю. магистрант ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС

Prihodko D., master student of South-Russian Institute of Administration of RANEPA

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне с учетом тенденций развития национальной экономики. Особое внимание уделяется нормативно-правовым и административным регуляторам, обеспечивающим инвестиционное развитие регионов в современный период. Предлагаются меры государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов на региональном уровне.

Ключевые слова: регион, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, инвестиционные проекты.

The article discusses the features of state regulation of investment activity at the regional level, taking into account trends in the development of the national economy. Particular attention is paid to the legal and administrative regulators,

providing investment development of regions in the modern period. Available measures of state support in the implementation of investment projects at the regional level.

Key words: region, investment, government regulation, investment projects.

В современных условиях государство выступает главным источником регулирования инвестиционных процессов. Оно, с одной стороны, должно выступать гарантом и организатором инвестиционного процесса, с другой -главным инвестором, являясь наиболее крупным собственником.

Территориальное развитие в современных экономических условиях призвано обеспечивать не только формирование долгосрочной региональной стратегии функционирования, но и создание мезопространства хозяйственной деятельности с возможностью свободного доступа всех заинтересованных субъектов, граждан, инвесторов к территориальным ресурсам с целью их экономического и социально- культурного освоения.

В современных условиях любой возможный источник инвестиционной деятельности следует рассматривать как инвестиционный ресурс, а упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены из любых источников для осуществления инвестиционной деятельности в течение рассматриваемого периода времени как инвестиционный потенциал.

Система законодательных и нормативно-правовых актов, в той или иной степени связанных с регулированием инвестиционных процессов в РФ, включает:

- базовое законодательство, в котором функционирование участников инвестиционной деятельности рассматривается как составная часть правового обеспечения экономической деятельности в целом;

- рамочное инвестиционное законодательство, включающее те законодательные акты, которые касаются всех участников инвестиционной деятельности;

- специализированное инвестиционное законодательство, в котором рассматриваются особенности функционирования конкретных инвестиционных институтов и применения различных технологий инвестирования.

В рамках процессов государственного регулирования очень важно выявить оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. Важно также отметить, что все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Остановимся на них подробнее: действия, направленные на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, соответствующие нормам, устанавливаемым федеральными законодательными актами; определение размеров и направлений вложений, кроме того на заключение договоров с остальными участниками инвестиционной деятельности; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений, а также владение, пользование и распоряжение результатами осуществленных капитальных вложений. При этом инвесторы имеют право на передачу по договору своих прав, связанных с осуществлением капитальных вложений; на организацию контроля за целевым использованием средств, которые направляются на капитальные вложения; консолидацию активов с активами других инвесторов для более эффективного осуществления капитальных вложений; кроме того, возможно осуществление других прав, оговоренных договором.

В то же время субъекты инвестиционной деятельности имеют ряд обязанностей. Основной обязанностью субъектов инвестиционной деятельности является осуществление инвестиционной деятельности

согласно нормам международных договоров, подписанных Российской Федерацией, федеральных законов и иных нормативными актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Следующей обязательной составляющей является исполнение требований государственных органов, которые в свою очередь не должны противоречить нормам российского законодательства, также инвесторы обязаны использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению. Таким образом, в наиболее общем виде инвестиции представляют собой вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. Регуляторами инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме капитальных вложений, являются органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление функций регуляции инвестиционной деятельности, предполагает использование определенных, методов и форм. Среди которых необходимо отметить следующие.

Во-первых, формирование позитивных условий развития процессов инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме капитальных вложений, следующим образом:

- совершенствование налоговой системы, механизмов начисления и использования амортизационных отчислений;

- формирование для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, которые в свою очередь не были бы индивидуальны;

- защиты интересов инвесторов;

- создание льготных условий использования ресурсов;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- формирование и популяризация сети информационно-аналитических центров, которые проводят различные рейтинговые оценки субъектов инвестиционной деятельности;

- использование антимонопольных мер;

- применение залога при осуществлении кредитования;

- расширение роли финансового лизинга;

- переоценка инфляционной стоимости основных фондов;

- расширение возможностей создания субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, отметим прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений с использованием следующих методик:

- сопровождение инвестиционных проектов, которые осуществляются совместно Российской Федерацией с иностранными государствами, кроме того инвестиционных проектов, осуществляемых за счет федерального бюджета;

- разработка состава строек и объектов перевооружения, в том числе технического, для государственных нужд, порядок формирования которых определяется Правительством Российской Федерации;

- эффективное размещения средств федерального бюджета, направленных на финансирования инвестиционных проектов;

- организация экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством;

- проведение мероприятий в целях защиты российских предприятий от поставок устаревших технологий и оборудования;

- совершенствование утверждения и соблюдения стандартов;

- организация выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- приобщение в инвестиционный процесс временно законсервированных строек и объектов государственной собственности;

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным принципам инвестиционной деятельности государства на современном этапе можно отнести: сокращение уровня реальных процентных ставок до уровня, необходимого для достижения эффективности инвестиций в реальный сектор экономики; создание возможностей для проведения налоговой реформы, которая учитывала бы инвестиционные возможности субъектов рынка; создание предпосылок для осуществления реформирования предприятий для стимуляции их инвестиционной привлекательности; создание предпосылок снижения инвестиционных рисков как правовых, так и организационных для стимуляции сбережений; увеличение эффективности использования бюджетных средств, направленных на представление государственных гарантий основе их конкурсного размещения; конкретизация ключевой роли формирования капитала для реформирования экономики России; пути реструктуризации источников инвестиций; государственные инвестиции на социальные программы; создание системы критериев отбора инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета; разработка ориентиров для привлечения иностранных инвестиций; решение задач, позволяющих активизировать участие регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

определение путей эффективного развития инфраструктуры инвестиционного процесса.

