Инновационные проблемы структурной перестройки
экономики
УДК 330.322:339.727.22
Н.В. ШЕМЯКИНА, канд. экон. наук, доцент, и.о. директора института, e-mail: [email protected], В.И. ПОХИЛЬКО, аспирант, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Обоснована необходимость проведения эффективной политики привлечения прямых иностранных инвестиций, определены внешние и внутренние факторы влияния на возможность и объемы привлечения иностранных инвестиций в экономику. На основе исследования мирового опыта привлечения иностранных инвестиций определены основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, стимулирование, мировой опыт, государство, инвесторы, инвестиционная политика, налоги.
Shemyakina N.V., Pokhilko V.I. International experience in attracting foreign direct investment.
The article substantiates the need for an effective policy of attracting foreign direct investment, identifies external and internal factors influencing the ability and volumes of attracting foreign investment in the economy. Based on studying the global experience in attracting foreign investments, the main directions for increasing the investment attractiveness of the economy have been identified.
Keywords: foreign direct investment, incentives, international experience, state, investors, investment policy, taxes.
В последние годы инвестиционная составляющая занимает доминирующую позицию в экономической политике практически всех развитых государств, которые реализуют стратегию индустриального лидерства на основе инновационной активности [1].
В условиях повышения технико-технического уровня производства на основе опережающего развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей необходимым является проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на стимулирование развития реального сектора экономики государства. Приток иностранных инвестиций может содействовать эффективному распределению ресурсов, что, в свою очередь, будет стимулировать экономический рост. В качестве базиса инновационного развития могут рассматриваться прямые иностранные инвестиции из развитых стран в развивающиеся.
Проблемам привлечения иностранных инвестиций посвящен ряд научных работ, среди которых следует выделить М. Фридмана [2], П. Фишера [3], С.Ю. Глазьева [4], Д.Н. Самусенко [5], Г.В. Скрипникова [6].
© Н.В. Шемякина, В.И. Похилько, 2018
ISSN 2519-2019 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2018, № 4(12)
Создание действенного механизма активизации всех потенциальных инвестиционных источников, в том числе иностранных инвестиций, должно обеспечить экономические, организационные, законодательные, информационные условия для эффективного развития экономики. Вследствие актуальности и сложности проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в современных условиях целесообразным является исследование мирового опыта стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, определение внешних и внутренних факторов влияния на возможность привлечения иностранных инвестиций, повышения инвестиционной привлекательности экономики, что является целью данной статьи.
Одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в экономику. В условиях жесткой конкуренции на внутренних и внешних рынках всё более актуальным становится не только мобилизация внутренних финансовых источников инвестирования, но и
привлечение внешних инвестиционных ресурсов. Преобразования в сфере производства и обращения, изменения экономических условий хозяйствования на фоне постоянной нехватки инвестиционных ресурсов обуславливают необходимость проведения эффективной политики привлечения прямых иностранных инвестиций, которые способствуют развитию экономики, содействуют внедрению высоких технологий, созданию новых рабочих мест.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - долгосрочные вложения капитала, которые обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения капитала. Таким образом, ПИИ - это капитал (денежный или основной), предоставляемый инвестором - юридическим лицом, иностранной компанией, над которым фактически устанавливается контроль инвестора на долгосрочную перспективу [7].
По данным ЮНКТАД (орган Генеральной ассамблеи ООН по торговле и развитию) в 2017 г. глобальные потоки прямых иностранных инвестиций сократились на 23% (табл. 1).
Таблица 1
Приток ПИИ в разбивке по регионам за 2016-2017 гг., млрд. долл. США
Регион 2016 г. 2017 г. Изменения, %
Все страны мира 1430 1868 -23
Развитые страны 712 1133 -37
Европейский Союз 304 524 -42
Развивающиеся страны 671 670 0,1
Азия 476 475 0,1
Страны с переходной экономикой 47 64 -27
Источник: Составлено авторами по [8]
Странами-лидерами по притоку ПИИ в 2017 г. явились США, КНР и Гонконг (рис. 1).
