Научная статья на тему 'Направления повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края'

Направления повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / KRASNODAR TERRITORY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENTS / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISK / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко М. В., Рашидова В. Р.

В современных условиях формирование благоприятного инвестиционного климата региона является важной задачей, так как инвестиции являются основным ресурсом повышения его экономической конкурентоспособности. Обладая уникальным геополитическим и экономическим положением, Краснодарский край имеет особое значение для экономики страны, что обуславливает необходимость исследования направлений повышения его инвестиционной привлекательности. Край является одним из инвестиционно-привлекательных регионов страны. На это указывают высокие позиции субъекта в авторитетных межрегиональных рейтингах. Основными факторами, обеспечивающими устойчивые позиции края в числе лидеров, является диверсификация экономики, базирующаяся на развитой инфраструктуре. В процессе комплексного анализа текущего состояния экономики края были выявлены основные проблемы, сделаны выводы и даны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона для внутренних и внешних инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for increasing investment attractiveness of the Krasnodar Territory

In modem conditions, the formation of a favorable investment climate in the region is an important task, since investment is the main resource for increasing its economic competitiveness. Having a unique geopolitical and economic position, the Krasnodar Territory is of particular importance for the country's economy, which necessitates the research of directions to increase its investment attractiveness. The analysis showed that this region is one of the investment-attractive regions of the country. These are authoritative inter-regional ratings. Economic diversification based on developed infrastructure. In the process of a comprehensive analysis of the current state of the economy of the region, the main problems were identified, conclusions were drawn and recommendations were made to increase the region's investment attractiveness for internal and external investors.

Текст научной работы на тему «Направления повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края»

ности, но и стимулирование самих «доноров». Наиболее продуктивным и прогрессивным в современных российских реалиях должно явиться понимание благотворительности как деятельности инвестиционной, направленной в будущее. Задача НКО - предлагать бизнесменам проекты, которые могли бы стать привлекательными для бизнеса с точки зрения инвестирования в свой имидж в обществе, выполнение миссии организации.

Таким образом, совершенствование механизма фандрайзинговых отношений является важным элементом национальной модели развития социально-экономического пространства России.

Заключение. В современном менеджменте фандрайзинг рассматривается как система партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики для развития и поддержки социальной сферы. В работе проведено рассмотрение генезиса становления фандрайзинга как формы финансирования некоммерческих проектов, основных источников финансирования, формы его воздействия на социальную сферу. Значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические и методологические выкладки могут использоваться для разработки базовых положений использования фандрайзинга для финансирования социальной сферы, а также новых форм взаимодействия НКО с другими экономическими субъектами с целью совершенствования социально-экономической политики.

Источники:

1. Абалкина, Т.В. Использование технологий фандрайзинга для развития городов/Т.В.Абанкина, М. - 2005 https://culture29.ru/upload/medialibrary/464/464d47e923e800117812d866ad589b47.pdf

2. Алигика, П.Д. Лауреатка Нобелевской премии Элинор Остром о рынке, государстве и «третьем секторе» - Библиотека Свободы - [Электронный ресурс] - http://www.inliberty.ru/

3. Мишурова И.В. Кошарная Е.В. Фандрайзинг как институциональный процесс компенсационного регулирования экономики. - Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой /Материалы XII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, 22 октября 2012 г. /Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ) - Ростов-н/Д.- 2012. - 152 с.

4. Николаева Н.В. Взаимодействие власти, бизнеса и общества как фактор модернизации социально-экономического развития. Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллективная монография. Ростов-на-Дону. Издательство СКАГС. 2012.

5. Пашкус, В.Ю. Значение бюджетной стабильности для финансирования социально-культурной сферы России /В.Ю.Пашкус, Е.А. Тимохина// Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» - №2(30) - 2009

6. Шекова,Е.Л.Развитие фандрейзинга в России:вопросы методологии/ Е.Л.Шекова//Вестник СПбГУ -№1(8) - 2005

7. Salamon, L. The Energetic Sector/ L. Salamon, H. Anmeter, Baltimore - 1994

Sources:

1. Abankina, T.V. The use of fundraising technologies for urban development / T.V. Abankina, M. - 2005/ https://cul-ture29.ru/upload/medialibrary/464/464d47e923e800117812d866ad589b47.pdf

2. Aligika, P.D. Nobel laureate Elinor Ostrom about the market, the state and the "third sector" - Freedom Library - [Electronic resource] - http://www.inliberty.ru/

3. Mishurova I.V. Kosharnaya E.V. Fundraising as an institutional process of compensatory regulation of the economy. -Innovative strategies and mechanisms of economic management / Materials of the XII International scientific-practical conference of the faculty, young scientists and students, October 22, 2012 / Growth. state economy University (RINH) - Rostov-n / D.- 2012 .-152 p.

