Научная статья на тему 'Инвестиционная стратегия Мурманской области'

Инвестиционная стратегия Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная стратегия Мурманской области»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Существующие программы и прогнозы развития Мурманской области ограничиваются поддержанием текущего состояния развития экономики и не пропагандируют идеологию опережающего развития. Выход из ситуации инерционного развития невозможен без структурно-технологической модернизации экономики, предполагаемой в рамках реализации инвестиционной стратегии, ориентированной на активную промышленную политику.

Под активной промышленной политикой понимается система мер, направленных на осуществление позитивных структурно-технологических и институциональных преобразований в самой промышленности, с одной стороны, и на развитие спроса на определенные виды промышленной продукции, с другой.

Оценка инвестиционных приоритетов должна быть основана на основных преимуществах Мурманской области, которые могут способствовать укреплению ее позиций в международном и межрегиональном разделении труда, а также в потребностях и возможностях субъектов хозяйственной деятельности региона для обеспечения инвестиционных процессов на ее территории.

При определении приоритетных для области сфер инвестирования важно учитывать влияние внешнего окружения. Следовательно, первым этапом формирования инвестиционных приоритетов является выделение тех, которые выходят за рамки чисто областных интересов и представляют стратегические интересы государства или округа на данной территории (речь идет о том, что на территории субъекта Федерации могут осуществляться инвес-

' Приоритетные отраслевые группы определялись на основании экспертных оценок, для чего была разработана специальная анкета, которая была предложена для ответа тем представителям исполнительной и законодательной власти региона, научного сообщества, бизнес-среды, политикам, журналистам, кто занимается проблемами развития Мурманской области. В целях установления связи между оценками, полученными от разных экспертов, был проведен расчет коэффициента ранговой корреляции, показывающий согласованность мнений экспертов по каждому из анализируемых факторов и критериев. Результаты экспертизы показали высокую степень согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации 1^=0,813), что исключает возможность принципиальной ошибки при оценке инвестиционной привлекательности отраслей.

С.А. АГАРКОВ,

кандидат экономических наук, профессор

тиционные проекты, имеющие общегосударственное значение, или проекты, имеющие значение для всего Северо-Западного федерального округа). На втором этапе выявляются факторы инвестиционной привлекательности на основании согласованных со стратегическими интересами развития отдельных отраслей и крупнейших предприятий области. Здесь речь идет о комплексной оценке отраслевой эффективности в разрезе их бюджетной эффективности и социальной значимости. На третьем этапе определяются виды выпускаемой в регионе продукции и их конкурентоспособность, после чего определяются производства, развитие которых имеет существенное для области значение. В результате поэтапного анализа формируются группы инвестиционных приоритетов.

Применяя методику экспертных оценок*, были выявлены три группы инвестиционных приоритетов Мурманской области.

Приоритеты группы А предполагают направления, имеющие глобальное для экономики региона значение. Они определяются на основе скоординированных с намерениями основных хозяйствующих субъектов области и с интересами населения области проектов и подразумевают создание условий для консолидированного привлечения инвестиций в перспективные конкурентоспособные отрасли, сектора или крупные предприятия, включая создание новых производств, способных в будущем значительно позитивно повлиять на систему воспроизводства региона в целом. Концентрация средств в проектах группы А предполагает наибольший мультипликативный эффект роста и создает базу для долгосрочного и устойчивого развития.

Приоритеты группы В предполагают политику инвестирования базовых отраслей экономики и градообразующих предприятий для поддержания их устойчивого текущего состояния. Названные приоритеты направлены на придание стабильности текущему экономическому развитию региона, сохранение рабочих мест и призваны в определенном смысле предотвращать возможные социальные потрясения.

Приоритеты группы С предполагают инвестиционные проекты, направленные на развитие новых форм хозяйственной деятельности, поддержку высокоперспективных производств, ориентированных на выпуск конечной продукции, имеющей устойчивый спрос на потребительском рынке или способной удовлетворять растущий спрос в будущем. Речь идет в основном о предприятиях малого и среднего бизнеса, ориентированных на внутренний рынок и конечное потребление домашними хозяйствами. Каждый в отдельности проект, относящийся к приоритетам группы С, не имеет существенного значения для экономики области, поэтому эта группа подразумевает не столько поддержку индивидуальных инвестиционных проектов, сколько создание благоприятной инвестиционной среды в целом для динамичного развития данного сегмента региональной экономики.

