Анализ инвестиционной политики Краснодарского края Analysis of the investment policy of the Krasnodar Territory
Юрченко Николай Игоревич
Студента 3 курса. Бакалавриат Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
государственное и муниципальное управление РФ г. Санкт-Петербург e-mail: kolika895@gmail. com
Yurchenko N.I.
Student 3 course
National Research University "Higher School of Economics" Public Administration, RF, St. Petersburg e-mail kolika895@gmail.com
Киселев Алексей Олегович
Студент 3 курса. Бакалавриат Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
государственное и муниципальное управление РФ г. Санкт-Петербург e-mail: a. o. kiselev@bk. ru
Kiselev Aleksey Olegovich
Student 3 course
National Research University "Higher School of Economics" Public Administration, RF, St. Petersburg e-mail: a.o.kiselev@bk.ru
Аннотация.
Статья посвящается анализу инвестиционной политики Краснодарского края. В практической части нашего исследования был составлен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ за 2015 год. Проанализировав состояние инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в Краснодарском крае, мы сделали вывод, что регион входит в перечень благоприятных для бизнеса и инвестиций. Авторы приходят к выводу, что основная деятельность органов государственной власти направлена на сохранение позиций региона в международных рейтингах, а также улучшение сложившейся системы предоставления государственных услуг субъектам инвестиционной деятельности. Таким образом, проанализировав приоритетные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае, можно понять, что субъект стремится к расширению перечня мер. Авторы пришли к выводу, что для повышения инвестиционной привлекательности органам государственной власти необходимо упрощать систему получения услуг, повышать прозрачность деятельности предпринимателей, формировать единую открытую базу инвестиционных проектов и предложений, быть открытыми в отношении инвесторов и представителей бизнеса, а также не пренебрегать мерами государственной поддержки бизнеса и инвесторов и активно использовать опыт внедрения таких мер в других регионах.
Аnnotation.
The article is devoted to the analysis of the investment policy of the Krasnodar Territory. In the practical part of our study, a national rating of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation for 2015 was compiled. Analyzing the state of the investment climate and investment attractiveness in the Krasnodar Territory, we concluded that the region is on the list of favorable for business and investment. The authors come to the conclusion that the main activity of public authorities is aimed at preserving the region's positions in international ratings, as well as improving the existing system of providing state services to subjects of investment activity. Thus, having analyzed the priority directions of the investment policy in the Krasnodar Territory, it can be understood that the subject is striving to expand the list of measures. The authors concluded that in order to increase the investment attractiveness of public authorities, it is necessary to simplify the system of obtaining services, increase the transparency of entrepreneurs' activities, form a single open source of investment projects and proposals, be open to investors and business representatives, and not neglect government support for business and investors and actively use the experience of implementing such measures in other regions.
Ключевые слова: инвестор, инвестиционная политика, инвестиции
Key words: investor, investment policy, investments
Одной из главных задач любого бизнеса и предпринимателя во все времена являлось привлечение денежного капитала в свое дело. Не обделены этой задачей и государства, также серьезно нуждающиеся в
финансовых вливаниях в развитие собственных регионов. Но как привлечь инвесторов именно к себе в страну в период глобализации мировой экономики? Чтобы понять, как российские власти (Правительство, Государственная дума) справляются с данной задачей, необходимо адекватно оценить сложившуюся систему управления инвестиционной привлекательностью региона, как элемента, играющего одну из основных ролей в финансировании того или иного региона России, а также его жизни и развития.
