Н.Н. Вознесенская *
РОССИЯ - НОВЫЙ ЧЛЕН ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) является одним из важнейших инструментов процесса глобализации. Система ВТО определяет условия международной торговли товарами, услугами, движения капиталов и рабочей силы, защиты прав интеллектуальной собственности, осуществления инвестиций и др.
Сфера деятельности и функции ВТО
ВТО была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 государствами 30 октября 1947 г. и вступившего в силу в январе 1948 г. В отличие от ВТО ГАТТ имело значительно более ограниченные цели, его основной задачей было содействие международной торговле путем прогрессивного снижения таможенных тарифов и устранения количественных ограничений, что происходило на постоянно ведущихся торговых переговорах стран-участниц.
Решение об учреждении на базе ГАТТ Всемирной торговой организации было принято в целях существенного расширения ее функций и полномочий, чтобы они не ограничивались лишь сферой торговли. Это было закреплено на Уругвайском раунде торговых переговоров в апреле 1994 г. и зафиксировано в Марракешском соглашении (далее - Соглашение о ВТО). К нему прилагался большой пакет иных правовых соглашений и документов, касающихся регулирования не только международной торговли товарами и услугами, но и других важных проблем. Они считаются неотъемлемой частью Соглашения о ВТО и являются обязательными для всех ее членов.
Официально ВТО считается созданной 1 января 1995 г. Главная цель и новые по сравнению с ГАТТ функции ВТО нашли отра-
* Доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН.
152
Труды /Института государства и права Российской академии наук, №3/2015
жение в Марракешской декларации, принятой в Марракеше в апреле 1994 г. на заключительной сессии Комитета по торговым переговорам Уругвайского раунда. В Декларации, в частности, говорится, что «создание ВТО возвещает новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отражая широкое стремление работать в рамках более справедливой, более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов». Для достижения этой цели участники выразили решимость «противостоять всевозможным протекционистским тенденциям», а также «добиваться большей гармонизации мировой политики в области торговли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Мировым банком, осуществляемое с этой целью». Таким образом, в сферу деятельности международной торговой организации были включены мировые валютно-финансовые отношения.
Соглашение о ВТО (ст. II и III) более конкретно определяет сферу деятельности этой организации и ее функции. В ст. II, в частности, указано: «ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам...».
Основная функция ВТО состоит в том, чтобы способствовать выполнению, применению и действию Соглашения и многочисленных многосторонних торговых соглашений, а также достижению их целей.
В ст. III Соглашения говорится, что ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений и т.д. Характерно, что понятие «торговые отношения» в системе правовых документов ВТО толкуется очень широко и, по сути, распространяется на любые экономические и финансовые отношения. Это предоставляет возможность организации и в дальнейшем постоянно расширять свои полномочия и функции за пределы собственно торговых отношений.
Существовавшая со времени ГАТТ торгово-тарифная система также значительно обновилась, в нее были включены новые сферы регулирования и новые правила, которые стали затрагивать, в частности, субсидии, демпинг, технические стандарты, условия прове-
дения испытаний, правила, касающиеся безопасности продовольствия, таможенной оценки и т.д. Существенно обновилось и расширилось регулирование сферы услуг. Были предусмотрены как общие для всей сферы услуг обязанности, так и специфические, принимаемые применительно к многочисленным отдельным секторам услуг, без выполнения которых доступ на рынки других стран-участниц невозможен. В такой важнейшей области, как финансовые услуги, разработаны особые правила.
В сферу регулирования ВТО попадают все новые области экономических отношений. Принципиальное решение ВТО о необходимости воздействия на регулирование и функционирование иностранных инвестиций привело к разработке и заключению в конце 1994 г. Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), целью которого является «облегчение иностранных инвестиций». В том же году были приняты Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), далеко выходящие за пределы сферы регулирования непосредственно торговых отношений. Следует констатировать, что важнейшими особенностями ВТО, помимо прочих, являются отсутствие четко закрепленных за ней функций и неограниченная возможность их расширения, а также сфер деятельности путем принятия новых соглашений, круг которых не определен и не ограничен. Соответствующие решения принимаются в ходе переговоров членов ВТО.
