Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
30
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ECONOMIC ENTITIES / IMPORT SUBSTITUTION PROGRAM / EXPORT / IMPORT / STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY / PRIORITY AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушина В. В., Башкатова В. Я., Мартынова Н. А.

Инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов - это неотъемлемая часть в развитии экономики любого государства в целом и региона, в частности. Главную роль в этом процессе играет не только капитал, регулирующий экономические отношения внутри страны или отдельного территориального субъекта, но и финансовые потоки, поступающие от инвесторов из-за границы. Это свидетельствует о том, что деятельность экономических субъектов различных отраслей экономики постоянно испытывает необходимость в периодических вложениях инвестиций [2]. Инвестиционная привлекательность является определенным показателем, характеризующим качество среды для ведения бизнеса в определенный период времени. Существует прямая зависимость между значением макроэкономических показателей страны и развитием научных технологий, социальной сферы, производства и инноваций [2]. Ведущие экономисты, на сегодняшний день выделяют следующие показатели, влияющие на уровень инвестиционной привлекательности государства: политическая обстановка; степень риска инвестирования; объем внешнего долга; объем рынка и его структура; степень независимости от финансовой помощи других стран; степень развития инфраструктуры; объем накопления страны; валюта. Исследуя исторический опыт развития экономики, ни одно из государств мирового сообщества не может рассчитывать на постоянное и стабильное развитие своей экономической системы без постоянного притока иностранных и внутренних инвестиций [10]. Инвестиционная привлекательность России в рейтинге стран определяется особенностью условий развития экономики и социальной сферы в стране. Раскрывая сущность этих условий, можно отметить следующее: богатая база природных ресурсов; лидером среди ресурсов является нефть; высокий уровень коррупции и бюрократии; отличительные черты в развитии отдельных административно-территориальных единиц; сформированный средний класс. Следует различать категории «государственное регулирование инвестиций» и «инвестиционная политика государства». Надо сказать, что это неравнозначные термины. Они имеют различия, и мы определим их: во-первых, в государственном регулировании инвестиционной политики закреплены инструменты, не относящиеся к инвестиционной политике; во-вторых, инвестиционная политика может осуществляться по принципам невмешательства, тогда как такое понятие, как «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ECONOMIC SUBJECTS OF THE REGIONS OF RUSSIA

The investment attractiveness of business entities is an integral part in the development of the economy of any state in general and the region in particular. The main role in this process is played not only by the capital regulating economic relations within the country or of a separate territorial entity, but also by the financial flows coming from investors from abroad. This indicates that the activities of economic entities of various sectors of the economy are constantly experiencing the need for periodic investment [2]. Investment attractiveness is a certain indicator characterizing the quality of the environment for doing business in a certain period of time. There is a direct correlation between the value of the country's macroeconomic indicators and the development of scientific technologies, the social sphere, production and innovation [2]. Leading economists today distinguish the following indicators that affect the level of investment attractiveness of the state: political situation; degree of investment risk; amount of external debt; market size and structure; degree of independence from financial assistance from other countries; degree of infrastructure development; volume of accumulation of the country; currency. Studying the historical experience of economic development, not a single state of the world community can count on the constant and stable development of its economic system without a constant influx of foreign and domestic investment [10] Russia's investment attractiveness in the ranking of countries is determined by the specific conditions of economic and social development in the country. Revealing the essence of these conditions, the following can be noted: a rich base of natural resources; the leader among resources is oil; high level of corruption and bureaucracy; distinctive features in the development of individual administrative-territorial units; formed middle class. The categories “state regulation of investments” and “state investment policy” should be distinguished. I must say that these are ambiguous terms. They have differences, and we will define them: firstly, instruments that are not related to investment policy are fixed in the state regulation of investment policy; secondly, investment policy can be implemented according to the principles of non-interference, while the concept of “state regulation of investment activity” speaks for itself.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ»

УДК 330.332

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ

ПЕТРУШИНА ВВ.,

кандидат экономических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП; e-mail: petrushinavera@mail.ru.

БАШКАТОВА В.Я.,

старший преподаватель, Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП; e-mail: economkfbupk@mail.ru.

МАРТЫНОВА НА.,

старший преподаватель, Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП; e-mail: natasha-m81@yandex.ru.

