РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 342.146:330.222(571.54) Г.А. АЙДАЕВ
ББК 65.050.2 доктор экономических наук,профессор, мэр г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНИХ ГОРОДОВ
(на примере города Улан-Удэ)
Исследованы проблемы инвестиционного развития средних городов России. Проведен анализ инвестиционных процессов в Улан-Удэ. Сформулированы основные направления экономической политики, направленные на повышение инвестиционного потенциала Улан-Удэ.
Ключевые слова: инвестиционные процессы, муниципальная экономика, экономический анализ.
Проблема инвестиционного развития средних городов России особенно проявилась на современном этапе развития экономики. Ускоренный экономический рост последних лет выявил диспропорции в возможностях регионов для его поддержания. Более конкурентоспособными оказались в данной ситуации регионы, ориентированные на сырьевые ресурсы, и города, ориентированные на отрасли промышленности, обслуживающие ресурсную экономику. Именно они привлекают наибольшее количество инвестиций и, как следствие, генерируют наибольшие финансовые потоки на своей территории. Перед другими городами встала задача определения своего места в инвестиционных потоках, по большому счету определения стратегии развития. Муниципальные образования пытаются использовать все возможные направления повышения своей инвестиционной привлекательности.
Рассмотрим проблему выбора пути инвестиционного развития на примере Улан-Удэ. Сегодня здесь впервые после перестройки наблюдается стабильный рост производства. Так, индекс промышленного производства в прошедшем году составил 110%. В целом, говоря о развитии реального сектора экономики, следует отметить, что в 2007 г. предприятиями и организациями города привлечено инвестиций в основной капитал в размере 7,6 млрд р. Согласно прогнозу
социально-экономического развития г. Улан-Удэ, сумма инвестиций в основной капитал в 2008 г. составит 9,2 млрд р.
Рост инвестиций происходит за счет увеличения объема строительства и операций с недвижимостью, а также инвестиций в сферу услуг (в том числе социальных) и государственного управления.
При относительном увеличении объема инвестиций по сравнению с прошлыми годами их еще явно недостаточно для обеспечения качественного экономического роста.
К примеру, главным источником инвестиций в основной капитал в 2007 г. являлись привлеченные средства (76%). Это связано со значительным объемом инвестиций из федерального и республиканского бюджетов, являющихся основной составляющей в привлеченных средствах (рис.).
Кредиты Прочие банков
6 7
Бюджетные средства 87
Структура привлеченных средств, %
В Улан-Удэ сосредоточивается 99,5% общего объема всех иностранных инвести-
ций, поступающих в экономику Республики Бурятия. Традиционно иностранные инвестиции концентрируются в высокорентабельных отраслях: авиационное производство, золотодобыча, общественное питание.
В настоящее время в основе прогресса лежит инвестиционный процесс, непрерывность и нарастание которого обеспечивают экономическое развитие. Проблема заключается в том, что инвестиции, являясь инструментом развития, вкладываются в формирование экономического потенциала, через использование которого достигаются требуемые показатели экономического роста.
В принципе видится два ключевых направления развития потенциала:
- экономика, ориентированная на ресурсы;
- экономика, ориентированная на инновации.
Спецификой развития средних городов Сибири, в том числе Улан-Удэ, является их зависимость от природно-ресурсного потенциала региона. Практически все региональные программы развития ориентированы на использование природных ресурсов, соответственно, на это же ориентированы программы развития городов.
Практика показывает, что осуществление большинства наиболее выгодных и эффективных в настоящее время видов деятельности реально уменьшает экономический потенциал территории. Как следствие, уменьшение потенциала экономического процесса возникает в результате несбалансированного использования ресурсов. Ресурсы, будучи объектом инвестиционной деятельности, одновременно являются целью развития экономики, ведь создание и поддержание на должном уровне ресурсной базы — одна из ее основных задач.
