УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 339.9+330.322 JEL F02, F21, F29 DOI 10.26425/2309-3633-2020-2-39-48
Получено: 04.05.2020 Одобрено: 05.06.2020 Опубликовано: 03.07.2020
Опыт реализации региональной инвестиционной политики Евросоюза по привлечению прямых иностранных инвестиций
Невьянцева Лилия Сергеевна1, Власова Наталья Юрьевна2,
1аспирант, Уральский государственный экономический университет, ORCID: 0000-0002-1009-4317, e-mail: [email protected]
2д-р экон. наук, профессор, Уральский государственный экономический университет, ORCID: 0000-0002-0472-671X, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрена инвестиционная политика регионов Еврозоны в отношении прямых иностранных инвестиций. Дана количественная оценка прямых иностранных инвестиций в глобальном аспекте и на уровне Евросоюза. Определено, что по итогам 2018 г. снизились как глобальные потоки прямых иностранных инвестиций, так и на уровне экономики Евросоюза. Приведен рейтинг стран Еврозоны по уровню прямых иностранных инвестиций за 2018 г., лидерами которого являются Германия, Ирландия и Франция. Проведен анализ рынка прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности. Выявлено, что большую долю рынка составляют продажи и маркетинг (до 40 %), а также сфера производства (до 30 %). Более подробно освещены тенденции в инвестиционной политике тех стран, в которых зафиксированы резкий рост либо резкий спад прямых иностранных инвестиций, а именно: Франции, Германии, Испании, Бельгии, Польше и Ирландии. Выделены основные факторы, негативно влияющие на инвестиционную ситуацию в Евросоюзе, среди которых: общая политическая нестабильность, угрозы глобального протекционизма, высокий уровень государственного долга в ряде государств, фискальная реформа и экономическая политика США и другие.
С учетом текущих проблем в Евросоюзе сформулированы рекомендации по активизации инвестиционной политики в сфере прямых иностранных инвестиций на уровне данного регионального объединения, направленные на содействие его социально-экономического развития. Основное внимание при разработке инвестиционной политики в странах Евросоюза необходимо уделять аспектам, содействующим макроэкономической и политической стабильности, созданию благоприятной бизнес-среды и формированию надежной законодательной базы. Кроме того, крайне важно в сложившихся условиях провести структурные реформы в отношении финансового сектора: снизить бюджетный дефицит и государственный долг в ряде стран. В завершении подчеркивается, что реализуя инвестиционную политику в соответствии с текущими потребностями экономики Еврозоны, возможно сократить разрыв в развитии европейских регионов и создать интегративный и более сильный в экономическом плане союз.
Ключевые слова: валовой внутренний продукт, глобализация, Европейский союз, инвестиционная политика, инвестиционные проекты, инвестиционные связи, прямые иностранные инвестиции, экономический рост.
Цитирование: Невьянцева Л.С., Власова Н.Ю. Опыт реализации региональной инвестиционной политики Евросоюза по привлечению прямых иностранных инвестиций//Управление. 2020. № 2. С. 39-48.
© Невьянцева Л.С., Власова Н.Ю., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
MANAGEMENT IN ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS
JEL F02, F21, F29 DOI 10.26425/2309-3633-2020-2-39-48
Received: 04.05.2020 Approved: 05.06.2020 Published: 03.07.2020
Experience in implementing the European Union's regional investment policy to attract foreign direct investments
Nevyantseva Liliya1, Vlasova Natalia2,
1Postgraduate student, Ural State University of Economics, Russia, ORCID: 0000-0002-1009-4317, e-mail: [email protected]
2Doctor of Economic Sciences, Professor, Ural State University of Economics, Russia, ORCID: 0000-0002-0472-671X, e-mail: [email protected]
Abstract
The article reviews the investment policy of the Eurozone regions in relation to foreign direct investments (hereinafter-FDI). A quantitative assessment of FDI in the global aspect and at the level of the European Union has been given. It has been determined that both global FDI flows and at the level of the EU economy decreased at the end of 2018. The rating of the Eurozone countries by the level of FDI for 2018, the leaders of which are Germany, Ireland and France, is given. The FDI market by type of economic activity has been analysed. It has been revealed that a large share of the market is made up of sales and marketing (up to 40%) and production sector (up to 30%). In more detail the trends in the investment policy of those countries that recorded a sharp growth or a sharp decline in FDI have been highlighted, namely, France, Germany, Spain, Belgium, Poland and Ireland. The main factors that negatively affect the investment situation in the European Union have been emphasized, including: General political instability, threats of global protectionism, high levels of public debt in a number of countries, fiscal reform and US economic policy, and others.
