/к РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цехомский Н.В.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Аннотация. Современная экономика России находится под мощным санкционным давлением. Это требует реализации специальных мер государственной поддержки. Автором в статье сделан акцент на инвестиционной поддержке российской промышленности. Показано, что ключевую роль в решении соответствующих задач может сыграть государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Ключевые слова. Экономические санкции, политико-экономическая турбулентность, промышленное производство, инвестиционная поддержка промышленности, ВЭБ.РФ.
Tsekhomsky N.V.
INVESTMENT SUPPORT FOR INDUSTRIAL DEVELOPMENT UNDER SANCTIONS
Abstract. The modern Russian economy is under powerful sanctions pressure. This requires the implementation of special measures of state support. The author in the article made an emphasis on investment support for the Russian industry. It is shown that the state development corporation "VEB.RF" can play a key role in solving the corresponding tasks.
Keywords. Economic sanctions, political and economic turbulence, industrial production, investment support for industry, VEB.RF.
Текущий, 2022 год ознаменовался серьезным ужесточением внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию. Это давление происходит по множеству направлений и имеет своей целью ослабление и разрушение экономического потенциала Российской Федерации. В такой оценке целей санкций солидарны и российские, и западные политики. Так, по мнению Премьер-министра России М.В. Мишустина, «главной целью западных санкций является нанесение урона российской экономике» (цит. по: https://regnum.ru/news/3519428.html). Одновременно с этим, «представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель назвал цель санкций Запада против России... [Они] не нацелены на смену власти в России, а лишь на ослабление ее экономики» (цит. по: https://lenta.ru/news/2022/03/04/sancii).
Можно привести множество аналогичных суждений, не только озвученных политическими и общественными деятелями, но и обосновываемыми многочисленными экспертами [1-5 и др.]. Одновременно с этим, специалистами отмечается, что последствия санкций не являются фатальными для экономики нашей страны, они могут быть смягчены и даже полностью нейтрализованы за счет
ГРНТИ 06.73.07 © Цехомский Н.В., 2022
Николай Викторович Цехомский - кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва).
Контактные данные для связи с автором: 125993, Москва, Покровский бул., д. 11 (Russia, Moscow, Pokrovsky boul., 11). Тел.: +7 (495) 531-00-00.
проведения эффективной макроэкономической политики [6-10 и др.]. При этом, возникает вопрос, что должно явиться объектом этой политики, точнее - не всей экономической политики, а ее анти-санкционной компоненты.
Вопрос этот обусловлен сложной структурой российской экономики. Причем, многочисленные отрасли и подотрасли не существуют по отдельности, а оказывают друг на друга разнонаправленное влияние, которое, вследствие эффектов мультипликации и суперпозиции, не всегда приводит к предсказуемому конечному эффекту. Поэтому весьма остро стоит вопрос выбора приоритетов и первоочередных целей анти-санкционной политики. Тем не менее, уже накопленный опыт ее реализации позволяет утверждать, что она реализовывалась в два этапа:
• «На первом этапе после введения санкционных ограничений Банком России и Правительством Российской Федерации был оперативно реализован комплекс первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, включавший в себя решения в области ключевой ставки, приостановки торгов в фондовой секции Московской биржи, а также введения ограничений на движение капитала и обязательной продажи валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.
• В дополнение [то есть, фактически, на втором этапе] к оперативным мерам Банка России, Правительством Российской Федерации принимались меры, направленные на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке. В этой связи был разработан и реализуется План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления..., который был принят Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 г. и впоследствии регулярно дополнялся новыми мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке» [11, с. 6].
Условия санкционного противостояния, как в России, так и в странах «Западного блока», введших против РФ санкции, а также в иных странах мира привели к новому пониманию значимости отдельных элементов воспроизводственной структуры ВВП. Возникло понимание высокой значимости для экономического благосостояния реального сектора экономики, а именно - материального производства (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и др.), ущерб от падения которого для благосостояния наиболее значительный.