Реферат. Инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов — это неотъемлемая часть в развитии экономики любого государства в целом и региона, в частности. Главную роль в этом процессе играет не только капитал, регулирующий экономические отношения внутри страны или отдельного территориального субъекта, но и финансовые потоки, поступающие от инвесторов из-за границы. Это свидетельствует о том, что деятельность экономических субъектов различных отраслей экономики постоянно испытывает необходимость в периодических вложениях инвестиций [2]. Инвестиционная привлекательность является определенным показателем, характеризующим качество среды для ведения бизнеса в определенный период времени. Существует прямая зависимость между значением макроэкономических показателей страны и развитием научных технологий, социальной сферы, производства и инноваций [2]. Ведущие экономисты, на сегодняшний день выделяют следующие показатели, влияющие на уровень инвестиционной привлекательности государства: политическая обстановка; степень риска инвестирования; объем внешнего долга; объем рынка и его структура; степень независимости от финансовой помощи других стран; степень развития инфраструктуры; объем накопления страны; валюта. Исследуя исторический опыт развития экономики, ни одно из государств мирового сообщества не может рассчитывать на постоянное и стабильное развитие своей экономической системы без постоянного притока иностранных и внутренних инвестиций [10]. Инвестиционная привлекательность России в рейтинге стран определяется особенностью условий развития экономики и социальной сферы в стране. Раскрывая сущность этих условий, можно отметить следующее: богатая база природных ресурсов; лидером среди ресурсов является нефть; высокий уровень коррупции и бюрократии; отличительные черты в развитии отдельных административно-территориальных единиц; сформированный средний класс. Следует различать категории «государственное регулирование инвестиций» и «инвестиционная политика государства». Надо сказать, что это неравнозначные термины. Они имеют различия, и мы определим их: во-первых, в государственном регулировании инвестиционной политики закреплены инструменты, не относящиеся к инвестиционной политике; во-вторых, инвестиционная политика может осуществляться по принципам невмешательства, тогда как такое понятие, как «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов, программа импортозамещения, экспорт, импорт, государственное регулирование инвестиционной деятельности, приоритетные направления развития региона.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ECONOMIC SUBJECTS OF THE REGIONS OF RUSSIA

PETRUSHINA V.V.,

сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kursk Institute of Cooperation (Branch) BUKEP; e-mail: petrushinavera@mail.ru

BASHKATOVA V.Y.,

senior Lecturer, Kursk Institute of Cooperation (Branch) BUKEP; e-mail: economkfbupk@mail.ru. MARTYNOVA N.A.,

senior Lecturer, Kursk Institute of Cooperation (Branch) BUKEP; e-mail: natasha-m81@yandex.ru.

Essay. The investment attractiveness of business entities is an integral part in the development of the economy of any state in general and the region in particular. The main role in this process is played not only by the capital regulating economic relations within the country or of a separate territorial entity, but also by the financial flows coming from investors from abroad. This indicates that the activities of economic entities of various sectors of the economy are constantly experiencing the need for periodic investment [2]. Investment attractiveness is a certain indicator characterizing the quality of the environment for doing business in a certain period of time. There is a direct correlation between the value of the country's macroeconomic indicators and the development of scientific technologies, the social sphere, production and innovation [2]. Leading economists today distinguish the following indicators that affect the level of investment attractiveness of the state: political situation; degree of investment risk; amount of external debt; market size and structure; degree of independence from financial assistance from other countries; degree of infrastructure development; volume of accumulation of the country; currency. Studying the historical experience of economic development, not a single state of the world community can count on the constant and stable development of its economic system without a constant influx of foreign and domestic investment [10] Russia's investment attractiveness in the ranking of countries is determined by the specific conditions of economic and social development in the country. Revealing the essence of these conditions, the following can be noted: a rich base of natural resources; the leader among resources is oil; high level of corruption and bureaucracy; distinctive features in the development of individual administrative-territorial units; formed middle class. The categories "state regulation of investments" and "state investment policy" should be distinguished. I must say that these are ambiguous terms. They have differences, and we will define them: firstly, instruments that are not related to investment policy are fixed in the state regulation of investment policy; secondly, investment policy can be implemented according to the principles of non-interference, while the concept of "state regulation of investment activity" speaks for itself.

Keywords: investments, investment attractiveness of economic entities, import substitution program, export, import, state regulation of investment activity, priority areas for the development of the region.

Введение. Основным законом, которым регулируется инвестиционная деятельность в России, является ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [13]. На основании данных Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России «инвестиционная политика» трактуется как создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций. Одним из способов извлечения выгоды для инвесторов являются прямые инвестиции. Прямые инвестиции неразрывно связаны с подъемом экономики любой страны, так как поддерживаются государственными органами. За последнее время на-

блюдается рост прямых инвестиций и спад портфельных. Такая ситуация может быть обоснована следующими особенностями данных типов инвестиций: доходность прямых инвестиций выше портфельных из-за меньшего размера вложений первоначального капитала в бизнес различных отраслей экономики; прямые же инвестиции осуществляются на длительный срок. Окупаемость прямых инвестиций можно измерить не раньше, чем через год, но при этом требуется постоянный контроль со стороны инвестора. Портфельное инвестирование имеет обратное суждение. Владелец портфельных инвестиций может уйти с рынка в любой момент времени. Прямые инвестиции требуют крупных сумм вложения. Портфельные инвестиции осуществляются небольшими дозами, вложением ценных бумаг в развитие бизнеса, а прямые - денежными средствами. В настоящее время большинство регионов России сохранили свое приви-

легированное положение в рейтинге инвестиционной привлекательности территорий РФ, а также заметно улучшили свои показатели.

