УДК 332.1:658(470.21) © Н.И. Зерщикова
Роль регионального управления в развитии промышленности
(на примере Мурманской области)
В статье рассматриваются особенности промышленного развития Мурманской области с точки зрения регионального регулирования. Выявлены негативные и позитивные факторы воздействия на региональную промышленную отрасль хозяйства Мурманской области. Сформирована система показателей для характеристики развития промышленных комплексов регионов подобного типа. Рассмотрены меры государственного регулирования развития. Представлено современное состояние промышленного комплекса Мурманской области.
Промышленный комплекс, региональная политика, государственное регулирование, Мурманская область.
Наталия Ивановна ЗЕРЩИКОВА
кандидат экономических наук,
доцент Института экономических проблем Кольского научного центра РАН
В условиях формирования федеративного устройства в России усилилась роль и значение регионов — субъектов Федерации — в управлении развитием общества. Отношения государства с регионами в системе прогнозирования, планирования и финансирования, при получении регионами значительной самостоятельности, приводят к необходимости согласования их интересов, особенно в условиях финансового кризиса, что важно для регионов, в структуре экономики которых значительную долю занимают отрасли, связанные с добычей и переработкой сырьевых ресурсов, прежде всего минеральных. Многие виды минерально-сырьевых ресурсов имеют стратегическое значение и создают необходимые условия для обеспечения жизнедеятельности людей.
Экономической основой структурнофункциональной организации региона является промышленный комплекс. Успех развития экономики региона обеспечивается научными позициями региональной
политики, которая ориентирована на освоение территорий, смягчение региональных диспропорций и подъем экономики.
В широком смысле под промышленной политикой обычно подразумевают составную часть экономической политики, т. е. экономическую политику, проводимую по отношению к промышленности. Такая трактовка чаще всего характерна для государственной региональной промышленной политики, которую формирует и осуществляет федеральный центр (в целом по промышленности и её отраслям) по отношению к регионам. Однако при этом государство не формирует региональную промышленную политику по отношению к другим отраслям материального производства — строительству, транспорту и т.д., так как промышленная политика является своеобразным, специфическим элементом экономической политики. Эта специфичность определяется, во-первых, важностью промышленности как базы развития реального сектора экономики,
во-вторых, этапностью развития экономики и, в-третьих, разнообразием промышленного потенциала в регионах страны на качественном и количественном уровне [1]. Следовательно, состояние и развитие промышленного комплекса тесно связано с экономикой страны и формированием мирохозяйственных связей, а также с территориально-экономическими особенностями.
Региональный промышленный комплекс — территориально-производственный комплекс. Он состоит из двух больших групп отраслей производства. Первая — добывающая и обрабатывающая промышленность, которая формирует структуру и функции регионального хозяйства. Вторая группа — интеграция отраслей материального производства, производящих средства производства и предметы потребления, которая выступает в виде субъекта программного управления.
Регулирование в рамках государства осуществляется в направлениях рыночного регулирования (динамика рыночных цен), корпоративной планомерности (изучение структуры спроса фирмами), государственного регулирования путем целенаправленного воздействия государственных учреждений и организаций, сюда входят и государственные заказы на продукцию.
Формами государственного регулирования выступают планирование, программирование, прежде всего в виде целевых комплексных программ, и прогнозирование. Экономика Европейского Севера вы-сокомонополизирована и недостаточно диверсифицирована, что вносит определенную специфику в стратегическое планирование. Разработка конкретных стратегических альтернатив требует глубокого анализа перспективных макротехнологий и маркетинговых исследований [2]. Региональные органы власти и управления через систему целевых ориентиров развития предприятий и отраслей выражают интересы всего населения региона.
К методам регулирования относятся экономические, правовые и административные. Правовое регулирование проводится путем принятия и совершенствования правовой базы. Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения, принуждения. Российский и мировой опыт региональной политики обеспечивается правильностью выбора целей региональной политики для эффективного развития экономики региона; закреплением управленческих решений законодательными актами, что формирует стабильность в привлечении капитала; формированием институциональных органов и интеграционными процессами; активным применением механизмов регулирования развития хозяйства, в том числе промышленного.