At the end, taking into account the current problems in the EU, recommendations have been formulated to activate the investment policy in the field of FDI at the level of this regional Association, aimed at promoting its socio-economic development. The main focus of investment policy development in the EU countries should be on aspects that promote macroeconomic and political stability, create a favorable business environment and create a reliable legal framework. In addition, it is extremely important to carry out structural reforms in the financial sector: to reduce the budget deficit and public debt in a number of countries. In conclusion, it is emphasized that by implementing an investment policy in accordance with the current needs of the Eurozone economy, it is possible to reduce the gap in the development of European regions and create an integrative and stronger economic Union.
Keywords: economic growth, European Union, foreign direct investments, globalization, gross domestic product, investment policy, investment projects, investment relations.
For citation: Nevyantseva L.S., Vlasova N.Yu. Experience in implementing the European Union's regional investment policy to attract foreign direct investments (2020) Upravlenie, 8 (2), pp. 39-48. DOI: 10.26425/2309-3633-2020-2-39-48
© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
В условиях глобализации и интернационализации стран, государств и экономических систем особую актуальность приобретает интенсификация инвестиционного обмена в мировом масштабе, позволяющая финансово-промышленным группам и крупным компаниям привлечь в свою страну новые производственные и управленческие технологии, участвовать в крупнейших мировых цепочках выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, расширять возможности экспорта национальных товаров и услуг. Мировой опыт показывает, что страны, активно участвующие в международном движении капитала, имеют более высокие темпы экономического роста и производительности труда. В связи с этим в глобальном аспекте инвестиционного процесса наибольший интерес представляет именно движение прямых инвестиций.
Согласно определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ) — инвестиции, которые подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними [8].
Протекающая в настоящее время глобализация экономических систем сопровождается расширением географии инвестиционных связей, то есть их территориальной экспансией. Поскольку в современном мире Евросоюз позиционируется одним из самых развитых региональных интеграционных блоков, который оказывает глобальное влияние на остальные страны и задает векторы общемировых тенденций, то представляется необходимым исследовать особенности реализации инвестиционной политики в сфере привлечения ПИИ на уровне этого регионального объединения. Вообще, в контурах экономической политики стран Евросоюза взаимные внешние инвестиции выступают ключевым компонентом инфраструктуры, связывающей европейскую экономику с глобальными цепочками создания добавленной стоимости.
С течением времени в региональной (в том числе и в инвестиционной) политике Еврозоны сложилось три основных направления, лежащих в основе интеграционного движения:
• политика экономического сближения (сплочения), в рамках которой делается упор на оказание помощи (в том числе и инвестиционной) регионам-аутсайдерам для сужения границ социально-экономического отставания от регионов-лидеров;
• политика по улучшению конкурентоспособности регионов и росту занятости;
• политика содействия региональному и национальному сотрудничеству для сокращения экономического значения страновых границ [4].
Что касается конкретно особенностей инвестиционной политики Евросоюза, то следует сказать, что становление ее современного этапа базируется на подходе, являющимся, во-первых, глобальным (согласование внутреннего аспектов и внешних), во-вторых, интегрированным (взаимосвязь звеньев социально-экономической политики), и в-третьих, всеохватывающим (решение не только экономических, но и социальных проблем) [1].
С учетом вышеизложенного региональную инвестиционную политику на уровне Евросоюза можно трактовать как систему согласованных социально-экономических решений, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение эффективного распределения инвестиционных средств, в рамках интеграционного объединения в целях смягчения наднациональных диспропорций в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности отдельных территорий.
Переходя к количественному анализу ПИИ на уровне Евросоюза, оценим текущую инвестиционную ситуацию в глобальном аспекте.
По итогам 2018 г. глобальные потоки ПИИ снизились на 27 % (до 1,097 трлн долл. США), что составляет 1,3 % мирового валового внутреннего продукта (далее — ВВП), являясь минимальным объемом с 1999 г. Такой «обвал» спровоцирован, в основном, налоговой реформой в США, в результате которой американские материнские компании репатриировали значительные объемы финансовых средств из зарубежных дочерних предприятий. В результате негативная динамика по ПИИ в 2018 г. сохранилась и после того, как в 2017 г. данный показатель упал на 16 %. Ключевыми донорами ПИИ на мировой рынке инвестиций выступили Япония, Китай и Франция, а главными инвестиционными реципиентами — США, Китай, Нидерланды, Великобритания и Бразилия [7].