Практика экономического развития индустриальных регионов показывает, что наиболее динамичный прогресс получают территории, где сформировались промышленные кластеры, т.е. комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Кластерный подход к формированию инвестиционных приоритетов основывается на том, что инвестирование в промышленные кластеры обеспечивает мультипликативный эффект и является наиболее эффективным сточки зрения реализации инвестиционной стратегии. Целенаправленное и последовательное инвестирование в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает наибол ьшую отдачу от вложенных средств. Становление базовой отрасли служиттол-чком к развитию отраслей-поставщиков, отраслей-потребителей и сегментов услуг, принадлежащих кластеру. Объем валового регионального продукта и бюджетные доходы возрастают при наличии в области законченной цепи производства, переработки и потребления. Инвестирование в кластерные образования приводит к синергическому эффекту и, как следствие,— получению значительной бюджетной прибыли по мере формирования

' Было проведено исследование региональной хозяйственной системы на предмет наличия производственных кластеров. Для этого был использован метод коэффициентов локализации. Коэффициент локализации (КЛ) - это соотношение удельных весов занятости населения в определенных отраслях промышленности (если КЛ=1, это означает, что данный регион имееттотже удельный вес отрасли по показателю занятости, что и страна в целом, если КЛ > 1,25, это означает, что можно говорить о начале специализации региона в данном конкретном секторе хозяйства). По нашим расчетам, коэффициент локализации рыбопромышленного комплекса Мурманской области равен 1,25.

дополнительной добавочной стоимости. Именно наличие развитых кластеров обеспечивает конкурентоспособность региона.

Анализ хозяйственной системы* Мурманской области позволяет говорить пока лишь о возможности формирования производственных кластеров на базе существующих наиболее развитых произ-водственно-технологических комплексов: горнопромышленного, рыбопромышленного, транс-портно-коммуникационного и топливно-энергетического. К сожалению, их нельзя причислить к полностью сформировавшимся кластерам в силу отсутствия целого ряда ключевых компонентов, тем не менее при соответствующей региональной политике в перспективе у них есть все возможности таковыми стать. Наиболее отчетливо и законченно выглядит рыбопромышленный кластер, который обладает всеми необходимыми свойствами и перспективами роста. Он характеризуется высокой сквозной интеграцией (речь идет о многообразных взаимодействиях с другими кластерными образованиями, предприятиями и фирмами), сформировавшимися рынками сбыта (отечественными и зарубежными), развитой сопутствующей инфраструктурой, включая социальную, образовательную и научно-производственную, и, что особенно важно для динамического развития, высокой внутрикластерной конкуренцией.

Эффективность инвестирования в кластеры определяется теми благоприятными факторами, которые не могут быть достигнуты в случае несвязанного инвестирования. Так, например, инвестирование в базовый сектор рыбопромышленного кластера (промышленного вылова) инициирует цепную реакцию по всей воспроизводственной цепочке, начиная от непосредственной добычи биоресурсов и заканчивая их глубокой береговой переработкой, включая реализацию готовой продукции. Более того, развитие кластера стимулирует развитие социальной сферы, которая в свою очередь обеспечивает взаимодействие между компаниями, входящими в кластер. Появляется совокупный экономический эффект, гораздо больший, чем тот, который могут создать отдельные группы компаний.

Инвестиционные ресурсы, методология их анализа и привлечения

Решение задач социально-экономического развития и составление прогнозных планов подразумевает наличие определенной методологии, позволяющей с достаточной точностью осуществлять оценку инвестиций, необходимых для выполнения поставленных

целей, а также стратегии их привлечения. Поэтому нужны, во-первых, критерии, по которым такую оценкуможноосуществлять, во-вторых, ихпороговые значения*, которые гарантировали бы сохранение достойного уровня жизни населения и обеспечивали требуемые темпы экономического роста.

