Научная статья на тему 'Экономические аспекты "майских указов" 2018 года: международная кооперация и экспорт'

Экономические аспекты "майских указов" 2018 года: международная кооперация и экспорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"MAY DECREE" / INTERNATIONAL COOPERATION / EXPORT / IMPORT / GOODS / SERVICES / RUSSIA / EEU'S COUNTRIES / "МАЙСКИЕ УКАЗЫ" / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОВАРЫ / УСЛУГИ / РОССИЯ / СТРАНЫ ЕЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изотов Дмитрий Александрович

Анализируются целевые ориентиры Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», касающиеся развития международной кооперации и экспорта. Показано, что представленные в Указе целевые ориентиры основаны на ожидании стабильности или росте цен на сырьевые товары, которые составляют основу российского экспорта. Утверждается, что на развитие международной кооперации и экспорта России могут положительно повлиять ослабление санкционных ограничений, снижение рисков, постепенное восстановление и расширение экономических связей с развитыми экономиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Aspects of the Russian President's "May Decree": International Cooperation and Export

The article analyzes the Russian President's Decree «On the national goals and strategic objectives of development of Russian Federation until 2024» concerning the development of international cooperation and export. It is shown that the target benchmarks presented in the Decree are based on the expectation of stability or an increase in the prices of primary commodities (which constitute the basis of Russian exports). The author claims that on Russia's international cooperation & export development can positively affect smoothing sanctions restrictions, risk reduction, gradual recovery and expansion of economic relations with the developed economies.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты "майских указов" 2018 года: международная кооперация и экспорт»

А М Г. В 1 С А

,-^L-J^ rt^«-' Л.-.'.: , г'..? ■ . -..rJ-i-

шч

'p ръ-штуд • -"■'

ИЗОТОВ Дмитрий Александрович

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

IZOTOV Dmitry

Alexandrovich

Ph.D. in economics, senior research fellow Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

izotov@ecrin.ru

© Изотов Д.А., 2018

УДК 338.2 + 339

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «МАЙСКИХ УКАЗОВ» 2018 ГОДА: МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ

Анализируются целевые ориентиры Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», касающиеся развития международной кооперации и экспорта. Показано, что представленные в Указе целевые ориентиры основаны на ожидании стабильности или росте цен на сырьевые товары, которые составляют основу российского экспорта. Утверждается, что на развитие международной кооперации и экспорта России могут положительно повлиять ослабление санкционных ограничений, снижение рисков, постепенное восстановление и расширение экономических связей с развитыми экономиками.

«Майские указы», международная кооперация, экспорт,

импорт, товары, услуги, Россия, страны ЕЭС ■ ■ ■

ECONOMIC ASPECTS OF THE RUSSIAN PRESIDENT'S «MAY DECREE»: INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT

The article analyzes the Russian President's Decree «On the national goals and strategic objectives of development of Russian Federation until 2024» concerning the development of international cooperation and export. It is shown that the target benchmarks presented in the Decree are based on the expectation of stability or an increase in the prices of primary commodities (which constitute the basis of Russian exports). The author claims that on Russia's international cooperation & export development can positively affect smoothing sanctions restrictions, risk reduction, gradual recovery and expansion of economic relations with the developed economies.

«May Decree», international cooperation, export, import, goods, services, Russia, EEU's countries

Работа подготовлена на основании материалов доклада, представленного на заседании Учёного совета ИЭИ ДВО РАН 8 июня 2018 г.

Введение

В текущем году Президент России подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 (далее - Указ), который на среднесрочную перспективу предполагает достижение амбициозных целей, предусматривающих, в частности, достижение российской экономикой темпов роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Текст Указа предусматривает реализацию следующих программ: демография; здравоохранение; образование; жильё и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. Наличие в Указе раздела о международной кооперации и развитии экспорта вполне логично, поскольку выполнение всех вышеуказанных аспектов данного документа должно основываться на бюджетном и внебюджетном финансировании, одним из источников которого являются внешнеторговые взаимодействия.

Поскольку торговые взаимодействия российской экономики с внешним миром зависят от конъюнктуры цен на сырьевые товары экспорта, можно попытаться проанализировать: насколько реальными с точки зрения их достижения являются целевые ориентиры Указа; действительно ли мероприятия, отражённые в Указе, способны диверсифицировать и интенсифицировать потоки внешней торговли России в среднесрочном периоде, обеспечив тем самым высокие темпы роста национальной экономики; с какими возможными рисками может столкнуться российская экономика в процессе реализации мероприятий Указа.