Результаты исследования. Прежде чем рассматривать показатели инвестиционной привлекательности Курского региона, проследим динамику развития внутреннего валового продукта (далее ВВП) Российской Федерации за период с 2010 г.по 2018 г. (рисунок 1).

Следует отметить, что на 2018 г. ВВП страны составил 103875,5 млрд. руб., что на 11774,5 млрд. больше, чем в 2017 г. Такой прирост свидетельствует об определенном экономическом развитии и определенной стабильности.

Для инвестора такое развитие ситуации в стране будет говорить об оживлении фондового рынка, однако, прямой взаимосвязи нет, поскольку ВВП может и снижаться, но при этом акции будут расти в цене, так как они больше зависят от решительных действий инвесторов [4].

Исходя из этого, и опираясь на значение макроэкономического показателя можно утверждать, что будет наблюдаться следующая закономерность:

- повышение ВВП будет способствовать увеличению уровня инфляции;

- рост инфляции непременно ведет к увеличению ключевой ставки банковского %;

- рост ключевой ставки банковского % -будет спад ВВП.

Согласно данным Национального рейтингового агентства, для перемещения в более высокие рейтинговые группы в рамках программы инвестиционной привлекательности, рост должен быть прорывным. Такого результата удалось достичь 20 регионам, чьи рейтинговые оценки в 2019 г. были намного уве-

личены [5]. Динамика прямых инвестиций и показатели, характеризующие склонность к инвестированию, показывают, что отдельным регионам России не только удалось совершить прорыв в инвестиционной активности, но и повысить заинтересованность потенциальных инвесторов к регионам. Надо отметить, что 56 субъектов сохранили свои позиции, но 9 потеряли, чем лишили себя возможности на неопределенный срок остаться без финансовых вливаний (рисунки 2, 3).

По итогам 2019 г. рейтинг инвестиционной активности повысили следующие регионы: Курская область, Тверская область, Новгородская область, Астраханская область, Челябинская область, Волгоградская область, Кемеровская область, Ивановская область, Новгородская область, Севастопольская область, Рязанская область, Камчатская область и Забайкальский край.

Рекордный прорыв совершила Севастопольская область, перепрыгнув через три рейтинговые ступени. Хотя, в 2018 г. Севастополь находился в самой низкой группе «Умеренной инвестиционной привлекательности», а в 2019 г. резко повысил свои баллы до средней степени привлекательности. Следует отметить, что укрепление рейтинга этого региона стало возможным только благодаря позитивной динамике экономических показателей, таких как объем промышленного производства и рост инвестиций в основной капитал.

Основываясь на данном примере, мы хотим подчеркнуть тот факт, что одним из привлекательных направлений инвестиционных вложений в регионах страны являются вложения в основные фонды хозяйствующих субъектов.

ВВП (млрд. руб)

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

103875.8

2010

2015 2016

201'

2018

ВВП (млрд ру

Рисунок 1 - Динамика ВВП Российской Федерации за период 2010-2018 гг.

Рисунок 2 - Динамика прямых инвестиций в РФ (млн. долл. США)

Рисунок 3 - Показатели, характеризующие склонность к инвестированию

Уточним, что основные фонды — это те материально-вещественные ценности, которые много раз принимают участие в производственном процессе. Такие фонды не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги) по частям по мере износа.

Можно так же сказать, что основные фонды -часть имущества предприятия, которая применяется в качестве средств труда при производстве продукции (работ, услуг) или для успешного менеджмента на предприятии в течение длительного периода времени.

В современных условиях рыночной экономики основные фонды выступают ведущим двигателем, который способствует экономическому росту предприятий страны, ориентированных на производство за счет факторов развития. Если обратиться к статистике, то состояние основных фондов в российской промышленности имеет следующие значения (таблица 1).

Данные таблицы 1 с уверенностью могут свидетельствовать о том, что износ основных фондов промышленных предприятий России к 2017 г. составлял 55,6 % от всей стоимости этих фондов. Такая динамика служит подтверждением того, что основные фонды предприятий промышленности страны более чем на половину утратили свои свойства, и причем, не только физические, но и моральные. То есть, говоря простым языком, они не могут соответствовать уровню развития экономики в общем, и в частности, развитию научно-технического прогресса, что прямым образом будет отражаться на производственной деятельности предприятий и их прибыльности. Надо отметить, что коэффициент выбытия в большей степени превышает коэффициент обновления основных фондов, т.е. выбывает из оборота предприятий основных фондов вполовину больше, чем вводится в действие.

