Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ ПОДДЕРЖКИ НЕСЫРЬЕВОГО НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭКСПОРТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ ПОДДЕРЖКИ НЕСЫРЬЕВОГО НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭКСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
544
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судаков Сергей Сергеевич

В текущем исследовании рассматриваются различные меры по поддержке экспортеров. Особое внимание уделяется анализу поддержки российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров, а также институтам - государственным агентам по предоставлению данной поддержки. Гипотеза исследования состоит в том, что российские институты поддержки экспорта оказали положительное влияние на рост несырьевого неэнергетического экспорта из России путем повышения эффективности своей работы и предоставляемых мер поддержки. При проверке гипотезы выявлено несколько нюансов. В частности, в России в общем доступе информация об объемах поддержки экспорта, объемах несырьевого неэнергетического экспорта крайне ограничена. Вместе с этим имеющиеся данные указывают на то, что в России до сих пор сохраняется зависимость от энергетического экспорта. Анализ показал, что в период активного продвижения экспорта из России с 2015 г. не наблюдается явных трендов роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров. При этом каких-либо явных трендов в улучшении эффективности работы институтов поддержки и предоставляемых мер поддержки не наблюдается: на примере одной из нефинансовых мер поддержки показано, что данная мера дублируется информацией от международных организаций. На основе выявленных взаимосвязей сформулированы выводы относительно возможного повышения эффективности работы институтов поддержки экспорта, а также самих мер. Выводы включают в себя оптимизацию требований для предоставления поддержки и необходимость усиления взаимодействия с международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF RUSSIAN INSTITUTIONS SUPPORT FOR NON-RESOURCE AND NON-ENERGY EXPORTS

The current study analyzes the types of measures aimed at supporting exporters. The article focuses on the analysis of support for Russian exporters of non-resource non-energy goods, as well as institutions that act as government agents to provide this support. The hypothesis of the study: Russian export support institutions have had a positive impact on the growth of non-resource non-energy exports from Russia by increasing the efficiency of their work and provided support measures. In the course of testing the hypothesis, several nuances were revealed. In particular, Russian publicly available information on the volume of support for exporters, the volume of non-resource non-energy exports from Russia is quite scarce. At the same time, the available data indicate that Russia remains dependent on energy exports. The analysis showed that during the period of active promotion of exports from Russia since 2015, there are no obvious trends in the growth of exports of non-resource non-energy goods. At the same time, there are no obvious trends in improving the efficiency of support institutions and the provided support measures: a case study of one of the non-financial support measures has shown that this measure is duplicated by information from international organizations. Based on the identified relationships, the article makes inferences regarding a possible increase in the efficiency of export support institutions, as well as the measures themselves. The findings also promote streamlining the requirements for the provision of support, as well as strengthening interaction with international organizations.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ ПОДДЕРЖКИ НЕСЫРЬЕВОГО НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭКСПОРТА»

Научная статья УДК 339.54

DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-49-77

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ ПОДДЕРЖКИ НЕСЫРЬЕВОГО НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭКСПОРТА

1 Судаков Сергей Сергеевич

1 Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ); 127006 Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; sudakov@nifi.ru; ОК.СШ: 0000-0002-8683-4932

Аннотация. В текущем исследовании рассматриваются различные меры по поддержке экспортеров. Особое внимание уделяется анализу поддержки российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров, а также институтам - государственным агентам по предоставлению данной поддержки. Гипотеза исследования состоит в том, что российские институты поддержки экспорта оказали положительное влияние на рост несырьевого неэнергетического экспорта из России путем повышения эффективности своей работы и предоставляемых мер поддержки. При проверке гипотезы выявлено несколько нюансов. В частности, в России в общем доступе информация об объемах поддержки экспорта, объемах несырьевого неэнергетического экспорта крайне ограничена. Вместе с этим имеющиеся данные указывают на то, что в России до сих пор сохраняется зависимость от энергетического экспорта. Анализ показал, что в период активного продвижения экспорта из России с 2015 г. не наблюдается явных трендов роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров. При этом каких-либо явных трендов в улучшении эффективности работы институтов поддержки и предоставляемых мер поддержки не наблюдается: на примере одной из нефинансовых мер поддержки показано, что данная мера дублируется информацией от международных организаций. На основе выявленных взаимосвязей сформулированы выводы отно-

© ГОЕ, 2022

49

сительно возможного повышения эффективности работы институтов поддержки экспорта, а также самих мер. Выводы включают в себя оптимизацию требований для предоставления поддержки и необходимость усиления взаимодействия с международными организациями.

Ключевые слова: несырьевой неэнергетический экспорт, нетарифные меры, институты поддержки, финансовые и нефинансовые меры поддержки, эффективность поддержки экспорта

Для цитирования: Судаков С. С. Эффективность российских институтов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. С. 49-77. DOI: 10.17323/1999-5431-20220-1-49-77.

Original article

EFFICIENCY OF RUSSIAN INSTITUTIONS SUPPORT FOR NON-RESOURCE AND NON-ENERGY EXPORTS

1 Sergei S. Sudakov

1 Ph.D (in Economics), Chief Research Associate, Center for Macroeconomic research, Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, FRI, 3, b. 2 Nastasyinsky Lane, 127006 Moscow, Russia; sudakov@nifi.ru; ORCID: 0000-0002-8683-4932

Abstract. The current study analyzes the types of measures aimed at supporting exporters. The article focuses on the analysis of support for Russian exporters of non-resource non-energy goods, as well as institutions that act as government agents to provide this support. The hypothesis of the study: Russian export support institutions have had a positive impact on the growth of non-resource non-energy exports from Russia by increasing the efficiency of their work and provided support measures. In the course of testing the hypothesis, several nuances were revealed. In particular, Russian publicly available information on the volume of support for exporters, the volume of non-resource non-energy exports from Russia is quite scarce. At the same time, the available data indicate that Russia remains dependent on energy exports. The analysis showed that during the period of active promotion of exports from Russia since 2015, there are no obvious trends in the growth of exports of non-resource non-energy goods. At the same time, there are no obvious trends in improving the efficiency of support institutions and the provided support measures: a case study of one of the non-financial sup-

port measures has shown that this measure is duplicated by information from international organizations. Based on the identified relationships, the article makes inferences regarding a possible increase in the efficiency of export support institutions, as well as the measures themselves. The findings also promote streamlining the requirements for the provision of support, as well as strengthening interaction with international organizations.

Keywords: non-resource non-energy exports, non-tariff measures, promotion institutions, financial and non-financial support measures, export support efficiency

For citation: Sudakov, S. S. (2022) 'Efficiency of Russian institutions Support for non-resource and non-energy exports', Public Administration Issues, 4, pp. 49-77 (in Russian). DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-49-77.

JEL Classification: F13

Введение

На современном этапе мировая экономика и международная торговля переживают нелегкие времена: распространение коронавируса привело к полному или частичному закрытию границ странами, введению внутренних ограничительных мер и ограничительных мер, связанных с международной торговлей (например, на торговлю отдельными медицинскими товарами), и, как следствие, к нарушению функционирования глобальных производственных цепочек. По прогнозам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2020 г. в связи с распространением коронавируса и с введением связанных с ним мер мировой ВВП сократится примерно на 4,3% (UNCTAD, 2020)1. Это падение будет сопровождаться уменьшением объемов мировой торговли, которая, по ожиданиям экспертов (UNCTAD, 2020)2, сократится примерно на 20% в 2020 г.

Сокращение спроса, снижение доходов и покупательной способности населения по всему миру привело к усилению роли государств в качестве агентов, занимающихся устранением негативных экстерналий, возникших из-за пандемии (Ко^ег е1 а1., 2020). Соответственно, в современных условиях для всех стран приоритетным является поддержание темпов экономического роста, предотвращение резкого роста безработицы и как минимум сохранение текущего уровня доходов населения.

Экономический рост и остальные приоритеты развития стран, в том числе, могут быть обеспечены за счет развития экспорта товаров - фирмы, занимающиеся экспортом, не только отличаются более высокой производительностью по сравнению с не экспортирующими компаниями (Ме1^, 2003;

1 UNCTAD. Trade and Development Report 2020. From Global Pandemic to Prosperity for All: Avoiding Another Lost Decade. 2020. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdr2020_en.pdf.

2 Там же.

