УДК. 330.322.5
DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3 -442-456
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF BELARUS
О.В. Машевская O.V. Mashevskaya
Белорусский государственный университет, Беларусь, 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, 31
Belarusian State University, 31 K. Marx St, Minsk, 220030, Belarus
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается материал, который характеризует инвестиционную привлекательность как набор показателей, определяющих оценку внешнего и внутреннего социально-экономического положения страны (региона), уровень капитальных вложений, привлеченных в страну (область), инвестиционного потенциала и субъективной оценки конкретного инвестора. Также проведена оценка инвестиционной привлекательности Беларуси по таким направлениям, как: развитие инвестиций в основной капитал и их технологическая структура; развитие инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и формам собственности Республики Беларусь; рассмотрены тенденции поступивших в страну инвестиций по видам; определено место республики в международных рейтингах и рейтинг областей Беларуси. Предложены мероприятия по совершенствованию инвестиционной привлекательности национальной экономики.
Abstract
The article discusses the material that characterizes investment attractiveness as a quantitative set of indicators that determine the assessment of the external and internal socio-economic situation of a country (region), the level of capital investments attracted to the country (region), investment potential, and the subjective assessment of a specific investor. An assessment of the investment attractiveness of Belarus in the following areas: investment in fixed assets and their technological structure; -investments in fixed capital by sources of financing and forms of ownership; - investments received in the country are considered; - describes the place of the republic in international rankings. The proposed measures to improve the investment attractiveness of the national economy.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный рейтинг, инвестиционная оценка.
Keywords: investment, investment attractiveness, investment potential, investment rating, investment valuation.
Введение
Инвестиционная привлекательность в настоящее время является значимым показателем экономической способности страны и регионов. Говоря о инвестиционной привлекательности, мы понимаем наличие условий и факторов инвестирования, которые позволяют инвестору сделать выбор вложения средств в тот или иной объект хозяйствования. Инвестиционная привлекательность выступает предметом исследования на всех уровнях экономики - от макро- до микроуровня. В настоящее время существует большое количество способов оценки инвестиционной привлекательности страны и ее отдельных регионов. Методы, используемые для диагностики инвестиционной привлекательности, можно сгруппировать как: объективные методы (метод факторного анализа; математические методы);
субъективные методы (кредитные рейтинги и комплексные исследования, предоставляемые рейтинговыми агентствами, ведущими журналами и др.; методы экспертных оценок); объективно-субъективные методы (предполагающие формирование модели на основе сочетания статистических данных и данных, полученных экспертным путем).
Оценка инвестиционной привлекательности Республики Беларусь является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Существует ряд подходов к оценке инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, используемых инвесторами, однако в основе каждой из них лежит определенная система критериев, а анализ каждого из них дает представление об инвестиционной привлекательности страны.
Основные результаты исследования
Инвестиционная привлекательность является одним из критериев, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, особенно в современных условиях. В рамках инвестиционной привлекательности страны постоянно ведется работа на уровне государства, которая включает регулярные и неотложные меры институционально-правового, социально-экономического, организационно-информационного характера, направленные на развитие инвестиционной сферы экономики.
Рассмотрим понятийный аппарат, определяющий сущность категории «инвестиционная привлекательность»:
- ряд экономистов связывают инвестиционную привлекательность с инвестиционным потенциалом (как совокупность условий и факторов, привлекающих или нет инвесторов) и некоммерческими рисками (как совокупность факторов, под воздействием которых складывается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в условиях неопределенности результатов инвестиционной деятельности) [Игошин, 2017], [Кудров, 2010], [Панков, 2018], [Старик, 2016], [Хомкалов];
- другие считают, что инвестиционная привлекательность - это прежде всего интегральная характеристика, состоящая из «инновационного потенциала, инвестиционного риска и инвестиционного климата» [Пересада, 2016], [Семенов, 2017], [Титов, Ваганова, 2016];
- В.М. Кудров связывает привлекательность страны с потенциальным платежеспособным спросом на инвестиции, который формирует совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы [Кудров, 2010];
- существуют и иные точки зрения (например, Л. Гиляровская, В. Власова и Э. Крылова) считают, что под инвестиционной привлекательностью следует понимать оценку эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности [Александров, 2015], [Славянов, 2015], [Об инвестициях... 12.07.2013] [БиШе, 2016];
- О.В. Кабанова под инвестиционной привлекательностью понимает интегральную характеристику, полученную в ходе проведения диагностики финансового состояния страны (региона) и позволяющую увязать экономические интересы инвесторов.
Обобщая различные трактовки и понятия инвестиционной привлекательности, сформируем авторское определение: инвестиционная привлекательность - это количественный набор показателей, определяющих оценку внешнего и внутреннего социально-экономического положения страны (региона), уровень капитальных вложений, привлеченных в страну (область) исходя из инвестиционного потенциала, инвестиционной восприимчивости и субъективной оценки конкретного инвестора.