В европейской экономике произошло снижение ПИИ впервые с 2012 г. Основной удар пришелся на крупнейшие экономики — ПИИ в Великобританию (до ее выхода из Еврозоны) и Германию упали на 13%, а во Франции их рост составил всего 1 %. Однако значительно (более чем на 30 %) выросли ПИИ в Бельгию, Испанию и Ирландию. Причем в Евросоюзе в течение 2018 г. наблюдался «обвал» как экспорта инвестиционного капитала в другие
страны, так и импорта инвестиций из других стран (табл. 1). Как уже отмечалось, во многом это является следствием оттока американского капитала из Еврозоны обратно в США, а также резким торможением темпов роста ВВП в странах Евросоюза.
В таблице 2 представлен рейтинг стран Евросоюза за 2018 год по уровню ПИИ (без учета Великобритании). Заранее отметим, что лидерами в этом рейтинге являются США и Китай. Россия находится на 31 месте.
Таблица 1
Фрагмент платежного баланса Еврозоны: финансовый счет
Table 1. A fragment of the Eurozone balance of payments: financial account
Показатель 2017 г. 2018 г.
вывоз ввоз вывоз ввоз
Прямые инвестиции, млрд евро 435,4 356,8 -220,2 -272,9
Рейтинг Экономика Размер ПИИ, млн долл. США
3 Германия 105 277 588 652
7 Ирландия 64 535 780 983
9 Франция 59 849 224 138
13 Испания 44 666 731 331
17 Италия 30 903 528 696
25 Польша 12 034 000 000
28 Австрия 11 246 052 144
33 Чехия 8 493 644 234
34 Румыния 6 881 990 396
41 Дания 5 390 959 073
42 Португалия 4 859 073 658
43 Мальта 4 806 769 130
44 Швеция 4 632 141 925
46 Греция 4 310 933 424
60 Болгария 2 579 940 000
61 Словакия 2 551 746 102
70 Словения 1 523 856 932
81 Хорватия 1 284 360 878
83 Эстония 1 190 717 660
95 Литва 867 618 645
115 Латвия 423 271 482
189 Кипр -332 970 121
192 Финляндия -4 878 401 765
194 Люксембург -5 615 033 227
197 Бельгия -64 050 595 649
199 Венгрия -72 821 104 573
201 Нидерланды -239 270 346 591
Источник: [8] / Source [8] 42
Источник: [5] / Source [5]
Таблица 2
Рейтинг стран Евросоюза по уровню прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 2018 г.
Table 2. Rating Of Eurozone countries in terms of foreign direct investment in 2018
Таким образом, самыми инвестиционно активными в сфере ПИИ являются развитые и экономически сильные страны Еврозоны — Германия, Ирландия, Франция, Испания. Отрицательные значения показателя ПИИ у Кипра, Финляндии, Люксембурга, Бельгии, Венгрии и Нидерландов свидетельствует о том, что экспорт инвестиций в данных экономиках опережает их импорт.
Анализ ПИИ по видам экономической деятельности показал, что большую долю рынка, до 40 %, составляют продажи и маркетинг. Далее, 29 % рынка ПИИ, принадлежит производству. Примерно по 10 % ПИИ приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) и логистику [10]. При этом по основным видам деятельности зафиксировано сокращение числа проектов в 2018 г.: число проектов ПИИ в сфере продаж и маркетинга сократилось на 11 % (до 2 511), в сфере производства — на 6 % (до 1 869). Отмечается, что падение инвестиций в ключевых секторах связано с опасениями бизнеса по поводу политической нестабильности и падения платежеспособного спроса в странах Европы, что в свою очередь обусловлено пессимистичными прогнозами экономического развития.
В отношении сфер НИОКР и логистики наблюдается положительная динамика. В первом случае это связано с ростом числа проектов в секторе цифровых технологий, главным образом, за счет интенсивной деятельности американских корпораций в области цифровизации, во втором — с активной реализацией стратегий реорганизации цепочек поставок, начавшейся в 2016 г. в странах Евросоюза.
В таблице 3 представлен обзор инвестиционной ситуации в странах Евросоюза, где на уровне отдельных регионов отмечено существенное ослабление инвестиционной деятельности в сфере ПИИ (Франция и Германия), а также где происходит уверенный рост внешних инвестиций (Испания, Бельгия и Ирландия).