4. Nikolaeva N.V. The interaction of government, business and society as a factor in the modernization of socio-economic development. Problems of interaction between civil society, government and business: the experience of Russia and Germany. Collective monograph. Rostov-on-Don. SKAGS Publishing House. 2012.

5. Pashkus, V.Yu. The value of fiscal stability for financing the socio-cultural sphere of Russia / V.Yu. Pashkus, EA Timokhina // Eurasian International Scientific and Analytical Journal "Problems of the Modern Economy" - No. 2 (30) - 2009

6. Shekova, E. L. Development of fundraising in Russia: issues of methodology / E. L. Shekova // Bulletin of St. Petersburg State University - No. 1 (8) - 2005

7. Salamon, L. The Energetic Sector / L. Salamon, H. Anmeter, Baltimore - 1994

М.В. Радченко - доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н. Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,[email protected],

M.V. Radchenko - associate professor of the Department of Economic and Finance, Cand. Ekon.D., Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation;

В.Р. Рашидова - студент 5 курса, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected],

V.R. Rashidova - 5 year student Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ DIRECTIONS OF INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF KRASNODAR REGION

Аннотация. В современных условиях формирование благоприятного инвестиционного климата региона является важной задачей, так как инвестиции являются основным ресурсом повышения его экономической

конкурентоспособности. Обладая уникальным геополитическим и экономическим положением, Краснодарский край имеет особое значение для экономики страны, что обуславливает необходимость исследования направлений повышения его инвестиционной привлекательности.

Край является одним из инвестиционно-привлекательных регионов страны. На это указывают высокие позиции субъекта в авторитетных межрегиональных рейтингах. Основными факторами, обеспечивающими устойчивые позиции края в числе лидеров, является диверсификация экономики, базирующаяся на развитой инфраструктуре.

В процессе комплексного анализа текущего состояния экономики края были выявлены основные проблемы, сделаны выводы и даны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона для внутренних и внешних инвесторов.

Annotation. In modern conditions, the formation of a favorable investment climate in the region is an important task, since investment is the main resource for increasing its economic competitiveness. Having a unique geopolitical and economic position, the Krasnodar Territory is of particular importance for the country's economy, which necessitates the research of directions to increase its investment attractiveness.

The analysis showed that this region is one of the investment-attractive regions of the country. These are authoritative inter-regional ratings. Economic diversification based on developed infrastructure.

In the process of a comprehensive analysis of the current state of the economy of the region, the main problems were identified, conclusions were drawn and recommendations were made to increase the region's investment attractiveness for internal and external investors.

Ключевые слова: Краснодарский край; инвестиционная привлекательность; инвестиции; социально-экономическое развитие; инвестиционный потенциал; инвестиционный риск; инвестиционная политика.

Keywords: Krasnodar Territory; investment attractiveness; investments; investment potential; investment risk; social and economic development; investment policy.

В современных условиях на фоне обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы каждый российский регион старается создать выгодные условия для ведения бизнеса поскольку для динамичного развития экономики необходима высокая инвестиционная активность. Ее достижение обусловлено инвестиционной привлекательностью региона. Направления повышения инвестиционной привлекательности регионов являются ключевыми в контексте приоритетов социально-экономического развития территорий, а разработка и реализация мер по ее повышению имеет, на данном этапе, особую актуальность.

Краснодарский край на данный момент находится в числе наиболее инвестпривлекательных регионов страны. На это указывают позиции субъекта в авторитетных межрегиональных рейтингах. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» на протяжении последних пяти лет Краснодарский край стабильно входит в группу регионов-лидеров 1A «максимальный потенциал - минимальный риск» вместе с г. Москва, г. Санкт-Петербург и Московской областью [1]. Край входит в группу IC3 категории «регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности» рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России Национального рейтингового агентства [2]. По данным национального рейтинга состояния инвестиционного климата АСИ край занимал 7 место в РФ в 2015-2017 гг., опустившись до 13 места в 2019 г [3]. Динамика параметров инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Краснодарского края в 2014-2018 гг. по методике «Эксперт РА» представлена на рисунке 1.