Свидетельством того, что деятельность ВТО не ограничивается сферой торговли, понимаемой даже в самом широком смысле, может служить п. 5 ст. III Соглашения о ВТО: «В целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики ВТО сотрудничает, когда это целесообразно, с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития и связанными с ним агентствами».
Именно глобальная экономическая политика составляет основную цель этой организации, а проведение тарифно-торговых и других мероприятий, с этим связанных, является лишь сравнительно малой функцией в процессе достижения указанной цели, и тесное сотрудничество с МВФ и МБРР - дополнительное тому подтверждение.
Организационная структура ВТО
Выполнение функций ВТО возложено на Конференцию министров (далее - Конференция), состоящую из представителей всех членов организации. Конференция, которая проводится не менее одного раза каждые два года, выполняет функции ВТО и принимает необходимые для этого меры.
В Соглашении о ВТО ничего не говорится о рабочих органах Конференции и о том, как практически она функционирует, кто разрабатывает повестку дня, подготавливает решения и т. д. Конференция уполномочена принимать решения по всем вопросам, относящимся к Соглашению о ВТО, а также к любому из многосторонних торговых соглашений системы ВТО. Полномочия Конференции предоставляют возможность изменять условия (путем внесения поправок) как самого Соглашения о ВТО, так и многосторонних торговых соглашений. Принятие поправок, изменяющих условия соглашений, предусмотрено ст. X Соглашения. Предложения о внесении поправок могут быть представлены любым членом ВТО на Конференции.
В указанной статье предписана процедура принятия решений о поправках, разобраться в которой непросто. Например, говорится: «По достижению консенсуса Конференция... незамедлительно представляет членам (этой Конференции. - Н.В.) предложенную поправку». По-видимому, здесь подразумевается как правящий орган Конференции, так и сама Конференция, однако ни о каком органе Конференции в Соглашении о ВТО не упоминается. Между тем это центральный вопрос. Кто, какие государства стоят у руля этой организации, кто определяет ее глобальную политику, в чьих интересах она проводится, способ избрания руководящих кадров -все эти вопросы не нашли отражения в Соглашении о ВТО.
Наряду с Конференцией учрежден Генеральный совет, также состоящий из представителей всех членов ВТО, который собирается по мере необходимости. Генеральный совет исполняет функции Конференции в перерыве между ее заседаниями. В отличие от Конференции он устанавливает свои правила процедуры, а также утверждает правила процедуры различных комитетов, предусмот-
ренных Соглашением о ВТО: Комитета по торговле и развитию, Комитета по ограничениям в связи с торговым балансом, Комитета по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет может образовывать любые другие комитеты с такими функциями, которые он сочтет необходимыми. Кроме того, учреждаются многочисленные органы, в том числе Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Совет по ТРИПС) и др. Все они действуют под руководством Генерального совета.
В целом организационная структура ВТО очень сложна и не находит полного отражения в Соглашении. Вместе с тем изучение этой структуры необходимо для того, чтобы понять, как функционирует эта организация.
Характерным и чрезвычайно важным фактором для ВТО является создание специального органа по разрешению споров. Он рассматривает споры, вытекающие из любого соглашения ВТО, и руководствуется при этом специальным Соглашением о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО. Этот вопрос требует специального и самого тщательного изучения.
