Научная статья на тему 'Инвестиции и инвестиционная политика на примере республики Бурятия'

Инвестиции и инвестиционная политика на примере республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / THE EFFECTIVENESS OF THE INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыденов Алдар Андреевич

В статье рассмотрены понятия инвестиций и инвестиционной политики. Региональная инвестиционная политика рассмотрена на примере Республики Бурятия. Предложены меры по повышению эффективности региональной инвестиционной политики в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments and investment policy on the example of the Republic of Buryatia

The article considers the concepts of investments and investment policies. Regional investment policy has been discussed on the example of the republic of Buryatia. The measures to improve the effectiveness of the regional investment policy in the republic have been proposed.

Текст научной работы на тему «Инвестиции и инвестиционная политика на примере республики Бурятия»

ние информационных баз данных организаций, осуществляющих инновационную и научноисследовательскую деятельность, нововведений, используемых инноваций и т.д. Муниципальные образования могут объединяться по функциональному признаку в целях информационного сотрудничества, обмена опытом, совместного решения насущных проблем.

Для обеспечения процесса возобновления интеллектуальных ресурсов территории органы местной власти могут использовать и кадровые механизмы (предоставление коммунальных льгот работникам научной и инновационной сферы, помощь инновационным организациям и научноисследовательским учреждениям в решении жи-

лищной проблемы работников, сотрудничество с высшими учебными заведениями в целях повышения квалификации муниципальных служащих и т.д.).

Таким образом, органы местной власти способны повлиять на инновационное развитие территории. Использование инноваций в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования позволит повысить качество обслуживания населения, комфортность его проживания на территории муниципального образования, улучшить экологическую ситуацию в муниципальном образовании, создать развитую инфраструктуру, необходимую для функционирования предприятий.

Литература

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями - М.: Экономика, 1989. - 271 с.

3. Наумов И.В. Концепция становления и роста инновационной активности муниципального образования / Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2007.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3.

Мезенина Наталья Сергеевна, аспирант кафедры «Экономическая теория, мировая и национальная экономика» ВСГУТУ, главный специалист отдела инвестиций и стратегических проектов Комитета экономического развития администрации г. Улан-Удэ. E-mail: mezenina@gmail.com Тел. 39-15-30.

Mezenina Natalya Sergeevna, postgraduate student, department of economic theory, world and national economy, ESSUTM East-Siberian State University of Technologies and Management, chief expert, department of investments and strategic projects, Committee of economic development, Administration of Ulan-Ude.

УДК 336.714 (571.54) © А.А. Цыденов

Инвестиции и инвестиционная политика на примере Республики Бурятия

В статье рассмотрены понятия инвестиций и инвестиционной политики. Региональная инвестиционная политика рассмотрена на примере Республики Бурятия. Предложены меры по повышению эффективности региональной инвестиционной политики в республике.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, эффективность инвестиционной политики.

A.A. Tsydenov Investments and investment policy on the example of the Republic of Buryatia

The article considers the concepts of investments and investment policies. Regional investment policy has been discussed on the example of the republic of Buryatia. The measures to improve the effectiveness of the regional investment policy in the republic have been proposed.

Keywords: investments, investment policy, the effectiveness of the investment policy.

Активизация инвестиционной деятельности накопление и обновление капитала, что, в свою

сегодня - это одно го наиболее важных направ- очередь, определяет производственные возмож-

лений развития экономики. КлЮЧевая роль ин- ности не только отдельно взятого предприятия,

вестиций в экономике обусловливается тем что но и экономики страны в целом.

посредством инвестиций происходит создание, в настоящее время инвестиционная деятель-

89

ность и инвестиционный климат в России развиваются неоднозначно. Об этом говорит хотя бы то, что для нашей страны характерен приток инвестиций из оффшорных зон, в первую очередь с Сейшельских островов, Кипра, Швейцарии и т.д. Зачастую это связано с деятельностью холдингов, учрежденных самими российскими предпринимателями с целью оптимизации налогообложения и сохранения собственного капитала. Что свидетельствует о том, что в России инвестиционный климат воспринимается неопределенным и малоблагоприятным как внутренними, так и внешними инвесторами. Но если оценить данный момент несколько иначе, то становятся понятно, что возможности для инвесторов в нашей стране достаточно неплохие. Во-первых, Россия - это страна дешевого сырья и сравнительно недорогой рабочей силы. Во-вторых, пока еще отсутствует ощутимая конкуренция со стороны отечественных предпринимателей.

Несмотря на то, что интерес к данной проблеме носит постоянный характер, теоретические основы оптимизации инвестиционной политики не получили соответствующего развития. Фактически не решены вопросы, связанные с применением международного опыта в формировании государственной инвестиционной политики с учетом экономической, политической, социальной и географической специфики.

