Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 25.12.2018; опубликована 12.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kovarda V.V., Roman R.A. (2019). Study of the main problems of attracting foreign investment in the Russian economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf (in Russian)
УДК 339
ГРНТИ 06.51.67, 06.52.17
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Рогов Роман Александрович
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат сельскохозяйственных наук E-mail: [email protected]
Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Аннотация. В статье проанализированы основные механизмы привлечения иностранных инвестиций, исследована правовая база России в сфере инвестиционной деятельности, проанализирована динамика иностранных инвестиций в экономику России и из нее. В заключении работы сделаны соответствующие выводы.
В первой части статьи авторы рассматривают основные механизмы государственного воздействия на инвестиционную деятельность, которые кратко описываются.
Во второй части работы проанализирована нормативно-правовая база в области инвестиционной деятельности в России, причем все правовые акты условно разделены на две группы: общее законодательство в сфере инвестиционной деятельности и законодательство в сфере создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. Более подробно рассмотрены деятельность консультативного совета по иностранным инвестициям в России, а также особенности территорий со специальным правовым статусом.
В третьей части статьи авторы анализируют динамику иностранных инвестиций в экономику России и из нее. По итогам анализа отмечается, что если из объема прямых иностранных инвестиций в Россию вычесть сумму сделки по компании Роснефть (сделка по продаже 19,5 % акций Роснефти на сумму 10,2 миллиарда евро (692 миллиарда рублей)
сингапурской компании QHG Shares Pte. Ltd.), то получатся примерно равные величины (объем инвестиций в экономику России и из нее).
В целом в работе говорится, что основная доля прямых иностранных инвестиций как в Россию, так и из России направляются с участием оффшорных юрисдикций.
В заключении, авторами делается предположение, что санкции и политика «деофшоризации» оказали существенное влияние на замедление инвестиционной деятельности, в т. ч. снижения притока иностранных инвестиций, которое подтверждается специалистами ЮНКТАД.
Ключевые слова: инвестиции; иностранные инвестиции; инвестиционный климат; деофшоризация; санкции; механизмы развития инвестиционной привлекательности; прямые иностранные инвестиции; территории с особым правовым статусом
Современные тенденции развития мировой экономики как системы, представляющей собой совокупность национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций и различного рода связей между ними, свидетельствует о необходимости ресурсного обеспечения каждого элемента (подсистемы), выраженного, прежде всего, в объеме, динамике и структуре инвестиций. Развитие глобализации, интеграционные процессы приводят к углублению и расширению взаимосвязей в мировой экономике, что, в свою очередь, приводит к неотъемлемости открытости национальных экономик, относительному «стиранию» границ, росту международной торговли и «размыванию» конкурентных преимуществ стран, а также более свободному перемещению капитала. Именно направление движения инвестиционного капитала свидетельствует о векторах экономического роста, а страны, в свою очередь, стремятся сформировать наиболее благоприятные условия для привлечения инвестиций (при этом используются различные административные, экономические и правовые механизмы). Так, в работе [1] отмечается, что именно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как источник капитала, управленческих навыков и технических знаний являются необходимым фактором обеспечения экономического роста. Опыт Китая и Вьетнама наглядно показывает положительное влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие стран.
В России имеется законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность, в т. ч. иностранных инвесторов, созданы механизмы создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, однако, анализ динамики инвестиций свидетельствует о существовании определенных проблем в сфере привлечения иностранных инвестиций [2; 3].
Исследование основных механизмов привлечения иностранных инвестиций
Все механизмы привлечения иностранных инвестиций в страну условно можно разделить на две основные группы: экономические и административные (рисунок 1).
Экономические методы государственного воздействия на инвестиционную деятельность связаны с прямым и косвенным финансированием инвестиций.