Delgado et al., 2002), но и также обеспечивают своим работникам более высокую заработную плату (Schank et al., 2010). Вместе с этим необходимо отметить, что для качественного роста экономики важным аспектом развития экспорта является его диверсификация: например, в работе А. Адитьи с соавторами (Aditya et al., 2007) эмпирически выявлено, что чем разнообразнее экспорт из страны, тем выше ее темпы экономического роста.

Для отдельных компаний вопрос вовлечения в экспортную деятельность зависит от множества факторов. Например, в работе М. Ревиндо с соавторами (Revindo et al., 2019) на основе выборки из 497 индонезийских фирм определены основные факторы, влияющие на решение фирм экспортировать свою продукцию за рубеж. В работе был сделан вывод о том, что возраст и размер фирмы положительно влияют на вероятность начать экспортировать. Вместе с тем авторы обнаружили, что достаточно важным фактором, влияющим на решение экспортировать, является поддержка со стороны государства. Однако в другом исследовании (Leonidou et al., 2007) на основе обзора эмпирических работ был сделан вывод о том, что фактор государственной поддержки не является ключевым при принятии малыми предприятиями решения о вовлечении в экспортную деятельность - более значимыми факторами для начала экспорта служат, например, насыщенность внутреннего рынка (фактор конкуренции), возможность увеличения объема продаж за счет поставок за рубеж.

В работе Д. Е. Кузнецова с соавторами (2017) были рассмотрены факторы, влияющие на решение российских компаний выйти на экспортные рынки. Авторы сделали вывод о том, что в дополнение к характеристикам страны экспорта (например, уровень благосостояния потребителей) одним из важнейших факторов выхода российских компаний на экспортные рынки является также размер компании. Авторами было отмечено, что ежегодно количество и состав фирм-экспортеров из России изменяется, что говорит о единичности экспортных поставок. В связи с этим исследователи предложили оказывать помощь тем экспортерам, чья производительность достаточна для поддержания экспортной деятельности, но которая недостаточна для покрытия фиксированных издержек экспорта3.

Рядом авторов (см., например: Seringhaus et al., 2001; Wilkinson et al., 2006; Shamsuddoha, 2006; Cadot et al., 2015; Wang et al., 2017; Munch et al., 2018; Catanzaro et al., 2018; Malca et al., 2019) отдельно рассматривался вопрос влияния государственной поддержки на изменение объемов экспорта.

Например, в работе Т. Вилкинсона с соавторами (Wilkinson et al., 2006) на примере опроса компаний из США показано, что спонсируемые государством меры по продвижению экспорта (в частности, по международному маркетингу: выставки), положительно влияют на удовлетворенность малыми и средними предприятиями своими экспортными показателями. Эконометрическая оценка долгосрочных эффектов программы поддержки

3 В данном контексте к этим издержкам относятся, например, поиск и информирование покупателей о товаре, получение информации об экспортном рынке, приведение товаров в соответствие с качественными требованиями внешних рынков.

экспорта FAMEX4 в Тунисе и их влияние на показатели компаний, участвующих в этой программе, представлена О. Кадотом с соавторами (Cadot et al., 2015). В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что программа поддержки FAMEX оказала положительное влияние на показатели экспорта фирм. Но после трех лет эффекты программы нивелировались. По мнению авторов, краткосрочность эффектов поддержки была обусловлена самой структурой программы, которая очень мало внимания уделяла вопросам подготовки товаров к требованиям экспортных рынков.

Мунч и соавторы (Munch et al., 2018), исследуя датские компании за период с 1999 по 2012 г., подтвердили, что программы поддержки и стимулирования экспорта приводят к увеличению экспортных продаж. Помимо этого, в работе было обнаружено, что программы поддержки экспорта приводят к увеличению добавленной стоимости экспортируемых товаров, уровню занятости в экспортирующих фирмах. Количественно показатель влияния поддержки на экспорт был оценен в работе Т. Р. Урумова (2017). На примере США и Индии автор показал, что при прочих равных условиях увеличение расходов на поддержку экспорта на 1 млн долл. в среднем приводит к увеличению объема экспортных операций на 6 млн долл. в указанных странах. В свою очередь, в работе Е. Катанзаро и соавторов (Catanzaro et al., 2018) на основе данных по Франции было показано, что финансовая поддержка экспорта5 позволяет только увеличить количество рынков присутствия, в то время как эффективность экономической деятельности самих экспортных компаний слабо зависит от мер поддержки.

Работ, посвященных анализу эффективности российских мер поддержки экспорта и эффективности работы институтов поддержки, относительно мало. В основном в этих работах исследователи концентрируются на изучении эффективности финансовых мер поддержки экспорта. Например, в работе Кнобеля и соавторов (2018) представлено исследование 2010-2016 гг., в ходе которого оценивалась взаимосвязь между расходами на поддержку экспорта (выражавшуюся в объемах финансирования по программам развития предпринимательства) и объемами регионального экспорта. По результатам оценок авторы пришли к выводу, что региональные меры поддержки оказывают краткосрочный положительный эффект на экспорт российских регионов, а увеличение трансфертов из федерального бюджета на имплементацию данных программ не оказывает значительного влияния на объемы экспорта. Также авторами была отмечена необходимость повышения компетенций сотрудников региональных центров поддержки экспорта как фактора роста эффективности работы региональных центров содействия экспорту.

В других работах, посвященных анализу эффективности российских мер поддержки экспорта, исследователи в основном концентрируются

4 Программа была разработана с целью преодоления барьеров для экспорта на внешних рынках и увеличения конкурентоспособности компаний из Туниса. Программой также предполагалось со-финансирование 50% издержек по выходу на экспортные рынки.

5 Для малых предприятий.

на изучении эффективности финансовых мер поддержки экспорта. Например, в работе Е. С. Соколовой с соавторами (2019) авторы рассматривали факторы, которые отрицательно влияют на эффективность предоставляемых финансовых мер поддержки экспорта в России. К ним, в том числе, были отнесены невыгодные условия по кредитованию, недостаточная осведомленность относительно документарных требований на внешних рынках, отсутствие взаимосвязи между объемом возврата бюджетных средств, выделенных на поддержку, и реальными показателями продаж, слабая роль торговых представительств в цепочке экспорта товаров.

Вместе с этим Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 4247 «Об утверждении Методики расчета показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", рассчитываемого за отчетный период (месяц, год), эффективности мер поддержки экспорта в промышленности и показателей федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт"» (Минпромторг, 2020)6 разработан показатель эффективности мер поддержки экспорта, который определяется как отношение объемов поддержанного экспорта в отчетном году (или месяце) за счет финансовых мер поддержки к фактическому объему субсидий, направленных на предоставление финансовых мер поддержки экспорта. Данные по этому показателю официально рассчитаны за 2019 и 2020 гг.7. Стоит отметить, что, несмотря на относительную простоту расчета и интерпретации данного показателя, он не отражает то, как в результате поддержки изменились объемы экспорта промышленных товаров из России. Рассчитываемая величина указывает только объемы поддержанного экспорта в денежном эквиваленте, приходящиеся на один рубль государственных средств - это в большей степени показатель эффективности трат государственных средств, а не итоговый эффект этих средств на целевые показатели по экспорту.

Соответственно, целью настоящей статьи является оценка эффективности всех типов предоставляемых мер поддержки (финансовые и нефинансовые) и работы институтов поддержки экспорта на максимально возможном периоде. Данная цель достигается с помощью анализа применяемых в России мер поддержки экспорта несырьевых неэнергетических товаров в увязке с изменениями объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров, а также посредством изучения институциональной среды поддержки.

6 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Приказ от 4 декабря 2020 г. N 4247 «Об утверждении Методики расчета показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", рассчитываемого за отчетный период (месяц, год), эффективности мер поддержки экспорта в промышленности и показателей федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт"». 2020. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/20a04247/.

7 По данным ЕМИСС (см., например, https://fedstat.ru/indicator/59472), показатель в период 20192020 гг. снизился с 17,17 до 10,5.

В работе В. Мартинкуса и др. (Маг1лпсш е! а1., 2010) сделан вывод, что институты поддержки экспорта приводят к увеличению экстенсивной (количество торгуемых товаров) и интенсивной маржи (объем торговли одних и тех же товаров) экспорта.

В настоящем исследовании выдвигается гипотеза о том, что российские институты поддержки экспорта оказали положительное влияние на рост несырьевого неэнергетического экспорта из России путем повышения эффективности своей работы и предоставляемых мер поддержки.

