Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова Динара Абдулбасировна, Султанов Гарун Султанахмедович

В статье раскрыты инвестиционные и инновационные составляющие развития регионов в условиях устойчивого экономического роста. Изучен опыт тех территорий, которые приступили к реализации инновационной стратегии развития, а также возникающие проблемы с привлечением инвестиций в высокотехнологические отрасли. Рассмотрены вопросы инвестиционной привлекательности региона и анализа инвестиционно-инновационной обеспеченности региона, потенциала и риска. Раскрыты основные проблемы, препятствующие более эффективному осуществлению инвестиционной деятельности. Делается вывод, что те территории, индикаторы инновационного развития которых выше среднероссийских, способны реализовать инновационную стратегию на своей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулейманова Динара Абдулбасировна, Султанов Гарун Султанахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

The article reveals the investment and innovative components of regional development in the context of sustainable economic growth. The experience of those territories that have embarked on the implementation of an innovative development strategy, as well as emerging problems with attracting investments in high-tech industries, has been studied. The issues of investment attractiveness of the region and analysis of investment and innovation security of the region, potential and risk are considered. The main problems that hinder the more efficient implementation of investment activities are revealed. It is concluded that those territories, the indicators of innovative development of which are higher than the national average, are able to implement an innovative strategy on their territory.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_10_974 УДК 330.322

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Сулейманова Динара Абдулбасировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sdinara61@mail.ru

Султанов Гарун Султанахмедович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sirius2001@mail.ru

В статье раскрыты инвестиционные и инновационные составляющие развития регионов в условиях устойчивого экономического роста. Изучен опыт тех территорий, которые приступили к реализации инновационной стратегии развития, а также возникающие проблемы с привлечением инвестиций в высокотехнологические отрасли. Рассмотрены вопросы инвестиционной привлекательности региона и анализа инвестиционно-инновационной обеспеченности региона, потенциала и риска. Раскрыты основные проблемы, препятствующие более эффективному осуществлению инвестиционной деятельности. Делается вывод, что те территории, индикаторы инновационного развития которых выше среднероссийских, способны реализовать инновационную стратегию на своей территории.

Ключевые слова: инвестиции; инновации; развитие; регионы; устойчивость; экономический рост.

UDC 330.322

INVESTMENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

Suleimanova Dinara Abdulbasirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sdinara61@mail.ru

Sultanov Garun Sultanahmedovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sirius2001@mail.ru

The article reveals the investment and innovative components of regional development in the context of sustainable economic growth. The experience of those territories that have embarked on the implementation of an innovative development strategy, as well as emerging problems with attracting investments in high-tech industries, has been studied. The issues of investment attractiveness of the region and analysis of investment and innovation security of the region, potential and risk are considered. The main problems that hinder the more efficient implementation of investment activities are revealed. It is concluded that those territories, the indicators of innovative development of which are higher than the national average, are able to implement an innovative strategy on their territory.

Keywords: investments; innovation; development; regions; stability; the economic growth.

В современной России инновационное и технологическое развитие признается одним из приоритетных. В настоящее время состояние мировых энергетических рынков изменилось, усилилась геополитическая напряженность, которая стала причиной введения достаточно негативных для страны санкций, повлекших ослабление экономического роста.

России необходим переход к инновационному типу развития. В ближайшем будущем необходимо скорректировать главные направления внутренней политики и направить все силы на реформирование общественных институтов с целью активизации инновационной деятельности, выработать эффективные схемы взаимодействия государства науки и бизнеса [8].

Указанные выше обстоятельства являются причиной отсутствия единого мнения на объект промышленной политики.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации определены целевые индикаторы развития промышленности:

- увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, до 40-50 %;

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 %.

Ключевым и одним из важнейших принципов развития промышленной политики является взаимодействие всех приоритетов на федеральном, окружном и региональном уровнях [10].

Кластеры регионального развития расширяют объемы финансовых, трудовых ресурсов, требуют от участников кластера слаженной системы, осуществляют реализацию крупных инвестиционных проектов.

По мнению аналитиков, одной из основных задач предприятий, входящих в промышленные кластеры, является стремление к максимальному импортозамещению. Это поможет снять зависимость от других стран и снизить стоимость выпускаемой продукции.

Промышленные кластеры представляют собой географическую базу территориальной сети. Они включают поставщиков определенных товаров, производственных услуг, сырья, энергии, а также услуг инфраструктуры. Кластеры могут распространяться как на технологии, а также на создание новых взаимозаменяемых продуктов [11].

