Научная статья на тему 'Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций'

Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательство / государственные корпорации / эффективность / правовое регулирование / развитие / legislation / state corporations / efficiency / legal regulation / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заира Магомедшапиевна Хайрулаева

Статья рассматривает перспективу развития российское законодательство в сфере эффективного правового регулирования государственных корпорации, а также были предложены варианты развития госкорпораций и повышение их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заира Магомедшапиевна Хайрулаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perspective of the development of the legislation of the Russian Federation on the example of state corporations

The article examines Russian legislation in the field of effective legal regulation of state corporations. There were also proposed options for the development of state corporations and increasing their efficiency.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 115—111 State service and personnel. 2021. No. 5. P. 115—118. Научная статья УДК 34

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-115-118

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-102 MOSURED: 77/27-008-2021-05-301

Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций1

Заира Магомедшапиевна Хайрулаева

Дагестанский государственный университет, Махачкала,

Россия, khayrulaeva@gmail.com

Аннотация: Статья рассматривает перспективу развития российское законодательство в сфере эффективного правового регулирования государственных корпораци, а также были предложены варианты развития госкорпораций и повышение их эффективности.

Ключевые слова: законодательство, государственные корпорации, эффективность, правовое регулирование, развитие

Для цитирования: Хайрулаева 3. М. Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 115—118. ЭО!: 10.24411/2312-0444-2021-5-115-118.

Original article

The perspective of the development of the legislation of the Russian Federation on the example of state corporations

Zaira M. Khayrulaeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, khayrulaeva@gmail.com

Abstract. The article examines Russian legislation in the field of effective legal regulation of state corporations. There were also proposed options for the development of state corporations and increasing their efficiency. Keywords: legislation, state corporations, efficiency, legal regulation, development

For citation: Khayrullayeva Z. M. The perspective of the development of the legislation of the Russian Federation on the example of state corporations // State service and personnel. 2021. (5):115—118. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-04442021-5-115-118.

На данный момент в Российской Федерации функционируют шесть государственных корпораций: Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ.РФ, «Ростех», «Росатом», Фонд содействия реформированию ЖКХ и «Рос-космос».

Важным элементом государственной политики на современном этапе развития стало создание государственных корпораций, активное расширение масштабов и направлений их деятельности; кроме того, проблемными остаются вопросы разработки стратегий этих организаций и последующая их реализация, в связи с этим перспективы совершенствования российского законодательства о государственных корпорациях представляется актуальной на современном этапе.

Позиция руководства страны в отношении государственных корпораций была обозначена в

© Хайрулаева З.М., 2021.

конце 2020 года Председателем Правительства РФ Михаилом Владимировичем Мишустиным, который назвал государственные корпорации «стратегически важными организациями», сохраняющими свои позиции в условиях реформы институтов развития [6].

Если говорить о проблеме эффективности работы госкорпорации, то учитывая особенности России, как государства, предлагается не повторять опыт других стран, а заставить госкорпорацию разработать четкий план действий как минимум на среднесрочную перспективу, с подготовкой бизнес-планов по проектам планируемого инвестирования средств. В случае невозможности сделать это предлагается разработать некий механизм оценки перспективности идей и способов их финансирования [8].

Что касается самой структуры управления, то необходимо ввести независимых директоров с реальными полномочиями по управлению. Пред-

№ 5/2021

полагается привлечение опытных менеджеров из бизнеса, что позволит корпорациям работать более эффективно и не учитывать интересы отдельных лиц и групп влияния.

Важно систематически снижать риски создания новых госкорпораций и превращения этого процесса в массовый, а также риски нерационального и непредсказуемого расширения существующих госкорпораций:

■ в целях снижения «спроса» на создание и расширение деятельности госкорпораций в системе государственного управления — провести «аудит» существующих инструментов реализации экономической политики, выявить основные проблемы их ограниченной эффективности и администрирования, активизировать работу по расширению различных инструментов (как прямого, так и регуляторного воздействия) реализации экономической политики, создать систему самостоятельных (автономных) органов управления;

■ ограничение возможностей создания новых корпораций — законодательное ужесточение условий их создания, определение требований, обосновывающих использование данного инструмента, значительное расширение основных законодательных требований к деятельности госкорпораций;

■ ограничение рисков роста существующих корпораций — установление жестких требований, обосновывающих необходимость передачи госкорпорациям дополнительных активов, полномочий, функций, усиление антимонопольного регулирования и контроля в отношении деятельности госкорпораций, трансформация отдельных госкорпораций по истечении определенного периода в ОАО с государственным участием, установление периода прекращения деятельности отдельных госкорпораций по истечении определенного периода, регулярная оценка существующих «сбоев рынка» со всего рынка на весь рынок.