На основе официальных российских и международных источников данных автором были рассчитаны и проанализированы агрегированные и дезагрегированные показатели несырьевого неэнергетического экспорта в увязке с совокупными объемами поддержки экспорта в России. Также на примере отдельных инструментов поддержки экспорта выявлены возможные пути повышения эффективности предоставляемых мер стимулирования экспорта.

Поддержка экспортеров в России

Текущие мировые условия (сокращение спроса, торговая война между США и Китаем, кризис ВТО) предрасполагают к тому, чтобы обеспечивать поддержку экспортерам на государственном уровне. На агрегированном уровне государства есть два типа экономических мер поддержки бизнеса (в том числе в условиях пандемии): фискальные (финансовые) меры (например, налоговые стимулы, прямая денежная поддержка) и меры денежно-кредитной политики (например, снижение процентных ставок), нефинансовые меры (например, информационная поддержка). В свою очередь, для экспорта используются, в том числе, такие виды мер поддержки, как финансовые и нефинансовые меры.

Российская экономическая повестка поддержки экспортеров несырьевых неэнергетических товаров (далее - ННТ) зародилась относительно недавно, и в текущем виде она оговаривается в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Предполагается, что он будет реализован в период с октября 2018 г. до конца декабря 2024 г. В изначальной версии проекта было утверждено, что к 2024 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ) составит 250 млрд долл. США - из них более 80% приходилось на экспорт конкурентоспособной промышленной продукции (продукции машиностроения и металлургии).

В изначальной версии национальный проект состоял из пяти федеральных проектов: промышленный экспорт, экспорт продукции АПК, логистика международной торговли, экспорт услуг, системные меры развития международной кооперации и экспорта. Однако, в связи с пандемией коро-навируса в мире в 2020 г., параметры национального проекта были скорректированы. Так, в обновленной версии национального проекта количество федеральных проектов было сокращено до трех (промышленный экспорт, экспорт продукции АПК и системные меры содействия международной кооперации и экспорту), а целевые показатели по экспорту ННЭ были снижены (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

Изначальные параметры национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Экспорт ННТ, млрд долл. США 149 160 167 181(152) 202(159) 226 (167) 250(180)

Доля экспорта промышленных товаров в общем экспорте ННТ 84,6% 85,0% 85,0% 84,5% 83,2% 81,9% 82,0%

Доля экспорта сельскохозяйственных товаров в общем экспорте ННТ 15,4% 15,0% 15,0% 15,5% 16,8% 18,1% 18,0%

Экспорт услуг, млрд долл. США 64 70 76 82 88 94 100

Примечание: в скобках указаны промежуточные параметры проекта (до вступления в силу обновленной версии национального проекта в 2021 году).

Источник: (Международная кооперация и экспорт, 2020)8.

Таблица 2

Параметры национального проекта «Международная кооперация и экспорт», скорректированные в 2021 г.

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Объем экспорта товаров отраслей промышленности (в сопоставимых ценах), млрд долл. США - - 119,5 (база) 126,1 130,7 136,2 146

Доля экспорта промышленных товаров в общем экспорте ННТ - - 82,7% 82,9% 82,4% 81,5% 81,1%

Доля экспорта сельскохозяйственных товаров в общем экспорте ННТ - - 17,3% 17,1% 17,6% 18,5% 18,9%

Экспорт услуг, млрд долл. США ОТМЕНЕНО

Источник: (Международная кооперация и экспорт, 2021)9.

8 Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). URL: https://minpromtorg.gov.ru/ docs/#!pasport_nacionalnogo_proekta_mezhdunarodnaya_kooperaciya_i_eksport.

9 Показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: https://minpromtorg. gov.ru/projects/international/export-support/.

Основными институтами поддержки экспортеров в России являются: государственная корпорация «ВЭБ.РФ»10, АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»), АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (АО «ЭКСАР»), АО «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (АО «РОСЭКСИМБАНК»). Указанные институты тесно взаимосвязаны между собой: например, ГК «ВЭБ.РФ» напрямую владеет АО «РЭЦ», которое, в свою очередь, владеет АО «ЭКСАР». До 21 апреля 2016 г. в структуре поддержки экспорта, возглавляемой ГК «ВЭБ.РФ», также отдельно выделялось АО «МСП Банк», которое после указанной даты перешло под управление АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» (см. рис. 1). С 2021 г. планируется провести реформу российских институтов развития страны. Этой реформой предполагается, что под прямое управление ГК «ВЭБ.РФ» в том числе перейдут АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» и АО «РЭЦ» (РБК, 2020)11, т.е. АО «МСП Банк» вновь станет частью структуры поддержки экспорта, возглавляемой «ВЭБ.РФ».

Рисунок 1

Институциональная структура поддержки российских экспортеров на базе ГК «ВЭБ.РФ», 2020 г.

Источник: (ВЭБ.РФ, 2020а)12, (РЭЦ, 2019)13, (РОСЭКСИМБАНК, 2020а)14, (РОСЭКСИМБАНК, 2020b)15, (МСП Банк, 2020)16.

10 До 9 декабря 2018 г. государственная корпорация развития «ВЭБ РФ» называлась государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк).

11 РБК. Правительство запустит реформу институтов развития. Кого ждет слияние или закрытие и что будет с «Роснано» и «Сколково». 2020. URL: https://www.rbc.ru/business/23/11/2020/5fb8ce659a79 471e74bd2245.

12 Аудиторское заключение независимого аудитора о консолидированной финансовой отчетности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и ее дочерних организаций за 2019 год. ГК «ВЭБ.РФ». 2020a.

13 Аудиторское заключение независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества «Российский экспортный центр» за 2018 год. АО «РЭЦ». 2019.

14 Аудиторское заключение независимого аудитора о консолидированной финансовой отчетности АО РОСЭКСИМБАНК и его дочерних организациях за 2019 год. АО «РОСЭКСИМБАНК». 2020a.

15 АО «РОСЭКСИМБАНК». Информация о лицах, под контролем которых находится Банк, 2020b. URL: https://eximbank.m/about/disdosure_item.php?type=2.

16 Консолидированная финансовая отчетность Группы АО «МСП Банк» за год, закончившийся 31 декабря 2019 года, и аудиторское заключение независимого аудитора. АО «МСП Банк». 2020.

В свою очередь, среди данных организаций ключевая роль в поддержке российских экспортеров отведена Группе РЭЦ (включает: АО «РЭЦ», АО «РОСЭКСИМБАНК», АО «ЭКСАР»).

Группа РЭЦ предоставляет как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки экспортеров. Например, в рамках финансовых мер АО «РЭЦ» предоставляются следующие виды поддержки: компенсация части затрат на сертификацию и омологацию17 продукции на внешних рынках, компенсация части затрат на транспортировку продукции, а также затрат, связанных с регистрацией интеллектуальной собственности на внешних рынках (см. табл. 3), финансирование затрат на участие в выставочных мероприятиях и деловых миссиях18.

Указанные меры предполагают значительную помощь российским экспортерам, однако для получения поддержки требуется предоставление значительного количества документов, что может препятствовать ее получению. Кроме того, для отдельных мер поддержки предусмотрено наличие обязательств для экспортеров.

Например, для получения субсидии на компенсацию затрат на сертификацию продукции за рубежом стоимость экспорта товаров должна в 10 раз превышать объем запрашиваемой субсидии. Соответственно, чрезмерная бюрократизация процесса предоставления мер поддержки и наличие достаточно жестких условий для предоставления поддержки являются потенциальными факторами неэффективности этих мер (в частности, для малого и среднего бизнеса).

Например, по данным РСПП, российские организации считают систему поддержки экспорта в России недостаточно эффективной за счет высоких издержек соответствия требованиям предоставления мер и высоких издержек администрирования поддержки (РСПП, 2019)19.

Таким образом, следует рассмотреть различные варианты по оптимизации требований к предоставлению отдельных мер финансовой поддержки экспорта (например, путем меньшей отчетности или смягчения требований для предоставления поддержки).

Среди наиболее часто используемых нефинансовых инструментов поддержки экспорта можно выделить следующие типы мер: информационно-консультационные, промоутерско-организационные (поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, бизнес-миссии Министерства экономического развития), а также меры по устранению барьеров для экспорта.

17 Приведение товаров в соответствие с требованиями внешнего целевого рынка.