Успешное и стабильное развитие любого региона обеспечивается эффективной инвестиционной деятельностью. Для устойчивого экономического роста региона важное значение имеет его активность в инвестиционной и инновационной сферах. Для этого необходимо оценить инвестиционную привлекательность региона и провести анализ инвестиционно-инновационной обеспеченности региона, потенциала и риска. Для этого рассматриваются группы показателей, характеризующие эффективность экономики:

- объем научно-инновационного потенциала региона;

- удельный вес внедренных разработок и проектов в общем их количестве;

- доступность долгосрочного ссудного капитала, банковского кредитования;

- транспортную доступность региона, уровень экономического развития, уровень развития инфраструктуры, в том числе для развития среднего и малого бизнеса; производственный потенциал экономики региона (страны);

- социально-политическую стабильность.

Необходимо определить наиболее перспективный объект инвестирования, поскольку в будущем выбор отразится на финансово-экономических итогах инвестора. Как отмечалось, при выборе инвестиционного решения большое значение имеет инвестиционный климат субъекта [2].

Перспективным направлением развития нашей страны в долгосрочной перспективе является переход на инновационный путь развития. Важнейшими факторами, обусловившими необходимость осуществления этого перехода можно назвать следующие:

- постоянное увеличение разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов;

- наличие депрессивных, кризисных и проблемных регионов;

- слабая интеграция единого социально-экономического пространства Российской Федерации, недостаточно эффективные межрегиональные связи;

- неравномерное распределение финансовых, материальных факторов производства, трудовых ресурсов в регионах, а также усиление роли ограниченности ресурсов и обострение конкуренции на этих рынках.

Создание и внедрение инвестиционных проектов необходимо, в первую очередь, для экономического роста и укрепления налогового потенциала.

Для того чтобы обеспечить устойчивый экономический рост в стране, необходимо обеспечить опережающее развитие депрессивных, проблемных, кризисных регионов. Это опережающее развитие можно обеспечить только на основе внедрения инноваций в региональную социально-экономическую систему.

Исследуя региональный аспект разработки сырьевого сценария развития региона, необходимо отметить, что его реализация может быть связана с отрицательными и положительными результатами.

В настоящее время сырьевые регионы имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе за инвестиции, в связи с чем увеличивается дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития [3].

Помимо этого, реализация сырьевой модели позволит создать центры управления деятельностью сырьевых комплексов, что необходимо для эффективного функционирования агломерационного опорного каркаса.

Таким образом, подводя итоги перспективам использования сырьевой составляющей инновационной стратегии развития, можно сделать вывод, что сырьевые регионы, ориентированные на экспорт, могут взять на себя роль локомотивов роста экономики.

Однако для успешного решения этой зада -чи необходимо обеспечить устойчивое развитие сопряженных конкурентоспособных отраслей промышленности, внедрить инновационные ресурсосберегающие технологии, проводить систематический мониторинг экологической безопасности производств в отраслях добывающей промышленности, а также разработать механизм, ориентированный на бережное использование невоспроизводимого сырья [4].

Важную роль имеет оценка инвестиционного потенциала и инвестиционного климата региона. Все инновационные проекты, которые реализуются в высокотехнологичных отраслях, как правило, достаточно капиталоемкие и для их успешной реализации требуется много времени. В связи с этим, регионам необходимо иметь достаточные фи-

нансовые средства, предусмотренные для вложения в развитие высокотехнологичных отраслей регионального комплекса. К основным критериям, определяющим степень интенсивности региональных инвестиционных процессов, относятся инвестиционная привлекательность инновационной сферы субъекта Федерации, степень развития рыночной инфраструктуры [4].

Специалисты отмечают, что инновационная сфера связана с большими рисками и представители бизнеса тщательно оценивают степень неопределенности при разработке и реализации проектов. В связи с этим большое значение имеет меры государственной поддержки и стимулирования финансирования в инновационную сферу [12].

Как показывает исследование зарубежного опыта, у тех территорий, которые приступили к реализации инновационной стратегии развития, возникают проблемы с привлечением инвестиций в высокотехнологические отрасли. Поэтому государство принимает активное участие в регулировании этих процессов. Эта проблема становится острее в условиях кризиса, недостатка бюджетных средств, когда возникает вопрос определения приоритетных инновационных проектов в разных регионах.

К сожалению, невысокий изобретательский потенциал и резкое снижение спроса со стороны предпринимательского сектора на научно-технические разработки говорят нам о том, что существуют серьезные проблемы как в предпринимательском секторе, так и в научной сфере [6].

Анализируя особенности развития инновационной сферы в нашей стране, нужно отметить, что большинство проблем связано с бессистемностью в сфере научно-технической политики государства.

Наша страна обладала развитым научно-техническим потенциалом, однако по уровню развития институциональных инструментов научно-технического процесса произошло резкое отставание и в настоящее время, по оценкам экспертов, мы находимся на уровне пятидесятых годов 20-го века.

