Научная статья на тему 'Управление региональными процессами'

Управление региональными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буч Ольга Вадимовна

Рассмотрены концептуальные вопросы социально-экономического положения Мурманской области, развитие базовых отраслей региона на основе статистических данных Мурманского областного комитета статистики. Предложены пути поиска точек роста в регионе на основе анализа региональных факторов спроса и предложения. Библиогр. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF REGIONAL PROCESSES

On the basis of the statistical data of the Murmansk regional committee of statistics, the conceptual questions of social and economic position of the Murmansk region, the development of basic branches of the region are considered in the work. On the basis of the analysis of regional demand and supply factors, retrieval routes of points of increase in the region are offered.

Текст научной работы на тему «Управление региональными процессами»

ЭКОНОМИКА

ББК 65.050.2

О. В. Буч

Мурманский государственный технический университет

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В большинстве современных теорий регион исследуется как многоаспектная и многофункциональная система, т. е. его можно рассматривать как государство, как корпорацию, как рыночную среду и как социум [1]. В такой системе взаимодействует множество различных процессов, и характер их взаимодействия влияет на развитие территории в целом. Регион необходимо рассматривать как целостную систему элементов (отраслей, районов, предприятий, людей, ресурсов), которые находятся во взаимосвязи друг с другом и с внешней средой (другими регионами, федеральным центром). Необходимо рассматривать регион как метасистему по отношению ко всем частным региональным процессам.

Цель развития региона можно сформулировать с разных точек зрения. Например:

- с точки зрения вклада в экономику страны. Этот показатель можно представить, анализируя отчисления (%) от налогов и сборов в бюджет Российской Федерации от каждой территории. Например, доля налоговых отчислений в консолидированный бюджет страны из северных регионов, а именно к ним и относится Мурманская область, составляет 28,1 %. В северных регионах произведено за 2003 г. 22,6 % промышленной продукции РФ (в Мурманской области создается около 1 % суммарного валового регионального продукта по субъектам РФ);

- с точки зрения уровня и качества жизни населения. Качество жизни населения трудно поддается абсолютной количественной оценке, однако, например, такие показатели, как уровень безработицы, ее структура, размер заработной платы, прожиточный минимум вполне адекватно могут иллюстрировать уровень жизни людей. Что касается качества жизни, то оно зависит не только от наличия финансовых ресурсов в конкретных домашних хозяйствах, но и от качества окружающей среды, эргономичности рабочего места, гармонии интеллектуальной, духовной и физической жизни. В Мурманской области среднемесячная заработная плата занятых на предприятиях области за 11 месяцев 2003 г. увеличилась в 1,3 раза и достигла 7 026,3 руб., размер пенсии в среднем за 2003 г. сложился в сумме 1 708 руб. Уровень безработицы составляет 4,6 % (две трети официально зарегистрированных безработных - рабочие, 18-19 % - служащие). В настоящее время статус безработного имеют примерно 23 тыс. человек. Однако, несмотря на то, что в Мурманском городском центре занятости

имеются сотни заявок на рабочих строительных профессий, газорезчиков, электрогазосварщиков и др. и требования, предъявляемые к претендентам на рабочие места, достаточно высоки - квалификационный разряд, владение современными знаниями, новыми технологиями, претендентов на эти рабочие места практически нет. Ежегодно предприятия области испытывают потребность в рабочей силе в пределах 70 тыс. человек.

Возможно формулирование цели развития региона и с других точек зрения. Это означает, что простого, однозначного ответа на вопрос, в чем состоит цель развития региона, не существует. В целом развитие региона -это комплексный процесс изменений экологической, экономической, социальной, политической, духовной сфер, приводящий к количественным преобразованиям и изменениям условий жизни человека.

Развитие как явление рыночной экономики характеризуется двумя группами факторов - факторы предложения и факторы спроса, а также наличием региональных точек роста. Эти три группы показателей являются как количественными, так и качественными параметрами развития любого субъекта:

1. Факторы предложения. Независимо от того, бедным или богатым является регион, страна, отрасль, предприятие, экономический рост (благосостояние) зависит от четырех факторов предложения:

- людские ресурсы (предложение рынка труда, образование, мотивация). Здесь имеется в виду соответствие спроса и предложения рынка труда, уровень образовательного потенциала, система мотивации населения от уровня заработной платы до системы социальных пакетов и качества окружающей среды;

- природные ресурсы (земля, минералы, топливо, качество окружающей среды). Следует отметить, что Мурманской области повезло: в ее недрах находятся крупные месторождения химического, медноникелевого, железорудного сырья, благородных и редких металлов, редкоземельных элементов. Значительны запасы нерудного сырья - вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, амазонита, флюорита и др. Кольская земля богата хромом, титаном, сырьём для производства строительных материалов и огнеупоров, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Запасы большинства полезных ископаемых на Кольской земле имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам и мировое значение;