Рассматривая инвестиционную ситуацию в странах Евросоюза, остановимся более подробно на особенностях реализации инвестиционной политики в них. «Во Франции в рамках Национальной инвестиционной программы заключены задачи по росту конкурентоспособности предпринимательства и применению опыта инновационной деятельности в стратегических секторах (нано- и биотехнологий, цифрови-зации, в развитии промышленности и технологий
Таблица 3
Страны Европы: серьезный спад на фоне растущих проблем
Table 3. European countries: serious decline amid growing problems
Страна Текущая ситуация в сфере ПИИ
Франция В 2018 г. отмечается фактически отсутствие роста ППИ в сравнении с бурными периодами прошедших 2 лет. Число новых проектов увеличилось в 2018 г. на 1 % до 1 027 проектов, а в 2016-2017 и гг. прирост составлял 31 % и 30 % соответственно. Однако в 2018 г. в стране зафиксировано достаточно много проектов (чем в любой другой стране Европы) в сфере НИОКР (144) и производства (339). Сейчас французские власти беспокоит негативное влияние на инвестиции протестные движения «желтых жилетов».
Германия Сдерживание ПИИ в Германии обусловлено слабым экономическим ростом и снижением автомобильного производства: число новых проектов в 2018 г. уменьшилось с 1 124 до 973, или на 13 %. Автомобильное производство сократилось во II полугодии 2018 г. на 7 % в сравнении с I полугодием, что вызвано целым рядом неблагоприятных факторов, а именно введением тарифов США, ростом вероятности «жесткого» Вгехй, уменьшением китайского спроса и ужесточением стандартов в области экологии.
Испания В Испании зафиксирован значительный рост объема ПИИ (на 32 %) в 2018 г. в результате мощного прорыва в цифровых технологиях: в данном секторе экономики было запущено 70 проектов с привлечением ПИИ. Кроме того, существенный рост отмечен в транспортной, логистической и финансовой отраслях. В связи с этим эксперты связывают рост числа торговых и маркетинговых проектов на 77 % - с 65 % в 2017 г. до 115 % в 2018 г.
Бельгия Бельгия демонстрирует уверенный рост по всем направлениям. В 2018 г. в стране было запущено 278 проектов ПИИ, что превышает показатель предыдущего года на 29 %. Страна, являясь политико-географическим центром Европы, извлекала явную выгоду от процесса выхода Великобритании из Евросоюза и реализацией стратегий реорганизации цепочки поставок, которая началась несколько лет назад по всей Европе: количество логистических проектов увеличилось на 18 %. Кроме того, в 2018 г. количество проектов НИОКР и проектов по созданию новых головных офисов возросло более, чем в два раза.
Польша В 2018 г. приток ПИИ в Польшу возрос на 38 %, общее число проектов ПИИ составило 272. Традиционные производственные сектора экономики (транспорт, химическая промышленность и машиностроение) продемонстрировали почти двукратное увеличение объема привлеченных ПИИ (127 проектов в 2018 г.), в настоящее время на них в совокупности приходится 47 % от общего объема ПИИ в страну.
Ирландия В Ирландии также зафиксирован резкий рост объема ПИИ (на 52 %) в связи с Вгехй. Это позволило запустить 205 новых проектов в секторах цифровых технологий, деловых услуг и финансовом секторе. Кроме того, в стране действует конкурентная ставка налога на прибыль юридических лиц в размере 12,5 %, и, наряду с этим, Ирландия вкладывает значительные средства в развитие цифровой и финансовой грамотности.
Источник: [10] / Source [10]
по сохранению окружающей среды, инновационных кластеров). Приняты новые условия возмещения налогов при ведении НИОКР, отменен ряд местных налогов» [6, с. 225]. Тем не менее, ввиду низкого роста ВВП по сравнению с другими странами Евро-зоны и высокой налоговой нагрузки инвестиции в стране падают. Финансово-инвестиционные отношения между Францией и зарубежными странами регулируются Валютно-финансовым кодексом, а структура «Бизнес Франс» целенаправленно ориентирована на привлечение ПИИ и занимается улучшением инвестиционного имиджа страны. Сегодня французское правительство волнуют вопросы, связанные с упрощением приема инвесторов из-за рубежа, снижением уровня налогообложения и регулированием таможенных процедур. Для этого были приняты меры в отношении гарантий налоговой стабильности (сейчас на время реализации проекта налоговые ставки постоянны), спонсируется открытие иностранных стартапов.