Экономическая деятельность, по сути, невозможна без инвестиций. Неизбежно приходится вначале вкладывать средства и создавать необходимые условия для производственных процессов, а потом, спустя определенный промежуток времени, получать желаемый результат от вложенного капитала. Благоприятное состояние инвестиционного климата можно смело отнести к ключевым условиям, от которых зависит стабильность экономического развития. В последнее время экономическая ситуация в мире меняется коренным образом в сторону усиления роли наукоемкого, высокотехнологического производства, от которого зависит уровень конкурентоспособности не просто промышленной отрасли, а всей страны в целом. Инвестиции в совокупности с правильно организованной налоговой системой являются важнейшими факторами, посредством которых государство оказывает влияние на темпы и пропорции общественного воспроизводства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса и решение актуальных социальных проблем.

Продуманное инвестирование решает целый комплекс экономических задач на макро-, мезо-и микроуровнях, а также создает благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации. Таким образом, целесообразно признать, что инвестиции также являются элементом, обеспечивающим эффективное функционирование финансово-кредитной системы России, которая, в свою очередь, выступает одним из факторов экономического развития.

В научной литературе и практике среди ученых и экономистов до сих пор пока не существует единства в понимании сущности инвестиций как экономической категории.

В современной экономической литературе у зарубежных и российских авторов, а также в законодательных актах встречаются различные трактовки определения инвестиций, которые зачастую не дают полной характеристики, а характеризуют одну из сторон этого сложного, многогранного понятия.

Важнейшим признаком инвестиций как экономической категории является производительный характер использования капитала, в то время как термин «вложение капитала» применяется к характеристике финансовых операций: деньги, депозиты, краткосрочные ценные бумаги и т.д. С этой же мыслью согласен отечественный исследователь в области инвестиционного права А.Г. Богатырев [2]. Производительность, а также долгосрочный характер расходования средств часто позволяют авторам ставить знак равенства между инвестициями и капитальными вложениями [4], хотя это не совсем корректно. Международное движение капитала развивается в различных формах с участием экономических субъектов разных стран. Интенсивные потоки капитала между странами и регионами мира вызывают рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех стран.

Наиболее полное и правильное определение инвестиций сформулировано И.А. Бланком: «Инвестиции представляют собой вложение капитала во всех его формах в целях обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных задач» [1].

Исходя из многосторонней сущности инвестиций, выделяют экономическое и финансовое определение инвестиций.

Согласно экономическому определению, инвестиции - «это совокупность затрат, реализуе-

мых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики производственной и непроизводственной сферы» [7]. Часть инвестиций, осуществляемых государством, имеет целью стабилизировать общеэкономический процесс, экологическую обстановку, социальную стабильность либо создать принципиально новые направления техники и технологии, экономическая эффективность которых заранее неизвестна. Впрочем затраты на технологический прорыв могут позволить себе и мощные фирмы, и транснациональные компании [6].

Согласно финансовому определению, инвестиции - это все виды средств, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение инвестиций трактуется как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала. Ведь изменения в товарно-материальных запасах во многом объясняются движением расходов на основной капитал.

Механизм функционирования инвестиций в экономике современных государств организуется и регулируется посредством инвестиционной политики. Инвестиционная политика - это политика, проводимая государством и (или) предприятиями с целью установления структуры и размеров финансовых вложений. Инвестиционная политика представляет собой неотъемлемую часть экономической политики и определяет направления выгодных и рациональных использований инвестиций, источников получения доходов с учетом необходимости усовершенствования основных фондов и повышения их технического уровня [3]. Основной целью инвестиционной политики является мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Инвестиционная политика должна обеспечить решение таких задач:

- увеличение объемов инвестиционных ресурсов, которые формируют производственный потенциал на основе новейшей научной базы;

- обоснование приоритетных секторов производства, которые определяют конкурентные позиции на мировом рынке;

- создание динамического экспортного потенциала, который может быстро адаптироваться к конъюнктуре внешней рыночной среды;

- развитие внутренней и внешней кооперации продукции производственнотехнологического назначения [5].

Инвестиционная деятельность играет важную роль в экономике абсолютно любого региона. Грамотная инвестиционная политика определяет общеэкономическое развитие региона, экономический рост, занятость населения. Поэтому проблема построения эффективной инвестиционной политики в Республике Бурятия заслуживает особого внимания

Региональная инвестиционная политика - это система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др.

Целью региональной инвестиционной политики является подъем экономики, повышение ее эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона.

Задачи региональной инвестиционной политики:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений инвестирования;

- поддержка инвестиций органами самоуправления;

- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;

- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в регион;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа.

Инвестиционный рейтинг, присвоенный Бурятии рейтинговым агентством «Эксперт РА», звучит как «3В1», что означает пониженный потенциал и умеренный риск. Основными преиму-

ществами республики являются ее природные ресурсы, это минеральные ресурсы, древесина и гидроресурсы, при всем этом наблюдаются довольно низкая плотность населения - 2,77 чел./ км2 и низкий уровень социально-экономического развития.

