Научная статья на тему 'Структура государственной инвестиционной политики в дотационном регионе'

Структура государственной инвестиционной политики в дотационном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2698
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / STRUCTURE OF REGIONAL INVESTMENT POLICY / MECHANISM OF FORMATION AND REALIZATION OF INVESTMENT POLICY / REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Е. К., Муратов А. М.

В статье рассмотрены терминологическая база инвестиционной деятельности, теорети-ческие аспекты процесса разработки и реализации региональной инвестиционной политики, проанализирована система целей перспективной региональной инвестиционной политики и предложены рекомендации по совершенствованию ее структуры применительно к дотаци-онному региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE STATE INVESTMENT POLICY IN SUBSIDIZED REGION

In article the terminological base of investment activity, theoretical aspects of process of working out and realization of regional investment policy are considered; the system of the pur-poses of perspective regional investment policy is analyzed; and recommendations for perfection of its structure with reference to subsidized region are offered.

Текст научной работы на тему «Структура государственной инвестиционной политики в дотационном регионе»

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ

Е. К. КАРПУНИНА, А. М. МУРАТОВ

В статье рассмотрены терминологическая база инвестиционной деятельности, теоретические аспекты процесса разработки и реализации региональной инвестиционной политики, проанализирована система целей перспективной региональной инвестиционной политики и предложены рекомендации по совершенствованию ее структуры применительно к дотационному региону.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, структура региональной инвестиционной политики, механизм формирования и реализации инвестиционной политики, регулирование инвестиционной деятельности.

Регион представляет собой сложную, открытую, социально-экономическую систему. Специфика такой системы в сравнении с производственными и иными системами заключается как в целевой ориентации развития, так и особенностях развиваемых аспектов. Таким образом, если для производственного предприятия могут быть выделены такие шесть аспектов развития как: кадровый, финансовый, технологический, инновационный, организационный, маркетинговый, то для региона характерно следующее деление: социально-организационный аспект, аспект науки и техники, экономико-экологический аспект, общественный аспект [9].

Определяющую роль в решении проблем социально-экономического развития страны и регионов играют инвестиции. В последнее время появились благоприятные предпосылки для активизации инвестиционной деятельности (стабилизация политической обстановки, улучшение макроэкономических индикаторов, становление рыночных институтов). Успешное использование этих общероссийских объективных предпосылок возможно при эффективной федеральной и региональной инвестиционной политике, причем особую актуальность все больше приобретает региональный уровень.

Разработка региональной инвестиционной политики содержит как общие принципы ее формирования, так и необходимость учета специфики отдельных территорий ввиду высокой дифференциации социально-экономического положения регионов. В этом контексте проведение собственной инвестиционной политики на региональном уровне является необходимым условием и составной ча-

стью проведения региональной экономической политики в целях достижения эффективного функционирования социально-экономической системы как страны в целом, так и регионов в частности.

Для выявления сущности региональной инвестиционной политики и понимания ее структуры необходимо обратиться к терминологической базе инвестиционной деятельности (рис. 1) [11].

В экономической литературе существует много определений, в которых отражены существенные черты такого базового экономического инструмента как инвестиции. Так, в работе известных исследователей К. Р. Макконелла и С. Л. Брю говорится, что «инвестиции - затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов» [14].

«Толковый экономический и финансовый словарь» Бернара и Колли, обобщающий методологические подходы европейских стран в области экономики, предполагает различать категории «инвестиции» (капитальные вложения), с одной стороны, и «вложение капитала» - с другой: «Вложение капитала отличается от инвестиции тем, что как по мотивации, так и по природе осуществляющего его субъекта, оно отделено от процесса производства. Возможная прибыль или риск, которому он при этом подвергается, зависит от прозорливости вкладчика, а не от его производительных способностей» [3].

Таким образом, вложение капитала трактуется как операция вложения капитала в сферу, не связанную с профессиональной деятельностью или компетенцией его владельца, рассчитывающего извлечь прибыль из такого размещения средств.

ШВЕСТИЦИОННАЯ"' ПОЛИТИКА

/Инвеста- Инвести- Инвести-

\ с и о н н Кс ционный ционная Инвести-\\.

/ климат риск привлека- тельность ционный N.N. приоритет N.

ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ

Инвести-/ ционная / сфера Инвести- ционный рынок Инвести- ционные ресурсы Инвести- ционный товар Инвестиционный N. х. спрос

Инвестирование Инвести- ционный процесс Инвестиционная деятельность Объекты инвестиционной деятельности Субъекты N. N. инвестиционной N. N деятельности

ИНВЕСТИЦИИ

Рис. 1. Терминологическая пирамида инвестиций

Из этого можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком инвестиций как экономической категории является производительный характер использования капитала, в то время как термин «вложение капитала» применяется к характеристике финансовых операций: деньги, прочие депозиты, краткосрочные ценные бумаги и т. п. Эту же мысль подчеркивает в своей монографии и отечественный исследователь в области инвестиционного права А. Г. Богатырев [4]. Именно производительный, а также долгосрочный характер расходования средств часто позволяет авторам поставить знак равенства между инвестициями и капитальными вложениями, хотя это не совсем корректно.

Необходимо отметить, что европейская методология допускает распространение термина «инвестиции» и на долгосрочные вложения в ценные бумаги, но «в строгом смысле слова это допустимо лишь в приобретении участия, отражающего возможность управлять корпорацией, и, следовательно, в этом случае такое вложение капитала есть инвестиция». Бернар и Колли отождествляют инвестиции и капиталовложения. Причем в указанном словаре ими приведено четкое определение капитальных вложений: это «дополнительные средства производства, включенные за определенный период времени в основные фонды хозяйственной единицы» [3].

Два фундаментальных труда об инвестировании: «Основы инвестирования» Л. Гитмана, М. Джонка [6] и «Инвестиции» У. Шарпа, Г. Александера, Дж. Бэйли трактуют инвестирование как

инструмент фондового рынка. В процессе становления и развития инвестиционных процессов в нашей стране, в теории инвестирования появились другие определения, отражающие характерные черты инвестиций. Так, в ряде работ под инвестициями понимается денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, ценных бумаг и других активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта. В другом варианте трактовки этого понятия «инвестиции - вложение финансовых ресурсов непосредственно в производство» [12].

Любые затраты, производимые для получения дохода в будущем, также понимаются как инвестиции. В. Г. Золотогоров дает два определения: по финансовому определению инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды); по экономическому - расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала [10].

Подтверждая вывод о существовании расхождений в толковании инвестиционных терминов, российский ученый-экономист Н. П. Кондраков пишет: «...в учетной политике понятие «капитальные вложения» обычно используют в узком значении этого слова (затраты на воспроизводство основных средств), в широком смысле слова

под капитальными вложениями (вложениями капитала) понимают инвестиции организации в любые виды внеоборотных активов, т. е. и в долгосрочные финансовые вложения» [12].

Формулируя определения, авторы либо вовсе не рассматривают цели инвестирования, либо уделяют внимание отдельным специфическим аспектам этого экономического процесса. Эта проблема выходит за рамки задачи по совершенствованию понятийного аппарата, так как от четкого ответа на вопрос: на достижение каких целей направлено инвестирование, будет зависеть результативность производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и степень рискованности соответствующих мероприятий. По мнению Д. А. Ен-довицкого, обоснованно можно говорить о пяти принципиально отличающихся подходах к описанию целей инвестирования при выработке конкретных определений инвестиций [8].

В рамках традиционного подхода инвестиции нацелены на достижение прибыли и дохода как важнейших критериев результативности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Такой точки зрения придерживаются разработчики законодательных актов - отечественные ученые В. В. Бочаров, Л. Н. Павлова, Д. А. Ендовиц-кий, а также зарубежные исследователи В. Беренс и П. Хавранек, Р. Н. Холт и С. Б. Барнес [5, 12, 17, 20].

Макроэкономический подход характеризуется рассмотрением целей инвестирования не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта, а с позиций экономики в целом (единой системы, в которой взаимодействуют рынки капиталов, товаров, услуг и факторов производства). Согласно этому подходу инвестиции должны быть направлены на увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала, причем приобретение ранее использованных (частично изношенных) активов (основных фондов) не считается инвестициями, а всего лишь «переводом активов с одного счета на другой». Последователями такого подхода являются в большинстве своем западные ученые, специализирующиеся на исследовании проблем макроэкономики: Э. Долан, Р. Кэмпбел, К. Макконел, С. Брю [7, 14].

