Государственная служба и кадры State service and personnel. 2021 Научная статья УДК 34
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-154-157
2021. № 5. С. 154-157. No. 5. P. 154-157.
ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)
NIION: 2012-0061-05/21-113 MOSURED: 77/27-008-2021-05-312
Особенности несостоятельности (банкротства) гражданина: проблемы современной теории1
Ангелина Эдуардовна Колиева
Кубанский государственный аграрный университет
имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье исследуется институт несостоятельности (банкротства) физических лиц, в том числе его характерные особенности, правовое регулирование и некоторые проблемы правоприменения; фиксируются факторы, способствующие принятию гражданином решения о начале в отношении себя процедуры признания несостоятельным.
Для оценки эффективности и определения перспективных направлений развития правового института проводится анализ его регулирования за рубежом.
Ключевые слова: банкротство, денежные обязательства, имущество, требования кредиторов, вина должника, задолженность
Для цитирования: Колиева А. Э. Особенности несостоятельности (банкротства) гражданина: проблемы современной теории // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 154—157. ЭО!: 10.24411/2312-0444-2021-5-154-157.
Original article
Features of insolvency (bankruptcy) of a citizen: problems of modern theory
Angelina E. Kolieva
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin,
Krasnodar, Russia, [email protected]
Abstract. This article explores the institution of insolvency (bankruptcy) of individuals, including its characteristic features, legal regulation and some problems of law enforcement; Factors contributing to a citizen's decision to initiate an insolvency procedure against himself or herself are recorded.
To assess the effectiveness and determine promising directions for the development of the legal institution, an analysis of its regulation abroad is carried out.
Keywords: bankruptcy, monetary liabilities, property, claims of creditors, debtor's guilt, debt
For citation: Kolieva A. E. Features of insolvency (bankruptcy) of a citizen: problems of modern theory // State service and personnel. 2021. (5):154—157. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-154-157.
Банкротство формально понимается как состояние, при котором должник по добровольному ходатайству или по требованию его кредиторов признается юридически несостоятельным и оставшееся имущество которого находится в ведении этих кредиторов или распределяется между ними. То есть, по своей сути, банкротство — это юридически признанная несостоятельность.
Исследования показывают значительное влияние демографических, социально-экономических, правовых и психологических факторов на
© Колиева А.Э., 2021.
принятие решения о банкротстве. Так, демографические тенденции влияют на личное поведение при банкротстве, и обнаруживают, что люди, попадающие в возрастную группу 20-35 лет, имеют наиболее уязвимые профили богатства-долга, что в значительной степени способствует принятию решений о банкротстве. Кроме того, по мнению Е.А. Митина, именно структура семьи, раса/ этническая принадлежность и уровень образования являются важными предикторами принятия решения о банкротстве [6].
В отдельных источниках, в качестве причин, способствующих принятию решения о банкротстве, также отмечаются такие неблагоприятные
№ 5/2021
факторы, как: безработица, развод, травмы и болезни. Кроме того, конъюнктура кредитного рынка, в частности снижение трансакционных издержек, оказывает заметное влияние на темпы подачи заявлений о банкротстве. Увеличение кредитной задолженности также расценивается как важный фактор, предопределяющий решение о банкротстве.
Вопросы о признаках и процедурах банкротства граждан нашли нормативное закрепление в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -Закон) [1], который регулирует в отдельной главе банкротство граждан, а также в Федеральном законе от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
Как верно пишет Н.Ю. Круглова, указанное правовое регулирование закрепляет, что признаками банкротства граждан являются, во-первых, неспособность гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или, во-вторых, неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [4]. При этом, как указано в законе, заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
При наличии оснований арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом. Одновременно он принимает также решение о введении реализации имущества гражданина.
Конкурсная масса создается, когда должник подает заявление о банкротстве. Конкурсная масса — это все имущество и доходы должника, подлежащие банкротству, и включает в себя все законные или справедливые интересы должника в имуществе на момент возбуждения дела - имущество до подачи заявления. Другое имущество, которое может быть включено, это интерес должника в общем имуществе, определенные завещания, полученные в течение 180 дней с даты подачи заявки, а также любой доход, полученный или имущество, приобретенное конкурсной массой.
Сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов показывает усилия, прилагаемые наукой для создания единой концепции и подхода к вопросам банкротства. В связи с этим пред-
метом научно-исследовательского интереса являются характерные особенности правовых норм регулирования несостоятельности в отдельных странах, определяемые их принадлежностью к двум основным правовым системам: системе общего права и континентальной правовой системе (гражданскому праву).
Существенным методологическим вопросом является систематизация правовых критериев, позволяющих применять единую законодательную технику в отдельных странах. По этой причине научный анализ сосредоточен на правовом регулировании типичных представителей двух правовых систем: США и Англии — англосаксонской системы, Франции континентальной правовой системы.
Американское законодательство основано на концепции «нового старта», которая особенно важна в отношении несостоятельности физических лиц. В его основе лежит идея освобождения от задолженности с максимальным удовлетворением дебиторской задолженности кредиторов с учетом имущества должника.
Таким образом, законодательный подход ориентирован на потребителей, а процедуры разрабатываются в короткие сроки и без каких-либо излишних формальностей.
По мнению М.В. Аликова научный тезис заключается в том, что независимо от специфики историко-правового регулирования понятия банкротства в настоящее время продолжается процесс внедрения реабилитационных процедур законодательства США (Глава 11 Кодекса о банкротстве) в отдельные правовые системы ряда стран Европы [3].
Так, в Англии правила признают квалификацию лиц и по этой причине различаются следующим образом: несостоятельность компании - ликвидация компании, а несостоятельность физических лиц — банкротство. Важной особенностью является также то, что такие правовые споры рассматриваются в специальных судах (судах по делам о банкротстве). Что касается физических лиц, то нормативное регулирование распространяется на физических лиц, компании (корпорации) и товарищества. Инициатива возлагается на самого должника и его кредиторов, а уголовная ответственность предусмотрена в предположении о фиктивном признании должника банкротом.
В ходе своего исследования В.Н. Ткачев выделяет, что после внесения поправок в торговый кодекс Франции в 2006 году основное внимание в законодательстве уделяется установлению процедур, направленных на преодоление финансовых трудностей и недопущение формального судебного разбирательства по делу о банкротстве
№ 5/2021
[8]. Сфера применения закона о банкротстве не ограничивается типом лица, поэтому он относится как к юридическим, так и к физическим лицам. Производство по делу возбуждается должником в течение 15 дней с момента приостановления платежей. Кредиторы могут использовать это производство для подачи заявления о восстановлении долга или ликвидации компании.
Правовой режим предусматривает различные процедуры:
а) мандат и примирение;
б) контролируемое судом производство до несостоятельности (гарантия) и производство по делу о несостоятельности - судебная реорганизация и судебная ликвидация.
Законодательство придерживается позиции, что финансовые трудности должника носят временный характер, и поэтому особое внимание уделяется любым процедурам взыскания. Суд играет ключевую роль в контроле за производством по делу по сравнению с правами кредиторов.
Л.М. Пулова делает вывод, что правовое регулирование исследуемого публично-правового института в России отличается динамичностью: в законодательство о банкротстве постоянно вносятся изменения и дополнения [7]. Это свидетельствует об отсутствии четкого, единого подхода к пониманию данного института.
Кроме того, различия в правовом регулировании института банкротства физических лиц в нашей стране и за рубежом следующие:
1) в российском праве учитываются интересы всех заинтересованных сторон процесса;
2) в РФ нет специального контроля за достоверностью и обоснованностью признания должника - физического лица банкротом;
3) особенности контроля благосостояния банкрота (в нашей стране такого контроля не осуществляется);
4) срокам признания банкротом, стоимость процесса, порядок реализации имущества и погашения долгов.
Важно понимать, что зарубежный опыт банкротства физических лиц будет способствовать построению аналогичного действенного института в нашей стране.
Анализ практики правоприменения показал, что имеются определенные проблемы с реализацией права на признание должника - физического лица банкротом.
Так, А.Н. Левушкин указывает, что имеется такая проблема поиска финансового управляющего ввиду низкой оплаты труда за такой труд при явной загруженности трудовыми функциями в рамках дела о банкротстве гражданина [5]. Для ее решения необходимо на законодательном
уровне определять особенности расчета оплаты труда арбитражных управляющих по данному виду судебных разбирательств.
