Научная статья на тему 'УЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ СОГЛАШЕНИЯ ПО СВЯЗАННЫМ С ТОРГОВЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫМ МЕРАМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ МАРРАКЕШСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВТО'

УЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ СОГЛАШЕНИЯ ПО СВЯЗАННЫМ С ТОРГОВЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫМ МЕРАМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ МАРРАКЕШСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ СОГЛАШЕНИЯ ПО СВЯЗАННЫМ С ТОРГОВЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫМ МЕРАМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ МАРРАКЕШСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВТО»

Слюнина В.А. студент НИУ БелГУ г. Белгород, Россия УЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ СОГЛАШЕНИЯ ПО СВЯЗАННЫМ С ТОРГОВЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫМ МЕРАМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ МАРРАКЕШСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ

УЧРЕЖДЕНИИ ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), выступающая преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995 года. В настоящее время членами организации являются 157 стран, включая Россию (с 22 августа 2012 года). Основными целями ВТО является создание хозяйственной среды, способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Всемирная торговая организация призвана регулировать торгово-политические отношения стран-членов на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Таким образом, сегодня, когда Россия стала полноправной участницей ВТО, особенно необходимо детально и всесторонне исследовать предлагаемый ВТО пакет Соглашений. Немаловажную роль в данном отношении имеет, в частности, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам. В связи с этим основной целью настоящей статьи является попытка доктринального осмысления правовых норм названного соглашения.

Доктринальное толкование права - это, как известно, одна из разновидностей неофициального, т.е. необязательного, не имеющего юридической силы толкования. Тем не менее, такое толкование имеет весьма важное значение для правотворческой и правоприменительной практики [4, с.151].

Учитывая, что доктринальное толкование имеет нескольско стадий, в первую очередь необходимо уяснить содержание действующих норм Соглашения, а также рассмотреть предпосылки его создания.

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—XXI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Важным процессом глобализации стало углубление интернационализации капитала, которое, в свою очередь, проявлялось в росте международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций.

В 70-90-х гг. XX века процесс интернационализации оказывал все большее влияние на развитие международной торговли. По данным Секретариата Всемирной Торговой Организации в период с 1973 по 1995 г.

прямые иностранные инвестиции увеличились с 25 млрд. долл. до 315 млрд. долл., причем такая динамика развития сохранялась долгие годы [6].

Главной проблемой для иностранных инвесторов стала необходимость выполнения принудительных обременительных условий, например, обязательная закупка местных товаров или ограничение импорта материалов. В результате применения таких мер наблюдалось удорожание стоимость инвестиционных проектов, а также снижение их рентабельности. В это же время, развитие международных форм экономических связей все чаще зависело от прямых иностранных инвестиций, что приводило к их межправительственному регулированию. К середине 90-х гг. насчитывалось 1160 двусторонних, региональных и других соглашений по инвестиционной деятельности. Участники «Уругвайского раунда» переговоров добились общей договоренности об устранении препятствий на пути трансграничного инвестирования - Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

По структуре Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам состоит из преамбулы, 9 статей и приложения, включающего иллюстрированный перечень несовместимых с ГАТТ 1994 инвестиционных мер. Следует отметить, что действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами.

Преамбула Соглашения гласит, что оно призвано «способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций, чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции» [2]. Таким образом, несмотря на упомянутое в Преамбуле содействие развивающимся странам, большую заинтересованность в развитии иностранных инвестиций и в обеспечении свободной конкуренции имеют развитые страны.

В соответствии с поставленной целью, статья 2 рассматриваемого Соглашения гласит, что ни одна из стран-членов ВТО не применяет какие-либо инвестиционные меры, несовместимые с положениями статьи III (касающейся национального режима) и статьи (касающейся отмены количественных ограничений в торговле) ГАТТ 1994. [1]

Статья 3 позволяет странам-членам ВТО применять инвестиционные меры, которые являются общими исключениями по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности и т.д. Таким образом, все исключения, предусмотренные ГАТТ 1994 применяются соответствующим образом к положениям настоящего Соглашения. [2]

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам предусматривает наличие переходного периода для вступивших в ВТО стран (статья 5). Для развитых и развивающихся стран-членов ВТО предусмотрен различный порядок исполнения требований Соглашения. Такой дифференцированный подход позволяет странам исполнять требования

Соглашения в зависимости от уровня их экономического развития.

Как и во всех Соглашениях ВТО, большое значение уделяется транспарентности инвестиционных мер (статья 6): «Каждый член уведомляет Секретариат о публикациях, в которых могут излагаться ТРИМс, включая, применяемые региональными и местными властями и органами управления на своей территории». [2] Транспарентность предусматривает обязательность раскрытия соответствующей информации как на национальном уровне, например, в официальных изданиях или через специальные пункты распространения информации, так и на международном уровне путем представления соответствующих нотификаций (уведомлений) в ВТО.