Государственные методы регулирования развития промышленной структуры хозяйства должны представлять собой систему поощрительных и ограничительных мер (нормативно-правовых актов, законов), позволяющих сбалансировать интересы всех слоев населения и страны в целом, добиться устойчивости в развитии и получать максимально возможные доходы от хозяйственной деятельности. В основе этой системы должны лежать экономические рычаги регулирования. Среди них в первую очередь следует выделить: налоги, тарифы, кредиты, дотации, субвенции, цены на землю, платежи за природные ресурсы, роялти, гранты, штрафные санкции.
Процессы регулирования развития промышленного комплекса направлены на обеспечение стабилизации экономической ситуации в регионе, структурные преобразования и экономический рост. Реализация цели — формирование инвестиций для развития территории — связана с реализацией региональных программ и участием в федеральных программах. Регулирование развития на уровне программы происходит путем отбора приоритетных инвестиционных проектов, разработки и принятия программы.
Финансовыми источниками реализации инвестиционных проектов программ могут быть средства российских и иностранных инвесторов, средства бюджета, распределяемые в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы; внебюджетные источники финансирования; собственные источники финансирования заявителя проекта; средства под гарантии Правительства Российской Федерации; привлечение прибыли предприятий на возвратной основе. Усиление и совершенствование функций административного регулирования обоснует и реализует развитие промышленного комплекса. Время определяет элементы приоритетных направлений регулирования. В период сложившегося финансового кризиса регулирование и поддержка финансовой сферы промышленных предприятий создаст возможность для выживания и дальнейшего развития.
Мурманская область расположена на территории Севера России. Необходимо отметить, что функционирование и развитие промышленности в условиях Севера накладывает определённую специфику, создавая дополнительные затраты и жесткие ограничения на освоение территории. Всё это определяет необходимость разработки и проведения соответствующей экономической и социальной политики и регулирования развития регионального хозяйства.
Эффективное развитие промышленности Мурманской области обеспечат следующие меры региональной политики:
1. Стратегическая разработка, а затем и программы развития промышленного комплекса.
2. Нормативная поддержка.
3. Создание фонда развития в Мурманской области.
4. Привлечение федеральных средств (участие в федеральных целевых программах).
5. Привлечение частных инвестиций (включая зарубежные) — как следствие улучшения инвестиционного климата.
6. Предоставление льгот под объективные северные удорожания (налоги, кредиты, точки «роста» и др.).
7. Тарифная политика.
8. Северный завоз и другие.
При формировании региональной промышленной политики Мурманской области необходимо исходить из её пространственно-структурных особенностей. К благоприятным и негативным факторам развития промышленности региона можно отнести следующие (табл. 1)[3].
Позитивными факторами экономикогеографического положения области является примыкание её к границам морских и транспортных путей; наличие незамерзающего порта города Мурманска; использование Северного морского пути (СМП). Северный морской путь, открытый для иностранных судов, перевозка грузов между Юго-Восточной Азией и Японией является важным фактором притягательности северных регионов для иностранных инвесторов. В процессе перехода к рыночным отношениям произошла трансформация отдельных звеньев хозяйствующих субъектов в различные формы собственности. Морские пароходства, за исключением Арктического, были акционированы. Но федеральная собственность на СМП по-прежнему является основной. За годы реформ объёмы перевозок по СМП сократились в четыре раза и продолжают находиться на очень низком уровне, составив в 2000 — 2003 гг. порядка 1,7 млн. т. В обозримой перспективе Севморпуть остается ключевым элементом транспортного обеспечения арктических районов. Его роль может существенно возрасти, прежде всего в связи с освоением месторождений углеводородов в прибрежных районах и на Арктическом шельфе [4].
К значимым негативным факторам следует отнести расположение территории Мурманской области на Севере, что обусловливает удорожание производственных затрат. Однако присутствие на её территории
Таблица 1. Факторы, влияющие на развитие промышленного комплекса Мурманской области
Факторы Благоприятное воздействие Негативное воздействие
Экономико-географическое положение • Примыкание к границам морских и транспортных путей • Наличие незамерзающего порта города Мурманска • Использование Северного морского пути • Расположение Мурманской области на территории Севера, удорожание затрат производства
Природно-ресурсный потенциал • Уникальный природно-ресурсный потенциал Добыча и переработка (руд: апатитонефелиновых, медно-никелевых, железных; цветных металлов); имеются рыбные и водные ресурсы;углеводороды • Нет учёта формирования дополнительного дохода предприятий с лучшими горно-геологическими условиями
Структура хозяйства • Развитая промышленная база, рост удельного веса промышленности в ВРП
Специализация Отрасли: - электроэнергетика - химическая - чёрная металлургия - цветная металлургия - пищевая (рыбная) • Повышенные затраты производства тяжёлых отраслей специализации (в т.ч. в структуре промышленности отрасли горнопромышленного комплекса - 62,3% в 2000 г.)
