М Лк>-
Научная статья
Столыпинский вестник
Original article УДК 338.1
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ» В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО И САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT" IN THE CONDITIONS OF GEOPOLITICAL AND SANCTIONAL PRESSURE ON THE
Пенькова Анастасия Андреевна, студент магистратуры, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск (115114 Россия, г. Москва, ул. 3-й Павелецкий проезд, д. 6 к А, кв. 25), тел. 8(923)189-99-69, [email protected]
Anastasia A. Penkova, Master's student, Siberian Institute of Management - branch of the RANEPA, Novosibirsk (115114 Russia, Moscow, st. 3rd Paveletsky proezd, 6 k A, apt. 25), tel. 8(923)189-99-69, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается специфика реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в условиях геополитической ситуацией, вызванной введением в 2022 году санкционного режима в отношении Российской Федерации, в связи с которыми возникли
DEVELOPMENT
3640
существенные ограничения на пути поставки российских товаров на экспорт в Европу
и Северную Америку. Основой проводимого исследования стали введенные ограничения, включающие в себя как горизонтальные меры - ограничения финансовых операций и платежей в международной торговле, ограничения логистики, так и в отношении ряда товаров - и прямые запреты на поставку, постепенно вводимые в течение года. Установлено, что данные изменения привели
к отрицательной динамике роста несырьевого неэнергетического экспорта, опережающему росту издержек в международной торговле и валютным колебаниям, при этом начали выстраиваться новые цепочки поставок российских товаров на экспорт, а экспортные поставки начали переориентацию на новые рынки. В ходе проведенного исследования выделены основные изменения
и стратегические задачами кратко и среднесрочной перспективы для мероприятий национального проекта, в том числе произведен анализ изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
в рамках первоочередных мер реагирования на сложившуюся ситуацию. Определено, что перечисленные изменения и вызовы оказывают огромное влияние на структурную перестройку экономики и их необходимо учитывать, в том числе и то, что они могут менять направленность со временем, что придает теме исследования особорую актуальность. В рамках проведённого анализа первоочередных мер реагирования сформулированы предложения по формированию ситуационного и аналитического центра по поддержке критического импорта, а также введению финансовой поддержки импортеров, в том числе по обеспечению кредитования на реализацию сделок по поставкам импортной продукции.
3641
Abstract. The study was based on the introduced restrictions, which include both horizontal measures - restrictions on financial transactions and payments in international trade, restrictions on logistics, and in relation to a number of goods -and direct bans
on the supply, gradually introduced over the course of the year. It was found that these changes led to the negative growth dynamics of non-commodity non-energy exports, outpacing the growth of costs in international trade and currency fluctuations, while new supply chains of Russian goods for export began to line up, and export supplies began to reorient to new markets. In the course of the study, the main changes were identified and strategic objectives in the short and medium term for the activities of the national project, including an analysis of changes in the regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation as part of the immediate response to the current situation. It has been determined that the listed changes and challenges have a huge impact on the restructuring of the economy and they must be taken into account, including including the fact that they can change direction over time, which gives the research topic a special relevance. As part of the analysis of priority response measures, proposals were formulated on the formation of a situational and analytical center to support critical imports, as well as the introduction of financial support for importers, including on providing loans for the implementation of transactions for the supply of imported products Ключевые слова: геополитическая ситуация, национальный проект, несырьевой неэнергетический экспорт, международная торговля, промышленная продукция, экспорт, импорт.
Keywords: geopolitical situation, national project, non-resource non-energy export, international trade, industrial products, export, import.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» (далее - национальный проект) направлен на достижение целевого показателя «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее
3642
70 процентов по сравнению с показателем 2020 года» в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [1]. По итогам 2021 года объем несырьевого неэнергетического экспорта в сопоставимых ценах базового 2020 года составил 146,8 млрд долл. США [2] (на промышленную продукцию приходится - 117,7 млрд долл. США, на продукцию АПК - 29,1 млрд долл. США), что на 3,2% превысило плановое значение показателя национального проекта (142,2 млрд долл. США). Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров по сравнению с показателем 2020 года достиг уровня 104,2%, при плановом -103,8%. При этом по итогам 2021 года объем несырьевого неэнергетического экспорта в текущих ценах достиг рекордного для России
уровня -192,8 млрд долл. США (прирост к 2020 году 37%). Опережающий рост продемонстрировали поставки на внешние рынки промышленной продукции -155,4 млрд долл. США (прирост - 40 %). Кассовое исполнение федерального бюджета по мероприятиям национального проекта в 2021 году составило 99,2% [3]. На реализацию мероприятий по поддержке экспорта было направлено 124 млрд рублей.
