[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ_________________________________________________
формирование и реализация государственной политики ПРИВЛЕЧЕНИЯ инвестиций В РЕГИОНАХ
В.Г. Беломестнов,
профессор кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ),
доктор экономических наук
О.М. Цыбикдоржиева,
аспирант кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)
В статье представлена взаимосвязь инвестиций, инвестиционных проектов в рамках государственной политики привлечения инвестиций в регионах.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика региона, региональный инвестиционный процесс, федеральные целевые программы.
УДК 336.5 ББК 65.05
Для современной экономики одним из обязательных элементов нормального функционирования являются инвестиции. Достаточно сложно представить современную экономику без инвестиций, которые в последнее время приобретают все большее и большее значение. Именно инвестиции обеспечивают экономический рост, а, следовательно, финансовое благополучие государства. Инвестиции являются необходимым условием стабильного функционирования и развития хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, отдельных регионов и государства в целом.
Поэтому особый интерес представляет процесс формирования и реализации государственной политики привлечения инвестиций в регионы.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации...» (в ред. от 24 июля 2007 г. № 215-ФЗ) под инвестициями в общем смысле понимаются деньги, акции, паи и иные средства. Сюда относится любое имущество, имущественные права, имеющие денежный эквивалент, инвестируемые в объекты коммерческой, предпринимательской или иной деятельности с целью получения прибыли, дохода или достижения другого полезного эффекта, например социального [1]. Однако данное определение инвестиций не в полной мере охватывает весь спектр их функций и задач.
В настоящее время в отечественной и зарубежной научной литературе существует множество определений термина «инвестиции». На наш взгляд, определение, предложенное «Большим экономическим словарем» наиболее полно отражает сущность инвестиций. В нем показано, что «инвестиции — средства, реализуемые в виде долгосрочных вкладов либо государственного, либо частного капитала в разные отрасли экономики как внутри страны, так и зарубежном с целью получения положительного эффекта в будущем, (основной и оборотный капитал, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, акции, банковские вклады, производственное оборудование и т.д.)» [2].
Роль инвестиций в стабильном развитии общества и экономики каждой отдельной страны или всех стран отмечали многие исследователи. Сейчас роль инвестиций велика как никогда. Инвестиции целесообразно рассматривает на двух уровнях: макро- и микроэкономическом [3].
В макроэкономическом понимании инвестиции являются базой, которая осуществляет политику модернизации производства, развития научно-технического открытий, обеспечения экономической, экологической безопасности страны и социально-экономического развития в целом.
В микроэкономическом понимании инвестиции решают такие задачи, как восстановление и развитие действующих предприятий, их модернизация, увеличение доходов хозяйствующего субъекта, создание основных фондов, обеспечение финансового благополучия, повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятиях, получение прибыли путем приобретения акций и других ценных бумаг и т. д. [3, с.11]
Взаимодействие инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях определяет инвестиционная политика. Под государственной инвестиционной политикой в России, как правило, подразумевается множество хозяйственных решений, составляющих важнейшие направления капиталовложений, способы их реализации на местах. Прежде всего, инвестиционная политика является фор-1 32
мой поведения органов власти, главной целью которых является достижение цели, основанной на научной базе, и реализация за конкретный период времени.
Цель инвестиционной политики заключается в осуществлении стратегического плана социального и экономического развития государства. Главными инструментами реализации инвестиционной политики государства являются административные и экономические методы воздействия для достижения основных целей.
Инвестиционная политика—это совокупность деятельности управленческих структур, принимающая во внимание экономические интересы всех сторон процесса инвестирования с целью обеспечения экономического развития и интегрирующая эти усилия [4].
По мнению Иваницкой И.И., государственное регулирование инвестиционной деятельности и инвестиционная политика — совершенно разные понятия. Инвестиционная политика может иметь пассивный характер, то есть не вмешиваться в инвестиционный процесс, в то время как, в термине государственное инвестиционное регулирование подразумевается именно «управление». Понятие регулирование инвестиционной деятельности государства включает в себя средства, которые не имеют непосредственного отношения к инвестиционной политике.
