Региональное развитие
Ахмадеев А.М. Akhmadeev A.M.
доктор экономических наук, профессор,
ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет",
г. Уфа, Российская Федерация,
DOI: 10.17122/2541-8904-2020-1-31-15-21
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассмотрены особенности инвестиционного климата в России, как с позиции нормативно-правового регулирования, так и с позиции привлекательности для иностранных инвесторов в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Отдельно рассмотрены вопросы развития инвестиционной политики за счет распространения внешних торговых зон, свободных портов и упрощения процедур торговли. Обозначена роль агентства стратегических инициатив, а также местных органов власти в улучшении инвестиционного климата России. Указано влияние российского закона о стратегических секторах на оффшорные компании и их дочерние компании. Выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование государственной инвестиционной политики Российской Федерации. Раскрыта суть государственной программы стимулирования иностранных инвесторов под названием «Специальные инвестиционные контракты». Выделена категория «неразглашаю-щий инвестор», а также сформулированы новые поправки по специальному регулированию оффшорных компаний. Выявлена роль Министерства экономического развития и Консультативного совета по иностранным инвестициям, по содействию избранным иностранным инвесторам для улучшения инвестиционного климата в России и консультации со стороны правительства по вопросам нормативного нормотворчества. В статье также описана правовая база России, регулирующая инвестиционную деятельность, гарантирующая равные права для иностранных и местных инвесторов. Дано разъяснение о возможностях иностранных инвесторов свободно использовать свои доходы и прибыль, полученные от российских инвестиций, в любых целях, если они не нарушают российское законодательство. Представлены структура и соотношение основных источников прямых инвестиций в Россию, а также динамика и структура основных портфельных инвестиций. Указаны основные двусторонние инвестиционные соглашения и налоговые соглашения, связывающие Россию с международным сообществом. Описаны роль и основные направления деятельности Российского фонда прямых инвестиций. Обозначены основные направления содействия иностранным инвесторам со стороны России путем создания внешних торговых зон, свободных портов и упрощения процедур торговли.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика России, инвестиционная привлекательность, российский фонд прямых инвестиций, агентство стратегических инициатив, правовая база, инвесторы, налоговые соглашения, санкции, инвестиционный климат.
MAIN DIRECTIONS OF RUSSIA'S INVESTMENT POLICY
AT THE PRESENT STAGE
The article deals with the features of the investment climate in Russia both from the standpoint of legal regulation and from the standpoint of attractiveness for foreign investors in the conditions of sanctions pressure from Western countries. The issues of investment policy development due to the expansion of external trade zones, free ports and trade facilitation are considered separately.
УДК 330.322.01
Regional development
The role of the Agency for strategic initiatives and local authorities in improving the investment climate in Russia is outlined. The influence of the Russian law on strategic sectors on offshore companies and their subsidiaries is indicated. The key factors influencing the formation of the state investment policy of the Russian Federation are revealed. The essence of the state program of stimulation of foreign investors under the name "Special investment contracts"is revealed. Category selected "nerazrushaushsii investor", and formulated a new amendment by a special regulation of offshore companies. The role of the Ministry of economic development and the Advisory Council on foreign investment, to assist selected foreign investors to improve the investment climate in Russia and advice from the government on regulatory issues is identified. The article also describes the legal framework of Russia regulating investment activities, guaranteeing equal rights for foreign and local investors. An explanation is given about the possibilities of foreign investors to freely use their income and profits derived from Russian investments for any purpose, as long as they do not violate Russian legislation. The structure and ratio of the main sources of direct investments in Russia, as well as the dynamics and structure of the main portfolio investments are presented. The main bilateral investment agreements and tax agreements linking Russia with the international community are indicated. The role and main activities of The Russian direct investment Fund are described. The main directions of Russia's assistance to foreign investors through the creation of external trade zones, free ports and trade facilitation are outlined.