Таким образом, возникает понятие «достаточность инвестиционного обеспечения», методологическую сущность которого, на взгляд автора, следует искать в системе показателей (индикаторов), пороговые значения которых смогли бы характеризовать начало деструктивных процессов в экономике региона. Принципиальным в части практической реализации предлагаемой методологии следует считать недопущение превышения их пороговых значений (например, в рамках программы социально-экономического развития региона). Отсюда вывод — определение пороговых значений индикативных показателей инвестиционного обеспечения региона является важной задачей инвестиционной стратегии.

Такие критерии, вероятно, должны иметь два пороговых уровня: уровень первый (индикативный), преодоление которого приводит к началу инерционных процессов в экономике; уровень второй (критический), преодоление которого приводит к наступлению кризисной ситуации.

Основные индикаторы и их пороговые значения можно разделить на три основные группы, характеризующие:

• уровень инвестиций и их соотношение в структуре производства и распределения ВРП;

• объем привлеченных инвестиций в валовом и подушевом исчислении;

• взаимозависимость инвестиций и производительности трудовых ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс аналитических и прогнозных задач:

1) исследовать структуру формирования соотношений основных макроэкономических показателей (ВВП, объема производства, инвестиций,

' Пороговые значения целесообразно фиксировать в качестве обязательных к исполнению нормативов в программных документах социально-экономического развития.

*" Это объясняется тем, что отдельные составляющие, такие как ВВП надушу населения, инвестиции надушу населения и пр. всевер-ных регионах должны быть выше средних но Российской Федерации, что связано прежде всего с особым географическим положением (отдаленность от центра России, практически вся территория области находится за полярным кругом в суровых природно-климатических условиях), что накладывает дополнительные издержки по всей цепи процесса воспроизводства, включая структуру расходов на конечное потребление, где, например, доля обязательных коммунальных платежей в 2 раза больше, чем в среднем по России. Отсюда более высокие требования к производственному потенциалу предприятий, оплате, производительности и эффективности труда.

инфляции, социальных показателей) в общероссийском и региональном разрезе, выявить оптимальные их пропорции, способные поддерживать устойчивую динамику экономического роста;

2) провести сравнительный анализ состояния и динамики развития региональной социально-экономической системы (РСЭС) Мурманской области с учетом общероссийских показателей;

3) разработать пороговые значения агрегированных показателей инвестиционной обеспеченности (нормативов) для конкретного региона (Мурманской области);

4) сделать прогноз экономического роста Мурманской области на основе методологии достаточности инвестиционной обеспеченности региона по принципу оптимальных пропорций агрегированных показателей (нормативов).

При определении состава агрегированных показателей следует учитывать, чтобы с одной стороны, они имели сквозной характер для сопоставления с общероссийским уровнем, с другой,— могли определить специфику состояния конкретного региона**. Полезно, чтобы соотношения агрегированных показателей давали индикативные критерии (ранги) инвестиционного обеспечения в двух разрезах - общеэкономическом и социальном.

Оценку инвестиционной обеспеченности следует проводить в разрезе общеэкономических показателей региона и состояния основных производственных фондов (степени износа, коэффициента обновления, коэффициента выбытия) на основании следующих данных:

— объем инвестиций в основной капитал (в % от ВРП);

— объем инвестиций надушу населения;

— объем прямых иностранных инвестиций (в % от ВРП);

— удельный вес в инвестициях собственных средств предприятий региона, привлеченных и бюджетных средств;

— уровень инвестиций в социальную сферу (образование, медицину, культуру).

Если сравнить по этим показателям, то можно отметить, что тенденции развития инвестиционного процесса в Мурманской области в основном соответствуют общероссийским. Так, например, инвестиции в основной каптал в Мурманской области составили в 2004 г. — 15,6% ВРП, общероссийский показатель — 16,3% ВВП. Среднедушевой показатель инвестиций в основной капитал в номинальном выражении - 501 дол. (Мурманская область, 2004 г.), в среднем по России за аналогичный период — 512 дол., прямые иностранные инвестиции — 0,8% ВРП

Таблица

Прогноз инвестиционного типа социально-экономического развития Мурманской области на период до 2010 г.