Среднесрочные целевые ориентиры развития международной кооперации и экспорта

В Указе определено, что Правительству РФ при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта в 2024 г. необходимо обеспечить достижение трёх целей и целевых показателей, а также решение шести задач.

Среди целей и целевых показателей в Указе обозначено следующее:

1. Формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20% ВВП страны.

2. Достижение объёма экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд в год, продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд в год, а также объёма экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов в год.

3. Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза (ЕЭС) в целях увеличения объёма торговли между государствами-членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объёма накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.

Задачи, отражённые в Указе применительно к целям интенсификации международной кооперации и экспорта, касаются следующих мер государственной поддержки:

1. Ориентация промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.

1 Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г.

2. Сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля; организация (к 2021 г.) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу «одного окна».

3. Завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 г.), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки.

4. Устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, а также строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу России.

5. Создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом.

6. Завершение формирования в рамках ЕЭС общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.

В ходе анализа документа были идентифицированы источники [1; 2; 3; 4; 5], на информации из которых основывается текст Указа в рамках проблематики развития международной кооперации и экспортного сектора. Главной организацией, перспективные оценки которой приведены в Указе, является Центр стратегических разработок. Это важно для понимания того, как были получены оценки, которые, по сути дела, представляют собой целевые показатели, отражённые в анализируемом документе.

Интенсификация экспорта несырьевых секторов российской экономики: возможности и риски

Если рассмотреть первый аспект развития международной кооперации и экспорта в Указе, то в первой его позиции обозначено формирование глобальных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров и услуг которых составит не менее 20% ВВП к 2024 г. Статистика показывает, что долей, меньшей 20% ВВП, российский несырьевой экспорт характеризовался только в течение трёх лет (2012-2014 гг.), во время аномально высоких цен на углеводородное сырьё (рис. 1). ^ ^ ^ ^^ ^^ ф <$> ф ф ф ф ^ ^ ^ ^^^^^

Рис. ^.Долянесырьевыхсекторов вроссийском экспорте, % Источник: рассчитано на основе статистики МВФ, Мирового банка и ООН.

С этой точки зрения возникает подозрение в том, что те специалисты, которые получали такие оценки, ждут роста цен на энергоносители и уже с этой ситуацией предлагают что-то делать. Примечательно, что если добавить к экспорту несырьевых товаров экспорт услуг, несвязанных напрямую с сырьевыми секторами, то для периода 2012-2014 гг. несырьевой экспорт (товаров и услуг) составлял не менее 20% ВВП России. Говоря иначе, данный целевой показатель на текущий момент времени является уже достигнутым.

Знакомство с исследованием Центра экономических разработок в какой-то мере подтверждает тезис о том, что перспективные оценки основываются на ожидании роста цен на сырьевые товары, в частности, согласнопрогнозуМВФ до 2023 г, который используется в качестве вспомогательного. В соответствии с данным прогнозом предполагается рост российского экспорта в реальных ценах на ближайшую перспективу (рис. 2).

свсвсвсвсвсвоооооооооот-т-т-т-т-т-т-т-т-т-одододод свсвсвсвсвсвоооооооооооооооооооооооо

^^»в ценах 2016 г. в текущих ценах прогноз в ценах 2016 г.

Рис. 2. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП, % Истоенос: рассчиотно наосноос статвстикв МВФ, Мщювого банка и ООН.

Далее в Указе следуют цели по несырьевым товарам: достижение объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд, продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд в год, етак-же объёма экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов в год.

С ледует заметить, что несырьевой неэнергетический экспорт в основном формир°ет продуоция чёрной и цветной металлургии, химического и нефтехимического производство, а также лесобумажная продукция и продовольствие. Экспорт этих товарных позиций явлиеося уелоооо несырьевым и подвержен видимым конъюнктурным колебаниям (рис. 3).

Поскольку цены на продукцию чёрной и цветной металлургии тесно коррелированы с ценари на минеральное сырьё, руды и металлы, от этих ценовых колебаний, вероятно, зарн сят стоивн стные объёмы экспорта. При благоприятной ценовой конъюнктуре целевой показвиель в 250млрд долларов в год может быть достигнут при условии отсутствия новых санкционн ых огран нчений на российскую продукцию.

