Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность образовательного учреждения'

Инвестиционная привлекательность образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Александр Петрович, Дербенева Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность образовательного учреждения»

модели взаимодействия

дуальное образование

Инвестиционная привлекательность образовательного учреждения

шаповалов

Александр Петрович,

заместитель директора по учебной работе Жирновского нефтяного техникума, г. Жирновск, Волгоградская обл.

дербенева

Галина Сергеевна,

старший методист Жирновского нефтяного техникума, г. Жирновск, Волгоградская обл.

Социальное партнерство для государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования — это особый тип взаимодействия с субъектами и институтами регионального рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальную реализацию интересов всех участвующих сторон. В этом направлении в Жирновском нефтяном техникуме организовано постоянное взаимодействие с предприятиями — социальными партнерами.

Отказ государства от ведомственных образовательных учреждений привел к ослаблению связей между учебными заведениями и производством и поглощению СПО университетами и институтами.

Решение проблемы организации практик — это развитие и кардинальное переоснащение материальной базы образовательных учреждений.

Не секрет, что на современном рынке труда сложилась ситуация, когда в избытке специалисты экономического и юридического профиля, а квалифицированного специалиста среднего звена (мастера, механика и т. д.) катастрофически не хватает. здесь и начинается проблема, сложившаяся в образовании в годы застоя и медленно решаемая на сегодняшний момент. Многие руководители промышленных предприятий, в том числе и в нефтяной отрасли, хотят иметь квалифицированные кадры и при приеме на работу предъявляют как одно из главных требований стаж работы, при этом под различными предлогами отказывая студентам в возможности пройти практику с предоставлением рабочего места.

Отказ государства от ведомственных образовательных учреждений (передача всех образовательных учреждений в ведение Рособра-зования и на региональный уровень) привел к ослаблению связей между учебными заведениями и производством и поглощению СПО университетами и институтами.

Кто знает труд нефтяника, скажет, что невозможно теоретически подготовить классного буровика, разработчика, механика, если не дать ему возможность не только воочию увидеть сложное оборудование, но и «пощупать» его. Педагогические работники

образовательных учреждений любого уровня (ВПО, СПО, НПО) согласятся, что студент, прошедший практику на производстве, отличается осознанием своего места в профессии. Решение проблемы организации практик — это развитие и кардинальное переоснащение материальной базы образовательных учреждений.

Жирновская модель социального партнерства

В Жирновском нефтяном техникуме сложилась отлаженная система работы по социальному партнерству и трудоустройству выпускников. Уже многие годы техникумом поддерживаются на договорной основе деловые партнерские отношения с рядом нефтегазовых предприятий Российской Федерации, совместных предприятий и иностранных компаний.

В связи со значительным ростом потребностей рынка труда на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов нефтяной и газовой отрасли в Жирновском нефтяном техникуме в 2005 году был организован и действует по настоящее время центр профессиональной подготовки, организации практик и трудоустройства.

Только за последние пять лет по заявкам предприятий ТЭК по программам профессиональной подготовки было обучено более 6,5 тыс. человек. Ежегодный рост спроса на обучение по программам профессиональной подготовки составляет более 10 %.

Одновременно с первичным обучением по программам профессиональной подготовки, в техникуме широко реализуется программа повышения квалификации и курсы целевого назначения для работников предприятий ТЭК.

10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 4/2014

дуальное образование

модели взаимодействия

За период 2008-2013 годов повысили квалификацию более 5,5 тыс. человек. Ежегодный спрос на повышение квалификации по программам профессиональной подготовки составляет более 12 %.

Социальными партнерами техникума являются предприятия различных форм собственности. Налажено сотрудничество и с крупными зарубежными нефтяными компаниями: Шлюмберже Лоджелко Инк, КЦА Дойтаг Дрил-линг Гамбх.

Производственные практики (по профилю специальности, преддипломная) студенты всех реализуемых техникумом специальностей проходят на предприятиях, с которыми заключены двусторонние договоры. Так, в течение 20122013 учебного года практика была организована на 21 предприятии различных форм собственности Волгоградской, Астраханской, Томской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и других регионов Российской Федерации. В 2013 году более 600 студентов прошли подготовку по наиболее востребованным нефтяным рабочим профессиям. По окончании практик студенты сдают квалификационный экзамен представителям Ростехнадзора на получение рабочей профессии.

Работа по трудоустройству выпускников начинается еще на стадии направления студента на практику по профилю специальности. По окончании преддипломной практики среди студентов проводится анкетирование, в результате которого выявляются планы будущих выпускников. Как показывает анализ, за последние три года к моменту окончания техникума порядка 15-20 % выпускников уже имеют ходатайства и письма от предприятий о направлении их на работу. За время работы службы трудоустройства, помимо выпускников текущего учебного года, было трудоустроено более 500 выпускников прежних лет. В настоящее время трудоустройство выпускников составляет 100 %.

Дуальное образование в пилотном режиме

О необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял Президент России, последний раз — на заседании Госсовета в декабре 2013 года. В дуальной системе обучение происходит в партнерстве с будущими работодателями. Вуз или техникум дает общеобразовательные предметы, а практической подготовкой занимается предприятие — прямо в цехах, на своем оборудовании. Также бизнес обязуется вкладывать в обучение собственные средства.

Внедрением дуального образования в России занимается учрежденное правительством Агентство стратегических инициатив (АСИ) — в прошлом году оно объявило конкурс для российских регионов, желающих участвовать в пилотном проекте. Волгоградская область вошла в число десяти регионов, в которых проект стартовал, причем Волгоградская торгово-про-

мышленная палата получила статус оператора проекта. Жирновский нефтяной техникум оказался в числе 11 учреждений СПО Волгоградской области, прошедших отбор для участия в проекте.

Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями - заказчиками кадров и региональными органами власти.

Сотрудничество с предприятиями в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава предприятия с целью улучшения качества подготовки специалиста и удовлетворения потребностей работодателя также позволит более оперативно корректировать учебные программы с целью отражения в них новинок технологических процессов и промышленного оборудования. Заинтересованность работодателя в повышении эффективности практического обучения студента — это одна из граней сотрудничества, позволяющая в значительной мере развить компетентност-ные навыки будущего работника.

Этот вопрос постоянно обсуждается на педагогических и методических советах в нашем учебном заведении, и в сложившейся ситуации одним из путей развития данного направления является тесное сотрудничество с предприятиями уже на начальном этапе подготовки специалиста. Начиная со второго курса обучения в соответствии с компетенциями, разработанными совместно с предприятиями-заказчиками, техникум производит отбор студентов, с которыми впоследствии более углубленно изучаются технологии и оборудование, применяемые предприятием-заказчиком. Предприятие, в свою очередь, предоставляет студенту рабочее место на период практик, возможность ознакомления с технической документаций и совместно с техникумом принимает участие в определении темы выпускной квалификационной работы.

Все выше сказанное — это не мечты, мы уже сейчас сотрудничаем с предприятиями в данном направлении. Многие студенты, пройдя технологическую практику на рабочих местах, предлагают темы дипломных проектов, которые после защиты рекомендуются Государственной аттестационной комиссией к публикации и внедрению на производстве.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 4/2014 Ц

Работа по трудоустройству выпускников начинается еще на стадии направления студента на практику по профилю специальности.

Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями - заказчиками кадров и региональными органами власти.

Начиная со второго курса в соответствии с компетенциями, разработанными совместно с предприятиями-заказчиками, техникум производит отбор студентов, с которыми впоследствии более углубленно изучаются технологии и оборудование, применяемые предприятием-заказчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.