Научная статья на тему 'Развитие региональной инвестиционной политики в Северо-Западном федеральном округе'

Развитие региональной инвестиционной политики в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / КЛИМАТ / СЗФО / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капранова Л. Д.

Проведен анализ инвестиционной деятельности субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) за 2000-2010 гг. Выявлены основные закономерности распределения инвестиций по субъектам СЗФО в зависимости от их инвестиционного климата. Показана связь между инвестиционным потенциалом и реальными инвестициями. Проанализированы возможности улучшения инвестиционного климата в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной инвестиционной политики в Северо-Западном федеральном округе»

20 (62) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 336.02

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Л. Д. КАПРАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента Е-mail: Kld-home@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Проведен анализ инвестиционной деятельности субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) за 2000-2010гг. Выявлены основные закономерности распределения инвестиций по субъектам СЗФО в зависимости от их инвестиционного климата. Показана связь между инвестиционным потенциалом и реальными инвестициями. Проанализированы возможности улучшения инвестиционного климата в регионе.

Ключевые слова: инвестиции, потенциал, климат, СЗФО, стратегия, развитие.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) обладает значительным потенциалом развития, который при определенных условиях может стать одним из источников роста экономики страны в целом. В связи с этим актуальным становится вопрос о совершенствовании региональной инвестиционной политики, направленной на привлечение инвестиций в этот регион и соответственно реализацию его инвестиционного потенциала.

Очевидно, что инвестиционная политика будет играть значительную роль в процессе развития и экономической модернизации России, объявленной Президентом Российской Федерации

Д. А. Медведевым в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. [6]. Государственная региональная инвестиционная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни [1].

Для оптимизации инвестиционной политики государства необходимо особое внимание уделить проблеме развития инвестиционного потенциала как страны в целом, так и ее регионов, улучшить качество инвестиционного менеджмента на всех уровнях управления. Для этого планируется осуществить стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах, произвести координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов развития и ресурсных ограничений; сократить дифференциацию в уровне жизни населения с помощью механизмов социальной и бюджетной политики.

Инвестиционная деятельность в СЗФО осуществляется в соответствии с программным документом «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года», разработанным под эгидой аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и одобренным субъектами Федерации округа.

В процессе разработки находится новый документ — «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года» (далее — Стратегия-2020). Значительная роль в этих документах отводится инвестиционным проектам развития инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, обрабатывающей промышленности. Развитие инфраструктуры рассматривается в качестве ключевого направления экономической политики субъектов СЗФО, поскольку развитая инфраструктура стимулирует экономическое развитие, создавая благоприятные условия для бизнеса. При этом главное внимание уделяется развитию деловой инфраструктуры, (инженерно подготовленных территорий, энергоресурсов, дорожной инфраструктуры), непосредственно влияющей на инвестиционный климат. В качестве одной из основных задач является формирование благоприятной среды для предприятий постиндустриальных секторов экономики, которые обладают мощным потенциалом для создания добавленной стоимости и высококвалифицированных рабочих мест. В соответствии с проектом Стратегии-2020 в течение 10 лет планируется довести долю продукции инновационного характера в валовом региональном продукте (ВРП) до 25 %, в том числе в промышленности — до 30 %, увеличить средне-

годовые темпы роста ВРП к 2020 г. до 106—107 %, производительности труда — до 107—108 %. Кроме того, предусматривается активизация экономической деятельности на депрессивных территориях.

Предполагается создание 600—700 тыс. новых и восстановленных рабочих мест на основе перепрофилирования временно неработающих предприятий и строительства замещающих объектов, подъема сельского хозяйства, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, социальной сферы и туризма. Одна из важнейших задач — освоение минеральных ресурсов континентального шельфа в Арктике, повышение уровня добычи нефти до 30 млн т, природного газа — до 80 млрд м3. Стратегия-2020 также предусматривает ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса, в том числе путем создания системы производственных кластеров.

При решении стоящих перед регионом задач необходимо учитывать, что в СЗФО в плане специализации хозяйства можно выделить две зоны: южную и северную. Направленность развития хозяйства этих зон разная. Если в южной зоне перспективы связаны с высокотехнологичными импортозамещающими отраслями обрабатывающей промышленности, то в северной — преимущественно с добывающей промышленностью и первичными стадиями переработки сырья. Поэтому, учитывая специфические особенности в развитии субъектов округа, стратегия их социально-экономического развития должна носить дифференцированный характер.