Страница 2 из 15
Введение
07ECN119
Основные механизмы государственного воздействия на инвестиционную деятельность
Административные
Рисунок 1. Основные механизмы государственного воздействия на инвестиционную деятельность (составлено авторами)
Так, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций подразумевает использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), в т. ч. в рамках территорий с особым правовым статусом. Резиденты таких территорий имеют налоговые и таможенные льготы, в результате чего государство, во-первых, финансирует (софинансирует, субсидирует и т. п.) создание предпринимательской и социальной инфраструктуры, а, во-вторых, недополучает в бюджеты разных уровней определенную часть потенциальных доходов (на сумму налоговых и таможенных льгот) [4-7]. К тому же, государство может напрямую участвовать в реализации инвестиционных проектов, либо определенным образом перераспределять доходы и ресурсы.
Механизмы административного воздействия заключаются в создании ситуации благоприятного развития макро- и мезоэкономических систем, которое, неизбежно, приведет к росту предпринимательской активности и снижению рисков. В результате экономические субъекты в процессе расширенного воспроизводства начинают осуществлять инвестиционную деятельность, привлекая тем самым и иностранные инвестиции, приток которых (за исключением спекулятивного (краткосрочного) капитала) ориентирован на долгосрочный период и всегда учитывает долгосрочные тенденции (а также цикличность).
Анализ российского законодательства в сфере инвестиционной деятельности
В Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование инвестиционных отношений (рисунок 2). Все правовые акты можно условно разделить на две основные группы (следует заметить, что деление весьма условно, но отражает функциональные особенности):
• Общее законодательство в сфере инвестиционной деятельности.
• Законодательство в сфере создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций.
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-Ф3 определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности1.
Нормативные правовые акты в сфере привлечения инвестиций в экономику
России
Г-------------------------------------------
! Общее законодательство в сфере инвестиционной | деятельности
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-Ф3
Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ
Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" от 28.11.2011 N 335-ф3
Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф3
Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 N 57-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России" (вместе с "Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России")
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999 N 46-ФЗ
Международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций
Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования"
Рисунок 2. Нормативные правовые акты в сфере привлечения инвестиций в экономику России (составлено авторами)
1 Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/.
Законодательство в сфере создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ
Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-Ф3
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ
В Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-Ф3 отмечено, что инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; а инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Там же определено понятие капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации 2 . Вышеотмеченный Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 N 57-ФЗ устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами3.
Некоторые аспекты, имеющие отношение к инвестиционной деятельности, в т. ч. иностранным инвестициям, отражены в Федеральном законе "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф34.
2 Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_16283/#dst0.
3 Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 N 57-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76660/.
4 Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.
Страница 5 из 15
07ECN119
Особое значение имеет информационное обеспечение инвестиционных проектов либо зон с особым правовым статусом, а также создание подразделений консультативной и иной помощи иностранным инвесторам. Так, в этом направлении создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1141 5 отмечено, что Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (Совет), образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. №1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации», является постоянно действующим органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным с инвестиционной привлекательностью экономики Российской Федерации, а также возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (далее - КСИИ, Консультативный совет) действует с 1994 г. и объединяет 53 крупнейшие иностранные компании, совокупный объем инвестиций которых в российскую экономику превысил 130 млрд. долл. США. Председателем Консультативного совета является Председатель Правительства Российской Федерации. Заместителем председателя Консультативного совета и председателем Исполнительного комитета КСИИ является Министр экономического развития Российской Федерации.
Консультативный совет формируется в соответствии с положением о ротации, утверждаемым председателем Исполнительного комитета КСИИ, из числа руководителей иностранных организаций, осуществляющих инвестиции в экономику Российской Федерации, международных организаций и иных организаций, активно участвующих в работе по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционных процессов в экономике Российской Федерации.
В рамках деятельности рабочих групп Консультативного совета ежегодно определяются несколько приоритетных направлений деятельности КСИИ на плановый период работы (1 год), исходя из приоритетов развития российской экономики и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы (по их оценкам).