По-видимому, Генеральный совет является важнейшим постоянно действующим органом ВТО. В Соглашении о ВТО указывается, что в соответствующих случаях он может выполнять даже функции Органа по разрешению споров, а также Органа по проведению обзора торговой политики. Под общим руководством Генерального совета осуществляют свою работу все другие многочисленные органы ВТО. Генеральный совет выполняет и внешние функции ВТО. В ст. V Соглашения о ВТО предусмотрено, что Генеральный совет «заключает соответствующие соглашения об эффективном сотрудничестве с другими межправительственными организациями, которые выполняют функции, имеющие отношения к функциям ВТО». Он имеет право заключать соглашения о сотрудничестве также и с неправительственными организациями по вопросам, имеющим отношение к деятельности Секретариата ВТО (далее - Секретариат). Возглавляет Секретариат Генеральный директор, которого назначает Конференция, определяя его полномочия, обязанности и условия работы и срок его деятельности (ст. VI Соглашения о ВТО). Обязанности Генерального директора и
персонала Секретариата по своему характеру являются исключительно международными, и они не могут принимать указания от какого-либо правительства или любого другого органа, помимо ВТО. Членам ВТО рекомендуется уважать международный характер обязанностей и функций и не пытаться оказывать влияние на Секретариат.
Статья VII Соглашения о ВТО посвящена бюджету этой организации. Предусмотрено, что Генеральный директор представляет Комитету по бюджету, финансам и административным вопросам проект годового бюджета и финансовый отчет ВТО, который подлежит утверждению Генеральным советом. Комитет дает свои рекомендации в отношении проекта бюджета, а также представляет предложения Генеральному совету в отношении финансовых правил, которые включают положения, устанавливающие:
шкалу взносов с распределением расходов ВТО между ее членами;
меры, которые должны быть приняты в отношении членов, имеющих задолженность.
Генеральный совет принимает финансовые правила и проект годового бюджета большинством в 2/3 голосов при участии в голосовании более половины членов.
Не ставя своей целью в данной статье охватить всю сложную организационную структуру ВТО, отметим лишь ее правовой статус.
В ст. VIII Соглашения о ВТО предусмотрено, что эта организация является юридическим лицом и каждый член предоставляет ей такую правоспособность, которая может быть необходима для исполнения ее функций. Каждый член предоставляет ВТО такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для выполнения ее функций. Подобные иммунитеты предоставляются также должностным лицам ВТО.
Принятие решений
ВТО продолжает практику принятия решений путем консенсуса, которая применялась в соответствии с правилами ГАТТ (ст. IX). В случае невозможности принятия решения консенсусом и если не предусмотрено иное, решение принимается голосованием. На засе-
даниях Конференции и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос. Если Европейские сообщества используют свое право голоса, они имеют число голосов, равное числу их государств-членов, если иное не предусмотрено в каком-либо соглашении. Решения Конференции и Генерального совета принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено в Соглашении о ВТО или в соответствующем многостороннем торговом соглашении.
Исключительное право толкования указанных документов имеют оба органа - Конференция и Генеральный совет. Решение по толкованию принимается большинством в 3/4 членов.
Несколько неожиданно в ст. IX ГАТТ помещено положение о том, что в исключительных обстоятельствах Конференция может принять решение об освобождении члена от обязательства, вытекающего из данного Соглашения или многосторонних торговых соглашений, при условии, что любое такое решение будет принято большинством в 3/4 членов. При каждом таком рассмотрении Конференция исследует вопросы о наличии чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих решение.
Членство в ВТО
Характерным для данной международной организации является наличие двух видов членства: члены-учредители и присоединившиеся члены.
Членами-учредителями становятся договаривающиеся стороны ГАТТ 1947 г. и Европейские сообщества, принимающие Соглашение о ВТО и многосторонние торговые соглашения (ст. XI Соглашения о ВТО).
О присоединившихся членах говорится в ст. XII этого Соглашения: «Любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в настоящем Соглашении и Многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО».
Решения о присоединении принимаются Конференцией. Она же одобряет соглашение об условиях присоединения большинством в 2/3 членов ВТО. В ст. XII таможенная территория признается членом ВТО и тем самым приравнивается к суверенному государству, т.е. рассматривается как субъект международного права без всяких оговорок. В связи с этим возникает ряд вопросов. Могут ли быть членами ВТО государства, входящие в таможенную территорию, которая уже стала членом ВТО? И наоборот, если государство уже является членом организации, а затем возникает таможенная территория, включающая территорию этого государства, может ли такая таможенная территория также стать членом ВТО?