Субъекты СЗФО обладают различным инвестиционным потенциалом (табл. 1).

Субъекты СЗФО в целом обладают благоприятным инвестиционным климатом. Большинство

Таблица 1

Рейтинг инвестиционного потенциала субъектов СЗФО в 2009—2010 гг.

Субъект Ранг инвестиционного Ранг Доля в общероссийском инвестиционном потенциале, % Ранг инвестиционного

СЗФО потенциала риска климата

Республика Карелия 66 57 0,494 3В2

Республика Коми 51 28 0,645 3В1

Архангельская область 45 44 0,715 3В1

Вологодская область 52 19 0,635 3В1

Калининградская область 31 76 0,974 3С1

Ленинградская область 29 56 1,005 3В1

Мурманская область 34 39 0,886 3В1

Новгородская область 60 31 0,547 3В2

Псковская область 61 32 0,537 3В2

г. Санкт-Петербург 2 4 5,463 1В

Ненецкий автономный округ 83 77 0,129 3С2

Источник', составлено автором по данным рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/rankings/.

субъектов имеет ранг инвестиционного климата на уровне 3В1—3В2 (пониженный или незначительный потенциал на фоне умеренных инвестиционных рисков). Исключение составляют Калининградская область и Ненецкий АО, у которых ранг риска составляет 76 и 77 соответственно. Причинами такого положения являются прежде всего высокие социальный и криминальный риски в Калининградской области и высокие законодательный, социальный, экологический и управленческий риски в Ненецком АО. Самой большой долей в общероссийском инвестиционном потенциале обладают Санкт-Петербург (5,463 %), Ленинградская (1,005 %), Калининградская (0,974 %) и Мурманская области (0,886 %). Суммарный вклад СЗФО в инвестиционный потенциал Российской Федерации составляет 12,03 %.

Округ занимает важное место в экономическом развитии России. Это определяется развитой производственной базой. Производству принадлежит ведущее положение в экономике Северо-Запада России. В 2009 г. в структуре валового регионального продукта (ВРП) округа доля промышленного производства составила 33 %. В отраслевой структуре ВРП доминируют обрабатывающие производства, где осуществляется 72 % выпуска промышленной продукции (в России — 63 %). Вклад СЗФО в общий объем производства страны различается по видам деятельности. В добыче полезных ископаемых он составляет 6,8 %, в обрабатывающих производствах — 13,1 %, в энергетике — 11,7 % [14].

СЗФО имеет значительный инфраструктурный потенциал. Здесь функционируют, развиваются и строятся новые морские и речные порты, аэропорты, автомобильные и железные дороги. В СЗФО реализуется немало проектов по развитию морских портов в Санкт-Петербурге, Архангельской,

Мурманской, Ленинградской и Калининградской областях. Достигнуто соглашение на уровне глав Республики Коми, Пермского края и Архангельской области о строительстве железнодорожной магистрали «Белкомур». Значительные объемы инвестиций поступают на развитие электроэнергетики.

Кадровая обеспеченность наряду с развитой инфраструктурой и близостью к сырьевым источникам являются основными факторами, влияющими на решение инвестора при выборе производственной площадки. Так, в СЗФО построены и строятся заводы ведущих мировых автопроизводителей («Форд», «БМВ», «Дженерал моторс», «Нисан», «Фольксваген» и др.). За период с 2005 по 2010 г. в СЗФО суммарный объем инвестиций в эти проекты составил 6,883 млрд долл. Создано 51 тыс. новых рабочих мест [11].

Динамику объема инвестиций в экономику субъектов СЗФО можно проследить по данным табл. 2.

Наиболее значительные сокращения инвестиций в кризисные годы наблюдались в Ненецком АО, Республике Карелия, Архангельской и Калининградской областях.