Ключевыми точками роста экономики республики определены 6 направлений: добыча и переработка полезных ископаемых; агропромышленный комплекс; лесопромышленный комплекс; туризм; малый бизнес и крупная промышленность; транспортно-логистический комплекс. Перспективы развития этих и других сфер развития экономики в определяющей мере зависят от возможностей привлечения инвестиций.

Для динамичного развития нужно значительно, а то и кратно увеличить приток инвестиций. необходимы технологии, деньги в объемах, соразмерных природно-ресурсному и геополитическому потенциалу. В большей степени республика привлекательна как инвестиционная территория для хозяйствующих субъектов из стран АТР. И в этом плане исполнительные органы власти должны приложить дополнительные усилия по привлечению инвестиций из этих стран.

Совершенствование инвестиционной политики в Бурятии непосредственно связано с необходимостью формирования благоприятного инвестиционного климата, что предполагает решение следующих задач:

1. Сокращение излишних административных барьеров в экономике, для чего может быть предложен следующий комплекс мер:

- повышение уровня экономической свободы инвесторов;

- перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов для получения возможности вести инвестиционную деятельность на территории республики на контроль самой деятельности и реального поведения инвесторов;

- создание механизмов ответственности (административной и экономической) инвесторов не только перед государством, но, прежде всего, перед другими участниками инвестиционных процессов;

- государственный контроль, направленный на защиту интересов всех участников инвестиционной деятельности, на данный момент у частных инвесторов обязанностей больше, чем прав;

- максимальное сокращение административных барьеров.

2. Совершенствование механизмов защиты прав собственности по следующим ключевым направлениям:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы с целью пресечения финансовых или организационных схем, позволяющих вполне легально обходить законы;

- разработка государственной программы по повышению профессионального образования инвесторов, а в долгосрочной перспективе меры по защите инвесторов должны быть смещены с государственного на индивидуальный уровень;

- снижение транзакционных издержек участия в инвестиционных процессах, в частности, сокращение издержек создания и осуществления инвестиций, что сделает доступным рынок ценных бумаг для всех участников инвестиционных процессов, а не только для крупных инвесторов, как в настоящее время;

- снижение нарушений прав и ущемлений интересов инвесторов в форме нарушения контрактов. Относится ко всем участникам инвестиционных процессов, поэтому от государства требуется разработка комплекса мер, направленных на усиление ответственности за нарушения контрактных обязательств. К таким мерам следует отнести:

а) контроль над расходованием предоставленных предприятиям государственных кредитов, в том числе за целевым использованием государственных средств, и определение ответственности за нарушения;

б) повышение ответственности государственных органов, включая юридическую ответственность, за полученные инвестиции от иностранных инвесторов;

в) формирование и развитие рынка закладных, используемых для снижения риска кредиторов на финансовом рынке.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в Республику Бурятия преследует долговременную, стратегическую цель - улучшение жизни населения, характеризующееся высоким качеством жизни, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Для успешного привлечения как национальных, так и иностранных инвестиций необходимо создать благоприятные для инвестирования

условия, повысить инвестиционную привлекательность. Защита собственности, коррупция характеризуют Бурятию не с лучшей стороны. Поэтому, пока в регионе не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение чужим рынкам.

Недостаточно эффективная система мер государственного регулирования по оживлению эко-

номики с помощью инвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие надлежащих гарантий прав инвесторов не позволяют использовать все резервы по интенсификации инвестиционной деятельности. Поэтому разработка путей развития и совершенствования этой сферы государственного управления, определение методов совершенствования инвестиционной политики на современном этапе приобретают особую важность.

Литература

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента К.: Ника-Центр. 1999. - Т.2. - С. 10.

2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. - С. 272.

3. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.

4. Корнаи Я. Дефицит: пер. с венг. М.: Наука, 1990. - С. 213.

5. Латыпов Р.Р. Государственная инвестиционная политика в условиях переходной экономики // Вестн. Рос. акад. наук. 2009.

6. Смирнов Л.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: Консалтбанкир, 1993.

- С. 38.

7. Современный экономический словарь / под ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 1997. - С.123.

8. Пупкова Г.А. Инвестиционная политика: что-то отстаем!: условия для активизации инвестиционной привлекательности экономики России // Российское предпринимательство. - 2008. - №11. - Вып.1. - С. 38-41.

Цыденов Алдар Андреевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», специальность - 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, ведущий экономист отдела планирования и размещения закупок ПФУ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет. Тел. 89024549593. E-mail - tai4ar@mail.ru.

TsydenovAldar Andreevich, postgraduate student ESSTU specialty - 08.00.05 «Economy and management of the national economy», leading economist of Planning Department and the placement of procurement Buryat State University. Tel. 89024549593. E-mail - tai4ar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.