Key words: investment, investment policy of Russia, investment attractiveness, russian direct investment fund, agency for strategic initiatives, legal framework, investors, tax treaty, sanctions, the investment climate.
Актуальность исследования. За счет проведения нормативно-правовых реформ в 2018 году, Российская Федерация смогла подняться на четыре ступени и занять 31-е место из 190 стран в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса за 2019 год». Однако фундаментальные структурные проблемы в управлении экономикой, в дополнение к санкциям Запада, продолжают сдерживать прямые иностранные инвестиции по всей России [5].
В частности, российская судебная система остается в значительной степени предвзятой в пользу государства, в результате чего инвесторы практически не общаются в правовых спорах с правительством. Несмотря на продолжающиеся антикоррупционные усилия, высокий уровень коррупции среди правительственных чиновников усугубляет этот риск.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) сыграло важную роль в улучшении инвестиционного климата в России, а его система ранжирования российских регионов побудила местные власти улучшить инвестиционный климат в своих регионах. Система рейтинга ASI доступна по адресу https://asi. ru/investclimate/rating/.
Поскольку регионы конкурируют за иностранные инвестиции, местные органы власти значительно сократили местные нормативные акты, и в 2018 году 78 российских регионов улучшили свои показатели регионального индекса инвестиционного климата.
Российский закон о стратегических секторах (SSL) устанавливает процесс одобрения иностранных инвестиций, в результате чего становится контрольным пакет акций одного из 46 «стратегических секторов России». Поправки к SSL, утвержденные в 2017 году, расширили сферу его действия и теперь включают оффшорные компании и их дочерние компании, помимо иностранных государств, международных организаций и их филиалов. В мае 2018 года поправки к Федеральному закону № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» заменили категорию «оффшорная компания» SSL-категорией «неразглаша-ющий инвестор» (то есть инвестор, не разглашающий информацию на своих бенефициаров, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц). Новые поправки заменили специальное регулирование оффшорных компаний, введенное в 2017 году, и предоставили новую концепцию «компаний».
Формирование государственной инвестиционной политики Российской Федерации осуществляется при воздействии множества факторов. Достаточно большую роль в регулировании экономической системы исполняет государство [3]. Российское правительство с 2015 года разработало программу стимулирования иностранных инвесторов под названием «Специальные инвестиционные контракты» (СПИК). SPIC предложили иностранным инвесторам, которые заключили
Таблица 1. Ключевые показатели и рейтинги
Региональное развитие
контракты, право на льготный таможенный режим, возможность конкурировать за государственные контракты из единственного источника и стимулы. Эти контракты, как правило, заключаемые и подписываемые Министерством промышленности и торговли, позволяют иностранным компаниям участвовать в российских программах импор-тозамещения, предоставляя доступ к определенным субсидиям для иностранных производителей, создавших местное производство.
Мера Год Индекс / место Адрес веб-сайта
Индекс восприятия коррупции TI 2018 138 из 180 http://www.transparency.org/research/ cpi/overview
Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса» 2018 31 из 190 http://www.doingbusiness.org/en/ rankings
Глобальный инновационный индекс 2018 46 из 126 https://www.globalinnovationindex.org/ analysis-indicator
ПИИ в США в стране-партнере ($ M USD, позиции на бирже) 2017 $ 13,881 http://www.bea.gov/international/ factsheet/
ВНД Всемирного банка на душу населения 2017 $ 9239 http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GNP.PCAP.CD
Составлено автором
В 2018 году Министерство промышленности и торговли внесло законопроект о внесении изменений в законодательство, вводящих механизм «БРГС 2.0». БРГС 2.0, ввод которого ожидался в 2019 году, будет доступен только тем фирмам, которые внедряют новые технологии, в настоящее время недоступные в России.