Актуальность данной проблемы обусловлена некоторыми факторами. Во-первых, Россия с момента распада Советского союза находится в крайне неустойчивом экономическом положении - потеряно большинство связей (как экономических, так и социальных), бизнес нуждается в помощи извне и реструктуризации, а самой стране необходимо постоянно поддерживать статус сильной и независимой державы, тем самым вовлекаться во все мировые кризисы и проблемы. В период с двухтысячных годов страну потрясло как минимум два крупных кризиса -мировой экономический кризис 2008 года, начавшийся с финансовых проблем США, и финансово-экономический кризис, поразивший Россию с 2014 года, вызванный обострением международных конфликтов, западными санкциями и вошедшим в пиковую фазу структурным кризисом экономики Российской Федерации. Молодая экономика страны понесла серьезные потери, столкнувшись с такими крупными проблемами, тем самым замедлив темпы своего развития, что в свою очередь вызвало понижение уровня жизни населения и повышение цен на продукты первой необходимости. Например, из-за серьезного падения производства и трудностей малого и среднего бизнеса уровень валового внутреннего продукта рыночных цен в период острой фазы кризиса в период с 2008 по 2009 года упал примерно на 6%: с 41.3 до 38.8 триллионов рублей в реальных ценах. Единственным относительно быстродействующим «лекарством» могут являться инвестиции, которые позволяют сделать упор на расширение бизнеса и на развитии импортозамещения.
Во-вторых, эффективное управление уменьшает издержки, оптимизирует траты, позволяет рационально использовать средства, направляя остатки в новые сферы. Таким образом, увеличивая эффективность управления, мы повышаем доход от предприятия, отрасли или региона в целом. Поэтому эффективность управления занимает очень важное место в структуре государственного руководства, тем самым делая данную проблему все более актуальной в современных реалиях. Проблемой эффективности на данный момент в России занимаются все министерства, агентства и службы РФ. Доказательством может являться разработанная в 2014 году федеральная программа «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)», принятая «в целях повышения эффективности государственного управления».
Таким образом, эффективность управления является важным аспектом в бюджетировании региона, но, к сожалению, не существует универсальной модели управления, подходящей каждой стране, региону или городу. Поэтому предметом нашего исследования будут являться некоторые стратегии регионов по привлечению инвестиций. Объектом выступят как органы федеральной, региональной и муниципальной властей, так и сами инвесторы.
Цель данного исследования - понять, как органы власти привлекают денежные средства в регионы, по какому сценарию идет развитие контактов с инвесторами и какие методы используют чиновники для повышения инвестиционной привлекательности вмененного им региона.
Данная тема достаточно популярна среди ученых и экономистов. Хотя раскрыта неполно. Например, Валентин Макшин в своей работе «Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона» говорит, что невозможно дать четкого и всеобъемлющего определения, что такое управление привлекательностью. Он также говорит, что у каждой страны и региона есть свой особый путь развития, который невозможно загнать в рамки, создав тем самым универсальную модель. А.В. Печёнкина в статье «Управление инвестиционной привлекательностью региона: субъектно-объектный аспект» выделяет главным не сам процесс управления, а его направленность. Для эффективного управления чиновникам необходимо знать потребителя «в
лицо», понимать, что его интересует и подходит ли этот интерес потребностям региона. А.Е. Муравьев в статье «Управление инвестиционной привлекательностью региона» делает акцент не столько на субъекты отношений, сколько на условия и предпосылки для инвестиций. Он выделяет некоторые важные для инвесторов критерии, на которые в первую очередь должны обращать внимание управленцы, заинтересованные в таком виде инвестиций.
В практической части предполагается изучение региона России, вычленение его сильных и слабых сторон, оценка эффективности управления и полярности инвестиционной среды (обзор рейтингов и положения региона в них), а также анализ нормативно-правовой базы в сфере социально-экономического развития региона.
Инвестиционная политика Краснодарского края. Результаты проводимой ранее политики.
Состояние инвестиционного климата
По оценкам экспертов регион в период с 2004 по 2014 года достиг значительных успехов в инвестиционной привлекательности, добившись превышения среднероссийского уровня.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» инвестиционный рейтинг Краснодарского края - 1А «Высокий потенциал - минимальный риск». Это означает, что регион имеет максимальные возможности при самом низком уровне риске, что в свою очередь позволяет бизнесу развиваться без серьезных потерь или потрясений. Рейтинг 1А получили также Московская область и город Санкт-Петербург.