В 2015 году в качестве приоритетных направлений деятельности Консультативного совета были определены: развитие энергоэффективности, административные барьеры и техническое регулирование, таможенное законодательство, налоговое администрирование, банковский сектор и финансовые рынки, торговля и потребительский сектор, улучшение инвестиционного имиджа России, совершенствование использования природных ресурсов, инновационное развитие, здравоохранение и фармацевтика, развитие Дальнего Востока и Сибири.
В целях оперативного решения вопросов, касающихся деятельности иностранных инвесторов, рассмотрения и реализации предложений и рекомендаций Консультативного совета, а также содействия реализации связанных с ними решений и поручений создан Исполнительный комитет КСИИ.
Основными задачами КСИИ является содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов.
5 Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России" (вместе с "Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95949/.
Основным преимуществом для иностранных компаний, которые входят в состав КСИИ, является возможность их прямого диалога с Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Члены КСИИ обладают исключительной возможностью доносить свои идеи и переживания непосредственно руководству страны, что позволяет охарактеризовать КСИИ как официальный лоббистский орган для иностранных инвесторов.
Также, в сфере регулирования инвестиционной деятельности в России действуют следующие нормативные правовые акты:
• Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" от 28.11.2011 N 335-Ф36;
• Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156-ФЗ 7;
• Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999 N 46-ФЗ8;
• Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 (ред. от 01.02.2018) "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования"9.
В рамках создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата действует ряд законодательных актов. Так, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 №225-ФЗ устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции10.
На основании Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ11 и Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ12 в границах России создаются территории с особым правовым статусом. Резиденты таких территорий обладают правом пользоваться определенным налоговыми и таможенными льготами при соблюдении определенных условий. На сайте Управляющей компании АО
6 Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" от 28.11.2011 N 335-ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122222/.
7 Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156-ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/.
8 Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999 N 46-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22219/.
9 Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 (ред. от 01.02.2018) "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169755/#dst100235.
10 Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/.
11 Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 54599/.
12 Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/.
«ОЭЗ»13 отмечены следующие основные преимущества для резидентов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ функционирования резидентов и нерезидентов ОЭЗ в России
Россия ОЭЗ Срок действия
Налог на прибыль, % 20 0-15,5 На период действия ОЭЗ
Налог на имущество, % 2,2 0 10 лет
Налог на землю, % 1,5 0 5 лет (10 лет)
Транспортный налог (евро/л.с.) 0,1-3,5 0 10 лет
Социальные налоги и платежи, % 30 21 28 До 01.01.2019 До 01.01.2020
Стоимость приобретения земли 100 % рыночная цена 4-50 % кадастровой стоимости земли На период действия ОЭЗ
Возможность помещения товаров под таможенную процедуру свободная таможенная зона нет Да (при соблюдении условий) На период действия ОЭЗ
Преимущественно, льготный режим для резидентов свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) практически одинаковый, однако имеются отличия. Так, например, ОЭЗ создаются на 49 лет без продления, ТОСЭР - на 70 лет с возможностью пролонгации. Также имеются отличия в целях формирования и территориальной принадлежности. Особые экономические зоны на территории России могут быть только четырех типов и создаваться в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. В то же время, для каждой ТОСЭР утверждается перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, а также минимальный объем капитальных вложений резидентов и др.
ТОСЭР создается на территории муниципального образования (МО) или территориях нескольких МО в границах одного субъекта РФ, в то время, как ОЭЗ может располагаться как на территории одного МО или территориях нескольких МО в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов РФ.
Таким образом, ТОСЭР является более гибким и ориентированным на региональное развитие (особенно учитывая мультипликативный эффект) инструментом привлечения инвестиций и формирование точек роста.
В дополнении к вышеотмеченным документам действуют международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций, например, следующие:
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн о поощрении и взаимной защите капиталовложений (подписанное в г. Москве 29.04.2014);
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (заключено в г. Тегеране 23.12.2016);
13 АО «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru.
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 07.07.1993);
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Улан-Баторе 29.11.1995);
• Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между СССР и Королевством Нидерландов (заключено в г. Москве 05.10.1989).
Таким образом, в России сформирована нормативная база по развитию инвестиционной деятельности.