Парадокс сегодняшней концепции инвестирования заключается в том, что финансовые ресурсы в первую очередь вкладываются в высокодоходные проекты добычи сырьевых ресурсов. Целые регионы строят свое развитие именно на ресурсной составляющей инвестиционной экономики. Однако большинство из наиболее рентабельных ресурсов относится к невозобновляемым видам, т.е. сегодняшняя экономика исчерпывает потенциал экономики будущего
своей территории. Мировое разделение труда привело к тому, что технологические центры интеллектуального бизнеса сконцентрированы в развитых странах, и именно они формируют все больший спрос на природно-сырьевые ресурсы, добываемые в подавляющем большинстве в регионах, ориентированных на материально-ресурсный бизнес. Уменьшение ресурсного потенциала в данных регионах начнет играть свою роль уже в ближайшее столетие. И если в настоящее время сформировался определенный баланс в развитии регионов, основанный на рыночном ценовом регулировании доходов от разных видов бизнеса, то при уменьшении ресурсного потенциала в сырьевых регионах возникнет ряд финансовых и, как следствие, социально-экономических проблем.
Вполне очевидно, что развитые регионы ищут выход в виде ресурсосбережения как тактики развития и ресурсозамещения как долгосрочной стратегии. При исчерпывании одних видов ресурсов они постепенно будут заменяться другими благодаря совершенствованию техники и технологии. Однако это приведет к тому, что ресурсно-ориентированные регионы в не такой уж далекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта.
Единственным выходом для таких регионов видится проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая сможет вывести регион на новый уровень экономической системы, стратегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансированную экономику с растущим потенциалом. Внедрение инновационных технологий и техники требует создания мощной системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в настоящее время не по карману большинству сырьевых стран, и тем более городов России. Нарастание отставания в интеллектуальных ресурсах становится препятствием для проведения эффективной ресурсно-инновационной политики. Следовательно, положительной стороной мировой интеграции и глобализации могла бы стать инновационная поддержка со стороны стран интеллектуального бизнеса регионов с материально-ресурсным, сырьевым бизнесом.
Г.А. АЙДАЕВ
Ориентация экономики региона на ресурсы ведет к снижению ее потенциала, в то же время установление ограничений на использование потенциала лишь тормозит развитие бизнеса. Нерациональное использование имеющегося инвестиционного потенциала сдерживает динамичное и сбалансированное развитие реального сектора российской экономики.
Объективная оценка ситуации показывает, что одними из возможностей Улан-Удэ конкурировать с другими регионами могут быть внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосбере-гающие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции или услуг республики на других рынках, перестают быть проблемой для предприятий региона в случае производства ими конкурентоспособных товаров инновационного характера.
Город Улан-Удэ имеет достаточно развитую промышленную базу, которой в последние годы не уделялось должного внимания. Имея крупнейшие в России предприятия в области авиационной техники, транспортного машиностроения, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности, город мало использовал их инвестиционные возможности. Так, инвестиции в промышленность города за последние три года составили 2 270 млн р., или 15,5% общего объема инвестиций в основной капитал. При этом доля промышленности в объеме выпущенной продукции и оказанных услуг города равна 72,7%. Такое несоответствие результатов и затрат требует корректировки. Приток инвестиций в промышленность и внедрение инвестиций в инновации могут принести ощутимый эффект.
У Улан-Удэ также имеется уникальная возможность использования природно-тер-риториальной преференции — близости к озеру Байкал. Этот пласт инвестиционных возможностей только начал разрабатываться, но уже обеспечил значительный приток инвестиций в туризм.
Инвестиционный потенциал определяет возможности для эффективного развития региона. Однако эти возможности проявля-
ются и могут быть оценены только в процессе их использования. То есть потенциал состоит из ресурсных возможностей и организационных действий по их использованию. Дополняя друг друга, ресурсная и организационная части инвестиционного потенциала составляют основу его структуры, а их пропорции определяют возможности для развития муниципального образования.
Так, Улан-Удэ стал одним из первых городов России, который законодательно утвердил положение о муниципально-частном партнерстве. Этот документ позволяет муниципалитету приглашать бизнес-структуры работать на благо города на взаимовыгодных условиях.
Важным фактором реализации инноваций в муниципальном образовании является наличие для этого организационной возможности. Наиболее эффективно развитие инвестиционного потенциала проявляется в регионах с пропорционально развитой системой промышленного производства и системой институтов инновационного развития. В тех городах, где данное соотношение нарушается, возникает необходимость в затратном импорте инноваций. В Улан-Удэ активно развивается инфраструктура поддержки малого и инновационного бизнеса. Так, в городе функционирует крупнейший в Сибири бизнес-инкубатор.