Статьи 7 и 8 рассматриваемого Соглашения носят процедурно-организационный характер, предусматривая надзор за применением и выполнением Соглашения.

С точки зрения уяснение качества норм права рассматриваемого Соглашения и выявления их несовершенств, всей совокупности ошибок, которые допустил правотворческий орган в процессе проектирования и принятия этих норм права, можно отметить, что качество правовых норм Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам представляет собой совокупность признаков, необходимых для эффективного осуществления его сущности как регулятора международных отношений.

Рассматриваемому Соглашению присущи такие признаки, как: нормативность, краткость, конкретность, логическая правильность. Соглашение действует длительный срок и не исчерпывает своего действия однократным исполнением; в нем отсутствует детальное казуальное описание предметов и процессов, а также не дублируются нормы иных нормативных правовых актов; Соглашение действует в строго ограниченной сфере, определяемой предметом правового регулирования; в Соглашении обеспечивается логически последовательное развитие темы. Однако полнота, системность и эффективность не свойственны Соглашению. Так как эффективность реализуется в конкретных правоотношениях, то выявить ее в процессе догматического толкования норм Соглашения не представляется возможным.

Что же касается системности, то, например, отдельные российские законы содержат положения, несовместимые с правилами Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам. Примером может являться федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1996 г., предусматривающий обязательство инвестора по «предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов) с инвестором».[3] Однако в соответствии с Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам страны-

члены ВТО воздерживаются от принудительных и обязательных мер, применяемых к предприятиям с иностранным капиталом.

Важнейшим теоретическим средством доктринального толкования правовых норм Соглашения наряду с критериями его качества выступает понятие «правотворческая ошибка». [5, с.205]

Основной особенностью Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам, отличающей его от других Соглашений ВТО, является то, что нормы ТРИМС подлежат прямому действию на территории стран-членов ВТО, в то время как другие Соглашения предусматривают включение их норм в национальное законодательство. Поэтому в данном случае нельзя говорить о девальвации юридических норм, как о правотворческой ошибке. Однако можно отметить следующие ошибки: содержательная противоречивость и грамматические ошибки. Содержательная противоречивость заключается в противоречие Статей 2 и 4 рассматриваемого Соглашения, а именно: Статья 2 не предусматривает никаких исключений для стран-членов по применение ТРИМс, однако Статья 4 говорит о возможном отступлении от положений Статья 2 для развивающихся стран.

Грамматические ошибки проявляются в громоздкости фраз и перегруженности их однородными членами предложения, например: «В отношении ТРИМс члены вновь подтверждают свою приверженность обязательствам, касающимся транспарентности и уведомлений, которые предусмотрены в статье X ГАТТ 1994, в обязательстве «Об уведомлении», содержащемся в Договоренности, касающейся уведомлений, консультаций, разрешения споров и наблюдения, принятой 28 ноября 1979 года, и в Решении министров по процедурам уведомления, принятом 15 апреля 1994 года».[2] Но все же главной ошибкой остается несоответствие Российского законодательства положениям настоящего Соглашения.

Таким образом, являясь неотъемлемой частью Марракешского Соглашения об учреждении ВТО, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам способствует расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций с целью ускорения экономического роста и обеспечения свободы конкуренции. Настоящее Соглашение предполагает для всех стран-членов ВТО применение одинаковых требований в отношении инвестиционных мер, ограничивающих торговлю товарами, выполнение которых стимулирует приток иностранных инвестиций. Поэтому для полного выполнения требований Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам нормативные правовые акты стран-членов ВТО, в том числе и России, должны соответствовать положениям Соглашения. Несмотря на то, что российский Меморандум и дополнения к нему констатируют, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям Соглашения и, как правило, не предъявляет

иностранным инвесторам особых требований, все же существуют некоторые противоречия, несовместимые с ТРИМс, которые, в связи с недавним вступлением России в ВТО, должны быть изменены.

Использованные источники:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [Электронный ресурс]: Генеральное соглашение от 15 апреля 1994 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

2. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам [Электронный ресурс]: Соглашение от 15 апреля 1994 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 1996 года №225-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Давыдова, М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии [Текст] / М.Л. Давыдова. - Волгоград, 2009. - 314 с.

5. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права [Текст] / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2010. - 549 с.

6. Григорян, С.А. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) [Текст] / С.А. Григорян // Право и политика. - М., 2009. №3.

Сорокина О.В. студент группы УИП-5 Сазонов С.П., доктор экономических наук,

профессор

заведующий кафедрой «Экономика и финансы предприятий» Волгоградский Государственный Технический Университета

Россия, г.Волгоград ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ

И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит масштабная и усиленная реструктуризация и реорганизация экономики регионов. Становится очевидным, что ответственность за решение социально-экономических проблем территории должны взять на себя как федеральный центр, так и сами регионы и муниципальные образования.

В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности, представляют существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, целью которой является повышение благосостояния народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.