В Германии, несмотря на снижение инвестиционной активности по ПИИ, действует очень либеральная экономическая политика. В отношении ПИИ немецким правительством установлено статусное правило, предоставляющее внешним инвесторам бесплатный доступ к инвестициям во всех секторах, включая национальные (телекоммуникации, образование, и т. д.). Иностранные инвесторы наделены правом на 100 % владение бизнесом даже в признанных секторах, находящихся в свободном доступе. Также немецкое законодательство предусматривает предоставление финансовых грантов (кредитов с низкой процентной ставкой) зарубежным инвесторам для проведения НИОКР. Помимо этого, в Германии действует привлекательная налоговая политика в отношении ПИИ, а низкий уровень коррупции, несомненно, дает стране преимущество перед другими членами Евросоюза. Также в стране функционирует достаточное количество особых экономических зон, что позволяет зарубежным инвесторам минимизировать свои расходы, разместив на данных территориях производственные площадки.
Испания сейчас активно реализует стратегию внешнеэкономического развития страны, направленную на усиление своего положения в мировом сообществе. В «Стратегии международной деятельности», принятой в 2015 г., одним из инструментов, направленных на формирование государственного имиджа и привлечение ПИИ, определяется долгосрочная программа «Марка Испания». Координирует деятельность по привлечению внешних инвестиций и поддержке экспорта Государственный секретариат по торговле. Кроме того, функционирует
специальная дирекция Invest in Spain, предоставляющая информационно-консультационную помощь внешним инвесторам. В Испании, как и большинстве стран Еврозоны, ПИИ осуществляются в режиме полной либерализации: иностранные инвесторы и национальные компании наделены равными правами по ведению своей деятельности, независимо от характеристик инвестиций. Налоговая нагрузка инвесторов ниже, чем во многих странах зоны Евро. Предусмотрено предоставление налоговых льгот для осуществления инновационных инвестиций. Бонусное преимущество Испании в том, что у нее со многими странами мира подписано Соглашение об избежание двойного налогообложения.
Бельгийская инвестиционная политика направлена на привлечение ПИИ и обеспечение свободного движения финансовых средств. Инвесторы из-за рубежа имеют возможность получить кредиты без какой-либо дискриминации и по тем ставкам, которые действуют на бельгийском рынке. Развита банковская система: функционируют как бельгийские, так и иностранные банки, четко соблюдаются все директивы Еврозоны в инвестиционной области. Поддержка инвестиций на страновом уровне возложена на Бельгийскую компанию по международным инвестициям и Экспортно-кредитное агентство Credendo. Как правило, для размещения своего капитала на территории страны иностранным инвестором не требуется получение предварительного разрешения. Однако, для таких видов деятельности, как страхование, производство и продажа продуктов питания, розничная торговля и банковское обслуживание зарубежным инвесторам должно быть дано официальное разрешение на их осуществление.
В Польше же какой-либо специальный закон, регулирующий иностранные инвестиции, отсутствует. Общие правовые основы экономической деятельности в стране установлены Гражданским кодексом, Кодексом коммерческих предприятий и Законом о свободе хозяйственной деятельности. Инвестиционная деятельность инвесторов из стран Евросоюза и ЕАСТ осуществляется полностью на таких же правах и основаниях, которые приняты в отношении польских резидентов. Интенсификация инвестиционных процессов в сфере ПИИ особенно активно проявилась после вступления Польши в Евросоюз. Открывшиеся возможности для инвестиционного обмена позволили привлечь в страну значительные объемы ПИИ от ведущих транснациональных корпораций, а польские компании, в свою очередь, получили доступ к выходу на внешние рынки, открыв для себя выгодные цепочки сбыта продукции. Высокий уровень инвестиционной привлекательности
Польши для внешних инвесторов обусловлен выгодным экономико-географическим положением страны, достаточно емким внутренним рынком, а также наличием квалифицированной и относительно недорогой рабочей силы. Кроме того, конкурентные преимущества Польши определяются и низким уровнем налоговой нагрузки в отношении доходов юридических лиц (в Польше такой налог установлен на уровне 19 %, что значительно ниже среднего показателя на уровне стран ОЭСР, составляющему почти 24 %). Основным государственным институтом поддержки ПИИ в Польше является Польское агентство инвестиций и торговли.