Также есть проблемы со своевременностью получения выписок и справок от государственных и банковских структур об имеющихся правах и интересах должника и разделом имущества. Предлагается два пути решения данной проблемы. Во-первых, описать вопрос об особенностях банкротства умершего гражданина в общих положениях о банкротстве граждан. Во вторых, посвятить отдельную главу Закона о банкротстве регулированию этой проблемы. Путь, по которому решит пойти законодатель, если посчитает необходимым внести соответствующие изменения, будет зависеть от определения уровня важности данной процедуры.
Практические проблемы, безусловно, возникают и в области правовой защиты персональных данных, и не только в отношении лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; например, процедура банкротства адвоката потребует решения вопросов надлежащей защиты данных, касающихся не только его, но и его клиентов, в случае, если адвокату будет разрешено продолжать заниматься юридической практикой. Для устранения указанной проблемы требуется соответствующее изменение правовых актов в сфере защиты персональных данных и законах о правовом статусе адвоката.
Таким образом, институт банкротства — это система норм, регулирующих специальное производство, рассматриваемое и разрешаемое в рамках арбитражного производства. Изучаемый вид специальной процедуры для объявления должника неплатежеспособным (банкротом), которая состоит из совокупности взаимных, последовательных процедур (или этапов), направленных на достижение заранее определенного, справедливо значимого результата - подтверждения факта неплатежеспособности субъекта со всеми вытекающими последствиями.
Процедура банкротства физических лиц должна регулироваться таким образом, чтобы она была доступна и эффективна только добросовестным лицам и не повторялась в течение нескольких лет; она также должна позволять установить истинные причины, побудившие лицо обанкротиться. С точки зрения правового регулирования процедура банкротства наиболее эффективна, когда при выявлении причин банкротства и в ходе процедуры банкротства большое внимание уделяется определению добросовестности лица и определяются действенные модели реабилитации физических лиц с целью их нормального существования в обществе.
№ 5/2021
Список источников
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
2. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 27. Ст. 3945.
3. Аликов М.В. Гражданско-правовые вопросы обеспечения стабильности кредитных организаций и регулирования процедур банкротства // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М.: «1К-Пресс». 2007. № 3. С. 141—142.
4. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2015. С. 409.
5. Левушкин А.Н. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики признания физического лица банкротом // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2019. С. 29—34.
6. Митин ЕА. Банкротство физических лиц: упрощенный порядок и иные нововведения 2020 года // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2021, № 1. С. 76-82.
7. Пулова Л.М. Банкротство кредитных организаций. Новые изменения в федеральном законе // Право и экономика. М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2019, № 4. С. 37-44.
8. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы
правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.
References
1. Federal Law "On Insolvency (bankruptcy)" dated 26.10.2002 N 127-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 43. St. 4190.
2. Federal Law No. 154-FZ of June 29, 2015 "On the Settlement of the peculiarities of insolvency (bankruptcy) in the Territories of the Republic of Crimea and the Federal City of Sevastopol and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2015. No. 27. St. 3945.
3. Alikov M.V. Civil law issues of ensuring the stability of credit institutions and regulation of bankruptcy procedures // "Black holes" in Russian Legislation. Law Journal. M.: "1K-Press", 2007. No. 3. pp. 141—142.
4. Kruglova N.Yu. Economic law: Textbook. 3rd ed., reprint. and additional M.: Knorus, 2015. P. 409.
5. Levushkin A.N. Problems of legal regulation and law enforcement practice of declaring an individual bankrupt // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2019. Pp. 29—34.
6. Mitin EA Bankruptcy of individuals: simplified procedure and other innovations of 2020 // Property relations in the Russian Federation, 2021. No. 1. Pp. 76—82.
7. Pulova L.M. Bankruptcy of credit organizations. New changes in the federal law // Law and Economics. Moscow: Yurid. House "Justicinform", 2019, No. 4. Pp. 37—44.
8. Tkachev V.N. Insolvency (bankruptcy) of special categories of subjects of competition law: theoretical and practical problems of legal regulation. Moscow: Volters Kluver, 2007.
Информация об авторе
А.Э. Колиева — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.
Information about the author
A.E. Kolieva — Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
Статья поступила в редакцию 26.1 0.2021 ; одобрена после рецензирования 10.11.2021 ; принята к публикации 15.11.2021.
The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 10.1 1.2021; accepted for publication 15.11.2021.
№ 5/2021