2014 2015 2016 2017 2018

Доля в общероссийском потенциале % Средневзвешенный индекс риска Ранг риска Ранг потенциала

Рисунок 1 - Динамика параметров инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Краснодарского края в 2014-2018 гг.

Из данных рис. 1 видно, что по интегральному риску край в 2014 г. занимал 1 место в РФ снизив позицию до 2 места в 2018 г. Средневзвешенный индекс риска снизился на 12,93%. По показателю инвестиционного потенциала край занимал 4 место, доля края в общероссийском потенциале увеличилась на 4,66%.

Одним из основных факторов устойчивости края в числе лидеров стал глубокий уровень диверсификации экономики, базирующийся на развитой инфраструктуре. В структуре ВРП по видам экономической деятельности превалируют пять направлений, представленных на рисунке 2 [4].

Сепьское хозяйство

и связь Торговля

Рисунок 2 - Структура ВРП Краснодарского края по видам экономической деятельности

Из данных рисунка можно сделать вывод, что основу производственного потенциала региона составили торговля -17,2%, транспорт и связь-16,8%. Данная тенденция обусловлена емкостью внутреннего рынка (как край занимает 3 место по численности населения в стране и принимает более пятнадцати миллионов туристов в год), значительной долей населения с высокими доходами, а также выгодным геостратегическим положением (на пересечении торгово-транспортно-логистических потоков с развитой транспортной инфраструктурой), позволяющим выстраивать удобную логистику.

Однако, несмотря на то, что на общероссийском уровне край обладает весьма развитой транспортной инфраструктурой, темп роста потребностей экономики опережает темпы ее развития. Железнодорожная инфраструктура края обладает высокими показателями плотности сети, однако не справляется с пиковыми нагрузками, давно не модернизировалась, что не позволяет реализовать и наращивать транзитный потенциал. В данный момент ОАО «РЖД» ведет работу в этом направлении. К 2020 г. планируется увеличение пропускной способности ж/д дорог на подходах к портам в соответствии с прогнозируемым объемом перевозок грузов. Автодорожная инфраструктура края имеет низкую плотность, недостаточную пропускную способность автодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна. На сегодняшний день краю необходима комплексная реконструкция и расширение сети автомобильных дорог, развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Удельный вес промышленного комплекса в структуре ВРП составляет 16,1%. По объемам обрабатывающих производств по итогам 2017 г. край занимал 12 место в РФ, с 2012 г. удерживая первое место в ЮФО. Приоритетными направлениями развития промышленного комплекса являются: пищевая промышленность, сельскохозяйственное и пищевое машиностроение, нефтехимическая, химическая, деревообрабатывающая, легкая промышленность, производство строительных материалов. Наибольший удельный вес в структуре занимает производство пищевых продуктов -38,9%, производство нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий -34,4% при относительно низкой доле других производств, что обуславливает необходимость их стимулирования [4].

Сельское хозяйство - 10,5%. Благодаря благоприятным естественным природным условиям края, позволяющим выращивать широкий спектр сельскохозяйственных культур с получением высоких урожаев, Краснодарский край на протяжении долгого времени занимает 1 место в РФ по объему продукции сельскохозяйственного производства. По итогам 2017 г. его производство составило 7,1% всей сельхоз продукции страны. Тем не менее потенциал края по этому направлению полностью не реализован ввиду загрузки производственных мощностей пищепрома лишь на 60-80%. Данная ситуация обусловлена сырьевой специализацией экспорта, составляющей 96%, в то время как доля пищепрома менее 4%. [5].

Удельный вес строительного комплекса - 8%. На протяжении последних пяти лет край занимает второе место в РФ по вводу жилья, а также 6 место по объемам строительно-монтажных работ. Регион имеет уникальный успешный опыт реализации крупномасштабных федеральных проектов, что предполагает применение новых технологий, современных материалов и компетенций в строительстве. Край обладает сырьевой базой для производства строительных материалов, что обуславливает производство широкого спектра строительных материалов. Перспективным направлением комплекса является развитие производства конкурентоспособных и высокотехнологичных строительных материалов для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков.