В ноябре 2011 г. в Женеве были завершены переговоры о присоединении России к ВТО. Был одобрен солидный пакет документов и подписан Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Протокол). Россия присоединилась к ВТО и формально стала ее членом 22 августа 2012 г. в соответствии со ст. XII Соглашения о ВТО.
Протокол свидетельствует, что присоединяющееся государство становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по Соглашению о ВТО, включая все изменения и дополнения к нему на дату вступления Протокола в силу. Новый член ВТО обязан соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров о присоединении государства к ВТО с членами этой организации.
К Протоколу прилагаются Перечень уступок и обязательств России по товарам и Перечень ее специфических обязательств по услугам. Кроме того, к Протоколу прилагается, но не входит в него пакет документов, куда, в частности, включены Доклад Рабочей группы о присоединении и двусторонние договоренности, определяющие права пользования системой тарифных преференций.
В соответствии с Соглашением о ВТО (п. 1 ст. XII) любое государство может присоединиться к этому Соглашению на условиях, согласованных между таким государством и ВТО, но не говорится, какие условия подлежат согласованию и какова процедура их согласования.
Необходимо отметить, что Соглашение о ВТО содержит много сложных вопросов, уяснение которых требует не только внимательного ознакомления с его текстом, но и сопоставления с многочисленными другими соглашениями и документами.
Хотя Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО, Государственной Думе был предложен для ратификации лишь Протокол (на тот момент указанное Соглашение даже не было переведено на русский язык). Само Соглашение Россия не может ратифицировать, поскольку не является учредителем ВТО. Таковы условия этого документа, касающиеся присоединения к ВТО. Подобная постановка вопроса несколько не соответствует нормам международного права, касающимся подписания международных договоров.
ВТО - особый вид международной организации, она не имеет всеобъемлющего устава; ее функции, направление развития определяются на переговорах государств-участников, что во многом зависит от идущих мировых процессов, в частности, от процесса глобализации и расстановки сил на мировой арене. Следует также подчеркнуть, что ВТО не имеет не только раз и навсегда зафиксированных функций, но и установленных правил - и ее функции, и ее правила меняются.
Механизмом их изменения являются переговоры участников, раунды переговоров. На Уругвайском раунде 1986-1993 гг. произошло образование ВТО, которое фундаментально изменило не только мировую торговую систему, но и мировую экономику в целом. Вот почему так важно знать механизм подготовки работы Конференции, на которой принимаются все решения.
ВТО устанавливает правила и условия международной торговли товарами, услугами, и государства-участники обязаны учесть эти условия в своем национальном законодательстве, что в целом способствует упорядочению и совершенствованию международной торговли. К условиям и правилам регулирования мирового рынка вынуждены приспосабливаться и прочие страны, которые не являются членами ВТО, если хотят вписаться в мировой рынок. Таким образом, правила и стандарты ВТО распространяются и на них.
ВТО четко придерживается принципа: международное право является источником национального права, закрепленные в согла-
шениях организации положения должны стать нормами национального права ее членов без каких-либо изъятий, модификаций или исключений. Это выведено за пределы переговоров.
Указанные принципы в целом соответствуют ст. 15 Конституции РФ и ГК РФ.
Вступление в ВТО требует от каждой страны точного выхода на все правовые нормы, формулировки, содержащиеся в соглашениях, составляющих систему ВТО, причем специально оговорено, что это должно исполняться не только центральным правительством, но и регионами.
