Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность приграничных регионов России для Финляндии'

Инвестиционная привлекательность приграничных регионов России для Финляндии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Осадчий Евгений Иванович, Павлюкевич Анастасия Сергеевна

Эффективность межгосударственного взаимодействия, особенно в финансовой и хозяйственных сферах напрямую зависит от инвестиционной привлекательности их приграничных территорий. В статье представлен анализ особенностей инвестиционного сотрудничества между приграничными регионами России и Финляндии, который позволил выявить сильные и слабые стороны их привлекательности для потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Осадчий Евгений Иванович, Павлюкевич Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность приграничных регионов России для Финляндии»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.02

Осадчий Евгений Иванович,

к.г.н., доцент,

кафедра мировой экономки,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Павлюкевич Анастасия Сергеевна,

магистрант направления подготовки «Мировая экономика», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Osadchiy Evgeniy Ivanovich,

Ph.D., associate professor,

Department of World Economy,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Pavlyukevich Anastasiya Sergeevna,

Master's degree student, student on «World Economy» specialization,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ ДЛЯ ФИНЛЯНДИИ

INVESTMENT POTENTIAL OF CROSS-BORDER REGIONS OF RUSSIA

TO FINLAND

Эффективность межгосударственного взаимодействия, особенно в финансовой и хозяйственных сферах напрямую зависит от инвестиционной привлекательности их приграничных территорий. В статье представлен анализ особенностей инвестиционного сотрудничества между приграничными регионами России и Финляндии, который позволил выявить сильные и слабые стороны их привлекательности для потенциальных инвесторов.

Ключевые слова: приграничные регионы, инвестиционная привлекательность, инвестиции, финансирование, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

The efficiency of interstate cooperation, especially in financial and economical spheres directly depends on the investment potential of their cross-border territories. The article represents the analysis of investment cooperation features between the cross-border regions of Russia and Finland, which allowed to expose the advantages and disadvantages of their attractiveness for prospective investors.

Keywords: cross-border regions, investment attractiveness, investments, financing, competitive ability, competitive edge.

ВВЕДЕНИЕ

В сложившейся системе международного финансово-хозяйственного взаимодействия экономики, инвестиционное сотрудничество между государствами выступает одним из важнейших условий успешного экономического развития и функционирования любой страны.

Дополнительными преимуществами по сравнению с другими обладают регионы, активно участвующие в приграничном сотрудничестве. При высоком уровне конкурентоспособности именно в приграничных регионах усиливается роль таких контактных факторов как участие региона в международной экономической интеграции, внешнеэкономическая деятельность, его транзитные возможности, таможенная инфраструктура, наличие договоров между странами, обеспечивающими правовое поле международного и приграничного сотрудничества .

Несмотря на экономическую дифференциацию между приграничными регионами России и Финляндии сотрудничество между такими странами одно из самых эффективных. По объемам внешнеторгового оборота РФ (9,2 млрд. евро.), Финляндия занимает существенное место среди европейских стран. Инвестиции этой страны в российскую экономику достигают 3,5 млрд. дол. Не последнее

102

место в таких видах взаимодействия занимает пограничный фактор, позволяющий расширить систему непосредственных контактов. В совокупности с такими факторами, как тип освоения и уровень развития, сопредельных территорий, их финансово-производственный профиль; все это создает основу взаимной инвестиционной привлекательности и тесного экономического сотрудничества.