Открытость и ограничения на иностранные инвестиции. Политика в отношении прямых иностранных инвестиций
Министерство экономического развития (МЭР) отвечает за надзор за инвестиционной политикой в России. Консультативный совет по иностранным инвестициям ^1АС), созданный в 1994 году, возглавляется премьер-министром и в настоящее время включает в себя 53 международных компаний-члена и четыре компании в качестве наблюдателей. FIAC позволяет избранным иностранным инвесторам напрямую представлять свои взгляды на улучшение инвестиционного климата в России и консультирует правительство по вопросам нормативного нормотворчества.
Основная правовая база России, регулирующая инвестиции, включает:
1) Закон 160-ФЗ от 9 июля 1999 г «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
2) Закон № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений»;
3) Закон № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года «Об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение для государственной безопасности и обороны» и Закон РСФСР № 1488-1 от 26 июня 1991 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР)» [1].
Эта система формально пытается гарантировать равные права для иностранных и местных инвесторов в России. Однако исключения допускаются, когда это считается необходимым для защиты российской конституции, морали, здоровья, прав человека и наци- 17
Regional development
ональной безопасности или обороны, а также для содействия социально-экономическому развитию России. Иностранные инвесторы могут свободно использовать свои доходы и прибыль, полученные от российских инве-
Таблица 2. Источники и назначение ПИИ
стиций, в любых целях, если они не нарушают российское законодательство. Статистика прямых иностранных инвестиций и портфельных иностранных инвестиций отражена в таблице 2.
Прямые инвестиции Прямые инвестиции за границу
Всего входящих инвестиций $ 413,172435,498 100% Исходящие инвестиции $ 364159 100 %
Кипр $ 144,379 33% Кипр $ 187125 51 %
Нидерланды $ 39802 9% Нидерланды $ 47339 13 %
Багамские острова $ 36343 8% Швейцария $ 18249 5 %
Бермудские острова $ 27423 6% Австрия $ 26943 7 %
Германия $ 18095 4% Британские Виргинские острова $ 11224 3 %
«0» отражает суммы, округленные до +/- 500 000 долларов США
Таблица 3. Российские направления портфельных инвестиций
Портфельные инвестиционные активы (по состоянию на 1 октября 2018 года)
Пять лучших партнеров (в миллионах долларов США)
Общее количество Ценные бумаги Всего долговых ценных бумаг
Все страны $ 68988 100% Все страны $ 5588 100% Все страны $ 63400 100%
Ирландия $ 22934 33% Соединенные Штаты $+1925 34% Ирландия $ 22736 35%
Люксембург $ 17963 26% Кипр $ 644 12% Люксембург $ 17504 27%
Нидерланды $ 4901 7% Люксембург $ 460 8% Нидерланды $ 4674 7%
Соединенные Штаты $ 3423 5% Нидерланды $ 227 4% Соединенные Штаты $ 1498 2%
Кипр $ 1748 3% Ирландия $ 198 4% Кипр $ 1104 1%
Двусторонние инвестиционные соглашения и налоговые соглашения
Россия является участницей около 63 действующих договоров, которые содержат положения об инвестициях.
Россия подписала, но не ратифицировала и, в конечном итоге, не применила Договор о Европейской энергетической хартии, который включает механизм урегулирования споров между инвестором и государством.
Четыре региональных соглашения об интеграции включают в себя договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном), белорусско-казахстанско-
российское соглашение об услугах и инвестициях, соглашение об общей экономической зоне (с Белоруссией, Казахстаном, Украиной) и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (СПС).
В качестве члена ЕАЭС Россия является участником Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом (ССТ), в котором содержатся положения об инвестициях. Отдельные страны-члены ЕАЭС, как правило, сохраняют за собой право заключать собственные двусторонние инвестиционные договоры. В январе 2018 года ЕАЭС и Индия объявили о планах подписать согла-
шение о свободной торговле в ближайшем будущем. ЕАЭС также ведет переговоры о ССТ с другими странами, включая Сингапур и Турцию. Промежуточное трехлетнее соглашение о свободной торговле (IFTA) между ЕАЭС и Ираном было подписано в мае 2018 года. Это IFTA вступило в силу в начале 2019 года и снижает или отменяет тарифы на определенные товары - на них приходится примерно 50 процентов торговли между сторонами. В мае 2018 года ЕАЭС и Китай подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве.
