Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ РОСТА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ANALYSIS / INVESTMENT POTENTIAL / GROWTH FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Я.Ю.

Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых элементов, определяющих возможность привлечения инвестиционных ресурсов в регион и реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение экономического и социального эффектов. В работе проведен анализ уровня инвестиционной привлекательности Республики Крым на основании методики определения индекса инвестиционной привлекательности, а также на основании экспертных оценок среди субъектов Российской Федерации. Определены тенденции развития инвестиционного процесса в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: PROBLEMS AND PROSPECTS"

The investment attractiveness is one of the key elements defining a possibility of attraction of investment resources to the region and implementation of the investment projects directed to achievement of economic and social effects. The paper analyzes the level of investment attractiveness of the Republic of Crimea based on the methodology for determining the index of investment attractiveness, as well as on the basis of expert assessments among the subjects of the Russian Federation. The tendencies of development of the investment process in the Republic of Crimea are determined.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 330.322.16

Сафронова Я.Ю. магистрант

кафедра государственных финансов и банковского дела Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления (структурное подразделение)

Россия, г. Симферополь ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых элементов, определяющих возможность привлечения инвестиционных ресурсов в регион и реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение экономического и социального эффектов. В работе проведен анализ уровня инвестиционной привлекательности Республики Крым на основании методики определения индекса инвестиционной привлекательности, а также на основании экспертных оценок среди субъектов Российской Федерации. Определены тенденции развития инвестиционного процесса в Республике Крым.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, анализ, инвестиционный потенциал, факторы роста.

Yana Safronova, Master student Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Russia, Simferopol

"INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA:

PROBLEMS AND PROSPECTS".

Abstract: The investment attractiveness is one of the key elements defining a possibility of attraction of investment resources to the region and implementation of the investment projects directed to achievement of economic and social effects. The paper analyzes the level of investment attractiveness of the Republic of Crimea based on the methodology for determining the index of investment attractiveness, as well as on the basis of expert assessments among the subjects of the Russian Federation. The tendencies ofdevelopment of the investment process in the Republic of Crimea are determined.

Keywords: investment attractiveness, analysis, investment potential, growth

factor.

Инвестиционная привлекательность полуострова не вызывала сомнений даже в самые сложные кризисные времена. Тем более - для крупных компаний, которые продолжают реализовывать свои уникальные

проекты и с уверенностью смотрят в завтрашний день. Однако для различных инвесторов размер инвестиций зависит от дохода, который инвестор сможет получить на вложенные средства. А уровень дохода приравнивается, в свою очередь, к уровню рисков невозврата денежных средств и неполучению дохода. Вместе с тем различные области применения инвестиционных вложений в Крыму нуждаются в определенной классификации и, безусловно, в поддержке государства.

Основополагающими стратегическими целями для России являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики. Реализация таких целей позволит Республике Крым в кратчайшие сроки встроиться в общероссийское экономическое пространство, ускорить социально -экономическое развитие, создать новые отрасли пятого технологического уклада и модернизировать существующие на основе инновационных технологий, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения.

Цель исследования предопределила постановку, а также решение следующих задач:

1) уточнить трактовку и сущность инвестиционного потенциала региона, как экономической категории, через содержание понятийного аппарата «инвестиционная привлекательность»;

2) провести оценку инвестиционной привлекательности региона.

Республика Крым - уникальный и стратегически важный регион

Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. В то же время Республика Крым является одним из крупнейших туристических и санаторно-курортных центров России, в регионе располагаются основные судостроительные мощности России в Черном море, Республика Крым является крупным производителем продовольствия. Благоприятные природно-климатические условия и особое геополитическое положение Республики Крым постоянно привлекали в регион на отдых, лечение и постоянное место жительства жителей из других регионов России и разных стран мира.