С октября 1996 года регион не опускался ниже рейтинга 2В, что значит «Средний потенциал — умеренный риск». А с 16 декабря 2011 года инвестиционный рейтинг субъекта прочно закрепился на позиции 1А.
Относительно рангов риска регион в 2014 и в 2015 годах занимал первую позицию, имея средневзвешенный индекс риска в 2014 году 0,147, а в 2015 - 0,150 (среднероссийский - 0,290).
«Эксперт РА» выделят 6 основных составляющих инвестиционного риска и ранжирует их также с помощью рангов. Так, например, управленческая составляющая в Краснодарском крае имеет ранг 1, экономическая - ранг 2, экологическая - ранг 10, социальная - ранг 18, криминальная - ранг 21 и финансовая - ранг 22. Всего рангов в приведенной статистике 85.
Относительно потенциала в 2014 и 2015 году регион имеет ранг 4 и уступает городу Москве, Московской области и городу Санкт-Петербургу. Краснодарский край занимает примерно 2.3% в общероссийском потенциале и является единственным регионом из первой четверке, повысившим процент (профицит на 0.07%).
В определении рангов инвестиционного потенциала рейтинговое агентство выделяет уже 9 составляющих элементов. Туристическая составляющая имеет ранг 1, трудовая, потребительская, финансовая и институциональная - ранг 4, инфраструктурная - ранг 6, производственная - ранг 7, инновационная - ранг 22 и природно-ресурсная -ранг 28.
Кредитный рейтинг региона - А++ «Исключительно высокий уровень кредитоспособности». Такой рейтинг присуждается регионами, способным исполнить все свои имеющиеся финансовые обязательства даже в неблагоприятной макроэкономической ситуации. Кредитный рейтинг А++ присуждают региону ежегодно с 6 августа 2012 год, и субъект имеет стабильный прогноз по данному рейтингу.
В 2015 году в Москве агентство стратегических инициатив составило национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, в котором Краснодарский край попал во II группу, то есть в группу регионов, с комфортными условиями для бизнеса (Рисунок 1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ за 2015 год).
Регион Итоговый рейтинг А. Регуляторная Б. Институты для В. Инфраструктура Г. Поддержка малого
среда бизнеса и ресурсы предпринимательства
Республика Татарстан О о о о о
Калужская область О о о о о
Белгородская область О о о о о
Тамбовская область о о о о о
Ульяновская область о о о о о
Костромская область о о о о о
Краснодарский край о о о о о
Рисунок 1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ за 2015 год
Данный рейтинг имеет более 50 показателей, разделенных на 4 сферы. Регуляторная среда подразумевает под собой состояние и качество предоставления государственных услуг бизнесу, то есть время на регистрацию нового юридического лица, количество необходимых процедур для регистрации, удобство получения справок и разрешений и иные. В данной сфере Краснодарский край имеет рейтинг А, что показывает налаженную систему G2B (государство для бизнеса) в регионе. Государственные структуры упростили получение услуг, структурировали и информатизировали свою работу (в регионе существуют несколько инвестиционных порталов, на которых инвестор может получить интересующую его информацию, изучить существующие проекты и задать вопрос властям). Отсюда можно сделать вывод, что эффективное управление инвестиционной привлекательности начинается с предоставления удобных государственных услуг для бизнеса, упрощения процедур и ведения открытой политики по отношению к представителям бизнеса как существующего, так и потенциального.
В сфере институтов для бизнеса регион имеет рейтинг С Данная сфера отвечает за защиту и улучшение инвестиционной деятельности в регионе. Здесь основными показателями будут законодательство региона (насколько оно качественно и надежно защищает права инвесторов), степень поддержки инвестиционной активности, надежность данного механизма и другие. По своей группе регион показывает худший рейтинг наряду с Чувашской республикой, Кировской областью и Челябинской областью. Проанализировав данный показатель, можно сделать вывод, что эффективная система управления инвестиционной привлекательностью региона заключается не только в работе исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, но и в продуманной политике законодателей региона. Необходимо создать систему правовой защиты инвесторов и наладить связь между двумя ветвями власти.