18 В 2021 г. также предполагается внедрить три дополнительных инструмента финансовой поддержки экспорта: поддержка продвижения продукции на международных электронных торговых площадках, поддержка производителей специализированной техники в части предоставления гарантии обратного выкупа продукции, поддержка системы послепродажного обслуживания экспортной высокотехнологичной продукции. См. подробнее: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4627572

19 Российский союз промышленников и предпринимателей. Экспортная деятельность компаний: результаты опроса РСПП. 2019. URL: https://media.rspp.ru/document/1/8/f/8fbd9b0a9bd3ec42812cf83dc 7695b6d.pdf.

Таблица 3

Финансовые меры поддержки, предоставляемые АО «РЭЦ», 2020 г.

<-п

vo

Суть меры Тип продукции, попадающий под действие субсидии Комментарий Количество основных документов

Экспортеры: компенсация до 80% затрат на сертификацию экспортируемых товаров. Производители: компенсация до 50% расходов на омологацию Машиностроение, химическая промышленность, металлургическая продукция - полный список представлен в Приказе Министерства промышленности и торговли от 2 июля 2020 г. N 2095 Для получения субсидии на сертификацию стоимость экспорта товаров должна в 10 раз превышать объем запрашиваемой субсидии. Желательно заключение соглашения о реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности 9

Компенсация от 50 до 90% фактически понесенных затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках Продукция агропромышленного комплекса (сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственное сырье, продукция переработки). Список продукции определен в специальном перечне, утвержденном Приказом Министерства сельского хозяйства от 24 апреля 2020 г. N 232 Для получения субсидии стоимость поставленной продукции (12 месяцев до подачи заявки на субсидию) должна как минимум в пять раз превышать объем запрашиваемой субсидии 7

Компенсация до 80% затрат на транспортировку продукции на внешние рынки. Предельный размер поддержки не должен превышать 11% (для производителей и аффилированных лиц производителей) и 13% (для уполномоченных лиц производителей) от стоимости поставляемой продукции Машиностроение, химическая промышленность, металлургическая продукция - полный список представлен в Приказе Министерства промышленности и торговли от 2 июля 2020 г. N 2095 Запрашиваемая субсидия корректируется на коэффициент 1,15, если организация использует услуги российского перевозчика. До получения субсидии проводится квалификационный отбор организаций - получателей субсидии. Желательна реализация корпоративной программы повышения конкурентоспособности. Предусмотрены лимиты затрат в целях предоставления субсидии 10 для участия в квалификационном отборе и 10 основных документов (после итогов квалификационного отбора)

о о ад

■в,

сл о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суть меры Тип продукции, попадающий под действие субсидии Комментарий Количество основных документов

Компенсация до 50% затрат на транспортировку продукции на внешние рынки (но не более 30% от стоимости перевезенной продукции) Сельскохозяйственная и продовольственная продукция, указанная в Приложении № 1 к Постановлению от 15 сентября 2017 г. N 1104 В целях расчета субсидии установлены лимиты затрат на транспортировку 6

Льготные кредиты на цели экспорта (компенсация недополученных доходов банкам, выдающим кредиты) Товары определены в Приложении к Постановлению от 24 мая 2017 г. N620 - -

Оплата 100% затрат на пошлины за регистрацию, до 70% затрат в пределах установленных лимитов на делопроизводство и услуги патентных поверенных Товары, услуги, работы и технологии, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности Сумма поддержки - до 15 млн рублей (в рамках одного соглашения о предоставлении поддержки). Поддержка предоставляется в случае принятия обязательства по осуществлению поставок продукции (сумма поставок должна быть в 5-15 раз выше, чем объем поддержки - зависит от типа предприятия) 15 документов

Источник: (РЭЦ, 2020а)2'

20 АО «РЭЦ». 2020а. 1ЖЬ: https://www.exportcenter.ru/.

Например, АО «РЭЦ» предоставляет следующие виды нефинансовых мер поддержки экспорта (РЭЦ, 2020а)21: обучение основам экспортной деятельности для малых и средних предприятий (далее - МСП)22, консультационные услуги (например, по вопросам логистики, составление проекта экспортного контракта), аналитические услуги (в виде онлайн-отчетов, например, по макроэкономической ситуации в странах, а также в виде интерактивных аналитических продуктов), услуги по продвижению товаров на внешние рынки, программа Made in Russia (коммуникационный инструмент подтверждения статуса и страны происхождения товара).

Отдельно стоит рассмотреть навигатор барьеров АО «РЭЦ». В навигаторе приведены данные по тарифам и другим торговым регулятор-ным мерам, применяемым в различных странах мира. В общем можно отметить, что данный портал достаточно интересен. Тем не менее за исключением того, что полноценный доступ к нему возможен только после регистрации компании (юридического лица) на сайте АО «РЭЦ», в данных портала и используемой методологии присутствует концептуальная неточность. Так, в справочнике портала указано, что нетарифные барьеры - это «... все прочие меры торговой политики, применяемые государствами, оказывающие при этом экономическое воздействие на международную торговлю товарами, вызывая изменения либо в объеме торговли, либо в уровне цен, либо и в том, и в другом» (Навигатор по барьерам и требованиям рынков, 2020)23.

Данное определение ссылается на классификацию Конференции ООН по торговле и развитию24 (ЮНКТАД, 2019)25, которая в противовес термину барьеров использует термин «нетарифные меры». Это связано с тем, что барьеры предполагают однозначный негативный эффект, в том числе, на торговлю между странами, в то время как нетарифные меры (например, технические требования к продукции) могут оказывать положительное влияние на товарооборот между странами в случае, например, достаточной гармонизации требований нетарифных мер между торговыми партнерами.

Концептуально портал АО «РЭЦ» заимствует базовые наработки ЮНКТАД - возникает логичный вопрос о причине и необходимости создания отдельного портала барьеров, в то время как аналогичная информация находится в открытом доступе на сайте ООН, и ее обновлением занимаются национальные эксперты стран, в которых применяются данные меры. Например, на портале АО «РЭЦ» на текущий момент26 указано 1645 нетариф-

21 Там же.

22 Эту меру предоставляет отдельная организация, созданная в рамках АО «РЭЦ» - АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр».

23 Навигатор по барьерам и требованиям рынков. URL: http://navigator.exportcenter.ru/.

24 Далее - ЮНКТАД.

25 UNCTAD. International classification of non-tariff measures. 2019 Version. 2019. URL: https://unctad. org/system/files/official-document/ditctab2019d5_en.pdf.

26 Конец декабря 2020 г.

ных барьера (т.е. меры), применяемых на 222 территориях27 - данные приведены с учетом защитных мер, которые не учитываются в базе данных ООН28 (Навигатор по барьерам и требованиям рынков, 2020). В свою очередь, на портале ООН (TRAINS, 2020) представлено 73550 мер, применяемых 91 страной в мире (с учетом данных по России, на которую приходится чуть менее 1000 мер в совокупности). То есть, сравнивая агрегированные данные по нетарифным мерам между двумя источниками информации, можно увидеть, что на портале АО «РЭЦ» приводится менее детальная информация по сравнению с базой данных ЮНКТАД: так, количество мер АО «РЭЦ» составляет чуть более 2% от количества мер ЮНКТАД. В среднем по данным АО «РЭЦ» на одну страну приходится семь нетарифных мер, а по данным ЮНКТАД - 808.

Сравнивая данные о применяемых мерах по одним и тем же странам между АО «РЭЦ» и ЮНКТАД, можно увидеть значительные различия29. Например, по данным АО «РЭЦ», Сингапур использует только три нетарифных меры: в частности, в данных АО «РЭЦ» также нет информации по применяемым техническим мерам (ТБТ меры), санитарным, ветеринарно-са-нитарным и фитосанитарным мерам (СФС меры). По данным ЮНКТАД, по состоянию на 2018 г. в Сингапуре применялось 615 нетарифных мер, в том числе с учетом данных по ТБТ и СФС мерам (см. табл. 4) - без учета этих мер в стране применялось 178 мер.

Очевидно, что для качественного наполнения базы данных АО «РЭЦ» потребуется много временных и трудовых ресурсов. Дополнительно стоит учесть, что информация о применяемых нетарифных мерах требует постоянного обновления, что, в свою очередь, приводит к усложнению процесса поддержания качества имеющихся данных. Однако в настоящее время ЮНКТАД уже налаживает процесс обновления данных. Например, информация по мерам в странах АСЕАН изначально собиралась ЮНКТАДом в 2015 г., а затем была обновлена в 2018 г.: т.е. за период с 2016 по 2020 г. (4 года) АО «РЭЦ» смогло собрать лишь небольшую часть данных по нетарифным мерам, применяемым в отдельных странах АСЕАН, в то время как за период 2015-2018 гг. (3 года) ЮНКТАД успела с нуля собрать более детальную информацию по тем же странам, а также полноценно обновить ее.