Интеграционные процессы (экспорт) • Устойчивая тенденция спроса платёжеспособного зарубежного потребителя на промышленную продукцию: металлы, минеральные продукты, рыбу и продукты морского промысла • Зависимость от мировых цен • Потеря и неплатёжеспособность внутреннего потребления
Инфрастуктура • Существующие транспортные магистрали Мурманской области • Развитое энергетическое хозяйство • Система объектов социальной инфраструктуры • Несоответствие мировому уровню
Финансовая обеспеченность региона • Развитая банковская система Незначительны: - собственные средства предприятий - бюджетные поступления - кредитные ресурсы - высоки риски кредитования - жёсткая привязка % за кредит к ставке рефинансирования ЦБ РФ
Трудовые ресурсы • Квалифицированный трудовой потенциал • Система северных надбавок 1. Уменьшение: - численности постоянного населения - численности населения в трудоспособном возрасте - продолжительности жизни 2. Сокращение: - прибывающих - квалифицированных специалистов и рабочих 3. Дисбаланс спроса и предложения
Интеллектуальный потенциал • Кольский научный центр • Система и кадры образовательных учреждений • База инвестиционных проектов Отсутствие административного органа: - координирующего спрос и предложение трудовых ресурсов - формирующего базу инвестиционных проектов
уникальных природных ресурсов является объективной предпосылкой её развития. В области ведется добыча и переработка апатито-нефелиновых, медно-никелевых, железных руд, цветных металлов; имеются
рыбные и водные ресурсы, углеводороды. Промышленный потенциал области составляют крупные предприятия — ОАО «Апатит», «Североникель», «ГМК «Печенга-никель», «Севредмет», Оленегорский ГОК,
Ковдорский ГОК, Кандалакшский алюминиевый завод, предприятия лесопромышленного и рыбопромыслового комплексов; в области действует Кольская АЭС. Развитая промышленная база области, специализирующая такие отрасли, как электроэнергетика, химическая, чёрная металлургия, цветная металлургия, пищевая (рыбная отрасль), — основа развития промышленности и в целом Мурманской области.
Кольский федеральный горнорудный центр обеспечивает 100% общероссийского производства апатитового концентрата, 14% рафинированной меди, около 40% никеля, около 10% железных руд, вклад центра в валовой региональный продукт (ВРП) Мурманской области составляет около 30% при занятости в производстве полного цикла более 300 тыс. чел. Перспективы развития Кольского центра связываются с разработкой новых месторождений платиноидов, титаномагнетитовых и хромитовых руд, а также с расширением производства алюминия на Кандалакшском алюминиевом заводе [5].
Существующие транспортные магистрали Мурманской области, развитое энергетическое хозяйство и система объектов социальной инфраструктуры, с одной стороны, положительно характеризуют область, однако, с другой стороны, её инфраструктура не соответствует мировому уровню.
Несмотря на значительный интеллектуальный потенциал, обслуживающий регион (Кольский научный центр, система и кадры образовательных учреждений, база инвестиционных проектов), в нём, как и в стране в целом, отсутствует должная координация спроса и предложения трудовых ресурсов, что негативно отражается на экономике.
Анализ факторов воздействия на промышленное развитие Мурманской области позволяет сформировать систему показателей для характеристики развития промышленных комплексов регионов подобного типа (табл. 2) [3].
Промышленный комплекс Мурманской области, основанный на эксплуатации природных ресурсов, создает объективные
Таблица 2. Система показателей, характеризующих состояние развития промышленного комплекса
Показатели
1. Наличие природных ресурсов.
2. Экономический уровень развития промышленного комплекса:
• коэффициент долевого участия на уровне страны;
• коэффициент промышленного производства на уровне региона.