Тематике приграничного сотрудничества РФ посвящены работы таких ученых как Вардомс-кий Л.Б. [1], Синяговский А.В. [2]. Более конкретный анализ основных направлений приграничного сотрудничества между Россией и Финляндией произведен Баженовым Ю.Н. [3], Остроухо-вым Н.В. [4] и рядом других российских авторов. Несмотря на явную актуальность инвестиционной привлекательности регионов Северо-Запада РФ для Финляндии и как следствие этого-увели-чения потока ПИИ со стороны этого российского соседа, данный вопрос недостаточно исследован. Именно явная актуальность и одновременно слабая разработанность данного вопроса повлияли на выбор данной темы исследования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является выявление особенностей и направлений инвестиционного сотрудничества между регионами России и Финляндии на основе анализа инвестиционной привлекательности регионов и факторов, сдерживающих инвестиции в данных регионах.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Объективные условия общей инвестиционной привлекательности (далее по тексту — ИП) российских регионов для Финляндии заданы геополитическими факторами. В первую очередь-фактором наличия границы. В настоящее время Россия имеет границы с 16 государствами, общая протяженность границ составляет 61 110 км. В этой системе длина государственной границы с Финляндией составляет — 1325,8 км или всего 2,1% от общей протяженности российских рубежей. Но именно этот участок границы имеет разнообразные природные условия для сотрудничества (сухопутная граница составляет 1091,7 км, речная — 60,3 км, озерная — 119,8 км, морская — 54,0 км) [4, ^ 84].

Развитие финско-российских отношений обусловлено не только географической близостью двух стран, а также историко-хозяйственными причинами. Еще в 1945 г. между СССР и Финляндией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (был продлен на 20 лет в 1970 г.),который стал фундаментом развития добрососедских отношений и продуктивного двухстороннего сотрудничества.

Современный этап сотрудничества между двумя странами начался в 1991 году, когда Финляндия признала Россию в качестве государства-правопреемника СССР. В январе 1992 года был заключен российско-финляндский Договор об основах отношений. На сегодняшний день между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия

Избранный курс на максимальное использование имеющихся природного и человеческого потенциалов выдвинул данную страну в разряд развитых субъектов мирового хозяйства. Располагая значительными резервными и наличными финансовыми ресурсами, в 2014 году Финляндия занимала 16-ое место по объему накопленных иностранных инвестиций в экономике России. Одновременно Россия находилась на шестом месте в списке стран по объему финских прямых инвестиций (с долей 7,2%). Согласно данным Правительства России, в 2015 году общий объем инвестиций в экономику составил 214 млн. дол., в российскую экономику-3,5 млрд. долл. [5].

Большая часть инвестиций России и Финляндии были направлены на финансирование следующих отраслей: деревообработка, пищевая промышленность, производство автомобильных шин, лакокрасочная продукция, металлические строительные конструкции, строительство (жилищное, производственное, дорожное), коммерческая недвижимость, энергетическая отрасль, туристическая отрасль, транспортно-логистическая отрасль [5].

Наибольший объем финских прямых инвестиций сосредоточен в Северо-Западном и Центральном федеральных округах России. Инвестиционная привлекательность в значительной степени влияет конкурентоспособность этих регионов — возможность данных территорий конкурировать за рынки сбыта и приобретать необходимые ресурсы. Наиболее успешно воплощают в жизнь данные задачи, те субъекты данных округов, которые рационально используют свои ресурсы, формируют оптимальные условия для привлечения инвестиций, активно развивает новые технологии и продукты, ранее не характерные для данной территории.

Задачи обеспечения российской экономики иностранными инвестициями решаются с обязательным учетом общеевропейского программирования В 2009 году между Российской Федерацией и Европейским Союзом было подписано Соглашение о финансировании пяти основных про-

103

грамм приграничного сотрудничества в рамках ЕИСП(Европейского инструмента соседства и партнерства) Согласно данному соглашению, между Финляндией и Россией существует и реализуются три основных программы [6].

Таблица 1. Программы приграничного сотрудничества между Финляндией и Россией *

Название программы Российские регионы, принимающие участие в программе Страны, принимающие участие в программе со стороны Европейского союза

Колартик • Мурманская область; • Архангельская область; • Ленинградская область (Санкт-Петербург); • Ненецкий округ. Северные регионы Финляндии, Норвегии, Швеции

Юго- Восто чная-Финляндия - Россия • Ленинградская область и Санкт-Петербург; • Республика Карелия Финляндия: • Южная Карелия; • Южное Саво и Кименлааксо.

Карелия • Республика Карелия; • Мурманская область; • Архангельская область; • Ленинградская область (Санкт-Петербург). Финляндия: • Регионы Каину; • Северная Карелия и Оулу.

