Кластерный подход в развитии экономики региона и его транспортно-логистической составляющей
С. А. АГАРКОВ, докт. экон. наук, профессор, Министр экономического развития Мурманской области
Мурманская область обладает огромным потенциалом развития. Способствуя его реализации, региональные власти нацелены на проведение отзывчивой инвестиционной политики. Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. Ядро транспорт-но-логистического кластера — Мурманский транспортный узел и портовая особая экономическая зона.
Создание территориальных и отраслевых кластеров — одно из ключевых направлений развития экономики северных регионов в рыночных условиях. Основной целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательских и образовательных учреждений. Кластерный подход гарантирует разносторонний социально-экономический эффект: помимо создания производств он предполагает формирование всей необходимой инженерной, транспортной, социальной инновационной инфраструктуры, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и внедрение их результатов на производстве.
Формирование и развитие кластеров — эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, увеличить экономический рост за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий путем внедрения критических технологий и новейшего оборудования, получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления, специальным
знаниям, а также выхода на международные рынки.
Правительство Мурманской области рассматривает кластерную политику в двух аспектах: во-первых, в экономическом — как средство повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики, обеспечения укрепления позиций наших производителей и в межрегиональной, и в глобальной конкуренции; во-вторых, в социальном — как одно из условий развития и повышения качества человеческого капитала — одного из самых ценных активов любой страны, включающего в себя образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуальной и управленческой работы, среду обитания и трудовой деятельности. В этом смысле
кластерная политика в полной мере соответствует современной парадигме социально-экономического прогресса, принятой странами-лидерами. В соответствии с ней процесс развития принято трактовать не только как возрастание материального и экономического благосостояния общества в целом (апеллируя к индикаторам, характеризующим макроэкономическую динамику, таким как рост ВВП, промышленного производства, ВВП и инвестиций на душу населения и пр.), но и как расширение индивидуальных возможностей людей, чтобы каждый человек мог выбирать ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными с точки зрения самореализации.
Региональная кластерная политика нейтрализует издержки узкого корпоративного подхода, она ориентирована на удовлетворение насущных нужд компаний, формирование атмосферы кооперации и конкуренции, консолидацию производственной деятельности, развитие отраслевого сервиса, регионального научно-образовательного комплекса, навыков и традиций местного сообщества.
Институциональное развитие
Инициирование и поддержка создания специализированной организации развития кластера
Стимулирование эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера
Повышение конкурентоспособности предприятий кластера
Формирование благоприятных условий развития кластера
Повышение качества управления на предприятиях
Стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий
Содействие продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынках
Развитие сотрудничества с образовательными организациями
Развитие инженерной и транспортной ин фра структур ы, жилищного строительства
Предоставление налоговых льгот, снижение административных барьеров
Рис. 1. Основные направления развития территориальных кластеров
Министерство экономическою
Министерство транспорта и связи
• Нэучна-инновэционный
технологический кластер
I» Туристско-рекреационный кластер
■ Производственный и транспортно-логистический кластер
Комитет промышленного развития экологии
и природопользования
Комитет рыбопромышленного
■ Горно-химический и
металлургический кластер 1 Технологический кластер обеспечения шельфовой добычи углеводородов в Арктике
1 Рыбопромышленный кластер
Министерство
экэномического
развития
осуществляет
общую
координацию кластерного развития и межведомственного взаимодействия
Стратегические направления и кластеры
16 марта 2012 г. правительство Мурманской области приняло постановление «О формировании и развитии отраслевых и территориальных кластеров в Мурманской области», в котором определило основные направления развития кластеров (рис. 1).
Важным направлением кластерной политики является интеграция кластерного подхода в государственную (региональную) политику развития отдельных отраслей и секторов экономики, которую реализуют соответствующие министерства и ведомства. Для этого за профильными министерствами (комитетами) закреплены функции координаторов по формированию и развитию соответствующих кластеров (рис. 2).
Кластерный подход положен в основу Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. (от 23 декабря 2011 г.).
В Мурманской области потенциал для формирования кластеров заложен в наиболее конкурентоспособных секторах региональной экономики, характеризующих отраслевую специализацию (на их базе должны быть сформированы горно-химический и металлургический, транспортно-логистический и рыбопромышленный кластеры), а также в перспективных направлениях развития и диверсификации структуры экономики Кольского Заполярья (технологический кластер обеспечения шельфовой добычи углеводородов в Арктике и тури-стско-рекреационный кластер).
• Производственный и транспортно-логистический кластер на базе Мурманского транспортного узла (МТУ) включает в себя стивидорные компании, Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, буксировка), логистические и транспортные компании, ОАО «РЖД», оператора портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), ФГУП «Атомфлот» (обеспечение ледокольной проводки, безопасного базирования и стабильного функционирования атомного ледокольного флота) и др.
• Технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике ориентирован на инвестиционный спрос, возникающий благодаря разработке Штокмановского газоконденсат-ного и Приразломного нефтяного месторождений.
• Создание горно-химического и металлургического кластера обусловлено сменой технологической платформы в добывающей отрасли. Его развитие тес-
Рис. 2. Межведомственное взаимодействие
но связано с вводом в эксплуатацию новых месторождений и приходом новых инвесторов.
• Рыбопромышленный кластер формируется путем восстановления традиционного базового рыбопромышленного сектора на новой технологической и организационной основе. Его создание обусловлено необходимостью модернизации рыболовецкого флота для океанического и прибрежного рыболовства, орудий лова, упаковки и транспортировки рыбы. Кроме того, высока потребность в строительстве перерабатывающих цехов (в первую очередь в непосредственной близости от мест вылова), создании инфраструктуры хранения (в том числе холодильных установок) и брендов, совершенствовании маркетинга готовой (упакованной и брендирован-ной) продукции на внутреннем и внешних рынках, возрождении судоремонта и судостроения. В рамках данного кластера уже работают Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и Мурманский государственный технический университет, обладающий учебной базой, лабораториями и цехами для создания бизнес-инкубатора и ресурсного центра.