Другой, не менее специфической, целью инвестирования является максимизация благосостояния владельцев компании или/и рыночной стоимости ее обыкновенных акций. В основе данного подхода лежат принципиальные положения теории «Максимизации цены фирмы», которая, в свою очередь, является составным элементом общей теории корпоративных финансов. Идея

представить в качестве цели инвестирования максимизацию рыночной стоимости акций компании в последнее десятилетие приобрела большую популярность среди западных представителей экономической науки. В частности, такой точки зрения придерживаются американские ученые В. Шапиро, Д. Шим и Д. Сигел [21, 22].

Следует отметить, что, преследуя данную цель, учитываются интересы достаточно узкого круга субъектов инвестиционных процессов -только лишь собственников компании. Поэтому при выработке определения понятия «инвестиции» необходимо формулировать универсальные цели, одинаково приемлемые для большинства участников инвестиционных процессов. Получение экономической выгоды или положительного социального эффекта является примером такого подхода в выработке универсальных целей инвестирования.

В рамках проводимого исследования, связанного с региональными аспектами управления инвестиционными процессами, а также в соответствии с практической необходимостью, мы считаем целесообразным предложить классификацию инвестиций на уровне региона, которая представлена на рисунке 2.

Как научная категория термин «политика» означает совокупность целей и задач стратегического и тактического характера, а также определение механизма их реализации в какой-либо сфере общественного развития [19].

Очевидно, что инвестиционная политика должна строиться в рамках общеэкономической государственной политики, обеспечивать решение стратегических и тактических задач социальноэкономического развития регионов. Инвестиционная политика, считает Б. А. Райзберг, «...это составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направление их использования, источников получения, с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня» [18].

Н. В. Игошин шире рассматривает инвестиционную политику, по его мнению, «...это составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом» [11].

Инвестиции на уровне региона

Рис. 2. Классификация инвестиций на уровне региона

По мнению Г. И. Иванова, инвестиционная политика является, «...составной частью экономической политики, проводимой государством, отраслями, регионами, предприятиями путем установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их рационального использования, источников формирования, с учетом необходимого обновления технического базиса производства, развития рыночных механизмов и повышения уровня жизни населения» [12].

В настоящее время экономисты уделяют большое внимание региональному развитию, это связано с тем, что традиционные бюджетные источники финансирования не могут в необходимой мере обеспечить потребности региона, возникает проблема привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов для решения задач социально-экономического развития региона, улучшения качества жизни его населения и увеличения вклада региона в решение проблем федерального уровня.

Исходя из изложенного, особую актуальность приобретает выработка и реализация органами власти и управления региональной инвестиционной политики, которая выступает как составная часть социально-экономической политики регионального развития.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию

инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития региона.

В систему формирования и реализации региональной инвестиционной политики нами включены три взаимосвязанных и взаимозависимых укрупненных блока (рис. 3) [1].

Первый - это блок «исходных составляющих». В него включены основные объективные предпосылки (факторы), от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся факторы, характеризующие инвестиционный климат в регионе, охватывающие, в свою очередь, характеристики, формирующие инвестиционный потенциал региона и уровень инвестиционных рисков. Блок исходных составляющих включает в себя также группы факторов внешнего и внутреннего воздействия. Первые связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой, а также обязательств вытекающих из международных договоров и межрегиональных соглашений. Факторы внутреннего воздействия связаны, с одной стороны, с объективно обусловленными региональными особенностями экономики (которые, в свою очередь, определяют комплекс природногеографических, исторических, демографических и других факторов), с другой - с такими предпо-

сылками интенсивности инвестиционной дея- тив субъектов хозяйствования, т. е. инвестици-

тельности как масштаб инвестиционных инициа- онных намерений.

Рис. 3. Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики

Второй - это блок собственно формирования инвестиционной политики. Он состоит из следующих основных этапов: определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики, формирование региональной инвестиционной про-

граммы, разработка принципов механизма реализации инвестиционной политики. Очевидно, что цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий - блок механизма реализации инвестиционной политики состоит, по существу, из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Главными компонентами этого механизма являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и системы обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Таким образом, формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Рассмотрим более подробно взаимосвязь этапов формирования и реализации инвестиционной политики региона.

