Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка'

Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СИСТЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угурчиев О. Б., Гатагажев Б. М.

В статье исследуются состояние и тенденции развития продовольственного рынка региона, влияние уровня спроса, предложения и потребления продуктов питания на систему продовольственного обеспечения. Обоснованы основные направления регулирования продовольственного рынка в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

О. Б. УГУРЧИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» E-mail: omar2007@mail.ru

Б. М. ГАТАГАЖЕВ, аспирант кафедры «Менеджмент» E-mail: omar2007@mail.ru Ингушский государственный университет

Исследуются состояние и тенденции развития продовольственного рынка региона, влияние уровня спроса, предложения и потребления продуктов питания на систему продовольственного обеспечения. Обоснованы основные направления регулирования продовольственного рынка в регионе.

Ключевые слова: продовольственный рынок, система продовольственного обеспечения, спрос, предложение, потребление продуктов питания.

Продовольственный рынок представляет собой сложную регулируемую систему спроса и предложения товаров. Его агентами являются: производители продукции сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья; сеть оптовой и розничной торговли, а также другие объекты инфраструктурного обеспечения, обслуживающие агропромышленный комплекс (АПК) и продовольственный рынок; сфера потребления и соответствующие органы государственного управления.

Емкость и структура продовольственного рынка тесно связаны с потребностями населения региона и его платежеспособным спросом, межрегиональными связями по товарообмену продуктами питания и объемами импорта по их видам. Состояние продовольственного рынка характеризуется значительной совокупностью количественных и качественных показателей, основными из которых являются: объемы производства сельскохозяйственного сырья, полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов питания, их ассортимент и качество, цены на товары, направленные нарынок, оптовую и сеть розничной торговли, платежеспособный спрос различных по доходам и расходам социальных групп населения.

Дефициты, затоваренность и другие диспропорции на продовольственном рынке в условиях трансформирующейся экономики и слабой маркетинговой ориентации субъектов АПК возникают при сбоях в производстве и сбыте, ритмичности поставок продовольственных товаров на рынок [1].

Опыт экономики развитых стран свидетельствует, что при существующих колебаниях рыночной конъюнктуры на рынке иногда складывается положение, предполагающее включение в процессы производства, сбыта, обмена, распределения и потребления государства, соответствующие органы управления которого призваны регулировать экономические и правовые взаимоотношения с агентами продовольственного рынка, а также изменять приоритеты деловой активности участников рыночных отношений. Опыт регулирования продовольственных рынков в странах ЕС осуществляется по следующим основным направлениям:

• ликвидация структурных диспропорций посредством протекционизма и экономической поддержки определенных субъектов рынка;

• разработка и реализация системы мероприятий поддержки участников рынка, обеспечивающая максимально возможный социально-экономический эффект;

• формирование благоприятного климата для хозяйственной деятельности всех субъектов рынка Эффективность формирования социально

ориентированного рынка зависит не только от организационно-экономических факторов, но и от объемов инвестирования и льготного кредитования агентов рынка, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих их продукцию мощностей, а также от выполнения

необходимых объемов и сочетания системы мер по приобретению или разработке и внедрению высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, организации управления производственно-коммерческой деятельностью участников продовольственного рынка.

За период формирования экономики продовольственного рынка Республики Ингушетия наблюдались исключительные деструктивные процессы: снижались объемы производства сельскохозяйственного сырья и готовых к употреблению продуктов питания, на большинство из которых был отмечен практически не управляемый рост цен, в республике до 1997г. сокращалось среднедушевое потребление продуктов питания, кроме хлеба и хлебопродуктов, картофеля.

Анализ статистических данных за 1999—2008 гг. показывает, что производство мяса (в убойном весе) в аграрном секторе экономики Республики Ингушетия возросло на 44,4 %.

Однако следует отметить, что достигнутый к 2008 г. уровень производства мяса в аграрном секторе региона на 41—42% удовлетворяет потребности населения региона в мясе и мясопродуктах, что свидетельствует о возможности пополнения емкости республиканского рынка в мясе и мясопродуктах.

За исследуемый период в республике существенно выросло производство молока — на 18,8 %. В среднем по республике среднедушевое производство молока достигло в 2008 г. 500,7 кг против нормы 390 кг, т. е. 95 % от нормативной потребности.

Производство яиц в республике возросло за этот же период с 143 до 175 шт. надушу населения, или на 22,3 %, тогда как нормативная потребность в их ежегодном среднедушевом потреблении достигает 290 шт. Таким образом, дефицит производства яиц достигает 60%.

Наиболее благополучное положение сложилось в республике с обеспечением населения картофелем и хлебопродуктами (в основном за счет экспорта зерна из соседних регионов). Так, производство картофеля в основном в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2003—2008 гг. в среднем достигло 332,5 кг на душу населения, что полностью удовлетворяет его потребности.

Производство зерновых культур (после доработки) достигло в среднем за 2003—2008 гг. 1 076 кг на душу населения против 420,6 кг в среднем за 1999—2002 гг. Приведенные данные свидетельствуют о том, что среднедушевое обеспечение населения картофелем, хлебом и хлебопродуктами находится на вполне удовлетворительном уровне.