Исследуя инвестиционную привлекательность, можно отметить, что она выступает предметом оценки на различных уровнях экономики (рис. 1):
Если рассматривать каждый уровень отдельно, то разнятся и факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность. Так, на макроуровне к таким факторам относятся политическая и экономическая стабильность в кратко- и долгосрочном периоде;
социальная политика и особенности ее реализации в стране; совершенствование нормативных актов по инвестиционной деятельности; степень совершенствования налоговой системы в стране; макропоказатели, характеризующие состояние национальной экономики в кратко- и долгосрочном периодах (например, динамика ВВП, темп инфляции, ставка рефинансирования, состояние бюджета и государственного долга, и др.);
Рис. 1. Уровни инвестиционной привлекательности Fig. 1. The Investment attractiveness levels
- на мезоуровне - это валовой региональный доход, степень инновационного и индустриального развития региона; наличия природных ресурсов; уровень развития инвестиционной инфраструктуры; система льгот для инвестора; динамика ВРП; уровень квалификации кадров в регионе и их текучесть; миграция рабочей силы;
- на уровне предприятия - это ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость; перспектива развития; рыночный курс акций предприятия и преференции со стороны государства, в том числе и льготные каникулы [Сергеев, 2016].
В настоящее время существует большое количество способов оценки инвестиционной привлекательности страны и регионов. В процессе решения экономических задач приходится формализовать зависимость между отдельными элементами экономической системы, применять математический аппарат, общие экономические закономерности и принципы, т. е. использовать экономико-математические методы.
На сегодня при составлении рейтингов инвестиционной привлекательности стран наиболее распространенным является так называемый факторный подход. На основании данного подхода производятся расчеты таких рейтингов, как индекс доверия прямых иностранных инвесторов компании А.Т. Kearney (А.Т. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index), индекс глобальной конкурентоспособности стран мира Международного института развития менеджмента (International Institute for Management Development's (IMD) World Competitiveness Scoreboard), индекс глобальной конкурентоспособности стран мира по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum's Global
Competitiveness Index), индекс потенциальной привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций (UNCTAD Foreign Direct Investment Potential Index), и др. [Investment Incentives... 2019].
Если посмотреть мировые рейтинги и проследить за положением Беларуси за три последних года, то можно наблюдать следующую картину (рис. 2).
Рис. 2. Позиции Республики Беларусь в мировых рейтингах [3], [27] Fig. 2. The positions of the Republic of Belarus in world rankings [3], [27]
Немалое значение для экономики страны имеет и привлечение зарубежных инвестиций. Для работы иностранных инвесторов на территории страны созданы необходимые правовые условия, что позволило в 2018 году увеличить приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе на 31 % к уровню 2017 года или в стоимостном выражении 1,6 млрд долл. В целом же поступления в страну иностранных инвестиций составило 10,8 млрд долл. США [Проект ... до 2035 года].
Также большое влияние на экономику страны оказывают инвестиции в основной капитал и ее технологическая структура (табл. 1).
На основании представленных в таблице данных можно сделать вывод о том, что инвестиции в основной капитал в сферу производства и сферу услуг за 2013-2018 гг. выросли на 15,7 %, при этом в сфере производства рост составил 12,7 %, а в сфере услуг рост составил 19,2 %.
Технологическая структура капитальных вложений за анализируемый период характеризуется как удовлетворительная, наблюдаются прогрессивные изменения в технологической структуре инвестиций в основной капитал: выросли инвестиции в строительно-монтажные работы на 10,9 %, увеличилась сумма инвестиций в активную часть основных производственных фондов (машины, оборудование, приборы, инструменты) на 25,5 %. Величина инвестиционных вложений в прочие работы и затраты выросла на 6,09 %.
Наблюдается значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности, это проявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отраслях перерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развития высокотехнологичных наукоемких отраслей, несмотря на то, что доля инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения в последние годы повышается.
Далее, если рассматривать тенденции развития инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и формам собственности Республики Беларусь (табл. 2), то можно отметить следующее: что наибольшее значение в общей структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования Республики Беларусь за 2013-2017 гг. составили инвестиции за счет собственных средств организаций и средств республиканского бюджета - их рост составил 2,5 и 66,5 % соответственно.
Таблица 1 Table 1
Динамика инвестиций в основной капитал и ее технологическая структура в Беларуси
за период 2013-2018 гг., млн руб. Dynamics of investments in fixed assets and its technological structure in Belarus for the period
2013-2018, mln. BYN.
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 г. Темп роста, %
2014 / 2013 2015 / 2014 2016 / 2015 2017 / 2016 2018 / 2017
ВВП в текущих ценах 67069 80579 89910 94949 105748 121568,3 120,1 111,6 105,6 111,4 115,0
Инвестиции в основной капитал в сферу произ-ства и сферу услуг 20957,5 22527 20715,3 18710 21033,7 24252,4 107,5 92 90,3 112,4 115,3
Сфера производства 11175,6 11328,4 10637,4 9167,7 10921,9 12593,2 101,4 93,9 86,2 119,1 115,3
Технологическая структура инвестиций в основной капитал 20957,5 22527 20715,3 18710 21033,7 24252,4 107,5 92 90,3 112,4 115,3
Строительно-монтажные работы 10919,5 12373,2 11275,4 9774,2 10278,3 12106,4 113,3 91,1 86,7 105,2 117,8
Машины, оборудование, транспортные средства 7720,2 7638 7081,2 6678,3 8417,5 9688,7 98,9 92,7 94,3 126 115,1
Происходят изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Наименьшее значение в общей структуре приходится на заемные средства других организаций (снижение 3,6 %) и иностранные инвестиции (без кредитов (займов) иностранных банков) - рост составил 57,2 %. Наибольшее значение в общей структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности Республики Беларусь за 2013-2017 гг. составила частная форма собственности - рост составил 1,2 %, а наименьшее значение в общей структуре приходится на иностранную форму собственности - рост составил 22,2 %.