Крым имеет большой инвестиционный потенциал, а также сложные условия функционирования, обусловленные территориальной отдаленностью республики от остальной страны и деятельностью в условиях санкций, демонстрирует высокие темпы роста объемов привлекаемых инвестиций и количества реализуемых проектов. Республика Крым создает благоприятные условия для субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством, а оказывает государственную поддержку при реализации инвестиционных проектов.

Органы власти Республики Крым взаимодействуют с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также деятельность органов государственной власти Республики Крым по обеспечению

благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым строится на основе принципов:

• равенства - одинаковый подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее поставленной и внутренней системы приоритетов;

• вовлеченности - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия государственных решений и в оценке их реализации;

• прозрачности - доступность документированной информации органов государственной власти Республики Крым (за исключением информации ограниченного доступа);

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также законов о внесении изменений в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Это является основой для преодоления кризисных явлений и интенсификации инвестиционной и производственной деятельности. Прежде всего нужно отметить, что вступить в СЭЗ может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Главное требование — инвестировать в свой бизнес минимум 3 млн. рублей в течение первых 3 лет реализации инвестиционного проекта.

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности в рамках свободной экономической зоны осуществляет Совет министров Республики Крым. Если по итогам проверки деятельности компании контролирующим органом будет обнаружен факт невыполнения участником СЭЗ взятых на себя обязательств, государство имеет право в судебном порядке расторгнуть договор об участии в СЭЗ, доначислить сумму неправомерно использованных налоговых льгот и потребовать выплатить страховые взносы за сотрудников в полном размере.

Для участников СЭЗ существуют следующие льготы, которые указаны в следующих таблицах.

Таблица 1 - Льготы участников СЭЗ по социальным отчислениям за сотрудников, 2017-2018 гг._

Объект Размер льготы Срок действия льготы

Страховые взносы в ПФР Ставка снижена с 22% до 6% Льгота распространяется на участников, вступивших в СЭЗ до конца 2017 года, в течение 10 лет с момента вступления.

Страховые взносы в ФСС Ставка снижена с 2,9% до 1,5%

Страховые взносы в ФМС Ставка снижена с 5,1% до 0,1%

Таблица 2 - Льготы участников СЭЗ по налогу на прибыль, 2017-2018

гг.

Объект Размер льготы Срок действия льготы

Налог на прибыль в федеральный бюджет Ставка снижена с 2% до 0% В течение 10 лет

Налог на прибыль в бюджет Крыма Ставка снижена с 18% до 2% В первые 3 года с даты вступления в СЭЗ

Ставка снижена с 18% до 6% С 4 по 8 годы с даты вступления в СЭЗ

Ставка снижена с 18% до 13,5% С 9 года с даты вступления в СЭЗ

Налог на прибыль в федеральный бюджет Возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль путем увеличения амортизационных отчислений в 2 раза Действует в течение 25 лет

Таблица 3 - Прочие льготы участников СЭЗ, 2017-2018 гг.

Объект Размер льготы Срок действия льготы

Налог на имущество организаций Освобождение от уплаты в отношении имущества, используемого для осуществления деятельности в рамках СЭЗ и находящегося на территории СЭЗ 10 лет

Налог на землю Освобождение от уплаты в отношении участков, используемых для осуществления деятельности в рамках СЭЗ и находящихся на территории СЭЗ 3 года с момента приобретения права собственности

Таможенные платежи Освобождение от уплаты в отношении товаров, завезённых для осуществления деятельности в рамках СЭЗ 25 лет

Земельные участки Участникам СЭЗ без торгов предоставляются земельные участки в аренду на срок, необходимый для реализации инвестиционного проекта. с 01 января 2017 г.

Источник информации: Программа развития РК до 2020 года

Главными факторами, определяющими уровень инвестиционной привлекательности Республики Крым и города федерального значения Севастополь, являются состояние экономики субъектов и государственная экономическая политика. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Дальнейшего развития требует исследование специфических условий для инвестирования в Республике Крым, которые обусловлены особой политической значимостью региона, и их влияния на уровень инвестиционной привлекательности и эффективности реализации инвестиционного процесса. На рисунке 1 показан сценарий развития Крыма до 2020 года.