Многие правительства поощряют ПИИ в своих странах в качестве средства создания новых рабочих мест, расширения местных технических знаний и повышения общих экономических стандартов.
На протяжении десятилетий страны Азии (Индия, Китай, Пакистан, Филиппины и Индонезия) ограничивали или контролировали ПИИ в своих странах, создавая бюрократические преграды, а также требуя обязательного привлечения местных партнеров для любого нового иностранного бизнеса. Эта политика
Бразилия 62713
Сингапур Ш 62006
Нидерланды 57957
Франция 49795
Австралия М 46368
Швейцария Ш 40986
Индия ■ 39916
РФ 25284
0 50000 100000 150000 200000 250000 300000
млрд. долл. США
Источник: Составлено авторами по [9]
Рис. 1. Приток ПИИ по странам за 2017 г.
препятствовала многим компаниям - иностранным инвесторам.
США уже шестой год подряд возглавляют индекс доверия к прямым иностранным инвестициям «A.T. Kearney». Сохраняющаяся привлекательность Соединенных Штатов для иностранных инвесторов является результатом их масштабного внутреннего рынка, роста экономических показателей и снижения ставки корпоративного налога.
Относительные позиции первых пяти стран по индексу доверия к ПИИ изменились за три года. Канада поднялась на второе место, а Китай опустился на пятую позицию. В то время, как 10 наиболее вероятных направлений ПИИ были одинаковыми в 2016 и 2017 гг., в 2018 г. структура списка изменилась: Швейцария и Италия впервые за более чем десятилетие вошли в первую десятку, вытеснив Индию и Сингапур (табл. 2).
Развитые страны подтверждают свое доминирующее положение в качестве пунктов назначения ПИИ.
Инвесторы заинтересованы во вложениях в развитые рынки во всех регионах, включая Европу, Северную Америку, Азию и Австралию. Этот рост является результатом более высоких экономических показателей в развитых странах с рыночной экономикой, их конкурентных преимуществ в области технологических инноваций, а также регулятивного и конкурентного давления с целью локализации операций на основных рынках [10].
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должны учитываться при разработке политики привлечения иностранных инвестиций.
Целью использования инвестиционных стимулов, как государственного инструмента, является влияние на принятие решения инвестора и привлечение дополнительного капитала в экономику государства в виде прямых иностранных инвестиций. Традиционно выделяются налоговые и финансовые инвестиционные стимулы.
Таблица 2
Индекс доверия к прямым иностранным инвестициям
2016 г. 2017 г. 2018 г. Страна Баллы
1 1 1 США 2,09
3 5 2 Канада 1,82
4 2 3 Германия 1,81
5 4 4 Великобритания 1,77
2 3 5 Китай 1,76
6 6 6 Япония 1,72
8 7 7 Франция 1,7
7 9 8 Австралия 1,66
11 12 9 Швейцария 1,58
16 13 10 Италия 1,57
9 8 11 Индия 1,56
10 10 12 Сингапур 1,53
14 14 13 Нидерланды 1,51
22 15 14 Швеция 1,48
13 11 15 Испания 1,48
- 23 16 Новая Зеландия 1,48
18 17 17 Мексика 1,47
17 18 18 Южная Корея 1,46
23 20 19 Ирландия 1,46
20 - 20 Дания 1,45
19 22 21 Бельгия 1,43
- - 22 Португалия 1,43
25 - 23 Норвегия 1,42
24 24 24 Австрия 1,42
12 16 25 Бразилия 1,37
Налоговые стимулы включают в себя налоговые каникулы, инвестиционные налоговые кредиты, льготные ставки косвенных налогов. В Германии, Франции и Гонконге используют территориальную систему налогообложения (отсутствует налог на прибыль компаний-нерезидентов). США, Япония и Великобритания предоставляют налоговые кредиты для компаний-резидентов (поскольку
облагают налогом прибыль компаний, полученную от деятельности за рубежом). Бразилия, Китай, Индия, Сингапур предоставляют налоговые льготы для инвестиций в НИОКР.