По оценкам Forbes, Ирландия является одной из привлекательных страной для внешних инвесторов ввиду открытой, прозрачной и хорошо управляемой инвестиционной среды, динамичной и инновационной бизнес-культуры. Сейчас в рамках инвестиционных программ развития Ирландии сделан весомый акцент на защите прав и интересов инвестора; утверждена лояльная налоговая политика. Инвестиционное законодательство страны достаточно либерально в отношении сфер промышленности и торговли (например, отсутствуют общие запреты на покупку иностранцами акций в ирландских компаниях, нет ограничений по гражданству для менеджмента и акционеров в коммерческих структурах).
Однако, несмотря на либеральность и эффективность инвестиционной политики стран Еврозо-ны, на динамику инвестиций сильное влияние оказывает снижение темпов экономического роста (рис. 1). Рост ВВП замедлился до 1,8 % в сравнении с 2,4 % в 2017 г. Однако в 2019 г. отметилась положительная динамика: во II квартале 2019 г. в сравнении с предыдущим ВВП вырос на 0,2 %, а в I квартале - на 0,4 % [11].
Такое положение дел спровоцировано рядом других взаимосвязанных макроэкономических факторов, влияющих на инвестиционный процесс в Еврозоне. К таким факторам эксперты относят следующие:
• угрозу глобального протекционизма (европейские экспортеры имеют проблемы, вызванные торговыми барьерами по всему миру);
• высокий уровень государственного долга в ряде государств;
• сокращение производительности труда (особенно в секторе услуг);
• отсутствие структурных реформ, особенно в части финансового и фискального сектора;
• усиление экономической конкуренции с США и Китаем;
• проблемы, связанные с окружающей средой и демографическими изменениями, в том числе с миграцией;
3 н
IZ со со
о
2,4
1,2
0,6 -
0
12-14
09-15 06-16
min = 0,9
03-17
12-17 max
09-18
06-19
2,8
Источник: [11] / Source [11]
Рис. 1 Темпы роста валового внутреннего продукта Еврозоны, % к аналогичному кварталу предыдущего года
Figure 1. Eurozone gross domestic product growth rate, % compared to the same quarter of the previous year
• рост цен на энергоносители, неэнергетические промышленные товары т. д.
В целом ослабление экономической активности в Евросоюзе является следствием как долгосрочных факторов, связанных с общими изменениями в мировой экономике, так и временных, среди которых: политическая нестабильность, увеличение цен на нефть, риски глобальной политики, фискальная реформа и экономическая политика США, конкуренция на развивающихся рынках, неопределенность в области тарифной и торговой политики, высокая волатильность курсов валют, цен на сырьевые товары и иных рынков капитала [10; 12].
На наш взгляд, для улучшения инвестиционной ситуации в целом Евросоюзу важно решить задачи, связанные с проведением структурных реформ по регулированию финансового сектора, снижением бюджетного дефицита и госдолга в ряде стран, а также улучшить экономическое регулирование во всей Еврозоне. Иначе говоря, для привлечения иностранных инвесторов на свою территорию, не подвергнув их деятельность высокому риску, требуется проведение стабильной макроэкономической политики. Конечно, в условиях обострения на глобальных рынках ценовой конкуренции размещение производственных площадок в Еврозоне весьма привлекательно для иностранных инвесторов ввиду доступности финансовых ресурсов, хорошо развитой грантовой поддержки (особенно в сфере инноваций и цифровых технологий), лояльности налоговой политики, четко проработанного законодательства по защите прав и интересов иностранных инвесторов на уровне отдельных стран союза.
Однако на решение инвесторов направлять капитал в страны Еврозоны сильное влияние оказывают такие экономико-политические риски, присущие Европе, как: рост популистских и протекционистских настроений, проблемы по преодолению внешнеторговых барьеров, инфляционные процессы в некоторых секторах, провоцирующие падение покупательской способности, миграционные потоки и нехватка квалифицированных кадров, а также общая интеграционная геополитическая нестабильность. Для снижения инвестиционных рисков важно закладывать фундамент стабильного, устойчивого экономического роста и реализации долгосрочной стратегии развития. В данной ситуации Евросоюзу необходимо придерживаться многостороннего подхода к реализации глобальной политики, основанного на международных инвестиционных соглашениях и взаимном сотрудничестве с расчетом на долгосрочный период, делая упор на устойчивое финансирование прямых инвестиций, устойчивое
производство и потребление и устранение регионального неравенства.