По итогам первых трех кварталов 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в субъектах СЗФО снизился на 1,8 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как по России в целом наблюдался рост на 3,7 %. Сокращение инвестиций отмечалось в шести субъектах округа, а в пяти субъектах (в Республике Карелия, Санкт-Петербурге, Ненецком АО, Архангельской и Ленинградской областях) в этот период был зарегистрирован рост. Половина объема инвестиций в СЗФО по-прежнему приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Наиболее сущест-

Таблица 2

Индекс физического объема инвестиций в экономику субъектов СЗФО в 2005—2009 гг., % [8]

Субъект СЗФО 2005 2006 2007 2008 2009

Северо-Западный федеральный округ 115,3 122,3 113,2 101,2 81,3

Республика Карелия 100,6 112,7 93 106,7 68,1

Республика Коми 131,4 134,9 75,2 112 123,5

Архангельская область 124,9 167,7 129,2 86 44,3

Вологодская область 131,5 100,5 103,8 79,1 71,1

Калининградская область 130,5 92,4 122,9 127,1 69,8

Ленинградская область 102,4 134,9 86,6 103,6 107,1

Мурманская область 120,8 112,4 98,3 149,1 80,9

Новгородская область 147,3 126,3 110,2 118,5 101,7

Псковская область 83,4 125,8 155,6 102,1 74,9

г. Санкт-Петербург 107,1 113,7 141,9 100,4 78,6

Ненецкий автономный округ 121 228,9 156,4 69,7 36,4

венно повлияло на снижение индекса физического объема инвестиций в целом по СЗФО сокращение инвестиций в Республике Коми и Мурманской области [10]. В этих субъектах инвестиции снизились на 20,5 и 31,3 % соответственно.

За период с 2000 по 2009 г. наиболее значительные увеличения инвестиций в основной капитал наблюдались в Калининградской области (в 11,7 раза), Санкт-Петербурге (9,1 раза), Ненецком АО (9 раз), Новгородской области (7,8 раза) и в Вологодской области (6,5 раза) (табл. 3).

Преобладающий объем инвестиций в СЗФО приходится на Санкт-Петербург (36 %) и Ленинградскую область (21 %). Особое положение в округе занимает Санкт-Петербург благодаря высокому инвестиционному потенциалу и умеренному риску. На протяжении 2005—2007 гг. здесь наблюдался стремительный рост инвестиций, особенно в 2007 г., когда по сравнению с предыдущим годом объем инвестиций в основной капитал вырос более чем на 40 %.

В Санкт-Петербурге созданы одни из лучших в России условий для инвестирования. Правовые основы инвестиционной деятельности закреплены в законе Санкт-Петербурга от 30.07.1998 № 185-36. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга». В этом документе определены основополагающие принципы инвестиционной политики [2].

Являясь административным, экономическим, культурным центром, крупнейшей агломерацией на Северо-Западе страны, г. Санкт-Петербург постоянно расширяет границы своего влияния и формирует вокруг себя промышленные зоны на территории Ленинградской области. Практически все южные территории федерального округа создают индустриальные парки, организуя всю необходимую инфраструктуру для реализации ин-

вестиционных проектов. В Вологодской области — индустриальный парк «Шексна», в Новгородской — «Чудово-авто», в Псковской — «Моглино» и «Ступ-никово».

Псковская область является регионом с большим, динамично развивающимся инвестиционным потенциалом. Созданные в области благоприятный деловой климат и законодательная база, значительные резервы производственных мощностей, квалифицированные кадры, значительные неиспользуемые земельные площади позволяют инвесторам в короткие сроки размещать здесь свои производства.

В Калининградской области начинается реализация проекта Калининградского инновационно-инвестиционного технопарка. В рамках проекта планируется реализовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), осуществить создание современной социальной, деловой и инновационной инфраструктуры трансфера и коммерциализации разработок. Разрабатывается новый закон поддержки высокотехнологичных предприятий на территории Калининградской области, его аналогом является законодательство по Сколково [12]. Калининградская область в 2010 г. стала лидером в СЗФО по темпам увеличения промышленного производства — индекс промышленного производства (ИПП) области повысился на 31,2 %. Это второй показатель в стране после Калужской области (44,7 %). Столь высокий показатель ИПП Калининградской области связан с развитием машиностроения, в первую очередь автомобилестроения.