Таким образом, в инвестиционной сфере Республики Беларусь можно отметить следующие особенности - снижение доли и объема государственных инвестиций; формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли; возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов; в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения; возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.
Далее рассмотрим поступившие в страну и направленные инвестиции по видам (табл. 3).
Таблица 2 Table 2
Анализ динамики и тенденций развития инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и формам собственности Республики Беларусь за период 2013-2017 гг.,
млн руб.
Analysis of the dynamics and development trends of investments in fixed capital by sources of financing and ownership of the Republic of Belarus for the period 2013-2017, mln. BYN.
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Темп роста, %
2014 / 2013 2015 / 2014 2016 / 2015 2017 / 2016
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования 20957,46 22526,97 20715,25 18710,0 21033,7 107,5 92,0 90,3 112,4
республиканского бюджета 2092,3 1457,7 2845,1 3198,1 3483,2 69,7 195,2 112,4 108,9
местных бюджетов 2251,3 2099,3 1676,9 1244,6 1758,8 93,2 79,9 74,2 141,3
собственных средств организаций 7916,8 8667,2 8218,3 7439,8 8110,8 109,5 94,8 90,5 109,0
заемных средств других организаций 252,6 342,3 272,1 241,0 243,6 135,5 79,5 88,6 101,1
средств населения 1738,7 2252,4 2531,5 2349,8 2501,2 129,5 112,4 92,8 106,4
иностранных инвестиций (без кредитов (займов) иностранных банков) 665,4 823,4 800,9 929,2 1046,0 123,7 97,3 116,0 112,6
кредитов банков 5077,0 5997,2 3559,4 2563,4 2719,1 118,1 59,4 72,0 106,1
инвестиции в основной капитал по формам собственности 20957,46 22526,97 20715,25 18710,0 21033,7 107,5 92,0 90,3 112,4
государственная 8897,1 8339,9 7955,0 7661,9 8555,4 93,7 95,4 96,3 111,7
частная 10764,9 12193,5 11198,4 9582,4 10895,5 113,3 91,8 85,6 113,7
иностранная 1295,4 1993,4 1561,8 1465,8 1582,7 153,9 78,3 93,9 108,0
индексы инвестиций в осн. капитал (в сопост. ценах; в % к пред.году) -15,2 -12,9 1,4 22,5 -15,2 12,9 1,4 22,5 -15,2
инвестиции в НИОКР 103,0 103,3 73,0 157,8 103,0 103,3 73,0 157,8 103,0
Примечание - Источник: составлено по [Меркулов, 2016].
На основании представленных в таблице данных можно сделать вывод о том, что объем иностранных инвестиций, направленных организациями Республики Беларусь в экономику зарубежных стран за период 2013-2018 гг., снизился на 4,6 %, из которых наибольшее значение приходится на прямые инвестиции, а также на прочие. Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования Российской Федерации, Украине и Литве.
Согласно официальной статистике, валовое поступление иностранных инвестиций (кроме бюджетных организаций и банков) в 2018 г. возросло по сравнению с предшествующим периодом на 11,4 % до 10842 млн долл. США. Отметим, что в качестве иностранных инвестиций в Беларуси учитываются в том числе и кредиты - в денежной и товарной формах (т. е. неоплаченные товары). Основным инвестором Беларуси является Россия, однако страны Европы в совокупности имеют сопоставимый вес.
Динамика привлечения ПИИ на чистой основе в Республику Беларусь характеризуется значительным ростом объемов притока прямых инвестиций за последние годы. По данным платежного баланса в среднем ежегодно в 2008-2017 гг. в Беларусь привлекалось около 1,9 млрд долл. США прямых инвестиций из-за рубежа, доля привлеченных ПИИ в ВВП составляла примерно 3 %.
Таблица 3 Table 3
Динамика и тенденции поступивших и направленных инвестиций по видам за период 2013-2018 гг., млн долл. США Dynamics and trends of investments received and directed by types for the period 2013-2018,
million USD
Темп роста, %
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2014 / 2013 2015 / 2014 2016 / 2015 2017 / 2016 2018 / 2017
Объем ино-
странных инвестиций, направленных организациями РБ в 6341,2 5985 5141,2 3889 5547,4 6064,7 94,4 85,9 75,6 142,6 109,3
экономику зарубежных стран
в том числе:
прямые 4670,6 4188,7 4648,9 3546,6 5203,4 5671,9 89,7 111 76,3 146,7 109,0
портфельные 0,2 0,8 0,5 0,03 - - 400 62,5 6 - -
прочих инвестиций 1670,3 1795,5 491,7 342,4 344 392,8 107,5 27,4 69,6 100,5 114,2
Иностр-ые инвестиции,
поступившие в реальный сектор экономики РБ 14974,3 15084,4 11344,2 8559,8 9728,5 10842 100,7 75,2 75,5 113,7 111,4
в том числе:
прямые 11083,4 10168,9 7241,4 6928,6 7634,2 8537,1 91,7 71,2 95,7 110,2 111,8
портфельные 12,2 10,6 5,1 2,8 8,4 3,9 86,9 48,1 54,9 300 46,4
прочие 3878,7 4904,9 4097,7 1628,5 2085,9 2301 126,5 83,5 39,7 128,1 110,3
без учета задолженности прямому
инвестору за товары, работы, услуги), млн долларов США 2136,2 1811,7 1611,8 1307,2 1246,8 1634,9 84,8 89,0 81,1 95,4 131,1
Примечание - Источник: составлено по [Меркулов, 2016].