Далее идёт целевой показатель по экспорту продукции машиностроения в 50 млрд долларов. Следует заметить, что даже с учётом экспорта вооружений такие стоимостные объёмы, если исходить из прошлойтенденции,являютсявряд лидостижимыми. Специалисты Центра экономических рaзpябoтoквииятвближлйшиeгoдыpрвшитeняе поставокндоддкции машиностроения в страны постсоветского пространства (СНГ, ЕЭС), что вызывает скепсис по причине наличия санкционных ограничений со стороны Украины, а также малых и специфичных рынков остальных стран Содружества.

200 180 160 § 140

CL

<3 100

120

CP

80 60 40 20 0

\ /

& С# с# # ^ # с^ с^ с^ # С?? О* с^ с^ е^ с^ с^ с^ с^

несырьевые неэнергетические товары, млрд долларов

цены на минеральное сырье, руды и недрагоценные металлы, 2015=100

200 180 160 140

0

120 °

100 1 1

ю

80 60 40 20 0

0 2

Рис. 3. Экспорт Россией несырьевых неэнергетических товаров и цены на минеральное сырьё, руды и недрагоценные металлы Источник: рассчитано на основе статистики МВФ, Мирового банка и ООН.

Здесь же следует заметить подтверждение для российской экономики наличия зависимости ненефтяного сектора от нефтяного. Источником капитала для производства российских несырьевых товаров прямым или косвеннымобразом являются доходыотпоставокна внешние рынкинефти игаза. Эвяещд раз указывает на то, что целевые показатели Указа основываются на сценарии, предусматривающем сравнительно высокий уровень цен на углеводороды (рис. 4).

со о

CP

<я ц

ц

о ч ч

CP

35 30 25 20 15 10 5 0

.....^miiiiiTlli

120

- 100 - 80 - 60 - 40 20

J3<$> С^ #с^ &с^ # с?5* е^ с^ с^с^ с^ е^

^■машины, оборудование, транспортные средства (млрд долларов) ^■вооружение (млрд долларов) — цена нефти (Brent, $/баррель)

Рис. 4. Экспорт Россией вооружений, машин, оборудования, транспортных средств

и цена сырой нефти Источник. рассчтано ат основе статистики МВФ, Мировогобанга и ООН.

ф

е н а н е ZT

0

После 2014 г., в условиях ослабления курса рубля и умеренного роста цен действительно сталнаблюдаться рост российского экспорта пищевой продукции, даже в условиях низких цен на гло бальных рынках. Экспорт агропромышленного комплекса России, который оценивается

■ ' лЯ Шш 'ЛИВ , . ..,1. : Я

, ■ . чЗ Г .-.„ '

егионалисти^^

'¿г

^ А. х

\

4 Х

^фРрШШ ■ Том 5 . ■№ ■ 4

в Указе к 2024 г. в 45 млрд долларов, никогда раньше не характеризовался такими значениями. Следуетзаметить, что производство продукции агропромышленногокомплекса является низкомаржинальным. На рисунке 5 представлен экспорт всей сельскохозяйственной и пищевой промышленности России, который гораздо меньше заявляемых к 2024 г. значений.

20 18 16 14 12

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^

го ц

о 10

ч ^

8 6 4 2 0

г 160 - 140 - 120 - 100 § - 80 и

>1

1 80 Ю 60 40 20 0

1

.. 11 1

1111... 11111 1 1

р Лр Л ^Ь Г® Г§> л л ^ А Л А г^Ь л Л Л л к N л л л

сЙ^ ¿а4 с^ с»" ^^ ^^Г ^^ ^ ^^ ^ й

^■продукция пищевой промышленности цены на продовольствие, 2015=100

Рис. 5. Экспорт Россией продукции пищевой промышленности и индекс цен наяччднчольствнртаолобтуктьм рычке Иилочеик: раоскиеано на основе статистики МВФ, Мирового банка и ООН.

Разработчики данного прогноза видят возможности нарастить поставки в страны постсоветского пространства, США и Северную Африку, что представляется труднодостижимым, поскольку в 2017 г., отправной точке прогноза, был рекордный урожай зерновых культур, который в последующие годы может не повториться. К тому же не стоит забывать про возможность санкционных и прочих дискриминационных действий со стороны стран-импортёров.