Таблица 1 - Состояние основных фондов в российской промышленности

Годы Износ основных фондов, % на конец года Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, % в сопоставимых ценах) Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, % в сопоставимых ценах)

2013 47,9 1,3 1,3

2014 40,9 1,2 1,1

2015 51,5 1,0 1,5

2016 53,6 0,9 1,5

2017 55,6 1,0 1,5

Таблица 2 - Видовая структура инвестиций в основной капитал РФ

Показатели 2017 г. 2018 г.

Инвестиции в основной капитал - всего: в том числе по видам основных фондов: Млрд. руб.

16027,3 17595

жилье здания и помещения 2177,9 2237,2

здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель 7013,3 7622,5

машины, оборудование, транспортные средства 5406 6078,7

объекты интеллектуальной собственности 443,6 550,9

Прочие 986,5 1105,7

Инвестиции в основной капитал - всего: в том числе по видам основных фондов: В процентах к итогу

100 100

жилье здания и помещения 13,6 12,7

здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель 43,8 43,3

машины, оборудование, транспортные средства 33,7 34,6

объекты интеллектуальной собственности 2,8 3,1

Прочие 6,1 6,3

Ситуация, складывающаяся в вопросе использования основных фондов на предприятиях страны, будет иметь свои последствия:

- товаропроизводители выпускают продукцию низкого качества;

- уровень заработной платы недостаточно высокий;

- ремонт изношенных фондов дорого обходится предприятиям и нарушает производственный цикл;

- низкий уровень прибыли;

- невысокие показатели рентабельности производства;

В этой связи, задачей потенциальных инвесторов является рассмотреть вопрос реконструкции, модернизации и различных преобразований фондов предприятий для достижения положительных результатов как для инвестора, так и для регионов в целом.

Ориентиром в этом направлении должны выступать достижения научно-технического прогресса и развитие инновационных технологий.

В таблице 2 отразим видовую структуру инвестиций в основной капитал России в денеж-

ном эквиваленте и в процентах в 2017 г. и в 2018 г., сравним эти данные.

Исходя из данных таблицы, мы видим, что инвестиции в основной капитал в 2017 г. составили всего 16027,3 млрд. руб., а в 2018 г. этот показатель увеличился на 1567,7 млрд. руб.

В процентном отношении большая доля инвестиций приходится на здания и сооружения, а также машины, оборудование, транспортные средства.

В таблице 3 можно увидеть приоритетные направления инвестиций в основной капитал.

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод о том, что основные инвестиционные потоки в основной капитал были направлены на строительство новых сооружений различного типа, а также на модернизацию и реконструкцию уже имеющихся фондов. В меньшей степени инвестиционные средства направлялись на приобретение новых основных средств. В процентном измерении от общего уровня, 55,6 % в 2017 г. и 55,1 % приходилось на строительство, что составляло больше половины всех инвестиций. Одним из привлекательных направлений вложения инвестиций может выступать ресурсный потенциал регионов.

Таблица 3 - Направления инвестиций в основной капитал России

Показатели 2017 г. млрд. руб. 2018 г.

Инвестиции в основной капитал - всего 12262,2 13618

Строительство 6816,3 7495,6

модернизация и реконструкция 1977,5 2116,4

приобретение новых основных средств 3468,4 4006

В процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал - всего 100 100

в том числе

Строительство 55,6 55,1

модернизация и реконструкция 16,1 15,5

приобретение новых основных средств 28,3 29,4

Как было упомянуто выше, Курская область вошла в число регионов России, которые повысили свою инвестиционную привлекательность. Исторически сложившиеся условия развития экономики Курской области должны быть вспомогательным рычагом региона. В таком случае инвестирование должно быть тщательно обдуманным решением, а также учитывать экономическую ориентацию региона и ее специфику [6, 18, 19].

На данный момент в Курской области так же как и на всей территории Российской Федерации подходит к своему логическому завершению программа импортозамещения, которая в период с 2014 г. по 2020 г. выступила своеобразным вектором развития регионов и привлечением дополнительных инвестиций в разные отрасли экономики. Причиной появления данной программы стали западные санкции, объявленные в сторону России. Но, как, ни странно, такое положение дел лишь послужило толчком для развития малого и среднего бизнеса на территории регионов в различных направлениях в рамках программы импортозамещения и способствовало укреплению социально-экономического положения в обществе.