Сегодня объективно необходима всесторонняя поддержка производства конкурентоспособной экспортной и импортозамещающей продукции, развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества и торговли. Кроме того, для преодоления опасных для экономики России и ее роли в мировом сообществ, тенденций необходимо:

- развивать стратегические приоритеты инвестиционной деятельности, в отношении внешнеэкономических связей со странами СНГ, странами Востока;

- восстанавливать разорванные технологические цепочки и позиции на ранее освоенных рынках;

- осуществлять государственную поддержку, направленную на развитие производства и экспорт готовой продукции, особенно высокотехнологичной, научно-техническое сотрудничество, экспорт и импорт лицензий;

- поддерживать импортозамещающие производства медикаментов, продовольствия, бытовой техник;

- ограничивать позиции иностранных монополий и транснациональных корпораций на внутреннем рынке;

- ускоренно развивать международное сотрудничество в гуманитарной области, особенно в таких сферах, как туризм, подготовка и переподготовка кадров, научный и культурный обмен.

Государственное регулирование процессов иностранного инвестирования должно включать элементы и меры валютной, банковской и внешнеторговой государственной политики, призванные ограничить приток иностранных инвестиций монетарного и спекулятивного характера, и

стимулировать прямой импорт технологий и высокотехнологичного оборудования. Среди таких мер предлагаются следующие: формирование режима ввоза иностранного капитала в ресурсно-товарной форме, в виде новейших технологий, патентов, машин, оборудования; установление моратория на приток иностранного капитала в денежной форме.

В качестве инструмента продвижения региона на внутреннем рынке и международной арене целесообразно использовать недооцененные возможности Интернет-сети, осуществить некую стандартизацию представления информации о регионах, а также окончательно пересмотреть приоритеты в отношении информационных каналов в пользу электронных СМИ и стараться отказываться от бумажных носителей. Однако эти мероприятия должны окупиться, т.к. направлены на привлечение иностранного капитала.

Потенциал крупных инвестиционных проектов как инструмента формирования полюсов роста и «ускорителей» модернизации российской экономики не теряет свою актуальность. Масштабные инвестиционные проекты рассматриваются как инновации, которые оказывают значительное воздействие на все компоненты социально-экономических систем региона. Но не всегда осуществление масштабных проектов оказывает значительное и положительное долгосрочное влияние на показатели социально-экономического развития. Это приводит к непосредственному анализу причин, которые предопределяют неэффективность проектов, а исследования и обоснование выбора совокупности инвестиционных проектов для реализации в регионе и механизмов эффективного управления ими делают весьма актуальными.

Масштабная реализация крупных инвестиционных проектов меняет региональную экономику и вносит существенный вклад не только в

ускоренный рост темпов социально-экономического развития территории реализации, но и всего региона в целом.

Влияние проектов, оказываемое практически на все сферы жизни городов, районов и в целом регионов, а также по отдельным направлениям для страны носит как прямой, так и косвенный характер. В обобщенном виде реализацию крупных проектов можно представить как процесс развития главной системы, единицами которой являются огромные по масштабам ресурсы, энергия, инвестиции, связанные со всеми сферами социально-экономической системы. Эти три ключевые характеристики являются базисными элементами, которым свойственно как внутрисистемное, так и межсистемное (с окружающей средой или другими системами) взаимодействие. Реализация большинства крупных инвестиционных проектов рассматривается не только как огромный инвестиционный проект, но и как инновационный, стимулирующий модернизацию во всех сферах общественной жизни и в конечном итоге кардинально улучшающий качество жизни населения. Влияние, оказываемое инновационным проектом, подразделяется на прямое и косвенное. Кроме того, на разных этапах развития системы, то есть на разных этапах реализации проектов, влияние трансформируется во времени и может иметь как разрушающий, так и созидающий характер. Масштабы и сферы влияния также варьируются во времени в зависимости от этапа реализации проекта. Строго говоря, и пространственно это влияние сильнейшим образом дифференцировано внутри самого территориального образования или территориальных образований, в пределах которых идет реализация проектов.

Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с ними непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования как основы для стабильного развития предприятий.

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Список литературы

1. Азжеурова К.Е. Инструментарий управления региональными инвестиционными проектами // Экономика региона. 2014. № 9.

2. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года // СПС «Консультант плюс».

3. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. М., 2011.

4. Три года инвестиционной передышки? // Эксперт. 2013. №34.

5. Уварова Г.Г. Инновационные подходы к обеспечению конкурентоспособности региона в условиях посткризисного развития //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. №2.

6. Кюрджиев С.П. Алгоритмизация процесса выделения бюджетных средств в системном представлении инвестиционно-финансового механизма управления производственным сектором региональной экономики // Экономические и гуманитарные науки. 2008. № 4 (206). С. 87-90.

7. Кюрджиев С.П. Экономически устойчивое развитие региона при реформировании межбюджетных отношений: факторы обеспечения и

инвестиционно-финансовый механизм повышения результативности управления. Ростов на Дону, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.