3. Производственный потенциал:
• объём промышленного производства;
• валовой региональный продукт;
• уровень использования среднегодовых мощностей промышленных предприятий;
• износ основных фондов;
• численность убыточных предприятий.
4. Основные виды промышленной продукции.
5. Динамические качества промышленного комплекса:
• индексы физического объёма промышленной продукции (цепные, базисные);
• структура объёмов промышленного производства по отраслям.
6. Региональный коэффициент промышленного производства.
7. Инвестиции в основной капитал.
8. Объём иностранных инвестиций.
9. Мультипликатор инвестиций.
10. Функциональная структура связи с местным, общенациональным, мировым рынком.
11. Обеспеченность трудовыми ресурсами:
• численность промышленно-производственного потенциала, в т. ч. по отраслям;
• производство промышленной продукции на душу населения;
• численность зарегистрированных безработных.
предпосылки для устойчивого экономического роста хозяйственной системы. Мурманская область имеет все возможности для превращения в один из первоочередных региональных «районов экономического роста» в России [6].
Политика формирования рыночного хозяйствования требует весьма тесной связи с региональной действительностью. К проблеме хозяйственного порядка относится определение компетенции между властями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Регулирование развития промышленности региона зависит от видов промышленной деятельности. Обеспечение устойчивой работы базовых предприятий Мурманской области (медно-никелевой, железорудной, слюдяной, апатито-нефелиновой и редкометаллической отраслевой промышленности) может быть осуществлено путём совершенствования системы платы за пользование природными ресурсами в зависимости от их качества, расположения месторождений полезных ископаемых и стадии их освоения, а также за счёт дифференциации цен на добываемую продукцию. В Российской Федерации собственником ресурсов выступает государство, следовательно, ему принадлежит право присваивать ренту. Однако хозяйствующие субъекты Мурманской области имеют дополнительные затраты, связанные с особыми условиями хозяйствования. Регулирование отношений перехода от стандартной налоговой системы для базовых отраслей к рентным платежам — одна из мер соблюдения баланса интересов Федерации, региона и предпринимателя.
В связи с изложенным механизмами регулирования развития промышленного комплекса региона являются: усиление и совершенствование функций административного порядка, законодательные акты, взаимоотношения между центром и реги-
онами, планирование, совершенствование принципов партнерства между властью и предприятиями, политика цен, налоги, предпринимательская активность, адресная поддержка, тарифная политика. Все эти направления в настоящее время служат объектом повышенного внимания органов государственной власти региона.
Рассматривая вопросы развития промышленного комплекса региона на основе его территориально-хозяйственных особенностей, можно сказать, что характеристика развития промышленного комплекса Мурманской области обусловливается следующим состоянием. На уровне 2002 г индекс промышленного производства в Мурманской области составлял 96,9%, а к 2007 г. ситуация значительно улучшилась и рост промышленного производства по отношению к 2006 г. составил 107,9%, в том числе добычи полезных ископаемых — 102,7%.
Оценивая деятельность региона как основного поставщика горнорудной продукции, необходимо отметить, что в 2007 г его предприятиями произведено 9,9 млн. т железорудного концентрата (98,4% к 2006 г.), 4,2 млн. т апатитового (100% Р205) концентрата (на 3% выше уровня 2006 г.). Увеличилось производство нефелинового, бадделеитового, лопаритового и вер-микулитового концентратов. Сократилось производство нерудных строительных материалов, железорудного концентрата [7].
Анализируя деятельность отрасли по некоторым показателям, мы видим, что, используя механизмы регулирования развития промышленного комплекса, власть региона, расширяя государственно-частное партнерство, добивается устойчивой работы промышленных предприятий.
Правительство Мурманской области заключает соглашения с крупнейшими промышленными компаниями России и области, направленные на объединение
усилий для обеспечения стабильного социально-экономического развития региона. В 2007 году заключены соглашения с ОАО «Кольская ГМК», «Олкон», «Апатит» и «МХК «ЕвроХим». В 2007 году заключено соглашение с председателем Правления РАО «ЕЭС России» А. Чубайсом «О взаимодействии по развитию электроэнегети-ки Мурманской области», предметом которого является совместная реализация проекта «Программы обеспечения надежности и развития энергосистемы Мурманской области на 2007 — 2012 годы». Общий объём инвестиций в рамках Программы превысит 64 млрд. рублей.