Вместе с этим у портала АО «РЭЦ» есть ряд преимуществ по сравнению с базой данных ЮНКТАД. Так, по отдельным странам (например, по Азер-

27 Страны - члены ЕС учтены как одна территория. Технически на портале указан список стран. Однако этот список включает в себя, например, Антарктиду. Соответственно, в целях улучшения портала представляется целесообразным использовать международно признаваемый список стран: например, определяемых ИСО (см. подробнее: URL: https://www.iso.org/iso-3166-country-codes.html).

28 В соответствии с методологией сбора данных о нетарифных мерах ЮНКТАД, эта информация не подлежит сбору, в том числе, из-за того, что она публикуется в других источниках.

29 Стоит вновь оговориться, что, в соответствии с информацией из справочника на портале барьеров, АО «РЭЦ» опирается на методологию ЮНКТАД при сборе данных о применяемых нетарифных мерах в мире. Соответственно, это обуславливает возможность сравнения данных между этими источниками информации.

байджану) на портале АО «РЭЦ» представлена общая информация относительно законодательства в сфере нетарифных мер (например, по системе технического регулирования в стране). Также в данных АО «РЭЦ» есть информация по нетарифным мерам тех стран, которые отсутствуют в базе данных ЮНКТАД (например, по Египту).

Таблица 4

Сравнение данных по нетарифным мерам, применяемым отдельными странами, между АО «РЭЦ» и ЮНКТАД, декабрь 2020 г.

Страна Данные АО «РЭЦ» Данные ЮНКТАД Год данных, ЮНКТАД Комментарии

Бруней - 562 2018 -

Египет 38 - - -

Индонезия 63 971 2018 Неполная информация о применяемых мерах в базе данных АО «РЭЦ»

Малайзия 15 920 2018 Неполная информация о применяемых мерах в базе данных АО «РЭЦ»

Папуа-Новая Гвинея 2 594 2016 В информации АО «РЭЦ» нет данных по техническим мерам, санитарным, ветеринарно-санитарным и фитосанитарным мерам

Сингапур 3 615 2018 В информации АО «РЭЦ» нет данных по техническим мерам, санитарным, ветеринарно-санитарным и фитосанитарным мерам

Источник: (Навигатор по барьерам и требованиям рынков, 2020)30, (TRAINS, 2020).

Таким образом, учитывая недостатки и преимущества портала барьеров АО «РЭЦ», можно отметить, что для необходимого и значительного улучшения качества портала представляется целесообразным укрепить партнерство и наладить обмен данными между АО «РЭЦ» и ЮНКТАД. Данное партнерство оптимизирует распределение бюджетных средств, которые сегодня выделяются на сбор уже и так собранных данных. Вместе с тем синергетический эффект сотрудничества также позволит сэкономить бюджетные средства на будущих обновлениях информации о применяемых нетарифных мерах в мире.

В системе нефинансовой поддержки несырьевого экспорта важная роль принадлежит Министерству экономического развития. Например, данное ведомство курирует портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития, 2020), на котором в том числе собрано достаточно много информации об иностранных партнерах. В частности, в рамках портала также возможно выйти на объявления от иностранных

30 Навигатор по барьерам и требованиям рынков. URL: http://navigator.exportcenter.ru/.

компаний, которым требуется закупка того или иного товара. Для доступа к данной информации необходимо зарегистрироваться на портале как юридическое лицо. Однако регистрационная форма нуждается в обновлении. Например, дополнительный (хоть и необязательный) раздел «Прочие контактные данные» содержит поле для указания контактов в мессенджере ICQ, который сегодня используется крайне редко31.

На портале внешнеэкономической информации также собраны данные о действующих ограничительных мерах в отношении продукции из России32. Данная информация обновляется ежемесячно c февраля 2014 г. Например, по состоянию на декабрь 2020 г. 37 стран (включая страны - члены ЕАЭС) применяли в отношении России 195 ограничительных мер (Министерство экономического развития, 2020)33.

Помимо АО «РЭЦ» и Министерства экономического развития, в институциональной системе нефинансовой поддержки экспорта действуют и другие организации, чьи функции зачастую сводятся к дублирующим информационно-консультационным мерам (см. табл. 5). Таким образом, оптимизация инфраструктуры нефинансовой поддержки экспортеров может осуществляться за счет сокращения числа организаций, предоставляющих данный вид поддержки, а также увеличения степени осведомленности российских компаний о предоставляемых мерах поддержки в целом34.

Таблица 5

Примеры нефинансовых мер поддержки экспортеров в России

Организация Функция

Министерство экономического развития РФ Промоутерско-организационные меры, устранение барьеров для экспорта

Торговые представительства РФ Информационно-консультационные меры, промоутерско-организационные меры

ГК «ВЭБ.РФ» Информационно-консультационные меры

АО «РЭЦ» Информационно-консультационные меры, образовательные меры, промоутерско-организационные меры

31 По данным vc.ru, ежемесячная аудитория ICQ в 2020 году составила порядка 11 млн пользователей (см. подробнее: URL: https://vc.ru/services/124155-icq-prisma-zhzh-i-drugie-kak-chuvstvuyut-sebya-nekogda-populyarnye-servisy). В свою очередь, например, у мессенджера Telegram ежедневная аудитория составляет 4,4 млн пользователей (см. подробнее: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3944588). В регистрационной форме портала внешнеэкономической информации нет упоминания Telegram.

32 В данную категорию мер также включаются меры третьих стран, оказывающие негативное влияние на доступ российских товаров.

33 Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/.

34 В частности, это относится и к осведомленности по финансовым мерам поддержки. Например, РСПП отмечает, что российские организации недостаточно хорошо осведомлены о предоставляемых мерах поддержки экспортеров. См. подробнее: URL: https://media.rspp.ru/document/1/8/f/8fbd9b0a9bd 3ec42812cf83dc7695b6d.pdf

Организация Функция

Центры поддержки экспорта в регионах Информационно-консультационные меры, промоутерско-организационные меры

Торгово-промышленная палата Информационно-консультационные меры, промоутерско-организационные меры, документарная поддержка

Российский союз промышленников и предпринимателей Промоутерско-организационные меры

Источник: (Министерство экономического развития, 2020)35, (ВЭБ.РФ, 2020с)36, (АНО ДПО «Школа экспорта АО "Российский экспортный центр"», 2020)37.

Взаимосвязь поддержки и несырьевой неэнергетический экспорт

Вышеперечисленные меры поддержки применимы для стимулирования несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ). Понятие несырьевых неэнергетических товаров (далее - ННТ) закреплено в Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 1464 (Министерство промышленности и торговли, 2019)38. Так, ННТ определяются достаточно большим количеством кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Например, к ННТ также относятся товарные группы 01-24, 82- 9739 ТН ВЭД ЕАЭС.

Российская статистика по ННЭ доступна за сравнительно небольшой период: например, в Единой межведомственной информационно-статистической системе (далее - ЕМИСС) данные по ННЭ доступны только за 2018 и 2019 гг.40 (ЕМИСС, 2021).

Соответственно, для анализа ННЭ на более длительном периоде в текущей работе на основе статистической информации Организации Объединенных Наций (далее - ООН) был вручную выстроен ряд по ННЭ из России за период 2007-2019 гг.

35 Там же.

36 ГК «ВЭБ.РФ». Нефинансовая поддержка. 2020c. URL: https://veb.ru/biznesu/podderzhka-eksporta/ nefinansovaya-podderzhka/.

37 АНО ДПО «Школа экспорта АО "Российский экспортный центр"». Учебное пособие для начинающих экспортеров. 2020. URL: https://www.exportcenter.ru/upload/iblock/4a8/%D0%A3%D1%87%D0% B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D 0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1% 8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0 %B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%202020.pdf.

38 Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 1464 «Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и федерального проекта "Промышленный экспорт"». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19a01464/.

39 Код 01 - живые животные. Код 24 - табак и промышленные заменители табака. Код 82 - инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов. Код 97 - произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

40 Аналогичный период данных приводится в информации Федеральной таможенной службы.

