НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л. А. ГОРНОСТАЕВА
В данной статье рассмотрены некоторые аспекты государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. В статье проанализирован правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в современных условиях, рассмотрены основные права и гарантии иностранных инвесторов. Кроме того, дана характеристика административного аспекта регулирования иностранных инвестиций, рассмотрена деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, иностранный капитал, инвестиционная политика, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», Консультативный совет по иностранным инвестициям.
Активная политика привлечения прямых иностранных инвестиций проводится в нашей стране на протяжении последних 15 лет. С 1991 г. в России иностранным инвесторам предоставляется национальный режим или режим наиболее благоприятствующей нации. Допуск иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с российским законодательством. Это дает государству возможность ограничивать или запрещать иностранные инвестиции в тех или иных отраслях, предоставлять иностранным инвесторам льготы, устанавливать режимы допуска инвестиций между самими иностранными инвесторами [5].
Стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна исходить из баланса между открытостью экономики и разумным протекционизмом и основываться, в первую очередь, на обеспечении национальных интересов, что подразумевает реализацию государством своей безопасности и потребностей своего развития.
Правовой аспект регулирования
Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция». Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение. В частности, для лица, осуществляющего инвестиции, всегда важно заранее знать, будут ли его действия, например приобретение акций и облигаций, приобретение или пре-
доставление имущества, рассматриваться как инвестиции. В свою очередь, государство, признавая то или иное лицо иностранным инвестором, тем самым соглашается с его правом на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.
Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от
22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от
26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ).
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
В этом ФЗ приведены определения таким понятиям, как:
- иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с за-
конодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
- иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ;
- прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
- срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;
- реинвестирование - осуществление капитальных вложений в объекты предприниматель-
ской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;
- совокупная налоговая нагрузка - расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта [6].
Также закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль и условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Основные гарантии:
- гарантия правовой защиты деятельности;
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
- гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
- гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или
в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество [4].
В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:
1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации;
2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество [5].
Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).
Определенные льготы и гарантии предоставляются иностранному инвестору и субъектами РФ, и органами местного самоуправления.
Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Согласно данному закону Правительство РФ:
- устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ;
- утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти;
- осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором и коммерческой орга-
низацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством РФ [5].
Ст. 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете РФ и в бюджетах субъектов РФ при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата РФ.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции в Российской Федерации, стал новый Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничил участие иностранцев в 42 секторах экономики.
В соответствии с данным законом иностранный инвестор будет обязан получить разрешение у властей РФ, если в результате сделки станет владельцем более 50 % акций предприятия, отно-
сящегося к стратегической отрасли, и 10 и более процентов акций стратегического предприятия, использующего недра федерального значения.
Иностранные государства, международные организации и принадлежащие им компании будут согласовывать сделку, если они будут контролировать более 25 % акций стратегического предприятия и более 5 % акций компании, работающей на участках недр федерального значения. Закон предусматривает, что он не распространяется на уже совершенные сделки, однако иностранцы все же должны будут в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу проинформировать власти РФ о владении 5 и более процентами акций стратегического предприятия.
В связи с принятием закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» были внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов.
В частности, изменения внесены в закон РФ «О недрах», в федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О связи», «О защите конкуренции», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в АПК РФ.
Административный аспект регулирования
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от
30.12.2008 с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2009) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Правительство РФ:
- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
- осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Согласно ст. 24 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства РФ. С российской стороны в его работе принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, прежде всего экономического блока. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ [3].
Состав зарубежных участников Консультативного совета периодически меняется. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику Российской Федерации:
Австралия - «БиЭйчПи Биллитон»;
Великобритания - «БАТ»;
Великобритания / США - «БП Амоко»;
Великобритания / Нидерланды - «Ройял Датч / Шелл», «Юнилевер»;
Индия - «Группа САН»;
Норвегия - «Теленор»;
США - «Каргилл», «Кока-кола», «Марс», «Пепси Кола», «Проктер энд Гэмбл», «Форд Мотор Компани», «Экссон Мобил», «Эрнст энд Янг», «Юнайтед Текнолоджиз»;
Франция - «Рено», «Шлюмберже»;
ФРГ - «БАСФ», «Дойче Банк», «МЕТРО Групп», «Сименс»;
Щвеция / Швейцария - «Тетра Пак»;
Швейцария - «Нестле»;
Япония - «Мицубиси Корпорейшн» [2].
Кроме того, международные финансовые структуры представлены в Консультативном совете ЕБРР и Всемирным Банком.
В 2002-2007 гг. из состава членов Консультативного совета выведены следующие компании:
Великобритания - «Кедбери Швепс»;
Испания - «Кампофрио»;
Италия - «ФАТА», «ФИАТ»;
Франция - «Родиа»;
Швейцария - «АББ»;
Япония - «Иточу Корпорейшн», «Мицуи».
Причиной тому послужило снижение инвестиционной активности в России, недостаточно активное участие в деятельности Консультативного совета, в том числе в рабочих группах при нем, а также непредставление ежегодной информации о результатах своей деятельности в России.
В состав Консультативного совета были приняты «БиЭйчПи Биллитон» (Австралия), «Группа «САН» (Индия), «Ройял Датч / Шелл» (Великобритания / Нидерланды), «Теленор» (Норвегия), «Форд Мотор Компани» (США), «Шлюмберже» (Франция), «МЕТРО Групп» (ФРГ), «Нестле» (Швейцария).
Статус наблюдателей присвоен компаниям «Англо Америкэн» (Великобритания / ЮАР), «Алкоа» (США), «Крафт Фудс» (США), «Тоталь» (Франция), «Иточу Корпорейшн», «Мицуи»
(Япония), учитывая их инвестиционную активность на российском рынке.