Никакие позитивные изменения в деятельности госкорпораций без участия российского правительства невозможны [5].

Меры в рамках государственной политики, реализация которых должна начаться в самое ближайшее время, представляют собой:

■ возврат властных функций (законодательных, надзорных, контрольных, правовых) из сферы деятельности самих госкорпораций в государственные органы с введением дальнейшего запрета на передачу таких функций корпорациям;

■ создание кодекса формирования основных органов управления государственными корпорациями, а также четкое определение санкций и мер контроля за их деятельностью со стороны Российской Федерации;

■ разработка и планирование программы участия в акционерном капитале для возможной приватизации госкорпораций.

Эффективность развития законодательства в данной области можно просмотреть на примере государственной корпорации «ВЭБ.РФ [2]»: 28 ноября 2018 года Банк развития «Внешэкономбанк» был преобразован в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» [3]. Кроме того, на основании решения Правительства Российской Федерации [4] ВЭБ.РФ наделён новыми полномочиями по организации и координации деятельности институтов развития по вопросам обеспечения долгосрочного социально-экономического развития страны. 23 ноября 2020 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин объявил о начале реформы институтов развития в России, которая позволит сделать институты развития более эффективными и переориентировать их на достижение национальных целей развития России. Реформа предполагает формирование крупного инвестиционного блока на базе ВЭБ.РФ [9]. Под управление госкорпорации перейдут: Корпорация по развития малого и среднего предпринимательства, Российский экспортный центр, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), «Роснано», Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития промышленности. По данным председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова госкорпорация в этом году направит на поддержку экономики РФ 850 млрд руб. и заключит сделки на 750 млрд руб.; ВЭБ.РФ будет работать в партнерстве с коммерческими банками, поддерживая проекты с высоким потенциалом для экспорта. В том числе проекты по водородной энергетике и внедрению новых частот мобильной связи, по городскому транспорту, включая электрический. Одним из направлений работы института развития станет поддержка образования в виде партнерства с ГК «Просвещение» и сотрудничество со «Сбером» по строительству школ в регионах [10].

Благодаря поддержке Правительства РФ: активного участия в формировании повестки ВЭБа, его дочерних организаций, в создании механизма фабрики проектного финансирования и внесением изменений в законодательство регулиру-

№ 5/2021

ющее ВЭБ, с учётом коммерческих банков-партнёров, приоритетными сферами инвестиций предполагается формирование крупного инвестиционного блока на базе ВЭБ.РФ

Главным барьером на пути реализации полного потенциала госкорпораций является сама внутренняя среда, неопределенность целей и принципов деятельности, процесса принятия решений и оценки результатов их деятельности.

Исходя из этого, необходимо предложить варианты решения этих задач, а именно, необходимо отметить, что развитие госкорпораций и повышение их эффективности может быть достигнуто путем решения следующих задач:

Трансформация части госкорпораций, работающих в конкурентном сегменте рынка, в новую организационно-правовую форму - ОАО, которое будет контролироваться государством.

Обязательная ликвидация государственных корпораций, деятельность которых имеет строго определенные сроки, по завершении и оценке их деятельности.

Дополнить меры по контролю за деятельностью наблюдательных советов госкорпораций, в частности, ввести в состав таких советов представителей государственных органов.

Ввести контроль за расходованием бюджетных средств. Полномочия по контролю возлагаются на Счетную палату РФ.

«Устанавливать» государственную корпорацию в соответствии с федеральным законом о размещении заказов и оказании услуг со всеми вытекающими отсюда обязанностями.

Разработать и внедрить общую программу сокращения затрат для повышения рентабельности на основе рыночных принципов.

Принять международные стандарты корпоративного управления, требующие обязательного раскрытия информации о распределении государственных средств.

Привлекать частных инвесторов и разрабатывать совместные проекты, обеспечивающие гарантированный доход на вложенный капитал.

Расширение технологического и технического сотрудничества с российскими частными корпорациями.

Сформулировать четкие критерии эффективности для сотрудников госкорпораций, а также усилить ответственность за недостижение поставленных целей.

Распространять определенные ограничения, налагаемые на сотрудников госкорпораций, механизмы разрешения конфликтов интересов и повышения лояльности сотрудников.

Вышеуказанные преобразования должны сопровождаться соответствующими административ-

ными регламентами о конкурентных преимуществах, которые будут гарантированы госкорпорациям федеральными законами и в соответствии с законодательством.