Этот ряд обладает некоторыми особенностями. Например, в 20072019 гг. в общемировой торговой статистике использовались три разные версии гармонизированной системы кодирования товаров (далее - НБ): НБ 2007, НБ 2012 и НБ 201741. Эти классификации отличаются между собой как на уровне товарных позиций (4 знака), так и на уровне товарных субпозиций (6 знаков). Соответственно, для выстраивания ряда по ННЭ из России использовалась классификация товаров 2007 г., так как, в отличие от двух других классификаций, она позволяла выстроить более длительный ряд данных с 2007 г. В свою очередь, при построении ряда по ННЭ учитывалась специфика изменений классификаций на протяжении всего периода 2007-2019 гг. Например, в приказе Министерства промышленности и торговли для определения ННЭ используются коды товаров ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных групп (2 знака), товарных позиций (4 знака) и товарных субпозиций (6 знаков). За период 2007-2019 гг. на уровне классификации НБ товарных групп (2 знака) не произошло никаких изменений - все более детальные изменения в классификации происходили на уровне товарных позиций (4 знака) и субпозиций (6 знаков). Например, для субпозиций товарной позиции 1605 по классификации 2007 г. соответствуют коды субпозиций товарных позиций 0306 и 0307 в классификациях 2012 и 2017 гг. (см. табл. 6).

Таблица 6

Примеры соответствия кодов по различным классификациям гармонизированной системы кодирования товаров HS

HS 2007 HS 2012 HS 2017 Название товара в номенклатуре 2017 г.

160510 030624 030633 Живые, свежие или охлажденные: Крабы

160510 030624 030693 Прочие: Крабы

160590 030719 030712 Мороженые устрицы

160590 030719 030719 Прочие устрицы

382490 382600 382600 Биодизель и его смеси, не содержащие или содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород

852990 852990 962000 Моноопоры, двуноги, треноги и аналогичные изделия

Источник: (WITS, 2021).

Также в классификации 2017 г. появились отдельные субпозиции, которые отсутствовали в классификациях 2007 и 2012 гг. и которые относятся к понятию несырьевых неэнергетических товаров. В частности, это отно-

41 ТН ВЭД ЕАЭС основан на гармонизированной системе кодирования товаров и, соответственно, на уровне товарных субпозиций (и более агрегированных уровнях) эти классификации совпадают между собой.

сится к коду 440140 «Опилки, древесные отходы и скрап, неагломериро-ванные»: в классификации 2007 г. этот товар проходил под кодом 440130, а в классификации 2012 г. - под кодом 440139 (см. табл. 7).

Таблица 7

Примеры отличий в классификациях гармонизированной системы кодирования товаров Ж

2007 2012 2017 Название товара в номенклатуре 2017 г.

440130 440131 440131 Опилки, древесные отходы и скрап, агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах: гранулы древесные

440130 440139 440139 Опилки, древесные отходы и скрап, агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах: прочие

440130 440139 440140 Опилки, древесные отходы и скрап, неагломерированные

Источник: (WITS, 2021).

В результате для построения данных по ННЭ из России в классификации товаров 2007 г. учитывались вышеуказанные изменения в самой классификации товаров. Полученная величина ННЭ сравнивалась с данными Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) по ННЭ в период 2018 и 2019 гг. Сравнение показывает, что в целом эти величины сопоставимы между собой (см. табл. 8) - несмотря на некоторое занижение данных ООН, темпы изменения величины ННЭ в период 2018-2019 гг. совпадают по обоим источникам информации.

Таблица 8

Данные по несырьевому неэнергетическому экспорту из России, 2018-2019 гг., млрд долл. США

2018 2019 Темпы изменения

Ряд ННЭ 07 140,7 142,9 1,02

Данные ННЭ по ФТС 153,4 154,4 1,01

Отношение данных по ФТС к ряду ННЭ 17 1,09 1,08 -

Примечание: «Ряд ННЭ 07» - данные по ННЭ в классификации товаров HS 2007. Источник: (WITS, 2021), (ФТС, 2021).

В период 2007-2019 гг. средняя доля ННЭ в общем объеме экспорта42 из России составляла 27,5%. Эта доля резко выросла в период 2013-2016 гг. с 24,7 до 35%: рост доли ННЭ в общих объемах экспорта сопровождался снижением цен на нефть (см. рис. 2) и соответственным стоимостным

42 Стоимостная доля.

снижением экспорта сырьевых (нефтяных) товаров; обратная взаимосвязь между долей ННЭ из России и ценой на нефть также заметна в более поздние периоды анализа. Это в определенной степени указывает на сохраняющуюся зависимость экспорта из России от энергетической составляющей.

Рисунок 2

Взаимосвязь между стоимостными объемами ННЭ и цен на нефть марки Brent (долл. за баррель), 2007-2019 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: правая шкала - цена на нефть марки Brent, долл. за баррель. Источник: (WITS, 2021), (Commodity markets, 2021).

Анализ физических объемов ННЭ относительно затруднен. Это вызвано тем, что физические единицы измерения отдельных товаров в рамках ННЭ отличаются между собой, и прийти к единому знаменателю общей величины ННЭ достаточно трудно. Тем не менее в рамках статистики ООН по международной торговле (WITS, 2021) для созданной величины ННЭ (отдельно по товарным субпозициям) представлены универсально-условные данные по физическим объемам экспорта43, которые позволяют рассчитать изменение физических объемов ННЭ. Данные указывают на то, что в период с 2014 по 2018 гг. физические объемы ННЭ росли, в то время как в 2019 г. физический объем ННЭ снизился (см. рис. 3). Интересной особенностью указанных данных является то, что они схожи с данными ФТС, но отличны от данных АО «РЭЦ». Например, по данным ООН, в 2019 г. физические объемы ННЭ сократились на 6%, по данным ФТС в этот же период физические объемы ННЭ сократились на 4,5% (ФТС, 2021), а по данным

43 В работе анализировались данные по весу экспортированных товаров, выраженные в килограммах.

АО «РЭЦ» - выросли на 2,7% (РЭЦ, 2020b)44. Выявленное несоответствие в данных указывает на то, что как минимум в рамках российской статистики необходимо использовать единую методологию (в идеале - единый источник данных) по подсчету объемов несырьевого неэнергетического экспорта.

Рисунок 3

Темпы изменения стоимостных и физических объемов ННЭ из Российской Федерации, 2008-2019 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Темпы изменения стоимостных объемов ННЭ ■ Темпы изменения физических объемов ННЭ

Источник: (WITS, 2021).

В рамках анализа ННЭ по степеням передела можно увидеть, что за весь анализируемый период 2007-2019 гг. в структуре ННЭ преобладает экспорт товаров нижних переделов45 (см. рис. 4). Так, доля экспорта ННТ нижних переделов в 2019 г. составила 50,3% от общего ННЭ - практически такая же доля наблюдалась в 2007 г. Тем не менее стоит отметить, что в период 2007-2019 гг. доля экспорта товаров высоких переделов увеличилась с 23,1 до 27,8%, в то время как в аналогичный период доля экспорта товаров средних переделов снизилась с 26,8 до 21,9%. Таким образом, можно отметить, что текущая поддержка экспортеров оказала небольшое влияние на изменение структуры ННЭ, которая до сих пор сохраняет достаточно невысокий уровень диверсификации. Товары нижних переделов характеризуются относительно низкой добавленной стоимостью по сравнению с товарами

44 АО «РЭЦ». Объемы несырьевого неэнергетического экспорта выросли в 2019 году. 2020b. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/obemy-nesyrevogo-neenergeticheskogo-eksporta-vyrosli-v-2019-godu/#:~:text=%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0% BD%D0%B5%D1%81%D1%8B%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20 %D0%BD%D0%B5%D1%8D%D0%BD%D0.

45 Разбивка товаров по уровням переделов доступна на сайте АО «РЭЦ». См. подробнее: URL: https:// www.exportcenter.ru/international_markets/classification/.

более высоких переделов. Это, в свою очередь, препятствует полноценному включению России в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Рисунок 4

Структура несырьевого неэнергетического экспорта из Российской Федерации по переделам, 2007-2019 гг.

о%

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ■ Нижние переделы i Средние переделы ■ Верхние переделы

Источник: (WITS, 2021).

Анализ эффективности мер поддержки экспорта ННТ также затруднен. Это вызвано в том числе тем, что задача повышения ННЭ из России активно начала продвигаться на государственном уровне в период после 2015 г., поэтому статистику по расходам государственного бюджета на поддержку экспорта можно проследить только с 2016 г.