Рост несырьевого неэнергетического экспорта во многом обусловлен эффективной системой финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла экспортного проекта. Так, в рамках федерального проекта «Промышленный экспорт» поддержка отечественных экспортеров осуществлялась по 9 механизмам финансовой поддержки. При этом эффективность мер поддержки составила более 25 рублей промышленного экспорта к 1 рублю предоставленной бюджетной поддержки. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» поддержка отечественных сельхозпроизводителей осуществлялась
по 7 механизмам финансовой поддержки, а их эффективность составила около 8 рублей экспорта продукции АПК к 1 рублю предоставленной бюджетной поддержки. Кроме того, в 2021 году для продвижения продукции АПК на
3643
внешних рынках создана сеть представителей Минсельхоза России за рубежом, охватывающая уже 30 стран Африки, Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока (Алжир, Бангладеш, Бразилия, Вьетнам, Гана, Египет, Израиль, Иордания, Индонезия, Катар, КНР, Куба, Малайзия, Марокко, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Оман, Перу, Саудовской Аравия, Судан, Таиланд, Тунис, Турция, Филиппины, Чили, Швейцария, ЮАР, Южная Корея и Япония). Федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорт» направлен на создание эффективной инфраструктуры поддержки экспорта. В 2021 году в него включены мероприятия инициативы «Цифровая экосистема «Одно окно» экспортера»,
в рамках реализации которых по итогам года созданы уже 25 сервисов, обеспечивающих упрощение процедур и цифровизацию мер государственной поддержки и услуг, необходимых экспортерам. Завершено формирование единой системы поддержки экспорта за рубежом и во всех субъектах Российской Федерации, а в 40 регионах внедрены инструменты стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспорта. Инструментами поддержки экспорта Группы «Российского экспортного центра» в 2021 году воспользовались 18 тыс. экспортеров, а объем поддержанного экспорта за счет инструментов поддержки Группы РЭЦ составил более 20 млрд долл. США.
В 2022 году в связи с геополитической ситуацией, вызванной введением санкционного режима в отношении Российской Федерации, существенные ограничения возникли на пути поставки российских товаров на экспорт в Европу
и Северную Америку. Введенные ограничения, включающие как горизонтальные меры - ограничения финансовых операций и платежей в международной торговле, ограничения логистики, а в отношении ряда товаров - и прямые запреты
на поставку, постепенно вводимые в течение года, привели к тому, что объем несырьевого неэнергетического экспорта уже по итогам 6 месяцев 2022 года
3644
снизился на 8% к аналогичному периоду прошедшего года и составил 61,44 млрд долл. США в сопоставимых ценах 2020 года. На основе данных таможенной статистики за 2021 год, непосредственный ущерб для ведения экспортной деятельности российскими компаниями затрагивает не менее 39% объема несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении, ранее приходившегося на «недружественные государства», а также дополнительно затронет не менее 73% объема экспорта машинотехнической продукции
в «дружественные государства» из-за проблем производственного цикла, связанных с санкционными ограничениями.
В рамках первоочередных мер реагирования на сложившуюся ситуацию, предусматривающую существенные, а в некоторых случаях - неизбежные, риски неисполнения бизнес-планов, формировавших основу обязательств получателей мер поддержки, приняты постановления Правительства Российской Федерации
от 16 марта 2022 г. № 377 [4] и от 4 июля 2022 г. № 1204 [5], в соответствии с которыми допускается перенос сроков достижения обязательств экспортерами
на два года и отсутствие штрафных санкций за их недостижение в соответствующих случаях. Эта мера позволила предупредить возникновения дополнительных неблагоприятных последствий для российских экспортеров, столкнувшихся с ограничениями на традиционных и перспективных рынках сбыта. Основными задачами кратко и среднесрочной перспективы для мероприятий национального проекта становится поддержка ускоренного и результативного выстраивания новых цепочек поставок российских товаров на экспорт, содействие переориентации экспортных поставок на новые рынки, а также контрцикличная поддержка рентабельности экспортных продаж на фоне опережающего роста издержек в международной торговле и валютных колебаний, сохранение условий привлечения финансирования для реализации
3645
экспортных проектов на условиях, обеспечивающих их экономическую состоятельность и международную конкурентоспособность.
При этом, основной объем экспортной логистики в новых условиях потребуется обеспечить за счет трех основных транспортно-логистических международных коридоров, которые предстоит освоить опережающими темпами:
- МТК «Север-Юг» (в направлении Ирана и далее в Индию, страны Персидского Залива и страны Юго-Восточной Азии с акцентом на использование инфраструктуры портов Бендер-Аббас
и в перспективе Чабахар);
- МТК «Запад-Восток» с выходом на рынок Китая и транзитом в страны ЮВА, включая Вьетнам и Южную Корею (перспективы данного коридора
во многом будут обусловлены политикой Китая по обеспечению транзита);
- транспортный узел Черного моря с задействованием соответствующих портов России с логистикой на Турцию, Египет и иные точки расконсолидации и переотправки грузов на целевые рынки. Кроме того, существенную роль будет играть возможность увеличить логистику через порты Дальнего Востока России.
Инструменты государственной поддержки национального проекта дорабатываются под текущие условия с учетом вышеуказанных вызовов. При этом объем ресурсного обеспечения национального проекта в текущем году является достаточным. На реализацию мероприятий национального проекта предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 153,9 млрд рублей. В части льготного кредитования организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности [6], временно увеличен с 1 апреля 2022 года размер субсидирования до 50% ключевой ставки Банка России, в том числе
3646
для инвестиционного финансирования, а начиная с 1 июля 2022 г. - до 90% для пред- и пост- экспортного финансирования.