Рисунок 1 -Сценарий инвестиции в Крым до 2020 года

По итогам изучения, проведенного Рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2016 году, Республика Крым по величине инвестиционного потенциала заняла 28 место среди 85 регионов Российской Федерации. Следует отметить, что данный показатель улучшился по сравнению с 2015 годом на 11 позиций. При этом ранги составляющих элементов инвестиционного потенциала имели следующие значения: трудовой — 25, потребительский — 34, производственный — 60, финансовый — 45, институциональный — 25, инновационный — 60, инфраструктурный — 27, природно-ресурсный — 34, туристический — 4 [2, с. 22]. По уровню инвестиционного риска Республика Крым занимает 66 место (рост на 13 пунктов), при этом по социальной составляющей республика занимает 73 место, по экономической — 77, по финансовой — 75, по криминальной — 4, по экологической — 2 [2, с. 19].

Основными факторами риска при инвестировании в Республику Крым является низкая социальная защищенность, недостаточный уровень финансово-экономического развития. Однако по криминальной обстановке и экологической безопасности Республика Крым занимает одни из лидирующих позиций среди регионов Российской Федерации.

На уровень экономического риска Крыма влияет и крайне высокий износ основных фондов (около 74%, это самый высокий показатель в России), а также превышающая среднюю доля убыточных предприятий (42%).

Не сразу удастся снизить и нынешнюю аномальную зависимость Крыма и Севастополя от разнообразных перечислений из центра - доля последних в бюджете у новых субъектов превышает 70%. Очевидно, что долгое время будут сохраняться и западные санкции в отношении потенциальных, в первую очередь зарубежных, инвесторов, что ограничит привлечение крупного частного капитала на полуостров.

Основные же перспективы новых субъектов федерации связаны с реализацией федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», расходы по которой за весь срок реализации составят около 708 млрд рублей.

Инвестиционная привлекательность зависит от таких факторов, как масштабы экономики и емкость рынка, уровень инфляции, ставки налогообложения, потребность в иностранных инвестициях и валюте. Исследование показывает, что достижение искомой инвестиционной привлекательности может быть достигнуто путем решения ряда стратегически значимых задач, а именно: устойчивое развитие экономики, обеспечение баланса между территориальным и отраслевым инвестированием, максимальное наполнение инвестиционных проектов инновационным содержанием.

Используя различные классификации, широко представленные в специальной экономической литературе, регионы России можно сгруппировать по следующим группам, представленные в таблице 4.

Таблица 4 - Группировка регионов по инвестиционной привлекательности

Типология российских регион он пи признаку шшееппшоннон гцпшлекат&иьиосгн

Р«ГИ0НЫ- ■улокеыо пшш Московская облаггъ, г Москва, г Санкт Петербург, Свердловская область Ханты-Мансийский АО - ГОрга

Опорные регионы Нижегорэдская область. Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край. Ростовская о власть, Красноярский край. Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область

Регионы - ■гпошосы роста» .Я мал о'Ненецкий АО, Иркутская область. Новосибирская область, Ленингр адская область, Республика Сака (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Боронежская область. Ставропольский край, Хабаровский кргй, Оренбургская область, Омскм область, Тульская области Алтайский край, Приьпрскнй край, Саратовская область

РеГИ01ГЫ -4 ЖГОЧКН рОСТЭЬ Калининградская область, Липецкая область, Тк> иен екая область, Ярославская область. Чувашская Республика, Орловская область, республика М ордовля, Ноегор одская область

«Регионы « Мурманская область, Курская область. Владимирская область.