Показатель Фактическое исполнение Прогноз

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2008 2010

ВРП, млрд руб. 57,4 57,3 69,3 81,4 99,1 108 138 162

Объем промышленного производства, млрд руб. 48,6 51,6 58,8 70,9 86,0 93 121 144

Валовая добавленная стоимость промышленного 29,7 26,9 28,9 32,8 39,6 43,2 55,2 64,8

производства, в %к объему пром. производства, 61,1 52,1 49,1 46,3 46,0 46,5 45,6 45,0

в % к ВРП 51,7 46,9 41,7 40,3 40,0 40,0 40,0 40,0

Инвестиции в основной капитал:

В номинальном исчислении, млрд руб., 7,2 10,6 9,9 13,1 12,7 19,1 38,1 46,1

в %к ВРП 13,4 18,6 14,3 16,0 12,8 17,6 27,6 28,4

Отрасли, производящие товары, в %к итогу 3,7 51,2 6,5 62,2 5,6 56,5 6,8 51,9 6,5 51,0 9,6 50,0 17,9 47,0 25,3 55,0

Отрасли, оказывающие услуги, в %к итогу 3,5 48,8 4,1 37,8 4,3 43,5 6,3 48,1 6,2 49,0 9,5 50,0 20,1 53,0 20,8 45,0

Инвестиций надушу населения региона*, тыс. руб. 7,8 11,8 11,1 14,8 14,3 21,7 43,3 52,3

ВРП на душу населения,

тыс. руб. 58,7 63,1 77,1 91,8 112 119 156 184

тыс. дол. США 2,1 2,1 2,1 3,1 4,0 4,3 - -

(Мурманская область, 2003 г.), в России — 1,6% ВВП, удельный вес в инвестициях собственных средств предприятий региона — 58,3% (2004 г.), в целом по России — около 60% (по данным Госкомстата РФ и облкомстата Мурманской области).

В силу незначительного инвестирования в посткризисный период так и не удалось решить задачу обновления основных фондов. Хотя за период 2000-2004 гг. инвестиции в основной капитал увеличились в 1,8 раза, их явно недостаточно, чтобы нормализовать воспроизводство основного капитала. В промышленности региона норма ввода производственных мощностей составила в 2000-2004 гг. в среднем 5,4%, что соответствует срокам их службы в 19 лет.

Трендовый анализ (по данным облкомстата Мурманской области за 2000-2004 гг.) динамики выбытия основных производственных фондов показывает, что только для восстановления износа основных фондов (который на конец 2004 г. достиг 48%) необходимо гарантированных инвестиций в основной капитан около 30 млрд руб. в год, а для того, чтобы обеспечить приемлемые темпы роста ВРП 8-9% (исходя из задачи удвоения ВРП к 2010 г., что в номинальном выражении составит 160 млрд руб.)**, необходим рост объемов промышленного

" Поданным облкомстат, в Мурманской области проживает 880 тыс. чел. См.: Социально-экономическое положение Мурманской области в 2004 г.: экономико-статистическое обозрение / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области — Мурманск, 2005— С. 6.

" Задача удвоения ВВП к 2010 г., поставленная в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (май 2003 г.).

производства в пределах 8-9% в год, который способен обеспечить около 4% роста ВРП (эластичность роста ВРП по промышленному росту около 0,5, это объясняется региональной структурой валового выпуска, где доля промышленности в валовой добавленной стоимости составляет более 40%).

В таблице предлагается прогноз инвестиционного типа социально-экономического развития Мурманской области на период до 2010 г.

Прогноз основан на ретроспективном анализе фактических макроэкономических показателей, текущем состоянии экономики и основных производственных фондов, а также ряде предпосылок, задающих требуемую динамику роста (удвоение ВРП): стоимость основных фондов в действующих ценах всего — 291 961 млн руб. (2004 г.); степень износа основных фондов на конец 2004 г. — 48 % (140 141 млн руб.); заданный коэффициент выбытия основных фондов соответствующий задачам инвестиционного развития — 2,7% в год; численность экономически активного населения не меняется и составляет 670,2 тыс. чел.