Значительно уменьшились объемы изъятия иностранными инвесторами ранее размещенных в стране прямых инвестиций. Так, в 2010-2018 годах по данным платежного баланса изъятие инвестиций составило около 10 %. Полученные иностранными инвесторами доходы активно реинвестируются в дальнейшее развитие бизнеса в Республике Беларусь. По итогам 2017 года реинвестирование составляло 52,5 % от совокупного объема привлеченных ПИИ в экономику.
Благодаря активизации привлечения прямых инвестиций накопленный объем ПИИ в Беларуси на начало 2018 года по данным платежного баланса достиг рекордного значения и увеличился по сравнению с началом 2017 г. на 11,4 % Объем накопленных ПИИ к ВВП составил на 1 января 2019 года 36,3 %.
Существенно выросла доля Беларуси в мировом притоке ПИИ: если с 2000 до 2007 года по данным ЮНКТАД она колебалась в пределах от 0,009-0,095 %, то уже с 2008 года была в среднем 0,13 %, в 2011 году - 0,255 процентов. По итогам 2017 года удельный вес
Республики Беларусь в мировом притоке ПИИ составил 0,089 %, в общем объеме мирового накопления ПИИ - 0,063 %.
Значительно увеличился объем ПИИ на душу населения. Если до 2006 года на одного жителя по данным ЮНКТАД приходилось не более 40 долл. США, привлеченных ПИИ, то в 2017 году данный показатель составил 134,8 долл. США, что выше уровня Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины. Однако многим странам с трансформационной экономикой Беларусь пока уступает. Это такие страны как Черногория, Грузия, Туркменистан, Казахстан, Албания, Сербия привлекли в 2-6 раз больше ПИИ на душу населения в развитие своих экономик, чем Республика Беларусь. Объем накопленных ПИИ на душу населения на начало 2018 года в Беларуси составил 2 088,6 долл. США, что практически в четыре раза меньше Черногории и Казахстана, но в 1,5-2 раза больше уровня Украины, Молдовы, Кыргызстана. Это свидетельствует о том, что в Республике Беларусь остается незадействованным значительный инвестиционный потенциал, присущий странам с трансформационной экономикой [Mandl, 2008].
Большое внимание уделяется Правительством Республики Беларусь иностранным фирмам, работающим на территории страны. Так, с начала 2018 года индустриальный парк «Великий камень» пополнился 17 новыми резидентами, а в 2019 г. их количество достигло 44 компаний. В 2018 г. компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь и Развитие» занялась выпуском суперконденсаторов для «Белкоммунмаша». Так же налажено производство дизельных двигателей компании «МАЗ-Вейчай».
В проект «Великий камень» с момента его реализации инвестировано 422,3 млн долларов. Причем из бюджета Республики Беларусь - 4,7 % или 20 млн долларов. За эти деньги построены автодорога общего пользования и пожарное депо. Китай безвозмездно передал 21,3 млн долларов. Уже сейчас от работы парка бюджетные поступления составили около 40 млн долларов. С учетом планируемого роста количества резидентов в 2025 году будет создано 15-17 тысяч рабочих мест. В целом же на 2019 год в планах парка довести число резидентов до 60, а в дальнейшем создать кластер, где координировались бы все мировые бизнесы и была свобода торговли. Сейчас в парке для этого отрабатывают юридическую базу.
Интерес компаний по развитию индустриального парка состоит в том, чтобы привлекать в проект организации, имеющие производство «завтрашнего дня». Речь идет об электронике и телекоммуникациях, фармацевтике, биотехнологиях, тонкой химии, машиностроении, хранении и обработке больших объемов данных, НИОКР в этих отраслях [Попков, 2015].
В целом государственное регулирование осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами и прямым управлением госинвестициями, однако необходимо контролировать, насколько эффективно используются данные инвестиции (табл. 4).
Из данных табл. 4 видно, что эффективность накопления инвестиций в 2018 г. незначительно снизилась в сравнении с 2017 г., однако до этого периода динамика данного показателя была положительной. Разница между уровнем сбережения и инвестирования в целом по экономике в 2018 г. снизилась в сравнении с 2017 г. на 0,5 п. п., и достигла уровня 2013 г., т. е. показывает на превышение накопления над инвестированием, в частном секторе тенденция обратная.
Поэтому в Беларуси ведется большая работа по привлечению льготных и коммерческих покупательских кредитов, в том числе и китайских банков начиная с 2009 г.
Можно выделить следующие способы привлечения китайских ресурсов при посредничестве белорусских коммерческих банков:
1) на долговой основе (кредиты и облигации):
- без участия Правительства, где ОАО «АСБ Беларусбанк» выступает в качестве заемщика и гаранта, а также без страховки Синошур или других форм дополнительного обеспечения. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций не исключает возможности прямого кредитования ОАО «АСБ Беларусбанк» под реализуемые инвестиционные проекты при принятии Беларуси в состав его учредителей (согласование в рамках семинара ГБРК в г. Санья (18-22.01.2017);
- на «несвязанной» основе;
2) на недолговой основе:
- преимущественно в форме прямых инвестиций. Подписано Соглашение о взаимодействии по созданию китайско-белорусского инвестиционного фонда между CITIC Construction, ОАО «АСБ Беларусбанк» и Министерством финансов Республики Беларусь;
- при содействии государственным органам в работе с китайскими финансовыми институтами по привлечению прямых инвестиций. В частности, ОАО «АСБ Беларусбанк» выразило готовность оказать необходимое содействие в организации сотрудничества с Фондом Шелкового пути и другими институтами по вопросам привлечения в Беларусь прямых инвестиций [Грузинская, 2019].