В развитых странах мира в государственной научно-технической политике используются следующие инструменты - государственный контракт, грант, кооперативное соглашение [5].

Государственный контракт используется в тех случаях, когда для государства приобретение результатов научно-исследовательской деятельности становится выгодным. Как условие обговаривается возможность продажи результатов научно-исследовательской деятельности третьим лицам [9].

Анализируя ситуации, в которых форма гранта как поддержки научных исследований государством особенно выгодна и эффективна, можно отметить, что это те ситуации, когда результаты исследований ориентированы на долгосрочную перспективу, не носят конкретного характера.

Характеризуя такой важный институциональный инструмент как кооперативное соглашение, можно отметить, что его особенностью является принадлежащее государству право мониторинга и оценки выполненных работ. В кооперативном соглашении четко обозначаются права участников, а также вклад каждого данного соглашения.

Эксперты отмечают, что этот очень важный институциональный инструмент имеет большое значение в организации кооперативных процессов между предпринимательской и государственной сферами, в решении вопроса о формах совместного инвестирования и распределении дохода [8].

В настоящее время в Российской Федерации преобладает прямая поддержка научных исследований. Проводя анализ использования этой формы поддержки в ведущих странах, можно отметить, что он занимает небольшой удельный вес в общем объеме финансовых средств, выделяемых государством на научно-исследовательские разработки.

Если взять экономический рост на примере Республики Дагестан, то здесь наблюдаемый ежегодный прирост инвестиций в основной капитал Республики Дагестан, при низкой инвестиционной привлекательности создает парадоксальную ситуацию, которая объясняется тем, что инвестиционная привлекательность региона подвержена влиянию множества факторов. Комплексный анализ факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, приводит к выводу, что ежегодный прирост объема инвестиций в основной капитал республики в совокупности постоянно высокими инвестиционными рисками/привлекательностью

является свидетельством неэффективности региональной инвестиционной политики. Неэффективность такой политики обусловливается механическим приростом объема инвестиций в экономику при отсутствии возможности улучшения качества жизни населения, характеризующий показатель - низкая инвестиционная активность. Другим не менее важным направлением для повышения инвестиционной привлекательности РД является привлечение инвестиций в экологическую сферу, социальную сферу и т. д., без которых невозможно успешное развитие всего региона [1].

Основными проблемами, препятствующими более эффективному осуществлению инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, являются следующие:

- недоступность кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов;

- наличие инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности;

- недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства;

- недостаточный потенциал работников органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республика Дагестан начала работу с ведущими российскими рейтинговыми агентствами. Минфин намерен более полно информировать их о реальной экономической ситуации. Нужно, чтобы сложились полноценные представления о нашей республике.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что успешная разработка инновационного сценария возможна только при соблюдении следующих требований:

1) формирование инновационного потенциала;

2) создание инновационно-технологической среды в целях развития инновационного производства посредством развития сопряженных с основным видом деятельности производств;

3) стимулирование платежеспособного спроса на инновационные разработки, создаваемые на этой территории;

4) обеспечение высокой инвестиционной активности на территории;

5) развитие человеческого потенциала региона [7].

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что те территории, индикаторы инновационного развития которых выше среднероссийских, способны реализовать

инновационную стратегию на своей территории.

Реализация инновационно-технологического сценария должна осуществляться поэтапно, в первую очередь нужно начинать с регионов, подготовленных к этому процессу.

Список литературы_

1. Айгумов, А. Дж. Особенности создания кластерных формирований в депрессивных регионах / А. Дж. Айгу-мов, М. М. Магомедова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-2 (65). - С. 311-316.

2. Амхадова, Э. А. Перспективы реализации инвестиционно-инновационной стратегии развития дотационных регионов / Э. А. Амхадова // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 123-127.

3. Бережная, А. В. Роль человеческого капитала в формировании региональных инвестиционно-инновационных систем / А. В. Бережная // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 10. - С. 12-15.

4. Вехов, С. Е. Совершенствование системы управления инвестиционно-инновационным развитием региона / С. Е. Вехов, С. В. Пономарев // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. -2020. - Т. 1. - С. 198-203.

5. Дорошенко, Ю. А. Применение пространственного подхода к формированию и развитию инвестиционно-инновационной системы региона / Ю. А. Дорошенко, А. В. Бережная // Экономика. Общество. Человек : матери -алы национальной научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 161-166.

6. Жданова, А. В. Параметры оценки экономического развития региона с позиции формирования комплексной инвестиционно-инновационной системы / А. В. Жданова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 2 (87). - С. 146-154.