Целевой показатель, отражённый в Указе, предполагает увеличение экспорта услуг России в два раза. Следует заметить, что для Росс ии торговля услугами никогда не характеризовалась положительным балансом (рис. 6).

120 100

СО о 80 -

р а 60 -

л

л о 40 --

Ч 20 -

р л 0

м

-20 - =

■40*

-60

■ экспорт услуг «импорт услуг ■ баланс Рис. 6. Торговля услугами России Источник. рассчитано на основестатистики МВФ, Мирового банка и ООН.

.. Г £

I

аспекты «майских указе

— -- у М- V, -т.-

- л,« , «/л V

егионалистика

.7?

К.Х

^ Ш'Мттт^

2018 Том 5

\ А

\

X

Тем не менее разработчиками предполагается к 2024 г. осуществить прорыв в области трансп ортного транзита, туризма, образования и интеллектуальных услуг. Как это будет увязывать ся с импортом услуг - не совсем понятно.

О необходимой роли импорта для целей развития экспортных отраслей России в Указе не говорится. Фактически, делаетсяакц ент только нар азвитииэкспорта, что теоретически и эмпирически является недостаточно справедливым. Для России, также как и для любой другой страны, эмпирически существует тесная линейная связь экспорта и импорта товаров (рис. 7) и услуг (рис. 8).

35Т

Ь Н-I-I-I-I-I-1

Ь 1ЬЬ 2ЬЬ 3ЬЬ 4ЬЬ 5ЬЬ ГЬЬ

Эксперт товаров

/Гс.7. Лиосйнам связь ]кож^^уе^споа^,^]Д11^мпДСтоДтееорта Россиив 1995-2017 гг.,

тирддоэиаров

Экспорт услуг

ТНсНЛосейная сгязьмежуу эктптртлл т имлюртомосттг Россиив9995-20 7Угг.,

млрд долларов

О важности импорта для роста и развития национальной экономики накоплен достаточный объём литературы [6; 8; 9; 10]. Исходя из опыта других стран, импорт инвестиционных и промежуточных товаров способен положительно повлиять на экспорт, однако данный вопрос в исследованиях Центра стратегических разработок не освещается.

Интенсификация торгового и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами

Далее в Указе приводится целевая установка по наращиванию объёмов торговли и инвестирования со странами ЕЭС, в который входят (помимо России) Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Согласно целевой установке, к 2024 г. ожидается формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках ЕЭС в целях увеличения объёмов торговли между государствами-членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объёма накопленных взаимных инвестиций в полтора раза. Этот долгосрочный целевой показатель вызывает вопросы относительно его важности для развития экономики России, поскольку доля четырёх обозначенных стран в российской торговле с внешним миром не превышает 10% (табл.).

Таблица

Доля стран ЕЭС во внешней торговле России, %

Год Экспорт Импорт Товарооборот

2007 8,5 7,0 8,0

2008 8,3 6,6 7,7

2009 9,1 6,4 8,1

2010 7,6 6,5 7,2

2011 7,9 7,2 7,6

2012 7,3 7,2 7,3

2013 6,9 6,4 6,7

2014 6,6 6,9 6,7

2015 7,1 6,9 7,0

2016 8,9 7,4 8,3

2017 9,6 7,4 8,7

Источник: рассчитано на основе статистики МВФ, Мирового банка и ООН.

Следует заметить, что размер российской экономики почти на порядок превышает суммарную экономику Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Функционирование экономики Белоруссии субсидируется за счёт льготных поставок нефти из России. Казахстан имеет очень схожую с Россией структуру сырьевого экспорта и является прямым конкурентом Российской Федерации на региональных сырьевых рынках. Одним из важных факторов роста экономик Киргизии и Армении являются переводы от временных мигрантов из России. Имеются эмпирические оценки, что Евразийский союз для целей видимого роста российского экспорта, а также повышения эффекта благосостояния и превышения эффекта создания торговли над эффектом отклонения имеет серьёзные ограничения, например, по сравнению с потенциальными эффектами от сближения России с Евросоюзом1.

Динамика товарооборота России с указанной группой стран не является контрциклич-

1 См., например, [7].

ИГ Л М Е К I С А

. : л,™.- I чЫ-

шч

а-т

ной, в точности описывая волатильность цен на основную группу российского и казахстанского экспорта, а также косвенно экспорта Белоруссии - сырую нефть (рис. 9). Вероятно, это означает, что взаимная торговля в рамках ЕЭС больш е зависит от внешней конъюнктуры сырьевых рынков, чем от видимых усилий для сближения стран.