Фундаментом, который послужил основой данной программы, стало обязательное условие введения инновационных технологий в развитие промышленности, что позволило бы на определенном уровне улучшить качество продукции и сделать большой шаг в развитии экономики Курской области, привлекая потенциальных инвесторов для решения задач в рамках программы импортозамещения [14].

В соответствии с целями данной программы, был определен целый перечень задач, которые сделали бы возможным реализацию запланированного:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельное производство новейших технологий;

- освоение инновационных нововведений и применение их на практике, создавая новые разработки с их применением;

- повышение конкурентоспособности промышленности в регионе;

В конечном счете, программа должна привести к следующему:

- появление новых высококвалифицированных рабочих мест;

- модернизация технологического базиса государства;

- стандартизация отрасли промышленности;

- повышение эффективности российских производителей [15].

За последние два года в России было реализовано уже больше трехсот проектов. Так, было запущено 350 высокотехнологичных производств, что является хорошим результатом и определенным прорывом. Учитывая такие темпы развития приоритетных направлений, можно рассчитывать на еще большее количество реализованных проектов.

Лучшие результаты за последние несколько лет показали следующие сферы экономики страны: машиностроение, сельское хозяйство, автомобильная промышленность. Примерно на 15 % увеличился рост в таких направлениях как тяжелое машиностроение, станкостроение. На 4-8 % зафиксирован рост в химической промышленности, лесопереработке, авиации, легкой промышленности [8].

Говоря о Курской области, можно с точной уверенностью заявить, что трудовое население рассматривается как один из основных факторов увеличения инвестиционного потока в экономику региона. Однако немалое значение имеет инфраструктурная возможность привлечения инвестиций, такая как удобный инвестиционный счёт, управление которым не доставит проблем неспециалисту. Инвестиционные возможности населения можно выявить при помощи статистических данных и средней нормы сбережения [9].

Рассмотрим валовой региональный продукт (ВРП) Курской области по секторам. Важнейшими секторами экономики являются сельское хозяйство и обрабатывающие производства. В

сумме эти отрасли занимают 38 % ВРП области. В обрабатывающем производстве 48,8 % принадлежит пищевой промышленности. Также важными отраслями являются: химическое производство - 11,7 %, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 12,1 % [12].

На сегодняшний день инвестиционной привлекательностью обладают город Железно-горск, Пристенский район.

Развитие экспортных поставок так же может служить проявлением инвестиционной привлекательности области. Из Курской области за период 2018 - 2019 гг. экспортные поставки в денежном эквиваленте составили 815 млн. долл. США. В основном экспортировались «Минеральные продукты» (37 %), «Продукты растительного происхождения» (12 %).

В таблице 4 приведен список стран, экспортирующих товары из Курской области.

В структуре экспорта на первом месте стоит Словакия (18 %), на втором месте Украина (12 %), на третьем месте группа стран, экспортный процент поставок которых варьирует от 8,7 % до 5,9 %. Остальные страны в списке имеют не такой большой процент поставки, но списочное количество стран говорит о широкой географии установления кооперационных связей. Товарооборот за период 2018 - 2019 гг. составил $1.54 млрд. Основной товарооборот пришёлся на «Минеральные продукты» (21 %), «Продукция

химической промышленности» (15 %). В структуре товарооборота по странам на первом месте Украина (18 %), на втором месте Швейцария (13 %).

По данным таможенной статистики Центрального таможенного управления внешнеторговый оборот Курской области за январь-сентябрь 2019 г. составил 979,6 млн. долл. США и увеличился по сравнению с уровнем соответствующего периода 2018 г. на 12,9 %. Экспортные поставки Курской области в общем объеме внешнеторгового оборота занимают 58,5 % или 572,6 млн. долл. США (123,4 % к уровню января-сентября 2018 г.); импортные поставки - 41,5 % или 407,0 млн. долл. США (100,9 %).

Сальдо внешнеторгового оборота области за январь-сентябрь 2019 г. сложилось положительное и составило 165,6 млн. долл. США.

Важным фактором инвестиционной привлекательности региона на наш взгляд можно считать и осуществление внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов Курской области, которые за последние 2 года осуществляли внешнеторговую деятельность с партнерами из более 92 стран ближнего и дальнего зарубежья. Этот факт делает область привлекательной для потенциальных инвесторов и раскрывает перед ней новые возможности развития совместных производств и установления прочных кооперационных связей.