Процесс осуществления региональной инвестиционной политики можно представить в виде схемы, представляющей собой последовательность работ, выполняемых региональными органами власти и управления (рис. 4).

Инвести-

ционная

политика

региона

Рис. 4. Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной политики

На первом этапе формирования инвестиционной политики определяются социальные, экологические и экономические проблемы региона, решение которых требует инвестиций как для достижения устойчивого развития региона в целом, так и для обеспечения нормальной жизнедеятельности его муниципальных образований.

На втором и третьем этапах соответственно, на основе генеральной цели - улучшения качества жизни населения, а также с учетом необходимости решения проблем развития региона осуществляется выбор стратегических и тактических целей

инвестирования и определяются приоритетные с точки зрения регионального сообщества направления инвестирования.

На этапе определения региональной стратегии инвестиций определяется ряд условий, которым должны отвечать все инвестиционные проекты, реализуемые в регионе [19]. Главными из таких требований являются следующие:

1. Инвестиции должны быть социально-ориентированными, что, прежде всего, означает приоритет социальных проблем населения региона при выборе направлений и объектов инвестирования.

2. Инвестиции должны быть регионально-ориентированными, т. е. обеспечивать приоритетное соблюдение интересов населения региона при принятии инвестиционных решений.

3. В качестве одного из главных критериев инвестирования должен использоваться принцип «не ухудшения» среды обитания населения региона, что подразумевает учет экологических

факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестиций. Соблюдение данного условия может быть обеспечено введением обязательной экспертизы инвестиционных проектов и предложений.

На четвертом этапе происходит формирование самой региональной инвестиционной программы (рис. 5).

Рис. 5. Формирование банка данных инвестиционных проектов и предложений [12]

Начальным этапом формирования регионального банка инвестиционных проектов является разработка инвестиционных предложений различными субъектами регионального сообщества. В первый блок поступают инвестиционные предложения предприятий, организаций и отдельных предпринимателей региона.

Во втором блоке концентрируются предложения, разработанные муниципальными структурами и направленные на решение социальноэкономических проблем муниципалитетов.

В третьем блоке сосредоточены проекты, осуществление которых будет способствовать решению проблем развития всего региона в целом (крупные инфраструктурные и транспортные проекты, проекты, повышающие привлекательность региона как места осуществления предпринимательской деятельности и т. п.).

В рамках четвертого блока происходит предварительная оценка поступивших предложений и проектов. С точки зрения приоритета интересов регионального сообщества оценивается не только экономическая эффективность, но и прогнозируемые экологические и социальные последствия осуществления инвестиционных проектов.

В пятом блоке на основе проведенной экспертизы происходит отбор и формирование упорядоченного пакета инвестиционных проектов и предложений.

Формирование региональной инвестиционной политики в государстве осуществляется на основе различных нормативных документов, которые определяют хозяйственные решения органов государственной власти, источники, размеры, структуру и основные направления инвестиций и рациональное их использование. Инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большей мере определяются инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат региона РФ представляет сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы (объем и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал данного региона РФ. Взаимосвязь инвестиционного климата и инвестиционной политики региона представлена на рисунке 6.

Можно выделить объективные факторы, влияющие на инвестиционный климат. К ним относится географическое местонахождение региона, наличие энергосырьевых ресурсов, природные и климатические условия, демографическая ситуация и целый ряд других. Субъективные факторы напрямую связаны с управленческой деятельностью, проводимой в данном регионе как федеральными властями, так и органами управления данного субъекта Российской Федерации.

Рис. 6. Взаимосвязь инвестиционного климата и инвестиционной политики региона

Необходимо отметить, что немаловажное влияние на инвестиционный климат региона оказывают и органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на его территории.

Состояние инвестиционного климата в регионе определяет формирование инвестиционной политики на перспективу, разработку и реализацию стратегии инвестиционной деятельности. Региональная инвестиционная политика влияет, в первую очередь, на субъективные составляющие инвестиционного климата. Улучшение инвестиционного климата является важнейшей составной частью экономической, инвестиционной и финансовой политики регионов России. С их помощью региональные власти оказывают влияние как на экономику региона в целом, так и на деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, в первую очередь предпринимательских.