Инновации стали орудием конкуренции, именно они способствуют получению преимуществ на рынке. В соответствии с этим эффективными могут оказаться только те инвестиционные программы, в которых достаточно высоко развита инновационная составляющая.
Скорость разработки и внедрения инноваций будет определять устойчивость и эффективность развития города. Инновационное развитие муниципального образования характеризуется временем «опережения» реакции на изменение факторов внешней и внутренней среды. В инновационном развитии муниципального образования имеются «точки перелома», обусловливающие достижение запланированного стратегического эффекта. Первоочередной задачей управления инновациями в данном случае будет достижение такой траектории инновационного развития, которая бы обеспечила стра-
тегическую устойчивость муниципального образования.
Основой концепции инвестиционного развития Улан-Удэ является повышение деловой активности его администрации в решении экономических и социальных проблем, расширение участия города в процессах, происходящих как на его территории, так и на региональном и глобальном уровнях. Город должен стать одним из ключевых игроков в условиях рыночной экономики.
В области экономической политики необходимо отметить следующие направления развития Улан-Удэ:
1. Расширение участия города в реализации региональных инвестиционных проектов, прежде всего в реализации крупнейшего проекта развития Бурятии как туристическо-рекреационной зоны. В первую очередь это касается развития гостиничного бизнеса, организации питания, производства сувенирной продукции, а также культурно- и спортивно-развлекательных центров. Чтобы туризм был выгоден, городу необходимо соблюдение непременного условия: туристы должны оставлять свои деньги в городе. На сегодня, к сожалению, это не так. По предварительным оценкам, в 2007 г. каждый турист оставил в городе всего 620 р. в день, что на 22% больше, чем в 2006 г. Но это крайне мало. В городе насчитывается 30 гостиниц, которые единовременно могут разместить только 1 400 чел., при этом уровень их сервиса «хромает», ни одна гостиница не имеет статуса «звездности», состояние его досуговых и развлекательных учреждений, мест массового отдыха оставляет желать лучшего, хотя и не всех.
2. Увеличение инновационной составляющей в экономике города, поддержка наукоемких производств, обеспечение инвестиционной привлекательности его экономики. В статье прозвучала проблема низкой инвестиционной емкости территории, ведь отсутствие привлекательных для внешних инвесторов проектов сказывается на инвестиционном потенциале города. Инновации не должны превратиться просто в лозунг, сколько ни кричи «халва», во рту сладко не станет.
Основной задачей является комплексное развитие всех составляющих социальной и
экономической сфер города, обеспечивающих как инвестиционную, так и социальную его привлекательность. Город должен занять свое место в инвестиционном развитии региона.
3. Использование территориальных преимуществ, интеграция экономики города в межрегиональные и глобальные процессы, развитие связей со странами АТР.
Основными мероприятиями в данном направлении должны стать организация и развитие мультимодального транспортно-ло-гистического центра на территории города. Необходимо создание таких экономических, организационных и нормативно-правовых условий, чтобы грузоперевозчики размещали свои грузы для переработки в Улан-Удэ. Все предпосылки для этого есть. Дело в развитии активности бизнеса.
4. Формирование и реализация концепции энергетической, продовольственной и социальной безопасности города, позволяющей обеспечить устойчивое его развитие и управление рисками. Город совместно с бизнесом должен обеспечить инвестиционное развитие производственной базы и сопутствующей инфраструктуры, а также проведение инновационной амортизационной политики.
5. Развитие муниципальной экономики, создание эффективного экологосберегаю-щего муниципального производства товаров и услуг, необходимых для обеспечения высокого уровня жизни в городе. Очевидна необходимость дальнейшей оптимизации состава и структуры муниципального имущества, что позволит эффективным образом выполнять возложенные на муниципальное образование функции, а также повышения обеспечения неналоговой части доходов бюджета, развития форм и методов использования имущества с целью привлечения инвестиционного капитала.
Инвестиционное направление развития требует более активного совместного участия всех заинтересованных сторон. Необходимо и дальше использовать такие механизмы, как муниципально-частное партнерство, солидарное участие республики и города в крупных проектах, работа с федеральными органами власти по привлечению инвестиций.