Следует также отметить, что функции и влияние ВТО выходят далеко за рамки торговли, затрагивая многие важные сферы экономики, в том числе инвестиции, банковскую и страховую сферы и т.д. Следовательно, и в этих сферах национальное законодательство подлежит анализу и возможному изменению. По охвату государств, по сферам влияния на экономику и торговлю ВТО оправданно является всемирной организацией, однако, учитывая процессы глобализации, не все так однозначно.
Одним из проявлений глобализации является так называемое интернационализированное мировое производство. Это производство иностранных предприятий, главным образом транснациональных корпораций (ТНК), на иностранных территориях, по сути -скрытый экспорт. Эта часть мировой торговли, как и вся деятельность ТНК, не подпадает под правила регулирования, разработанные ВТО. По подсчетам экономистов, интернационализированная часть мировой экономики составляет примерно половину валового мирового продукта.
По этой причине термин «всемирный» применительно к ВТО может быть использован весьма условно. Являясь инструментом глобализации, ВТО в то же время ограничена таким мощным фактором, как ТНК. Разобраться в том, какая из структур оказывает большее влияние на другую, непросто. Возникает важный вопрос: чьи же интересы представляет ВТО?
В эпоху набирающей темпы глобализации на мировой арене появились такие субъекты, как ТНК, международные финансовые центры и другие мощные международные экономические структуры, которые в целом составляют уже некое новое качество. Укреп-
ляется и расширяется система взаимоотношений этих субъектов, что снижает роль государств на международной арене. В известной степени это объективный процесс. Вступая в международную организацию, государства принимают на себя обязательства подчиняться нормам и предписаниям этих организаций, что нередко порождает необходимость изменения национального законодательства в соответствии с правилами и предписаниями этих организаций, поскольку таковы условия вступления в них. Тем самым государственный суверенитет подвергается ограничению. Кроме того, права и поведение государств-членов той или иной организации также предопределены.
Мировые политика, экономика и торговля, а также мировые взаимоотношения все в большей степени регулируются и даже контролируются различными международными структурами. Роль государства на мировой арене, очевидно, снижается, внутренняя жизнь государств подвергается изменению в соответствии с международными обязательствами, касающимися, например, внутренних цен, налогов, тарифов и т.д.
По нашему мнению, в настоящее время в деятельности международных организаций все более значимую роль начинает играть малая группа экономически мощных государств, которые сумели подчинить себе, своим интересам эти организации.
В систему, функции, политику и регулирование ВТО закладываются нормы, которые отражают реальный баланс интересов, реальное соотношение политических и экономических сил на мировой арене.
Членами ВТО являются 159 государств; одни из них - мощные, богатейшие державы с огромным влиянием в мире, другие -слаборазвитые, бедные и невлиятельные. Даже если представить, что те и другие формально равны, то очевидно, что их реальное положение, влияние несопоставимо.
Как и другие международные организации, ВТО неадекватно отражает интересы разных стран. В рамках этой организации идет борьба интересов разных групп. Группа развивающихся стран констатирует, что некоторые положения и решения ВТО носят асимметричный характер и существовавший ранее более благоприятный режим в пользу развивающихся стран практически исчез. Отмеча-
ется, что нередко принимаемые решения обусловлены политическими факторами.
Высказывается мнение, что ВТО угрожает кризис, в частности, указывается на то, что режим наибольшего благоприятствования, являющийся одним из основных принципов организации, блокируется различными союзами, создаваемыми государствами. Условия всей европейской торговли внутри Евросоюза не распространяются на основе принципа наибольшего благоприятствования на прочие страны. Та же ситуация с Североамериканской ассоциацией свободной торговли. Отмечается также, что ВТО не смогла предотвратить рост протекционизма, т.е. обеспечить действие своего второго важнейшего принципа.
Россия вступила в ВТО как рядовой член, не имеющий поддержки ни со стороны экономически развитых, ни со стороны развивающихся стран. Она полностью утратила свои прежние позиции в качестве великой державы, ни новых ориентиров, ни новых союзников не обрела. Ее положение в ВТО - положение рядового, не имеющего веса члена, который к тому же вряд ли постиг все премудрости этой сложной организации, коих немало.