До 2016 г. расходы на экспорт в рамках федерального бюджета проходили по совокупным статьям: например, в 2015 г. был осуществлен имущественный взнос в ГК «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции. Эти цели ре-ализовывались в рамках соответствующей подпрограммы государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая в том числе ставила перед собой задачу увеличения экспорта товаров46. Также, например, в бюджете 2015 г. отдельно выделялись средства российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам.

46 Постановление от 15 апреля 2014 года N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"». URL: http:// static.government.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf.

В соответствии с данными Министерства финансов об исполнении федерального бюджета за 2016 г., единственными данными по поддержке экспорта из России в 2016 г. являются данные по имущественным взносам во Внешэкономбанк47 и АО «РОСЭКСИМБАНК» на цели возмещения части затрат на производство высокотехнологичной продукции, а также компенсации недополученных доходов по кредитам на производство высокотехнологичной продукции. С учетом расходования средств, ранее выделенных этим организациям на аналогичные цели, объем поддержки экспорта из России в 2016 г. составил 10,9 млрд рублей (Министерство финансов, 2017)48. В период 2017-2018 гг. расходы на поддержку экспорта в федеральном бюджете проходили под статьей расходов на приоритетный проект (программу) «Международная кооперация и экспорт» (Министерство финансов, 2018; 2019)49: в 2017 г. на эту программу было выделено 9,7 млрд рублей, а в 2018 г. - 19,7 млрд рублей. В 2019 г. суммарно на поддержку экспорта из России было выделено 78,1 млрд рублей в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (Министерство финансов, 2020)50.

В результате по имеющимся данным возможно лишь в ограниченной степени оценить качество работы институтов поддержки экспорта через анализ изменения отношения объемов государственной поддержки экспорта к объемам экспорта товаров (условно - коэффициент поддержки). Расчеты показывают, что на общем уровне поддержки ННЭ эффективность работы институтов поддержки экспорта выросла в 2018 г., а на уровне поддержки промышленных товаров эффективность была достаточно высокой в 2017 г.51, в то время как в 2018-2019 гг. она снижалась (см. табл. 9). Тем не менее стоит подчеркнуть, что помимо качества данных на полученные выводы могли повлиять экзогенные для поддержки факторы (например, изменение цен на экспортируемые товары). Дополнительно стоит отметить, что в период 2016-2018 гг. объемы государственной поддержки экспорта

47 ГК «ВЭБ.РФ».

48 Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (предварительные итоги). 2017. URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2017/04/main/0454_Ispolnenie-2017_preview.pdf.

49 Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. 2018. URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2018/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_v_2017_godu.pdf. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год (предварительные итоги). 2019. URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_budzheta_za_2018_god.pdf.

50 Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год. 2020. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ budget/federal_budget/budgeti/2020/?id_65 = 129889-informatsionnoe_illyustrirovannoe_izdanie_ ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_201.

51 Было сделано предположение, что объемы поддержки экспорта промышленных товаров в 2016 г. равнялись имущественным взносам во Внешэкономбанк и АО «РОСЭКСИМБАНК» на цели возмещения части затрат на производство высокотехнологичной продукции, а также компенсации недополученных доходов по кредитам на производство высокотехнологичной продукции (с учетом ранее выделенных средств).

на одного представителя - экспортера МСП снизились. Соответственно, с точки зрения эффективности работы институтов поддержки ННЭ нельзя выявить каких-либо явных трендов на периоде 2016-2019 гг.

Таблица 9

Относительные показатели эффективности институтов поддержки экспорта, 2016-2019 гг.

2016 2017 2018 2019

Суммарная величина поддержки, тыс. долл. 162550,7 421644,4 390949,1 1206401,2

Поддержка промышленного экспорта, тыс. долл. 162550,7 166258,2 314355,0 536006,7

ННЭ, тыс. долл. 105512769 129415703 140531340 142616570,5

Экспорт конкурентоспособной промышленной продукции, тыс. долл. 87999874 108071490,4 115462193 117614316,9

Темп изменения суммарного коэффициента поддержки ННЭ - 2,11 0,85 3,04

Темп изменения коэффициента поддержки экспорта промышленных товаров - 0,83 1,77 1,67

Изменение отношения суммарной величины поддержки экспорта к количеству экспортеров МСП - 1,40 0,59 -

Примечание: Темп изменения коэффициента поддержки (суммарный или отдельно для промышленных товаров) рассчитывался как отношение доли величины поддержки в соответствующем объеме экспортируемых товаров в анализируемом году к аналогичной доле в предыдущем году. Если темп изменения коэффициента поддержки больше 1, то это свидетельствует о снижении эффективности поддержки (большее количество ресурсов тратится на единицу экспорта). Для оценки изменения отношения суммарной величины поддержки экспорта к количеству экспортеров МСП анализировалось изменение отношения количества МСП, осуществляющих экспортную деятельность, к суммарной величине поддержки ННТ по годам.

Источник: (WITS, 2021), (Министерство финансов 2017; 2018; 2019; 2020)52, (ФТС, 2021), (ФСГС, 2021).

52 Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (предварительные итоги). 2017. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/04/main/0454_Ispolnenie-2017_preview.pdf. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. 2018. URL: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2018/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_v_2017_godu.pdf. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год (предварительные итоги). 2019. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_budzheta_ za_2018_god.pdf. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год. 2020. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/?id_65=129889-informatsionnoe_ illyustrirovannoe_izdanie_ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_ rossiiskoi_federatsii_za_201.

Заключение

Система поддержки несырьевого неэнергетического экспорта в России зародилась относительно недавно. Она существует с 2015 г. Одним из ключевых институтов поддержки российских экспортеров является АО «РЭЦ». Данная организация предоставляет как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки экспортерам. Эффективность предоставления данных мер оценить достаточно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации, а также в связи с тем, что на экспорт ННТ могут влиять различные экзогенные факторы. Однако по имеющейся информации можно увидеть, что в России в целом сохраняется ключевая роль экспорта энергетических товаров, в то время как в рамках экспорта ННТ превалирует экспорт товаров нижних переделов (т.е. с низкой добавленной стоимостью). В период 2016-2019 гг. не наблюдается каких-либо четких трендов в улучшении эффективности (и администрировании) предоставляемых мер поддержки и работы институтов поддержки экспорта.

В связи с вышеуказанным, для повышения эффективности мер поддержки экспорта и работы институтов, а также для оптимизации расходования государственных ресурсов представляется целесообразным:

1. Улучшить транспранетность статистических данных: увеличение периода доступности данных по ННЭ, использование единой универсальной методологии подсчета ННЭ (возможно использование единого источника данных).

2. Стимулировать экспорт товаров средних и высоких переделов.

3. Оптимизировать требования к предоставлению мер финансовой поддержки экспорта (например, путем меньшей отчетности или смягчения требований для предоставления поддержки).

4. Увеличить эффективность нефинансовых инструментов поддержки экспорта, например, за счет использования синергетических эффектов взаимодействия с международными организациями.

Тематика оценки эффективности мер поддержки российского экспорта - это достаточно обширное поле для исследований. Интерес представляет эконометрический анализ взаимосвязи между общими объемами поддержки экспорта в России и изменениями объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров из России в разбивке по отдельным товарным группам, а также более детальное исследование нефинансовых инструментов поддержки экспортеров. Например, представляется целесообразным провести более детальный сравнительный и содержательный анализ наполнения базы данных РЭЦ о нетарифных мерах с аналогичными данными ЮНКТАД, а также анализ взаимосвязи степени использования нефинансовых мер поддержки (прокси для этой величины может быть количество компаний, использующих нефинансовые меры поддержки экспорта) и объемов несырьевого неэнергетического экспорта. Однако необходимо подчеркнуть, что выполнение исследований по указанным направлениям может быть ограничено качеством и количеством имеющихся данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кнобель А., Лощенкова А. Оценка эффективности региональной системы поддержки экспорта // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25, № 11. С. 80-85.

2. Кузнецов Д., Кнобель А. Детерминанты выхода на экспортные рынки и поведения российских фирм в международной торговле. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации», 2017.

3. Соколова Е., Поспелов В., Торопова Н., Мехдиев Э. Анализ эффективности мер финансовой поддержки экспорта в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 6А. С. 343-353.

4. Урумов Т. Эффективность государственной финансовой поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1. С. 67-78.

5. Aditya A., Roy S.S. Export diversification and economic growth: Evidence from cross-country analysis. 2007. Mimeo. P. 1-25.