Таблица 4 - Товарооборот Курской области «Все товары» с другими странами

№ Страна X(2018-2019) Доля

1 Словакия $147 млн. 18%

2 Украина $94.8 млн. 11,6%

3 Латвия $71 млн. 8,7%

4 Беларусь $69.5 млн. 8,5%

5 Казахстан $53.6 млн. 6,6%

6 Китай $48.1 млн. 5,9%

7 Германия $38.6 млн. 4,7%

8 Польша $35.9 млн. 4,4%

9 Сербия $24.5 млн. 3%

10 Англия $23 млн. 2,8%

11 Турция $21.9 млн. 2,7%

12 Молдова $16.9 млн. 2,1%

13 Узбекистан $16.2 млн. 2%

14 Литва $13.5 млн. 1,7%

15 Румыния $13.3 млн. 1,6%

16 Франция $13 млн. 1,6%

17 Италия $11.4 млн. 1,4%

18 Чехия $9.3 млн. 1,1%

19 Нидерланды $8.7 млн. 1,1%

20 Монголия $8 млн. 1%

По всем странам: $815 млн. 100%

Основными торговыми партнерами Курской области в январе - сентябре 2019 г. были:

- из стран СНГ: Украина - 14,3 % от общего объема внешнеторгового оборота Курской области, Беларусь - 8,8 %, Казахстан - 3,9 %;

- из стран дальнего зарубежья: Швейцария -11,4 % от общего объема внешнеторгового оборота Курской области, Китай - 11,2 %, Словакия - 5,9 %, Вьетнам - 5,7 %, Франция - 4,0 %, Турция - 4,0 %, Германия - 3,9 %.

На рисунке 4 представлена товарная структура экспорта. Мы видим, что половина экспорта занимает железная руда. Это связано с работой ПАО «Михайловский ГОК», который экспортирует ресурсы не только в другие регионы Российской Федерации, но и в другие страны.

Ведущими экспортерами Курской области являются: АО «КОНТИ-РУС», ОАО «Курскре-зинотехника», ООО «Курскхимволокно», ОАО «Фармстандарт-Лексредства», АО «Курский электроаппаратный завод», АО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры», филиал АО «УК ГП «ГОТЭК», АО «Рудоавтоматика им. В.В. Сафошина», АО «Курскмедстекло», Курская объединенная производственная площадка (ООО «ИСТОК+» и ООО «Курский аккумуляторный завод»).

Хозяйствующими субъектами области было поставлено товаров в страны СНГ на сумму более 161,3 млн. долл. США. Преобладающую долю в объеме экспорта в страны СНГ занимают поставки в Беларусь - 31,3 % от общего объема экспорта Курской области в страны СНГ: Украину - 30,7 %, Казахстан - 16,9 %. Объем экспорта в страны дальнего зарубежья за январь-сентябрь 2019 г. оставил 411,3 млн. долл. США.

Преобладающую долю в объеме экспорта в страны дальнего зарубежья занимают поставки в Китай - 21,7 % от общего объема экспорта Курской области в страны дальнего зарубежья: Словакию - 14,0 %, Вьетнам - 13,5 %, Францию -8,8 %, Турцию - 8,0 %, Сербию - 7,1 %, Германию -5,1 %.

На рисунке 5 указывается структура импорта по Курской области.

В январе - сентябре 2019 г. поставлено товаров в Курскую область из стран СНГ на сумму 146,6 млн. долл. США. Преобладающую долю в объеме импорта из стран СНГ занимают поставки из Украины - 61,9 % от общего объема импорта Курской области из стран СНГ, Беларуси -24,6 %, Казахстана - 7,2 %.

Объем импорта из стран дальнего зарубежья составил 260,4 млн. долл. США. Лидерами по объему поставок в Курскую область из стран дальнего зарубежья являются Швейцария - 43,0 % от общего объема импорта в Курскую область из стран дальнего зарубежья: Италия - 9,0 %, Китай - 7,8 %, Германия - 6,5 %, Нидерланды -4,1 %, Польша - 3,8 %, Ирландия - 3,6 %. Все эти результаты достигаются благодаря инвестициям, которые компании вкладывают в развитие своих производств. Объём инвестиций в 2018 г. оценивался в объёмах, превышающих 100 млрд. рублей с положительной динамикой к уровню 2017 г. [7].

В итоге по производству сельскохозяйственной продукции Курская область занимает передовые позиции по итогам 2018 г. как в ЦЧР, так и на территории всей Российской Федерации.

Товарная структура экспорта в Курской области за январь-сентябрь 2019 г.

4% 2% 5% ■ Руды и концентраты железные

4% ■ Продовольственные товары и

10% сырье ■ Продукция химической

53% промышленности,каучук

22% ■ Металлы и изделия из них ■ Текстиль, текстильные изделия и обувь

Рисунок 4 - Товарная структура экспорта в Курской области за январь-сентябрь 2019 г.

Товарная структура импорта в Курской области за январь-сентябрь 2019 г.