Активная инвестиционная политика проводится правительством Ленинградской области. Основным результатом этой деятельности стало создание устойчивой базы для экономического роста региона — постоянное развитие новых

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал субъектов СЗФО в 2000—2009 гг., млн руб. [8]

Субъект СЗФО 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Северо-Западный федеральный округ 116 663 483 265 651 271 832 478 998 637 911 240

Республика Карелия 6 396 15 280 18 081 19 154 22 753 18 682

Республика Коми 17 098 50 409 74 170 63 025 82 172 108 360

Архангельская область 6 643 25 244 38 323 39 442 55 698 31 573

Вологодская область 8 593 60 635 66 101 79 211 72 205 55 489

Калининградская область 4 571 29 959 32 596 48 192 67 041 53 568

Ленинградская область 192 241 82 859 127 209 126 296 161 274 193 246

Мурманская область 7 190 20 017 24 460 26 912 45 576 41 312

Новгородская область 4 767 13 996 18 954 23 919 32 719 37 001

Псковская область 2 446 5 547 7 603 13 679 16 394 12 878

г. Санкт-Петербург 35 891 156 854 193 684 303 448 366 960 324 711

Ненецкий АО 3 828 22 466 50 091 91 200 75 846 34 429

26 ^ проблемы и решения

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

промышленных предприятий, внедрение новых технологий в производство.

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в других субъектах СЗФО также осуществляется в направлении создания комфортных условий для развития бизнеса и стимулирования роста экономики (табл. 4).

Между данными, приведенными в табл. 3, 4 прослеживается связь: в субъектах, имеющих хорошую законодательную базу, стимулирующую привлечение инвестиций (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия), в последние предкризисные годы наблюдался значительный рост инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в большинстве субъектов СЗФО ведутся работы над улучшением законодательства. Во всех субъектах СЗФО разработаны стратегии социально-экономического развития, анализ которых позволяет говорить о многопро-фильности инвестиционной политики.

В то же время направление основного объема инвестиций в несырьевые секторы экономики прослеживается только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в несколько меньшей степени — в Калининградской области, хотя попытки диверсификации предпринимаются и в других субъектах. В качестве примера можно выделить Республику Карелию и Вологодскую область. В частности, Республика Карелия повысила привлекательность вложений не только в традиционные

для нее сферы — энергетику, горнодобывающую промышленность, но и в туристический комплекс, пищевую промышленность (переработка ягод). Республика Карелия стала одним из самых посещаемых туристами регионов Северо-Запада (не считая г. Санкт-Петербурга) [13]. В период с 2003 по 2010 г. в республике было реализовано более 60 крупных и средних инвестиционных проектов коммерческого характера. Среди крупных российских инвесторов, вложивших свои средства в промышленные и инфраструктурные проекты — компании ОАО «Северсталь», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», а также карельские предприятия: ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога», ОАО «Карелия ДСП» [15].

Вологодская область развивается по другому пути диверсификации производства. Основной акцент сделан на формирование индустриальных парков «Шексна» и «Сокол», в которые будут привлекаться компании, способные реализовывать высокотехнологичные проекты, внедрять современные технологии в промышленности, выпускать новые виды конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Каждый из субъектов подготовил перечень инвестиционных проектов. Однако необходимо учитывать, что они имеют разное значение для развития СЗФО в целом. Например, возведение ТЭЦ в одном из районов Петрозаводска — это важный объект для Республики Карелия, но малозначимый в масштабах округа. Предложения по реконструкции блоков Кольской АЭС, строительство

Таблица 4

Законодательная база программных документов, регулирующих инвестиционную деятельность

в субъектах СЗФО

Субъект СЗФО

Закон, программа Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Г. Санкт-Петербург

О государственной поддержке + + + + + + + + + +

инвестиционной деятельности

О государственных гарантиях + - + - - + - + - +

в инвестиционной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О льготном налогообложении + + + + + + + + + +

Об особой экономической зоне - - - - + - - - - -

О создании технопарков - - - + - + - - - +

Об участии государственно-частного - + + - - - - - - +

партнерства

Гарантийный фонд + + - - - - - - - -

Всего... 4 4 4 3 3 4 2 3 2 5

Балтийской АЭС в Калининграде, реконструкция Ленинградской АЭС-2 — крупные проекты, системообразующие. Создание в Усть-Луге терминалов с общим грузооборотом порядка 100 млн т в год имеет не только общероссийское, но и международное значение. Поэтому инвестиционные проекты субъектов СЗФО можно условно разделить на несколько групп.