неопределившимися п ер спек гив атш с>> Удмуртская Республика Тверская область. Архангельская область, "Ульяновская облапь, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область. Кировская область. Астраханская область. Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область. Республика Хакасия Республика Адыгея. Иваиевскаяобласть

^Проблемные регионы» Республика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область. Сахалинская область. Республика Северная Осетия - Алания Курганская область. Республика Марий Эл, Чукотский АО, Евр ейская авто не ыная облае гь, Атдарская область Республика Крым

«Регионы особого вниманиям Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия Республика Кал1яыкия, Чеченская Республика, У стюард ыиский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика Камчатская область

«Проблемные регионы» при росте их инвестиционной привлекательности могут перепрыгнуть точки роста и оказаться среди постоянно формирующихся субъектов Российской Федерации.

Так в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» от 02.03.2016 объем финансирования составляет 707 533,86 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 679144,5 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 28 389,36 млн. рублей (таблица 5).

Таблица 5 - Источники и направления финансирования Республики Крым и г. Севастополь (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Исходя из таблицы 5, видно, что для того, чтобы снизить нагрузку на Федеральный бюджет, нужно отработать особые экономические механизмы, способные диверсифицировать финансовые поступления в Республику Крым и г. Севастополь. Тем самым становится возможной перспектива значительно расширить спектр источников финансовых поступлений. При этом проходящее экономическое состояние, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и страны в целом, в значительной мере определяется вкладами прошлых лет.

Финансирование осуществляется, в том числе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств. В период с 2014 года по 2017 год инвестиции в основной капитал имели прогрессивную шкалу, то есть стабильно увеличивались.

В таблице 6 приведена динамика инвестиций в основной капитал за 2015-2016 гг.(данные Крымстата).

Таблица 6- Динамика инвестиций в основной капитал в Республике Крым за 2015-2016 гг., тыс. р.

Тыс. рубЩа (я действующих ценах) В °/о к саатнетстаукш^е.му периоду предыдущем (в соностани.мы.м цек&х)

2015

январъ-марп 2487968 X

яниарь-люкь 6662655 Л

я!!варь-сел 1яйрь 11940523 д.

я н вар ь кайр ь 22590649 X.

2016

яЕшарь-.март 3232689 1 1 5.5

январь-л юнь \075993\ ! 48,7

Я!шйрь-сен гяйрь ¡8756134 ! 43,5

я! 1 нар ь-декайр ь 40 196752 1 60,5

Можем сделать вывод, что объем инвестиций в 2016 году возрос на 17606103 т. р, что составляет рост на 177,9%. В 2017 году инвестиции в основной капитал только за 1 квартал увеличен на 416%.

Применительно к анализируемой территории, среди предназначающих мотивов потенциального инвестора могут быть следующие:

• возможности для граждан России инвестировать в недвижимость и жить на морском побережье;

• использование для экспорта и импорта различной продукции, а также перевозки пассажиров инфраструктуры незамерзающих морских портов;

• отсутствие таможенных барьеров при перемещении по территории России;

• наличие обширной сырьевой базы - доступ к месторождениям на материке и на шельфе;

• гарантированная защита территории страны за счет выгодного размещения вооруженных сил (Севастополь и другие точки на карте) и корреспондирующий с названными обстоятельствами постоянный спрос на продукты питания и сервисные услуги со стороны военнослужащих, размещенных в воинских частях Крыма;

• широкие возможности для развития инфраструктуры для отдыха детей и взрослых;

• организация особых сервисных служб и пансионов для ухода за престарелыми людьми с использованием инфраструктуры побережья.

Таким образом, формирование общей региональной политики, в том числе региональной социально-экономической политики Республики Крым, является основой при обеспечении инвестиционной привлекательности региона и всей страны в целом.

Инвестиционная деятельность во многом зависит от экономической ситуации, складывающейся в организации. Руководители 86% организаций оценили свою экономическую ситуацию в 2017 г. как «благоприятную» и «удовлетворительную».

