РАЗВИТИЕ АПК
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О. Б. УГУРЧИЕВ, доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] Б. М. ГАТАГАЖЕВ, аспирант кафедры менеджмента Тел. : 8(8734) 62-48-65; 8(928) 249-88-88 Ингушский государственный университет
Исследуются приоритетные направления инвестиционной стратегии, призванные создать надежные предпосылки стабильного экономического роста, а в конечном итоге - способствовать устойчивости системы продовольственного обеспечения, и в частности продовольственного рынка. Предложен комплекс мероприятий государственного стимулирования потребительского и инвестиционного спросов на региональных товарных рынках страны.
Ключевые слова: инвестиции, государственная стратегия, продовольственное обеспечение, продовольственный рынок.
Ситуация в региональной системе продовольственного обеспечения Республики Ингушетия остается по-прежнему нестабильной в связи с тем, что до сих пор не были созданы устойчивые предпосылки экономического роста в системе агропромышленного комплекса (АПК), обостряется ряд социально-экономических проблем, требующих мобильной и активной государственной структурной и инвестиционной политики, прежде всего посредством создания в республике благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
В структуре инвестиций в основной капитал субъектов системы продовольственного обеспечения с 2000-х гг. существенно возросла доля расходов на приобретение технических средств. Наряду с
этим, в республике возросла доля расходов на финансирование, проектирование и осуществление модернизации, технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей при резком сокращении доли инвестирования нового строительства. Это становится одним из важных факторов, формирующих повышенный спрос на основные средства производства, сырье, материалы, энергоресурсы, удобрения, ядохимикаты и т. д. Увеличение объемов инвестиций создает основу для увеличения ВВП, доходов бюджетов разных уровней и решения наиболее острых — экологических — проблем в республике. При этом для расширения спроса агентов республиканского продовольственного рынка на инвестиции для технологической и технической модернизации бизнеса необходимо поддерживать новую экономическую стратегию развития региональной системы продовольственного обеспечения. Эта проблема имеет общенациональный характер.
В настоящее время в Республике Ингушетия необходимо разработать новую инвестиционную политику в системе АПК, в составе которой требуется выработать соответствующие стратегические механизмы по формированию социально ориентированного современного высокотехнологического продовольственного рынка.
Развитие АПК
Важнейшим направлением реализации новой государственной стратегии должно стать создание благоприятного инвестиционного климата за счет реализации экстренных стабилизационных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях управления, среди которых выделим следующие:
1) разработка и реализация законодательно-правового механизма защиты частных инвестиций и введение государственных гарантий их возврата за счет органов Государственного страхового инвестиционного фонда;
2) разработка стимулирующей организационно-правовой системы привлечения валютных сбережений населения посредством введения временного моратория (на срок до одного года) на декларирование вкладов населения на валютные счета в банках и одновременного введения порядка использования валюты на внутреннем рынке только по безналичным перечислениям с помощью электронных карточек; обмен наличной валюты целесообразно допускать в ограниченных размерах, например при выезде за границу;
3) принятие закона о правилах вывоза капитала, валютных и финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в другие страны и офшорные зоны;
4) формирование цивилизованного рынка ценных бумаг и акционерного капитала как составной части государственной защиты операций с ценными бумагами;
5) законодательное обеспечение ипотечного кредитования жилья; стимулирование малого предпринимательства; нормализация, упорядочение финансово-денежного обращения путем наведения элементарного порядка в финансовом обслуживании предприятий, организаций и населения; принятие жестких законодательных мер против финансовых «пирамид» любого вида; введение эффективных денежных санкций против нарушений нормальных процессов финансово-денежного обращения банковской и финансовой олигархией и государственными организациями; законодательное запрещение Центробанку России заниматься банковским бизнесом, установление правовой ответственности финансовых работников за нарушение государственной и финансовой дисциплины, налогового законодательства, а также накопления федерального и регионального бюджетов;
6) рентное формирование государством рынка продукции и услуг естественных монополий путем изъятия природной ренты на основе
введения рентного налогообложения, прежде всего в целях упорядочения ценообразования на топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, а также стабилизации тарифов на железнодорожные перевозки, в том числе грузов;
7) законодательно-правовое обеспечение налоговой, таможенной и социальной защиты внутреннего рынка РФ на принципах международного права от неравноправной рыночной конкуренции со стороны как отечественных олигархов, так и зарубежных банковско-фи-нансовых магнатов и транснациональных финансово-промышленных корпораций;
8) обеспечение государственных гарантий привлечения прямых иностранных инвестиций путем введения государственного обязательного страхования и финансового механизма возврата валютных доходов (но не более 50 % долевого участия иностранного инвестора).