Анализ динамики иностранных инвестиций в экономику России и из нее
Динамика объема прямых иностранных инвестиций в экономику России по основным странам-инвесторам представлена в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что с 2014 г. по 2016 г. объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 48 % или 10508 млн долл. США в абсолютном выражении. При этом, в 2015 г. произошел резкий спад на 69,9 % (на 15178 млн долл. США) по сравнению с 2014 г. Это связано с санкциями против России (в т. ч. с ограничением доступа ряда крупных российских компаний на зарубежные финансовые рынки), кризисными явлениями в экономике, т. е. нестабильностью.
Таблица 2
Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации) (миллионов долларов США)
2014 2015 2016 2016/2015 2016/2014 2016-2015 2016-2014
Прямые иностранные инвестиции -всего 22031 6853 32539 4,75 1,48 25686 10508
из них из стран:
Сингапур 162 185 16274 87,97 100,46 16089 16112
Багамы 3638 5108 5802 1,14 1,59 694 2164
Бермуды 1777 2239 2551 1,14 1,44 312 774
Франция 2224 1686 1997 1,18 0,90 311 -227
Швейцария 2472 203 1842 9,07 0,75 1639 -630
Австрия 841 407 1071 2,63 1,27 664 230
Виргинские острова (Брит.) 3123 2374 1010 0,43 0,32 -1364 -2113
Джерси -717 2122 608 0,29 -1514 1325
Швеция 166 122 530 4,34 3,19 408 364
Соединенное Королевство (Великобритания) 120 1112 478 0,43 3,98 -634 358
Российский статистический ежегодник, расчеты авторов
При этом следует отметить, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. объем инвестиций увеличился из следующих стран: Сингапур (более чем в 10 раз), Багамы (59 %), Бермуды (44 %), Австрия (27 %), Швеция (более чем в 3 раза), Соединенное Королевство (Великобритания) (почти в 4 раза). В общем объеме прямых иностранных инвестиций в Россию занимает Сингапур с долей 50 % занимает первое место в 2016 г., причем еще год до этого доля была всего 2,7 % (2015 г.). Отчасти это связано с тем, что в 2016 г. российское государство провело крупную сделку по продаже акций Роснефти. Сингапурская компания QHG Shares Pte.
Ltd., которую создали специально для этой сделки, приобрела пакет акций в 19,5 % на сумму 10,2 миллиарда евро (692 миллиарда рублей).
В целом, основная доля прямых иностранных инвестиций поступает в экономику России из оффшорных юрисдикций, а, порой, это ранее вывезенные российские деньги.
В таблице 3 представлены данные о динамике прямых инвестиций из России в экономику стран-крупнейших получателей прямых инвестиций.
В целом, в сравнении с 2014 г. в 2016 г. объем инвестиций в зарубежные экономики снизился на 61 % или 34768 млн долл. США, в сравнении с 2015 г. рост составил 1 % (229 млн долл. США).
Таблица 3
Прямые инвестиции из России в экономику стран-крупнейших получателей прямых инвестиций (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации) (миллионов долларов США)
2014 2015 2016 2016/2015 2016/2014 2016-2015 2016-2014
Прямые инвестиции - всего 57082 22085 22314 1,01 0,39 229 -34768
из них в страны:
Кипр 23546 4249 9827 2,31 0,42 5578 -13719
Виргинские острова (Брит.) 718 3301 1795 0,54 2,50 -1506 1077
Швейцария 6927 203 1433 7,06 0,21 1230 -5494
Багамы 756 1054 1205 1,14 1,59 151 449
Турция 1183 1475 1184 0,80 1,00 -291 1
Ирландия 91 479 1139 2,38 12,52 660 1048
Сингапур 817 383 888 2,32 1,09 505 71
США 1654 819 873 1,07 0,53 54 -781
Нидерланды 2132 461 841 1,82 0,39 380 -1291
Украина -493 595 822 1,38 -1,67 227 1315
Российский статистический ежегодник, расчеты авторов
Если из объема прямых иностранных инвестиций в Россию вычесть сумму сделки по компании Роснефть, то получатся примерно равные величины (объем инвестиций в экономику России и из нее).