Уникальное сочетание богатых природных и рекреационных ресурсов позволило краю стать крупнейшим санаторно-курортным рекреационным центром страны. По данным «Эксперт РА» по туристическому потенциалу в 2014-2016 гг. регион занимал 1 место в РФ, опустившись на 2 место, уступив Москве в 2017-2018 гг. Существенный стимул для развития отрасль получила в результате реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Сегодня Сочи - это город-курорт мирового уровня и место проведения мероприятий международного масштаба, таких как Формула 1 и Мондиаль по футболу в 2018 г. Однако присутствует ряд проблем на уровне глобальной конкурентоспособности, сдерживающих развитие туристического комплекса края. К ним относятся: несоответствие уровня сервиса высокой цене, недостаточность диверсификации туристского продукта, транспортно-инженерные инфраструктурные ограничения, недостаточность инвестиций в развитие.

Ввиду увеличения численности населения, масштабов хозяйственной деятельности, туристического, грузового и пассажирского потоков, в крае наблюдается рост антропогенной нагрузки, что оказывает негативное воздействие на экологическую ситуацию и как результат на качество жизни в регионе. При усугублении ситуации это может негативно сказаться на конкурентоспособности ведущих экономических комплексов, в связи с чем, необходима разработка и внедрение системы мер по сохранению устойчивости экосистем и переход к системе сбалансированного землепользования вне зависимости от интенсификации экономической деятельности и использования природных ресурсов.

Как видно на рисунке 3, важнейший показатель экономического развития региона, характеризующий производственный потенциал, темп роста валового регионального продукта (ВРП) в 2014-2017 гг. края имел слабую позитивную динамику, хотя в среднем выше общероссийского уровня. По объему ВРП край занимал 5 место в РФ. Удельный вес ВРП края в территориальной структуре ВРП РФ в 2017 г. составил 2,9% [4].

104,0 103,0 102,0 101,0 100,0 99,0 98,0 97,0 96,0 95,0

2014 2015 2016 2017

■ ВВП РФ ■ ВРП Краснодарский край

Рисунок 3- Динамика ВРП Краснодарского края в 2014-2017 гг.

В структуре экспорта края преобладает несырьевая составляющая, при этом доля энергетических товаров- 54%, продовольствие -31,7%, металлопродукция -7,2%, химическая продукция-3,8%, машиностроение -2% [4]. Будучи одним из ключевых транспортно-логистических хабов страны с увеличивающимся ростом объемов экспорта и обладая значительным потенциалом дальнейшего роста в настоящее время объем несырьевого неэнергетического экспорта края недостаточен. В связи с чем, необходимо дальнейшее развитие обрабатывающей промышленности с ориентацией на производство товаров с высокой добавленной стоимостью при поддержке товаропроизводителей экспортеров и их активном продвижении на мировых рынках.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» край занимал 4 место в РФ в 2014-2018 гг. по показателю институциональный потенциал. Данный показатель оценивает развитость субъекта по 3 направлениям: условия для развития МСП и ИП, иностранного бизнеса, финансовых и страховых институтов. В регионе наблюдается опережающая динамика индикаторов предпринимательской активности на всех уровнях при наличии возможностей перспективного развития. Тем не менее, по сравнению с регионами-лидерами данные индикаторы средние. К отрицательно воздействующим факторам относятся: низкий уровень развития механизмов ГЧП, недостаточность объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры, таких как индустриальные и технопарки, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры недостаточный уровень внедрения прогрессивных институциональных мер по развитию проектного управления. Данная ситуация также обусловлена не достаточно эффективным взаимодействием власти и бизнеса по вопросам развития предпринимательства в субъекте. В связи с этим, необходимо вовлечение представителей всех уровней бизнеса для согласования интересов и выработки либеральных и административных схем регулирования. Дополнительным сдерживающим фактором можно назвать неконкурентоспособность условий коммунальной и энергетической инфраструктур, проявляющуюся в высоких тарифах. Коммунальная инженерно-энергетическая инфраструктура характеризуется высокой степенью износа. Отсутствует полная газификация терри-

102,8

101,6

100,7 100,7

100,3

П 100,1 |||

тории. Регион энергодефицитен и обладает энергоемкостью в 1,5 раза выше, чем в среднем по миру при потенциале энергосбережения не менее 40%[6]. На данном этапе необходима комплексная модернизация ТЭК на основе сочетания инноваций традиционной энергетики и внедрения технологий «зеленой» энергетики.

