Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ»

иностранным инвесторам особых требований, все же существуют некоторые противоречия, несовместимые с ТРИМс, которые, в связи с недавним вступлением России в ВТО, должны быть изменены.

Использованные источники:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [Электронный ресурс]: Генеральное соглашение от 15 апреля 1994 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

2. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам [Электронный ресурс]: Соглашение от 15 апреля 1994 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 1996 года №225-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Давыдова, М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии [Текст] / М.Л. Давыдова. - Волгоград, 2009. - 314 с.

5. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права [Текст] / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2010. - 549 с.

6. Григорян, С.А. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) [Текст] / С.А. Григорян // Право и политика. - М., 2009. №3.

Сорокина О.В. студент группы УИП-5 Сазонов С.П., доктор экономических наук,

профессор

заведующий кафедрой «Экономика и финансы предприятий» Волгоградский Государственный Технический Университета

Россия, г.Волгоград ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ

И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит масштабная и усиленная реструктуризация и реорганизация экономики регионов. Становится очевидным, что ответственность за решение социально-экономических проблем территории должны взять на себя как федеральный центр, так и сами регионы и муниципальные образования.

В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности, представляют существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, целью которой является повышение благосостояния народа.

В последние годы субъекты Российской Федерации, а также и крупные города, стали конкурировать между собой за привлечение ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования философии и технологий маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории и ее конкурентоспособности. В связи с этим каждая территория старается предложить наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (население, инвесторы, туристы) выбирают ту территорию, которая соответствует их потребностям. Таким образом, любое территориальное образование нуждается в разработке маркетинговой концепции развития и продвижения на глобальный рынок территорий.

Субъекты Российской Федерации активно работают над разработкой и продвижением имиджа, а также по формированию и развитию особых экономических зон, созданию технопарков, промышленных парков, кластеров, нанотехнологических центров с привлечением федеральных финансовых ресурсов.

Рассматривая конкретно Волгоградскую область, можно сказать, что с 2006 года по 2011 год инвестиции в основной капитал в действующих ценах увеличились более чем в 2,5 раза: с 39,6 млрд. рублей до 100,8 млрд. рублей.

В 2011 году на развитие экономики и социальной сферы Волгоградской области по полному кругу организаций было направлено 100,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что выше уровня 2010 года в сопоставимой оценке - на 20,2%. В Южном федеральном округе Волгоградская область по объему инвестиций в основной капитал занимает третье место после Краснодарского края и Ростовской области (см. таблица 1).

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал в 2011 году, ЮФО (в фактически действовавших ценах, млрд.рублей)

Использовано в 2011 г. В % к 2010 г. В % к итогу

По России По Федеральным округам

Краснодарский край 676,2 108,1 6,3 65,9

Ростовская область 154,9 90,3 1,4 15,1

Волгоградская область 100,8 120,2 0,9 9,8

Астраханская область 68,7 110,0 0,6 6,7

Республика Адыгея 16,7 107,0 0,2 1,6

Республика Калмыкия 9,3 125,2 0,1 0,9

Южный федеральный округ 1026,6 106,2 9,5 100

Российская Федерация 10776,8 108,3 100

Администрация Волгоградской области ведет постоянную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе. В области создана нормативная база, направленная на поддержку инвестиционных процессов, действует механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, предоставления областных гарантий и пр.

Волгоградская область имеет достаточный потенциал, позволяющий повысить инвестиционную привлекательность, как для отечественных, так и иностранных инвесторов:

- регион имеет выгодное географическое положение, способствующее эффективной интеграции в перевозочные процессы с использованием потенциала естественных транспортных артерий, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и участвовать в формировании международных транспортных коридоров;

- стабильную политическую обстановку;

- область проводит активную и взвешенную экономическую политику;

- благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;

- наличие широкого ресурсного потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов, среди них нефть, газ, калийные соли, бишофит и другие;

- развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;

- высокоразвитый научно-технический комплекс;

- многоотраслевую ориентацию промышленного производства с высокой долей обрабатывающих производств, создающую предпосылки устойчивого развития экономики региона.