Сфера инфраструктуры и ресурсов показывает, насколько развит уровень инфраструктуры в регионе, насколько доступна и качественна созданная инфраструктура и насколько доступны находящиеся в регионе ресурсы (как добываемые, так и трудовые) для бизнеса и инвестиционной деятельности. По данному показателю регион имеет рейтинг B, что является максимальным рейтингом во II группе регионов. Из этого показателя можно вычленить еще одно направление в эффективном управлении привлекательностью, а именно строительство качественной инфраструктуры в регионе (в первую очередь, логистические объекты - дороги, порты, аэропорты), грамотное картографическое планирование городов с выделением мест для застройки бизнес-центров и иных инфраструктурных объектов для предпринимательства и поддержание уже созданной инфраструктуры в надлежащем качестве.
Последним направлением рейтинга является степень поддержания малого предпринимательства, выраженная в его уровне развития. То есть в данной сфере проводилась оценка эффективности поддержки малого бизнеса, условий выдачи кредитов, количества малых предприятий на тысячу человек населения региона и тому подобное. В данной сфере регион получил рейтинг B, что является улучшенным средним показателем по группе
9
(есть рейтинги А, есть рейтинги Е). Можно предположить, что для повышения данного рейтинга государственным властям необходимо более детально продумать политику поддержки малого и среднего бизнеса, сделать акцент на начальных этапах становления предпринимательства путем упрощения контроля в первые годы существования бизнеса, а также с помощью предоставления консультаций и юридической помощи представителям фирм наладить связь бизнеса и государства.
Проанализировав состояние инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в Краснодарском крае, мы сделали вывод, что регион входит в перечень благоприятных для бизнеса и инвестиций. Инвестиционный климат имеет положительную оценку и воспринимается инвесторами как инвестиционно привлекательный. Инвестиционный рейтинг 1А позволяет инвесторам и предпринимателям развивать бизнес, без издержек на риски, а кредитный рейтинг региона даёт уверенность в экономической стабильности края. В общем, действия региональных властей можно оценить, как эффективные с возможностью повышения к сверхэффективным. В следующем параграфе мы рассмотрим основные нормативно-правовые акты Краснодарского края в сфере социально-экономического развития, некоторые стратегии инвестиционного развития субъекта и выделим главные направления проводимой в регионе политики.
Стратегии экономического развития региона. Основные направления политики региональных
властей
На данный момент в регионе существует несколько нормативных документов, разработанных в целях совершенствования социально-экономического развития Краснодарского края и повышения его инвестиционной привлекательности.
В данной работе мы рассмотрели основные нормативно-правовые акты региона:
• Закон Краснодарского края «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»;
• «Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года» (утверждена в составе Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года),
• Проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года»;
• Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года N-731-0 «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае».
• Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 ноября 2011 г. № 1308 «Об утверждении Программы улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае на 2011 -2015 годы».
В данных документах проведен SWOT-анализ региона, выделены его основные проблемы. На базе проведенного анализа определены основные инвестиционные приоритеты, отраженные в инвестиционных стратегиях Краснодарского края.
Первым приоритетом является приоритет развития экономики края и его территориальных кластеров. Предполагается развитие агропромышленного, агропищевого, туристического рыбоперерабатывающего и промышленно-портового комплексов.
В качестве предпринимаемых мер в сфере развития сельскохозяйственных кластеров, стратегия предусматривает создание логистических центров, направленных на качественное хранение продукции и её транспортировку как по региону, так и за его пределы. Государство планирует создание долгосрочных государственно-частных партнерств, а также проектирование открытых баз информации (например, сельскохозяйственная сырьевая база, разработанная в целях обеспечения полной загрузки в предприятиях пищевой и
перерабатывающей промышленности).
Вторым обозначенным в стратегиях приоритетом является развитие региональной инфраструктуры, необходимой для инвестиционной и предпринимательской деятельности. Предполагаются строительство инфраструктуры «под ключ», развитие удобной логистической и эффективной электрической сетей, а также увеличение количества промышленных, агропромышленных и технологических парков.