Одним из приоритетов институциональной политики края сегодня является поддержка предпринимательства. Реализуется финансовая поддержка МСП в форме льготных займов и кредитов, целевых субсидий, гарантийных и микрофинансовых фондов и др. программ, тем не менее, на данном этапе этих мер недостаточно, так как субъекты МСП по-прежнему испытывают дефицит ресурсов для развития.

Негативным фактором для развития экономики остается высокая степень износа основных фондов в Краснодарском крае, как и в целом по России. В 2014-2017 гг. данный показатель повысился с 35,2% до 37,2%. За аналогичный период коэффициент обновления основных фондов имел нисходящий тренд с 9,8% до 5,4%. Темп роста основных фондов опережал эффективность их использования (ВРП к основным фондам). Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2014-2018 гг. демонстрировал отрицательную динамику c колебанием в пределах 78,9%-91,4%, за исключением 2017 г. - 110,3% [5].

Важнейшим направлением инвестиционной политики региона является привлечение иностранных инвестиций, так как они являются дополнительным источником реальных капиталовложений, в ряде случаев, осуществляемых в виде передачи технологии, передовых компетенций в сфере организации производства и менеджмента, таким образом, решая задачу не только финансирования, но и повышения эффективности общественного производства. В 2015-2017 гг. край занимал 8 место в РФ по объему привлеченных иностранных инвестиций. В регионе успешно функционируют следующие иностранные компании: Knauf, Claas, PhilipMoms, Nestle, Bonduelle, Cargill, Lafarge, AnadoluCam, Metro, Auchan, LeroyMerlin. На рис. представлен объем прямых иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края в 2014-2017 гг.

Кредитно-финансовая инфраструктура края на общероссийском фоне хорошо развита. Регион занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ по показателям размера активов банковского сектора, объема кредитования, развития рынка ценных бумаг, объема собранных страховых премий. Однако степень развития на глобальном уровне, как и в целом по РФ остается низким при значительном дисбалансе системы.

Недостаточность инвестиционной активности отражается на темпах экономического роста и как результат на налоговых поступлениях в бюджет, что в свою очередь приводит к зависимости субъекта от межбюджетных трансфертов. Край обладает высоким уровнем доходов консолидированного бюджета (4 место в РФ по итогам 2017 г.) при значительном государственном долге. В 2015 г. госдолг субъекта достиг своего исторического максимума, составив 98,6% собственных доходов бюджета с последующим снижением до 66% в 2018 г. Абсолютный показатель госдолга имел смешанную динамику с повышением до исторического максимума в 2016 г. до 150 млн. руб. и последующим снижением до 140,17 млн. руб. в 2018 г [5]. Для структуры госдолга характерна низкая доля ценных бумаг при высокой доле банковских кредитов.

Ежегодно власти края намерены уменьшать долговую нагрузку еще на 4-5 млрд руб. Однако сокращение государственного долга не является приоритетом, так как на первое место ставится социально-экономическое развитие и строительство инфраструктуры. Безопасной для устойчивости бюджета рассматривается долговая нагрузка в 45-50%. В среднесрочной перспективе власти края намерены осуществлять заимствования в целях финансирования крупных инфраструктурных проектов, стартовавших в 2019 г [7].

Наличие высокого госдолга говорит о недостаточности собственной финансовой базы для финансирования устойчивого социально-экономического развития, связи с чем, необходимо повышение качества системы управления финансами региона. Это возможно посредством повышения эффективности налоговой и бюджетной политики, повышения эффективности управления госсобственностью и государственным долгом, сетью государственных бюджетных учреждений, а также стимулирования механизмов привлечения внебюджетных ресурсов (ГЧП).

Краснодарский край обладает развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой при низком (относительно регионов-лидеров) уровне конкурентоспособности экосистемы инноваций, передовых производственных технологий, а также разработки и внедрения инноваций. В связи с чем, необходимо развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, внедрение региональных программ по поддержке исследований и разработок, стимулирование спроса на инновации, развитие структур, обеспечивающих генерацию инноваций и обеспечение их взаимодействия с бизнесом, привлечение институтов венчурного финансирования.