Больше всего в 2016 г. прямые инвестиции из России поступали в экономику Кипра и составили 9827 млн долл. США (рост с 2015 г. более чем в два раза), при этом в сравнении с 2014 г. наблюдается резкое снижение объема инвестирования из России в Кипр (на 58 %) на 13719 млн долл. США., а их доля в 2016 г. составила 44 % в 2016 г. (19,2 % в 2015 г., 41,3 % в 2014 г.).
Исследование аудиторской компании EY (в прошлом - Ernst & Young) «Ведение бизнеса на Кипре российскими компаниями в 2017 г.: оценка качества и эффективности» показало, что российские компании на Кипр привлекают три основных фактора: привлекательный налоговый режим, членство Кипра в ЕС и благоприятная инвестиционная среда, включая дружественное отношение к россиянам [8].
Доля других стран-крупнейших получателей прямых инвестиций из России в общем объеме прямых инвестиций сравнительно невелика: Виргинские острова (Брит.) (8 %), Швейцария (6,4 %), Багамы (5,4 %), Турция (5,31 %), Сингапур (4 %), Украина (3,7 %).
В итоге, можно отметить, что инвестиции как в Россию, так и из России направляются с участием оффшорных юрисдикций.
Таблица 4
Доля стран в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику России (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации) (миллионов долларов США)
2014 Доля, % 2015 Доля, % 2016 Доля, %
Прямые иностранные инвестиции - всего 22031 100 6853 100 32539 100
из них из стран:
Сингапур 162 0,74 185 2,70 16274 50,01
Багамы 3638 16,51 5108 74,54 5802 17,83
Бермуды 1777 8,07 2239 32,67 2551 7,84
Франция 2224 10,09 1686 24,60 1997 6,14
Швейцария 2472 11,22 203 2,96 1842 5,66
Австрия 841 3,82 407 5,94 1071 3,29
Виргинские острова (Брит.) 3123 14,18 2374 34,64 1010 3,10
Джерси -717 -3,25 2122 30,96 608 1,87
Швеция 166 0,75 122 1,78 530 1,63
Соединенное Королевство (Великобритания) 120 0,54 1112 16,23 478 1,47
Российский статистический ежегодник, расчеты авторов
Следует повториться, что наибольшую долю в общем объеме инвестиций в 2016 г. занимает Сингапур (50,01 %), причем еще в 2014 г. его доля составляла 0,74 %, в 2015 г. - 2,7 %. В перспективе его доля значительно снизится, однако будет больше показателей 2014 и 2015 г. В 2014 г. наибольшую долю в общем объеме прямых иностранных инвестиций занимали Багамы и Виргинские острова (Брит.), в 2016 г. их доли 17,83 % и 3,1 % соответственно. Также, значительно уменьшилась доля Франции (почти в 2 раза) - 10,09 % в 2014 г., 6,14 % в 2016 г. (табл. 4). Таким образом, структура инвестиций претерпела изменения, причем существенные.
Восстановление потока инвестиций в Россию, несмотря на изменение страновой структуры, является положительной динамикой, особенно при том, что в России имеются инструменты привлечения инвестиций и инноваций в экономику. При этом, прирост иностранных инвестиций остается недостаточным, в связи с чем необходим анализ функционирования элементов таможенной политики и налоговой политики, направленных на привлечение инвестиций (в т. ч. иностранных).