В ряде регионов РФ, в том числе и в Республике Ингушетия, необходимо разработать и регулировать совокупность мер по предотвращению техногенных катастроф, которые могут произойти в ближайшее время в связи с критическим ухудшением качества основного капитала, в том числе в республиканской системе продовольственного обеспечения. Так, весьма опасное положение сложилось с активной частью основных производственных фондов, износ которых превысил в пищевой промышленности республики 64 %, а на некоторых предприятиях пищевой индустрии основные производственные фонды функционируют за пределами амортизационного срока.
Не менее угрожающее положение сложилось в сфере коммуникаций, прежде всего на трубопроводном транспорте, изношенность которого составляет 70—80 %, в отраслях теплообеспечения (80 %), газоснабжения (70 %), энергоснабжения (75 %) и водоснабжения социальной сферы, преимущественно в населенных пунктах, расположенных в сельской местности. В наиболее критическом состоянии находится именно сельская инфраструктура республики.
Собственных инвестиционных средств для защиты основных производственных фондов у субъектов АПК явно недостаточно, для чего необходимо предпринимать срочные меры по государственному стимулированию частных и смешанных инвестиций, предоставлению льготных кредитов производителям сельскохозяйственного сырья продуктов питания. Источники формирования инвестиционных ресурсов остаются весьма ограни-
Развитие АДЕ
41 (134) - 2009
ченными, в основном это собственные финансовые ресурсы предприятий АПК, которые практически задавлены налогами, а участие бюджетных ресурсов в инвестициях сведено к минимуму.
Привлечение в агробизнес средств индивидуальных предпринимателей (в том числе застройщиков) и частных инвесторов сдерживается отсутствием в республике государственного страхования и надежной законодательно-страховой базы, обеспечивающей гарантии сохранности и возврата частных инвестиций.
Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста в АПК республики важнейшее значение приобретает структурно-инвестиционная политика республиканских органов власти и управления, которая способна обеспечить, по нашим расчетам, ежегодный прирост инвестиций в систему продовольственного обеспечения республики порядка 27—28 %. Этот показатель подтверждается экспертными оценками специалистов Минэкономики Республики Ингушетия. В частности, для привлечения сбережений населения необходимо восстановить доверие к государственному и коммерческому банковским секторам. Требуется принятие закона о защите вкладов населения в банках.
За счет валютных накоплений, находящихся на руках населения в России, можно увеличить инвестиции на 10—12 млрд долл. США в год. Реально также активизировать инвестиционную активность населения за счет восстановления его потерянных сбережений в 1991—1992 гг., а также после августа 1998 г. Это можно реализовать путем патентного перечисления на сберегательные книжки граждан безналичных средств, которые целевым назначением должны использоваться Сбербанком России на инвестирование развития системы продовольственного обеспечения, высокотехнологических производств и инноваций [1].
Безналичные средства на сберегательных книжках граждан могут им не выдаваться в течение, например, 10 лет наличными (частично, до 50 %), за счет накопления процентов они могут в безналичном виде перечисляться для приобретения продуктов питания, отечественной техники или выплаты кредитов под жилье и т. п. Такой метод значительно эффективнее применяемого эмиссионного финансирования Центробанком России, избранных коммерческих банков, пострадавших в период дефолта, для восстановления растраченных ими активов и используемых этими банками для последующих спекуляций.
Другим важнейшим направлением инвестирования модернизации АПК республики, при-
обретения новой техники и высоких технологий может стать масштабное кредитование банками развития субъектов продовольственного рынка при условии снижения ставки финансирования до 12 % и ее стабильного сохранения в течение 5—8 лет, необходимых для обеспечения полной окупаемости основного объема инвестиций.
Инвестиционный потенциал в системе АПК, в том числе Республики Ингушетия, может быть значительно увеличен путем привлечения акционерного капитала и формирования цивилизованного национального рынка ценных бумаг как подсистемы денежно-кредитной системы РФ, подконтрольной Центробанку России. Выпуск ценных бумаг правомерно рассматривать как дополнительный рост денежной эмиссии с учетом вероятного вытеснения «суррогатных денег». По экспертным оценкам, в денежном обращении РФ не менее 30 % составляют «суррогатные деньги», а с учетом исследования валютных средств (теневых) рынка на долю национальных денег приходится около 40—50 % [1].