Субсидирование расходов по транспортировке промышленной продукции [7] переходит на компенсационную модель поддержки. С точки зрения бюджетной эффективности данные изменения позволят упростить процесс получения поддержки и увеличит число её получателей в условиях ограниченных возможностей долгосрочного бизнес-планирования и необходимости перенастройки производственного цикла для широкого ряда организаций
(будут приниматься к субсидированию затраты на услуги международных перевозчиков, а также временно отменяется требование по наличию сертификата, привязанного к правилам установления российского происхождения товара, основанным на устоявшихся производственных условиях и промышленной политике до санкционного периода). Учитывая рост стоимости логистики, увеличен предельный размер компенсации затрат с 11 до 25% от стоимости продукции, также к получению поддержки теперь допускается продукция всех отраслей промышленности.
Кроме того, продолжается реализация мероприятий по созданию цифровой экосистемы «Одно окно». К настоящему времени создан 31 сервис для экспортеров, 6 из них заработали в 2022 году. Число активных личных кабинетов ФГАИС «Одно окно» на сегодняшний день уже превысило 5,9 тысяч несмотря на то, что оператор системы (АО «Российский экспортный центр») находится под блокирующими санкциями. В новых условиях, требующих проведения повторного планирования общих сроков и погодового темпа достижения показателя «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года», принято решение временно обнулить значения показателей по объему экспорта товаров отраслей промышленности и объему экспорта продукции агропромышленного комплекса на 2022 и 2023 годы (протокол
3647
заочного голосования членов Президиума совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 29 апреля 2022 г. № 3).
В международной торговле складывается негативная ситуация, при которой переход к устойчивому росту возможет только через нескольких лет. Учитывая комплекс задач по демпфированию спада и переходу к восстановительному росту экспорта, необходимо всем ведомствам, задействованным в мероприятиях
по реализации государственной политики по развитию экспорта сформировать консолидированный прогноз развития экспорта.
С учетом проведённого анализа первоочередных мер реагирования предлагается сформировать ситуационный и аналитический центр по поддержке критического импорта, на площадке которого будет обеспечен:
- сбор и обработка информации для импортеров и экспортеров;
- содействие по поставкам критически важных комплектующих и оборудования из недружественных стран с использованием альтернативных логистических финансовых решений;
- разработка низкорисковых и иных схем финансирования поставок;
- выработка альтернативных экспортно-импортных логистических решений;
- санкционный аудит и комплаенс.
Помимо этого, необходимо рассмотреть возможность введения финансовой поддержки импортеров, в том числе по обеспечению кредитования на реализацию сделок по поставкам импортной продукции, позволяющей предоставить предприятиям достаточные объемы льготного долгосрочного финансирования
в условиях их ограниченности и стоимости, а также обеспечивающей организации необходимыми материалами, компонентами, комплектующими
3648
сырьем
и оборудованием в условиях санкционного давления на экономику Российской Федерации со стороны недружественных государств.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/74404210.
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система // ЕМИСС - URL: https://www.fedstat.ru.
3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» // ЕМИСС - URL: http://budget.gov.ru.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 377 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших
от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств, которым
в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация
и экспорт» предоставлены субсидии» [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403610052.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 1204 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 5 изменений, которые вносятся в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Российский экспортный центр», г. Москва, в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности, утвержденные
3649
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2020 г. № 1044» [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/404962705.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/72187204.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496 «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/71665818/.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» [Electronic resource] - URL: https://base.garant.ru/74404210.
2. Unified interdepartmental information and statistical system // EMISS - URL: https://www.fedstat.ru.
3. Unified portal of the budget system of the Russian Federation «Electronic budget» // EMISS - URL: http://budget.gov.ru.
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 16, 2022 № 377 «On support for Russian organizations and individual entrepreneurs most affected from the introduction of restrictive measures by foreign states, which within
3650
the framework of the national project «International cooperation and export» subsidies were provided» [Electronic resource] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403610052.
5. Decree of the Government of the Russian Federation dated July 4, 2022 № 1204 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Recognizing Clause 5 as Invalid of Amendments that are Made to the Rules for Providing Subsidies from the Federal Budget to the Russian Export Center Joint-Stock Company, Moscow, for Development Purposes infrastructure for increasing international competitiveness, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of July 15, 2020 № 1044» [Electronic resource] - URL: https://base.garant.ru/404962705.
6. Decree of the Government of the Russian Federation of February 23, 2019 № 191 «On State Support for Organizations Implementing Corporate Competitiveness Improvement Programs and Amendments to the Rules for Providing Subsidies from the Federal Budget in the Form of a Property Contribution of the Russian Federation
to the State Development Corporation VEB.RF" to reimburse part of the costs associated with supporting the production of high-tech products» [Electronic resource] - URL: https://base.garant.ru/72187204.
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated April 26, 2017 № 496 «On state support of Russian civil industry organizations in order to reduce costs for the transportation of products» [Electronic resource] - URL: https://base.garant.ru/71665818/.
© Пенькова А.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
Для цитирования: Пенькова А.А. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ» В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО И САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
3651