- капитал (основные фонды, заводы, дороги). К концу 2001 г. стоимость основных фондов (в текущих ценах) составила 188 млрд руб. (к сожалению, объем их износа составил 39,7 %), но с 1996 г. просматривается устойчивая тенденция к обновлению основных фондов области. Так как в Мурманской области имеется достаточное количество предприятий, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, требуется развитая транспортная система - наличие транзитных транспортных сообщений, круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути. Для того чтобы увеличить транспортные потоки через Мурманский морской торговый порт (ММТП), куда весь груз завозится

и вывозится железнодорожным транспортом, необходимо реконструировать железнодорожную станцию Мурманск. Это в настоящее время наиболее актуальная проблема, поскольку станция удовлетворяет потребности ОАО «ММТП», но резервов пропускной способности не имеет. Без второго железнодорожного пути дальнейший рост грузооборота Мурманского порта, даже при условии его внутренней реконструкции, невозможен;

- технология (наука, управление, предпринимательство, инженерное искусство). Прикладные и фундаментальные научные исследования являются потенциалом для развития инновационного предпринимательства, определяют предпосылки роста трансферта знаний и технологий от науки к производству.

2. Факторы спроса. К таковым относятся:

- степень полноты использования ресурсов;

- рациональное распределение ресурсов с целью получения наилучшего экономического эффекта.

В предлагаемой системе показателей факторы предложения являются определяющими, т. к. обеспечивают уровень экономического роста региона. На региональном уровне экономический рост целесообразно измерять темпом прироста валового регионального продукта (ВРП) либо в целом, либо на душу населения. ВРП включает в себя совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, созданной за год внутренними для данного региона производственными факторами, независимо от того, кто ими владеет. При этом необходимо разграничивать произведенный и использованный ВРП, поскольку они выражают различные процессы: первый - рост экономики, второй - рост благосостояния. Эти факторы могут не совпадать, т. е. рост произведенного ВРП совсем не означает роста благосостояния населения, и наоборот.

Рост ВРП области с 1996 по 2001 г. составил 115,9 %. В последние годы область стабильно входит в первую десятку регионов с наиболее высоким размером ВРП на душу населения. Так, если с 1991 по 1996 г. объем промышленной продукции в области снизился почти на 40 %, то с 1997 г. он начал увеличиваться и к 2001 г. вырос на 28 %.

Следует отметить, что в Мурманской области в 1996-1998 гг. в структуре ВРП преобладала доля отраслей, оказывающих услуги, но с 1999 г. вновь стал доминировать реальный сектор экономики.

3. Региональные точки роста.

Существует пять направлений поиска региональных точек роста:

- мониторинг природных ресурсов;

- развитие общего и профессионального образования;

- инвестиционная политика;

- инновационная политика;

- структурная политика.

Таким образом, в качестве точек роста могут выступать капиталовложения, осуществляемые предприятиями, знания, информация, наукоемкие технологии и даже отдельные территории.

Практика выработала несколько способов определения точек роста:

1. По удельному весу отрасли в общем объеме продукции, произведенной в области за определенный период.

2. По доле убыточных предприятий в отрасли.

3. По уровню рентабельности отраслей.

4. По денежному выражению прибыли полученной отраслями.

5. По количеству ведущих предприятий.

6. По бюджетной эффективности (по размеру налоговых платежей).

Каждую точку роста рассматривают с позиций следующих четырех

элементов:

- район;

- отрасль;

- предприятие;

- программа.

Попробуем приведенные рассуждения использовать при анализе Мурманской области, выявить точки роста в региональной структуре, учитывая следующие ее особенности:

- область обладает уникальной минерально-сырьевой базой;

- на территории Мурманской области значительное количество закрытых административных территориальных образований, воинских частей;

- Мурманская область - это трансграничная территория, которая, одна из немногих в Российской Федерации, имеет границу с Европейским союзом;

- морская транспортная система Мурманской области позволяет надеяться на привлечение значительных инфраструктурных инвестиций и превращение Мурманска в крупный транспортный узел.

Экономика Мурманской области характеризуется специфичной отраслевой структурой. На ее территории развиваются в основном черная и цветная металлургия, рыбная и химическая промышленность, топливноэнергетический комплекс. В структуре промышленного производства 54,3 % составляют предприятия горно-промышленного комплекса (из них более 27 % - предприятия цветной металлургии, 22 % - электроэнергетика, 15,8 % - пищевая промышленность, основную долю в которой занимает рыбная отрасль (81 %)). Это обусловлено природно-климатическими факторами, богатой минерально-сырьевой базой, высокой степенью монополизации и низкой диверсифицированностью крупных предприятий, длительными сроками окупаемости инвестиций в базовых отраслях. Все перечисленное привело к необходимости поиска путей и направлений устойчивого развития экономики региона и, как следствие, путей повышения социальной стабильности и качества жизни населения.