Третьим приоритетом является развитие системы прогнозирования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с запросами инвесторов. Предполагается создание сети ресурсных центров профессионального образования, МФЦ прикладных квалификаций, совершенствование системы дистанционного обучения, а также формирование системы заказов на подготовку профессионалов в конкретной области на базе социального партнерства ВУЗов, ССУЗов и иных учебных заведений с организациями и фирмами Краснодарского края.
Четвертый приоритет - развитие механизмов поддержки субъектов инверсионной, инновационной и предпринимательской деятельности. Здесь деятельность государственных властей направлена на повышение прозрачности процедур и снижение барьеров для предпринимателей и инвесторов. Предполагается увеличение срока предоставления налоговых льгот для предпринимателей, осуществляющих одобренные администрацией региона проекты, до 5 лет в пределах срока окупаемости, оптимизация административных процедур, направленных на предоставление поддержки предпринимателей и инвесторов, расширение механизмов по стимуляции инвестиционной деятельности в регионе и повышение уровня доступности и открытости информации.
Пятым приоритетом стратегии выделяют формирование единого регионального финансового рынка. Здесь планируются создание финансовой и фондовой инфраструктуры, упрощение кредитования малого и среднего бизнеса, содействие организациям, выпускающим ценные бумаги для развития инвестиционной активности в регионе, повышение финансовой грамотности граждан и иные.
Также стратегии предполагают некоторые механизмы, направленные на привлечение инвестиций в регион.
Первый механизм - создание единой системы инвестиционных предложений, которая включает в себя информацию об инвестиционных площадках Краснодарского края, а также создание единого реестра инвестиционных проектов. Все предложения размещаются на инвестиционном портале Краснодарского края. Для упрощения процедуры создания предложений разработан проект InvestBox, позволяющий обеспечить автоматизированную обработку информации и ее обновление. Данный проект внедрен во всех муниципальных образованиях субъекта. Также планируется осуществлять ежегодную модернизацию InvestBox, за счет создания новых сервисов, повышения стабильности и интеграции проекта с порталами государственных услуг.
Второй механизм - целевой поиск инвесторов, заключающийся в поиске групп инвесторов, заинтересованных в развитии той или иной области, а также их структуризация, выделение значимых характеристик отраслей и формирование предложения. Со стороны исполнительных органов государственной власти предполагается мониторинг групп инвесторов с последующим созданием единой базы данных, анализ инвестиционной активности, выделение наиболее популярных отраслей, а также отраслей, нуждающихся в срочном инвестировании, разработка инвестиционного маркетинга региона для каждой из групп, включающая информирование инвесторов о Краснодарском крае, предложенных проектах и инвестиционных возможностях региона и некоторые иные.
Механизм № 3 - подготовка участия Краснодарского края в презентационно-выставочных мероприятиях как в России, так и за рубежом, то есть предполагаются анализ существующей ситуации в регионе, подготовка наиболее актуальной информации и участие представителей региона в международных выставках и форумах.
Четверным механизмом является продвижение инвестиционного портала Краснодарского края с помощью сети интернет, его регулярное обновление и стабилизация работы.
Последним, пятым механизмом, направленным на привлечение инвестиций в регион и повышение инвестиционной привлекательности региона, является развитие государственно-частного партнерства. Планируется использование регионального инвестиционного фонда. Основная цель данного фонда - поддержка значимых для региона инвестиционных проектов через создание инфраструктуры муниципального или регионального значения, без которой проекты не могут быть реализованы.
Таким образом, в регионе действует достаточно продуманная система повышения инвестиционной привлекательности, основанная на сильных и слабых сторонах субъекта с учетом возможностей и угроз внешней среды. Можно сделать вывод, что основная деятельность органов государственной власти направлена на сохранение позиций региона в международных рейтингах, а также улучшение сложившейся системы предоставления государственных услуг субъектам инвестиционной деятельности.