В ежегодных посланиях Федеральному Собранию, указах Президент России определяет направления инвестирования. Правительство России, органы управления субъектов Федерации уточняют количественные показатели инвестирования и детализируют распределение инвестиций в бюджетах, федеральных и региональных инвестиционных программах, так в постановлении Правительства РФ «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» определены: роль финансирования капитальных вложений для реформирования экономики России; приоритеты федеральной инвестиционной программы; критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств социальной части бюджета (эффективность, окупае-

мость, вложения в «точки роста» экономики); ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций; пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в части развития информационно-консультативной системы и другие вопросы) [16].

Ряд положений инвестиционной деятельности на уровне государства регулируется международными соглашениями, договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами. Социально-экономическая политика на макро- и микроуровнях служит основой для разработки соответствующих программ социально-экономического развития хозяйствующих субъектов: страны, отраслей, регионов и т. д.

Концепция перспективной региональной инвестиционной политики в данном случае рассматривается как составная часть социально-экономической политики региональных органов управления. Необходимость ее разработки связана с пониманием того, что одним из путей динамичного развития экономики является именно привлечение инвестиций. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономике многих регионов, что не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете резко сужаются возможности решения проблем социальной сферы. Данная концепция рассматривает проблемы нового управленческого процесса, вызванного к жизни возрастающей конкуренцией между регионами и городами.

Основной целью перспективной региональной инвестиционной политики является обеспе-

чение экономического подъема и повышения уровня жизни в регионах в основном за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные создать собственный инвестиционный потенциал региона и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. Именно на этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности областного бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

Другими целями региональной инвестиционной политики являются: создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса в регионе; повышение уровня конкурентоспособности региона; содействие в привлечении передовых отечественных и зарубежных технологий, научных разработок и передового опыта, создании новых производств, выводе предприятий из кризиса; пополнение бюджета региона; формирование и продвижение имиджа региона как региона, привлекательного для российских и зарубежных инвесторов [15].

Рассмотрим характеристики следующего компонента концепции региональной инвестиционной политики - принципы взаимодействия государства с другими участниками, заметим, что попытка разработки их наиболее полной версии предпринята в Концепции государственной инвестиционной политики на период до 2010 г.

В совокупность предложенных в этом документе принципов государственной инвестиционной политики включены принципы:

- усиления роли государства как гаранта

ционных потоков и программ; создания равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности;

- иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;

- приоритета инвестиций в «человеческий капитал», в решение проблем развития социальной инфраструктуры;

- приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструк-

турных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

- нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач [23].

Применительно к региону Концепция вводит принципы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эффективного использования бюджетных инвестиций;

- активного содействия выравниванию инвестиционного потенциала;

- сведения до минимума совместного финансирования инвестиционных проектов.

Приведенный перечень принципов инвестиционной политики не является достаточным, он должен быть дополнен включением принципов: приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территорий; балансирования интересов государства и других участников инвестиционной политики.

Ключевые принципы инвестиционной политики определены следующим образом:

- усиление государственного и муниципального контроля за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых на инвестиро-

щей части инвестиций на реализацию эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса;

- расширение практики долевого финансирования инвестиционных проектов государственными и коммерческими структурами региона.

Оценивая экономико-организационных потенциал ряда названных принципов, отметим следующее: соблюдение требования децентрализации инвестиционных процессов сейчас вряд ли возможно, если учесть реально существующее и обостряющееся противоречие между потребностями региона, муниципального образования в этом виде ресурсов и усиливающейся их централизацией.

Как известно, правильная, научно обоснованная региональная инвестиционная политика играет ключевую роль в развитии всего территориаль-

нормативно-правового режима хозяйственной деятельности инвесторов;

- обеспечения публичности, открытости и предсказуемости проводимой политики;

- обеспечения «прозрачности» инвести-

ного комплекса [13]. Любая успешно действующая модель реализации региональной инвестиционной политики должна опираться на фундамент рыночных экономических отношений, наиболее полным образом использовать все их сильные стороны. Формирование этих отношений потребует создания государством законодательной базы для регулирования рынка инноваций и информационных технологий, увязанной с государственным стимулированием повышения спроса на прогрессивные технологии, машины и оборудование потребителями всех секторов региональной экономики.