Финансовые стимулы включают в себя государственные субсидии, субсидии на развитие инфраструктуры. Страны, предоставляющие кредиты на техническое развитие компаний для
стимулирования НИОКР, - это Дания, Ирландия, Нидерланды.
Развивающиеся страны для привлечения иностранных инвестиций создают зоны экспортного производства, в которых разрешается беспошлинный импорт материалов для производства товаров на экспорт. В некоторых случаях эти зоны распространяются лишь на несколько заводов, в других, как например, в Сингапуре - на территорию всей страны.
Инвестиционные стимулы все чаще включают в себя программы обслуживания инвесторов, которые предусматривают осуществление правительством дополнительных расходов с целью повышения реинвестирования прибыли инвесторов. К этим расходам относятся субсидии на финансирование дальнейшего расширения, затраты на проведение политики по развитию сбытовой сети и рынка труда. Во многих странах, успешно привлекающих иностранные инвестиции, доля реинвестированной прибыли довольно высока. Например, в Великобритании реинвестированная прибыль составляет около одной трети от общего объема ПИИ. Это создает ориентир для других стран, где реинвестиции не столь распространены. Поэтому некоторые развивающиеся страны, и в частности Китай, также разработали налоговые стимулы, поощряющие реинвестирование прибыли. Активное внедрение программ обслуживания инвесторов помогает оценить эффективность использования ресурсов, затрачиваемых на проведение политики стимулирования инвестиций, и выявить те области, в которых следует провести изменения.
Многие государства активно конкурируют за привлечение ПИИ с использованием налоговых льгот и субсидий. В развитых странах (Великобритании) налоговые каникулы длятся не более двух лет [11]. Однако на государственном уровне в качестве основной цели
инвестиционной политики признается построение модели налогообложения иностранных инвестиций на недискриминационной основе. В ряде регионов Индии и Китая законодательством предусмотрены налоговые каникулы (на срок до 10 лет) и беспошлинный импорт оборудования для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в высокотехнологичных отраслях с высокой долей экспорта. Однако для таких сфер, как пищевая и легкая промышленность, подобные льготы отменены [12, 13].
Исследования показывают, что наиболее эффективный способ привлечения иностранных инвестиций в экономику государства должен быть связан не только с налоговыми льготами и преференциями, но и со стабильной политической, правовой и социально-экономической ситуацией в стране.
Малые и развивающиеся страны сталкиваются с особыми трудностями в привлечении ПИИ и получении связанных с ними выгод, основными факторами, определяющими это, являются:
небольшой внутренний рынок и ограниченная покупательная способность;
возможное возникновение давления на внутренние ресурсы (рынок труда, инфраструктуру), связанное со значительным притоком иностранных инвестиций;
недостаточная разработка политики, которая обеспечит максимальный вклад иностранных инвестиций в экономический рост.
Для решения этих проблем экспертами ЮНКТАД [14] были разработаны следующие рекомендации для малых стран:
необходимость проведения политики, направленной на устранение трансграничных барьеров для движения капитала и увеличения доступа на внешние рынки;
первоначальный успех в привлечении ПИИ может столкнуться с ограниченным предложением в малых странах, особенно в отношении инфраструктуры и профессиональной рабочей силы. Это приведет к ограниченным экономическим выгодам и будет препятствовать дальнейшему привлечению инвестиций, если правительства заблаговременно не примут необходимых действий;
успешное привлечение ПИИ в малые страны обеспечивает наиболее заметные прямые выгоды в том, что касается накопления капитала, экспорта и занятости;
инвестиционная политика, способствующая получению косвенных выгод посредством новых связей, модернизации и внешних эффектов, может помочь развитию национальных компаний, а также созданию новых потоков инвестиций.
Как правило, страны, которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и его использования для экономического развития, создают соответствующую правовую базу для регулирования иностранных инвестиций. Каждое государство индивидуально определяет порядок и условия допуска зарубежного капитала в экономику. «Практика предпочтения» отдельных видов иностранных инвестиций и способов их регулирования во многом зависит от ряда факторов, которые можно классифицировать следующим образом:
1) факторы внешней среды (географическое положение страны, все виды ресурсов, научная и техническая базы, объемы рынков потребительских и промышленных товаров, инфраструктура). Данные факторы могут быть изменены только в долгосрочной перспективе [15];
2) внутренние факторы, к которым относят заинтересованность правительств, управление ожиданиями инвесторов, эффективность административных
процедур, нормативная правовая база, финансовое и налоговое стимулирование [16].