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для большинства организаций в 2018 г. являлись, как и в предыдущие годы, собственные средства, их использовали 83% 2 респондентов. В 2019 г. 78% организаций для осуществления инвестиционной деятельности собираются использовать собственные средства. Использовать кредитные и заемные средства предполагают 9% организаций, бюджетные средства - 14% организаций.

Исходя из целей инвестирования, основная часть инвестиций в основной капитал в 2017 г. направлялась на приобретение новых машин и оборудования, а также транспортных средств, на что указали 78% руководителей организаций. Строительство зданий и сооружений осуществляли 47% организаций. Около 87% организаций в 2017 г. осуществляли реконструкцию и модернизацию основных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 г. в основном приобретались транспортные средства, электронно-вычислительная техника и средства механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда, средства связи и коммуникаций.

По результатам проведенного обследования средняя доля вновь введенных основных средств к их наличию на конец года составила 9,2%, а доля выбывших основных средств к их наличию на начало года - 6,3%.

Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность, являются: инфляционная политика и неблагоприятная экономическая ситуация в стране отметили по 46% респондентов, процент коммерческого кредита - 42%, механизм получения кредитов для реализации инвестиционной деятельности - 37%, нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы - 31%.

На начало 2018 года наиболее привлекательным направлением для инвестиций были инициативы в сфере:

• промышленности и производства - 47 проектов;

• с/х - 24 проекта;

• рекреация - 14 проектов;

• коммерция и услуги - 14 проектов;

• строительство - 8 проектов;

• логистика - 5 проектов;

• прочее-6 проектов.

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов, находящихся на сопровождении Компании в 2017-2017 гг. можно отметить:

1. Проект по созданию многофункционального мясного кластера стоимостью более 9 млрд. руб., реализуемый ООО «Черноморская агропромышленная компания»;

2. Проект по выращиванию зерновых культур, заявленный стоимостью 1,5 млрд. руб., на площади более 30000 га, планируемый к реализации агрохолдингом ООО «Интер Юг»;

3. Проекты строительства тепличных комбинатов «ТК Белогорский» и «ТК Солнечный»- 8 млрд. руб.

4. Проекты строительства комплекса заводов по производству стройматериалов, заявленной стоимостью 3,8 млрд. руб., планируемый к реализации ООО «П9 Инжиниринг» и прочие.

Общий объем заявленных инвестиций составил более 18 млрд. руб.

В проекты на полуострове начали вкладывать деньги и европейские бизнесмены. Но они стараются это не афишировать. Они инвестируют средства в сельское хозяйство, в частности виноградарство, виноделие, садоводство. Интересуются предприниматели из стран, которые не участвуют в санкциях против России, против Крыма — это азиатские компании.

К числу наиболее вероятных рисков для хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Крыма, можно отнести иски со стороны украинских собственников, потерявших свое недвижимое имущество (крупные и мелкие объекты недвижимости, крупные и мелкие предприятия, санатории, дома отдыха и пр.). Соответственно, риск состоит в возможных обеспечительных мерах со стороны международных судов, включая международный коммерческий арбитраж. В данном случае возможно наложение ареста на имущество ответчика в качестве компенсации за потери собственности, располагавшейся на территории Крыма.

ВЫВОДЫ

Представленные результаты свидетельствуют о том, что Республика Крым с учетом всех внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование инвестиционного процесса, существующих условий и ограничений, обладает инвестиционной привлекательностью и может быть территорией, на которой реализуются инвестиционно-инновационные проекты.

На инвестиционную привлекательность Республики Крым влияет множество факторов, которые можно разделить на положительно и отрицательно влияющие на инвестиционный процесс.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционную привлекательность можно отнести высокий потенциал внутреннего рынка, функционирование Свободной экономической зоны, эффективную государственную поддержку, уникальные природные объекты и высокий инвестиционный потенциал туристской сферы, низкую стоимость трудовых ресурсов.