На это же обращают внимание и специалисты макроэкономического департамента ЦБ РФ, которые выделяют следующие 4 этапа структурной перестройки российской экономики под воздействием санкций (цит. по: https://www.rbc.ru/economics/22/04/2022/6261a23f9a7947b7c520b27e), в которых основное внимание уделяется именно промышленности:
• «адаптация: поиск альтернативных поставщиков, использование запасов (в том числе финансовых), нарастание проблем из-за нехватки запчастей и сервисного обслуживания»;
• «первичная подстройка к новым условиям: на этом этапе (до конца года) могут проявиться вторичные негативные эффекты спада... Резкого роста производства замещающей продукции на данном этапе ждать не стоит... Импульс к росту получат ремонтные и сервисные предприятия»;
• «"обратная индустриализация": индустриализация на основе менее передовых технологий. Производство техники и технологий увеличится, но на более низком технологическом уровне. Занятость в импортозамещающих отраслях будет увеличиваться, а производство - расти опережающими другие отрасли темпами. В то же время важным последствием станет снижение экологичности производства»;
• «завершение структурной перестройки: на этом этапе возможны локальные технологические прорывы в отдельных направлениях, однако в целом новое равновесие будет достигнуто на менее совершенной технологической базе».
По нашему мнению, этот сценарий развития является весьма вероятным, хотя и разрабатывался он в апреле 2022 года. Тем не менее, с тех пор прошло достаточно много времени, и говорить о том, что именно данный сценарий реализуется на практике, уже нельзя. Ситуация более сложная и
существенно отличается в отраслевом разрезе. В частности, в целом в экономике России и в промышленности наблюдается вызванный санкциями спад производства (таблица 1), но в высокотехнологичных отраслях происходит лишь замедление темпов роста выпуска (таблица 2), хотя именно эти отрасли были одной из приоритетных «мишеней» санкций, а ЦБ РФ (см. выше) прогнозировал технологическую деградацию российской промышленности. Однако, пока что, судя по имеющимся данным, эта деградация если и имеет место быть, то она не носит обвального, всеобъемлющего характера.
Таблица 1
Индексы физического объема ВВП РФ, в % к соответствующему кварталу предыдущего года
Год I квартал II квартал III квартал IV квартал
2018 102,6 102,7 102,6 103,2
2019 101,4 101,4 102,8 103,1
2020 101,5 92,6 96,7 98,7
2021 99,7 110,5 104,0 105,0
2022 103,5 95,9 96,3 -
Источник: Росстат, см.: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.
Таблица 2
Индексы производства в РФ по видам деятельности высокого технологичного уровня, _в % к соответствующему периоду предыдущего года_
Период 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Январь 112,3 138,8 112,9
Февраль 122,6 113,4 117,4
Март 96,3 145,5 114,5
Апрель 89,8 143,6 113,3
Май 99,4 116,2 125,3
Июнь 91,8 117,1 104,3
Июль 119,9 99,4 109,0
Август 123,2 94,7 99,9
Сентябрь 97,5 115,2 100,2
Октябрь 93,0 117,0 100,8
Ноябрь 119,9 118,6 97,3
Декабрь 143,6 105,0 -
Итого за год 110,7 115,2 -
Итого за январь-ноябрь - - 107,0
Источник: Росстат, см.: https://rosstat.gov.ru/folder/11189.
Очевидно, что в складывающейся обстановке экономика и - прежде всего - промышленность нуждается в активной инвестиционной поддержке [12]. Без расширения производства, вложения в технологическое развитие, обновления оборудования и его модернизации преодолеть санкционный кризис будет затруднительно. И в этой связи впору вспомнить советскую практику хозяйствования, когда в промышленности выделялись две группы отраслей - «А» (производство средств производства) и «Б» (производство предметов потребления). В складывающейся ситуации продолжающегося и даже усиливающегося санкционного давления в рамках государственной экономической политики первоочередной инвестиционной поддержки требуют производства группы «А».
Важную роль в решении этой задачи играет государственная корпорации развития «ВЭБ.РФ» [13]. В рамках противодействия кризисным явлениям в экономике, по поручению Президента Российской Федерации в 2022 году было «принято решение о выделении поручительств в пользу банков на сумму 1 трлн 350 млрд рублей... Из них 860 млрд уже предоставлено, подписываются кредитные соглашения с заемщиками. К настоящему моменту выдано 365 млрд рублей [данные на конец августа]» (цит. по: https://rg.ru/2022/08/23/rubl-v-cene.html).
Также на осуществление деятельности Фабрики проектного финансирования было дополнительно выделено 120 млрд рублей. Это сделано, чтобы «поддержать инвестиционный цикл в РФ в этих сложных условиях. В первую очередь это будет касаться проектов новой промышленно-
сти... Первоочередная задача - расширение мощностей по производству самолетов и двигателей... Еще одним приоритетом ... [является] всё связанное с технологическим суверенитетом. Это касается и добычи меди, и создания новых батарей» [там же], и других проектов.