Первая — системообразующие региональные проекты, которые служат развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации со странами Центральной и Северо-Западной Европы.

Вторая — проекты, реализуемые на территориях нескольких субъектов (Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей). Есть проекты, которые охватывают все субъекты округа, например, приоритетные национальные проекты. Есть проекты, важные с точки зрения приграничного сотрудничества, например, строительство автомобильного моста в Ивангороде: по объему проект не очень большой, однако он имеет огромное значение для развития экономических связей со странами Балтии.

На протяжении последних лет постоянно проводится политика государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленная на снижение налоговой нагрузки (в среднем — на 1 % ВВП ежегодно). Инвесторам предоставляются государственные гарантии. Наиболее благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности созданы не только в Санкт-Петербурге, но и в Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской области (см. табл. 4).

Практически в каждом из этих регионов существуют различные формы налогового стимулирования, предоставленные в рамках полномочий субъектов Федерации (прежде всего по налогам на прибыль и имущество организаций). Наиболее активно велись работы этого плана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако не всегда налоговые преференции дают ожидаемый эффект. В частности, нередко инвесторам предлагают налоговые льготы, которые требуют соблюдения таких критериев, как предоставление экономических, социальных и бюджетных гарантий, размещение центрального офиса в регионе и т. д. В итоге при существующих рисках выгоды от этих льгот могут оказаться не столь привлекательными для инвесторов. Кроме того, налоговые стимулы не способны привлечь инвестора, особенно крупного, без снижения административных барьеров, огра-

ничивающих самостоятельность инвестиционной деятельности, а также без модернизации и развития энергетической сферы, транспортной инфраструктуры и инженерно подготовленных площадей.

Развитие экономики СЗФО в значительной степени зависит от состояния транспортной инфраструктуры и возможности реализации внешнеэкономических связей для приграничного сотрудничества и торговли. Основой развития транспортной системы Северо-Западного региона России являются транспортные комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с развивающимися портовыми комплексами в Приморске, Усть-Луге и Высоцке, морские порты Калининграда, Мурманска и Архангельска, а также Северный морской путь, Волго-Балтийская транспортная система.

Северо-Западный федеральный округ — единственный регион страны, который одновременно граничит со странами Европейского союза, Северной Европы, СНГ. Псковская область является единственным субъектом СЗФО, который граничит сразу с тремя странами. Транспортная инфраструктура, развитие портовых комплексов и вся сопутствующая деятельность тесно связаны с экспортно-импортными поставками. Поэтому для нее развитие приграничного сотрудничества — очевидный приоритет экономического роста.

В настоящее время обеспечение внешнеэкономической деятельности России — одна из главных функций СЗФО. Уникальное географическое положение, наличие крупных портовых комплексов и международных транспортных коридоров сделали транспортно-логистический сектор одним из базовых направлений развития СЗФО. Округ занимает значительное место во внешней торговле страны — четверть грузов перевозится через его территорию.

Тем не менее недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, нехватка подготовленных производственных площадок для индустриальных компаний сдерживают приток инвестиций в регион и снижают инвестиционную привлекательность СЗФО. При его достаточно высоком инвестиционном потенциале развитие инфраструктуры может стимулировать дальнейший приток вложений в субъекты региона, особенно стратегически важные.

Начиная с 2010 г. строительство межрегиональной железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) осуществляется в приоритетном порядке с привлечением частного финансирования [9]. Этот проект является важной со-

ставляющей единого транспортного потока России и рассматривается в комплексе со строительством глубоководного района Архангельского морского порта. Железная дорога позволит обеспечить бесперебойную транспортировку калийных удобрений из Пермского края, угля — из Республики Коми и Кузбасса, стали — с Урала и из Вологодской области, лесных грузов — из восточной части Северо-Запада России и Предуралья в порт и далее на мировой рынок. Строящаяся железнодорожная магистраль общей протяженностью более 1 100 км позволит сократить на 800 км подвоз грузов с Урала и из Сибири к портам Архангельска и Мурманска.