Полностью проанализировав современные госкорпорации России и их роль в экономике нашей страны, необходимо сделать следующие выводы: сама идея модернизации экономики страны через госкорпорации правильна и обоснована, потому что целью новых субъектов является развитие инфраструктуры, создание и использование инноваций, накопление инвестиций - деятельности, которая возможно не привлекательна для бизнеса, но очень важна для государства, без которой невозможен дальнейший экономический рост и т.д., а также для развития экономики. Поэтому, если говорить о проблеме эффективности работы госкорпораций, необходимо в первую очередь модернизировать и совершенствовать российское законодательство в сфере эффективного правового регулирования государственных корпораций.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская выборов газета. 25 декабря. 1993. № 237.

2. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»» с изм. от 2 июля 2021 г. № 332-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 22. 28 мая. Ст. 2562.

3. Федеральный закон от 28.11.2018 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Данные сайта Гарант: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72014364/

4. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. № 358 «Об осуществлении государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» функций агента Правительства Российской Федерации по вопросам, вытекающим из полномочий собственника имущества и учредителя, а также акционера институтов развития» с изм. от 12 апреля 2021 г. № 583 //Собрание законодательства Российской Федерации. 22 марта. 2021. № 12 ст. 2003.

5. Панфилов К.С. Экономическое и политическое измерение эффективности российских госу-

№ 5/2021

дарственных корпораций // Бизнес. Общество. Власть. 2019 № 2 (32). С. 45—63.

6. Правительство запустит реформу институтов развития Кого ждет слияние или закрытие и что будет с «Роснано» и «Сколково» // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ business/23/11/2020/5fb8ce659a79471e74bd2245 (дата обращения: 01.09.2021).

7. Мартыненко Т.В. Противоречивость экономических и нормативно-правовых основ деятельности государственных корпораций в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 1. С. 90—96.

8. Шаталова А.И. Недостаточная прозрачность российских государственных корпораций / А.И. Шаталова // Научный аспект. 2019 Т. 6. № 2. С. 684—687.

9. Путин подписал закон о передаче ВЭБ.РФ управления институтами развития // Данные сайта: https: //www.vedomosti.ru/economics/news / 2021/07/02 /876674-putin-podpisal-zakon-o-peredache-vebrf-polnomochii-po-upravleniyu-institutami-razvitiya (дата обращения 07.09.2021)

10. ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития России //Данные сайта ВЭБ.РФ: https:// vebinfra.ru/

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11-FKZ, the Law of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ)// Russian Election Newspaper. December 25.- 1993- N 237.

2. Federal Law No. 82-FZ of May 17, 2007 "On the State Development Corporation "VEB.RF"" with ed. No. 332-FZ dated July 2, 2021// Collection of Legislation of the Russian Federation dated May 28, 2007 No. 22, Article 2562.

3. Federal Law No. 452-FZ of 28.11.2018 "On Amendments to the Federal Law "On the Development Bank" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Data of the Garant website: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72014364/

4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 12, 2021 N 358 "On the implementation of the State Development Corporation "VEB.The Russian Federation" functions of the agent of the Government of the Russian Federation on issues arising from the powers of the owner of the property and the founder, as well as the shareholder of development institutions" with the amendment. from April 12, 2021 N 583 //Collection of legislation of the Russian Federation. March 22. 2021. N 12 st. 2003.

5. Panfilov K.S. Economic and political measurement of the effectiveness of Russian state corporations // Business. Society. Power. 2019. No. 2 (32). pp. 45—63.

6. The government will launch the reform of development institutions Who is waiting for the merger or closure and what will happen to Rusnano and Skolkovo // RBC [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/business/23/11/2020/5fb8 ce659a79471e74bd2245 (date of address: 01.09.2021).

7. Martynenko T.V. Inconsistency of economic and regulatory foundations of the activities of state corporations in the Russian Federation / T.V. Mar-tynenko, A.V. Glushchenko // North Caucasian Legal Bulletin. 2019. No. 1, pp. 90-96.;

8. Shatalova A.I. Insufficient transparency of Russian state corporations / A.I. Shatalova // Scientific aspect. 2019 Vol. 6 No. 2 pp. 684-687.

9. Putin signed the law on the transfer of VEB.RF Management of Development Institutions // Site data: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2021/07/02/876674-putin-podpisal-zakon-o-peredache-vebrf-polnomochii-po-upravleniyu-institutami-razvitiya (accessed 07.09.2021)

10. WEB.RF — State Development Corporation of Russia //Web site data.RF: https://vebinfra.ru/

Информация об авторе

З.М. Хайрулаева — студентка Юридического Института Дагестанского Государственного Университета.

Information about the author Z.M. Khayrullayeva — student of the Law Institute of Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 26.11.2021.

The article was submitted 23.1 1.2021 ; approved after reviewing 25.1 1.2021 ; accepted for publication 26.1 1.2021.

11B

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.