* Составлено авторами на основе [6]

Как видно из таблицы 1, между Россией и Финляндией разработаны и функционируют три программы, учитывающие специфику приграничного сотрудничества:

Первая из них «Колартик» — программа предусматривает многостороннее сотрудничество между северными регионами Финляндии, Норвегии, Швецией и Ненецким округом, Архангельской, Мурманской, Ленинградской (Санкт-Петербург) областями РФ.

К приоритетным направлениям функционирования «Колартик» относятся: развитие бизнеса, защита окружающей среды и адаптация к изменению климата, смягчение последствий от данного явления, повышение доступности регионов, содействие управлению границами и укрепление безопасности границ.

Согласно данным официального сайта программы, совокупный объем денежных средств, выделенных Европейским союзом на период 2014-2020 гг. для данной программы приблизился к 25 млн. евро. Структура общего объема финансирования «Колартик» стран-участниц на период 20142020 гг. имеет следующий вид (рис. 1).

Согласно рисунку, общий объем денежных средств «Колартик» с 2014 по 2020 года составит св. 44 млн. евро. Россия, Финляндия и Швеция готовы выделить для данной программы около 12 миллионов евро. Норвегия предоставит 7 миллионов евро. Также стоит отметить, что в индивидуальные проекты «Колартик» выделяет 10% от общего бюджета [7].

Инвестиционно усилит потенциал пограничного сотрудничества вторая программа «Юго-Восточная Финляндия -Россия». Основные участники программы — это Южное Саво и Кименлааксо со стороны Финляндии, а также Республика Карелия, Ленинградская область со стороны России.

Основными приоритетами программы стал широкий круг вопросов: развитие предпринимательства, содействие продвижению малого и среднего бизнеса, научно-техническая сфера, защита окружающей среды, развитие управления гра-

12 359

12 359

7000

12 359

I Финляндия I Норвегия I Швеция I Россия

Рис. 1. Объем финансирования стран-участниц программы «Колартик» на период 2014-2020 гг. в тыс. евро [2]

104

ницами и безопасность границ. Общий объем финансирования Программы предусмотрен в сумме 72,3 млн. евро, из которых софинансирование ЕС составляет 50%, а другая половина одинаково разделена между Финляндией и Россией (50% / 50%) [8].

Третья и наиболее значимая из принятых программ между Россией и Финляндией — это программа приграничного сотрудничества «Карелия». Задания программы реализуются в Республике Карелии, Архангельской и Ленинградской областях, а также в регионе Каину, Северной Карелии и Оулу на территории Финляндии.

Поставленная основная цель — формирование благоприятных условий функционирования с помощью приграничного сотрудничества на территории распространения программы, реализуется по ряду приоритетов: экология (приоритет 1), культурное сотрудничество (приоритет 2), свободное пересечение границ (приоритет 3), трансграничное бизнес-сотрудничество (приоритет 4) [3]. Софинансирование по данным приоритетам учитывает не только интересы наших стран, но и Евросоюза (табл. 2).

Данные таб-

Таблица ^.Финансирование основных приоритетов программы «Карелия» в млн.евро "

Основные Финансирование Ф инансир ование Ф инанс ирование

приоритеты со стороны ЕС Финляндией со стороны России

Приоритет 1 4,4 2,2 1,4

Приоритет 2 2,6 1,3 1,3

Приоритет 3 4,4 2,2 1,4

Приоритет 4 5,1 2,5 1,1

Итого 16,5 8,2 5,3

* Рассчитано авторами на основе [9]

лицы 2 свидетельствуют, что из общего объема финансирования программы «Карелия» за 2014-2020 годы составляет около 30 млн. евро. Значительная часть средств (29%

от общего объема инвестиций) планируется вложить в трансграничное бизнес-сотрудничество. По сути это будет главным катализатором всех видов коммерческого взаимодействия российских предпринимателей и их финских партнеров.

Успешность реализации программ зависит от степени конкурентоспособности регионов, а также комплексом причин субъективного порядка. Одновременно успешность реализованных проектов зависит от инвестиционного потенциала страны или региона. Здесь наиболее применим интегральный подход, когда инвестиционный потенциал включает в себя не только финансовую, но и производственную, трудовую, ресурсно-сырьевую, потребительскую, инфраструктурную, инновационную составляющие [9].