В свою очередь, для стабилизации инвестиционной ситуации и макроэкономического положения в целом Еврокомиссия призвала страны Евросоюза вести грамотную бюджетную политику и не допускать увеличения дефицита текущих расходов более 3 %. Таким образом, они смогут высвободить дополнительные ресурсы для инвестиций, а также сберечь средства на случай нового кризиса [9].
В завершении отметим, что на сегодняшний день движение ПИИ является ярким проявлением процессов глобализации и интернационализации мирового хозяйства. Для многих развивающихся экономик ПИИ — значимый источник финансовых ресурсов, причем достаточно стабильных, а также это тот капитал, который обеспечивает появление в стране-реципиенте современных технологий, организационных навыков и распределительных сетей. Если учесть, что при прочих равных условиях в случае дефицита ресурсов отдача от них максимальна, то более бедные государства с небольшим капиталом, богатыми природными ресурсами и большим количеством неквалифицированной рабочей силы должны активно привлекать транснациональные корпорации, превращая их инвестиции в потенциально мощный фактор конвергенции доходов [2].
На любом уровне (глобальном, национальном, региональном) для активизации притока ПИИ первоочередным является содействие макроэкономической и политической стабильности, формирование благоприятной бизнес-среды с адекватной инфраструктурой. Для этого странам Еврозо-ны необходимо сосредоточить усилия в целом на организации разумной экономической политики, формировании надежной законодательной базы и благоприятного инвестиционного климата. Как справедливо отмечается в работе [3], национальное правительство не должно самоустраняться от регулирования и контроля за потоком ПИИ, а должно, напротив, направлять его в приоритетные, в первую очередь, для принимающей страны-реципиента отрасли экономики, а не для транснациональных корпораций.
Таким образом, любые инвестиции, осуществляемые на территории Еврозоны, должны максимально соответствовать следующим правилам:
• содействовать социально-экономическому развитию, способствовать созданию новых рабочих мест на отсталых территориях;
• быть нацеленными на социально-экономические блоки: социальную инфраструктуру, человеческий капитал, энергетику, водоснабжение, транспорт,
информационно-коммуникационные технологии, окружающую среду;
• оказывать финансовую помощь малым и средним предприятиям;
• быть согласованными со стратегиями стран-партнеров и максимально соответствовать их политике, выступать эффективным инструментом политических диалогов со странами-партнерами, а также в целом поддерживать общие цели политики Евросоюза.
Привлечение ПИИ в страны Еврозоны в целом должно содействовать развитию цифрового внутреннего рынка, повышению уровня занятости и инвестиций по всей Европе в целях ускорения экономического роста. Особое внимание в рамках
инвестиционной политики на уровне отельных стран необходимо уделять транспортной и экологической инфраструктуре, возобновляемым источникам энергии, инвестициям в человеческий капитал, образование и профессиональную подготовку кадров в экономически слабых, отсталых регионах, способствуя расширению экономического потенциала всех стран-участников. Реализуя инвестиционную политику в странах Еврозоны в русле экономического сближения с остальным миром, возможно сбалансировать диспропорции в развитии между регионами, создать интегративный и более сильный в экономическом плане союз.
Библиографический список
1. Адаманова, З. О. Инвестиционные процессы в ЕС: посткризисные тенденции и новая политика стимулирования // Научный вестник Одесского национального экономического университета. 2014. № 3 (211). С. 5-15.
2. Беляев, Д. В. Тенденции развития прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 253-263.
3. Кочемасова, А. В. Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации экономики // Финансы и кредит. 2013. № 18 (546). С. 66-77.
4. Муртузалиева, С. Ю. Европейский опыт региональной политики // Наука - промышленности и сервису. 2010. №5-1. С. 225-229.
5. Россия в международном движении капитала в 2018 -начале 2019 года: аналитический доклад / А. С. Булатов, Ю. Д. Квашнин, А. В. Кузнецов и др.; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, лаборатория международного движения капитала. Москва: МГИМО-Уни-верситет, 2019. 59 с.
6. Тюрина, О. А. Политика Франции в области прямых иностранных инвестиций в условиях мирового финансового кризиса и кризиса зоны евро // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 2 (20). С. 224-230.
7. В 2018 году прямые иностранные инвестиции в мире снизились на 27% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/news/economy/ аШс1е-613887 (дата обращения: 18.04.2020).
8. Глобальный рейтинг стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ research/foreign-direct-investment-index/info (дата обращения: 18.04.2020).