Расчеты показывают, чтобы нормализовать воспроизводство основного капитала и восстановить стоимость основных фондов к 2010 г. необходимо инвестиций в обновление основных производственных фондов в период 2005-2010 гг. в объеме 156 млрд руб., а с учетом удвоения ВРП — 202 млрд руб. Это значит, что объем инвестиций в основной капитал в период 2005-2008 гг. должен увеличиться примерно втрое (38,1 млрд руб.) по сравнению с уровнем 2004 г. (12,7 млрд руб.) и далее расти со среднегодовым темпом не

ниже 10-12%. Причем необходимо значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытия изношенного оборудования (в 2004 г. коэффициент выбытия основных фондов в промышленности региона составил — 0,9)* при форсированном инновационном наполнении инвестиционного процесса. Иначе рост инвестиций будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость. Таким образом, коэффициент обновления основных фондов в среднем за период 2005 - 2010 гг. должен быть около 14% в год.

Предполагаемыми источниками финансирования в рамках реализации инвестиционной стратегии Мурманской области будут: средства областного и федерального бюджетов; прямые и портфельные инвестиции частного капитала; средства коммерческих банков; средства страховых компаний и пенсионных фондов; средства международных организаций и банков; средства, полученные в результате межправительственных соглашений, в том числе гранты и средства международной технической помощи; средства от приватизации объектов региональной и федеральной собственности; средства населения; средства предприятий области; целевые средства специализированных фондов, в том числе венчурный капитал; целевые эмиссионные транши областных и муниципальных ценных бумаг. Из них наиболее дешевым инвестиционным ресурсом остаются средства федерального и областного бюджетов. Тем не менее приоритетными источниками инвестиционной стратегии следует считать не бюджетные, а заемные средства, включая собственные средства предприятий. Как показывают расчеты, финансовая потребность в обновлении лишь только основных производственных фондов предприятий области в 2-3 раза превышает собственные возможности компаний. Поэтому ключевым вопросом инвестиционной стратегии Мурманской области становится переход к новой модели, основанной на перераспределении капитала в перспективные для региона направления и на привлечении заемных средств.

Ключевым фактором привлечения инвестиций в регион является его кредитный рейтинг. В настоящее время без кредитного рейтинга прямой выход на рынок капиталов практически невозможен. Кредитный рейтинг — это фактическая оценка привлекательности экономики региона. Высокий кредитный рейтинг расширяет круг потенциальных инвесторов, привлекает интерес со стороны крупных корпораций, финансовых структур, государств и международных организаций, облегчает ведение переговоров, создает благоприятный имидж и

" На конец года, в %.

репутацию. Поэтому повышение регионального (субфедерального) кредитного рейтинга является важной задачей инвестиционной стратегии.

Необходимым элементом инвестиционной стратегии является улучшение институциональной среды региона, которое способно положительно повлиять на процесс привлечения капиталов. Так, например, для активного развития регионального фондового рынка, очень важна капитализация акций предприятий области, для чего необходимо всемерно способствовать организационной и технологической реструктуризации местных предприятий, передаче убыточных в оперативное управление эффективным собственникам, среди которых предпочтение при прочих равных условиях необходимо отдавать именно стратегическим инвесторам.

Институциональные изменения должны коснуться принципов администрирования по всему спектру инвестиционной деятельности, в основу которых следует положить новые подходы, основанные на прозрачности (публичности всего процесса на всех этапах реализации), справедливости (другими словами, баланса интересов бизнеса и граждан) и ответственности (речь идет о том, что полномочия и ответственность органов власти, регламентирующих инвестиционный процесс, должны быть однозначно и недвусмысленно определены и закреплены соответствующими постановлениями документально).

Важным аспектом институциональной политики региона должно стать антимонопольное регулирование. Роль администрации в этом направлении заключается в защите конкуренции как одного из основных институтов рынка. Для этого важно принимать активное участие в формировании тарифной политики естественных и локальных монополистов. Контроль за тарифами и их разумное сдерживание приведут к повышению эффективности функционирования производственно-хозяйственного комплекса в целом, что является позитивным фактором инвестиционного климата.