Анализ инвестиционной привлекательности региона проведен с позиции соотношения сильных и слабых сторон его конкурентоспособности. На современном этапе для создания в Краснодарском крае условий повышения инвестиционной привлекательности необходимо:

- повышение глобальной конкурентоспособности ключевых экономических комплексов на основе развития умной экономики, предполагающей кластерную активацию в приоритетных направлениях региона, стимулирование развития высокотехнологичных производств: экологизированного агропромышленного кластера, торгово-транспортно-логистического кластера, всесезонного инновационного туристско-рекреационного кластера, кластера экологически чистой промышленности, эффективного строительного кластера;

- создание институциональных условий развития и повышение эффективности государственного управления на основе эффективного взаимодействия с бизнесом в сфере сотрудничесва и координаии

поддержки, обеспечения развития партнерства, в том числе в форме ГЧП, создания благоприятного инвестиционного климата, стимулов для развития приоритетных отраслей, разработки и внедрения механизмов поддержки инноваций, формирования инновационно-инвестиционной инфраструктуры, стимулирования обновления основных фондов, рразработка и внедрение новых, а также совершенствования используемых механизмов привлечения инвестиций, поддержки внешнеэкономической деятельности производителей продукции с высокой добавленной стоимостью и их активном продвижении на мировых рынках;

- обеспечение края современной инновационной транспортной инфраструктурой посредством создания сети скоростных автодорог федерального и регионального значения, развития высокоскоростных железнодорожных магистралей, формирования интермодальных транспортно-коммуникационных и транспортно-логистических узлов мирового уровня;

- модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры. Повышение безопасности и эффективности ТЭК на основе сочетания инноваций традиционной энергетики и активного внедрения возобновляемых источников энергии;

- совершенствование внутренней системы управления финансами и как следствие снижение зависимости от внешних финансовых институтов;

- обеспечение экологической безопасности, переход к системе рационального землепользования

[1].

Таким образом, Краснодарский край, несмотря на наличие ряда системных проблем сдерживающих его развитие, обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Предложенные мероприятия позволят повысить позиции края в экономическом пространстве РФ и глобальную конкурентоспособность его ключевых экономических комплексов на общероссийском фоне.

Источники:

1 Инвестиционно-финансовый потенциал устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края: монография / кол. авторов ; под ред. Л.Л. Игониной. - Москва : РУСАЙНС. 2017. - 260 с.

2 Инвестиционные рейтинги регионов рейтингового агентства RAEX аналитика URL: https://raex-a.ru/rankings/#r_1108

3 Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный Национального Рейтингового Агентства. URL: http://www.ra-national.ru/ru/ratings/provinces?type=rating

4 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ: https://asi.ru/investdimate/rating/

5 Федеральная служба государственной статистики URL: https://www.gks.ru

6 Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2030 года. URL.: https://investkuban.ru/region/

7 Информационное агентство РБК. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/11/09/2019/5d78dcfd9a7947acb542bad7

Sources:

1. Investment and financial potential of using the socio-economic development of the Krasnodar Territory: monograph / count. authors; under the editorship of L.L. Igonina. - Moscow: RUSAINS. 2017 .-- 260 s.

2. Ratings of investment ratings of regions of RAEX rating agencies. Analytics URL: https://raex-a.ru/rankings/#r_1108

3. The rating of investment attractiveness of constituent entities of the Russian Federation by remote means of the Rating Agency. URL: http://www.ra-national.ru/en/ratings/provinces?type=rating

4. National rating of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation: https://asi.ru/investcli-mate/rating/

5. Federal State Statistics Service URL: https://www.gks.ru

6. Investment strategy of the Krasnodar Territory until 2030. URL.: Https://investkuban.ru/region/

7. Information Agency RBC. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/11/09/2019/5d78dcfd9a7947acb542bad7

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта

№ 16-29-12995 «Моделирование и прогнозирование динамики развития инновационного потенциала национальной экономики»

Ю.В.Развадовская — к.э.н, ведущий научный сотрудник, Южный федеральный университет, [email protected],

Yu.V. Razvadovskaya, PhD in Economics, leading researcher, Southern Federal University;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.С. Руднева - младший научный сотрудник, Южный федеральный университет, [email protected],

K.S. Rudneva - junior researcher, Southern Federal University;

А.А. Марченко - директор ООО «БизнесПроф», [email protected],

A.A. Marchenko - director of "BiznesProf"LLC.

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ASSESSMENT OF INVESTMENT OPPORTUNITIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Аннотация. В данной статье производится оценка потенциала различных источников финансирования инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики, а также модернизации отечественного промышленного комплекса. Показано, что собственные средства организаций являются основным источником

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.