Выводы
Анализ мирового опыта привлечения прямых иностранных инвестиций показал, что набор стимулов и критерии их предоставления в различных странах существенно различаются, поскольку не существует универсального набора инструментов, который позволил бы обеспечить увеличение притока капитала. Обоснование политики инвестиционной деятельности в каждой конкретной стране должно быть результатом продуманного и целенаправленного выбора, учитывающего особенности потенциальных инвесторов и специфику конкретных экономических условий.
Список используемой литературы
1. The Europe 2020 Index: the progress of EU countries, regions and cities to the 2020 targets [Electronic resource]. - URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en. htm
2. Фридмен, М. Количественная теория денег / М. Фридман. - М.: Дело, 1996. - 276 с.
3. Фишер, П. Прямые иностранные инвестиции для России / П. Фишер. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 506 с.
4. Глазьев, С.Ю. Европейский Союз и Евразийское экономическое сообщество: сходства и различия процессов интеграционного строительства / С.Ю. Глазьев, В.И. Чушкин, С.П. Ткачук. - М.: ООО «Викор медиа», 2013. - 240 с.
5. Самусенко, Д.Н. География прямых иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве: автореф. дис. ... канд. геог. наук: 25.00.24 / Саму-сенко Дмитрий Николаевич. - Институт географии РАН. - М., 2014. - 25 с.
6. Скрипникова, Г.В. Прямые иностранные инвестиции в России: тенденции и проблемы их привлечения / Г.В. Скрипникова, М.С. Постаногова // Интернет-журнал «Науковедение». -2015. - № 4. - С. 1-9.
7. Кочемасова, А.В. Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации экономики / А.В. Кочемасова // Финансы и кредит. - 2013. - № 18. - С. 66-77.
8. World Investment Report 2018 [Electronic resource]. - URL: https:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_ overview_en.pdf
9. World Investment Report: Annex Tables [Electronic resource]. - URL: https://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%2 0Investment%20Report/Annex-Tables.aspx
10. The 2018 A T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index. [Electronic resource]. - URL: https://www.at-kearney.com/foreign-direct-investment-con-fidence-index/full-report
11. Foreign Direct Innovation? The effect of FDI on innovation in the UK and what to do about it. NESTA. 2011. [Electronic resource]. - URL: https://media.nesta.org.uk/ documents/foreign_direct_innovation.pdf
12. Chen, Y. Impact of Foreign Direct Investment on Regional Innovation
Capability: A Case of China // Journal of Data Science. - 2007. - Vol. 5. - P. 577-596.
13. Rajana, R.S., Rongalab S., Ghoshc R. Attracting Foreign Direct Investment (FDI) to India. April 2008. [Electronic resource]. - URL: http://www.freewebs.com/ rrajan1/ifdi.pdf
14. «How to Attract and Benefit from FDI in Small Countries: Lessons from Estonia and Jamaica», UNCTAD, 2011 [Electronic resource]. - URL: http://www.unctad. org/en/docs/diaepcb2010d4_en.pdf
15. Ratnayake, R. Regional mechanisms for attracting FDI and other long-term private investment towards inclusive and sustainable investment in Asia and the Pacific. UNESCAP. Expert Group Meeting on Regional Cooperation on Financing for Development. 15-16 November. 2010. New York. [Electronic resource]. - URL: http:// www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/ 2014/11/Ratnayake.pdf
16. Willem, D. Foreign Direct Investment and Development: An historical perspective. 2006. 30 January. Background paper for World Economic and Social Survey for 2006'. Commissioned by UNCTAD. [Electronic resource]. - URL: https:// www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-as-sets/publications-opinion-files/850.pdf
Статья поступила в редакцию 29.10.18