■ Продукция химической промышленности,каучук Машиностоительная продукция

■ Металлы и изделия из них

■ Продовольственные товары и сырье

■ Текстиль, текстильные изделия и обувь

■ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

■ Прочие товары

- Товарная структура импорта в Курской области за январь-сентябрь 2019 г.

Рисунок 5

Выводы. В программе инвестиционной стратегии Курской области до 2025 г. закреплены приоритетные отрасли экономики для инвестирования: это обрабатывающее производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, электроэнергетика, добыча полезных ископаемых [1].

АО «Концерн Росэнергоатом» продолжает строительство станции замещения АЭС-2 с объемом инвестиций по сооружению двух блоков -более 320 млрд. рублей. Это станет важным катализатором для развития других отраслей экономики, создаст новые рабочие места, позволит курским строительным организациям нарастить объёмы выполняемых работ и обеспечит ряд промышленных предприятий, прежде всего стройиндустрии заказами [16].

Компания «Металлоинвест» продолжает осуществлять инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и техническое перевооружение ПАО «Михайловский ГОК». В настоящее время на комбинате проводятся работы по строительству дробильно-конвейерного комплекса на бортах карьера с объемом инвестиций более 10,5 млрд. рублей [18].

Промышленность Курской области можно охарактеризовать как моноотраслевую. Удельный вес двух отраслей - добыча полезных иско-

паемых и обеспечение электрической энергией, газом и паром (ведущие предприятия ПАО «Михайловский ГОК» и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС») - в общем объеме промышленного производства составляет более 42 % (доля в отгруженной продукции)

[17].

Активную инвестиционную политику проводят компании, работающие в агропромышленном комплексе Курской области.

АПХ «Мираторг» продолжает реализацию масштабного проекта в Курской области по удвоению свиноводства с объемом инвестиций около 94 млрд. рублей.

С целью привлечения инвестиций в аграрное производство региона в качестве одной из мер государственной поддержки выступают предоставление льготных инвестиционных кредитов с процентной ставкой до 5 % [1].

Область проводит активную работу по внедрению целевых моделей улучшения инвестиционного климата. На 1 декабря процент исполнения целевых моделей составил 92 % при средне российском значении 89 %.

Таким образом, Курская область по уровню инвестиционной привлекательности характеризуется средними значениями, но при этом по оценкам инвестиционного потенциала и риска

область превосходит некоторые субъекты-лидеры.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что инвестиционная привлекательность как страны в целом, так и отдельно взятого региона будет зависеть от множества факторов.

Инвестиционная привлекательность является определенным показателем, характеризующим качество среды для ведения бизнеса в определенный период времени. Исследуя инвестиционную привлекательность России в целом, необходимо отметить, что существует прямая зависимость между значением макроэкономических показателей страны и развитием научных технологий, социальной сферы, производства и инноваций.

Под влиянием антироссийских санкций, российская экономика сделала большой шаг в своем развитии, предоставив возможность развития собственного производства хозяйствующим субъектам в рамках программы импорто-замещения, что выступило одним из факторов инвестиционной привлекательности многих регионов России и Курской области, в частности. Развитие приоритетных направлений отраслей и

производств на каждой отдельно взятой территории так же может являться одним из факторов привлечения дополнительных инвестиционных потоков. Относительно Курской области, активную инвестиционную политику проводят компании, работающие в агропромышленном комплексе области, а также в области добычи полезных ископаемых и обеспечения электрической энергией, газом и паром (ведущие предприятия ПАО «Михайловский ГОК» и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС»). Наличие активной экспортной политики и установление крепких кооперационных связей хозяйствующих субъектов выступают так же не последним положительным моментом, способным привлечь инвестиции в те или иные направления внешнеэкономической деятельности предприятий региона. Учитывая количество импортируемой продукции в область и, несмотря на внушительные цифры, это - то же может способствовать развитию собственного производства и предоставлению возможности осваивать те направления, которые сейчас не совсем развиты в области.

Список использованных источников

1. Инвестиционное послание на 2019 год врио Губернатора Курской области Романа Владимировича Старовойта //https://adm.rkursk.ru/index.php?id =1756&mat_id=87850.

2. Куда инвестировать [Электронный ресурс] // https://kudainvestiruem.ru

3. Инвестиции в России. 2019: Стат.сб./ Росстат. - М., 2019. - 228 с.

4. Открытие Брокер [Электронный ресурс] // https://journal.open-broker.ru/

5. Известия iz [Электронный ресурс] // https://iz.ru/

6. Разенков П.И. Инвестиционный потенциал и эффективность инвестиций в экономику Курской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки - 2019.

7. Остриков В.С., Мерзлякова Е.А. Перспективные направления развития инвестиционной деятельности в Курской области Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - 260-263 с.

