ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСАПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
А. Г. МАМЕДГУСЕЙНОВА, соискатель кафедры экономической теории финансово-экономического факультета [email protected] Дагестанский государственный университет
Рассмотрено влияние инвестиционной политики на формирование имущественного комплекса. Из-за существенного снижения объемов инвестиций обострились процессы, связанные с физическим износом основных фондов имущественного комплекса, составляющим, по оценкам экспертов, 60-70 %. Основная нагрузка по реализации инвестиционных программ приходится на регион, поскольку прерогатива центра - не столько регулирование инвестиционной деятельности, сколько создание макроусловий повышения инвестиционного спроса, улучшения инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиции, промышленность, комплекс, имущество, политика.
Вступая в XXIв., мировая экономика устремляется к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества социального уровня общества, совершенствование структуры экономики, повышение качества воспроизводимого богатства, ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала и расширение высокотехнологичных форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инноваций. Главным инновационным инструментом становится новая инвестиционная политика, которую начали реализовывать все развитые страны мира.
Перед экономикой России, как и перед мировой экономикой, XXIв. определил новые вызовы, в первую очередь в области инвестиционной и инновационной политики. Оживление инвестиционной и инновационной активности — главное условие выхода России из экономического кри-
зиса и создания предпосылок для устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики.
Пищевая промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью Республики Дагестан (РД). Несмотря на сложное финансовое положение, в пищевой промышленности ведется модернизация и техническое перевооружение производства. В связи с этим остро стоит проблема государственного воздействия на производство продуктов питания.
Республика Дагестан — один из крупнейших регионов Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшей составной частью экономики РД, в котором занято свыше 40 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около 40%ВРП.
В состав АПК на 1 января 2008 г. входят более 900 сельскохозяйственных предприятий, 42тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, около 400 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Дагестан является крупным производителем сельскохозяйственной продукции и поставщиком продовольствия для промышленных регионов Российской Федерации (см. таблицу). В республике производится 5% овощей (1-е место в стране) и более 25 % винограда от общего производства по России [2].
Основные показатели развития пищевой и перерабатывающей промышленности РД
Продукция Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2010 (проект)
Консервы плодоовощные, муб* 30,1 24,2 28,6 30,0 31,5 20,2 21,4 150
Цельномолочная продукция, тыс. т 7,5 27,8 15,1 10,6 12,7 13,5 15,5 50
Кондитерские изделия, тыс. т 1,9 2,0 2,0 2,8 3,8 4,6 5,1 7,2
Безалкогольные напитки, тыс. дал** 958 1 320,2 1 358,9 1949 2 475 4 090 4 454 5 000
Минеральная вода, млн бут 4,3 11,6 17,6 25,3 32,2 46,7 47,6 40
Товарная рыбная продукция, тыс. т 6,9 3,7 4,8 6,2 7,7 8,4 12,3
Консервы рыбные, муб 13,1 7,5 3 2,8 1,84 1,9 1,4 12
Примечание: муб — миллион условных банок; дал — декалитр.
В пищевой и перерабатывающей промышленности РД насчитывается 427 зарегистрированных предприятий всех форм собственности, в том числе 68 крупных и средних.
Предприятия пищевой промышленности имеют следующие годовые мощности производства: консервы плодоовощные — 450 муб, спирт этиловый — 800тыс. дал, водка — 2 900тыс. дал, коньяк — 1 700тыс. дал, шампанское — 1 650тыс. дал, однако используются они в среднем лишь на 15—20 % [6].
Имеющийся потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не позволяет обеспечить глубокой переработки всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что вызывает необходимость их реконструкции и технического перевооружения.
Для динамичного развития отрасли необходимы:
• модернизация производственного процесса предприятий и обновление производственных фондов;
• повышение эффективности маркетинговой работы и менеджмента;
• повышение технологического уровня производства и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, переход на тароупаковку международного стандарта [5]. Реструктуризация отраслей пищевой промышленности должна осуществляться по следующим направлениям:
• совершенствование размещения перерабатывающих предприятий в целях формирования специализированных зон производства и переработки основных товарных продуктов;
• приоритетная поддержка отраслей, производящих сахар, растительное масло, мясные и молочные продукты с длительным сроком хранения, преимущественно в аграрно-индус-триальных регионах;
• развитие малых предприятий в отдаленных и труднодоступных районах.
Вместе с этим нужно создавать условия для продажи несостоятельных перерабатывающих предприятий отечественным инвесторам, у которых большой спрос на такие предприятия при предоставлении им льгот со стороны государства.