Вступление России в ВТО таит в себе немало опасностей. Если не вступать - грозит опасность изоляции. ВТО в известной мере упорядочивает это положение. Главное и, по-видимому, единственное преимущество состоит в том, что Россия в большей степени будет защищена от дискриминации и от обвинений в демпинге. Следует согласиться с А. Курбатовым в том, что вступление в ВТО таких стран, как Россия, способно повлечь благоприятные последствия только в долгосрочной перспективе, только при грамотной экономической политике и только при соблюдении приоритета интересов собственного населения1. На сегодняшний день Россию ожидают серьезные трудности и огромная работа.
Еще в 1996 г., когда Россия ратифицировала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским сообществом и странами -членами Сообщества, на нее стали распространяться правила международной торговли, содержащиеся в соглашениях ГАТТ/ВТО. В тот же период вступили в силу обязательства России по двусторонним
1 См.: Закон. 2011. Декабрь. С. 33.
соглашениям, предусматривающим обязанность следовать правилам конкуренции, принятым в ВТО. После официального вступления в ВТО Россия, в соответствии с п. 4 ст. XVI Соглашения о ВТО, приняла на себя обязательство, как и все прочие члены, обеспечить полное соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений положениям ВТО. От вновь присоединившихся государств ВТО требует внести изменения в национальное законодательство, регулирующее не только режим внешней торговли, но и экономику в области налогообложения, приватизации, инвестиционной, страховой деятельности и т.д. Огромный массив нормативных актов нуждается в переработке, и это затрагивает регулирование практически всей хозяйственной, и в первую очередь внешнеэкономической, деятельности РФ. Что касается внешнеэкономической сферы, то изменению подлежат нормативные акты, не только непосредственно касающиеся внешней торговли, но и имеющие то или иное отношение к ней. К таким актам, например, относятся федеральные законы от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2; от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»3; от 3 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продук-
4
ции» и др.
Изменение законодательства предполагает как внесение исправлений во многие действующие нормативные акты, включая и подзаконные, так и разработку новых. Российские эксперты по ВТО отмечают важнейшую проблему, которая усугубляет несоответствие российского законодательства положениям соглашений ВТО, - терминологические разночтения. Так, российские определения понятий «услуги», «экспорт», «импорт», «участники внешнеэкономической деятельности» и т.д. не совпадают с терминологией ГАТТ. Особые трудности возникают в связи с тем, что Россия является федеративным государством и принятые ею международные обязательства непосредственно касаются субъектов РФ. Вместе с тем ни российская Конституция, ни другие акты не определя-
2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
3 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
4 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18. 164
ют, в какой мере федерация может брать на себя международные обязательства от имени ее субъектов и как субъекты должны выполнять такие обязательства. Вопрос осложняется еще и тем, что проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами до сего времени не нашла окончательного урегулирования.
Существует еще одна проблема: необходим тщательный анализ многочисленных двусторонних соглашений России о поощрении и защите иностранных инвестиций; в них говорится, в частности, о предоставлении торгового и инвестиционного режимов. Требуется, чтобы объем таких режимов соответствовал объему режимов, предусмотренных соглашениями ВТО. К сожалению, Россия вступила в ВТО, не осуществив анализа всех важнейших аспектов отраслевого регулирования экономики в новых условиях с тем, чтобы попытаться добиться оптимальных, конкретных условий вступления. Более того, до сего времени далеко не все из многочисленных документов ВТО переведены на русский язык и, следовательно, они недоступны для наших чиновников. Г. Греф публично упрекал их в бездействии в течение многих лет, однако и сам он, будучи восемь лет министром экономики, мало преуспел в обеспечении подготовки вступления России в ВТО.