Государство управляет инвестиционным процессом с помощью законодательной базы, посредством государственного планирования, создания комплексных инвестиционных программ и проектов, реализации государственных инвестиций, субсидирования, предоставления льгот и преференций, кредитования и лизинга, а также осуществления экономических и социальных проектов и программ регионального развития. Таким образом, основной задачей для государства в этой сфере является оптимальное сочетание государственного контроля и свободы рыночных отношений.
Объем регулирования инвестиционной деятельности государства зависит от целей, стоящих перед ним, а также возможностей и средств, которые определяются государственной инвестиционной политикой.
В последнее время инвестиционная политика была сосредоточена преимущественно в руках представителей федеральных органов, которые перераспределяют инвестиционные средства по регионам. Кризисы в инвестиционной сфере показали малую эффективность данного метода, и инвестиционное регулирование понемногу смещается в сторону регионов, где наилучшим образом понимают собственные нужны и направления дальнейшего развития.
Таким образом, на современном этапе развития российской экономики особенное значение приобрела региональная инвестиционная политика.
Инвестиционная политика государства в целом и отдельных регионов обуславливается процессом инвестиционной деятельности, в результате которого увеличиваются показатели ВРП и ВВП. Результатом инвестиционной деятельности является реализация различных видов инвестиций: государственных, частных и иностранных; портфельных и реальных; краткосрочных и долгосрочных [5].
Особое значение имеет ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, порядок ее осуществления, формы и методы государственного регулирования данного процесса. Рассмотрим подробнее регулирование инвестиционного процесса.
Государственное инвестиционное регулирование предусматривает следующее.
1. Улучшение условий, в которых развивается инвестиционная деятельность, путем:
• совершенствования системы налогов;
• защиты законных интересов инвесторов;
• предоставления специальных налоговых режимов участникам инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• создания собственных инвестиционных фондов;
• беспристрастной рейтинговой оценки субъектов Федерации с целью мониторинга инвестиционных процессов в регионе;
• развития финансового лизинга в Российской Федерации.
2. Расширение возможностей прямого государственного участия в процессе инвестирования с помощью:
• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, с совместным участием иностранных государств, а также внутригосударственных федеральных инвестиционных программ и проектов;
• проведения экспертной оценки инвестиционных программ и проектов и т.д.
3. Предоставление государственных гарантий и защиту законных интересов участников инвестиционной деятельности, что обеспечивается:
• гарантиями равных прав субъектов инвестиционной деятельности;
• публичным обсуждением инвестиционных программ и проектов;
• правом обратиться в суд, на основании нарушения законных прав и интересов субъекта инвестирования за действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
• защита капиталовложений [3, с. 28-29].
Таким образом, государственное регулирование инвестиций предусматривает постоянное улучшение условий для развития инвестиционной деятельности. Тем не менее, этого не достаточно для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране и в регионах.
В настоящее время благодаря осуществлению инвестиционных вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни населения.
В последнее время особое внимание государства уделяется инвестиционной деятельности в регионах. Поэтому необходимо внести ясность в определение термина «регион».
У понятия «регион» на сегодняшний день множество значений, которые используются в абсолютно разных сферах нашей жизни:
— как синоним термина район, а именно в значении региональный, то есть относящийся к району, районам;
— для определения территорий, которых по основным признакам и свойствам трудно отнести к той или иной классификации разделения территорий.
Регион это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социальных, экономических, национальных, культурных и иных условий. Регион не всегда полностью сохраняет очертания субъекта Российской Федерации, иногда он может соединять территории нескольких соседних субъектов.
Разнообразия определений термина регион, его цели и функций, способы регионализации привело к тому, что появились определенные трудности с классификацией регионов. Тем не менее, неизменными остаются следующие признаки [6]:
— уровень экономического развития;
— инвестиционная привлекательность территории;
— вид территориальной структуры хозяйства;
— степень прироста и убыли населения;
— процент плотности населения;
— вид производственной специализации.
Государство занимается поддержкой инвестиционной деятельности на двух уровнях: федеральном и региональном. Под федеральным уровнем понимается законотворческая деятельность в области инвестиционной деятельности. Региональный же уровень подразумевает осуществление комплекса мероприятий по принятию стратегических, приоритетных задач, программ и проектов [7].