8. Фишкасто [Электронный ресурс] // https://fishka100.ru/

9. Современные проблемы воспроизводства технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий // В кн.: Актуальные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2008. - Ч.4. - С. 168-172.

10. Зорин А.Г. Теоретические аспекты инновационной экономики // Исследования молодых учёных: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Курск, 2019 - С.79-83.

11. Зорин А.Г. Трудовые ресурсы Курской области // Актуальные проблемы экономики и управления - 2019: Материалы научно-практической Региональной конференции. - Изд-во ЧОУ ВО «РОСИ»: Курск, 2019.

12. Импортозамещение и уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий материально-техническими ресурсами // Дельта науки. - 2015. - № 1. - Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2015. - С. 88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999. - N 9. - Ст. 1096.

14. Программа импортозамещения сельскохозяйственной техники в условиях современной экономики // Экономика управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы: материалы научно-практической конференции. - Курск, 2018. - С. 71-72.

15. Устинова А.А. Инновационные технологии предприятий общественного питания // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы: материалы Международной научно-практической конференции. - Курск, 2019. - С. 268-270.

16. Росэнергоатом [Электронный ресурс] // https://www.rosenergoatom.ru/

17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] //https:// www.gks.ru/

18. Девкина Д.И. Инвестиции в аграрный сектор: состояние и перспективы // Региональный вестник. - 2015. - № 1. - С. 22-23.

19. Зюкин Д.А. Выявление среди зерносеющих организаций региона бизнес-субъектов, обладающих высокой инвестиционной привлекательностью // Региональный вестник. - 2019. - № 24 (39). - С. 84-86.

20.ТАСС [Электронный ресурс] // https://tass.ru/

List of sources used

1. Investment message for 2019 of the acting Governor of the Kursk Region Roman Vladimirovich Starovoit //https://adm.rkursk.ru/index.php7id = 1756 & mat_id = 87850.

2. Where to invest [Electronic resource] // https://kudainvestiruem.ru

3. Investments in Russia. 2019: Statsb. / Rosstat. - M., 2019. - 228 p.

4. Opening Broker [Electronic resource] // https://journal.open-broker.ru/

5. Izvestia iz [Electronic resource] // https://iz.ru/

6. Razenkov P.I. Investment potential and investment efficiency in the economy of the Kursk region // Scientific reports of Belgorod State University. Series: Natural Sciences - 2019.

7. Ostrikov V. S., Merzlyakova E. A. Prospective directions for the development of investment activity in the Kursk region Institutes and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice. Collection of scientific articles of the 9th International Scientific and Practical Conference. 2019. -260-263 р.

8. Fishcasto [Electronic resource] // https://fishka100.ru/

9. Modern problems of reproduction of technical resources of agricultural enterprises // In the book: Actual problems of increasing the efficiency of the agro-industrial complex: materials of the International Scientific and Practical Conference. - Kursk: Publishing house of Kursk. state S.-kh. Ac., 2008. - Part 4. -S. 168-172.

10. Zorin A.G. Theoretical aspects of the innovation economy // Research of young scientists: materials of the All-Russian student scientific-practical conference. - Kursk, 2019 - S.79-83.

11. Zorin A.G. Labor resources of the Kursk region // Actual problems of economics and management -2019: Materials of the scientific and practical regional conference. - Publishing House of the Public Educational Institution of Higher Education in Russia: Kursk, 2019.

12. Import substitution and the level of provision of agricultural enterprises with material and technical resources // Delta Science. - 2015. - No. 1. - Kursk: Publishing House "Business Printing", 2015. - S. 8891.

13. Federal law of 02.25.1999 N 39-ФЗ (as amended on 02.08.2019) "On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital investments" // "Collection of the legislation of the Russian Federation", 01.03.1999. - N 9. - Art. 1096.

14. The program of import substitution of agricultural machinery in the modern economy // Economics management and finance in the XXI century: facts, trends, forecasts: materials of a scientific and practical conference. - Kursk, 2018. - S. 71-72.

15. Ustinova A.A. Innovative technologies of public catering enterprises // Economics, Management and Finance in the XXI Century: Facts, Trends, Forecasts: Materials of the International Scientific and Practical Conference. - Kursk, 2019. - S. 268-270.

16. Rosenergoatom [Electronic resource] // https://www.rosenergoatom.ru/

17. Federal State Statistics Service [Electronic resource] //https://www.gks.ru/

18. Devkina D.I. Investments in the agricultural sector: status and prospects // Regional Bulletin. -2015. - No. 1. - S. 22-23.

19. Zyukin D.A. Identification of business entities among grain-growing organizations of the region with high investment attractiveness // Regional Bulletin. - 2019 .-- No. 24 (39). - S. 84-86.

20. TASS [Electronic resource] // https://tass.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.