К тому же, в 2018 г. снижение объема иностранных инвестиций продолжилось. Так, прямые инвестиции нерезидентов в российские корпорации в третьем квартале 2018 г. сократились на $6 млрд, сообщил ЦБ РФ. Экономисты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) отмечают, что это рекордное падение и связывают это с санкциями и деофшоризацией (рисунок 3).14
До западных санкций и государственной кампании по деофшоризации от 60 до 80 % прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на оффшорные юрисдикции (таблицы 2, 4), куда они были до этого отправлены из России. Новый виток санкций ускорил возвращение «офшорных» капиталов в Россию, при этом, в августе 2018 г., то есть как раз в третьем квартале, 100 % «Силовых машин» (компания в санкционном списке США) были переведены с Кипра в российскую юрисдикцию. В этом же отчетном периоде кипрская USM Holdings Limited перевела основные активы (в том числе «Металлоинвест», «МегаФон») в Россию.
14 Иностранные инвестиции в российский бизнес упали рекордно с 1990-х [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/5bc0a88e9a794756f91868da.
Рисунок 3. Динамика прямых иностранных инвестиций, млн долл. США (источник: Банк России, без учета инвестиций в банковский сектор, без учета изменений в методологии)15
Специально чтобы подтолкнуть российский бизнес перерегистрировать свои зарубежные активы, власти создали «внутренние офшоры» на островах Русский (Приморье) и Октябрьский (Калининградская область).
В дополнении к вышесказанному следует отметить, что на международной арене Россия в настоящее время часто выступает в рамках интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (например, соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической республикой Вьетнам (СРВ) подписано в качестве одной из сторон Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами) [9]. Рассматривая прямые иностранные инвестиции из стран остального мира в ЕАЭС, можно выделить лидеров, таких как Китай, Нидерланды, Япония, Индия, при этом, главным лидером по объему инвестиции в ЕАЭС является Китай, а получателем инвестиций - Казахстан [10].
Однако, в рамках ЕАЭС между государствами имеются значительные различия, которые могут оказывать влияние на инвестиционную привлекательность и, в целом, на инвестиционную деятельность в стране (например, в ставках налога на добавленную стоимость (НДС), которая в России составляет 20 %16, а в Казахстане - 12 %).
15 Иностранные инвестиции в российский бизнес упали рекордно с 1990-х [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/5bc0a88e9a794756f91868da.
16 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 03.08.2018 N ЗОЗ-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/.
При рассмотрении динамики индекса инвестиций в основной капитал в странах ЕАЭС можно отметить, что наибольшие темпы роста и наиболее устойчивая тенденция характерны именно для Казахстана (таблица 5).
Таблица 5
Индексы инвестиций в основной капитал (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года; в постоянных ценах)17
2014 2015 2016 2017 2018
январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-июнь
ЕАЭС 98,9 91,3 99,4 104,6 106,2
в том числе:
Армения 100,2 98,8 87,5 102,4 113,5
Беларусь 94,1 81,2 82,6 105,1 112,4
Казахстан 104,2 103,7 102,0 105,8 125,8
Кыргызстан 124,9 114,0 105,8 106,6 105,0
Россия 98,5 89,9 99,8 104,4 103,2
В России положительный рост объема инвестиций наблюдается только в 2017 и первой половине 2018 г., до этого отмечался спад (особенно в 2015 г.).
Таким образом, инвестиционные процессы в России характеризуются неустойчивой тенденцией - значительное снижение объема иностранных инвестиций в экономику страны в 2014 и 2018 гг. и рост в 2016 г., незначительный рост (после спада в течении ряда лет) объема инвестиций в основной капитал внутри государства.
Данная тенденция, в первую очередь, связана с недостаточно благоприятными условиями для предпринимательской деятельности в России, в т. ч. относительно высокими рисками ведения бизнеса (т. е. несмотря на развитие экономических механизмов государственного воздействия на инвестиционную деятельность, ограничивающее действие оказывает макроэкономическая ситуация в стране и международная обстановка (т. е. административные механизмы на рисунке 1)). Данный факт отмечен в «Докладе о мировых инвестициях, 2018 год: инвестиции и новая промышленная политика», подготовленном ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), где говорится, что в связи с геополитическими факторами приток инвестиций в Российскую Федерацию сократился18.