7. Латышева, А. С. Инвестиционно-инновационный потенциал промышленных предприятий как основа развития экономики региона / А. С. Латышева, Н. В. Гордеева // Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие : материалы V Республиканской научно-практической конференции / отв. редактор А. В. Ярошенко. - 2020. -С. 309-313.

8. Магомедова, М. М. Механизм привлечения инвестиций в регион и методы оценки инвестиционных рисков / М. М. Магомедова, Г С. Султанов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-1 (76). - С. 242-245.

9. Магомедова, М. М. Направления институциональных изменений в региональной промышленной политике / М. М. Магомедова, Г С. Султанов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-4 (76). - С. 1154-1158.

10. Полшков, Ю. Н. О прикладном экономико-математическом инструментарии оценивания показателей инвестиционно-инновационного развития региона / Ю. Н. Полшков // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. - С. 151-155.

11. Скорикова, М. В. Роль иностранного капитала в инвестиционно-инновационном развитии региона / М. В. Скорикова, Е. И. Козлова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2020. - № 7 (32). - С. 52-55.

12. Усманов, А. Н. Управление инвестиционно-инновационным развитием стабильно-динамичного региона в условиях цифровой экономики / А. Н. Усманов // Вектор развития управленческих подходов в цифровой экономике : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Казанский инновационный университет имени В. Г Тимирясова. - Казань, 2020. - С. 240-245.

References_

1. Ajgumov A.Dzh., Magomedova M.M. Osobennosti sozdaniya klasterny'x formirovanij v depressivny'x regionax. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 12-2 (65). S. 311-316.

2. Amxadova E'.A. Perspektivy' realizacii investicionno-innovacionnoj strategii razvitiya dotacionny'x regionov. Problemy vnedreniya rezul'tatov innovacionnyx razrabotok. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 123-127.

3. Berezhnaya A.V. Rol' chelovecheskogo kapitala v formirovanii regional'ny'x investicionno-innovacionny'x system. Obrazovanie i nauka bez granicz: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. 2019. № 10. S. 12-15.

4. Vexov S.E., Ponomarev S.V. Sovershenstvovanie sistemy' upravleniya investicionno-innovacionny'm razvitiem regiona. Nauchno-texnicheskoe i e'konomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR vXXI veke. 2020. T. 1. S. 198-203.

5. Doroshenko Yu.A., Berezhnaya A.V. Primenenie prostranstvennogo podxoda k formirovaniyu i razvitiyu investicionno-innovacionnoj sistemy' regiona. E'konomika. Obshhestvo. Chelovek : materialy nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. 2020. S. 161-166.

6. Zhdanova A.V. Parametry' ocenki e'konomicheskogo razvitiya regiona s pozicii formirovaniya kompleksnoj investicionno-innovacionnoj sistemy'. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, e'konomiki i prava. 2021. № 2 (87). S. 146-154.

7. Laty'sheva A.S., Gordeeva N.V. Investicionno-innovacionny'j potencial promy'shlenny'x predpriyatij kak osnova razvitiya e'konomiki regiona. Resursosberezhenie. E'ffektivnost'. Razvitie : material/ V Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii/otv. redaktor AV. Yaroshenko. 2020. S. 309-313.

8. Magomedova M.M., Sultanov G.S. Mexanizm privlecheniya investicij v región i metody' ocenki investicionny'x riskov. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 11-1 (76). S. 242-245.

9. Magomedova M.M., Sultanov G.S. Napravleniya institucional'ny'x izmenenij v regional'noj promy'shlennoj politike. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 11-4 (76). S. 1154-1158.

10. Polshkov Yu.N. O prikladnom e'konomiko-mateiriaticheskoiTi instrumentad ocenivaniya pokazatelej investicionno-innovacionnogo razvitiya regiona. Innovacii v upravlenii regional'ny'm i otraslevym razvitiem. Material/ Nacional'noj c mezhdunarodny'm uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2020. S. 151-155.

11. Skorikova M.V., Kozlova E.I. Rol' inostrannogo kapitala v investicionno-innovacionnom razvitii regiona. Aktual'nye problem/ i perspektiv/ razvitiya e'konomiki: rossijskij i zarubezhnyj opy't. 2020. № 7 (32). S. 52-55.

12. Usmanov A.N. Upravlenie investicionno-innovacionny'm razvitiem stabil'no-dinamichnogo regiona v usloviyax cifrovoj e'konomiki. Vektorrazvitiya upravlencheskixpodxodov v cifrovoje'konomike: material/ II Vserossijskojnauchno-prakticheskoj konferencii. Kazanskij innovacionnyj universitet imeni V. G. Timiryasova. Kazan', 2020. S. 240-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.