Неудивительно, что основы государственной региональной инвестиционной политики были заложены в правительственной программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997
годах» и получили дальнейшее развитие в среднесрочных программах. Однако надо отметить, что государственная инвестиционная политика ограничивается федеральным уровнем, не предоставляя новых возможностей и не меняя полномочий регионов. Основным инструментом осуществления региональной инвестиционной политики остаются федеральные целевые программы развития отраслей и межотраслевых комплексов, обеспечивающие инвестиционные проекты в регионах.
В наиболее общем смысле под инвестиционным проектом понимают любое капиталовложение на определенный период времени с целью дальнейшего извлечения выгоды, будь то материальной, либо социальной. В законодательных актах и специализированных экономических источниках словосочетание «инвестиционный проект» понимается как деятельность, предусматривающая реализацию определенных мер, для достижения конкретных задач [8].
Для поддержки региональных инвестиционных проектов был основан Инвестиционный фонд (ИФ) при Министерстве регионального развития Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации ИФ представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Приоритетная задача Фонда заключается в том, чтобы поддержать наиболее важные для государства и регионов определенные инвестиционные программы и проекты, создавая, например, инфраструктуру транспортных коммуникаций, энергетических и инженерных систем федерального или регионального масштаба.
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации приняты примерно 20 инвестиционных проектов, представляющих для государства значительный интерес, для осуществления которых предоставляется государственная поддержка через Инвестиционный фонд, который выделил средства в общем размере более чем на 320 млрд рублей [9].
Инвестиционный Фонд был основан в 2005 г. в качестве механизма поддержки приоритетных инвестиционных программ и проектов, направленных на решение стратегических задач развития территорий. Среди них такие как «Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в Республике Тыва», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». С сентября 2008 г. была введена новая категория проектов ИФ — региональные инвестиционные проекты.
С момента введения новой категории — региональных инвестиционных проектов — в течение 2008 г. в Минрегионразвития России поступило 52 заявки от 33 субъектов РФ на общую сумму около 200 млрд руб. За 2009 г. пришло еще более 60 заявок от 35 регионов на 220 млрд руб., в том числе из инвестиционного фонда было запрошено порядка 40 млрд руб. [10].
По мнению Печеновой А., заместителя директора департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития, региональные программы уже доказали свою эффективность в качестве антикризисной меры, способствующей притоку частных инвестиций в регионы (табл. 1).
Таблица 1
Общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млн руб. [10]
Проекты Общий объем инвес- тиций Госу- дарс- твенные средства Средства инвесторов Число созда- ваемых рабочих мест
Государственные проекты по созданию объектов промышленности и инфраструктуры 999880,36 290497,78 709383,08 136424
Региональные проекты 104378,31 13320,39 84561,05 29900
Тем не менее, существует ряд проблем, затрудняющих достижение поставленных перед Фондом целей, среди которых следует выделить несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда, а также высокую степень бюрократизации данной системы.
Таким образом, как показывает опыт инвестиционной деятельности, процесс формирования и реализации государственной политики привлечения инвестиций в регионы должен постоянно совершенствоваться. Это требует развития экономических, административных инструментов инвестиционной политики не только
в стране, но и в самих регионах. Для этого регионы должны обос- грамотно разрабатывать механизмы решения проблем, учитывая нованно определять свои потребности и приоритеты развития, и специфику регионального хозяйственного комплекса.
Литература
1. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 фев-раля.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г. № 215-ФЗ).
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — С. 146.
3. Саак А.Э. Инвестиционная политика муниципального образования. — СПб.: Питер, 2010.- С. 11.
4. Беломестнов В.Г. Управление инвестиционными процессами. — Улан-Удэ: ВСГТУ. — 2006 — С. 29.
5. Иваницкая И.И. Инвестиции и инвестиционная политика // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. URL: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2006/2006-2/4.htm (дата обращения: 18.12.12).
6. Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах РФ. — М.: Инфра-М. — 2010. — С. 25.
7. Ряховский Д.И. К вопросу государственной поддержки финансирования инвестиций // Финансы и кредит. — 2008. — № 5. — С. 29-31.