Одним из таких направлений может быть развитие технологически законченных производств, т. е. не только добывающих отраслей, но и предприятий для переработки добытого сырья. Здесь на первый план выходят три аспекта - потенциал, риск, законодательство. Потенциал - это объективные возможности региона и его базовых предприятий (горнодобывающих, нефтедобывающих, энергетических), которые учитывают насыщенность территории природными ресурсами, кадрами, основными

фондами, инфраструктурой. Риск определяет вероятность потери инвестиций и неполучения дохода. Это комплекс взаимосвязанных факторов, к которым можно отнести:

- тенденции к спаду валового регионального продукта;

- степень сбалансированности регионального бюджета;

- асинхронность действий властей по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- деградацию природной среды и решения по развитию природоохранных мероприятий;

- степень вовлеченности криминальных кругов в легальную экономику региона;

- социальную напряженность в области и другие факторы.

Снижение риска, сведение его к минимально допустимому - важное

и необходимое условие. Законодательство - это гибкая, динамично развивающаяся правовая база для ведения деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. Таким образом, крупным предприятиям должно стать выгодно развивать перерабатывающие производственные мощности в Мурманской области, а для этого необходима стабильная налоговая и тарифная ситуация, законодательная поддержка, соответствующие юридические условия.

Очевидные точки роста здесь - нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность, горнодобывающая промышленность центральной части Мурманской области, энергетика, рыбная промышленность и рыбопереработка.

Морской нефтегазовый потенциал Мурманской области является основным резервом для развития нашей страны и в ХХ1 в., учитывая тенденции в нефтяной и газовой промышленности на суше. Выявление, изучение и освоение нефтяных и газовых месторождений должны стать одним из важнейших стратегических направлений деятельности предприятий Мурманской области, обеспечивающей экономическое развитие страны и ее энергетическую безопасность. Отличительной особенностью выявленной ресурсной базы (15 месторождений нефти, газа и газоконденсата) является высокая концентрация запасов в уникальных и крупных месторождениях. Наиболее известным примером является Штокмановское газоконденсатное месторождение в центральной части Баренцева моря (запасы газа - 3,2 трлн м3, газоконденсата - 32 млн т). Необходимо продолжить планирование нефтегазопоисковых работ, создание стабильного законодательства, обеспечивающего благоприятную среду для инвесторов.

Однако развитие нефтяной промышленности приведет не только к созданию новых предприятий (например, завода по сжижению газа), появлению новых рабочих мест, развитию порта и транспортных коридоров (железных и автомобильных дорог, аэропортов), но и формированию сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, социальной сферы и средств связи.

Первоочередной задачей геологоразведочных работ в Баренцевом море является подтверждение перспектив нефтегазоносности его Кольского участка, который требует на порядок более низких инвестиций, чем Штокмановское месторождение. Этот объект, а его предполагаемые сум-

марные запасы составляют 150-200 млн т, после подтверждения нефтега-зоносности может оказаться наиболее инвестиционно привлекательным

и, соответственно, быстро разработанным.

Перспективы впечатляют: перевалка грузов к 2015 г. должна составить 80-100 млн т, из них 80 % - углеводородное сырье.

Горнодобывающая промышленность - фундамент центральной части Мурманской области, обусловливающий ее саморазвитие. По итогам года выросли объемы производства в черной металлургии, химической промышленности. Выпуск железорудного концентрата в целом по отрасли составил 102,6 % при росте производства в ОАО «Ковдорский ГОК» (110,4 %) и снижении объемов в ОАО «ОЛКОН» (95,8 %) из-за истощения сырьевой базы открытой добычи. В химической промышленности рост объемов производства составил 102,4 %. Больше произведено нефелинового концентрата (106,5 %) и апатитового концентрата (102,6 %), причем рост производства достигнут в ОАО «Апатит» (101,5 %) и ОАО «Ковдорский ГОК» (107,6 %).

Электроэнергетика - это отрасль экономики, которая является жизненно важной для всего народнохозяйственного комплекса региона. В Мурманской области крупнейшие предприятия отрасли - ОАО «Кол-энерго» и Кольская атомная электростанция. ОАО «Колэнерго» обеспечивает электроэнергией потребности Мурманской области, часть электроэнергии передается в Республику Карелия, Финляндию и Норвегию. Кольская атомная электростанция (в настоящее время филиал концерна «Росэнергоатом») дает около половины электроэнергии, потребляемой в области.