В следующем параграфе мы сравним меры государственной поддержки бизнеса (с акцентом на инвесторов) в Краснодарском крае и Республике Татарстан - седьмое и первое места соответственно в Национальном рейтинге за 2015 год (См. Рисунок 1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ за 2015 год) и рассмотрим федеральный и региональный уровни оказания данной поддержки.
Меры государственной поддержки бизнеса. Сравнение Краснодарского края и Республики
Татарстан
Государственная поддержка бизнеса различного уровня (от малого до крупного) является одним из методов повышения инвестиционной привлекательности регионов. Под государственной поддержкой бизнеса понимается комплекс мер, направленный на становление и развитие бизнеса, основанный на экономической, правовой и/или организационной помощи адресатам. Такая поддержка может быть организована государством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В данной работе мы проанализировали меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях в двух регионах - Краснодарском крае и республике Татарстан.
Республика Татарстан была выбрана для сравнения как регион-лидер в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в РФ за 2015 год, следовательно, является образцом для подражания для других регионов страны.
Для сравнения была использована информация, предоставленная интернет порталом «Инвестиционный площадки России».
В приложении А представлены федеральные меры государственной поддержки бизнеса по состоянию на 2015 год. Стоит заметить, что в обоих регионах они одинаковы, с единственным отличием - так как Республика Татарстан является особой экономической зоной промышленно-производственного типа, государство оказывает некоторые специальные федеральные услуги такие, как предоставление земельного участка, присоединение к инженерным сетям и ресурсоснабжение объектов, строительные услуги и некоторые иные.
Также все перечисленные меры федеральной поддержки бизнеса предоставляются на внеконкурсной основе, то есть государство оказывает услуги всем субъектам и инвесторам, подходящим под заданный перечень требований.
Перечень инструментов поддержки на федеральном уровне отражен на Рисунок 2. Наиболее многочисленными инструментами являются «кредиты и займы» и «гарантии и поручительства». Чуть менее -«гарантии и субсидии», «инвестиции» и «защита интересов инвесторов». Можно сделать вывод, что, в основном, наиболее популярными мерами являются льготное кредитование и пониженная ставка займов под развитие проектов.
Инструменты поддержки на федеральном уровне
- Гранты и субсидии Инвестиции
- Кредиты и займы
- Гарантии и поручительства
- Факторинг
- Защита интересов
- Особые экономические зоны
Рисунок 2. Инструменты поддержки на федеральном уровне, 2015 год
Также можно заметить, что большинство оказываемых мер осуществляются разово, тем самым оказывая поддержку единовременно без долгосрочного сотрудничества.
На региональном уровне (таблицах 1 и 2) мы видим уже некоторые различия в мерах государственной поддержки. Перечислим некоторые тенденции по обоим регионам.
Таблица 1. Региональные меры государственной поддержки бизнеса в Республике Татарстан
Вид инструмента Мера государственной поддержки
Гранты и субсидии Возмещение расходов на создание, развитие или модернизацию предприятия Частичное финансирование затрат для приобретения оборудования, недвижимого имущества по дог. финансовой аренды
Инвестиции Долевое финансирование Финансирование инвестиционных проектов за счет средств НКО «Инвестиционно-венчурного фонда РТ»
Налоговые льготы Поручительства по банковским гарантиям Поручительство по обязательствам перед банками
Кадры Обучение кадров Грант Правительства Республики Татарстан «Алгарыш»
Таблица 2. Региональные меры государственной поддержки бизнеса в Краснодарском крае
Вид инструмента Мера государственной поддержки
Гранты и субсидии Иные виды грантов и субсидий Бюджетные ассигнования инвестиционного фонда Краснодарского края (Минимальный объем инвестиций в проект для получения поддержки 500000 тыс. руб.)
Гарантии Поручительства по Предоставление государственной гарантии
банковским кредитам Краснодарского края
Налоговые льготы Иные налоговые и неналоговые льготы Предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций (внеконкурсный)
Например, в отличие от федеральных мер, подавляющее большинство региональных предоставляются на конкурсной основе (главным критерием отбора является реализация инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями региональной инвестиционной политики). Также в обоих регионах проводится льготная налоговая политика и существует система предоставления грантов и субсидий.