• Туристско-рекреационный кластер образован на основе уникального потенциала территории. Радикальным шагом к преобразованиям в этом секторе экономики Мурманской области должно явиться создание туристско-рекреа-ционной территории регионального значения «Русская Лапландия» (Лово-зерский район, г. Кировск). В проекте предусмотрено развитие горнолыжного туризма (города Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакша, Полярные Зори, Мурманск, пгт Ревда), лесного экоту-ризма, спортивной рыбалки и рыболов-
ного туризма, водного, круизного и этнокультурного туризма и культурного предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера.
Портовая особая экономическая зона
Выгодное географическое положение Мурманской области, наличие развитой транспортной инфраструктуры (в том числе крупнейшего морского порта), производственной и ресурсной базы, а также эффективных внешнеэкономических связей позволяют говорить о существенных предпосылках для формирования крупнейшего на российском Севере транспортно-ло-гистического кластера. Его основными функциями должны стать:
• обеспечение логистической деятельности, связанной с нефтегазоразведкой, обустройством месторождений и эксплуатацией нефтегазовых установок в Баренцевом море;
• реализация проекта грузового коридора «Азия — Северная Америка», обеспечение связанной с ним промышленной деятельности по досборке/до-работке транзитной продукции.
Ядром транспортно-логистического кластера является портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ).
В основу производственного и транспортно-логистического кластера заложен проект комплексного развития МТУ. Его целью является использование потенциала МТУ (выгодное географическое положение, наличие транзитных транспортных сообщений, круглогодичная навигация с прямым выходом на морские торговые пути, возможность захода и обработки в Кольском заливе крупнотоннажных судов дедвейтом до 300 тыс. т) для обслу-
• РФ-20%
• Резидент ПОЭЗ
- не более 13,5 %
• РФ - 2,2 % Резидент ПОЭЗ -0%
• РФ - 1,5 %
• Резидент ПОЭЗ
-0%
Рис. 3. Налоговые льготы для резидентов ПОЭЗ
Рис. 4. Сценарий умеренного развития ПОЭЗ Мурманской области
живания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлан-тического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Про-
ект развития МТУ включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Он обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предусматривает строительство пяти новых объектов угольного терминала мощностью 20 млн т в год и нефтяного терминала мощностью 35 млн т в год на западном берегу Кольского залива в районе устья р. Лавна, а также строительство железнодорожных путей от новой станции Выходной к новой станции Лавна и далее к проектируемым терминалам пропускной способностью не менее 28 млн т. На восточном берегу Кольского залива планируется построить контейнерный терминал мощностью 1 млн ТЕи в год, а также реконструировать угольный терминал Мурманского торгового порта.
Для усиления конкурентных преимуществ транспортной сети России и ее интеграции в систему международных транспортных коридоров в октябре 2010 г. подписано постановление Пра-
Показатели эффективности ПОЭЗ до 2030 г.
Сценарий
Показатель Инерционный Умеренного Перспективный
развития
Общая сумма инвестиций, 66,09 76,96
млрд руб. 31,54
— государственных 3,37 3,37 3,37
— частных 28,17 62,72 73,59
Доля частных инвестиций, % 92,0 95,0 96,0
МРУ, млрд руб. 12,41 28,64 37,5
Срок окупаемости, годы 12,85 11,9 11,3
Сумма платежей в бюджеты
всех уровней, млрд руб. 50,5 89,3 111,1
Добавленная стоимость в ВРП
Мурманской области, млрд руб. 290,0 541,0 673,0
Количество рабочих мест 2345,0 3635,0 6626,0
вительства РФ о создании на территории Мурманской области ПОЭЗ. Налоговые и таможенные льготы для резидентов, максимальное устранение административных барьеров дадут дополнительный импульс развитию МТУ. Благодаря законодательно установленным преференциям общая сумма налоговых выплат для резидентов ПОЭЗ снизится с 41,7 до 15,5%. Кроме того, иностранные товары, в том числе промышленное оборудование, будут ввозиться, размещаться и использоваться в пределах территории ПОЭЗ без уплаты таможенных пошлин. Таким образом, экономия для резидентов по таможенным отчислениям составит от 15 до 20 % (рис.3). ПОЭЗ будет создаваться за счет частных инвестиций. О намерении стать резидентами ПОЭЗ заявили 19 организаций.
Синергетический эффект от ПОЭЗ одновременно с развитием транспортного узла позволит увеличить долю транспортных услуг в ВРП (с 8 до 16 %) и бюджетную обеспеченность области. Планируется создание около 3 тыс. новых рабочих мест. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 40 млрд руб.
Целевые показатели эффективности ПОЭЗ «Мурманск» в различных сценариях развития представлены в таблице и на рис. 4.
В настоящее время правительство Мурманской области создает управляющую компанию, прорабатывает вопрос о делегировании отдельных полномочий Минэкономразвития России правительству Мурманской области, рассматривает возможность частичного субсидирования разработки бизнес-планов потенциальных резидентов ПОЭЗ — субъектов малого и среднего предпринимательства.
В текущем году вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г № 365-ФЗ, в соответствии с которым для организаций — резидентов ОЭЗ — законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ налога на прибыль (не более 13,5 %) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. В связи с этим Министерство экономического развития Мурманской области изучает варианты дифференцированного подхода при определении данной налоговой ставки в зависимости от видов экономической деятельности (разрешенной в ОЭЗ), объемов инвестирования и сроков окупаемости проектов.