Производство овощей и бахчевых культур, несмотря на весьма благоприятные агроклимати-

ческие условия и избыток трудовых ресурсов в республике и на существенный рост их производства в исследуемом периоде, остается недостаточным, в частности по их качеству и ассортименту. В целом по республике за 1999—2008 гг. производство овощей и бахчевых культур возросло в 2,9 раза.

Весьма негативно повлияли на объемы выпуска товаров пищевой промышленности последовательный спад производства сельскохозяйственной продукции, износ основных фондов, падение платежеспособности населения, интервенция импортных продовольственных товаров, разрыв хозяйственных связей между субъектами АПК, неплатежи и т. п. Здесь темпы снижения производства продуктов питания существенно опережают темпы выпуска сельскохозяйственного сырья.

Не продуманная на различных уровнях управления политическая и экономическая стратегия реформирования системы продовольственного обеспечения, в частности системы АПК оказали разрушающее воздействие и на продовольственный комплекс Республики Ингушетия. Тенденции к преодолению кризисного положения в АПК республики в 2003—2008 гг. еще не приобрели устойчивого характера. Их практическая реализация зависит от значительной совокупности как внешних, так и внутренних факторов.

Прежде всего, к ним следует отнести устранение или смягчение ценового диспаритета на выпускаемые продовольственные товары и необходимые для их производства материально-технические ресурсы, техническое переоснащение и модернизацию субъектов АПК, активизация кооперативных интеграционных процессов в системе продовольственного обеспечения, восстановление ее управляемости, создание производственного и рыночного инфраструктурного обеспечения продовольственного рынка республики в соответствии со сложившимися условиями хозяйствования.

В республиканской системе продовольственного обеспечения необходимо активизировать создание вертикально интегрированных агропромышленных структур, способных адекватно и мобильно реагировать на изменение условий внешней среды и рыночной конъюнктуры, достигать устойчивых конкурентных преимуществ, привлекать и аккумулировать финансовые и финансовые ресурсы и направлять их на реализацию наиболее эффективных вариантов развития бизнеса, в частности малого и среднего.

Одной из основных проблем, стоящих перед органами власти республики, является повышение уровня жизни населения, рост доходов домохозяйств и борьба с бедностью. Уровень доходов населения представляет собой один из важнейшихпоказателей, характеризую-

щих уровень эффективности и темпы развития региона. В соответствии с экономической теорией уровень и качество жизни населения анализируются в первую очередь по сумме получаемых им доходов, оценке их покупательной способности, прежде всего продовольственных товаров и товаров первой необходимости, принимаемых в данном случае в качестве эквивалента уровня и стоимости жизни населения.

За период радикальных преобразований номинальные денежные доходы населения республики возрастали довольно быстрыми темпами. Однако происходящие в стране инфляционные процессы предопределили снижение реальных доходов. Иными словами: темпы роста расходов населения стабильно превышали темпы роста доходов, что стало определяющим фактором снижения уровня и качества жизни населения в республике. Данные, в достаточной мере характеризующие в мезоэконо-мическом аспекте динамику структуры денежных доходов, и доля расходов в денежных доходах населения республики содержатся в табл. 1.

В результате осуществления реформ в республике значительно изменилась структура формирования денежных доходов населения и, естественно, домохозяйств.

Анализ данных табл. 1 показывает, что доля оплаты труда за исследуемый период сократилась в 2,2 раза, что косвенно свидетельствует о снижении стимулирования трудовой активности и неэффективном функционировании предприятий.

Вместе с этим существенно возросли и стали превалирующими новые виды доходов.

Так, доля предпринимательской деятельности возросла до 32,5 %. Значительно увеличилась доля и других доходов, включающих поступления из фи-

Динамика структуры денежных доходов и} Республики Ингушетия за 2000—:

нансовой сферы, а также от полутеневых и теневых операций.

В условиях значительного сокращения оплаты труда в структуре доходов наиболее активная часть работающего населения была вынуждена переориентировать свою деятельность с производственной на коммерческо-посредническую, оказание платных услуг и т. п. Такая ситуация тормозит развитие реального сектора республики, работающего на потребительский рынок, так какв условиях снижения платежеспособного спроса населения стало невозможным производить многие товары, в том числе продовольственные [2].

Исключительно негативное влияние на социально-экономическое, политическое и психологическое положение в республике оказала значительная дифференциация личных доходов между различными социальными группами населения, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.

Сохраняющийся до настоящего времени весьма высокий уровень самообеспечения сельского населения продуктами питания в значительной мере способствует стабилизации формирования регионального продовольственного рынка, снижает уровень дефицитности ряда продуктов питания и социально-экономическую напряженность в республике в целом [3].

Динамика и перспектива развития регионального продовольственного рынка являются результатом взаимодействия совокупности факторов, важнейшими из которых являются: платежеспособный спрос, предложение товаров по их видам и цены на них. Таким образом, рынок представляет собой регулируемую систему цен, которая и обусловливает в существенной мере покупательную способность среднедушевых доходов населения.