Одним из важных направлений инвестиционной политики как в системе АПК, так и других отраслях экономики целесообразно использовать ограниченную денежную эмиссию, в частности для кредитования развития высокоэффективного сельскохозяйственного и аграрно-промышленно-го производства, наукоемких отраслей и секторов экономики, инноваций. Подобная политика применяется во всех экономически развитых странах, в основном как метод повышения совокупного спроса на национальных товарных рынках. Указанный способ получил название «искусственного подогрева» экономического роста. Как показывает зарубежный опыт, за счет данного фактора темпы инфляции не превышают 3 %. Однако применение данного метода можно реализовать только в стабильных политических системах и при существенном ослаблении налогового бремени, в первую очередь на предпринимательскую деятельность, в том числе в агробизнесе республики.
Как показали наши исследования, минимальные инвестиционные последствия возникают при использовании денежной эмиссии в виде предоставления государственных инвестиционных кредитов для модернизации и технического перевооружения предприятий пищевой и легкой промышленности, а также сферы социальных услуг, где осуществляется наиболее быстрый оборот капитала и возврат кредитов и других заемных средств.
В данном случае кредиты из эмиссионного источника направляются, как правило, на приобретение технических средств, запасных частей, топливно-
Развитие АПК
сырьевых ресурсов, строительных материалов и на обеспечение по технологической цепочке повышения спроса на рынках средств и предметов труда. Такой спрос будет полностью удовлетворен лишь в том случае, если за счет средств бюджета разных уровней в полной мере будет финансироваться создание новейших машин и оборудования, высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий.
Часть эмитированных для кредитования клиентов средств должна направляться на повышение уровня заработной платы. Однако при современном состоянии республиканского потребительского рынка, особенно продовольственного роста инфляции за счет указанного фактора, маловероятно. Наоборот, это скорее всего предопределит оживление на товарных рынках. Кроме того, когда модернизированные, обновленные предприятия начнут выпускать потребительские, прежде всего продовольственные, товары, в товарообороте возникнет потребность в дополнительной денежной массе, которая была уже имитирована ранее.
Практически одновременно введенные в эксплуатацию производственные мощности начнут возвращать кредиты государству, сокращая избыточную денежную массу из сферы обращения и снижая тем самым в экономическом росте инфляционную составляющую. По прогнозным оценкам специалистов Российского гуманитарного научного фонда, увеличение денежной эмиссии в границах 10—15 % общей величины консолидированного бюджета, направляемого в целевом порядке на государственное кредитование технического перевооружения, модернизации и развития производства потребительских товаров, в первую очередь продовольственных, может обусловить повышение инфляции на 3—5 % в год при обеспечении ежегодного дополнительного прироста ВВП на 2—3 % соответственного увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Величина денежной эмиссии не должна превышать 15 % общей величины консолидированного бюджета, принимая во внимание масштаб развития теневой экономики, коррумпированности, которая способна стимулировать возникновение гиперинфляции.
Приоритетными направлениями реализации новой инвестиционной стратегии, призванными создать надежные предпосылки стабильного экономического роста, должны стать следующие.
Во-первых, возрождение и умножение высококачественного человеческого потенциала. В республике за период реформ наметилась тенденция снижения численности высококвалифи-
цированных трудовых средств, занятых в АПК, в инновационной сфере и науке. За 1991—2005 гг. она сократилась более чем на треть в связи с постоянным ростом «утечки мозгов» — высококвалифицированных специалистов среднего звена, занятого в АПК. В Республике Ингушетия имеется острый дефицит менеджеров, маркетологов, логистиков, программистов и т. д., отвечающих требованиям, предъявляемым к руководителям и специалистам предприятий с принципиально новыми условиями хозяйствования на продовольственном рынке.
В экономически развитых странах приоритетными инвестициями признаются целевые вложения средств в повышение интеллектуального потенциала, улучшение социальной и экологической среды. Наряду с этим ускоряется инновационный цикл, основой которого являются прогрессивные информационные технологии, формирование эффективной структуры воспроизводства и производства товаров, пользующихся повышенным потребительским спросом, например деликатесных высококачественных продовольственных товаров. Экономика субъектов Федерации, очевидно, должна постепенно перестраивать направление своего развития в соответствии с приоритетами инвестиционной политики, принятыми за рубежом.
Во-вторъх, восстановление основного капитала в системе продовольственного обеспечения Республики Ингушетия, объем которого за период реформ сократился почти на 40 %. Одним из важнейших приоритетов целевой инвестиционно-амортизационной политики в АПК республики становится создание эффективного механизма простого и расширенного воспроизводства основных фондов, их обновления, модернизации и технического перевооружения для стабильного накопления основного капитала.