Негативно влияю на инвестиционную привлекательность Республики Крым следующие факторы-санкционный режим, географическая отдаленность республики от материковой части Российской Федерации, высокий уровень инфляции, высокие транспортные и логистические издержки, неразвитость транспортной инфраструктуры, ограниченность участия зарубежных инвесторов.

Большое значение для обеспечения инвестиционной привлекательности имеет создание благоприятного климата для инвестирования. К числу

позитивных факторов относится и перенаправление финансовых потоков из офшорных юрисдикций обратно в Россию. Угроза региональной инвестиционной привлекательности может стать совокупность условий и факторов, постоянно детерминирующих существующую объективную реальность, потенциально направленную на нарушение свойств (объекта) системы, создавая тем самым опасность невыгодных как для отдельных собственников, так и региона в целом негативных имущественных последствий.

Здесь же следует обратить внимание на то, что важным условием достижения позитивного эффекта при реализации инвестиционных проектов является строго дозированное государственное вмешательство в соответствующие процессы.

Таким образом, инвестиционная привлекательность является определяющим условием для эффективного функционирования инвестиционного процесса, привлечения инвестиционных ресурсов и реализации инвестиционных проектов. Несмотря на имеющиеся ограничения в инвестировании в Республике Крым, регион обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности, входит в наиболее многочисленную группу субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционного потенциала, которая характеризуется пониженным потенциалом с умеренным уровнем риска.

В условиях высокой конкуренции и санкционного режима Республике Крым необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также разрабатывать и внедрять инвестиционные и инновационные проекты, направленные на развитие приоритетных секторов экономики республики. Это позволит региону повысить свою инвестиционную привлекательность, изменить экономическое положение, улучшить инвестиционный климат и занять более высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности среди субъектов Российской Федерации, привлекая российских и зарубежных инвесторов.

Использованные источники:

1. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

2. Мельтенисова Е.Н. Формирование инвестиционной привлекательности российских энергетических компаний// ЭКО. - 2011. - № 7. - С. 108-121.

3. Музыкаев Б.А. Инвестиционная привлекательность региона как элемент стратегии социально-экономического развития Российской Федерации /Евразийский научный журнал. - 2016. - № 6. - 0,1 п.л.

4. Нешитой А.В. Инвестиции: Учебник — 6-е изд.— М.: Издательство «Дашков и К», 2010. — 372 с.

5. Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы// Вопросы экономики. - 2008. - № 4. - С. 44-61.

6. Богомолов В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность.- М: Издательство: Юнити-Дана, 2014. - 296 с.

7. Удалов Д.А. Корпоративное управление как фактор, влияющий на

8. значение инвестиционной привлекательности банка// Деньги и кредит. -2010. - № 10. - С. 40-45.

9. Кравченко Н.А. Инвестиционные приоритеты развития сибирской экономики// ЭКО. - 2011. - № 7. - С. 5-14.

10. Григорьев Л. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций// Вопросы экономики. - 2011. - № 6. - С. 4-20.

11. Борисов А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей. Рига: Зинатне, 1990. 184 с.

12. Ронова Г.Н. Пенсионные фонды, страховые компании и физические лица как потенциальные инвесторы инфраструктурных фондов в России// Экономика, статистика и информатика. - 2011. - № 2. - С. 112-124.

13. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. - 2004. - №5.

14. Правительство должно позаботиться об экономической безопасности России. 09.07.02. (www.strana.ru).

15. Business Intelligence and Data Warehouse http://data psgroup.com

16. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/364055.htm

17. Экспресс-оценка привлекательности Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». — Режим доступа: raexpert.ru/researches/regions/krim_2014

18. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2020 года: Закон Республики Крым № 352-ЗРК/2017 от 09 января 2017 года [Электронный ресурс] // Гарант. — Режим доступа:base.garant.ru/43816228/1/

19. О развитии экономики и финансово-банковского сектора Республики Крым [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка РФ. — Режим доступа: www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.