Конкретные формы внесения изменений в национальное законодательство правилами ВТО не предписаны, они могут быть разными. Например, Япония сделала заявление, что она признает, что в тех случаях, когда возникает противоречие или разногласия между нормами национального права и положениями ВТО, обращаться следует не к японскому законодательству, а к соответствующей правовой норме того или иного соглашения ВТО. Бразилия же перевела основные документы ВТО на национальный язык и опубликовала их как национальный закон.
Документарная структура ВТО очень сложна. Она включает, во-первых, соглашения генерального типа (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС); во-вторых, соглашения, регулирующие отдельные, более частные вопросы, такие как импортное лицензирование, антидемпинговый кодекс, таможенная стоимость и т. д.; в-третьих, соглашения, которые вводят в ВТО новые области и касаются технических барьеров торговли, санитарные нормы, соглашения по сель-
скому хозяйству, текстилю и одежде, на которые ранее решения органов ВТО не распространялись.
В соответствии с правилами ВТО Россия должна представлять единую таможенную территорию, единое экономическое пространство. Следовательно, изменения, которые должны быть внесены в законодательство, касаются как федеральных законов, так и законов субъектов РФ.
Федеративное устройство Российской Федерации предполагает распределение между Федерацией и ее субъектами предметов ведения и полномочий по регулированию той или иной сферы общественных отношений. Согласно Конституции РФ в ведении Федерации находятся, в частности, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ и ее внешнеэкономические отношения (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ (ст. 72). Субъекты РФ обладают всей полнотой власти в сферах вне пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного ведения. При федеративном устройстве предусмотрено верховенство федеральных законов. Этот принцип закреплен в российском законодательстве. Но на практике он далеко не всегда соблюдается субъектами РФ. Около 1/5 их законов противоречат не только федеральным законам, но и Конституции РФ. Как в таком случае обеспечить соблюдение субъектами РФ международных обязательств, принятых на себя Россией при вступлении в ВТО?
Процесс вступления России в ВТО длился 18 лет. По мнению экспертов, вступление - это лишь начало трудного и долгого пути. Соблюдение правил ВТО - задача трудная для любого ее члена, а для России тем более, что обусловлено ее историческими, политическими и экономическими особенностями. Государство до сих пор играет главную роль в экономическом развитии, что, в свою очередь, предопределяет и «зарегулированность», и чрезмерность средств управления и контроля за экономикой. Наиболее неблагоприятным фактором является отсутствие стабильной взвешенной торгово-экономической политики, транспарентности, спонтанность некоторых важных решений и т. д.
Наступил момент, когда на территории России должны действовать международные правила (правила ВТО), касающиеся товаров, услуг, интеллектуальной собственности и проч. Эти правила определяют предпринимательский климат России. Все торговые мероприятия теперь должны соответствовать им. Возникает вопрос: как и в какой степени новые условия отразятся, например, на деятельности российских компаний? В этой связи эксперты отмечают, что бизнес-планы многих компаний могут претерпеть изменения. В своей стране российские компании столкнутся с новой конкуренцией, а за рубежом - с необходимостью преодоления протекционизма. Правила ВТО окажут непосредственное влияние как на российские компании, так и на иностранные, имеющие бизнес в России. Очень много сложных правил, но существуют и ясные и действенные средства защиты. Российские компании получают возможность успешно бороться против незаконных, ограничивающих торговлю мер других стран, используя механизм ВТО при условии тщательного изучения документов ВТО и ее механизмов.
Можно констатировать, что именно компании являются основным адресатом правил ВТО. Одна из провозглашенных целей ВТО - способствование развитию бизнеса, устранению препятствий, мешающих его деятельности. Другим признанным фактом считается и воздействие бизнеса на ВТО. Достигается это через ведение переговоров, принятие решений и т.д. Такое влияние осуществляется крупнейшими компаниями, нередко при поддержке правительств их стран. Еще более успешные результаты достигаются путем договоренностей группы мощных компаний, имеющих одинаковые интересы. Очевидно, что российские компании в число вышеупомянутых не входят.