ГБРК рассматривает возможность предоставления ОАО «АСБ Беларусбанк»:
- кредитных ресурсов в размере 100 млн евро на цели текущей деятельности на срок
3 года под гарантию Правительства Беларуси по индикативной ставке 6 мес. EURIBOR +
4 % годовых, комиссия за управление - 1,1 % (включает в себя юридические расходы по второй возможной кредитной линии в юанях для финансирования торговых контрактов, снижена до 1 % в ходе проведения переговоров);
- кредитных ресурсов в юанях под гарантию Правительства Беларуси для финансирования торговых контрактов на сумму 100 млн долл. США (что составляет 630 млн юаней) на срок до 3 лет по фиксированной ставке 6 % годовых.
Таблица 4 Table 4
Оценка эффективности использования инвестиций в Республике Беларусь
за 2013-2018 гг., млн. руб.
Evaluation of the effectiveness of the use of investments in the Republic of Belarus
for 2013-2018, mln. BYN.
Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018
ВВП в текущих ценах 67069 80579 89910 94949 105748 121568,3
инвестиции в основной капитал в сферу производства и сферу услуг 20957,5 22527 20715,3 18710 21033,7 24252,4
удельный вес инвестиций в ВВП, % 31,2 28,0 23,0 19,7 19,9 19,9
эффективность накопления инвестиций - 0,895 0,824 0,855 1,009 1,003
сбережения населения 13330,2 18844,6 19148,9 19977,8 21254 22079,6
удельный вес сбережений в ВВП, % 19,9 23,4 21,3 21,0 20,1 18,2
валовое накопление в целом по стране 26021,4 28074,7 26105,0 25140,2 29641,6 33431,6
удельный вес в ВВП, % 38,8 34,8 29,0 26,5 28,0 27,5
разница между уровнем сбережения и инвестирования в целом по экономике 7,6 6,9 6,0 6,8 8,1 7,6
разница между уровнем сбережения и инвестирования в частном секторе -11,4 -4,6 -1,7 1,3 0,2 -1,8
Примечание - Источник: составлено по [Меркулов, 2016].
Улучшение рейтингов Республики Беларусь, перевод страны в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволили вести переговоры 2018.04.10-12 о необходимости снижения процентной ставки и рассмотрения вопроса предоставления кредитной линии без гарантии Правительства. Текущие суверенные кредитные рейтинги Беларуси от международных рейтинговых агентств (B/B-/Caa1) на 8-12 ступеней ниже рейтинга дебютантов на рынке панда-бондов Польши и Южной Кореи. Правительство Беларуси поддержало предложение Минфинана о начале работы по вопросу присвоения Республике Беларусь кредитного рейтинга по национальной шкале КНР с китайским агентством China Chengxin International Credit RatingCo., Ltd. (CCXI) и подписании с данным агентством Письма о намерениях (резолюция от 19 октября 2017 г. № 39/224-705/12169р) [Грузинская, 2019].
Большое значение при рассмотрении инвестиционной привлекательности страны имеет оценка деятельности регионов (областей) как важнейший аспект принятия любого инвестиционного решения. Изучение конкурентоспособности регионов создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции, что влияет на инвестиционную привлекательность страны. В обиходе руководителей белорусских предприятий термин «конкурентоспособность», к сожалению, используется достаточно редко. Это свидетельствует о пока еще слабой вовлеченности белорусской промышленности в международное разделение труда и в целом низкой степени конкуренции на внутреннем рынке. Между тем постепенная интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды делают актуальной проблему повышения конкурентоспособности как самих областей республики, так и выпускаемой ими продукции (табл. 5.).
Таблица 5 Table 5
Рейтинг конкурентоспособности областей Беларуси, 2017-2018 гг.
Rating of competitiveness of the regions of Belarus, 2017-2018
Место в 2018 г. Регион ИКР- 2018 % от максимума Место в 2017 г. ИКР-2017 Изменение ИКР, %
1 2 3 4 5 6 7
1 г. Минск 3.65 100.0 1 3.57 2.2
2 Гродненская область 3.00 82.1 5 2.80 7.1
3 Минская область 2.90 79.5 6 2.78 4.5
4 Брестская область 2.89 79.1 2 3.04 -5.2
5 Гомельская область 2.85 78.1 4 2.84 0.3
6 Витебская область 2.84 77.9 3 2.87 -0.8
7 Могилевская область 2.73 74.7 7 2.73 -0.1
Примечание - Источник: исследовательский центр ИПМ
Из данных таблицы видно, что существенные различия в уровне конкурентоспособности существуют между Минском и областями; максимальное отставание от столицы составляет 25,3 % по Могилевской области, а минимальное - 17,9 % по Гродненской области. В 2018 г. улучшились позиции Гродненской и Минской областей и г. Минска, ухудшились - Брестской области.
Во всех регионах бизнес стал чаще отмечать институциональные проблемы и неэффективность рынков как барьеры для развития. В то же время малые и средние предприятия оценивают внешние барьеры как преодолимые, что значимо больше, чем в 2017 г. (улучшение произошло в четырех регионах и по стране в целом).
На основании проведенного анализа динамики и тенденций развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь, а также особенностей инвестиционной привлекательности Республики, представим анализ инвестиционной привлекательности Республики Беларусь методом SWOT-анализа (табл. 6).