В настоящее время законодательная база включает в себя следующую совокупность нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, необходимых и достаточных для реализации перспективной региональной инвестиционной политики: общегражданское и хозяйственное законодательство, специальное инвестиционное законодательство, регулирующее порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основополагающими правовыми актами регулирования привлечения и осуществления инвестиций являются: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Земельный кодекс РФ; Федеральный закон № 102-ФЗ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; Федеральный закон № 181-ФЗ от 26.11.1998 г. «О бюджете развития Российской Федерации»; Федеральный закон № 39-Ф3 от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон № 160-ФЗ от 9.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон № 46-ФЗ от 5.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; Федеральный закон № 131-Ф3 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, оно содержит в себе нормативные акты трех уровней:

1. Законодательные акты: конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации.

2. Подзаконные акты: указы Президента РФ; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов РФ; ведомственные акты; постановления и решения органов местного самоуправления.

3. Цокольные акты, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного права, гражданского и трудового права РФ).

Таким образом, нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для инвестиционного развития территории: «Об инвестиционной деятельности», «О бюджете развития», «О залоговом фонде» и др. Нормативноправовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе предусматривают предоставление дополнительных налоговых льгот и предоставления бюджетных гарантий инвесторам. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Наиболее часто предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях.

Однако главный системный недостаток всей существующей нормативной базы заключается в нечетком разграничении компетенции, полномочий и ответственности между органами разных ветвей и уровней государственной власти. В результате их несогласованной нормотворческой деятельности сформировался неупорядоченный, неполный и противоречивый конгломерат правовых актов, затрудняющий проведение единой государственной инвестиционной политики на всех уровнях. В отношениях, возникающих по поводу государственного регулирования территориального развития, одновременно применяются правовые нормы различной природы, различных отраслей законодательства и, естественно, рассредоточенных по множеству нормативно-правовых актов. Эти источники права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании государственной региональной политики, что определяет сложный, а порою и противоречивый характер самой правовой базы этой политики.

На современном этапе реформирования экономики регионов России проблема привлечения инвестиций и подъема на этой основе отечественного производственного сектора значит, что, прежде всего, проблема грамотного формирования региональной инвестиционной политики является

центральной, ведь именно от ее успешного преодоления во многом зависит направленность и темпы дальнейших социально-экономических преобразований.

Литература

1. Багаряков А. В. Совершенствование механизма инвестиционной политики в регионе: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

2. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. М., 1995.

3. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь: пер. с фр.: в 2-х т. М.: Международные отношения, 1994. Т. 1.

4. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.

5. Бочаров В. В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М., 1993.

6. Гитман Л. Дж., Джонк М. Л. Основы инвестирования: пер. с англ. М., 1997.

7. Долан Э. Дж. [и др.] Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.; Л., 1991.

8. Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / под ред. Л. Т. Гитляровской. М., 2001.

9. Жданов В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград, 2001.

10. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. Мн., 1998.

11. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов. М., 2002.

12. Кручинина В. М. Механизм активизации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики (воспроизводственный аспект): дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

13. Ларин С. Н., Богомолова Н. В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская действительность // Вопросы экономики. 2004. № 1.

14. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М., 1992.

15. О государственной инвестиционной политике в Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области: закон Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. № 303-З (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 г.).

16. О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России: постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1016.

17. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент: управление денежным оборотом предприятия. М. , 1995.

18. Райзберг Б. А. Основы бизнеса: учеб. пособие. М., 1996.

19. Рохчин В. Е. Местная инвестиционная политика: разработка и механизм реализации // Гуманитарные науки. 1996. № 1-2.

20. Холт Р. Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций: пер. с англ. М., 1994.

21. Шапиро В. Д. [и др.] Управление проектами. СПб., 1996.

22. Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент: пер. с англ. М., 1996.

23. URL: www.economy.gov.ru

* * *

THE STRUCTURE OF THE STATE

INVESTMENT POLICY IN SUBSIDIZED REGION

E. K. Karpunina, A. M. Muratov

In article the terminological base of investment activity, theoretical aspects of process of working out and realization of regional investment policy are considered; the system of the purposes of perspective regional investment policy is analyzed; and recommendations for perfection of its structure with reference to subsidized region are offered.

Key words: investments, investment activity, structure of regional investment policy, mechanism of formation and realization of investment policy, regulation of investment activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.