При сравнении мер двух субъектов (см. Рисунок 3. Сравнение инструментов предоставляемой поддержки, 2015 год), мы заметили, что в Республике Татарстан предоставляется в два раза больше мер государственной поддержки, чем в Краснодарском крае (13 против 6). Здесь наиболее многочисленными оказались «гранты и субсидии» - 8 мер. Также в регионе действуют и другие инструменты поддержки - «инвестиции», «гарантии и поручительства», «Налоговые льготы и льготы по иным обязательным платежам» и «кадры».
В Краснодарском крае преобладают «налоговые льготы и льготы по иным обязательным платежам», а популярные в Татарстане «гранты и субсидии» оказались на втором месте. В целом, Краснодарский край предоставляет небольшой перечень региональных мер, недостаточный для всесторонней поддержки инвестиционной деятельности.
Сравнение инструментов предоставляемой
поддержки
. .. .1 I
Инвестиции Гарантии и Налоговые льготы Кадры
погурчительства
■ Республика Татарстан ■ Краснодарский край Рисунок 3. Сравнение инструментов предоставляемой поддержки, 2015 год
Проанализировав приоритетные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае, можно понять, что субъект стремится к расширению перечня мер. Так, например, третий приоритет стратегий инвестиционного развития региона, направленный на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в соответствии с запросами инвесторов, предполагает создание меры «Обучение кадров», имеющейся в Республике Татарстан. А второй механизм тех же стратегий, направленный на целевой поиск инвесторов, заинтересованных в реализации приоритетных проектов, требует появления инвестиционных мер, таких как «Долевое финансирование инвестиционных проектов».
I
Гаранты и субсидии
3
Заключение
Эффективное управление инвестиционной привлекательностью субъекта начинается с первоначального определения сильных и слабых сторон региона, оценки его потенциала и рисков, формирования базы данных инвесторов, структурированной по интересам.
В определении уровня инвестиционной привлекательности играют важ-ную роль также и проводимые в регионе мероприятия (как российские, так и международные). Примером в Краснодарском крае может служить олимпиада в Сочи, прошедшая в 2014 году, служившая катализатором строительства инфраструктуры и взрывом инвестиционной активности.
По результатам проведенного исследования мы сделали вывод, что для повышения инвестиционной привлекательности органам государственной власти необходимо упрощать систему получения услуг (оптимизировать процедуры, то есть создать систему «одного окна»), повышать прозрачность деятельности предпринимателей, формировать единую открытую базу инвестиционных проектов и предложений, быть открытыми в отношении инвесторов и представителей бизнеса, а также не пренебрегать мерами государственной поддержки бизнеса и инвесторов и активно использовать опыт внедрения таких мер в других регионах.
Считаем, что поставленные цели исследования достигнуты, задачи выполнены, результаты представлены в виде итогов и выводов к параграфам и ко всей работе.
Список используемой литературы:
1. Закон Краснодарского края «Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года» (утверждена в составе Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minfinkubani.ru/upload/iЫock/faf/Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020.pdf (Дата обращения: 03.11.2017)
2. Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года N-731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (в ред. Законов Краснодарского края от 03.07.2012 N 2531-К3, от 31.03.2014 N 2946-КЗ, от 28.11.2014 N З056-КЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.investkuban.ru/investor11 (Дата обращения: 03.11.2017)
3. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 №1465-КЗ (ред. от 28.11.2014) «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» (принят ЗС КК 16.04.2008) [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/zacon_kk_29042008_1465_2015.pdf (Дата обращения: 03.11.2017)
4. Инвестиционный портал Краснодарского края. - URL: http://www.investkuban.ru/invprj/ (Даты обращения: 08.11.2017)
5. Макшин В.И. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона// СЕВЕР промышленный. 2007. №9
6. Меры государственной поддержки бизнеса/ Инвестиционные площадки России, интернет портал. - URL: http://www.investinregions.ru/incentives/compare/ (Дата обращения: 24.11.17)
7. Муравьев А.Е. Управление инвестиционной привлекательностью региона [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-ng.ru/drugoe/upravlenie_investicionnoj.html (Дата обращения: 03.10.2017)
8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.investinregions.ru/rating/ (Дата обращения: 21.10.2017)
9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Указ. эл. Ресурс
10. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.investinregions.ru/rating/ (Дата обращения: 24.11.2017)
11. Печенкина А.В. Управление инвестиционной привлекательностью региона: субъектно-объектный аспект// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. - №3. С.63-68.