Основные проекты между Россией и Финляндией реализуются на территориях шести приграничных субъектов Российской Федерации: Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область и Санкт-Петербург, Архангельская область, Ненецкий округ. Для оценки инвестиционного потенциала целесообразно использовать данные рейтинга инвестиционного потенциала «Эксперт РА»за три последних года [10].

Лидирующие и стабильные позиции в рейтинге инвестиционного потенциала за 2013-2015 годы занимают Санкт-Петербург (3 место) и Ленинградская область (27 место) в общероссийском списке. Основными преимуществами города Санкт-Петербург и Ленинградской области являются, согласно принятым

Таблица 3. Ранг инвестиционного потенциала приграничных регионов за 2013-2015 годы ;

программам развития, возможности получения определенных налоговых преимуществ для инвесторов, наличие земли с подготовленной инженерной инфраструктурой, а также поддержка местной администрации [11].

Третье место среди четверки регионов —

Регионы Занимаемые места

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Ленинградская область 27 26 27

Республика Карелия 60 60 61

Мурманская область 40 42 42

Санкт-Петер бург 3 3 3

Архангельская область 45 48 51

Ненецкий округ 83 83 85

105

соседей Финляндии, занимает Мурманская область, где основным конкурентным преимуществом является развитие транспортной инфраструктуры — портового комплекса на пересечении транзитных транспортных сообщений, а также территориальная близость к иностранным рынкам сбыта [12].

Замыкает рейтинговую четверку Республика Карелия. Основные факторы, которые замедляют развитие данного региона, следует консолидировать в две группы.

1. Неравномерность размещения природно-ресурсного потенциала, и как следствие, неравномерность развития производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала, порождает проблему непропорциональности в уровне и качестве жизни населения, все это делает хозяйство Карелии инвестиционно-дефицитным. Ликвидация изношенности основных фондов также требует значительных средств заемного характера.

2. Слабое социально-экономическое развитие привело к хроническому дефициту республиканского и местных бюджетов. Тормозящим фактором в региональном воспроизводстве следует признать недостаточную развитость механизмов государственно-частного партнерства. Нельзя сбрасывать со счетов заметный отток высококвалифицированных сотрудников в другие регионы Российской Федерации [13].

Архангельская область и Ненецкий округа замыкают общий рейтинг. Основные ключевые проблемы Архангельской области и Ненецкого округа отображены в таблице 4.

Таблица 4. Ключевые проблемы Архангельской области и Ненецкого округа *

Архангельская область Ненецкий округ

• относительно низкий уровень производительности в экономике; • недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной); • низкий уровень деловой активности и развития предпринимательства; • неблагоприятные условия для жизни (суровые климатические условия, низкий уровень развития ЖКХ и высокий уровень заболеваемости населения). • неразвитая транспортная инфраструктура; • высокая цена на электроэнергию; • высокий уровень государственного участия в экономике, неразвитая конкурентная среда; • моноотраслевая структура экономики.

* Составлено авторами на основе [14-15]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не имея сопредельных границ с Финляндией, данные регионы могут представлять интерес для финских инвесторов в тех проектах, которые традиционны для зарубежного бизнеса (лесопе-реработка, отрасли морского промышленный комплекса). Они могут быть успешно реализованы при соответствующей договорной базе, которая гарантируют иностранным инвесторам надежность и прибыльность вложений.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ позволил выявить ряд важных моментов при оценке инвестиционной привлекательности приграничных регионов России для деловых кругов Финляндии. Система инвестиционного сотрудничества между нашими странами имеет длительную историю и накопила отрицательные и позитивные традиции. Вместе с тем практика ведения финского бизнеса в России требует учета больших факторов. Согласно данным доклада финского внешнеполитического институт «Меняющаяся роль России в близких к Финляндии регионах» среди причин, тормозящих активность финских инвесторов, в первую очередь возникают политические(персонификация власти и слабые институты) и экономические (недостатки рыночных механизмов и неравномерное развитие регионов) [16]. Поэтому крупные стратегические инвестиционные проекты возможны в условиях стабильной социально-экономической обстановки, которые будут приемлемы для финских инвесторов.