США и Россия подписали двусторонний инвестиционный договор (ДИД) в 1992 году. Однако он до сих пор не ратифицирован и не вступил в силу. Американо-российский диалог для изучения перспектив переговоров по новому ДИД прекратился после добровольного вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году. Таким образом, инвесторы из двух стран не имеют никакой защиты, кроме внутреннего законодательства.
Соглашение между США и Россией о подоходном налоге, действующее с 1994 года, было разработано для решения проблемы двойного налогообложения и уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Всего Россия является участником 82 договоров об избежании двойного налогообложения.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был создан в 2011 году в качестве государственного фонда прямых инвестиций для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими инвесторами и предлагал софинансирование иностранных инвестиций, направленных на модернизацию российской экономики. РФПИ участвует в проектах стоимостью от 50 до 500 миллионов долларов США, причем доля в проекте не превышает 50 процентов. РФПИ привлек долгосрочные иностранные капиталовложения на общую сумму более 40 миллиардов долларов США в следующие сектора: энергетика, энергосберегающие технологии, телекоммуникации, здравоохранение и другие области. РФПИ также разработал систему для ино-
Регионапьное развитие
странных инвестиций в свои проекты, которая позволяет иностранным инвесторам автоматически участвовать в каждом проекте РФПИ:
Внешние торговые зоны / Свободные порты / Упрощение процедур торговли
Россия продолжает содействовать использованию парков высоких технологий, особых экономических зон и промышленных кластеров, которые предлагают дополнительные налоговые и инфраструктурные стимулы для привлечения инвестиций. «Компании-резиденты» могут получать широкий спектр льгот, включая освобождение от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, импортных пошлин и частичного освобождения от платежей в социальные фонды. Правительство оценивает и предоставляет финансирование для инвестиций на ежегодной основе.
В России 25 особых экономических зон (ОЭЗ), которые попадают в одну из четырех категорий: промышленные и производственные зоны; зоны технологий и инноваций; туристско-рекреационные зоны; портовые зоны. По состоянию на январь 2018 года, в российских ОЭЗ работало 15 американских компаний. Согласно российским данным, по состоянию на октябрь 2018 года, американские инвесторы инвестировали в ОЭЗ более 1 млрд долларов США, что делает США вторым по величине инвестором в российских ОЭЗ. Расследование Счетной палатой Российской Федерации ОЭЗ в апреле 2017 года показало, что зоны не оказали заметного влияния на российскую экономику с момента их основания в 2005 году. Отдельная, но похожая программа «Территории перспективного развития» была запущена в 2015 году с планами создания районов с льготным режимом налогообложения и упрощенными государственными процедурами в Сибири, Калининграде и на Дальнем Востоке России в мае 2016 года.
Таким образом, события, имевшие место в 2014 году, сильно повлияли на инвестиционный климат в России наряду с настроениями иностранных инвесторов, действующих
Regional development
в стране. Наибольший удар был нанесен введением санкций против России и падением цен на нефть, что значительно ухудшило макроэкономическую ситуацию в стране, стимулировало инфляцию, ослабило национальную валюту, ограничило доступ к долговому финансированию, повысило процентные ставки, привело к ограничениям внешней торговли и сложной жизни для ряда отраслей.
Напряженные международные отношения и более слабые макроэкономические основы заметно подорвали доверие инвесторов: в 2014 году приток прямых иностранных инвестиций в Россию сократился на 70 % - до 21 млрд долларов США, что является рекордно низким с 2006 года. Во второй половине 2014 года Банк России впервые с 2005 года сообщает о чистом оттоке прямых иностранных инвестиций из страны.