Системными внешними условиями мегауровня, выступающими источниками позитивных и негативных факторов конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития экономики Волгоградской области, являются: глобализация; либерализация, интенсификация и диверсификация международных потоков товаров, услуг и капитала; регионализация, рост

влияния мегарегиональных интеграционных объединений и многосторонних организаций (ЕС, НАФТА, АТЭС, ЕврАзЭС, ОЭСР, ВТО, МВФ и др.).

Перспективы развития промышленного потенциала Волгоградской области определяются следующими положительными факторами: наличием в области месторождений нефти и газа, минерального сырья (калийные соли, бишофит); доступностью энергоресурсов в территориальном плане; существованием производств с широкой номенклатурой выпускаемых товаров; выгодным транспортным расположением (пересечение железнодорожного, автомобильного, водного, авиатранспорта и трубопроводов; наличием Волго-Донского канала); развитым научно-образовательным комплексом; налаженными внешнеэкономическими связями.

Вместе с этим существует также ряд факторов, сдерживающих развитие промышленного потенциала области, среди них: усложнение разработки нефтяных месторождений в связи с исчерпанием легкодоступных залеганий нефти; отсутствие практического опыта в добыче бишофита; неразработанность месторождений калийных солей; рост тарифов на энергоносители и транспортные услуги (рост себестоимости соответственно); моральный и физический износ оборудования в большинстве видов промышленной деятельности; низкая конкурентоспособность производимой продукции; высокая степень загрязнения окружающей среды; инфраструктурное ограничение бизнеса -низкое качество некоторых транспортных магистралей (состояние Волгоградского аэропорта, Волго-Донского канала, автодорог в области); недостаток квалифицированных кадров; многие предприятия относятся к головным компаниям, которые находятся за пределами Волгоградской области (использование процессинга), низкая доля инновационной продукции и низкая производительность труда.

Тем не менее, в Волгоградской области существуют все предпосылки для дальнейшего успешного развития туризма, для повышения инвестиционной привлекательности региона. По отдельным параметрам инвестиционного потенциала Волгоградской области выявлены следующие моменты:

- трудовой и инновационный потенциал области оценивается выше среднего по регионам России уровня;

- потребительский, производственный, финансовый и природно-ресурсный потенциал области рассматриваются на среднем среди регионов уровне;

- стабильно ниже среднероссийского уровня находится инфраструктурный потенциал области.

Анализ отдельных составляющих инвестиционного риска на протяжении последних пяти лет показывает:

- законодательный, финансовый и социальный виды рисков более существенны для региона;

- уровень криминального и экологического видов риска оказывает среднее влияние на общий уровень инвестиционного риска региона;

- наиболее низким в течение рассматриваемого срока был политический риск.

Среди первостепенных задач развития области следует назвать улучшение качества жизни населения; улучшение/сохранение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг; привлечение в регион новых предприятий, ресурсов; улучшение степени идентификации граждан с территорией своего проживания; создание уровня известности выше регионального (национального); улучшение управления; повышение культурной привлекательности и улучшение инфраструктуры региона (проведение Чемпионата Мира по футболу).

Таким образом, маркетинг территории подразумевает философию, требующую ориентации всей системы власти и менеджмента на потребности целевых групп потребителей товаров и услуг территории. Не один отдел администрации или специальное предприятие, а все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов.

Стебеняева Т.В., канд. экон. наук глав. спец. кафедры Ларина Т. С. методист кафедры Институт международного учета и управления

г. Москва, Россия ФОРМАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА АДАПТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАНДАРТОВ

В конце XX века система образования в России во многом использовала ранее сформировавшиеся традиции и накопленный еще в советский период потенциал. Однако происходящее в последние годы стремительное обновление основ всех сфер жизнедеятельности общества предъявляет новые требования к современной системе образования, которая должна готовить квалифицированных и ответственных специалистов, способных легко адаптироваться к окружающим условиям существования. Сегодня в большинстве сфер жизнедеятельности общества темпы смены технологий значительно опережают темпы смены поколений населения.

Отсюда вытекает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний и освоения новых видов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.