Компаниям «Скоттиш энд Ньюкасл» (Великобритания), «Баррик Голд» (Канада), «Кинросс Голд» (Канада), «Луис» (Кипр), «Норск Гидро» (Норвегия), «Доу Юроп Гмбх» (США), «Моторола» ( США), «Филипп Моррис» (США), «Шеврон Тексако» (США), «СторЕнсо» (Финляндия),
«Даймлер-Крайслер» (ФРГ), «Джи Ти Ай» (Япония), «Марубени Корпорейшн» (Япония) рекомендовано участвовать в деятельности рабочих групп при Совете [7].
Заседания Совета с 2002 г. проводятся один раз в год.
В 1995 г. при Совете был создан постоянный комитет, задачами которого являются оперативное взаимодействие и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации решений Консультативного совета, обеспечение его работы в период между заседа-
ниями, а также разработка предложений для рассмотрения в Правительстве РФ и на заседаниях Консультативного совета.
В состав Постоянного комитета с российской стороны входят руководство и представители Минэкономразвития, Минфина, МИД, Минкуль-туры, Минпромэнерго, МПР, Минсельхоза, Мининформсвязи, Минтранса, ФАС, ФСФР, Высшего арбитражного суда, Банка России, Аппарата Правительства.
Зарубежные участники представлены компаниями «Каргилл», «Кока-кола», «Пепси-Кола», «Ройял Датч / Шелл», «Эксон Мобил», «Эрнст энд Янг», «Юнайтед Текнолоджиз», «Юнилевер», а также «Дойче Банк» и ЕБРР.
Ассоциированными членами Постоянного комитета являются Союз немецкой экономики в России, Европейский деловой клуб в России, Американская торговая палата в России.
Постоянный комитет выполняет важную координирующую роль в деятельности Консультативного совета. На его заседаниях рассматриваются принципиально важные вопросы по реализации предложений, высказанных на заседаниях Совета, с целью привлечения иностранных инвесторов в реальный сектор экономики, на российский рынок ценных бумаг, вопросы ротации состава Совета и организации деятельности рабочих групп. Последнее заседание Комитета прошло 5 октября 2007 г.
Важной составной частью рабочего механизма Консультативного совета являются рабочие группы, на которых с участием представителей федеральных и региональных органов власти и иностранных инвесторов рассматриваются вопросы совершенствования налогового законодательства и улучшения экономических условий для иностранных инвесторов в России.
В настоящее время действуют девять рабочих групп:
1. Государственное регулирование экономики России.
2. Совершенствование налоговой, валютной политики, системы бухгалтерского учета и отчетности в России.
3. Развитие банковского сектора и финансовых рынков России.
4. Повышение эффективности использования природных ресурсов России.
5. Развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства в России.
6. Развитие промышленности, строительства и высоких технологий в России.
7. Улучшение инвестиционного имиджа России.
8. Совершенствование таможенных процедур.
9. Развитие государственно-частного партнерства в транспортном секторе экономики России.
Основная форма работы Консультативного совета - это прямой диалог между Правительством РФ и иностранными компаниями, банками и фирмами, входящими в состав Совета, по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России, а также и по другим проблемам продвижения иностранных инвестиций в российскую экономику.
По итогам каждого заседания Совета принимается коммюнике, отражающее результаты выполнения предыдущих решений Совета и содержащее рекомендации по основным направлениям деятельности секций на период до следующего заседания [3].
Важным компонентом деятельности Консультативного совета является подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию налоговой системы и таможенного режима.
Деятельность по формированию внешнеполитических предпосылок улучшения инвестиционного климата страны, проводимая МИД России, затрагивает основные вопросы компетенции всех секций Совета. Представители МИД принимают участие в деятельности рабочих групп и присутствуют на всех заседаниях Совета.
Основное внимание уделяется совершенствованию государственного регулирования экономики, налогового администрирования, таможенных процедур, развитию банковского сектора и финансовых рынков, созданию условий для развития высоких технологий расширения инновационной деятельности, развитию государственно-частного партнерства, формированию благоприятного инвестиционного имиджа России. Итоги заседания подтверждают интерес стратегических иностранных инвесторов к долгосрочным проектам в России и улучшение инвестиционной привлекательности нашей страны.
Итак, иностранные инвестиции играют в экономике современной России важную роль, определяя динамику экономического роста, глубину и масштабность, а также скорость процесса трансформации экономической системы на национальном и региональном уровнях. Стремление к от-
крытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обусловливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций [1].
Литература
1. Литвинцев И. П. Инновационный путь развития экономики России как условие дальнейшего экономического роста // Экономические науки. № 4. 2007. С. 34-39.
2. Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. иКЬ: www.economy.gov.ru.
3. О консультационном совете по инвестициям в России: постановление Правительства РФ от 18 сентября 2004 г. № 487.
4. Титов Н. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования налогообложения иностранных инвестиций в Российской Федерации // Финансовое право. 2004. № 1.
5. Об иностранных инвестициях в РФ: федер. закон от 25 июня 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от
03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от
29.04.2008 № 58-ФЗ).
* * *
SOME ASPECTS OF STATE REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIAN FEDERATION
L. A. Gornostaeva
In this article some aspects of state regulation of foreign investments attraction into national economy are examined. In the article the legal aspect of foreign investments regulation in modern situation is analyzed, the main rights and guarantees of foreign investors are viewed. Also the description of the administrative aspect of foreign investments regulation is given, the work of the Foreign Investments Consulting Board in Russia is examined in detail.
Key words: foreign investments, direct foreign investments, foreign capital, investment policy, Federal Law “About foreign investments in Russian federation”, Foreign Investments Consulting Board.