Приоритетной целью инвестиционной политики Российской Федерации в нынешнее время является развитие отечественного долгосрочного инвестирования. Это связано отчасти с тем, что основное условие для большого количества иностранных инвесторов, которые хотят вступить в долгосрочный
проект, - участие в проекте капитала страны [8].
Эксперты, знакомые с притоком иностранных инвестиций, указывают на сокращение инвестиционных проектов, инициированных и осуществляенных иностранными инвесторами в России в 2014 и 2015 годах.
Эти факторы позволили выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России:
- традиционные проблемы, которые включают нестабильное регулирование и волокиту;
- неблагоприятное развитие экономики, снижение привлекательности российского рынка, слишком сложная бизнес-среда;
- неопределенность по поводу устойчивости экономических мер, принятых правительством.
Однако наше исследование показывает, что иностранные компании с инвестициями в реальную экономику России не планируют сокращать присутствие в стране, несмотря на текущую ситуацию, которую они называют неблагоприятной. Инвесторы уверены в экономическом потенциале России и готовы наращивать инвестиции в ближайшие годы.
Список литературы
1. Бородушко И.В., Кокорин И.С. Эволюция нормативно-правовой базы прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 1 (51). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-normativno-pravovoy-bazy-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.09.2019).
2. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Инвестирование: теория и практика: учебни. — М.: КНОРУС, 2017. — 410 с.
3. Етирмишли К.Э. Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 12 (52). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ investitsionnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-
na-sovremennom-etape (дата обращения: 30.09.2019).
4. Валинурова Л.С., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А., Исхакова Э.И. Теоретико-методологические проблемы активизации инновационных процессов в отечественной экономике. - М.: Русайнс, 2015. - 156 с. - С. 149-154. ISBN 978-5-4365-0572-5.
5. Патрикеева В.Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций // JSRP. - 2015. -№ 1 (21). - С. 55-68.
6. Сагатгареев Э.Р. Управление инвестиционной привлекательностью муниципального образования. - М.: РУСАЙНС,2016. -221 с.
7. Френкель А. и др. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. -2008. - № 9. - С. 76-90.
8. Щербакова К.А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — № 51. — С. 313-315. — URL https://moluch.ru/ archive/237/54934/ (дата обращения: 30.09.2019)
References
1. Borodushko I.V., Kokorin I.S. The evolution of the regulatory framework of foreign direct investment in the Russian Federation // Leningrad Journal of Law. - 2018.- No. 1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ evolyutsiya-normativno-pravovoy-bazy-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 09/30/2019).
2. Valinurova L.S., Kazakova O.B. Investing: theory and practice: textbooks. - M.: KNORUS, 2017 .-- 410 p.
3. Etirmishli K.E. The investment policy of the Russian Federation at the present stage // Problems of Economics and Management. -2015. - No. 12 (52). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/investitsionnaya-politika-
Региональное развитие
rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (accessed: 09/30/2019).
4. Valinurova L.S., Kazakova O.B., Kuzminykh N.A., Iskhakova E.I. Theoretical and methodological problems of activation of innovative processes in the domestic economy.
- M.: Rusyns, 2015 .-- 156 p. - P. 149-154. ISBN 978-5-4365-0572-5.
5. Patrikeeva V.E. Attracting investment under sanctions // JSRP. - 2015. - No. 1 (21). -P. 55-68.
6. Sagatgareev E.R. Management of the investment attractiveness of the municipality. -M .: RUSAINS, 2016. - 221 p.
7. Frankel A. et al. Foreign investment in Russia: main trends // Problems of the theory and practice of management. - 2008. - No. 9. -P. 76-90.
8. Shcherbakova K.A. The investment policy of the Russian Federation at the present stage // Young scientist. - 2018. - No. 51. - P. 313-315.
- URL https://moluch.ru/archive/237/54934/ (accessed: 09/30/2019)