70 60

со

& 50

го

40

о

4 30 ч

& 20 10

120

МИННИI ¡'

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ^■товарооборот, млрд долларов цена нефти

Рис. 9. Товарооборот России с ЕЭС и цена сырой нефти Источник: рассчитано на основе статистики МВФ, Мирового банка иООН.

Однако следует отдать должное тому обстоятельству, что российский несырьевой экс-гюрт в стр2ны ЕЭС увеличился. Порядка 20% общего эк8порта инвестиционных товаров из Россиинаправляется в даннуюгруппустран.Вструктуре экспорта России со странами ЕЭС доля этих товар ок достигла 15% в 2017 г. (рис. 10).

Рис. 10. Товарная структура экспорта России с ЕЭС, % Источниирасучитано наоснове статистиксМЗ^ Мирового Ганкаи ООН.

Однако доля в российском импорте инвестиционных товаров из стран ЕЭС снизилась (рис. 11) при увеличении аналогичного показателя импорта из других стран. Наблюдается долгосрочное «переключение» России на другие рынки данного рода тованов.

А

Л М ¥, В I С Л 'а . * * &

. : л,™.- I чЫ-

«Г®

Щ'-'-С

егцанапмстнка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Товарная структура импорта России с ЕЭС, % Источник: рассчитано на основе статистики МВФ, Мирового банка и ООН.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ЕЭС не отличается динамизмом. Однако примечательным фактом является то, что после событий 2014 г. на фоне массового вывода капиталаизРоссии резко возросла доляКсзахстана, которая в дальнейшем также стала объективно сокращаться (рис. 12). Отталкиваясь от таких низких значений прямых иностранных инвестиций (ПИИ), достижение целевого показателя по капиталовложениям может быть гарантированно достигнуто в рамках одной-двух текущих сделок с казахским бизнесом ближе к 2024 г.

со

о ^

го ц

ц

о ч

X

600 500 400 300 200 100

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

4

0

млн долларов доля в ПИИ

Рис. 12. Прямые инвестиции в Россию из стран ЕЭС и их доля в общем объёме ПИИ,

плсояпающихл рахсийсиуюэковомику Исзочникяраасоитаоо на осповерталистии МВФ, Мирового банка и ООН.

Далее в Указе перечислены задачи, которые могут способствовать успешному достижению вышеперечисленных показателей. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта в 2024 г. необходимо: обеспечить создание механизмов государственной поддержки для достижения международной конкурентоспособности российских товаров, работ и услуг; сократить административные процедуры и барьеры в сфере международной торговли; завершить создание

гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта; устранить логистические ограничения при экспорте товаров; создать единую систему институтов продвижения экспорта; завершить формирование в рамках ЕЭС общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Набор этих задач не является оригинальным. Здесь, наверное, можно говорить об опыте других стран, которые пытались реализовать схожие задачи для интенсификации экспорта. Основой для сравнения в рамках анализа данных аспектов может выступить схожесть товарной структуры экспорта и импорта, а также институтов функционирования экономики, но это будет являться предметом совершенно другого исследования.

Заключение

Промежуточные выводы относительно экономических аспектов «майских указов» 2018 г. в рамках развития международной кооперации и экспорта России можно сформулировать следующим образом:

- экспортный поток России на ближайшую перспективу рассматривается как нечто самостоятельное, хотя, с одной стороны, динамика и структура внешней торговли являются производными элементами функционирования национальной экономики, с другой стороны, с преобладанием в поставках на внешние рынки сырьевых товарных групп конъюнктурная составляющая ценообразования является определяющей;

- представленные в Указе целевые ориентиры основаны на ожидании стабильности или роста цен на сырьевые товары, поскольку в ближайшей перспективе российская экономика продолжит зависеть от мировой конъюнктуры;

- наблюдается вероятная переоценка возможностей для России от сближения с экономикой некоторых стран бывшего Советского Союза при отсутствии «дорожной карты» для сближения с большими, чем российская, экономиками мира.