Особая роль «ВЭБ.РФ» в инвестиционной поддержке российской промышленности в период санкционного кризиса обусловлена сложившейся в современной структуре государственного управления в России. Если в советский период отраслевые министерства и ведомства союзного и республиканского уровней непосредственно управляли находящимися в их ведении промышленными предприятиями, в том числе их инвестиционным развитием, то после проведения в первом десятилетии текущего столетия административной реформы организационная ситуация изменилась.
Проведенная в РФ административная реформа «может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития» [14, с. 242]. Т.к. до недавнего времени в основе представлений о сущности современного государства лежали взгляды либеральной школы экономической теории, где постулируется совершенство рынка и неэффективность государственного вмешательства в экономические процессы, эти подходы и получили закрепление в результатах административной реформы.
В итоге мы имеем ситуацию, когда государственные органы лишены действенных каналов прямого воздействия на развитие и функционирование промышленности, т.к. не обладают соответствующими распорядительными функциями. В отсутствие политико-экономической турбулентности такой подход может признаваться как заслуживающий внимания. Но в условиях обострения кризисов, тем более порожденных неэкономическими факторами (как современные внешние санкции, граничащие с экономической войной) сложившаяся структура взаимодействия государства и экономики оказывается инерционной и не способной в разумные сроки достичь нужных обществу результатов.
Поэтому происходит восстановление, в новой организационно-правовой форме специальных институтов управления экономикой со стороны государства - не по линии органов власти, а через специально создаваемые каналы. Примером такого «канала» является государственная корпорация «Ростех», созданная на основе Федерального закона от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"». Государственной корпорации «Ростех» «была передана значительная часть промышленных активов страны. В основе [этого] решения ... лежало стремление поддержать промышленный комплекс страны в сложный период и сделать предприятия отечественной промышленности конкурентоспособными» (цит. по: https://rostec.ru/about/history).
Де-факто «Ростех» в настоящее время выполняет функции федерального министерства оборонно-промышленного комплекса. Аналогично этому, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», сформированная на основе Федерального закона «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ» от 17.05.2007 № 82-ФЗ, выполняет функции федерального министерства инвестиционной поддержки развития экономики. Это напрямую вытекает из целей этой организации, установленных частью 1 статьи 3 указанного федерального закона:
«ВЭБ.РФ действует в целях содействия в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни граждан Российской Федерации и создании условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности, привлечения частных инвестиций в реализацию проектов на территории Российской Федерации и их защиты, расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также иных проектов и (или)
сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной . деятельности».
Таблица 3
Роль ВЭБ.РФ в финансировании инвестиций в основной капитал в России* _
Частный показатель 2020 г. 2021 г.
По всей сумме инвестиций в основной капитал 1,2% > 2%
По сумме банковского кредитования инвестиций в основной капитал 16% ~30%
*Рассчитывается как отношение показателей «выдача кредитов ВЭБ.РФ» и «инвестиции в основной капитал по экономике», выраженное в процентах.
Источник: ВЭБ.РФ, см.: https://вэб.рф/files/?file=b130d02b707f476583192aa103547f2f.pdf.
В этой связи, мы позиционируем ВЭБ.РФ как один из ключевых инструментов поддержки развития российской промышленности в условиях усиления санкционного давления. Как следует из данных таблицы 3, эту роль ВЭБ.РФ начал активно играть еще до периода беспрецедентных санкций 2022 года. Это делает целесообразным выделение ему дополнительных ресурсов на решение задач инвестиционной поддержки предприятий, т.к. этот институт за период своего существования зарекомендовал себя с лучшей стороны.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. 2022. Т. 12. № 2. С. 179-194.
2. Козьменко С.Ю. "Casus belli" - современные оттенки глобального противостояния // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 35-39.
3. Манушин Д.В. Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16. № 2. С. 345-369.
4. Рогатин С.И., Фролов А.О. Санкции и их воздействие на военно-экономический потенциал // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 1 (51). С. 14-17.
5. Харламов А.В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 18-23.
6. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.
7. Капогузов Е.А., Чупин Р.И. "Санкции 2022": возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства // Journal of Economic Regulation. 2022. Т. 13. № 1. С. 67-74.
8. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 1037-1050.
9. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.
10. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов / Минэкономразвития России. М., 2022. 25 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_raz vitiya_rf_2023-2025.pdf (дата обращения 21.12.2022).
12. Цехомский Н.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 1 (51). С. 5-9.
13. Цехомский Н.В. Специальные меры ВЭБ.РФ для поддержки экономики // Бизнес. Общество. Власть. 2022. № 44-45. С. 43-51.
14. Буянский С.Г. Цели и содержание административной реформы в России // European science review. 2014. № 5-6. С. 240-243.