На основании представленных в таблице данных можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь существует ряд преимуществ и возможностей для инвестирования в экономику страны, однако имеются и проблемы, после успешного устранения которых страна в международных рейтингах улучшит свои позиции. Также очевидна прямая связь между улучшением инвестиционной деятельности Республики Беларусь, структуры привлекаемого в страну иностранного капитала и существующей в ней инвестиционной привлекательностью, однако без трансформации экономических отношений на уровне правительства решение инвестиционных проблем невозможно.
Таблица 6 Table 6
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Беларусь SWOT - analysis of investment attractiveness of the Republic of Belarus
Сильные стороны
Слабые стороны
1
2
- прямой доступ к рынку Единого экономического пространства (Россия, Беларусь, Казахстан) и рынку Таможенного союза;
- научно-технический, промышленный и экспортный потенциал;
- результативная структура привлекаемых инвестиций посредством проведения соответствующей внешнеэкономической политики;
- наличие высококвалифицированных специалистов, высокий образовательный и научно-технический потенциал;
- для поддержки инвесторов создано Национальное агентство инвестиций и приватизации, введен институт инвестиционного агента;
- разнообразие льгот для инвесторов в свободных экономических зонах и Парке высоких технологий, малых городах и сельской местности, упрощенная система налогообложения для малых предприятий, специальные льготы для иностранных инвесторов и другое;
- возможности приобретения действующих предприятий в рамках программы приватизации госсобственности;
- наличие международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
- функционирование гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам.
- низкая активность процессов разгосударствления и приватизации и обусловленная этим недостаточность объектов для инвестирования;
- слабость инновационной системы, не позволяющая использовать в полной мере имеющийся человеческий потенциал и научные разработки;
- административные барьеры и высокий уровень административного вмешательства органов государственного управления в деятельности предприятий;
- значительное налоговое давление на производителей;
- медленный процесс обновления производственных фондов, что обусловливает низкую производительность труда и ведет к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- снижающаяся доля населения в трудоспособном возрасте;
- отсутствие действенного механизма стимулирования вложений иностранного капитала, адекватного потребностям и задачам рыночной трансформации экономики;
- недостаточность бюджетных средств, необходимых для возмещения затрат на создание объектов инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов;
- сохраняющаяся высокая финансовая зависимость от государственного финансирования;
- высокий уровень риска и относительная стабильность экономики отрицательно влияют на привлечение прямых инвестиций со стороны иностранных инвесторов, которые инвестируют не в создание собственного бизнеса, а создают совместные предприятия с предпринимателями, тем самым разделяя с ними риск._
Окончание табл. 6
1 2
Возможности Угрозы
- рост инвестиционной и инновационной активности и обновление на основе этого основных производственных фондов, ускорение структурных реформ в экономике, а также меры стимулирующего характера; - усиление конкуренции вследствие повышения открытости экономики ускорением структурных реформ, ростом активности крупнейших технологических компаний, включенность в процессы международного научно-технического сотрудничества и приток венчурного капитала; - глобализация, снижение барьеров для выхода на новые рынки; - увеличение объемов и темпов роста высокотехнологичного и инновационного экспорта товаров и услуг; - формирование новых зон промышленной и общественно-деловой застройки; - государственные инвестиционные программы и инвестиционные программы крупных предприятий. - инфляция в экономике приводит к снижению платежеспособного спроса, сокращению предложения и удорожанию финансовых и инвестиционных ресурсов; - потенциал привлечения долгосрочных инвестиций в экономику ограничен прямой зависимостью уровня тарифов от уровня инфляции, высоким уровнем задолженности перед ресурсообеспечи-вающими организациями, непрозрачностью операционной и инвестиционной деятельности организаций энергетики и коммунального хозяйства; - усиление дисбалансов в области мировой торговли и движения капиталов, сопровождаемых изменением курсов мировых валют и переформатированием мировой финансовой системы; - рост цен на энергоносители и нефтепродукты; - непрестижность страны на международной арене; - чрезмерный контроль, сложность при оформлении документов.
Примечание - Источник: составлено на основании [Василевич, 2017], [Национальный статистический комитет Республики Беларусь], [Попков, 2015], [Сергеев, 2016]
Заключение
В результате исследования генезиса, формирования и развития экономической системы Республики Беларусь и ее инвестиционной привлекательности получены результаты, которые позволяют сделать выводы, что существуют факторы, которые положительно и отрицательно влияют на инвестиционную составляющую белорусской экономики [Ваганова, 2016]. Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики страны, позволит добиться конкурентоспособности экономики Республики Беларусь на мировом рынке. Для привлечения значительных объемов инвестиций, в том числе иностранных, необходимо сформировать привлекательный инвестиционный климат и повышать инвестиционную привлекательность страны (прежде всего, за счет собственных источников хозяйствующих субъектов и амортизационных отчислений, привлечения сбережений населения, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков и других институциональных инвесторов).
Направлениями по формированию благоприятной инвестиционной привлекательности Республики Беларусь должны стать: совершенствование усилий по улучшению инвестиционного климата; повышение инвестиционного имиджа и рейтинга; создание благоприятной для инвестиций административной среды; создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий; совершенствование формирования финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций; совершенствование налогового стимулирования инвестиций; совершенствование обеспечения поставщиками создаваемых инвесторами производств; совершенствование кадрового обеспечения инвестиционного процесса; стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.