6. Cadot O., Fernandes A., Gourdon J., Mattoo A. Are the benefits of export support durable? Evidence from Tunisia // Journal of International Economics. 2015. Vol. 97. P. 310-324.

7. Catanzaro A., Messeghemm K., Sammut S. Effectiveness of Export Support Programs: Impact on the Relational Capital and International Performance of Early Internationalizing Small Businesses // Journal of Small Business Management. 2018. P. 1-26.

8. Delgado M.A., Farinas J.C., Ruano S. Firm productivity and export markets: a non-parametric approach // Journal of International Economics. 2002. Vol. 57, no. 2. P. 397-422.

9. Kovner A., Martin A. Market failures and official sector interventions // Federal Reserve Bank of New York. 2020. URL: https://libertystreeteconomics.newyorkfed. org/2020/09/market-failures-and-official-sector-interventions.html.

10. Leonidou L., Katsikeas C., Palihawadana D., Spyropoulou S. An analytical review of the factors stimulating smaller firms to export: Implications for policy-makers // International Marketing Review. 2007. Vol. 24, no. 6. P. 735-770.

11. Malca O., Pena-Vinces J., Acedo F. Export promotion programmes as export performance catalysts for SMEs: insights from an emerging economy // Small Business Economics. 2019.

12. Melitz M. The Impact of Trade on Intra-Industry reallocation and Aggregate Industry Productivity // Econometrica. 2003. Vol. 71. P. 1695-1725.

13. Munch J., Schaur G. The Effect of Export Promotion on Firm-Level Performance // American Economic Journal: Economic Policy. 2018. Vol. 10, no. 1. P. 357-387.

14. Revindo M., Gan C., Massie N. Factors affecting propensity to export: The case of indonesian SMEs // Gadjah Mada International Journal of Business. 2019. Vol. 21, no. 3. P. 263-288.

15. Seringhaus R., Rosson P. Firm Experience and International Trade Fairs // Journal of Marketing Management. 2001. P. 505-516.

16. Shamsuddoha A., Yunus Ali M. Mediated effects of export promotion programs on firm export performance // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics. 2006. Vol. 18., no. 2. P. 93-110.

17. Thorsten S., Schnabel C., Wagner J. Higher wages in exporting firms: self-selection, export effect, or both? First evidence from linked employer-employee data // Review of World Economics. 2010. Vol. 146, no. 2. P. 303-322.

18. Volpe M.C. et al. The impact of export promotion institutions on trade: Is it the intensive or the extensive margin? // Inter-American Development Bank (IDB). 2010. Working Paper Series. No. IDB-WP-199.

19. Wang X., Chen A., Wang H., Li S. Effect of export promotion programs on export performance: Evidence from manufacturing SMEs // Journal of Business Economics and Management. 2017. Vol. 18, no. 1. P. 131-145.

20. Wilkinson T., Brouthers L.E. Trade promotion and SME export performance // International Business Review. 2006. Vol. 15. P. 233-252.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. ЕМИСС Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/.

2. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/.

3. Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/.

4. Commodity markets. URL: https://www.worldbank.org/en/research/commodity-markets.

5. TRAINS. The global database on Non-Tariff Measures. URL: https://trains.unctad.org/.

6. World Integrated Trade Solution. URL: https://wits.worldbank.org/.

REFERENCES

1. Knobel, A. and Loshchenkova, A. (2018) 'Otsenka effektivnosti regional'noi sistemy podderzhki eksporta' [Assessment of the efficiency of regional export support system], Russian Economic Development, 25 (11), pp. 80-85.

2. Kuznetsov, D. and Knobel, A. (2017) Determinanty vykhoda na eksportnye rynki i povedeniya rossiiskikh firm v mezhdunarodnoi torgovle [Determinants of entering the export markets and behavior of Russian firms in international trade], RANEPA.

3. Sokolova, E., Pospelov, V., Toropova, N. and Mekhdiev, E. (2019) 'Analiz effektivnos-ti mer finansovoi podderzhki eksporta v Rossii' [Analysis of the effectiveness of financial support measures for exports in Russia], Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 9(6A), pp. 343-353.

4. Urumov, T. (2017) 'Effektivnost' gosudarstvennoi finansovoi podderzhki eksportnoi deyatel'nosti malykh i srednikh predpriyatii' [Efficiency of state financial support for export activity of small and medium businesses], Actual problems of Economics and Law, 11(1), pp. 67-78.

5. Aditya, A. and Roy, S.S. (2007) 'Export diversification and economic growth: Evidence from cross-country analysis', Mimeo, pp. 1-25.

6. Cadot, O., Fernandes, A., Gourdon, J. and Mattoo, A. (2015) 'Are the benefits of export support durable? Evidence from Tunisia', Journal of International Economics, 97, pp. 310-324.

7. Catanzaro, A., Messeghemm, K. and Sammut, S. (2018) 'Effectiveness of export support programs: Impact on the relational capital and international performance of early internationalizing small businesses, Journal of Small Business Management, pp. 1-26. Available at: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01928208 (accessed 01 March 2022).

8. Delgado, M.A., Farinas, J.C. and Ruano, S. (2002) 'Firm productivity and export markets: a non-parametric approach', Journal of International Economics, 57(2), pp. 397-422.

9. Kovner, A. and Martin, A. (2020) 'Market failures and Official Sector Interventions', Federal Reserve Bank of New York. Available at: https://libertystreeteconomics. newyorkfed.org/2020/09/market-failures-and-official-sector-interventions.html (accessed 01 March 2022).

10. Leonidou, L., Katsikeas, C., Palihawadana, D. and Spyropoulou, S. (2007) 'An analytical review of the factors stimulating smaller firms to export: Implications for policy-makers', International Marketing Review, 24(6), pp. 735-770.

11. Malca, O., Pena-Vinces, J. and Acedo, F. (2020) 'Export promotion programmes as export performance catalysts for SMEs: insights from an emerging economy', Small Business Economics, 55, pp. 831-851. Available at: https://link.springer.com/ article/10.1007/s11187-019-00185-2 (accessed 01 March 2022).

12. Melitz, M. (2003) 'The impact of trade on intra-industry reallocation and aggregate industry productivity', Econometrica, 71, pp. 1695-1725.

13. Munch, J. and Schaur, G. (2018) 'The effect of export promotion on firm-level performance', American Economic Journal: Economic Policy, 10(1), pp. 357-387.

14. Revindo, M., Gan, C. and Massie, N. (2019) 'Factors affecting propensity to export: The case of Indonesian SMEs', Gadjah Mada International Journal of Business, 21(3), pp. 263-288.

15. Seringhaus, R. & Rosson, P. (2001) 'Firm experience and international trade fairs', Journal of Marketing Management, 17(7-8), pp. 505-516.

16. Shamsuddoha, A. and Yunus Ali, M. (2006) 'Mediated effects of export promotion programs on firm export performance', Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 18(2), pp. 93-110.

17. Thorsten, S., Schnabel, C. and Wagner, J. (2010) 'Higher wages in exporting firms: Self-selection, export effect, or both? First evidence from linked employer-employee data, Review of World Economics, 146(2), pp. 303-322.

18. Volpe, M.C. et al. (2010) 'The impact of export promotion institutions on trade: Is it the intensive or the extensive margin?', Inter-American Development Bank (IDB), Working Paper Series. No. IDB-WP-199.

19. Wang, X., Chen, A., Wang, H. and Li, S. (2017) 'Effect of export promotion programs on export performance: evidence from manufacturing SMEs', Journal of Business Economics and Management, 18(1), pp. 131-145.

20. Wilkinson, T. and Brouthers, L.E. (2006) 'Trade promotion and SME export performance', International Business Review, 15, pp. 233-252.

OFFICIAL DOCUMENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. EMISS Gosudarstvennaya statistika (2020) [EMISS State statistics]. Available at: https://www.fedstat.ru/ (accessed 20 December 2020).

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (2021) [Federal State Statistics Service]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 10 January 2021).

3. Federal'naya tamozhennaya sluzhba (2021) [Federal Customs Service]. Available at: https://customs.gov.ru/ (accessed 10 January 2021).

4. Commodity markets. URL: https://www.worldbank.org/en/research/commodity-markets.

5. TRAINS. The global database on Non-Tariff Measures (2020). Available at: https:// trains.unctad.org/ (accessed 20 December 2020).

6. World Integrated Trade Solution (2021). Available at: https://wits.worldbank.org/ (accessed 10 January 2021).

Статья поступила в редакцию 28.01.2021; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 03.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.