9. Еврокомиссия назвала и проанализировала главные экономические вызовы ЕС [Электронный ресурс]. -
References
1. Adamanova Z. O. Investitsionnye protsessy v ES: postkriz-isnye tendentsii i novaya politika stimulirovaniya [Investment processes in the EU: post- crisis trends and new stimulus policies], Nauchnyi vestnik Odesskogo natsiona'lnogo ekonom-icheskogo universiteta [Scientific Bulletin of the Odessa National Economic University], 2014, no. 3 (211), pp. 5—15.
2. Belyaev D. V. Tendentsii razvitiya pryamykh inostrannykh investitsii v usloviyakh globalizatsii [ Trends in the development of foreign direct investment in the context of globalization], Molodoi uchenyi, 2013, no. 5, pp. 253—263.
3. Kochemasova A. V. Mirovoi opyt privlecheniya pryamykh inostrannykh investitsii v usloviyakh globalizatsii ekonomiki [World experience in attracting foreign direct investment in a globalized economy], Finansy i kredit [Finance and Credit], 2013, no. 18 (546), pp. 66-77.
4. Murtuzalieva S. Yu. Evropeiskii opyt regional>noi politiki [European experience in regional policy], Nauka -promyshlennosti i servisu, 2010, no. 5-1, pp. 225-229.
5. Rossiya v mezhdunarodnom dvizhenii kapitala v 2018 — nachale 2019 goda: analiticheskii doklad [Russia in international capital flows in 2018-early 2019: analytical report], A. S. Bulatov. Yu. D. Kvashnin, A. V. Kuznetsov, et al, Moskovskii gosudarstvennyi institut mezhdunarodnykh ot-noshenii (universitet)Ministerstva inostrannykh del Rossi-iskoi Federatsii, laboratoriyame zhdunarodnogo dvizheniya kapitala [Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation, Laboratory of International Capital Movement], Moscow, MGIMO-Universitet, 2019, 59 p.
6. Tyurina O. A. Politika Frantsii v oblasti pryamykh inostrannykh investitsii v usloviyakh mirovogo finansovogo krizisa i krizisa zony evro [France's foreign direct investment policy in the context of the global financial crisis and the Euro zone crisis], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science of the Person: Humanitarian Researches], 2015, no. 2 (20), pp. 224-230.
7. V 2018 godu pryamye inostrannye investitsii v mire snizilis' na 27% [In 2018, foreign direct investments in the world decreased by 27%]. Available at: https://ru.investing.com/ news/economy/article-613887 (accessed 18.04.2020).
Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/11/2018/ 5Ьб33^9а7947812ЬаЬ8е97 (дата обращения: 20.04.2020).
10. Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ey.com.br/Publication/vwLUAssets/ey-european-attractiveness-survey-2019-ras/$FILE/ey-european-attractiveness-survey-2019 rus.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
11. Обзор мировой экономики — июль 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ereport. ru/reviews/rev20l907.htm(дата обращения: 18.02.2020).
12. Экономика Евросоюза в 2019 году: останется ли «общий дом» на плаву? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eurasia.expert/ekonomika-evrosoyuza-v-2019-godu/ (дата обращения: 18.04.2020).
8. Globalnyi reiting stran i territorii mira p o urovnyu pryamykh inostrannykh investitsii [Global ranking of countries and territories of the world by the level offoreign direct investments]. Available at: https://gtmarket.ru/research/foreign-di-rect-investment-index/info (accessed 18.04.2020).
9. Evrokomissiya nazvala i proanalizirovala glavnye ekonom-icheskie vyzovy ES [The European Commission named and analyzed the main economic challenges of the EU]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/21/11/2018/5bf-533da9a7947812bab8e97 (accessed 20.04.2020).
10. Issledovanie investitsionnoi privlekatel'nosti stran Evropy [Research of investment attractiveness of European countries]. Available at: https://www.ey.com.br/Publication/vwLUAs-sets/ey-european-attractiveness-survey-2019-rus/$FILE/ ey-european-attractiveness-survey-2019rus.pdf (accessed 18.04.2020).
11. Obzor mirovoi ekonomiki — iyul' 2019 goda [World economy overview-July 2019]. Available at: http://www.ereport.ru/ reviews/rev201907.htm (accessed 18.04.2020).
12. Ekonomika Evrosoyuza v 2019 godu: ostanetsya li "obshchii dom" na plavu? [EU economy in 2019: will the "common house"remain afloat?]. Available at: https://eurasia.expert/ ekonomika-evrosoyuza-v-2019-godu/ (accessed 18.04.2020).