8. Берсенова Н.С. Альтернативные инвестиционные проекты: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. — 2011. — № 3. —
С. 75-76.
9. Инвестиционный фонд Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/invest_phound/ (дата обращения: 11.10.12).
10. Печенова А. Государственная поддержка региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП // Рынок ценных бумаг. — 2010. — № 8. — С. 70-71.
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ зОНА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ресурс инновационного развития северного региона (НА ПРИМЕРЕ магаданской ОБЛАСТИ)
Н.С. Дудкина,
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики
В статье показаны результаты функционирования Особой экономической зоны Магаданской области, проблемы и перспективы в рамках инновационного развития и ее влияние на социально-экономическое развитие региона.
Ключевые слова: особая экономическая зона, концепция «точекроста», инновационное развитие, инновации, бизнес-инкубатор.
УДК 338.24 ББК 65.5
Реализация инновационной стратегии развития Магаданской области базируется на использовании сильных сторон регионального социально-экономического и геополитического положения. Одним из решающих стратегических ресурсов является режим Особой экономической зоны (ОЭЗ).
ОЭЗ была выбрана в качестве механизма реализации стратегии управления регионом на период с 1999 по 2014 г. на основе использования преференций, позволяющих развивать региональное производство, привлекать отечественных и иностранных инвесторов, повышать уровень занятости в регионе, обеспечивать рост доходов населения. Основными целями создания ОЭЗ стали развитие производственных сил, насыщение финансового и товарного рынков Магаданской области в интересах населения области. Организация ОЭЗ предполагала создание мощной промышленной и сельскохозяйственной базы, развитие инфраструктурных отраслей и формирование современных технических и информационных центров, позволяющих осуществить подъем экономики региона и гармоничное включение ее в мирохозяйственную систему на принципах международной экономической интеграции и глобализации. Ожидалось, что создание ОЭЗ в г. Магадане позволит эффективно использовать региональные ресурсы, однако для успешного достижения этого требовалась тщательная проработка и последующее внедрение институциональной основы функционирования зоны [2].
Правовой основой создания ОЭЗ стало принятие 31 мая 1999 г. Федерального Закона об Особой экономической зоне в Магаданской области, который предусматривал развитие производительных сил, насыщения товарного и денежного рынков в Магаданской области, а также 29 июня 1999 г. Областного закона об ОЭЗ [3]. Согласно областному закону, предприятия — участники ОЭЗ должны были оплачивать регистрационный сбор в Фонд ОЭЗ, представляющий собой 50 % от величины налоговых освобождений.
В состав регистрационного сбора вошли начисления по налогам на добавленную стоимость, на прибыль, на воспроизводство материально-сырьевой базы, акцизам и платежам за добычу полезных ископаемых.
На территории ОЭЗ был организован режим свободной таможенной зоны, когда иностранные товары ввозятся и размещаются на этой территории без взимания таможенных пошлин. Это условие наряду с налоговыми льготами стало мощным протекционистским механизмом для предприятий — участников ОЭЗ от острой конкуренции иностранных производителей. За счет Фонда ОЭЗ, полученного из регистрационных взносов участников, планировалось профинансировать особо значимые мероприятия и не менее значимые региональные проекты социального характера.
Средства, поступающие от участников ОЭЗ, расходовались в соответствии с принятыми законами Магаданской области «О бюджете внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны».
Управление деятельностью всех объектов, входящих в состав ОЭЗ, включающее контроль над функционированием режима зоны и поддержание отношений с федеральными органами, осуществляла администрация области, а исполнительные функции экономического управления ОЭЗ были возложены на администрацию ОЭЗ.
Согласно статистическим данным, в течение 2011 года администрацией Особой экономической зоны зарегистрирован 51 резидент, исключено из состава участников — 55. На 1 января 2012 года число резидентов ОЭЗ составило 184, в том числе 125 юридических лиц 59 индивидуальных предпринимателей. На соответствующую дату 2011 года числилось 188 резидентов Особой экономической зоны: 131 юридическое лицо, 57 индивидуальных предпринимателей. На 1 января 2012 года доля резидентов ОЭЗ частной формы
1 34