ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Санжаева Е.Ц.
Санжаева Елена Цыдыпбаловна - магистр, кафедра экономики, организации и управления производством, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье анализируется инвестиционная политика предприятия как основа стабильного развития, а также его экономическая сущность, основные задачи, принципы регулирования инвестиционной политики. Произведён анализ инвестиционной деятельности на примере муниципального образования г. Улан -Удэ. Изучены проблемы инвестиционной политики, а также повышение ее эффективности.
Ключевые слова: инвестиционная политика, анализ инвестиционной деятельности, основные задачи инвестиционной политики.
В настоящее время экономика страны ставит перед предприятиями кардинально новые задачи. Высокие уровни сложности в деятельности предприятия в условиях конкурентоспособности, ставят задачу о привлечении инвестиций как основы стабильного развития такого предприятия.
Инвестиционная политика предприятия определяет наиболее приоритетные направления вложения инвестиций, от которых зависит как повышение эффективности самого предприятия, так и экономики страны в целом. С помощью инвестиционной политики предприятия достигается решение многих задач, таких как, например, совершенствования производственных средств, технологических процессов, организацию труда, получение наибольшего прироста продукции и в конечном итоге прибыли. Таким образом, инвестиционную политику предприятия следует понимать, как комплексную систему управления инвестиционной деятельностью предприятия, которая в первую очередь направлена на повышение экономической эффективности деятельности предприятия в процессе реализации сформированной инвестиционной стратегии.
Актуальность работы в том, что в формировании экономики страны важной частью является инвестиционная политика, сложившаяся на предприятии. При изучении всех характеристик, как качественных, так и количественных для его формирования, дает возможность руководителям принимать стратегические решения. Это позволяет наиболее рационально принимать решения актуальных экономических проблем, которые возникают перед руководителями и решают проблемы формирования экономического потенциала предприятия и оценивает его эффективность использования.
Цель работы - изучение особенностей инвестиционной политики города Улан-Удэ и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
На основании данной цели обозначим основные задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики предприятия;
- выявить роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать политику в области повышения инвестиционной привлекательности города Улан-Удэ;
- провести анализ инвестиционной политики муниципального образования «город Улан-Удэ»;
- на основе проведенного анализа разработать меры по совершенствованию инвестиционной политики муниципального образования «город Улан-Удэ».
Одним из решающих условий для развития российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.
Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в территориальные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку местных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства.
Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь, можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь при грамотной инвестиционной политике. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной политикой - ключевой вопрос текущего момента.
Российская Федерация являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.
В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов и муниципальных образований по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона и муниципального образования в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на
48
региональном и местном уровне. Именно на региональных и местных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций
В большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов-лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.
Регионы, муниципальные образования находятся в условиях жесткой конкуренции за привлечение инвестиций. Главным проводником проводимой ими инвестиционной политики являются местные органы власти, от активности которых зависит будущее региона. Регионам и муниципальным образованиям необходимы инструменты, создающие инвестиционную привлекательность и инвестиционный имидж. Информация, необходимая инвестору, носит комплексный характер и содержит широкий спектр показателей, поэтому необходимы инструменты представления качественного материала о территории, ее экономическом и инвестиционном потенциале. Но для внедрения социально-экономических программ муниципальных органов власти необходимы инструменты мониторинга и контроля. В тоже время данные инструменты на сегодняшний день требуют пересмотра и организации целой системы, функционирующей на постоянной основе.
Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса экономики. Но шаг - это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ инвестиционных процессов, факторов инвестиционной привлекательности позволяет сделать ряд выводов и обобщений, которыми завершается это исследование:
Изучив теоретические подходы к управлению инвестиционной привлекательностью на местном уровне, можно сделать вывод о том, что понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», -количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - ее качественную характеристику.
Привлечение внешних инвестиций предполагает активную позицию муниципального образования. Коммерческие инвестиции или инвестиции предприятий и организаций немуниципальной формы собственности находятся в сфере косвенного управления органами местного самоуправления, через механизмы регулирования, создания благоприятных условий. Чтобы инвестиции пошли в местную экономику и обернулись ощутимыми выгодами для муниципального образования, местная власть должна занимать активную позицию, ориентированную
49
на поиск и привлечение инвесторов, на максимально выгодную «подачу» своего города как потенциально привлекательного объекта капиталовложений.
В современном управлении инвестиционной деятельности предприятия происходят качественные изменения: преобразуется его структура, появляются новые инструменты анализа и регулирования. Это требует новых подходов к формированию инструментов и методов управления инвестиционной политикой предприятия, ее доработки и актуализации.
Список литературы
1. Антипова О.М. Волтерс Клувер // Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем), 2014. С. 126.
2. Бутенин А. Муниципальная власть // Управление информационным обеспечением государственной (муниципальной) инвестиционной политики, 2015.
3. Жирнель Е.В. Труды Карельского научного центра РАН // Инвестиционная привлекательность российских регионов как условие экономического роста, 2013. № 5. С. 77-86.