Одновременно основными причинами дисбаланса в рейтинге инвестиционного потенциала является неравномерность уровня экономического развития российских территорий, неразвитость институциональной инфраструктуры государственной поддержки привлечения инвестиций. Для потенциальных инвесторов каждый регион имеет свои преимущества и одновременно-сдерживающие факторы для инвестирования. Анализ показал, что наиболее привлекательными для финс-

106

ких инвесторов являются Ленинградская область и Санкт-Петербург, на территории, которых сформировался приемлемый для масштабных и эффективных вложений инвестиционный климат. Успешность реализации зарубежных инвестиционных проектов зависит не только от общей конкурентоспособности приграничных территорий. В значительной мере возможность их реализации объясняется накопленным инвестиционным потенциалом, возможностями его элементов продуктивно участвовать в международном сотрудничестве.

Заключенные в рамках ЕС инвестиционные проекты между приграничными регионами Финляндии и России приобрели форму соглашений об участии в трех программах: «Колартик», «Юго-Восточная Финляндия — Россия», «Карелия». Выделенные основные сферы сотрудничества в данных программах: бизнес и предпринимательская деятельность, экология, культура, инновации, повышение конкурентоспособности, научно-техническое сотрудничество, в случае их успешной реализации позволят повысить качественный потенциал производительных сил, расширить международное сотрудничество приграничных субъектов России и Финляндии на основе доверия, равенства, взаимной выгоды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вардомский Л.Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России / Л.Б. Вардомский // Евразийская Экономическая Интеграция. — 2008. — №1 (1). — С. 90-108.

2. Синяговский А.В. Модели приграничного сотрудничества на постсоветском пространстве: итоги и пути развития / А.В. Синяговский // Проблемы постсоветского пространства. — 2016. — №2. — С. 116-122

3. Баженов Ю.Н. Конкурентоспособность экономики приграничных регионов / Ю.Н. Баженов // Балтийский регион. — 2009. — №2. — С. 46-56.

4. Остроухов Н.В. Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации и сопредельных государств / Н.В. Остроухов // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. — 2009. — №4. — С. 84-92.

5. Двухсторонние отношения между Финляндией и РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ria.ru/politics/20090603/173109613.html (дата обращения 30.09.2016).

6. Three major programmes between Finland and RussiaSource: Cross-border Partnership Programmes involving Russia [Electronic resource]. — Access: eeas.europa.eu/delegations/russia/6251/—_ru (дата обращения 30.09.2016).

7. The official website of the Kolartic CBC Programme [Electronic resource]. — Access: www.kolarcticenpi.info/en (дата обращения 30.09.2016).

8. The official website of the South-East Finland — Russia CBC Programme [Electronic resource].

— Access: www.southeastfinrusnpi.fi/ (дата обращения 30.09.2016).

9. The official website of the Kareliya CBC Programme [Electronic resource]. — Access: www.kareliacbc.fi/ru/ (дата обращения 30.09.2016).

10. Инвестиционный потенциал регионов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.raexpert.ru/rankingtable/ (дата обращения 30.09.2016).

11. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области для развития промышленных объектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.knightfrank.ru/ news/Инвестиционная-привлекательность-Санкт-Петербурга-и-Ленинградской-области-для-разви-тия-промышленных-объектов-04257.aspx (дата обращения 30.09.2016).

12. Официальный сайт инвестиционного портала Мурманской области [Электронный ресурс].

— Режим доступа: invest.murman.ru/ (дата обращения 30.09.2016).

13. Социально-экономическое положение Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/71078216/#friends (дата обращения 30.09.2016).

14. Инвестиционная стратегия Ненецкого округа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/453132675, свободный (дата обращения 30.09.2016).

15. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: regnum.ru/news/1128657.html. (дата обращения 30.09.2016).

16. 10 причин опасаться России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fontanka.fi/articles/ 30161/ (дата обращения 30.09.2016).

17. Воробьев Ю.Н. Значение иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации / Ю.Н. Воробьев, Л.С. Балахничева, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. — 2016. — №7 (8).

— С. 64-73.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2016 года

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.