Таким образом, инвестиционная привлекательность Республики Беларусь характеризуется различными условиями функционирования в целом, что вызывает необходимость
в дифференцированном подходе при анализе ее состояния, выявлении диспропорций и разработке рекомендаций, направленных на обеспечение эффективного функционирования страны. Намеченные пути повышения инвестиционной привлекательности в стране позволят привлечь инвестиции, в которых особенно нуждаются наукоемкие и инновационные отрасли, что повысит темпы роста экономики и уровень благосостояния населения страны.
Список литературы
1. Александров Д.П. 2015. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности. Мн.: Дикта, 2015: 800.
2. Ваганова О.В. 2016. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах, автореферат дис. ... доктора экономических наук. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2016.
3. Василевич М.В. 2017. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь. Национальная и региональная экономика: проблемы и перспективы: сборник научных статей молодых ученых международной заочной конференции. Вып. 4. Белорусский гос. экон. ун-т, Каф. нац. экономики и гос. упр., ОО «Центр молодежных инноваций», ООО «Лаборатория интеллекта»; [редкол.: Т.В. Буховец и др.]. Минск: Четыре четверти, 2017: 33-41.
4. Грузинская Е. 2019. Кредитно-инвестиционное сотрудничество Республики Беларусь и Китайской Народной Республикой. Банковский вестник. (2): 67-72.
5. Игошин Н.В. 2017. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. М., ЮНИТИ-ДАТА, 2017: 448.
6. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. 2017. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. М., Лань, 2017: 544.
7. Кудров В.М. 2010. Мировая экономика. М., Юстицинформ; Омега-Л., 2010: 512.
8. Меркулов Я.С. 2016. Инвестиции. М., ИНФРА-М, 2016: 420.
9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь 2019. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye investitsii/grafiche skiy-material-grafiki-diagrammy/ (дата обращения: 25.07.2019).
10. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-3. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
11.Панков Н.Н. 2018. Методические подходы к классификации и оценке элементов инвестиционной деятельности: отдельные теоретические аспекты. Журнал Белорусского государственного университета. Экономика, 2018. (2): 34-41.
12.Пересада А.А. 2016. Основы инвестиционной деятельности. Киев: Издательство Либра, 2016:344.
13.Попков В.П., Семенов В.Р. 2015. Организация и финансирование инвестиций. СПб.: Питер, 2015: 224.
14. Проект Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года. URL: http://investinbelarus.by/upload/pdf/. (дата обращения: 28.06.2019).
15.Результаты инвестиционной политики 2019. Министерство экономики Республики Беларусь. URL: https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/ (дата обращения: 25.07.2019).
16. Семенов К.А. 2017. Международные валютные и финансовые отношения. М., ИНФРА, 2017: 322 .
17. Сергеев Н.В., Веретенникова И.И. 2016. Организация и финансирование инвестиций. М., Финансы и статистика, 2016: 272.
18. Славянов А. 2015. Инвестиционные стратегии нестационарных экономических систем. М., LAP Lambert Academic Publishing, 2015: 228.
19. Совершенствование механизма прогнозирования инновационного устойчивого развития национальной экономики: отчет о научно-исследовательской работе (заключительный). 2017. БГУ; научный руководитель М.М. Ковалев, М.М. Ковалев, В.Н. Комков, С.С. Полоник, Е.Г. Господарик. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/194595. (дата обращения: 28.06.2019).
20. Старик Д.Э. 2016. Расчеты эффективности инвестиционных проектов. М., ЗАО «Финстатинформ», 2016: 131.
21. Титов А.Б., Ваганова О.В. 2016. Некоторые аспекты функционирования региональной инновационной системы на примере Белгородской области. Известия Иркутской государственной экономической академии, 26(4): 550-556.
22.Хомкалов Г.В. 2001. Оценка привлекательности объектов инвестирования: теория и практика. Иркутск: Изд-во Иркутской государственной экономической академии, 2001: 184.
23.Царев В.В. 2014. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб., Наука, 464.
24. Buffie E.F. 2016. Public Investment, Growth, and Debt Sustainability: Putting Together the Pieces. E.F. Buffie, A. Berg, C. Pattillo, R. Portillo, L.-F. Zanna. Working Paper 12/144. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2016/12/31/Public-Investment-Growth-and-Debt-Sustainability-Putting-together-the-Pieces-25962 (accessed: 26.07.2019).
25. Glagolev S.N. and Vaganova O.V. 2013. The Financial Mechanism to Ensure the Innovation Process. World Applied Sciences Journal, 25 (12): 1729-1734.
26. Global Economic Prospects: Weak Investment in Uncertain Times. 2019. World Bank Group. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/25823/9781464810169.pdf. (accessed: 14.07.2019).
27. Investment Incentives: The good, the bad and the ugly Assessing the costs, benefits and options for policy reform 2019. Vale Columbia Center on Sustainable International Investment. Available at: http://ccsi.columbia.edu/files/2014/01/VCC_conference_paper_-Draft_Nov_12.pdf. (accessed: 30.06. 2019).
28. Mandl U. 2008. The Effectiveness and Efficiency of Public Spending European Economy 2008. Economic Papers 301. European Commission. Brussels, Available at: http://ec.europa.eu/ economy_finance/publications/pages/publication11902_en.pdf. (accessed: 05.07.2019).
29. World Investment Report 2019. UNCTAD. 2019. Available at: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf. (accessed:24.07.2019).
References
1. Alexandrov D.P. 2015. International regulation of foreign economic activity. Мн.: Dikta, 2015: 800 (in Russian).
2. Vaganova O.V. 2016. Methodological aspects of formation of mechanisms of integration interaction of subjects in regional innovative systems the abstract a yew.... Doctors of Economics. St. Petersburg state economic university. St. Petersburg, 2016 (in Russian).