Правительством Мурманской области заключены соглашение с ООО «Севмор-нефтегаз», которым определены первоочередные направления деятельности по реализации проекта «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения», соглашение с ОАО «ТГК-1» «О создании экономически эффективных условий для реализации проекта строительства Мурманской ТЭЦ-2», а также с ОАЛ «Совкомфлот» — о долгосрочном сотрудничестве [8].
Приоритетным инвестиционным проектом для Мурманской области становится освоение Штокмановского месторождения. В комплексе с реализацией других проектов это сулит политические, экономические и социальные национальные преимущества, в том числе региональные, включая конверсию оборонных предприятий. Важнейшими показателями социальной значимости проекта, что особенно важно в период финансового кризиса, являются создание и сооружение платформ на предприятиях оборонного комплекса в Северодвинске, Мурманске, Санкт-Петербурге и др.; сохранение и создание новых рабочих мест, повышение занятости населения; газификация Мурманской и Архан-
гельской областей, Республики Карелия; обеспечение дополнительных поставок газа в центральные регионы России. Важным направлением социального эффекта от реализации проекта является использование научно-производственного потенциала России для решения научных и технических проблем [9].
15 — 17 октября 2009 года в г. Мурманске состоялся I Мурманский международный экономический форум. В его рамках ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» провела II Международную конференцию «Освоение шельфа: шаг за шагом». Участники конференции отметили, что реализация Штокмановского проекта создает все необходимые предпосылки для создания на территории Мурманской области межотраслевого промышленного кластера, включающего передовые международные и российские технологические компании. Мурманская область призвана стать опорным плацдармом для освоения Арктического шельфа.
Важным результатом работы конференции стало подписание соглашений о сотрудничестве ассоциации «Мурманшельф» с ассоциацией нефтегазовых компаний Ньюфаундленда и Лабрадора «К01Л» (Канада) и ассоциацией «8иЪзеа ИК» (Великобритания).
Участники конференции положительно оценили действия органов законодательной и исполнительной власти Мурманской области, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата [10].
Полагаем, эффективное использование механизмов государственного регулирования позволит добиваться устойчивой работы промышленных предприятий, находить выходы из кризисных ситуаций и обеспечивать эффективность функционирования промышленного производства региона.
Литература
1. Жаров, В.С. Основы формирования и реализации региональной промышленной политики / В.С. Жаров, Д.В. Жаров // Проблемы социально-экономического развития регионов Севера: сб. науч. ст. / отв. ред. В.С. Жаров. — Апатиты: Изд. Кольского филиала Петрозаводского гос. ун-та, 2007. — Вып. 3. - С. 131.
2. Жаров, В.С. Моделирование стратегий развития региона. Глобальные и локальные социально-экономические процессы на Севере / В.С. Жаров. — Апатиты, 2001. — 62 с.
3. Зерщикова, Н.И. Диагностика состояния регулирования развития регионального промышленного комплекса (на примере Мурманской области): дис. ... к.э.н. — Апатиты, 2002. —122 с.
4. Север как объект комплексных региональных исследований. — Сыктывкар, 2005. —299 с.
5. Орлов, В.П. Ресурсы недр в развитии Северо-Запада России / В.П. Орлов // Минеральные ресурсы России. — 2008. — № 4. — С. 2.
6. Селин, В.С. Оценка перспектив и сценарии развития / В.С. Селин, Н.И. Зерщикова, А.В. Истомин // Мурманская область: тенденции экономического и социального развития на рубеже тысячелетий. — Ч. 1 / ИЭП КНЦ РАН. — Апатиты, 2001. — С. 46-52.
7. Мурманская областная статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// murmanskstat.gks.ru/default.aspx
8. Сайт Мурманской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.duma.murman.ru/
9. Газовые перспективы Арктического шельфа. Точка зрения ОАО «Газпром» на разработку Арктического шельфа [Электронный ресурс] / Б. Никитин, Н. Глухова, Н. Пахомова. — Режим доступа: http://www.ngw.ru/article.aspx?articleID=24000
10.Кошелева А. — помощник генерального директора НО «Ассоциация «Мурманшельф» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [email protected]