Реализация проекта «Белкомур» создаст альтернативное транспортное направление, соединяющее Урал с портами Белого и Баренцева морей, и инфраструктурную основу для долгосрочного роста экономики районов прилегания к новому железнодорожному направлению, в том числе условия для освоения лесных ресурсов севера европейской части России. Немаловажны и сопутствующие составляющие: создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения. В совокупности все это даст мощный импульс долгосрочному развитию территорий Северо-Запада России, обеспечит развитие новых производств, будет способствовать возрождению Северного морского пути и модернизации ключевых перевалочных баз — портов Архангельска и Мурманска. Создание современной транспортно-логистичес-кой инфраструктуры на севере России способно значительно удешевить реализацию полярных проектов и, следовательно, сделать их более привлекательными для инвесторов.

Правительство Архангельской области намерено создать на территории региона сеть промышленных парков с размещением на них объектов инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, а также объектов производственного, складского, административного и иного назначения, управляемых единым оператором и позволяющих инвесторам размещать на них новые производства.

В Мурманской области планируется реали-зовывать глобальный проект — разработка Што-кмановского газоконденсатного месторождения (запасы оцениваются в 3,7 трлн м3). В рамках этого проекта значительные средства будут направлены на развитие Мурманского морского торгового порта.

В Санкт-Петербурге наиболее крупные с точки зрения объемов финансирования инвестиционные

проекты реализуются именно в инфраструктурной сфере. Для привлечения частных инвестиций несколько проектов осуществляются по схеме государственно-частного партнерства. Город стал первым субъектом России, который сформировал законодательную базу в этой сфере [3—5].

В настоящее время в Санкт-Петербурге в форме ГЧП успешно реализуются такие крупные проекты, как развитие аэропорта Пулково, строительство линии легкорельсового транспорта, соединяющей центр города с аэропортом, Орловского тоннеля под р. Невой, мусороперерабатывающего завода в д. Янино, кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.

Через Ленинградскую область проходят наиболее значимые с точки зрения логистики и экспорта транспортные пути. Область продемонстрировала наименьшее в СЗФО падение индекса объема инвестиций в 2009 г. — 7,1 %, что обусловлено прежде всего реализацией масштабных экспорто-ориентированных проектов федерального уровня. В число крупнейших инвестиционных проектов СЗФО вошли: Балтийская трубопроводная систе-ма-2 (БТС-2), строительство сухопутной и морской частей Северо-Европейского газопровода. Это в свою очередь дает импульс к оживлению других проектов. В 2011 г. в Усть-Луге должна быть сдана в эксплуатацию вторая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». Развитие порта, где будет находиться конечная точка БТС-2, будет способствовать созданию нефтеперерабатывающих мощностей [7].

Проведенный анализ показывает, что в СЗФО созданы реальные предпосылки для дальнейшего роста показателей социально-экономического развития и в первую очередь инвестиций. В регионе практически сформирована законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность. Реализуются проекты по развитию инфраструктуры, модернизации широкого спектра объектов в сфере энергетики, транспорта, ведутся работы по созданию инженерно подготовленных площадей.

В настоящее время основу региональной экономики образуют традиционные отрасли, приоритетные высокотехнологичные сферы деятельности пока не получили должного развития. В настоящее время перевод экономики округа на инновационную основу является одной из актуальных задач. Планируется ускоренное развитие на базе инноваций машиностроительного комплекса СЗФО, в том числе путем создания системы производственных кластеров.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.08 2009 № 1121-р.

2. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга от 30.07.1998 № 185-36.

3. О форме участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве: постановление правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2011 № 81.

4. О форме участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве: постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2011 № 82.

5. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100.

6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: URL: http://npe3^;eHX рф/ выступления/5979.

7. Проект «Балтийская трубопроводная си-стема-2» (БТС-2). URL: http://www. bts2.ru.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.

9. URL: http://www. belkomur. com.

10. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/enterprise/investment/ nonfinancial.

11. URL: http://www.spb.rbc.ru/freenews/ 20100918163015.shtml.

12. URL: http://www.spb-venchur.ru/news/6118. htm.

13. URL: http://www.spb-venchur.ru/regions/42/ innovatekar. htm.

14. URL: http://www.szfo.ru/section/30/federalynyy_ okrug.html.

15. URL: http://www.vesti.karelia.ru/news/main/ 3901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.