Доля амортизационных отчислений в АПК республики по отношению к стоимости основных производственных фондов в 2003—2008 гг. составляла, по нашим расчетам, менее 7 %, что неспособно обеспечивать даже простого возмещения выбытия основных производственных фондов, а срок эксплуатации их активной части при свертывании их воспроизводства растягивался до 25 и более лет при нормативах 9—14 лет.
В республике многие предприятия, в том числе системы АПК и инфраструктурного обеспечения, весьма часто используют амортизационные отчисления не по назначению. В этом заключается основная причина того, что износ основных фондов достиг катастрофической величины и многие предприятия находятся на грани аварийных ситуаций.
Развитие АПК
41 (134) - 2009
Причем такое положение сложилось не только в Республике Ингушетия, но и в других регионах Южного федерального округа. •
В-третьих, обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении его нелегального оттока из РФ, который, по наиболее скромным оценкам, ежегодно составляет 20—25 млрд руб. По расчетам, Центра инвестиций Института экономики РАН возврат ежегодного оттока капиталов из России и его аккумулирование в инвестиции позволит обеспечить прирост ВВП в размере 6—8 % в год, а с учетом привлечения валютных сбережений населения и иностранный инвестиций — 8—10 % в год. При этом • общие темпы прироста инвестиций могут в среднем ежегодно достигать 20—25 %.
Важнейшим условием обеспечения стабильной динамики экономического роста и формирования цивилизованного социально ориентированного продовольственного рынка в РФ является избирательное государственное стимулирование потребительского и инвестиционного спроса на региональных товарных рынках страны.
Сложившееся в стране и ее регионах положение требует радикального изменения социальной ориентации структуры рыночной экономики. В этих целях требуется разработать и реализовать комплекс государственных мероприятий, направленных на обеспечение:
• роста потребительского спроса за счет резкого • повышения заработной платы, сокращения разницы доходной части населения, составляющей 0,5—0,75 %, и других социальных групп. Для этого необходимо, в частности, введение нижнего предела оплаты труда, индексируемого ежеквартально в соответствии с реальным прожиточным минимумом, обеспечение доли оплаты в ВВП не менее 30 %, повышение заработной платы всех категорий работников
с учетом динамики экономического роста и пропорционально увеличению производительности труда в отраслях экономики;
• значительного роста инвестиционного спроса путем приоритетного развития стратегически 1 важных для государства отраслей — таких как АПК — на основе: субсидирования; льготного 2. кредитования; применения налоговых льгот,
в частности по снижению НДС; тарифной защиты; введения государственного заказа на поставку сырья для производства товаров на простаивающих мощностях в ряде отраслей в 4. АПК; введения таможенных и импортных квот; развития малого и среднего бизнеса; создания
3.
интегрированных агропромышленных предприятий с замкнутым циклом производства и т. п. создания современной маркетинговой рыночной инфраструктуры, обеспечения законодательного регулирования развития рынков топливно-энергетических ресурсов, удобрений и химических продуктов и лесных ресурсов, строительных материалов на основе развития конкуренции, стабилизации цен и после этого их снижения по мере роста эффективности и рентабельности бизнеса на основе инноваций, антимонопольных и демпинговых ограничений и других рыночных регуляторов; приоритетного развития высокотехнологичных машин и оборудования для стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем загрузки простаивающих мощностей в машиностроении (до 70 %); технологической конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа и связанных кредитов на поставку оборудования; создания вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий; поддержки малых венчурных технологических фирм; формирования рынка инновационных технологий; замещения импортного оборудования отечественным в результате приоритетного развития машиностроительных предприятий за счет государственной поддержки товаропроизводителей; наращивания производства основных видов сельскохозяйственной продукции, в том числе по государственному заказу, беспроцентного государственного кредитования аграрного сектора под закупку посевов зерна и ряда других сельскохозяйственных продуктов, горючего и смазочных материалов для проведения посевных работ, сбора урожая; развития индивидуального сектора производства; освобождения продукции сельского хозяйства от налога с оборота, а также частичного дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новицкий Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ // Экономист. 2001. № 6. С. 27—34. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений // Пер. с англ.; под ред. А. Н. Шохина. М.: Банки и биржа, ЮНИТИ. 1997. 426 с.
Таов М. П. Стимулирование инвестиционного процесса как фактор стабилизации и развития экономики. Нальчик: Эльбрус. 2001. 144 с.
Тумусов Ф. С. Стратегия формирования и реализации инвестиционного потенциала региона. М.: РАГС. 1998. 153 с.