Некоторые целевые показатели, отражённые в Указе и касающиеся достижения доли экспорта несырьевых товаров в ВВП, уже достигнуты. Другие целевые показатели, описывающие перспективные стоимостные объёмы ряда укрупнённых товарных групп экспорта, вероятно, могут быть достигнуты только при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, отсутствии серьёзных санкционных ограничений (а ещё лучше - их полной отмене), снижении рисков в национальной экономике и постепенном восстановлении и расширении экономических связей России с развитыми странами. Однако имеется шанс, что благоприятная внешняя конъюнктура может нивелировать все другие возможности.

Список литературы

1. Анализ структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/Doklad_promyshlennye-moshhnosti.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

2. Избыточная криминализация экономической деятельности в России: как это происходит и что с этим делать. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/11/Doklad_izbytochnaya-kriminalizatsiya-ekonomicheskoj-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

3. Перспективы наращивания российского несырьевого экспорта. URL: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/04/Report-Non-energy-Export.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

4. Таможенное администрирование в России: что делать? URL: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

5. Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017-2024 гг.). URL: https://csr.ru/ wp-content/uploads/2017/06/Tezisy_po-vneshnei-politike.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

6. Connolly M. The Dual Nature of Trade: Measuring Its Impact on Imitation and Growth // Journal of Development Economics. 2003. Vol. 72. № 1. Pp. 31-55. DOI: 10.1016/S0304-3878(03)00067-1

7. De Souza L.V. An Initial Estimation of the Economic Effects of the Creation of the EurAsEC Customs Union on Its Members. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTPREMNET/Resources/EP47.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

8. Rivera-Batiz L., Romer P. Economic Integration and Endogenous Growth // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. № 2. Pp. 531-555. DOI: 10.2307/2937946

9. Rodrigues M. Import Substitution and Economic Growth // Journal of Monetary Economics. 2010. Vol. 57. № 2. Pp. 175-188. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2009.12.004

10. Romer P. Growth Based on Increasing Returns Due to Specialization // American Economic Review. 1987. Vol. 77. № 2. Pp. 56-62.

References

1. Analysis of Structural Characteristics of Production Capacities of Manufacturing Industry in Russia. Available at: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/Doklad_promyshlennye-moshhnosti.pdf (accessed 8 June 2018). (In Russian)

2. Over-Criminalization of Economic Activity in Russia: How It Happens and What to Do About It. Available at: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/11/Doklad_izbytochnaya-kriminalizatsiya-ekonomicheskoj-deyatelnosti.pdf (accessed 8 June 2018). (In Russian)

3. Prospects for Increasing Russian Non-Primary Exports. Available at: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/04/Report-Non-energy-Export.pdf (accessed 8 June 2018). (In Russian)

4. Customs Administration in Russia: What to Do? Available at: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (accessed 8 June 2018). (In Russian)

5. Theses on Foreign Policy and Positioning of Russia in the World (2017-2024). Available at: https://csr.ru/ wp-content/uploads/2017/06/Tezisy_po-vneshnei-politike.pdf (accessed 8 June 2018). (In Russian)

6. Connolly M. The Dual Nature of Trade: Measuring Its Impact on Imitation and Growth. Journal of Development Economics. 2003. Vol. 72. No. 1. Pp. 31-55. DOI: 10.1016/S0304-3878(03)00067-1

7. De Souza L.V. An Initial Estimation of the Economic Effects of the Creation of the EurAsEC Customs Union on Its Members. Available at: http://siteresources.worldbank.org/INTPREMNET/Resources/EP47.pdf (accessed 8 June 2018).

8. Rivera-Batiz L., Romer P. Economic Integration and Endogenous Growth. The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. No. 2. Pp. 531-555. DOI: 10.2307/2937946

9. Rodrigues M. Import Substitution and Economic Growth. Journal of Monetary Economics. 2010. Vol. 57. No. 2. Pp. 175-188. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2009.12.004

10. Romer P. Growth Based on Increasing Returns Due to Specialization. American Economic Review. 1987.

Vol. 77. No. 2. Pp. 56-62. ■ ■ ■

Для цитирования:

Изотов Д.А. Экономические аспекты «майских указов» 2018 года: международная кооперация и экспорт // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 4. С. 66-77. DOI: 10.14530/reg.2018.4.66

For citing:

Izotov D.A. Economic Aspects of the Russian President's «May Decree»: International Cooperation and Export. Regionalistica [Regionalistics]. 2018. Vol. 5. No. 4. Pp. 66-77. DOI: 10.14530/ reg.2018.4.66 (In Russian)

■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.