12. Портал государственной статистики Росстат - URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 03.10.2017)
13. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 ноября 2011 г. № 1308 «Об утверждении Программы улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.investkuban.ru/investor1.htm (Дата обращения: 03.11.2017)
14. Проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.investkuban.ru/ocenka494.html (Дата обращения: 03.11.2017)
15. Проект Указа Президента РФ «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018)» и плане мероприятий по развитию государственной службы РФ до 2018 года» (по состоянию на 01.07.2014) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 03.10.2017)
16. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2015/ (Дата обращения: 11.10.2017)
Приложение
Приложение А. Федеральные меры государственной поддержки бизнеса
Вид инструмента Мера государственной поддержки Кем предоставляется Сроки поддержк и Максималь ный размер субсидии, льгот
Гранты и субсидии Возмещение расходов по кредитам Строительство и модернизация рыбопромысловых судов и объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры - срок кредита до 5 лет) Росрыболовство Разовая Отсутствует
Возмещение расходов на технологичес кое присоединен ие Компенсация стоимости технологического присоединения генерирующих объектов (мощность до 25 млн кВт) Министерство энергетики РФ Разовая 30 млн руб.
Инвестиции Венчурное финансирова ние Финансирование инновационных проектов на ранних стадиях ОАО "Российская венчурная компания -государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации" (ОАО РВК) Разовая Отсутствует
Софинансирование высокотехнологичных проектов Фонда "Сколково") Фонд "ВЭБ инновации" Разовая Отсутствует
Долевое финансирова ние Софинансирование реализации инновационных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно -коммуникационных технологий" (ОАО «Росинфокоминвест») Разовая От 10 до 30 млн руб.
Кредиты и займы Кредиты Кредиты на реализацию инфраструктурных и промышленных проектов Евразийский банк развития Разовая Отсутствует
Кредитная поддержка Субъектов МСП АО "МСП Банк" 7 лет 150 млн руб.
Микрозаймы Микрокредиты, микрозаймы АО "МСП Банк" 5 лет 1 млн руб.
Займы Инвестиционный заем МСП АО "МСП Банк" 5 лет 15 млн руб.
Гарантии и поручительства Поручительст ва по экспортным контрактам Гарантии (поручительства) под выполнение контрактов Евразийский банк развития Разовая Отсутствует
Поручительст ва по банковским кредита Гарантии (поручительства) под выполнение контрактов Евразийский банк развития Разовая Отсутствует
Финансирование крупных инвестиционных и инновационных проектов, экспорта высокотехнологичной продукции Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Разовая Отсутствует
Предоставление гарантий субъектам малого и среднего ОА "МСП Банк" 15.5 лет До 50 млн руб.
предпринимательства
Факторинговые услуги Факторинговые услуги субъектам МСП АО "МСП Банк" 0,6 лет 150 млн руб.
Предоставление информации Защита интересов (в том числе инвесторов) Оказание содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов Инвестиционные уполномоченные Президента в федеральных округах РФ Разовая Нет
Оказание содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов 1-й заместитель Председателя Правительства РФ (Игорь Шувалов) Разовая Нет
Защита прав предпринимателей и инвесторов Уполномоченный по защите прав предпринимателей (Борис Титов) Разовая Нет
Промышленно производственная ОЭЗ (в Татарстане) Размещение в особой экономической зоне промышленно производственного типа Министерство экономического развития РФ На опред. период Нет