Пищевые предприятия являются привлекательными объектами для вложения капитала. За два года работы комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России половина отобранных проектов была связана с пищевой промышленностью.
Новое строительство предприятий должно осуществляться за счет частных инвестиций, средств местных бюджетов, частично привлеченных средств из федерального бюджета на возвратной основе [3].
Внедряемые современные технологии хранения, разгрузки и транспортировки продовольственных товаров позволяют создавать современную инфраструктуру и оказывать поддержку мелким фирмам в виде предоставления им возможности использовать современно оснащенные объекты. Предусматривается консолидация всех бюджетных и внебюджетных источников финансирования АПК, а также собственников средств товаропроизводителей. Необходима концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий.
Кроме того, нуждается в совершенствовании система сбыта продукции пищевой промышленности. Закупку продовольствия в федеральный и региональный фонды должны осуществлять государственные подрядчики на конкурентной основе с использованием бирж, оптовых рынков и ярмарок. Институциональная политика в пищевой промышленности должна претерпевать кардинальное изменение. При реконструкции пищевой промышленности важное значение имеет агропромышленная интеграция, осуществляемая в рыночных формах: финансово-промышленные
группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Пищевая промышленность не сможет развиваться без протекционистского курса государства. Нужна государственная программа по модернизации производства в пищевой промышленности и обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая должна реализоваться за счет средств таможенных сборов, налоговых отчислений от продажи соответствующей продукции, вкладов производителей и привлекаемых средств коммерческих структур. Реализация изложенных мер позволит существенно улучшить положение дел в отрасли. Будут созданы экономические условия для преодоления спада производства, повышения эффективности использования производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.
Региональные имущественные комплексы обладают огромными, невостребованными мощностями, которые не могут быть использованы в прежнем объеме. Из-за существенного снижения объемов инвестиций обострились процессы, связанные с физическим износом основных фондов имущественного комплекса, составляющими, по оценкам экспертов, 60%. В этих условиях инвестиционная деятельность регионального имущественного комплекса оказывается слабо организованной и достаточно рискованной. Несмотря на это, основная нагрузка по реализации инвестиционных программ приходится на уровень региона, поскольку прерогативой центра является не столько регулирование инвестиционной деятельности, сколько создание макроусловий повышения инвестиционного спроса, улучшения инвестиционного климата, активизации инвестиционных процессов в регионах.
Инвестиционная стратегия регионального имущественного комплекса пищевой промышленности должна состоять из взаимоувязанных и последовательных этапов его формирования:
• ретроспективный анализ тенденций развития инвестиционной деятельности. Оценка сильных и слабых сторон с позиции его инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала, исследование инвестиционных ожиданий;
• исследование внешних и внутренних факторов, влияющих на инвестиционную деятельность;
• конкретизация приоритетов инвестиционной деятельности;
• определение периода формирования инвестиционной стратегии;
• формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
• формирование научно обоснованной инвестиционной стратегии;
• формирование и реализация инвестиционной политики;
• разработка и реализация программы инвестиционной деятельности;
• корректировка инвестиционной стратегии в процессе ее реализации;
• оценка качества инвестиционной стратегии и эффективности реализации инвестиционной программы.
Необходимым условием реализации инвестиционной стратегии имущественного комплекса пищевой промышленности и организации эффективного управления инвестиционной деятельностью служит наличие достоверной, достаточной и своевременной информации об объекте инвестиционной деятельности. Ретроспективный анализ должен осуществляться на регулярной основе с использованием системы показателей, позволяющих реально оценить тенденции, смоделировать стратегию развития на перспективу и обеспечить всех заинтересованных участников необходимой информацией.
Инструментом формирования имущественного комплекса пищевой промышленности являются капитальные вложения в процесс воспроизводства основного капитала предприятий промышленности [7].
Методы, источники и формы финансирования капитальных вложений в процесс воспроизводства средств труда весьма многочисленны и разнообразны, например выпуск акций, облигаций, кредит, лизинговое финансирование, ипотечные ссуды и т.д. Понятно, что каждая из используемых форм финансирования имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому в любом случае финансирования капитальных вложений в процесс воспроизводства средств труда должен быть проведен тщательный анализ технико-экономических результатов этих вложений с учетом альтернативных схем, форм и методов финансирования. При этом, например, очень важно соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом, поскольку, чем выше доля заемных средств, тем больше сумма выплачиваемых заемщиком процентов.