Рыбное хозяйство Мурманской области является одним из ведущих в системе обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. На его долю за последние 8-10 лет приходилось от 8,5 до 18,0 % производства рыбных товаров и объемов добычи водных биоресурсов в целом по стране. Рыбопромышленный комплекс области представлен более чем 170 рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, в которых занято более 12 тыс. человек. В Мурманске сосредоточены основные научные организации и профессиональные учебные заведения отрасли. В реестре Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта зарегистрировано 275 промысловых судов, в том числе 64 судна для прибрежного рыболовства. В настоящее время рыбная промышленность нуждается в скорейшем решении комплекса проблем, связанных со стабилизацией нормативно-правовой базы, - и это приоритет региональной политики. Следствием недальновидных действий в области управления рыбным хозяйством, обеспечения производственной стабильности береговой инфраструктуры явилось то, что сократился выпуск товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы (90,5 %), снизился улов рыбы (89,2 %). Надо найти пути снижения трансакционных издержек (портовых издержек), повышения качества судоремонта, модернизации основных фондов. Таким образом, надо прежде всего создать условия для развития рыбной промышленности. Однако следует отметить, что необходимо работать над усилением собственных брэндов в рыбопереработке, над узнаваемой маркой, которая соответствовала бы мировым стандартам

качества, над поиском нестандартных технологий обработки гидробион-тов (жителей моря), созданием совместных предприятий.

Преобладание экспортных отраслей в экономике Мурманской области обусловливает развитие транспортной инфраструктуры. Доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет примерно 10 %. Имеющиеся наземные, воздушные и морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения делового сотрудничества с российскими и иностранными компаниями.

Анализ существующих грузопотоков с учетом перспектив освоения углеводородного сырья арктического шельфа показывает настоятельную необходимость ее технического перевооружения и дальнейшего развития существующих мощностей. В первую очередь обеспечение этих работ необходимо на направлениях к портам Мурманской области [2, 3].

Таким образом, четко определены направления и приоритеты развития Мурманской области. Однако остается открытым вопрос о механизме достижения предложенных целей, поиска внутрирегиональных резервов и также успеха вне рамок региона. Для этого необходимы устойчивые межотраслевые связи, экономическая структура региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд другой, т. е. представлять собой производственный кластер [4]. Такие кластеры существуют в Германии, Дании, Италии и других странах, кластер - это черта высокоразвитой экономики. Однако у Мурманской области есть шанс стать таким кластером, т. к. одна из основных черт кластера - приближение производства к источникам энергии и сырья и, как следствие, передача потенциала от конкурентоспособных отраслей к тем отраслям, которые еще не достигли такого уровня. Внутрирегиональным резервом является и система уникальных черт региона. Если характеризовать с этой точки зрения Мурманскую область, то целесообразно отметить уникальную минерально-сырьевую базу, транспортную инфраструктуру (морской незамерзающий порт) и близость границы с Европейским союзом. Такое сочетание является базовым конкурентным преимуществом развития кластерной экономики Мурманской области. Но экономически успешный регион является открытой системой. Если закрытая система ориентируется на поиск только внутрирегиональных резервов, то концепция открытой системы предполагает поиск успеха и вне рамок региона. Таким образом, развитие Мурманской области предполагает план ее продвижения, включающий в себя поиск уникальных свойств региона, систему привлечения в регион новых экономических агентов, исследования деловой среды и потребностей бизнеса.

Необходимо заметить, что выработанное и обоснованное определение основных направлений развития региона и тех средств, которые обеспечивают движение в выбранном направлении, тесно связано с региональной политикой. Последняя руководствуется разработанными принципами, конкретизирует их применительно к определенным условиям места и времени и реализует в своих решениях и действиях. Без политики все разработки остаются чистым пожеланием. С другой стороны, наличие стратегии, с принципами

которой соотносится политика, придает политике последовательность и целенаправленность. Политика всегда конкретна, и ее эффективность зависит от способности гибко реагировать на происходящие в обществе изменения.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: Учеб. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Евдокимов Ю. А., Буч О. В. Социально-экономическое положение Мурманской области и тенденции ее развития. - Мурманск: МГТУ, 2003.

3. Селин В. С. Экономические проблемы развития арктических грузопотоков // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2000. -№ 1(3). - С. 31-36.

4. Климанов В. В. Региональные системы и региональное развитие в России. -М.: УРСС, 2004.

Получено 24.10.05

THE MANAGEMENT OF REGIONAL PROCESSES

O. V. Buch

On the basis of the statistical data of the Murmansk regional committee of statistics, the conceptual questions of social and economic position of the Murmansk region, the development of basic branches of the region are considered in the work. On the basis of the analysis of regional demand and supply factors, retrieval routes of points of increase in the region are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.