Таблица 1

и расходов в денежных доходах населения )8гг., процент от размера доходов

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

доходы работников от предприятий, кроме оплаты труда 1,8 2,5 2,4 1,8 1,5 1,7 1,6 1,7 1,9

социальные трансферты 14,3 21,1 23,7 21,8 17,1 18,1 18,4 19,1 20,1

доходы от предпринимательской деятельности - - - 21,0 23,6 25,5 27,5 30,1 32,5

доходы от собственности 2,7 3,2 1,5 2,5 2,4 2,8 2,7 2,7 2,8

другие доходы 18,2 41,1 42,4 23,3 31,7 27,7 23,4 19,3 14,7

Денежные расходы и сбережения, всего 99,8 66,4 66,4 73,0 75,0 77,1 78,7 79,8 81,4

В том числе:

покупку товаров и оплату услуг 74,4 55,8 53,3 64,7 68,1 70,9 69,7 69,8 71,7

оплату обязательных платежей и взносов 11,2 4,1 3,8 3,5 2,7 2,7 2,5 2,6 2,8

накопление сбережений 14,2 3,3 0,6 1,2 2,0 1,8 4,5 5,7 8,2

покупку валюты - 3,2 8,6 3,5 2,1 2,0 2,0 1,9 2,4

прирост денег на руках населения 0,2 33,6 33,6 27,0 25,0 22,9 21,3 20,2 18,6

Таблица 2

Динамика распределения денежных доходов населения между различными социальными группами Республики Ингушетия за 2000—2008гг., %

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе по 20 %-ным социальным

группам:

первая (с наименьшим доходом) 7,4 7,4 6,8 8,1 7,9 7,3 7,4 7,4 7,4

Вторая 12,3 12,2 11,7 13,0 12,8 12,2 12,2 12,2 12,3

Третья 16,8 16,7 16,2 17,3 17,2 16,7 16,8 16,8 16,8

Четвертая 23,2 23,1 23,0 23,1 23,2 23,1 23,1 23,1 23,1

пятая (с наивысшим доходом) 40,3 40,7 42,3 38,5 38,9 40,7 40,5 40,5 40,4

Соотношениедоходов 10% наиболее 8,6 8,9 9,2 7,6 7,5 8,8 8,7 8,7 8,6

и10 % наименее обеспеченного насе-

ления, во сколько раз

Коэффициент концентрации доходов 0,328 0,333 0,339 0,310 0,309 0,332 0,329 0,329 0,328

Исследования показали, что индексы движения потребительских цен на продукты питания аккумулируют характеристики развития инфляционных процессов, динамику спроса и предложения на продовольственном рынке, а также некоторые другие тенденции изменения социально-политической ситуации в республике.

Проведенный анализ дифференциации доходов населения республики и их реального содержания позволяет сформулировать следующие основные выводы:

• действующий механизм формирования доходов населения предполагает его дальнейшую социальную дифференциацию;

• стратификация распределения доходов обусловливает полярность их распределения между социальными группами;

• уровень поляризации по социальным группам населения республики остается довольно высоким, что в перспективе может иметь весьма негативные последствия.

Анализ динамики уровня структуры потребления населением республики продовольственных товаров приводит к следующим основным выводам:

• уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары и обусловливается в конечном итоге уровнями спроса и предложения на рынке, которые предопределяются социально-экономическим развитием республики;

• за период реформ в структуре расходов населения республики произошли изменения, связанные с увеличением доли расходов на приобретение картофеля, хлеба и хлебопродуктов и некоторых других продовольственных товаров. Вместе с этим, у населения, относящегося к малообеспеченным

социальным группам, значительно уменьшились в абсолютном и относительном измерении на приобретение мяса, масла животного, сыра, сахара, рыбопродуктов и других, относительно дорогостоящихпродуктов питания, приобретения которых бюджеты большинства домохозяйств не выдерживали (особенно в 1990-хгг.); • как показал анализ соотношения уровня прожиточного минимума населения и его среднедушевых денежных доходов, во многих домохозяйс-твах республики, особенно многосемейных, доходы на душу населения не обеспечивают уровня прожиточного минимума. Создавшееся положение оказывает существенное влияние на уровень и структуру потребления продовольственных товаров и, в конечном итоге, на эффективность развития регионального продовольственного рынка;

Анализ уровня жизни населения также выявил изменения в соотношении его доходов и расходов. Доля расходов возрастает в общей величине доходов, что косвенно свидетельствует об уменьшении наличных денег у населения республики.

Список литературы

1. Гайсин Р. С. Цикличность конъюнктуры агропродо-вольственного рынка России и механизмы ее антициклического регулирования // Роль и место АПК в удвоении ВВП России (14—15.02.2005. Материалы I Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. Москва). М.: ФГНУ«Росинформагротех». 2005. 380 с.

2. Кушхов Г. К. Адаптивное управление продовольственным рынком в условиях неустойчивой экономики. Монография. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ. ООО «Росиздат», 2001.192 с.

3. Панков В. ^.Стратегия и тактика формирования систем продовольственного обеспечения: монография. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат». 2000. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.