Используемая на практике финансовая схема должна:
1) обеспечивать необходимый для планомерного выполнения задач по воспроизводству средств труда объем инвестиций;
2) действовать в направлении оптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей;
3) обеспечивать баланс между объемом привлеченных финансовых ресурсов и величиной получаемой прибыли [1].
На практике осуществление процесса воспроизводства средств труда требует достаточных для их реализации финансовых ресурсов, которые принимают форму основного и оборотного капиталов. В этой связи возникает необходимость рассмотреть вопрос о структуре, источниках финансирования капитальных затрат, формах собственности и порядке мобилизации этих финансовых ресурсов [4]. Рыночные реформы, как известно, привели к глубокому и затяжному кризису российской экономики, выход из которого во многом связан с оживлением инвестиционного процесса. Без активизации инвестиционной деятельности, без крупных вложений денежных средств в обновление материальных ресурсов страны невозможно осуществить структурные преобразования в производстве, восстановить утраченные объемы производства и перейти к экономическому росту. Недостаточная инвестиционная активность в российской экономике уже привела к значительному износу основных фондов промышленности, снижению качества отечественной продукции и к отставанию России в экономическом развитии от ведущих индустриальных стран.
Важным условием активизации инвестиционного процесса в современной России является продуманная государственная инвестиционная политика, направленная на мобилизацию всех свободных государственных, корпоративных ресурсов и сбережений населения на осуществление инвестиционной деятельности.
Сложившаяся в современных условиях инвестиционная ситуация в России далека от требований рыночной экономики. Она характеризуется как недостаточностью инвестиционных ресурсов, так и неравномерностью их распределения по видам экономической деятельности, по территориям (регионам) и субъектам хозяйствования. Кроме того, современная инвестиционная политика России дезинтегрирована и не вписывается в общую концепцию развития рыночной экономической системы в нашей стране. Отсутствие действенной государственной инвестиционной политики в реформенный период привело к значительным тер-
риториальным диспропорциям и дифференциации уровней развития регионов России. Эта проблема сохраняется и еще более усугубляет инвестиционную ситуацию в регионах.
Преодоление инвестиционного застоя и восстановление воспроизводственного процесса в современной России являются важной и сложной общеэкономической задачей, решение которой требует огромных усилий как со стороны федерального государственного аппарата, так и региональных властных структур в создании благоприятной инвестиционной среды в экономике страны, и прежде всего в ее реальном секторе. Необходима продуманная и законодательно установленная система управления инвестициями, позволяющая ослабить территориальные диспропорции и снизить характерную для ряда регионов социально-экономическую напряженность.
Переход к рыночной экономике в РД также сопровождался падением инвестиционной активности, которое было обусловлено как общими для всех регионов России проблемами, так и спецификой и структурой дагестанской экономики, последствиями военныхдействий в соседнем регионе. Создание благоприятного инвестиционного климата в этих условиях может оказать существенное влияние на структурную реорганизацию дагестанской экономики, и в том числе имущественного комплекса пищевой промышленности, и обеспечит позитивную динамику производства.
В этих условиях необходима стратегия развития инвестиционной деятельности на государственном уровне, которая учитывала бы как интересы государства, так и отдельных инвесторов. Разработка такой стратегии представляется актуальной в РД, учитывая ее благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение. В этой ситуации главный упор должен быть сделан на государственные инвестиции. Это предопределяет необходимость проведения научных и практических исследований проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Для успешного развития инвестиционной политики формирования имущественного комплекса пищевой промышленности следует решить следующие основные задачи:
• определить сущность и содержание инвестиционного процесса во взаимосвязи с целями обеспечения экономического роста;
• исследовать современный механизм государственного регулирования инвестиционного процесса;
• обосновать основные направления государственного регулирования инвестиционных процессов в пищевой промышленности;
• провести анализ состояния и оценку развития инвестиционной деятельности в пищевой промышленности в РД в современных условиях развития экономики;
• выявить и оценить основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность данного сектора экономики, и определить пути ее повышения.
Список литературы
1. Быкова О., Мухопад В. Методы оценки инвестиционного потенциала и интегральной оценки экономической привлекательности территорий
и комплексов. / РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2009. № 1.
2. Государственный комитет Республики Дагестан по статистике. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2008.
3. Зверев В. А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. М.: Экономист, 2006.
4. Набиева P.A., Тактарова Г.А. Финансовая политика России. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 336.
5. Нешитой А. С. Инвестиции. М.: Дашков и К, 2007. 372 с.
6. Никольская Е. /".Инвестиции предприятия. М., 2006.
7. Орлова Е. Р. Инвестиции. Серия: Библиотека высшей школы. М.: Омега-Л, 2009 г.