В практическом смысле, в прикладном именно для Мурманской области значении институциональные изменения должны коснуться прежде всего нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей жизнедеятельность региона в целом, его муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Такие институциональные изменения призваны обеспечить устойчивый экономический рост и сбалансированное развитие по всем направлениям, включая следующие:

• рыночное, обеспечивающее формирование и функционирование хозяйствующих субъектов на основе равноправия, свободной конкуренции и

свободы предпринимательства независимо от формы собственности и организационно-правового статуса. С этой целью предлагается усиление системы обеспечительных мер по антимонопольной политике и внедрение принципов ответственного партнерства на условиях согласованных интересов органов власти и представителей малого бизнеса и предпринимательства;

• финансово-кредитное, направленное на совершенствование деятельности рыночной инфраструктуры (банки, биржи, инвестиционные фонды, институциональные инвесторы и т.д.), а также гармонизацию взаимоотношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, между хозяйствующими субъектами и органами регионального и местного самоуправления;

• финансово-бюджетное, регулирующее соответствующую сферу деятельности и взаимоотношений (включая межбюджетные) органов власти различного уровня.

Политика бюджетных расходов на цели инвестирования — одно из важных направлений, которое необходимо глубоко прорабатывать и учитывать в инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия включает планирование размещения финансовых ресурсов, включая бюджетные средства на цели инвестирования, для чего важно правильно сделать оценку доступных ресурсов и разработать схему их размещения в рамках поставленных целей развития.

Практическая реализация политики бюджетных расходов на цели инвестирования должна включать проработку: критериев предоставления юридическим лицам бюджетных средств или гарантий; требований к пакету документов предприятий, претендующих на получение бюджетных средств или гарантий; приоритетов расходования бюджетных средств на цели инвестирования.

Управление бюджетными ресурсами следует осуществлять на основе двух базовых принципов: принципа соответствия расходуемых сумм бюджетному плану и бюджетному законодательству и принципа адекватности бюджетных возможностей целям бюджетного планирования. Важно, чтобы процесс управления бюджетными расходами на цели инвестирования имел в наличии соответствующую программу, определяющую порядок действий органов власти.

В программе в качестве обязательных условий целесообразно зафиксировать следующие: обеспечение равного доступа всех организаций к бюджетным средствам; наличие конкурсной процедуры при получении бюджетных средств; наличие методологии оценки эффективности производимых бюджетных

расходов. Основная задача последнего условия

— проведение постоянного мониторинга эффективности бюджетных расходов. Мониторинг эффективности расходов бюджета должен осуществляться на основании системы показателей, позволяющих проводить сравнительный анализ эффективности по выбранным направлениям. Здесь к числу необходимых мероприятий следует отнести создание системы оценки эффективности бюджетных расходов, в которой важно помимо количественных нормативов эффективности и организации системы текущего мониторинга и контроля зафиксировать точное распределение обязанностей государственных служащих, включая механизмы стимулирования (поощрения) эффективной деятельности.

Таким образом, экономическая политика субъектов федерации должна быть в значительной мере политикой самих региональных властей. Успех экономического развития Мурманской области будет во многом зависеть от инвестиционной стратегии, направленной на управление не отдельных объектов инвестиций, а инвестиционным процессом в целом.

Литература

1. Валовой региональный продукт Мурманской области в 2003 году/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области — Мурманск, 2005. — 21 с.

2. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2004 году: экономико-статистическое обозрение / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области — Мурманск, 2005.- 88 с.

3. Статистический ежегодник, 2003/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области — Мурманск, 2004. —128 с.

4. Программа социально-экономического развития города Мурманска на период 2004-2008 гг. — 1 ред. — Комитет по экономике, Мурманск, 2004. — 63 с.

5. Современная национальная промышленная политика России: Сборник материалов. Выпуск 1. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. — 232 с.

6. Современная национальная промышленная политика России / Региональный аспект. Сборник материалов. Выпуск 2. - М.: РСПП, 2004. - 264 с.

7. Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области / Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года / Стратегия утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 № 251-ПП.

— Мурманск, Изд-во «Север», 2002. — 115 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об утверждении Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года / Постановление Губернатора Мурманской области от 08.02.2001 № 47-ПГ. //Газета «Мурманский вестник» от 14.02.01. № 30 (2423).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.