3. Vasilevich M.V. 2017. Complex assessment of investment attractiveness of regions of Republic of Belarus. National and regional economy: problems and prospects: collection of scientific articles of young scientists of the international correspondence conference. Issue Bukhovets, etc. Minsk: Four quarters, 2017: 33-41 (in Russian).
4. Gruzinskaya E. 2019. Credit and investment cooperation of Republic of Belarus and People's Republic of China. Bank messenger. (2): 67-72.
5. Igoshin N.V. 2017. Investments. Organization, management, financing. M., UNITY-DATA, 2017: 448 (in Russian).
6. Krutik A.B., Nikolskaya E.G. 2017. Investments and economic growth of business(es). M., Fallow deer, 2017: 544 (in Russian).
7. Kudrov V.M. 2010. World economy. M., Yustitsinform; Omega-L., 2010: 512 (in Russian).
8. Merkulov Ya.S. 2016. Investments. M., INFRA-M, 2016: 420 (in Russian).
9. National statistical committee of Republic of Belarus 2019. Available at: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii/grafiches kiy-material-grafiki-diagrammy/ (accessed: 25.07.2019) (in Russian).
10. About investments: Law of Republic of Belarus of 12.07.2013 No. 53-Z. Consultant Plus: Belarus. Technology 3000. LLC Yurspektr, Nats. center legal inform. Republic Belarus. Minsk, 2019 (in Russian).
11. Pankov N.N. 2018. Methodical approaches to classification and assessment of elements of investment activities: separate theoretical aspects. Magazine of the Belarusian state university. Economy, 2018. (2): 34-41 (in Russian).
12. Peresada A.A. 2016. Bases of investment activities. Kiev: Libra publishing house, 2016: 344.
13. Popkov V.P. Semyonov V.R. 2015. Accusative, Organization and financing of investments. SPb.: St. Petersburg, 2015: 224.
14. The project of Strategy of attraction of direct foreign investments to Republic of Belarus till 2035. Available at: http://investinbelarus.by/upload/pdf/. (accessed: 28.06.2019) (in Russian).
15. Results of investment policy 2019. Ministry of Economics of Republic of Belarus. Available at: https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru (accessed: 25.07.2019) (in Russian).
16. Semyonov K.A. 2017. International currency and financial relations. M., INFRA, 2017: 322 (in Russian).
17. Sergeyev N.V., Veretennikova I.I. 2016. Organization and financing of investments. М., Finance and statistics, 2016: 272 (in Russian).
18. Slavyanov A. 2015. Investment strategy of non-stationary economic systems. M., LAP Lambert Academic Publishing, 2015: 228 (in Russian).
19. Improvement of the mechanism of forecasting of innovative sustainable development of national economy: report on research work (final). 2017. BGU; research supervisor M.M. Kovalyov, M.M. Kovalyov, V.N. Komkov, S.S. Polonik, E.G. Gospodarik. Available at: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/194595. (accessed: 28.06.2019) (in Russian).
20. Starik D.E. 2016. Calculations of efficiency of investment projects. M., CJSC Finstatinform, 2016: 131 (in Russian).
21.Titov A.B., Vaganova O.V. 2016. Some aspects of the functioning of the regional innovation system (case study: Belgorod region). News the Irkutsk state economic academy, 26(4): 550-556 (in Russian).
22.Homkalov G.V. 2001. Assessment of the attractiveness of investment objects: theory and practice Irkutsk: Publishing house of the Irkutsk state economic academy, 2001: 184 (in Russian).
23.Tsarev B.B. 2014. Assessment of cost efficiency of inkvestition. SPb., Science, 2014: 464 (in Russian).
24.Buffie E.F. 2016. Public Investment, Growth, and Debt Sustainability: Putting Together the Pieces. E.F. Buffie, A. Berg, C. Pattillo, R. Portillo, L.-F. Zanna. Working Paper 12/144. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2016/12/31/Public-Investment-Growth-and-Debt-Sustainability-Putting-together-the-Pieces-25962 (accessed: 26.07.2019).
25.Glagolev S.N. and Vaganova O.V. 2013. The Financial Mechanism to Ensure the Innovation Process. World Applied Sciences Journal, 25 (12): 1729-1734.
26. Global Economic Prospects: Weak Investment in Uncertain Times. 2019. World Bank Group. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/25823/9781464810169.pdf. (accessed: 14.07.2019).
27. Investment Incentives: The good, the bad and the ugly Assessing the costs, benefits and options for policy reform 2019. Vale Columbia Center on Sustainable International Investment. Available at: http://ccsi.columbia.edu/files/2014/01/VCC_conference_paper_-Draft_Nov_12.pdf. (accessed: 30.06. 2019).
28.Mandl U. 2008. The Effectiveness and Efficiency of Public Spending European Economy 2008. Economic Papers 301. European Commission. Brussels, Available at: http://ec.europa.eu/ economy_finance/publications/pages/publication11902_en.pdf. (accessed: 05.07.2019).
29.World Investment Report 2019. UNCTAD. 2019. Available at: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf. (accessed:24.07.2019).
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Машевская О.В. 2019. Инвестиционная привлекательность республики Беларусь. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (3): 442-456. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-442-456.
Mashevskaya O.V. 2019. Investment attractiveness ofthe Republic of Belarus. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (3): 442-456 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-442-456.