Заключение
Роль международного движения капитала, приобретающего форму инвестиций, трудно переоценить. Иностранные инвестиции стали ключевым фактором развития национальных экономических систем, а на мировом рынке за них разворачивается активная борьба. Важным игроком международных экономических отношений - Россией - создана соответствующая мировой практике нормативная база регулирования инвестиционной деятельности внутри страны и привлечения иностранных инвестиций. Однако, как показывает анализ статистических данных, по масштабам привлечения иностранного капитала в национальную экономику Россия значительно отстает от передовых в экономическом аспекте стран мира, а
17 Евразийская экономическая комиссия: инвестиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr i makroec/dep stat/econstat/Pages/investments.aspx.
18 Доклад о мировых инвестициях, 2018 год: инвестиции и новая промышленная политика (издание Организации Объединенных Наций) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_overview_ru.pdf.
темпы роста притока инвестиций недостаточны для адекватного сложившейся мировой конъюнктуре экономического роста.
В заключении исследования сделан вывод о значительном влиянии в сдерживании инвестиционного процесса в экономике РФ общеэкономических и международных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочемасова А.В. Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации экономики // Финансы и кредит. 2013. №18 (546). С. 6677.
2. Лаптев Р.А., Коварда В.В. Анализ внешнеэкономических интересов России на мировом рынке// Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 6. С. 8-17.
3. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8. С. 25-27.
4. Алябьева К.В., Коварда В.В. Таможенные процедуры "свободная зона", "свободный склад" как правовые инструменты в обеспечении развития социально-экономических систем // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 4. С. 37-42.
5. Minakova I.V., Bukreeva T.N., Kovarda V.V. Determination of the optimal investing variant in innovative project // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 24. № 7. С. 838-843.
6. Минакова И.В., Коровина К.Е. Регулирование инвестиционной деятельности посредством налоговых механизмов // Право и экономика. 2011. № 10. С. 55-60.
7. Минакова И.В., Коровина К.Е. Формирование налоговых режимов, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. Т. 7. № 5 (98). С. 19-27.
8. Оверченко М. Что привлекает российские компании на Кипре // Ведомости, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/11/30/743770-privlekaet-rossiiskie-kipre.
9. Лаптев Р.А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 4. С. 36.
10. Андросова С.В., Румянцева А.Е. Иностранные инвестиции в страны Евразийского экономического союза // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 141144.
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Roman Rogov Aleksandrovich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Study of the main problems of attracting foreign investment in the Russian economy
Abstract. The article analyzes the main mechanisms of attracting foreign investment, the legal framework of Russia in the field of investment, analyzed the dynamics of foreign investment in the Russian economy and from it. In conclusion, the relevant conclusions.
In the first part of the article the authors consider the main mechanisms of state influence on investment activity, which are briefly described.
In the second part of the paper analyzes the normative-legal base in the sphere of investment activity in Russia, and all legal acts is divided into two groups: General legislation in the sphere of investment activity and the legislation in the sphere of creation of favorable conditions for entrepreneurial activity and investment. The activities of the foreign investment Advisory Council in Russia, as well as the features of the territories with a special legal status are discussed in more detail.
In the third part of the article the authors analyze the dynamics of foreign investment in the Russian economy and from it. According to the results of the analysis it is noted that if the volume of foreign direct investment in Russia to deduct the amount of the transaction for Rosneft (the sale of 19.5 % of Rosneft shares in the amount of 10.2 billion euros (692 billion rubles) Singapore company QHG Shares Pte. Ltd.), then get approximately equal values (the amount of investment in the Russian economy and from it).
In General, the paper says that the main share of foreign direct investment in Russia and from Russia is directed with the participation of offshore jurisdictions.
In conclusion, the authors suggest that the sanctions and the policy of "deoffshorization" had a significant impact on the slowdown in investment activities, including the decline in the inflow of foreign investment, which is confirmed by UNCTAD experts.
Keywords: investments; foreign investments; investment climate; deoffshorization; sanctions; mechanisms of investment attractiveness development; foreign direct investments; territories with special legal status